Византийские жития святых — исихастов и древнерусская агиография конца XIV — начала XV в.: Характер и истоки параллелизма
Хронологические рамки работы — XIV—начало XV в. — обусловлены прежде всего необычайной плодотворностью данной эпохи в области культуры как для Византии, так и для Древней Руси. Этот период традиционно характеризуют как время нового оживления визан-тино-русских историко-политических и культурных взаимосвязей. Это также время взаимопроникновения и взаимовлияния литератур, разного рода религиозных… Читать ещё >
Содержание
1.проблемы изучения житий святых второй половины xiv — начала xv в. п. общий обзор агиографических сочинений xiv — xv вв. ш. византийские жития святых-исихастов и древнерусская агиография конца xiv — начала xv в.
1 .АГИОГРАФИЯ И ГОМИЛЕТИКА.
2.АГИОГРАФИЯ И ГИМНОГРАФИЯ.
3.ВИЗАНТИЙСКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ-ИСИХАСТОВ И ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ КОНЦА XIV — НАЧАЛА XV В.: ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯЮ
Список литературы
- Похвальное слово св. Григорию Паламе, написанное патриархом // Dionysios Kleopas. S. ттС ре'- PG. Т. 151. 655−678.
- Синаксарная запись св. Григорию Паламе // uXXa8iov -rrepiexov стъуарцоХоутщеуа? та? 8uo lepac акоХоибьа? тог) т. е. аттосттоХои ФьХьттттои ка1. тог) ПаХаця. веастаХоуькт., 1867. 2. 36−44.
- Каллист, патриарх константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита / Изд. И. Помяловским //Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. СПб., 1896. Т.35. С. 1−46.
- Житие преп. Максима Кавсокаливита, написанное Нифонтом // Halkin F. Deux vies de S. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XlV-e s.)// Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1936. T.54. P.42−65.
- Житие преп. Максима Кавсокаливита, написанное проигу-меном Ватопеда Феофаном // Ibidem. Р.65−109.
- Житие патриарха Афанасия, написанное Феоктистом Сту-дитом //А. Пападопуло-Керамевс. Жития двух вселенских патриархов XIV в. // Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. СПб., 1905. Т.76. С. 1−51.
- Ю.Житие Нифонта Пустынника // Halkin F. La vie de S. Niphon Ermit au Mont Athos (XIV s.) // Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1940. T.58. P.5−27.
- The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople // Dumbarton Oaks Texts. Y.3. Washington, 1975.
- Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спири-дона-Саввы // Книжные центры Древней Руси. Х1-ХУ1 вв. СПб., 1991. С.226−282.
- Житие Павла Обнорского // Великие Минеи Четии, Январь, дни 6−11. М., 1914. Стлб.509−558.
- Аверинцев С.С. Роскошь узора и глубины сердца //Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопенй. М.: Наука, 1988. С. 11−26.
- Барабанов Н.Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в Константинополе в 30-е гг. XIV в. // ВВ. 1989. Т. 50. С. 139−146.
- Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.
- Васильевский В.Г. Житие Иоанна Готского //ЖМНП. 1878. Ч. 195. С. 198−234.
- Васильевский В.Г. Житие Стефана Нового //ЖМНП. 1877. Ч. 191. С. 283−329.
- Васильевский В.Г. Житие Стефана Сурожского //Русско-византийские исследования. СПб., 1893. С. 7−98.
- Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV XV вв. //ТОДРЛ. Л., 1968. Т.23. С. 173−174, 182, 189.
- Глубоковский H.H. Св. Киприан, митрополит всея России (1374−1406), как писатель // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Февраль. С. 358−424.
- Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900−1917.1. Т.1−2.
- Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892.
- Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и творчества // ТОДРЛ. Л., 1963. Т. 19.
- Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.
- Иконников В. О культурном значении Византии в русской истории. Клев, 1869.
- Иконников B.C. Опыт русской историографии. Клев, 1892−1908. Т. 1−2.
- Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. III, 466, IV, III с.
- Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.
- Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII—XIV вв.. Пг., 1914.
- Лурье В.М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная Псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV—VII вв.) // ВВ. Т. 56. С. 236.
- Мансветов И.Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1881.
- Мейендорф И., протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. XVI+480 с. (Subsidia Byzantinorossica. Т. 2).
- Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 291−306.
- Мейендорф И., прот. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981.
- Мулич М.И. Сербские агиографы XIII—XIV вв.. и особенности их стиля //ТОДРЛ. Л.: Наука, 1968. Т. 23. С. 127−142.
- Пономарев А. Жизнь и подвижнические труды преп. Сергия, игумена Радонежского // Странник. 1892. № 9. С. 19−32.
- Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Т. 3. Афон монашеский. СПб., 1892.
- Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. //ТОДРЛ. Л.: Наука, 1968. Т. 23. С. 86−108.
- Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы Филофея Коккина //ТОДРЛ. Л., 1973. Т. 27. С. 140−148.
- Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. 296 с.
- Соколов И.И. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. М., 1904.
- Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т.1, вып. 1.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3-х т. М.: Мысль, 1997. Т.З. 829 с.
- Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.
- Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959.
- Delehaye H. Les legendes hagiographiques. Bruxelles, 1905. 2641. P
- The Hagiography of Kievan Rus' /Transi, by Paul Hollingsworth. Harvard, 1992. 268 p.
- Mango C. Byzantium and its image: History and Culture of the Byzantine Empire and its heritage. L., 1984.
- Meyendorff J. The Byzantine impact on Russian civilization // Windows on the Russia Past. Essays on Soviet Historiography since Stalin. Ohio, 1977.
- Meyendorff J. Introduction a l’etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959.
- Meyendorff J. St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959.
- Rigo A. Due note sul monachesimo athonita della meta del XIV secolo // Зборник Радова Византолошког Института. 1987. Т.26. С.87−113.
- Rigo A. La vita е le opere di Grigorio Sinaita // Cristianesima nella Storia. 1989. T.10. P.579−608.
- Rosenquist J.O. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalan-ton. Uppsala, 1986.
- Runciman S. The last byzantine Renaissance. N.Y., 1970.
- Ryden L. Das Leben des Heiligen Narren Symeon von Leon-tios von Neapolis. Uppsala, 1963.
- Ryden L. New Forms of Hagiography: Heroes and Saints // The 17th International Byzantine Congress. N. Y., 1986.
- Ryden L. The Revised Version of the Life of St. Philaretos the Merciful and the Life of St. Andrew Salos // Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1982. T. 100.
- Sevcenko I. The decline of Byzantium seen through the eyes of its intellectuals // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1961. V. 15.
- Sevcenko I. Ideology, letters and culture in the Byzantine world. L., 1982.
- Sevcenko I. Russo-Byzantine Relations after the Eleventh century // Proceedings of the XIII International Congress of Byzantine Studies. London, 1967.
- Sevcenko I. Society and intellectuel life in late Byzantium. L., 1981.
- Talbot A.M. Old Wine in New Bottles: The Rewriting of Saints' Lives in The Paleologian Period // The Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Princeton, 1989. P. 15−26.
- Talbot-Rice T. Everyday life in Byzantium. L.-N.Y., 1967.
- Ю2.Мт|ггт1коф MLxarjX. Про|ЗХг||хата ьоторьстцой (3i?avTivw (Blcov «ai Оаишта) у tcov ayicov // Septieme congres international d’etudes du sud-est Europeen (Thessalonique, 29 aout 4 septembre 1994). Communications. Athenes, 1994. P. 182 (тезисы доклада).
- Патга|11хат)^ Г. ' О аую? Гр^уорю? o ПаХа^а?, ¿-рхьбттьсткотто? веаааХоу’ькт)?. ПетротжоХь? AXe? av8peia, 1911.
- TaxLaos,'A. 'EmSpaaeis» той Г|стихаст|аоС) el? тт) у еккХт^аьасттьк^у ттоХьпктр ev Ptoaia. 1328−1406. ЭеаааХоуькт., 1962. 252 ст. 1.I. Справочные пособия
- Юб.Владимиров П. В. Обзор южнорусских и западнорусских памятников письменности от XI до XVII столетия. Киев, 1890.
- Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке Ф. А. Толстова. М., 1825.
- Ю8.Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1985. Т. 1.740 с.
- Ю9.0писание русских и словенских рукописей Румянцев-ского музеума / Сост. Александром Востоковым. СПб., 1842.
- ПО.Православная богословская энциклопедия. СПб., 19 001 911. Т. 1−12.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988−1989. Вып. 2, ч. 1−2.
- Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882.
- Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.
- Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. T. I-III. Bruxelles, 1957.
- A Patristic Greek Lexicon / Ed. G.W. Lampe. Oxford, 1968.
- Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / Erstellt von E. Trapp. Wien, 1976−1994. Fase. 1—12.
- ВМЧ — Великие Минеи Четии.
- ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения.
- ИОРЯС — Известия Общества русского языка и словесности.
- BHG — Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. T. I-III. Bruxelles, 1957.
- PG — J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca.