Конституционный механизм защиты государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации
Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Конституционный механизм защиты права государственной и муниципальной собственности
- 1. 1. Понятие права собственности и его значение в конституционном механизме защиты права государственной и муниципальной собственности
- 1. 2. Способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности
- 2. Конституционный механизм защиты права государственной собственности
- 3. Конституционный механизм защиты права муниципальной собственности в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества
- Заключение
- Литература
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации защита закрепляемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина стоит на первом месте в системе ценностей, на которых основано государство.
Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность, как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции Российской Федерации). Многообразие форм собственности в конечном итоге предопределяет политический и идеологический плюрализм; институт частной собственности в современных правовых государствах является основой становления и функционировании гражданского общества.
Таким образом, важность защиты собственности как важнейшего элемента экономических, политических, правовых отношений сложно переоценить. Защита права собственности граждан и организаций является неотъемлемой обязанностью государства. Для этого оно должно обеспечить полноценную правовую базу, создавать адекватные, эффективно действующие механизмы и институты, развивать деятельность уже существующих институтов.
Объектом исследования стали исторически сложившиеся в России общественные отношения, определяющие место и роль конституционного механизма защиты права государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации.
Предметом исследования стали правовые нормы, регламентирующие деятельность конституционного механизма защиты права государственной и муниципальной собственности в РФ.
Цель работы.
В процессе настоящего исследования перед автором стояла следующая основная цель: комплексное исследование современного состояния механизма обеспечения законности в сфере правоотношений государственной и муниципальной собственности, выявление его сущности как института, обеспечивающего оказание квалифицированной юридической помощи и осуществление предварительного (превентивного) правосудия, направленных на защиту правомочий собственника, а также анализ эффективности выполнения указанных функций.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
— рассмотреть способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации, показать важность несудебного способа защиты в обеспечении правомочий собственника;
— определить понятие конституционной защиты права государственной и муниципальной собственности с учетом современных критериев оценки защищенности субъективного права, проанализировать основные формы защиты на современном этапе;
— выявить принципы и особенности обеспечения права государственной и муниципальной собственности в сфере гражданского оборота и экономической деятельности;
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно — научные методы.
1. Конституционный механизм защиты права государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие права собственности и его значение в конституционном механизме защиты права государственной и муниципальной собственности
Юридически право собственности представляет собой общественное отношение, то есть отношение между людьми. Использование в правовой науке экономического представление о праве собственности как об отношении к вещи противоречит методологическим принципам выработки юридических понятий. Право собственности с правовой точки зрения рассматривается автором как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле).
В содержание права собственности, по мнению автора, входят правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности; иные полномочия (право потребления, видоизменения, управления, охраны и защиты и пр.) входят в объем указанных трех правомочий .
Методологической основой исследования стало понимание субъективного права собственности как закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
В объективном же смысле право собственности понимается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
Конституционное закрепление права собственности в Российской Федерации включает следующие элементы:
— закрепление принципов права собственности, в частности, многообразия и равенства форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм);
— определение содержания и объема правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности;
— формулирование ограничений правомочий собственника как интересах общества и государства в целом, так и в интересах частных лиц (иных собственников);
— гарантирование защиты права собственности, в том числе права на обращение в суд.
1.2 Способы защиты конституционного права государственной и муниципальной собственности
Для обеспечения эффективной защиты права государственной и муниципальной собственности его защита должна пониматься в широком смысле и включать в себя: а) действия по защите права нарушенного или подвергающегося угрозе нарушения; б) действия по созданию условий материального, социального, экономического характера для обеспечения действительной реализации провозглашенного права; в) действия по обеспечению реализации, закреплению и приданию стабильности субъективным правам без обращения в судебные органы.
Под конституционной защитой права государственной и муниципальной собственности автор понимает не только восстановление или признание нарушенных или оспоренных прав, но и обеспечение исполнения этих прав, охрану от нарушения или оспаривания.
Значение конституционной защиты права государственной и муниципальной собственности определяется тем, что она: создает необходимые предпосылки для возникновения, изменения или прекращения права собственности; фиксирует факты и обстоятельства, могущие оказаться необходимыми в случае возникновения спора о собственности; способствует эффективной реализации правомочий собственника при распоряжении собственностью в качестве одного из возможных способов обеспечения защиты его интересов как добросовестной стороны обязательства.
Список литературы
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. 752 с.
- Васильев В.И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. — М.: БЕК, 2005.254с.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2008. 520 с.
- Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1999. 381 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. 10.В. Кудрявцева. — М.: Фонд Правовая культура, 1996. 552 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред,. Л. А. Окуньков. 2-е изд., дон. и перераб. — М.: ББК. 2006. 664 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4-х т. Т. 1−2 / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 2005. 778 с.
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999.832с.
- Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов. — М.: БЕК, 1996.464с.
- Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. — М.: Юристь, 2007. 716с
- Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. — М.: Центр констит. исслед. Моск. обществ. научн. фонда, 2007. 702 с.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российский Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Спарк, 2007. 599 с.
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — М.: Юристъ, 1997. 568 с.