Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах
Свойство эквифинальности по отношению к логистическим системам означа-ет высокую степень независимости планируемых результатов их деятельности от влияния отдельных внутренних или внешних факторов благодаря тому, что плани-рование, организация и контроль логистических процессов и сфер деятельности строятся таким образом, что данное влияние не может кардинально изменить посту-пательный характер… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие и сущность информации
- 1. 1. Понятие информации
- 1. 2. Отождествление производственного и информационного процессов. Взаимосвязь материального и информационного потоков в логистике
- Глава 2. Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах
- 2. 1. Классификация и характеристика информационных потоков
- 2. 2. Информационные системы в логистике
- 2. 3. Значение и перспективы использования информационных технологий в логистике
- Заключение
- Список литературы
В настоящее время объемы информации удваиваются каждые три года. Обще-ство переживает информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних экономических условиях, когда очень быстро меняются и ситуация, и за-конодательство, предприятия могут выжить только в том случае, если они вовремя узнают, что, где, когда и почем. Другими словами, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Информационные потоки способствуют более эффективному принятию управленческих решений.
Особенную роль информационные потоки играют в логистических системах. Это связано с тем, что уровень и состояние развития логистической системы каждо-го предприятия является его конкурентным преимуществом в современных рыноч-ных условиях. Службы и отделы логистики наравне с материальными потоками оперируют и информационными потоками.
В связи с вышеизложенным, следует отметить актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью работы является рассмотрение классификации и характеристики ин-формационных потоков в логистических системах.
Задачами написания данной работы являются:
— рассмотреть понятие и сущность информации;
— выявить взаимосвязь материального и информационного потоков в логисти-ке;
— отразить классификацию и характеристику информационных потоков;
— рассмотреть информационные системы в логистике;
— определить значение и перспективы использования информационных техно-логий в логистике.
Цель и задачи написания работы обусловили структуру курсовой работы. Ра-бота состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Для написания работы использовалась учебная и периодическая
литература по рассматриваемой теме.
Глава 1. Понятие и сущность информации
1.1. Понятие информации
В последние годы общество вступило в новый этап своего развития, для кото-рого характерен новый способ производства — информационный. Это связано, преж-де всего, с процессами информатизации, внедрения информационных технологий в различные сферы жизни. Информация становится основой генерирования знаний, основой коммуникаций, производства и т. д. Практически ни у кого не вызывает со-мнения характеристика современного общества как общества информационного. Исследователи дают различные определения информационного общества, но схо-дятся в главном: информация в информационном обществе становится доминирую-щей ценностью; генерирование, обработка и передача информации стали фундамен-тальными источниками производительности и власти; информация превратилась в главный стратегический ресурс.
Информация как универсальная категория играет очень важную роль в совре-менном знании и в последние годы становится центральным объектом исследования многих наук.
Развитие понятия информации в современной науке привело к появлению ее мировоззренческой и особенно философской интерпретации. Представляется, что наиболее правильным является следующее определение: Информация это фило-софская категория, рассматриваемая наряду с такими, как пространство, время, ма-терия. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т. е. форму связи между источником, передающим сообщение, и приемником, ее прини-мающим.
В истории развития человечества информационные процессы изначально иг-рали важную роль, уходя своими корнями в механизмы поведения и общения, по-стоянства и развития. Взаимовлияние человека и информации огромно. С одной стороны, развитие человечества, человеческие способности вызывают к жизни мно-гообразные и сложные процессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации, увеличения ее объемов. С другой стороны, нарастание объемов ин-формации вызывает обратный эффект — усливает потребность в новых средствах коммуникации, что неизменно влечет переизбыток информации и возникновение информационных барьеров. Выход из информационных барьеров находит человек, в очередной раз усовершенствуя информационные процессы, создавая новые меха-низмы накопления, передачи и обработки информации.
Информация — это нематериальная составляющая материального мира. Можно отметить следующие особенности информации.
Информация — это свойство материи быть организованной, т. е. иметь структу-ру и свойства. Любая информация материальна по форме, и нематериальна (бесте-лесна) по содержанию. Материальность по форме означает, что информация выра-жается организацией и свойствами материальных объектов. Нематериальность ин-формации означает, что её содержанием является описание этой организации и свойств, которое не обладает никакими физическими параметрами, типа массы, энергии и т. п. Содержание обладает количеством и качеством.
Информация проявляется при взаимодействии материальных объектов.
Содержание информации выявляется только сознанием и в сознании, которое может воспринять информацию, обработать её и сохранить в памяти, а также соз-дать новую информацию.
По происхождению существует два вида информации:
1) Природная информация представляющая окружающий мир. Природная ин-формация — объективна. Она есть организация и свойства материального мира.
2) информация, создаваемая сознанием. Информация, создаваемая человече-ским сознанием, может быть любой по содержанию, т. е. всем, о чём может подумать человек. Сознание — процесс и результат обработки информации в мозгу. Информа-ция — основной материал сознания, при помощи которого оно управляет организмом (человека) и обеспечивает общение с окружающим миром.
Мир погружён в информацию, т.к. последняя контролирует ход всех процес-сов, происходящих где-либо. Этот бестелесный, по Платону, мир идей, обнаружива-ется только сознанием. Тем не менее, он реальность, т.к. представляет действитель-ность. С этих позиций прав Платон, полагавший существование «мира идей». Отли-чие же современных взглядов от платоновских заключается в том, что этот «мир идей» существует не отдельно от материального мира, а в единстве с ним.
Самое сложное в оздании определения «информация» заключается в том, что это «нечто» другое, нежели материя или энергия. Подобным образом, через проти-вопоставление этим важнейшим категориям форм бытия, определил информацию Норберт Винер — один из основоположников теории информации и кибернетики: Информация — это не материя и не энергия, это информация. Другими словами, Ви-нер определил информацию как феномен, как «вещь в себе».
В теории информации рассматривают синтаксический, семантический и праг-матический аспекты информации.
На синтаксическом уровне рассматриваются внутренние свойства текста (структура), т. е. отношение между знаками (алфавита), отражающие структуру дан-ной знаковой системы.
На семантическом уровне анализируются отношения между знаками и обо-значаемыми ими предметами, действиями, качествами, т. е. смысловое содержанием текста.
На прагматическом уровне рассматриваются отношения между текстом и тем, кто его использует, т. е. ценность информации для потребителя. При этом информа-цию оценивают как и любой продукт по тем потребительским свойствам, которыми она обладает
История человечества — история развития и накопления информации. Все пе-реломные моменты в истории общества связаны с накоплением информации и появ-лением новых способов и средств информационного обмена. Накопление информа-ции ведет к расширению информационных полей и изменению механизмов их фор-мирования. С течением времени изменяется и система социокультурного воспри-ятия информации. Ускорение информационных потоков оказывает влияние на тем-пы и характер развития общества.
Информация классифицируется по различным основаниям:
— сферам общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, ду-ховно-культурная;
— источникам поступления: внутренняя и внешняя;
— материальным носителям: бумажная, электронная, электрическая;
— формам носителей: средства массовой информации радио, телевидение, печатная книги, газеты, журналы;
— периодам использования: условно-постоянная справочная, нормативная и переменная оперативные сведения;
— видам основных функций управления: прогнозная, организационная, кон-трольно-учебная, регулятивная;
— характеру представления: количественная и качествення.
Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание. К информации обыч-но предъявляются определенные требования: полнота, достоверность, оператив-ность, недопустимость неиспользуемых сведений, осложняющих принятие реше-ний; прозрачность; экономичность затрат при сборе информации.
Пониманию механизмов взаимодействия информационных потоков в истории и культуре способствует теория массовых коммуникаций, в терминах которой каж-дый факт культуры прошлого может рассматриваться как некоторое сообщение, информация. Тогда все взаимодействия в истории выступают как коммуникацион-ные отношения, основанные на передаче информации по различным каналам.
По применению всю информацию, которой пользуется человек, можно разде-лить на следующие виды (формы): математическая; текстовая; графическая; звуко-вая; видеоинформация.
По восприятию органами чувств: звуковая (аудиальная); визуальная (символы, рисунки, жесты, зрительные образы); органолептическая; вкусовая; обонятельная (запахи); тактильная (ощущения).
По общественному назначению: массовая; личная (хранится в памяти каждого человека); общественно политическая; обыденная; эстетическая.
Специальная: научная; техническая; отраслевая; производственная;
По области возникновения: элементарная (процессы явлений неодушевленной природы); биологическая (процессы животного и растительного мира); социальная (человеческое общество).
Хорошая информация позволяет: получать конкретные преимущества снижать риски и опасности определять отношения потребителей следить за внутренней и внешней средой координировать стратегию и тактику развития оценивать деятельность повышать уровень доверия получать поддержку в решениях улучшать эффективность.
Выделяют следующие основные качественные характеристики информации:
— субъективность информации. Информация носит субъективный характер, она определяется степенью восприятия субъекта (получателя информации);
— нематериальность информации. Любая информация материальна по форме, и нематериальна (бестелесна) по содержанию. Материальность по форме означает, что информация выражается организацией и свойствами материальных объектов. Нематериальность информации означает, что её содержанием является описание этой организации и свойств, которое не обладает никакими физическими парамет-рами, типа массы. Под нематериальными свойствами понимают такие свойства ма-терии, которые не могут быть измерены ни в единицах энергии, ни в единицах инерциальной массы или в производных от них единицах, а потому существуют не-зависимо от энергии и массы. Информация, являясь неотъемлемым физическим свойством материи, не имеет физических единиц измерения. И это говорит о том, что она нематериальна Свойство нематериальности информации особенно проявля-ется в том, что она легко доступна для восприятия человеком. Информацию нельзя измерить, ее можно только наблюдать и она всегда относительна. Природная ин-формация — это всегда информация о прошлом, при этом информация может суще-ствовать неограниченно длительное время, свидетельствует о том, что информация не зависит от времени. Это еще одно подтверждение того, что информация немате-риальна.
Список литературы
- Адаменко М. А. Информационные системы маркетинга./ М. А. Адаменко // Сборник статей Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова, Декабрь 2002 г.
- Альбеков А.У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. / А. У. Альбеков, В. П. Федько, О. А. Митько. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Арлазаров В.Л., Емельянов Н. Е. Управление информационными потоками. М.: ИНФРА-М, — 2002. — 368 с.
- Балахонова И. В., Волчков С. А., Капитуров В. А. Логистика. Интеграция процессов с помощью ERP-системы. М.: Приоритет, 2006. 464 с.
- Валов С.Г. Задача связи. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 306 с.
- Гаджинский А.М. Практикум по логистике. М.: Информационно- вне-дренческий центр Маркетинг, 2001
- Демин А. И. Парадигма дуализма: Пространство время, энергия инфор-мация. М.: Издательство ЛКИ, 2007 г. 320с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс. — М.:Инфрма-М, 2000.
- Ланкин В. Е. Менеджмент организации. Уч. пособие /Т.В. Алесинская, Л. Н. Дейнека, А. Н. Проклин, Л. В. Фоменко, А. В. Татарова и др.; Пд общей ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 304 с.
- Ланкин В.Е. Маркетинг. / Под общей ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
- Лихачева Г. Н. Информационные технологии в экономике. / Г. Н. Лихаче-ва Г. Н. М.: Инфра-М, 2002.
- Мельник Л. Г., Ильяшенко С. Н., Касьяненко В. А. Экономика информа-ции и информационные системы предприятия: Учебн. помоги. Сумы: ИТД «Уни-верситетская книга», 2004. 400 с.
- Можаева Г. В. Роль исторической информации в современном источнико-ведении. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 408 с.
- Нестеров А. В. Философия информации // НТИ. Сер. 2000. — № 2. С. 1 9.
- Подольский В.И., Дик В.В., Уринцов А. И. Информационные системы: Учебник для вузов/Под ред. В. И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. 319 с.
- Пономарева Т. Н. Экономический механизм управления материальными потоками / Т. Н. Пономарева. Б.: БГТУ. 2004.
- Практикум по логистике: Учебное пособие./ Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М., 2000. 270 c.
- Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в эко-номике. / М. И. Семенов. — М.: Финансы и статистика, 2002. 385 с.
- Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: учебник. М., ИНФРА-М, 2001 г. — 608 с.
- Слепко В., Миронов С. Создание электронного архива бухгалтерской до-кументации / В. Слепко, С. Миронов // Бухгалтер и компьютер. — № 9. 2004. — стр. 20−23