Анализ системы социально-трудовых отношений на конкретном предприятии
Суммарно-аналитический метод, основанный на статистическом учете фактических затрат труда (по времени или численности работников) и разработке математических моделей, позволяющих определить зависимость численности от факторов по вероятностной оценке. Для оценки потребности предприятия ООО ОРЦ «Кенгуру» в работниках различных специальностей следует провести анализ работы с кадрами. Поэтому… Читать ещё >
Содержание
- 1. Используя стат. отчетность конкретного предприятия собрать данные: численность работников, структура (по полу, возрасту, образованию, квалификации), текучести и др
Необходима информация об организации найма и увольнения работников, организации труда, системе обеспечения его безопасности, системе оплаты труда, элементах кадровой политики, определяющих условия занятости на предприятии
2. Провести анализ динамики персонала
3.Дать развернутую характеристику системы социально-трудовых отношений (СТО), в соответствии со структурой ее элементов
4.Показать порядок регулирования условий занятости на предприятии
5.Выявить проблемы в системе СТО организации
6.Наметить пути решения выявленных проблем и предложить варианты их решения
1.Используя стат. отчетность конкретного предприятия собрать данные: численность работников, структура (по полу, возрасту, образованию, квалификации), текучести и др.
Необходима информация об организации найма и увольнения работников, организации труда, системе обеспечения его безопасности, системе оплаты труда, элементах кадровой политики, определяющих условия занятости на предприятии
Современные потребители становятся все более требовательными и искушенными. Им хочется, чтобы не «магазинчик», а крупный торговый центр с широким ассортиментом товаров был рядом с домом и местом работы. Фирма ООО «ОРЦ «Кенгуру» идет навстречу в буквальном смысле: оптово-розничный центр «Кенгуру» открылся в Иванове в 1997 г. Теперь это магазин «Кенгуру-Центр»; в 1998 г. появился «Все для дома», т. е. работало 2 магазина «Кенгуру»; если в 1999 г. торговая сеть фирмы состояла из 4-х розничных магазинов («Кенгуру-Центр», «Все для дома», «Грузовой двор», «Кенгуру-Южный»), то в 2000 г. было открыто еще 3 магазина в Иванове («Кенгуру-Пассаж», «Все для ремонта», «Кенгуру — 10 000 мелочей») и один — во Владимире, а с введением еще пяти новых магазинов в 2001 г. «Кенгуру-Комфорт», «Кенгуру-Харинка», «Кенгуру-Спартак», а в 2004 г. открылся магазин «Планета Кенгуру».
Фирма ООО «ОРЦ «Кенгуру» как оптово-розничный центр представляет широкий ассортимент хозяйственных товаров и строительных материалов. По сравнению с 2005 г. ассортимент товаров сети магазинов ООО «ОРЦ «Кенгуру» возрос в 1,5 раза и насчитывает свыше 17 000 наименований. Доля отечественных товаров составляет более 95%, что способствует поддержке и дальнейшему развитию отечественного производства. Основные группы товаров: бытовая химия, стройматериалы, изделия для быта, инструменты, изделия из пластмассы, посуда, сантехника, изделия для ремонта помещений и т. д.
Все магазины сети объединены единой компьютерной сетью. В распределительный цент стекается информация обо всех покупках, совершенных в сети. На основе этих данных менеджеры производят анализ текущей ситуации, прогнозируют спрос и осуществляют закупки товаров. Специалисты при помощи компьютерных программ управляют наличием товара в розничных магазинах и на оптовых складах.
ООО «ОРЦ «Кенгуру» — одна из самых крупных сетей магазинов в городе Иванове. В 2006 г. покупателями стали более 1 200 000 человек. По некоторым экспертным оценкам, сеть магазинов ООО «ОРЦ «Кенгуру» составляет около 30% ивановского рынка строительных и хозяйственных товаров. Можно сказать, что сегодня ООО «ОРЦ «Кенгуру» отчасти формирует качество жизни ивановцев.
Так, если 1 января 2005 года средняя площадь магазина составляла 875 квадратных метров, 1 января 2006 года — 940, а 1 марта уже 1018. В дальнейшем планируется еще большее укрупнение.
Другое приоритетное направление — магазины ООО «ОРЦ «Кенгуру» отныне постепенно переходят на арендные отношения. Напомним, что раньше компания скупала старые помещения под магазины и делала в них капитальный ремонт.
Виды деятельности: оптовая, мелкооптовая и розничная торговля (с открытием магазинов); закупочная и посредническая; покупка-продажа товаров продовольственных и промышленных, медицинского оборудования (право на валютные операции); комиссионная торговля; внешнеэкономическая деятельность.
Организационная структура ООО «ОРЦ «Кенгуру» двухуровневая. (Приложение 1). Организационная структура ООО «ОРЦ «Кенгуру» принадлежит к числу классических структур линейно-функционального типа с крайне низкой степенью делегирования прерогатив на уровень линейных руководителей.
Широк круг поставщиков: Цемент — Сибиряковский цементный завод, Липецкий цементный завод, Старооскольский завод. Краска — Курск, Ярославль, Одинцово. Гвозди — Череповец. Плитка — Ленобласть, Орел, В числе поставщиков Москва и другие города. Поставки регулярны, контроль качества тщательный, при необходимости составляются акты.
Конкуренты: ООО «Вега», ООО «Луч», ООО «Лакокраски», ООО «Подкова», ООО «Домашний склад» и др. Преимущества ООО «ОРЦ «Кенгуру» широкий ассортимент, торговые технологии, подготовленный персонал, использование компьютеров, использование четких должностных инструкций для директоров, продавцов и др. люди мобильных возрастов (высшего звена от 24 до 34 лет (2000 г.), среднего звена от 23 до 50 лет, работающих на компьютерах молодежь со студенческой скамьи, продавцы от 20 до 50 лет, есть лица с высшим образованием).
Отдел кадров является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел кадров создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия. Отдел подчиняется непосредственно начальнику кадровой службы. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению начальника службы персонала. Деятельность сотрудников отдела кадров регламентируется соответствующими должностными инструкциями.
В своей работе отдел кадров руководствуется: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Уставом предприятия.
Залог успеха деятельности ООО ОРЦ «Кенгуру» строиться на грамотном построении системы управления трудовым персоналом и эффективном ее функционировании. Основной целью кадровой политики ООО ОРЦ «Кенгуру» является создание системы управления кадрами, базирующейся в основном на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами предприятия.
Вопросами управления занимается отдел кадров состоящей из 9 человек.
Отдел кадров ООО ОРЦ «Кенгуру» решает следующие вопросы:
— своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
— формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т. д.);
— стабилизация коллектива благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
— формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
— рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т. д.
На время отсутствия начальника отдела кадров его права и обязанности переходят к ведущему специалисту отдела.
Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по предложению директора по персоналу (начальника службы персонала) и по согласованию с ООТиЗП (отделом организации труда и заработной платы).
Укомплектование структурных подразделений предприятия кадрами в нужном количестве и нужной квалификации в соответствии с поданными в отдел заявками от руководителей.
На предприятии существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции (продавец I и II категории) различен. Данное разделение труда в этом предприятии способствует рациональному использованию квалификационных кадров и улучшению обслуживания покупателей.
Режим работы магазина ООО ОРЦ «Кенгуру» наиболее оптимальный с 9 до 22 часов, так как при его составлении были учтены основные факторы, обусловливающие режим работы магазина: объем покупательских потоков в районе его деятельности, их распределение в течение дня, предусматривает наиболее удобные для населения часы начала и конца работы, контигент покупателей, время работы соседних магазинов.
Численность основного состава магазина составляет
— Руководитель- администратор бизнес процессов магазина.
— Товаровед организатор закупок, продаж и учета товарных ценностей
— Бухгалтер ведет учет финансовой деятельности фирмы
— Старший продавец консультант
— Продавец дизанер
— Продавец консультант
— Грузчик
— Уборщица
График выхода на работы рациональный для работников, т. к. соблюдена продолжительность рабочего времени (приблизительно 41 час в неделю) предусмотренная трудовым законодательством, предусматривается время на подготовительную-заключительную работу с включением его в рабочее время, обеспечивается ритмичное чередование времени труда и отдыха работников в течение дня. Труд продавца связан с большим нервным напряжением, поэтому правильное чередование режимов работы и отдыха уменьшает нервное напряжение, утомление и повышает производительность труда работников. Комната отдыха предназначена для непродолжительного обеденного перерыва и отдыха продавцов.
Так руководство магазина рабочий день составляет от 8 до 10 часов в день, а для подчиненных по 8 часов 2 смены в день.
На предприятии применяют следующие показатели издержек на содержание персонала (рабочую силу):
1. Доля издержек на персонал в объеме реализации. Показатель величины издержек на персонал является абсолютным, поэтому его использование в управленческом анализе и при принятии решений достаточно ограничено. Более информативным является показатель доли издержек на персонал в объеме реализации, дающий представление о том, какая часть валовой выручки организации расходуется на персонал. Этот показатель рассчитывается как частное от деления общей величины издержек на персонал на объем реализации за период. Например, в 2006 г. издержки организации на персонал составили 1,05 млн руб., объем реализации — 5,71 млн руб. Доля издержек на персонал составила 18% объема реализации. Другими словами, из каждого заработанного организацией рубля 18 копеек расходовалось на рабочую силу.
Показатель доли издержек на персонал следует анализировать в динамике и в сравнении со средними данными по отрасли. Его рост является негативной тенденцией, поскольку означает сокращение доли средств, которые организация может потратить на покрытие других видов издержек и реализовать в качестве прибыли.
2. Издержки на одного сотрудника. Этот показатель рассчитывается путем деления общей величины издержек на персонал за исследуемый период на численность сотрудников организации. Например, в 2006 г. издержки организации на рабочую силу составили 1,05 млн руб. Показатель издержек на одного сотрудника дает представление о том, во сколько в среднем обходится один сотрудник в течение исследуемого периода. Многие организации рассчитывают подобные показатели для различных категорий персонала.
3. Издержки на один производительный час. Этот показатель дает представление о том, во сколько организации в среднем обходится один час производительного труда с точки зрения расходов на рабочую силу. Он рассчитывается как общие издержки на персонал 2006 г. издержки организации на рабочую силу составили 1,05 млн руб., было отработано 418 795 производительных часов. Издержки на один час производительного труда составили 2,5 руб.