Немецкая классическая философия.
Характерные особенности.
Этапы и характерные черты
Взаимосвязь, причинность и закономерность по Канту не объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности − пространства и времени, и форм рассудка категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и разум. Раньше… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Характерные особенности немецкой классической философии
- 2. Этапы и характерные черты немецкой классической философии. Представители
- Заключение
- Библиографический
- список
Немецкая классическая философия − это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724−1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775−1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770−1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804−1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это своеобразное обобщение опыта буржуазных революций. Отсюда − компромиссные тенденции и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно теоретической, или абстрактно чувственной [2].
Каждый из представителей этого этапа создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется и общими чертами.
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм.
1. Характерные особенности немецкой классической философии
Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие [5].
1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосозания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него − становящийся, развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т. д. − в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить этот вопрос на две части: первое − отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе − Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и ребенка», т. е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли. Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т. д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, соцального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.
2. Этапы и характерные черты немецкой классической философии. Представители
Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724−1804). Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом [1].
В философии Канта выделяется два периода: 1) докритический и 2) критический.
На первом этапе Кант выступает материалистом. На втором этапе − переходит на позиции агностицизма и, во многом, идеализма, сохраняя в своей философии часть материалистического учения (признание «вещи в себе», как существующей не зависимо от нас).
Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. В 1855 г. вышла работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». Используя теории Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона, Кант выработал свою космологическую теорию происхождения и развития солнечной системы, согласно которой рассеянные частицы материи в силу притяжения и отталкивания образовали сгущения и центры притяжения. Это не привело к скоплению материи в одном месте, что открыло возможность развития мира. Хотя Кант понимал движение механистически и признавал Бога творцом материи, для своего времени его гипотеза «холодной», разогревающейся космологической системы была прогрессивной.
Критический период философии Канта начинается с 1770 года. В 1781 году вышла «Критика чистого разума», в которой Кант исследовал возможности самого человеческого разума в познании. Он, вслед за Юмом, оказавшим на него большое влияние, считал, что изучение возможности познания должно предшествовать такому познанию и привести к науке. Кант ставит вопросы, возможно ли достоверное знание, то есть еобходимое и всеобщее знание? Как возможна чистая математика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна метафизика как наука? То есть достоверное знание в чисто теоретическом познании? И отвечает: достоверное знание возможно и в математике и в естествознании. Научное познание, по Канту, базируется на двух источниках: на опыте, то есть эмпирических данных, и априорных формах чувственности и рассудка. Априорные формы чувственности − это пространство и время. Математика строит свой объект из созерцания пространства − в геометрии − и чистого созерцания времени − в арифметике. Наше познание даёт нам чувственные данные, которые упорядочиваются априорными формами чувственности − пространством и временем, существующими в нас до всякого опыта. Это делает возможной математику как науку. Естествознание, как достоверное знание, как наука возможна благодаря априорным, то есть до опытным формам рассудка категориям − самым общим понятиям, которых Кант называет 12 (количество: единство, множество, совокупность; качество: реальность, отрицание, ограничение; отношение: субстанция, причинность, взаимосвязь; модальности: возможность, действительность, необходимость [4].
С помощью данных категорий осуществляется синтез полученных данных опыта, но при этом именно категории приносят в мир упорядоченность, закономерность, которые сами носят априорный характер, то есть существуют независимо от опыта и до всякого опыта.
Взаимосвязь, причинность и закономерность по Канту не объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности − пространства и времени, и форм рассудка категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и разум. Раньше выделялась чувственная ступень (восприятия, ощущения и представления) и рациональная (логическая: понятия, суждения и умозаключения). У Канта выделена ещё ступень рассудка, способность которого заключается в логических выводах, то есть способности из суждений строить умозаключения. Рассматривая проблему как возможна метафизика − теоретическое общее знание, он берёт три проблемы старой метафизики: душа как основа всех психических явлений, мир − совокупность причин и следствий, Бог − причина всех явлений. Рассматривая данные три идеи, особенно, вторую, Кант показывает пределы человеческого разума, ограниченность его способностей в познании. Делая анализ второго положения, Кант обнаруживает четыре противоречия, которые он называет антиномиями − неразрешимыми противоречиями, которые он может доказать однозначно [1].
1) Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени.
2) Мир ограничен в пространстве и мир бесконечен в пространстве.
3) Мир состоит из бесконечно делимых частиц материи и мир состоит из неделимых частиц материи.
4) Всё в мире есть реализация необходимости, и всё совершается на основе свободы воли.
Список литературы
- В. Лейферт. Немецкая классическая философия. − http://philosoff.ru/rus/philosophy/history/deutche/nemeskaj_k91.shtml
- Волков С. Н, Здоровьева М. В. Философия: электронное учебное пособие. − http://www.kampi.ru/info/studentam/filosofia/fil_book/l7.htm
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. − М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001. − 416 с.
- Кант И. Сочинения: В 6 т. − Т. 6. − С. 167, 195,201, 214, 176.
- Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. − M.: Юрист, 2004. − 520 с.
- Фихте Г. И. Избранные сочинения. − М., 1916. − Т. 1. − С. 259.
- Шеллинг Ф.В.И Система трансцендентального идеализма. − М., 1936. − С. 162.