Методика организации самостоятельной работы по информатике в средней школе
По определению А. И. Зимней самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении информатике
- 1. 1. Определение понятия «самостоятельная деятельность»
- 1. 2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
- 1. 3. Классификация самостоятельных работ
- 1. 4. Метод проектов в обучении информатике
- 1. 5. Дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности на уроках информатики
- 2. Методические особенности организации и проведение самостоятельной работы по информатике в 5 классе
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Заключение
- Список литературы
Основная цель курса основ информатики и вычислительной техники обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика. То есть превращение компьютера из объекта изучения (как устроен, из чего состоит) в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи, а также получать новые знания. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Один из них организация творческой работы учащихся.
Стратегическое направление развития образования в современном обществе интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания.
В настоящее время можно констатировать наличие существенных изменений условий организации обучения в образовательных учреждениях: осуществляется переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного образования; информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение утверждаются в качестве ведущих форм образования.
Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых приобретает особую значимость в системе ключевых факторов, определяющих качество современного образования.
Современный учитель информатики должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся в условиях формирующегося информационного образовательного пространства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы школьников над учебным материалом, развития у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебная деятельность» могут рассматриваться как с позиций методов обучения, так и с точки зрения средств организации учебной деятельности. Различные аспекты организации самостоятельной работы отражены в работах П. И. Пидкасистого, М. Г. Гарунова, Е. Я. Голанта, Б. Г. Иоганзена, А. Г. Молибога, И. Л. Наумченко,, Г. Н. Серикова и др.
Умение осуществлять самостоятельную учебную деятельность приобретает особую значимость в силу динамичности предметной области «информатика» и ускоренного развития средств информационных технологий.
Дидактические и методологические аспекты обучения информатике и информационным технологиям в школе рассмотрены в работах С. А. Бешенкова, А. П. Ершова. А. А. Кузнецова, А. С. Лесневского, М. П. Лапчика, Н. И. Пака, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уварова и др.
При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном, вербальный, способ обучения, становится малоэффективным. Жизнь требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на нее отводится не менее 20% учебного времени, в средних до 50%, в старших до 70%.
Организация самостоятельной работы требует соответствующих условий: дидактических пособий (рабочие тетради для младших и средних школьников; книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии для старшх); специализированных помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т. д.), особого расписания (сдвоенных, строенных уроков, свободного времени для работы в библиотеке или с информационными базами и пр.).
Актуальность рассмотрения вопросов методики организации самостоятельной работы бесспорна, т.к. проблема развития самостоятельной работы учащихся в процессе обучения информатики является острой, в силу того что переход на введение пропедевтического курса информатики с 5 класса произошел сравнительно недавно. Именно в этом возрасте у школьников идет осознанное формирование мировоззрения, корректируемое их личным внешкольным опытом, и необходимо не только заинтересовать учеников в изучении информатики, но и развивать их самостоятельную деятельность. Эти навыки помогут им в дальнейшем в обучении и саморазвитии.
Цель данной курсовой работы рассмотреть методы организации самостоятельной работы учащихся по информатике в средней школе и в частности, в 5 классе.
Объектом изучения является методика организации самостоятельной работы школьника на уроках информатики в 5 классе.