Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная безопасность субъекта правовых отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, информационные системы федеральных органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельно-сти, а также безопасность систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Характеристика механизма правового регулирования
  • 2. Нормативное правовое обеспечение информационной безо-пасности Российской федерации
    • 2. 1. Национальные интересы Российской Федерации в инфор-мационной сфере и угрозы их безопасности
    • 2. 2. Цели и принципы нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 3. Состояние нормативного правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере
  • Заключение
  • Список литературы

Цивилизованная жизнь предполагает упорядоченное движение ин-формации. В этой связи актуальным является информационный аспект пра-вовой деятельности, вопрос о правовом обеспечении происходящих в обще-стве информационных процессов. В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль и требуют к себе серьезного отношения как к интеллектуальному богатству, которое должно использоваться эффективно. Цивилизованное решение вопросов информационного взаимодействия явля-ется прерогативой области права.

Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (иска-жения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т. п.) су-щественным образом затрагивают общественную и информационную безо-пасность, затрудняют управление в обществе. Важнейший показатель каче-ства информационной деятельности и построения единого информационного пространства — информационная безопасность личности, общества и государ-ства. При этом нормальная жизнедеятельность гражданина, общественных и государственных институтов в информационной сфере возможна только в условиях четкой, последовательной и систематизированной правовой регла-ментации этой сферы.

90-е годы нынешнего столетия ознаменовались бурным развитием информационного законодательства в нашей стране. В Конституции Россий-ской Федерации, принятой в декабре 1993 года содержится целый ряд ин-формационно-правовых норм [1]. К важнейшим вехам систематизированного нормотворчества в инормационной сфере следует отнести принятие Реко-мендательного законодательного акта О принципах регулирования инфор-мационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ас-самблеи и Федерального закона Об информации, информатизации и защи-те информации [2, 3].

В то же время информационное законодательство нуждается в даль-нейшем совершенствовании и развитии. В его рамках требуется принять це-лый пакет нормативных правовых актов. Активное развитие в последние го-ды информационного законодательства предполагает важность и необходи-мость осмысления с позиций общей теории права происходящих информа-ционных процессов, информационно-правовых явлений, которые по своей сути существенным образом затрагивают интересы личности, общества и го-сударства.

Следует отметить, что работ, посвященных исследованию информа-ционного законодательства, анализу информационно-правовых понятий, ка-тегорий крайне недостаточно. Не определены содержание и сущностные ас-пекты (структура, классификация и т. п.) основных информационно-правовых явлений: информационных норм, информационно-правовых отношений, ак-тов применения информационно-правовых норм. В совокупности эти явле-ния информационно-правовой действительности составляют содержание ме-ханизма информационно-правового регулирования общественных отноше-ний, складывающихся в информационной сфере (сфере деятельности субъек-тов, связанной с производством, преобразованием и потреблением информа-ции).

1 Характеристика механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования определяется как взятая в един-стве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается резуль-тативное правовое воздействие на общественные отношения [4]. В отноше-нии содержания механизма правового регулирования существует множество точек зрения, анализ которых не входит в задачу нашего исследования. Од-нако их обзор показывает что большинство ученых-юристов в качестве его основных элементов выделяют: нормы права и его принципы;

правовые отношения;

акты толкования норм права, издаваемые уполномоченным на то ор-ганом;

акты применения норм права.

Важно отметить, что для понимания сущности механизма правового регулирования большое значение имеет категория деятельность. Отмечен-ные элементы механизма правового регулирования получают реальное во-площение, приходят в движение именно через деятельность (правотворче-скую, правоприменительную) соответствующих субъектов. В качестве обяза-тельного субъекта этой деятельности выступает государство в лице его раз-личных органов.

Самая общая схема взаимосвязи элементов механизма правового ре-гулирования выглядит следующим образом. Компетентный орган (должно-стное лицо) устанавливает наличие в реальной действительности тех обстоя-тельств (юридических фактов), на которые рассчитана норма права, выносит правоприменительный акт (решение), который подтверждает наличие ука-занных обстоятельств и тем самым признает, что данная норма должна быть реализована. В результате у лиц, подпадающих под действие этой нормы, возникают конкретные субъективные права и обязанности или, другими сло-вами, между лицами возникают конкретные правовые отношения. После ус-тановления правоотношений, субъекты этих отношений получают возмож-ность совершать действия, составляющие содержание субъективных прав и обязанностей, т. е. получают возможность реализовать эти права и обязанно-сти, и тем самым реализовать норму права. Реализация юридически значи-мых, т. е. влекущих правовые последствия, действий характеризует заверше-ние действия механизма правового регулирования, при котором происходит перевод общих предписаний юридических норм, конкретизированных на стадии правоотношения в права и обязанности, в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя[4].

Исходя их общего понимания правового регулирования можно сделать вы-вод, что информационно-правовое регулирование по своей сущности заклю-чается в упорядочении общественных отношений в информационной сфере, в установлении с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Базируясь на государст-венной информационной политике, оно направлено на: упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;

охрану урегулированных правом отношений в этой сфере;

порождение и развитие новых информационных отношений, соответствую-щих требованиям цивилизованной жизнедеятельности;

вытеснение из информационной сферы общественных отношений, не отве-чающих современным условиям.

Известно, что нормы права — это установленные или санкционирован-ные государством правила, регулирующие взаимоотношения субъектов в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно информационно-правовые нормы можно определить как нормы права, регулирующие отно-шения в информационной сфере, и определяющие каким должно быть (мо-жет быть) поведение субъектов в сфере производства, преобразования и по-требления информации.

Урегулированные информационно-правовыми нормами обществен-ные отношения, складывающиеся в информационной сфере, следует имено-вать информационно-правовыми отношениями. Являясь разновидностью правовых отношений и соответственно обладая всеми общими чертами по-следних, информационно-правовые отношения имеют свою специфику, обу-словленную особенностями составных частей (элементов) этих отношений — субъектов, объектов и юридических фактов, по поводу которых они возни-кают, изменяются или прекращаются.

Активное развитие информационных отношений и процессов, увели-чение законодательной базы, направленной на их регламентацию, обуслав-ливает становление и развитие такой комплексной отрасли права, как ин-формационное.

Следует отметить, что в работах, посвященным тем или иным аспек-там информационного права, в основном сделан акцент на проблемы право-вой информатизации, правого и технического обеспечения информационных процессов. При этом в недостаточной степени проанализированы основопо-лагающие, методологические вопросы информационного права, в частности, такие вопросы, как сущность и специфика информационно-правовых норм и отношений, их классификация, субъекты информационно-правовых отноше-ний, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования ин-формации, юридические режимы информации, пользования банками данных, формы и методы информационно-правового воздействия, институт авторско-го права и интеллектуальной собственности, информационные правонаруше-ния и институт ответственности за их совершение и др.

Информационное право следует рассматривать как комплексную от-расль права, состоящую из различных информационно-правовых институтов, включающих нормы разных отраслей права, и направленных на регламента-цию сложного и многообразного комплекса общественных отношений в ин-формационной сфере — сфере деятельности субъектов, связанной с производ-ством, преобразованием и потреблением информации.

Комплексный характер информационного права обусловлен тем, что информационные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Большой объем общественных отношений в информационной сфере регла-ментируется административно-правовыми актами. Например, к ним следует отнести акты, определяющие статус органов государственной власти, долж-ностных лиц и их полномочия в информационной сфере; акты, определяю-щие правовые режимы информации и ее защиты, составы административных правонарушений в информационной сфере и ответственность за их соверше-ние и др.

Уголовное право устанавливает, какие информационные правонару-шения являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Инсти-туты авторского права и интеллектуальной собственности являются прерога-тивой гражданско-правового регулирования.

Составными частями информационного права являются информационно-правовые институты — группы, совокупности информационно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в информацион-ной сфере. В частности, в их составе следует выделить институты: информа-ционных ресурсов, государственной тайны, конфиденциальной информации, защиты информации, ответственности за совершение информационных пра-вонарушений и др.

В качестве основополагающих начал, положений, идей, требований, выражающих и характеризующих сущность информационного права, высту-пают его принципы. Например, к ним относятся принципы законодательного закрепления прав граждан, организаций и государства в информационной сфере, защиты авторских прав, обеспечения доступности информации, не от-несенной законом к информации с ограниченным доступом и др. Вопрос о принципах информационного права нуждается в самостоятельном исследо-вании. Эти принципы должны быть четко сформулированы и законодательно закреплены. Они должны оказывать концептуальное влияние на всю инфор-мацонно-правовую материю, на всю иерархию нормативных правовых ак-тов информационного законодательства при их принятии и на законопроект-ную работу в этой области в целом. Таким образом, к числу первоочередных вопросов, требующих подробного исследования и развернутой характери-стики, относятся, на наш взгляд, следующие: предмет информационного права и его принципы;

источники информационного права;

информационно-правовые нормы и информационно-правовые отно-шения (их сущность, структура и разновидности);

субъекты информационного права;

формы и методы информационного права;

сущность и разновидности информационных правонарушений и от-ветственность за их совершение.

Исследование этих вопросов, систематизация знаний по ним, безус-ловно, будет способствовать эффективному осуществлению правотворческой и правоприменительной деятельности в информационной сфере.

Информационная безопасность субъекта правовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информаци-онных ресурсов от несанкционированного доступа.

Обеспечение национальных интересов Российской Федерации в ин-формационной сфере предполагает достижение следующих трех целей.

Первая цель соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области духовно жизни и информационной деятельности, обеспечение ду-ховного возрождения России.

Для достижения этой цели требуется:

повысить эффективность использования информационной инфра-структуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации; усовершенствовать систему формирования, сохранения и рацио-нального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации; обес-печить конституционные права граждан свободно искать, получать, переда-вать, производить и распространять информацию любым законным спосо-бом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды; обеспечить конституционные права граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и доброго имени; укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федераль-ным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной инфор-мации; обеспечить гарантии свободы массовой информации и запрета цензу-ры; не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды; обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение ин-формации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, дос-туп к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая цель развитие отечественной индустрии информации, вклю-чая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспе-чение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продук-ции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эф-фективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения этой цели требуется:

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информаци-онного пространства Российской Федерации; развивать отечественную инду-стрию информационных услуг и повышать эффективность использования го-сударственных информационных ресурсов, а также производство в Россий-ской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государст-венную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследо-ваний, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи; расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области международного информационного обмена, развития и безопасного исполь-зования глобальных информационно-телекоммуникационных систем и их информационных ресурсов.

Третья цель обеспечение безопасности информационных и телеком-муникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на террито-рии России.

Для достижения этой цели в первую очередь требуется:

повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, информационные системы федеральных органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельно-сти, а также безопасность систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности; обеспечить за-щиту сведений, составляющих государственную тайну.

Защита национальных интересов Российской Федерации в информа-ционной сфере от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основ-ное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасно-сти Российской Федерации.

Угрозы конституционным правам и свободам граждан в области ду-ховной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, группо-вому и общественному сознанию, духовному возрождению России проявля-ются в виде:

недостаточной разработанности нормативной базы, определяющей порядок реализации правовых норм, регулирующих отношения в информа-ционной сфере; создания монополий на формирование, получение и распро-странение информации в Российской Федерации, в том числе с использова-нием телекоммуникационных систем; противодействия, в том числе со сто-роны крминальных структур, реализации гражданами своих конституцион-ных прав на охрану личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; нерационального, чрезмерного закрытия общественно необходимой информации; противоправного применения спе-циальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и обществен-ное сознание; неисполнения органами государственной власти, организация-ми и гражданами требований законодательства Российской Федерации, регу-лирующего отношения в информационной сфере; неправомерных ограниче-ний доступа граждан к открытым государственным информационным ресур-сам органов государственной власти, к архивным материалам и другой соци-ально значимой информации; дезорганизации и разрушения системы накоп-ления и сохранения культурных ценностей, включая архивы; нарушений конституционных прав человека и гражданина на свободу массовой инфор-мации, а также недостаточного нормативного правового регулирования от-ношений в области реализации конституционных ограничений этой свободы; вытеснения российских информационных агентств, средств массовой ин-формации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной жизни страны, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; пропаганды образ-цов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нрав-ственных ценностях, противоречащих нормам, принятым в российском об-ществе; снижения уровня образованности граждан, существенно осложняю-щего подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новей-ших технологий, в том числе информационных; манипулирования информа-цией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая ин-дустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выходу этой продукции на мировые рынки, а также обеспечению накопления, сохранности и эффектив-ного использования отечественных информационных ресурсов проявляются в виде:

противодействия доступу Российской Федерации к новейшим инфор-мационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию рос-сийских производителей в мировом разделении труда в индустрии информа-ционных услуг, средств информатизации и информационных продуктов; усиления технологической зависимости Российской Федерации от зарубеж-ных стран в области информатизации, телекоммуникации и связи; закупки импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при нали-чии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам за-рубежным образцам; вытеснения с отечественного рынка российских произ-водителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличения оттока квалифицированных кадров из России, их перехода в зарубежные компании.

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории Рос-сии, проявляются в виде:

нарушения адресности, качества и своевременности информационно-го обмена; противоправного сбора и использования информации; нарушения технологии обработки информации; внедрения в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные докумен-тацией на эти изделия; разработки и распространения программ, нарушаю-щих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; уничтожения, повреждения, радиоэлектронного подавления или разрушения средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; воздей-ствия на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; компрометации ключей и средств крип-тографической защиты информации; утечки информации по техническим ка-налам; внедрения электронных устройств перехвата информации в техниче-ские средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи. а также в служебные помещения органов государственной власти, предпри-ятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; унич-тожения, повреждения, разрушения или хищения машинных и других носи-телей информации; перехвата информации в сетях передачи данных и на ли-ниях связи, дешифрования этой информации и навязывания недостоверной информации; использования не сертифицированных отечественных и зару-бежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии рос-сийской информационной инфраструктуры; несанкционированного доступа к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушения законных ог-раничений на распространение информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, 1993.
  2. Рекомендательный законодательный акт О принципах регулиро-вания информационных отношений в государствах-участниках Межпарла-ментской Ассамблеи. Принят Постановлением Межпарламентской Ассамб-леи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 23 мая 1993 г.
  3. Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 г.
  4. С.С. Общая теория права. т.2. М., 1982.
  5. А.Б. Информационное право России. М., 1995.
  6. А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1: М.: МЮИ МВД России, 1996.
  7. Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1995.
  8. В.А. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1997.
  9. М.М. Информационное право: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1999.
Заполнить форму текущей работой