Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обобщение как метод формирования нового научного знания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается современных разработок проблемы, нельзя не вспомнить основные теории науки зарубежной философии 20 века. Сюда относятся труды К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Т. Куна, С. Тулмина и др. Очень большое внимание в данных работах уделяется концепциям формирования нового знания, новых теорий, создания метода, системы методов или отрицания их. Заметим, что и здесь обобщение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обобщение и наука
    • 1. Обобщение и понятие о науке
    • 2. Обобщение в методологии научного познания и его роль в различных концепциях роста научного знания
    • 3. Обобщение в процессе формирования интеллекта
  • Глава 2. Обобщение как метод формирования нового знания
    • 1. Обобщение как научный метод познания: понятие и виды
    • 2. Обобщение в процессе генезиса научного знания (на примере моделей развития математики и открытия неевклидовых геометрий)
    • 3. Обобщение в искусстве

Обобщение как метод формирования нового научного знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вопрос о возникновении, развитии и структуре научного знания всегда являлся актуальным. Развивается ли научное знание интуитивно, и потому непредсказуемо и хаотичноили пути его развития могут быть выявлены, объяснены, могут быть предсказаныно будет ли в таком случае научное знание лишь «мертвой логической схемой» [125,113] - один из главных вопросов на сегодняшний день в методологии научного познания.

Одним из наиболее эффективных способов расширения и развития научного знания является обобщение. Так, в частности, Н. Бурбаки в. своих трудах связывают развитие математики исключительно с повышением уровня абстрактности и переходом на новый, очередной уровень обобщения.

Кроме того, одна из наиболее важных черт развития современного научного знания — это стремление к подведению дисциплин под единую основу. Математики стремятся построить все их невероятно разросшееся знание на единой основе теории множеств. Физики работают над созданием единой физической картины мира, в фундаменте которой лежит синтез релятивистских и квантовых идей с одной стороны, и идеи возможности построения единой теории всех фундаментальных взаимодействий — с другой. Биологи строят целостную теоретическую биологию, основные принципы которой предполагается выявить в исследованиях современной молекулярной биологии, генетике, синтетической теории эволюции. Здесь, очевидно, речь идет о некоем глобальном обобщении через анализ существующих теорий, подобий и различий их строения и развития.

В данной работе представлена концепция обобщения с точки зрения современной теории познания, которая позволяет осмыслить различные стороны человеческой деятельности (в основном, научной).

Переходя к степени разработанности проблемы в современной науке, заметим, что общее и единичное, их взаимоотношения, переходы от единичного к общему и от общего к еще более общему интересовали философов с древних времен. Эти и подобные им проблемы обсуждались еще Аристотелем в «Аналитиках» и в связи с критикой учения Платона об идеях.

Позднее этот вопрос, так или иначе, затрагивался практически всеми учеными, философами, занимавшимися методологией и философией. Можно вспомнить труды Г. Галилея, Р. Декарта, И. Канта и многих других. Хотя в этих работах не создано целостной концепции обобщения, вклад в философию науки и методологию появления нового знания, новых методов постижения действительности относится и к обобщению, как одному из методов познания. В логико-методологическом русле обобщение опосредованно рассматривалось Ф. Бэконом, Дж. С. Миллем.

Что касается современных разработок проблемы, нельзя не вспомнить основные теории науки зарубежной философии 20 века. Сюда относятся труды К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Т. Куна, С. Тулмина и др. Очень большое внимание в данных работах уделяется концепциям формирования нового знания, новых теорий, создания метода, системы методов или отрицания их. Заметим, что и здесь обобщение не рассматривается как отдельная тема для исследования, но воспринимается с позиции развития научного знания, внутри созданных авторами концепций. Проблема роста научного знания и развития науки интересовала и других зарубежных философов XX века, таких как Т. В. Адорно, JI. Витгейнштейн, Х.-Г Гадамер, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.-П. Сартр и др.

Перейдем к отечественным разработкам проблемы обобщения в формировании нового знания. Очень большое место здесь занимают ученые-методологи XX века. Можно вспомнить о трудах В. Ф. Асмуса, В. В. Ильина, Е. А. Мамчур, К. Батороева, В. В. Быкова, А. И. Введенского, В. Г. Виноградова, Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, Ф. В. Лазарева, В. А. Лекторского, А. И. Ракитова, B.C. Степина, В. С Швырева, и др., посвященных философии науки в общем.

Специально обобщением занимались такие авторы как Д. П. Горский и Е. К. Войшвшшо, в работах которых можно найти четкую классификацию видов метода обобщения и других форм и методов науки.

Кроме того, свой вклад внесли философы-методологи конкретных специальностей, историки науки. Существует несколько концепций обобщения в некоторых исторических теориях науки, например, в теориях Н. Бурбаки, А. Н. Колмогорова и др.

Интересны труды по истории и философии математики А. Юшкевича, М. Шаль, Г. И. Рузавина, Б. В. Гнеденко, Н. И. Жукова, А. Г. Барабашева, Ф. Клейн, Б. А. Розенфельда, по истории физики — Р. Фейнмана, А. Акчурина, Р. Карнапа.

Большое внимание обобщению в своих трудах уделяли выдающиеся представители таких наук как математика, физика: Э. Мах, В. Гейзенберг, Д. Гильберт, Н. Бор, М. Борн, А. Эйнштейн, П. Л. Капица, Н. Винер и др. Возможности применения обобщения рассматриваются в их работах преимущественно на конкретном прикладном уровне.

Процессом обобщения также интересовались представители психологии — JI.C. Выготский, И. А. Мироненко, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, В. В. Давыдов, а также ученые других социально-гуманитарных наук.

Процесс обобщения имеет место не только в науке, но и практически во всех других областях человеческой деятельности.

В частности, свои особенности обобщение имеет в творческих процессах. Вопросами обобщающих процессов в искусстве занимались А.В. Гулы-га, В. Д. Днепров, Д. П. Горский, А. Зись, А. Ф. Лосев и др.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является обобщение в целом, предметом — функции обобщения в процессе формирования нового научного знания, его генезис, структура, механизмы действия.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является создание концепции формирования нового знания при участии обобщения. Согласно поставленной цели можно выделить следующие задачи:

• исследование связи фундаментальных научных понятий «новое знание», «рост научного знания», «наука» с понятием «обобщение»;

• создание классификации видов обобщения, представленных в научной литературе;

• изучение особенностей обобщения как научного метода (на примере математики — в процессе генезиса математического знания);

• изучение особенностей обобщения как метода познания в искусстве.

• исследование процесса обобщения в формировании понятийно-категориального аппарата ребенка;

Теоретико-методологическая основа диссертации. Данная работа опирается на теоретические достижения отечественных и зарубежных авторов в области теории познания, философии науки, логики, теории и истории математики и физики. Теоретико-методологическая основа диссертации определяется задачами диссертации. Так, достижение задачи анализа понятий «новое знание», «обобщение» и др. в современной науке потребовали компаративистского (сравнительного) метода с целью определения оптимальной для дальнейшего исследования методологической позиции и терминологии.

Также применялся исторический метод, предполагающий изучение возникновения, формирования и развития понятия обобщения в философии науки.

Особую роль сыграл метод обобщения, позволивший выделить главные структурные элементы среди множества примеров обобщений, и таким образом создать классификацию видов обобщения с учетом вклада автора.

Сложность проблемы, заключающаяся в необходимости обобщить само понятие «обобщение», предполагала использование диалектического подхода. Именно этот подход позволяет реализовать достаточно широкий спектр методологических принципов: объективности, развития, системности, взаимосвязи, единства абстрактного и конкретного и другие.

Научная новизна исследования. Данная работа является многосторонним, комплексным исследованием процесса обобщения. Обобщение рассматривается в ходе генезиса понятия, а также с точки зрения его функциональных возможностей.

Определяется место данного метода в таких глобальных категориях как «наука», «научное знание», «рост научного знания».

В работе сформирована оригинальная концепция обобщения, построенная на впервые выделенных двух разновидностях метода (локальном и глобальном обобщении).

Данная концепция обобщения позволяет осмыслить с точки зрения теории познания различные стороны человеческой деятельности (научна, художественная), а также ее становление (формирование логико-понятийного аппарата у ребенка).

Положения, выносимые на защиту.

• Обобщение не только играет значимую роль в процессе научного познания, но без него невозможна наука вообще, какого бы определения научного знания мы не придерживались.

• Научное знание (в частности, математическое) развивается по цепочке обобщений, поэтапно проходя все ступени обобщения. Подобным образом развивается и человеческое мышление, интеллект.

• Открытия, подготовленные ходом науки (определение, использованное Т. Куном) предлагается разделить на открытия внутри традиции и открытия, создающие новую традицию.

• Оптимальное понятие обобщения можно сформулировать следующим образом: обобщение — логический прогресс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного научного знания приводит к усилению парадигмы целостности (т.е. всестороннего взгляда на мир) путем развития комплексных исследований внутри конкретного направления науки, и также междисциплинарных исследований.

• Выделены две разновидности процесса обобщения: локальное и глобальное, с определением свойств каждого из них.

• Механизм обобщения возможно проанализировать (выявление предпосылок, причин возникновения обобщениявозникновение, развитие и историческое преобразование понятий в ходе обобщениявозможности применения результатов обобщения в других теориях и областях научного знания). Подобный анализ был проведен на примере создания неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского.

• Обобщение существует также и в художественном творчестве, оказывая влияние на его конечные результаты.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-практическая ценность работы заключается в возможности использования полученных выводов:

— в преподавании философии, философии и методологии науки, философии математики, физики.

— в практическом применении и разработке направления в деятельности ученых соответствующих специальностей (математика, физика).

— в дальнейших исследованиях логико-методологической модели обобщения.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на кафедре философии Тюменского Государственного Университета,.на научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано три статьи.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и библиографии (184 наименования), на 123 страницах.

Заключение

.

В работе была рассмотрена концепция обобщения на одном из высших уровней теории познания — на уровне категории «наука». Заметим, что обобщение не просто играет значимую роль в процессе научного познания, без него невозможна наука вообще, какого бы определения научного знания мы не придерживались. Конечно, это не утверждение о том, что обобщение — самый главный, или даже единственный метод в научном познании. Кроме обобщения очень важное место занимают и другие приемы, методы познания: как внерациональные — интуиция, фантазия, воображение и т. п., так и рациональные — абстрагирование, идеализация, анализ и т. п. Но без обобщения знание, которое принесли эти методы, осталось бы разрозненным и частнымне смогло бы превратиться в науку в строгом понимании этого слова.

В параграфе 2 главы 1 мы остановились на утверждении двойственности любой методологии. В каждом процессе получения нового знания есть как внерациональная, интуитивная часть, так и логическая. И только их гармоничное соединение в процессе работы ученого обеспечит ожидаемый, необходимый результат.

Было отмечено, что на разных стадиях развития науки, соотношение интуитивного и механического подходов различны.

Далее, были сопоставлены интеллектуальное развитие ребенка и генезис математического знания (исходя из теории А.Н. Колмогорова), найдя сходство в этих, казалось бы, различных процессах. Так или иначе, развитие ребенка происходит по цепочке обобщений, зависит от умения совершать конкретные и абстрактные операции с числами, понятиями, теориями. Также и математика, поэтапно проходит все ступени обобщения, и переход на новый этап невозможно совершить без окончания предыдущего, менее общего.

Особую трудность составляет изучение формирования первоначальных обобщений. По этому вопросу были рассмотрены точки зрения Дж. Локка, К. Попа, Х. Зигварта, Э. Гуссерля, Э. Кассирера, Н. Ланге, Д. П. Горского и др.

Что касается ситуации в научном знании (в частности, в математике), то здесь мы можем найти широкое многообразие обобщений. Локальные, как более механические, близкие к формализму, и глобальные, при которых необходима особая научная интуиция. Их единство в научном познании и создает то обобщенное описание действительности, о котором размышлял А. Эйнштейн и другие представители научного сообщества.

Сумма подобных значимых обобщений, продвигая науку (и другие сферы человеческой деятельности), и таким образом, человечество в смысло-образовании, смыслогенезе, создает глобальное обобщение, или философское обобщение, каждая новая ступень которого, как и всякое глобальное обобщение, непредсказуема.

При этом, хотя обобщение во многом остается интуитивным и непредсказуемым процессом, тем не менее, оно является одним из научных методов, имеет конкретную структуру и алгоритм действия. И потому, в отношении науки, возможность прогноза развития конкретной науки, предвидения ее направления очевидна.

Уже сейчас множество концепций научного развития, в том числе математики (Н.Бурбаки, А.Г.Барабашева) ведут речь о новой ступени обобщения в математике, и философско-методологический анализ в связи с исследованием предыдущих ступеней развития, может ускорить данный процесс. Как писал А. Эйнштейн относительно физической теории, что в принципе переносимо и на математическое знание: «Лучший удел физической теории состоит в том, чтобы указать’путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама останется предельным случаем» [179,315].

Основным проблемным результатом для будущих исследований можно считать вопрос об обобщении в других сферах человеческой деятельности. i.

Так, например, как было показано в работе, обобщение в художественном творчестве имеет свои особенности и, следовательно, требует более подробного изучения механизмов действия. Также и обобщение в процессе становления мышления, в ходе которого формируется логико-понятийный аппарат ребенка, может являться отдельным предметом изученияиметь конкретное приложение не только в психологии, но и в педагогике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. О граде Божьем, Кн. 8−13.- М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994, — 336 с.
  2. Т.В. К логике социальных наук// Вопросы философии, 1992, № 10.- с.76−86
  3. И.А. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления: Сб. ст.- М.: Фирма «АРГО», 1994. 349 с.
  4. Аристотель Сочинения в 4-х томах, т.2.- М.: Мысль, 1978.- 687 с.
  5. В.Ф. Избранные философские труды, т. 1−2. -М.: Изд-во Москов. ун-та, 1969−1971.- 412с., 445 с.
  6. А.С. Логическое учение Аристотеля.- М.: Соцэкгиз, I960.-314 с.
  7. А.Г. Будущее математики.- М.: Издательство Московского университета, 1991.- 157 с.
  8. А.Г. (под ред.) Математика и опыт.- М.: Издательство Московского Университета, 2003.- 623 с.
  9. К. Аналогии и модели в познании.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981.- 319 с.
  10. В.Г. Полное собр. соч., т. 3.- М.: Академия наук СССР, 1953.- 826 с.
  11. Е.А. Роль аналогии в познании: диссертация к.ф.н., М.: МГУ, 1967. -200 с.
  12. Н. А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды.- М.: изд-во Флинта, 1999 г.- 312 с.
  13. Большая Советская Энциклопедия (в 30-ти томах), изд. З-е, гл. ред. A.M. Прохоров, т. 18.-М.: Советская энциклопедия, 1974,-632 с.
  14. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание, М.: Изд.ин. лит., 1961. -151 с.
  15. М. Эксперимент и теория в физике//Успехи физических наук. Т.66. вып. З M.-JL: Ростехиздат, 1958.- с.353−374
  16. В.А. Аристотель и традиционная логика: анализ силлогистических теорий.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 133 с.
  17. Бройль де, Луи По тропам науки.- М.: Изд-во иност. лит-ры, 1962.- 408 с.
  18. М. Интуиция и наука.- М.: Прогресс, 1967.- 187 с.
  19. Н. Очерки по истории математики.- М.: КомКнига, 1963.- 291 с.
  20. Н. Алгебра. Гомологическая алгебра.- М.: Наука, 1987.182 с.
  21. Н. Элементы математики: очерки по истории математики.- М.: .Изд-во иност. лит., 1963.- 292 с.
  22. В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. -215 с.
  23. Ф. Сочинения в 2-х томах, Т.2.- М.: Мысль, 1972 г.-582 с.
  24. Н.А. Воображаемая логика.- М.: Наука, 1989.- 263 с.
  25. А.И. Статьи по философии.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1996.- 225 с.
  26. Е. Очерки философии кино.- М.: Искусство, 1978.- 232с.
  27. Н. Я математик.- М.: РХД, 2001.- 335 с.
  28. Л. Логико-философский трактат.- М.: Изд. ин. лит., 1958.- 132 с.
  29. Е.Г. Логика. Учебник для вузов, — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998 .- 527с.
  30. Е.К. Логика как часть теории познания и научной методологии." М.: Наука, 1994. 310 с.
  31. Е.К. Понятие.- М.: Изд-во Москов. ун-та, 1967.- 286с.
  32. Е.К. Понятие как форма мышления.- М.: Изд-во МГУ, 1989 г.- 238 с.
  33. Е.К. Философско-методологические аспекты релевантной логики.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 139 с.
  34. Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996. 414с.
  35. Л.С. Психология искусства, — Минск: Современное слово, 1998.- 480 с.
  36. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Опыт философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.- 699 с.
  37. Гегель Г. В. Ф. Эстетика, в 4 томах, т. 2, — М.: Искусство, 1969.- 626с.
  38. В. Физика и философия,— М.: Изд-во иностр. лит., 1963.- 293 с.
  39. Д. Основания математики: теория доказательств, — М.: Наука, 1982.- 652 с.
  40. .В. Математика и современное естествознание// Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. — с. 143−160
  41. Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий.- М.: Издательство академ. наук СССР, 1961, — 351 с.
  42. Д.П. Обобщение и познание.- М.: Мысль, 1985.- 208 с.
  43. Д.П. Определение.- М.: Мысль, 1974.- 311 с.
  44. Д.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики.- М.: Мысль, 1966.- 374 с.
  45. М. Собрание сочинений (в 16-и томах), т.15, — М., 1979.-с. 158.
  46. B.C., Урсул А. Д. Общенаучные понятия их роль в познании.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
  47. ГулыгаА.В. Кант.-М.: Молодая гвардия, 2005.-278 с.
  48. А.В. Искусство в век науки.- М.: Наука, 1978.- 182 с.
  49. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию// Вопросы философии.- 1972, № 7.- с. 136−176
  50. Э. Начало геометрии.- М.: Издательская фирма Ad Marginem, 1996.- 267 с.
  51. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 480 с.
  52. . Переговоры.- СПб.: Наука, 2004.- 240 с.
  53. В. Д. Проблемы реализма,— Л.: Сов. писатель, 1960.352 с.
  54. B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания.- М.: Мысль, 1968.- 318 с.
  55. Н.И. Философские основания математики.- Минск: Университетское, 1990.- 107 с.
  56. В., Лабиринт Один.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 496 с.
  57. А .Я. В поисках художественного смысла.- М.: Искусство, 1991.- 348 с.
  58. А .Я. Конфронтации в эстетике.- М.: Искусство, 1980.-239 с.
  59. Ю.В. Логика.- М.: Логос, 1997.- 272 с. 62.. Илларионов С. В. Принцип ограничений в физике и его связь с принципом соответствия. Вопросы философии, 1964, № 3.- с. 100
  60. В.В. Философия и история науки.- М.: Изд-во Моск. унта, 2005.- 432 с.
  61. Канке В. А Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие.- М.: Логос, 2004. 328 с
  62. И. Критика чистого разума.- Симферополь: Реноме, 2 003 464 с.
  63. П.Л. Эксперимент. Теория. Практика.- М.: Наука, 1974.287 с.
  64. А.С. Философия: основные проблемы, идеи, концепции.-СПб.: С.-Петербургский юридический институт, 1996. 72 с.
  65. Р. Философские основания физики.- М.: Прогресс, 1971.390 с.
  66. Э. Жизнь и учение И. Канта.- СПб.: Университетская книга, 1997.- 447 с.
  67. Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: Гнозис, 2006, — 398 с.
  68. Э. Философия просвещения.- М.: РОССПЭН, 2004.- 399с.
  69. .М. Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты.- М.: Наука, 1984.- 320 с.
  70. Классика геополитики. XX век, сост. К. Королев.- М.: ACT, 2003.- 736 с.
  71. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей.- М.: Наука, 1987.-431 с.
  72. А. Очерки истории философской мысли.- М.: Прогресс, 1985.-286 с.
  73. А.Н. Математика// Большая Советская Энциклопедия, изд.2, т.26.- М.: Советская энциклопедия, 1954.
  74. А.Н. Математика в ее историческом развитии.- М.: Наука, 1991.- 224 с.
  75. Н.И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1975.- 720 с.
  76. П.В. Гносеологические и логические основы науки.- М.: Мысль, 1974.- 568 с.
  77. В.И. Концепции уровней в современном научном познании.- Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 230 с.
  78. В.П. Основы философии науки.- Р.-на-Д.: Феникс, 2004, — 608 с.
  79. Краткий словарь по логике под ред. Д. П. Горского.- М.: Просвещение, 1991, 207 с.
  80. .Г. История философии для физиков и математиков.-М.: Наука, 1974.- 352 с.
  81. Кун Т. Структура научных революций.- М.: Издательство ACT, 2002.- 608 с.
  82. В.В. Философия познания и лингвофилософия.- Пятигорск: Пятигорский Гос. Лингвистический Университет, 2006.- 506 с.
  83. Ф.В., Новоселов М. М. Методологическое значение проблемы точности в развитии естественнонаучных теорий. — Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн.2.- М.: 1982.
  84. Ф.В. О природе научных абстракций.- М.: Знание, 1971.32 с.
  85. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии." М.: Республика, 1999.- 398 с.
  86. В. Философские тетради, ПСС, 5-е изд., т.29.- М.: Политиздат, 1980.- 782 с.
  87. Леви-Стросс К. Структурная антропология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-510 с.
  88. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая,-М.:УРСС, 2001.- 255 с.
  89. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.- М.: Институт экспериментальной социологии, 1998.- 159 с.
  90. Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах, т.1.- М.: Соцэкгиз, I960.- 734 с.
  91. Дж. Философское наследие, т.З.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.
  92. А.Ф. Платон. Аристотель.- М.: Молодая гвардия, 2ооо.391 с.
  93. А.Ф., Проблема символа и реалистическое искусство.- М. 1976, 368 с.
  94. Лоу С. Философский тренинг.- М.: ACT, 2007. 352 с.
  95. Е.А. Отечественная философия науки: предварительные итоги.- М.: РОССПЭН, 1997, 360 с.
  96. К., Энгельс Ф. Сочинения в 30-ти томах, т.23.- М.: Госполитиздат, I960.- 907 с.
  97. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития.-Ижевск: Регуляр. и хаот. динамика, 2000.- 455 с.
  98. Л.А. Философия познания: полемические главы.- М.: Прогресс-традиция, 2002, — 624 с.
  99. Дж. С. Собрание сочинений, т.2.- М.: Прогресс, 1981, — 447с.
  100. И.А. Современные теории в психологии.- СПб.: Михайлов В. А., 2003.- 224 с.
  101. В.В. Хрестоматия по психологии.- М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
  102. Мордухай — Болтовской Философия. Психология. Математика.-М.: Серебряные нити, 1998.- 560 с.
  103. А.А. Личность. Психическая адаптация и творчество.-Ереван: Луйс, 1980.- 264 с.
  104. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества).- М.: 1972.- 271 с.
  105. В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции.- Рига: Зинатне, 1988.- 183 с.
  106. М.М. Абстракция в лабиринтах познания.- М.: Идея-Пресс, 2005.- 349 с.
  107. Ф. Веселая наука.- М.: Олма-пресс, 2001.- 384 с.
  108. А.П. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания.- М.: Знание, 1977.- 64 с.
  109. В.И. Трактат о вдохновении, рождающем великие изобретения.- М.: Знание, 1980.- 336 с.
  110. . Доктор Живаго,— М.: Книжная палата, 1989.- 431 с.
  111. В.Я. Философия и основания математики.- М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 319 с.
  112. . Избранные психологические труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1994 г.- 680 с.
  113. . Речь и мышление ребенка.- М.: Педагогика-Пресс, 1999 г.-528 с.
  114. Пигров К. С, Яценко JI.B. Философские аспекты научно-технического творчества.- М.: Знание, 1987.- 64 с.
  115. А. М. Генезис основных логических форм.- JL: Изд-во ЛГУ, 1967.- 97 с.
  116. Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303 с.
  117. К., Теория определения.- М.: Прогресс, 1976.-247 с.
  118. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. —605 с.
  119. К. Предположения и опровержения: Рост научного знания.- М.: Издательство ACT, 2004.- 638 с.
  120. Природа научного познания. Логико-методологический аспект, под ред. В. А. Лекторского.- Минск: Издательство БГУ, 1979.- 271 с.
  121. А. О науке.- М.: Наука, 1983.- 560 с.
  122. А.И. Философские проблемы науки (системный подход). М.: Мысль, 1977. -270 с.
  123. . Человеческое познание. Его сферы и границы.- М.: Республика, 2000.- 463 с.
  124. . Человеческое познание.- Киев: Ника-центр, 1997.- 560с.
  125. Г. Философия пространства и времени.- М.: Прогресс, 1985. -344 с.
  126. Л.П. История исторического знания.- М.: Дрофа, 2004,288 с.
  127. .А. История неевклидовой геометрии.- М.: Наука, 1976.-413 с.
  128. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир.- СПб.: Питер, 2003. 508 с.
  129. С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии.- М.: Наука, 1997. 462 с.
  130. С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1998.-705 с.
  131. Г. И. Методы научного исследования.- М.: Мысль, 1974.237 с.
  132. Г. И. Философские проблемы оснований математики.-М.: Наука, 1983, — 302 с.
  133. М.Ф. Теория истории.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 319с.
  134. Д.И. Межпредметные связи при изучении истории.-Киев: Рад.шк., 1984.- 151 с.
  135. Сартр Ж.-П. Проблемы метода.- М.: Прогресс, 1994.- 234 с.
  136. К.А. Философия символических форм Кассирера.- Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1989.- 237 с.
  137. А.В. Проблема возникновения нового знания,— М.: Наука, 1976.-294 с.
  138. А.А. Роль аналогии в познании,— М.: Высшая школа, 1961.- 52 с.
  139. B.C. Методы научного познания.- Минск: Вышэйш. Шк., 1974.- 152 с.
  140. B.C. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики, — Минск: Наука и техника, 1970.- 95 с.
  141. B.C. Становление научной теории.- Минск: Изд-во БГУ, 1976.-319 с.
  142. B.C. Теоретическое знание.- М.: Прогресс-Традиция, 2003.- 743 с.
  143. B.C. Философия науки.- М.: Гардарики, 1996, — 382 с.
  144. Д. Краткий очерк истории математики.- М.: Наука, 1969.328 с.
  145. В.Н. Конструктивные процессы в математике.- М.: Наука, 1975.- 255 с.
  146. С. Концептуальные революции в науке./Структура развития науки. Из Бостонских исследований по философии науки.- М.: Прогресс, 1978. — с.170−189
  147. А.В. Становление научной концепции целостности.- Харьков: Выщашк., 1989.- 133 с.
  148. А.И. Аналогия в практике научного исследования.- М.: Наука, 1970.- 264 с.
  149. Дж. Естественная философия времени.- М.: Прогресс, 1985.- 431 с.
  150. А.Д. Технические науки и интегративные процессы.- Кишинев: Штиинца, 1987.- 253 с.
  151. П. Избранные труды по методологии,— М.: Прогресс, 1986.- 543 с.
  152. Фейенберг E. J1. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке.- М.: Наука, 1992.- 247 с.
  153. Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике, изд. 3-е, вып. 1, ч 1−2, — М.: Мир, 1976.- 439 с.
  154. В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании." М.: Изд-во МГУ, 1979.- 117 с.
  155. Философия и методология науки под ред. Купцова В.И.- М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996.- 551 с.
  156. Философский энциклопедический словарь, редакторы-составители Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 576 с.
  157. Философский энциклопедический словарь под ред. Ильичева Л.Ф.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 839 с.
  158. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова, 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-445 с.
  159. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки.- 1990, № 5.- с. 14−20
  160. С.Л. Реальность и человек.- М.: Республика, 1997.- 478 с.
  161. М. Время и бытие: статьи и выступления.- М.: Республика, 1993.- 445 с.
  162. С.М. Метапознание: некоторые фундаментальные проблемы.- Тюмень: Мандр и Ка, 2005.- 144 с.
  163. С.М. Описание. Монография.- Тюмень: ТюмГУ.- 86 с.
  164. Г. И. Учебник логики.- М.: Прогресс, 1994.- 241 с.
  165. Чернышевский Н. Г Что делать.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 416с.
  166. А.П. Рассказы. Повести. Пьесы.- М.: Эксмо, 2007.- 828 с.
  167. А.П. Дама с собачкой. Рассказы.- М.: Эксмо, 2006.- 640 с.
  168. B.C. Научное познание как деятельность.- М.: Прогресс, у 1989.- 195 с.
  169. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.- М.: Наука, 1978.- 382 с.
  170. М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообра-зования (опыт эстетической антропологии).- Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005.312 с.
  171. В.А. Введение в методологию научного познания.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1972.- 191 с.
  172. А. Физика и реальность. Сборник статей.- М.: Наука, 1965.- 359 с.
  173. А. Собрание научных трудов в 4-х томах, т.4. М.: Наука, 1967.- 599 с.
  174. А. Эволюция физики.- М.: Тайдекс Ко, 2003.- 264 с.
  175. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность.- М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 450 с.
  176. Юм Д. Сочинения. В 2-х томах.- М.: Мысль, 1965.- 847с. и 927 с.
  177. А. Математика в ее истории.- М.: Янус, 1996.- 413с.
  178. С.А. Методологические проблемы науки.- М.: Мысль, 1972.- 280 с.
Заполнить форму текущей работой