Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
История становления ФГУП «Электроприбор» неразрывно связана с решением Совета Министров СССР о создании полного замкнутого цикла разработки и серийного изготовления приборной техники специального назначения. Предприятие создано в системе Министерства среднего машиностроения (позднее Министерство по атомной энергии Российской Федерации, ныне Федеральное агентство по атомной энергии Министерства… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Разработка стратегии антикризисного управления
- 1. 1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
- 1. 2. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 1. 3. Выбор стратегии предотвращения банкротства
- 2. Изучение кризисного состояния промышленного предприятия — ФГУП «Электроприбор»
- 2. 1. Основные характеристики деятельности предприятия
- 2. 2. Анализ финансового состояния предприятия и прогнозирование его развития
- 2. 3. Изучение факторов внешней среды и конкурентоспособности предприятия
- 3. Разработка антикризисной стратегии ФГУП «Электроприбор»
- 3. 1. Разработка антикризисной стратегии предприятия
- 3. 2. Разработка товарной антикризисной стратегии
- 3. 3. Разработка маркетинговой антикризисной стратегии
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Термин «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.
Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания этой категории, на наш взгляд, обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, Именно этим объясняется актуальность выбранной темы для конкретного предприятия.
Кардинальное техническое и технологическое обновление предприятий радиоэлектронного комплекса России, обеспечивающее создание и выпуск современных изделий радиоэлектронной техники, маркетинговые исследования зарубежных рынков сбыта позволяет расширить внешнеторговые связи, увеличить объемы экспортных поставок.
ФГУП «Электроприбор» известно на российском и международных рынках радиоэлектроники как производитель следующих видов продукции: электронные и электромеханические приборы учёта;
аппаратуры защиты и шифрования электронной и речевой информации;
микросхем и печатных плат; модемов и т. п.
Завод «Электроприбор» — предприятие оборонного комплекса; изделия, производимые предприятием, относятся к военной продукции и товарам двойного назначения, а их реализация за рубеж и прочие мероприятия по внешнеэкономической деятельности подлежат обязательному экспортному контролю.
В курсовой работе в качестве основного объекта будет ФГУП «Электроприбор».
Предметом работы выступает изучение антикризисной стратегии предприятия.
Целью работы является разработка стратегии предприятия по выходу из кризисного состояния на основе разработки антикризисной стратегии.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить стратегию и тактику в антикризисном управлении;
рассмотреть выбор стратегии предотвращения банкротства;
провести изучение кризисного состояния промышленного предприятия — ФГУП «Электроприбор»;
привести основные характеристики деятельности предприятия;
анализ финансового состояния предприятия и прогнозирование его развития;
азучение факторов внешней среды и конкурентоспособности предприятия;
разработка антикризисной стратегии ФГУП «Электроприбор»;
разработка товарной антикризисной стратегии;
разработка маркетинговой антикризисной стратегии.
Для осуществления этих целей и задач в работе будут использованы следующие методы исследований: системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование, аналитико-прогностические методы (экономико-статистические методы, метод экспертных оценок), а также наблюдение, интервью, опрос, экспериментальные метды.
1. Разработка стратегии антикризисного управления
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства .
Некоторые полагают, что оно относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.
Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.
Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе.
Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Функционирование это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.
Развитие это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этх изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
Внешним признаком банкротства (несостоятельности) является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов (по российскому законодательству в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения).
Существуют признаки, указывающие на возможное ухудшение положения предприятия. Важную информацию дает сопоставление данных финансовых отчетов фирмы с данными за ряд периодов времени и средними данными по отрасли, а также анализ бухгалтерского баланса предприятия. Задержки с предоставление отчетности, ее низкое качество должны стать поводом для анализа процесса ее составления. Опоздания могут говорить о неэффективной работе финансовых служб предприятий, неудачном построении информационной системы, что увеличивает вероятность принятия неэффективных решений.
Признаком банкротства могут быть как неожиданная смена аудиторов, так и длительное сотрудничество с одной и той же аудиторской фирмой.
О неблагополучии в финансах предприятия могут говорить изменения в статьях баланса как со стороны пассивов, так и со стороны активов. Причем для каждой статьи баланса существуют известные оптимальные размеры, и опасным может быть как увеличение, так и уменьшение балансовых сумм, вообще резкое изменение в структуре баланса. Безусловно отрицательным является уменьшение наличности на текущем счете предприятия. Но и резкое увеличение также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях, например, о снижении возможностей роста и эффективности инвестиций.
Тревожным фактором являете повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, старение дебиторских счетов. Это значит, что-либо предприяте проводит неразумную политику коммерческого кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж слишком малому числу покупателей, банкротство клиентов фирмы или уступки клиентам и т. д. .
Логическим этапом рассмотрения заявленной темы будет является изучение основных направлений построения стратегий антикризисного управления.
1.2. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности .
Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке 6070-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями нынешней среды бизнеса.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до нынешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы: внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года.
Список литературы
- Федеральный Закон от13 июля 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Правовая система «Гарант"1. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Правовая система «Гарант»
- Федеральный закон N 157-фз от 13 октября 2007 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Правовая система «Гарант»
- Указ Президента РФ от 14 мая 2008 года № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Правовая система «Гарант»
- Постановление Правительства РФ № 477 от 21 июня 2001 г. «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».
- Приказ Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 270 «О государственной экспертизе внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности» // Правовая система «Гарант»
- Приказ РАСУ «Об утверждении «Положения о порядке работ в области вооружения и военной техники в РАСУ» № 191 от 12.11.2008 г. // Правовая система «Гарант»
- Решение ГТК и ФАПСИ № 10 от 27 апреля 2006 г // Правовая система «Гарант»
- Балабанов И. Т. Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2000 512с.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/Пер, с англ.; Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 2008.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. П. Е. Стовеного.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000.- 823с.
- Дубинина Н.П. Экспорт продукции предприятий радиоэлектронного комплекса России // Маркетинг радиоэлектронной техники.- 2008.-№ 1.-с.16-с.18
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 2008.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. сошвед. М.: Экономика, 2001.
- Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 2007.
- Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества: Пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 2008.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Учебник М.: «Прогресс», 2000 736с.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 2008.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
- Мурков В.И., Герасимова С. А. Мировой рынок радиоэлектронной техники // Маркетинг радиоэлектронной техники.-2008.-№ 2.-с.3-с.9
- Попов С.А. Корпоративная стратегия в системе прогрессивного менеджмента//Консультант директора. 2008. № 2.
- Попов С.А. От анализа глобального рынка к стратегии конкретного пред-приятия//Консультант директора. 2008. № 6.
- Попов С.А. Продуктово-маркетинговая стратегия/программа как «волшеб-ный ключ» к успеху//Консультант директора. 2008.
- Томпсон АЛ., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер, с англ.; Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.