Литературно-художественные издания: основные разновидности, общая характеристика
Серии и библиотеки выпускаются в типовом оформлении. Как правило, издания (выпуски) серии должны иметь одинаковый формат, единые принципы конструкции внешнего и внутреннего оформления. Обычно серии имеют особые графические признаки: марку серии, ее название и т. п. — на обложке, корешке, титульном листе. Степень серийности оформления может быть различной: от полной унификации до свободных, так… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Современный литературно-художественный журнал: теоретические ос-новы
- 1. 1. Литературно-художественные издания: основные разновидности, об-щая характеристика
- 1. 2. Литературно-художественные журналы
- 1. 3. Обзор литературно-художественных журналов начала 2007 года
- Глава 2. Анализ содержательного направления современного литературно-художественного журнала «Иностранная
- литература»
- 2. 1. Краткая характеристика журнала
- 2. 2. Анализ содержательного направления журнала
- Заключение
- Список литературных источников
- Актуальность темы
В России первые литературные журналы возникли в конце XVIII века. В XIX веке они стали важной средой интеллектуальной жизни, однако значитель-ных тиражей не имели, в силу низкой образованности основной массы населе-ния, и сильно страдали от царской цензуры.
В СССР, после исчезновения дореволюционных изданий, были созданы новые литературно-художественные журналы, причём не одномоментно: если ряд крупнейших центральных журналов вышел в свет ещё до Великой Отечест-венной войны, то новые региональные издания продолжали возникать на протя-жении ряда десятилетий. Они также периодически страдали от теперь уже пар-тийной цензуры, однако стали важными центрами притяжения общественной мысли и «кузницей мастерства» начинающих литераторов. После отмены цен-зурных ограничений в эпоху перестройки, толстые журналы стали публиковать массу острейших материалов на все темы художественной и общественной жиз-ни, выйдя далеко за рамки узколитературных изданий. Это обусловило их неве-роятную популярность: к 1990 г. ежемесячный тираж одного лишь «Нового ми-ра» достиг 2 710 000 экз. После падения советской власти аудитория литератур-нх журналов сократилась, и они вновь стали лишь вестниками литературной жизни.
Литературный журнал журнал, посвящённый литературной критике и публикующий произведения художественной литературы. Бывают как общели-тературные, так и представляющие какое-то одно литературное направление. В России и СССР литературно-художественные журналы получили неофициаль-ное, но часто употреблявшееся название «толстых журналов» (без кавычек), в силу значительного объёма этих изданий.
Литературно-художественный журнал журнал, содержащий произведе-ния художественной литературы, а также публицистические и критические ста-тьи и др. материалы.
Толстые журналы СССР: «Новый Мир», «Юность», «Волга», «Нева», «Знамя», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Ленинград», «Звезда», «Иностранная
литература", «Дружба народов», «Москва», «Наш современник», «Дон» и др.
Современные литературные журналы на русском языке: «Арион», «Вестник Европы», «Воздух», «Волга», «Другие берега», «Дружба Народов», «Звезда», «Знамя», «Иностранная
литература", «Континент», «Нева», «Новая Юность», «Новый Журнал», «Новый Мир» и др.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы работы.
Степень разработанности темы
Данная тема недостаточная разработана в существующей современной ли-тературе и поэтому требует дальнейшей разработки и анализа.
Цель работы — провести анализ содержательного направления журнала «Иностранная
литература".
Задачи работы:
— рассмотреть литературно-художественные издания: основные разновид-ности, общую характеристику;
— рассмотреть литературно-художественные журналы;
— провести обзор литературно-художественных журналов начала 2007 года;
— дать краткую характеристику журнала;
— провести анализ содержательного направления журнала.
Объект исследования журнал «Иностранная
литература".
Предмет исследования — современное содержательное направление жур-нала «Иностранная
литература".
Основные литературные источники и рассматриваемые литератур-но-художественные издания
Нами были рассмотрены следующие источники и литературно-художественные издания: Журнал «Иностранная
литература" отметил свое 50-летие//Радио «Свобода». 07.10.2005; Журнальный зал. «Иностранная литерату-ра». http://magazines.russ.ru; Журнал «Иностранная
литература". http:// russ.ru;Зенкин С. Н, Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 81с.; История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М.: Светотон, 2006.400 с. и др.
Так нами был рассмотрен Шомраков И. А. Всеобщая история книги. В этой книги ведущие специалисты страны в области книговедения и истории книги предлагают современный взгляд на историю книги, книжного дела книгоизда-ния. Подробно и всесторонне рассмотрены национальные, технологические и другие особенности развития книжного дела.
Что касается исследования, то основная информация была взята из сле-дующих источников: Журнальный зал. «Иностранная литерату-ра». http://magazines.russ.ru; Журнал «Иностранная
литература". http:// russ.ru.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.
Во введении задаются актуальность, степень разработанности темы; опре-деляются цель и задачи работы; рассматриваются основные литературные ис-точники и литературно-художественные издания, приводится структура работы.
В первой главе «Современный литературно-художественный журнал: тео-ретические основы» рассматриваются литературно-художественные издания: основные разновидности, общая характеристика; литературно-художественные журналы; дается обзор литературно-художественных журналов начала 2007 го-да.
Во второй главе «Анализ содержательного направления современного ли-тературно-художественного журнала «Иностранная
литература" дается краткая характеристика журнала; и проводится анализ содержательного направления журнала.
В заключении приводятся основные
выводы по работе.
Глава 1. Современный литературно-художественный журнал: теоретические основы
1.1.Литературно-художественные издания: основные разновидности, общая характеристика
В последние годы специализация издательств художественной литературы и задачи удовлетворения различных читательских интересов вызвали необходи-мость рассмотрения и обобщения сведений об устойчивых группах изданий для определения их места в общей структуре выпуска художественной литературы.
Типология изданий художественной литературы считается достаточно хо-рошо разработанной. Вопросами типологии литературно-художественных изда-ний в той или иной степени занимались Б. Я. Бухштаб, Е. И. Прохоров, А. А. Гречихин, А. Я. Черняк, Л. Н. Кастрюлина, Г. Н. Швецова-Водка, В. Е. Барыкин .
В монографии «Типология изданий», подготовленной специалистами Рос-сийской книжной палаты, в основу классификации литературно-художественных изданий положены следующие признаки: функциональное назначение читательский адрес характер информации структура
характер подготовки текста конструкция изданий.
По признаку функционального назначения литературно-художественные издания делятся на научные, научно- массовые, и массовые издания.
Научное издание произведений художественной литературы предназначе-но для исследовательской работы. Направленность научного издания на удовле-творение исследовательских потребностей выражается в выборе произведений, структуре издания, его справочном аппарате и т. д.
Научные издания, как правило, становятся событиями в науке, когда впер-вые издается произведение, либо впервые издается научно с отражением совре-менного уровня его изученности. Научное издание всегда содержит нечто суще-ственно новое для исследователей: в выборе забытого или не издававшегося ра-нее произведения, либо в подготовке текста, в переводе, в комментариях, допол-нениях и т. д. Грани собственно художественного в научном издании несколько размываются.
В научное собрание сочинений входят все или избранные «нетворческие» тексты писателя в целях предоставления их исследователям для изучения его творческой биографии.
Представляя материал для исследования, научное издание часто содержит текст, публикуемый в разных списках, переводах.
Система сопроводительного материала также подчинена исследователь-ским целям. Научному изданию сопутствует текстологический историко-литературный или издательский комментарий. Для справочного аппарата науч-ного издания характерна развернутая структура. В помощь исследованию произ-ведения печатаются различного рода
приложения.
Научно-массовое литературно-художественное издание предназначено для изучения включенных в него произведений.
Научно-массовое собрание сочинений выпускается для глубленного чте-ния, направленного на изучение творчества писателя и включает не только про-изведения хрестоматийные, на и другие работы, чем-то интересные, чем-то важ-ные для творческой биографии автора, неотъемлемые от неё.
В связи с основным назначением научно-массовых изданий — их направ-ленностью на изучение художественной литературы — отбираются произведения и для отдельных изданий, а также для различного рода сборников, серий и т. д. Это — или произведения, входящие в программу курса литературы высшего (или среднего) учебного заведения, или классические произведения, выходящие за рамки учебных программ, но без которых нельзя получить представление о раз-витии литературы того или иного народа, а также наиболее значительные произ-ведения современной отечественной или зарубежной литературы.
Научно-массовым изданиям сопутствует обычно литературно-критический или реальный комментарий. Вступительные статьи носят характер обзора твор-чества автора, литературы эпохи и т. д. представляя результаты исследований со-ответствующей темы.
Массовое литературно-художественное издание предназначено только для чтения. В нем непосредственно реализуется основная функция художественной литературы — эстетическая. Это самая распространенная группа изданий художе-ственной литературы. Как правило, массовыми изданиями выпускаются отдель-ные и избранные произведения автора, литературные новинки. В виде массовых изданий выходит в свет наиболее «читаемая» литература, отсюда — их большие тиражи. Чаще всего эти издания не имеют справочного аппарата, но сопровож-даются краткой вступительной статьей и реальным комментарием .
Дифференциация изданий по читательскому адресу представляет большую сложность, так как взаимосвязи между читательскими запросами и спецификой издания чрезвычайно разнообразны. Существует несколько принятых критериев, определяющих читательские категории: специальность, уровень образования, возраст и т. д.
Список литературы
- История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М.: Светотон, 2006.400 с.
- Калашникова Е. «Иностранка» вызвала дух английского классика. 2008−02−28. http://exlibris.ng.ru.
- Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. М.: Наука, 2007.- 208 с.
- Шомраков И.А. Всеобщая история книги. М., 2007.