Материальная культура Архангелогородчины
К тому времени центром всей мезенской округи становится Окладникова Слобода, оказавшаяся известным центром торговли русских с Сибирью. Это был взлет Мезени, звездный час мезенских поморов. О Мезени знали в Сибири, знали в Москве, знали за рубежом. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович, заботясь о росте архангельского порта, запретил иностранным судам «приставать» в устье реки Мезени, что… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Материальная культура Архангелогородчины
- 1. 1. Памятники истории и культуры
- 1. 2. Основные центры культуры
- Глава 2. Материальная культура Мезенского района
- 2. 1. Описание Мезенского района
- 2. 2. Памятники культуры Мезенского района
- 2. 3. Формирование материальной культуры посёлка Кимжа
- Глава 3. Современное состояние и использование объектов материальной культуры
- 3. 1. Современное состояние
- 3. 2. Рекомендации по сохранению объектов материальной культуры
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
- Привет тебе, Русь холмоваяя! — мечты и фантазии разбег,
- Где плещется грусть ветровая на плавнях задумчивых рек
- Где сказкии и были — в обнимку, где песня на все голоса
- И узкая вьётся тропинка и манит в глухие леса
- Отсюда, с холмов крутобоких, в разливе сияющих дней
- Виднее России истоки и дальние дали видней
- Н.А. Журавлёва
- Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности
- — отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека
- — воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- — передаваемая последующим поколениям
- Культура Русского Севера сохранилась в материальных памятниках Архангельской области
Русский Север по праву можно назвать заповедником народной культуры, в котором бережно сохраняются национальные традиции. Эти земли с древнейших времен осваивались русскими людьми и были неотъемлемой частью коренной этнической территории русского народа. Сюда не докатилась волна монголо-татарских нашествий, дотла разоривших многие города и земли Древней Руси, и, когда почти на всей русской территории развитие культуры приостановилось, на Севере она продолжала совершенствоваться. Именно поэтому здесь сохранились многочисленные памятники истории и материальной культуры, деревянного зодчества и крестьянского творчества, древние обычаи и обряды, старинные песни и былины, собранные уже в наше время этнографами и фольклористами .
В условиях глобализации и унификации культуры особенно актуальным становиться изучение формирования материальной культуры русского народа, сохранение ценных и представительных объектов.
Вместе с тем территория Русского Севера имеет ряд угроз для сохранения историко-культурного наследия. Суровый климат территорий региона, хрупкая экосистема, большие территории и небольшое население, обладающее сильной местной культурой, создают уникальные проблемы.
Основой экономики северных территорий является добыча природных ресурсов с высокими затратами, загрязнением среды, нарушениями экологического баланса. Их инфраструктура ограничена и имеет направление север и юг и не связывает территории по горизонтали. В силу этих и других факторов у Севера ограничено влияние на центральные правительства и межнациональные корпорации.
Целью дипломной работы является изучение формирования материальной культуры Архангелогородчины, на примере Мезенского района и деревни Кимжи.
Для достижения цели в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть материальную культура Архангелогородчины;
Изучить материальную культура Мезенского района Архангельской области и деревни Кимжа;
Оценить современное состояние и использование объектов материальной культуры.
Объектом исследования дипломной работы Архангельская область. Предметом исследования формирование материальной культуры области.
В дипломной работе обобщено и проанализировано более 50 источников. За основу взяты исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме изучение материальной культуры. Теоретической и методологической основой работы являются труды историков, этнографов в области изучения материальной культуры: А. Б. Пермиловской, Н. А. Окладникова, Дмитриевой С. И. и других.
Ценный опыт комплексного изучения народного зодчества представляют собой работы В. П. Орфинского. В его работах много внимания уделено изучению влияния процессов этнокультурных взаимодействий на развитие народного зодчества .
Местные традиции в деревянном зодчестве Севера находятся также в сфере внимания этнографов. В дипломе использовались работы Т. А. Бернштам.
Исследованию пропорциональных соотношений и системы построения форм в деревянном культовом зодчестве, включая сравнительный анализ деревянных и каменных построек, посвящены отдельные работы Ю. С. Ушакова.
Исследованиям Мезенского района посвящены работы Мильчик М. И. Наиболее полное изложение материалов исследования села Кимжа представлено в монографии Н. А. Окладникова «Заповедная Кимжа». Также результаты изучения Архангелогородчины опубликованы в статьях С. И. Дмитриевой, А. Б. Пермиловской. Более того А. Б. Пермиловская продолжает исследование региона, о чём свидетельствуют публикации результатов полевых экспедиций.
Исследования проводились на основе литературных источников, данных участников экспедиции, мнений экспертов в области этнографии и истории. Также работа содержит выдержки из нормативных документов, периодических изданий, Интернета.
Глава 1. Материальная культура Архангелогородчины
1.1.Памятники истории и культуры
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на: производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной .
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни .
Общая площадь Архангельской области составляет 587 тыс.кв.км. Численность населения — 1 млн. 459 тысяч человек, плотность — 2,2 человека на 1 кв. км.
В состав региона входит Ненецкий автономный округ — государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью Архангельской области.
Административный центр области — город Архангельск (364 700 чел.). Другие крупные населенные пункты региона — Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма.
Побережье Белого моря характеризуется неровностью береговой линии. Белое море соединяется с Балтийским судоходным Беломорско-Балтийским каналом.
Архангельская область относится к территории Русского Севера. Сюда относятся территории Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и республики Коми.
Русский Север славится своими народными промыслами и декоративно-прикладным искусством: резьбой по кости и дереву, плетением из бересты, художественной обработкой металла, вышивкой, ткачеством, кружевоплетением. Ведущими центрами народных ремесел являются Каргополь, Вологда, Великий Устюг, Архангельск.
Есть основания полагать, что первые насельники Севера — первобытные охотники и рыболовы появились здесь еще 14 тыс. лет назад. Свидетельство тому — более 800 памятников археологии от эпохи палеолита до средних веков, материальные свидетельства, оставшиеся от поселений таинственных и легендарных племен «чуди» и «лопи» на Ваге, Пинеге, Мезени, озере Лаче .
Территория современной Архангельской области была известна со времен разбойных варягов. «Белая Сарматия», «Страна полуночная», «Биармия" — так называли современники придвинские земли, где перекрещивались торговые пути скандинавов и чуди, татаро-монголов и купцов Великого Новгорода. Но многочисленные поселения людей имелись здесь еще в эпоху неолита. Одними из первых жителей края были, по-видимому, предки саамов.
В VIII веке на Севере появились ранние группы славян из ростово-суздальских и новгородских земель. Они принесли сюда культуру земледелия, письменность, христианство. Здесь славяне-земледельцы стали мореходами и проложили маршруты в Скандинавию и Сибирские земли, здесь сформировалась самобытная культура поморов, именно здесь суждено было родиться российскому флоту и взвиться знаменитому «триколору».
С 11 века ватаги новгородских ушкуйников все настойчивее проникали на восток и север края по разведанным ими рекам Свири, Емце, Двине, Выгу, Нюхче. За дружинами шли иноки, безземельные пахари, всякий люд, скрывавшийся от татарского насилия или диктата новгордских посадников. Принеся более высокую цивилизацию Северу, они вместе с тем вытесняли его аборигенов с лучших мест и «примучивали лопь дикую и карельских детей» к своему промыслу.
Совершенно особое место в освоении края принадлежит православным подвижникам и монастырям. Уже в XII—XV вв. здесь появились первые обители, а к XVII веку в регионе действовали более 60 монастырей, которые стали культурными центрами и надежной защитой северный рубежей российского государства. Монастыри активно использовались новейшие достижения инженерной мысли, способствовали развитию древнерусского искусства. В монастырских мастерских трудились сотни талантливых иконописцев, золотошвеек, переписчиков книг, ювелиров, кузнецов.
В XVIII веке с перемещением центра внешнеэкономической активности России на Балтику, темпы социально-экономического развития Архангельского Севера начали снижаться, но, превращаясь в российскую провинцию, регион сохранил самобытный колорит, традиции и уникальное историко-культурное наследие севернороссов.
Центром Заволочья (так называли новгородцы земли за Онего-Двинским волоком) стали Холмогоры. Почувствовав высокую прибыльность этих земель, крупное новгородское боярство стало прибирать их к рукам. В крае вырастали деревянные крепости-посады, расширялись рыбные ловищи и тони, соляные варницы и охотные угодья. Во второй половине 15 века новгородские земли вошли в состав Московского государства.
Огонь, топор и плуг постепенно уничтожали в крае таежные леса, превращая их в плодородные поля и луга. Шел приток населения и в более северную, заболоченную, часть, куда уходили люди от царского произвола, крепостной зависимости, рекрутчины, насильственного онемечивания и никонианской ереси. Отсутствие крепостного права, необходимость постоянной борьбы с северной природой, морское дело воспитали у северян широкий кругозор, решительность, смелость. Это позволяло некоторым исследователям считать, что «по своей смышлености и отважности поморы не имеют себе равных среди русских» и что именно в Поморье в 17 веке было больше грамотных, чем в других районах России.
Московские цари оценивали выгодное транспортно-географическое положение Беломорья. Поэтому, когда буря забросила в устье Двины коабль Ричарда Ченслера, Иван Грозный, давно мечтавший вырвать Россию из шведско-польско-ливонской блокады и установить прямые связи с западными государствами, принял «англянского немца Ричарда» и предоставил англичанам право беспошлинно торговать по всей стране. А в 1584 году на мысе Пурнаволок был основан Архангельск. Прогрессивную роль в развитии Поморского Севера сыграл Петр 1, организовавший морское судостроение в Архангельске и его оборону от иностранной интервенции. За два века расцвета северной торговли в столицу Беломорья прибывало ежегодно до 200 кораблей под иноземными флагами.
До конца 17 века Архангельск был единственным морским портом России. На его долю приходилось до 80% внешнеторгового оборота страны. Отсюда хлеб, пенька, лес, смола, меха и другие товары отправлялись в чужие страны. Для использования лесных богатств Севера стали вскоре создаваться и различные акционерные и концессионные компании.
Однако в крае развивалась лишь лесозаготовительная и лесопильная промышленность, приспособленная к работе целиком на экспорт, да слабый зверобойный и рыболовный промысел. Сельское хозяйство находилось на низком уровне. Техническое оснащение лесозаготовок на выдерживало никакой критики, всюду господствовали хищнические методы рубки лесов и беспощадная эксплуатация. Для хозяйства 19 века наиболее яркими чертами были провинциальная отсталость, диспропорция размещения, власть иностранного капитала, ориентация на заграничного потребителя и господство монокультуры- леса.
С 19 века Архангельская губерния стала местом ссылки. «Подстоличная Сибирь» приняла тысячи передовых людей России.
В Архангельской и Вологодской областях встречаются уникальные этнографические деревни. В Кижах и Малых Корелах представлены всемирно известные образцы северного деревянного зодчества.
Список литературы
- Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г.
- Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
- Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. СПб: Белый город, 2004 — 48 с.
- Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л.-М., 1968.
- Бернштам Т.А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства. — Л.: Наука, 1978. — 176 с.
- Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX в.: Этнографические очерки. — Л.: Наука, 1983. — 232 с.
- Бодэ А. Б. Деревянное зодчество Русского Севера. Архитектурная сокровищница Поонежья. М.: ДомКнига, 2005 208 с.
- Ведомости Архангельского областного собрания депутатов III созыва (32-я сессия). 2004. № 32.
- Гуревич П.С. Культурология: Учебник / П. С. Гуревич. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005.
- Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство Европейского Севера. С. 126 136.
- Древняя Кимжа // Экспедиция в с. Кимжа Мезенского района Архангельской области Пермиловская А. Б.
- Едемский М.Б. Кулойско-мезенский край. Этнологические наблюдения (в 1927 г.) // Известия русского этнографического общества. — Вып. 1 — С. 87, 89.
- Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001. — 576 c.
- Культурная ревизия: развитие территорий через культуру//Экология культуры. Информационный бюллетень. Архангельск: комитет по культуре Архангельской области, 2008. — № 2 (45).
- Костина А.В. Культурология. Учебник для ВУЗов. М.: КноРус; 2008 — 264 с.
- Культурная ревизия: развитие территорий через культуру//Экология культуры. Информационный бюллетень. Архангельск: комитет по культуре Архангельской области, 2008. — № 2 (45).
- Лаптева Г. Я Об итогах работы секции «Культурное наследие региона (развитие исторических городов и поселений)» Международного форума «Культура Баренцева региона» (Архангельск, 16−18 июня 2008 года)
- Личутин В. Дивись-гора: Очерки, размышления, портреты. М., 1986.
- Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Серия «Этнография Сибири». Новосибирск, 1999
- Мезень край поморский: Очерки. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980.
- Мелехов, В. И., Шаповалова, Л. Г., канд. техн. наук, преп. Сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия России /В. И. Мелехов, Л. Г. Шаповалова.//Правоведение. -2005. — № 3. — С. 12 — 20
- Мильчик М.И. По берегам Пинеги и Мезени. — Л.: Искусство, 1971. — 159 с.
- Мильчик М.И. По Мезени. — Архангельск, Сев-Зап. кн. изд-во, 1968. — 16 с
- Мильчик М.И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: Страницы истории. Ленинград, 1981
- Народное зодчество. Межвузовский сборник. / М. И. Мильчик. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. 368 с.
- Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2008. — 559 c.
- Окладников Н.А. Этот дальний городок на реке Мезени // Север [Мезень]. 1996. 23, 30 янв., 3,6,13,17,20,24 февр.
- Окладников Н.А. Заповедная Кимжа: Архангельск: Правда Севера, 2007. — 92 с.
- Овсянников О.В. Средневековые города Архангельского Севера: Люди. События. Факты. Архангельск, 1992.
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество Гражданское зодчество. М., Искусство, 1983. 288 с.
- Ополовников А.В. Северная деревня // Лес и человек: Ежегодник. 1979. — М., 1978. — С. 66−70
- Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. — М.: Стройиздат, 1989. — 367 с.
- Охрана культурного наследия в документах. Международные хартии, кодексы этики, руководящие принципы, 1960−1990-е годы / науч. ред. и сост. Н. Душкина. М., 1998.
- Пархоменко И.Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001
- Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX начало XX века). Архангельск, 2005. 312с.
- Пермиловская А.Б. Северный дом. — Петрозаводск. 2000. С. 79−82
- Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства// Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 57. Пг., 1915. С. 179−190.
- Северная Россия. Север и северо-восток Европейской России, ее лесные и тундровые области, Белое море и Северный океан. Белый город, 2006
- Скопин В. В. На Соловецких островах. АСТ, Астрель, Хранитель, 2007
- Собрание Законов РФ. 2002. № 26. Ст. 2519
- Тюрин Г. Символы памяти. Из истории обетных крестов // Звезда. 1990. 20 марта.
- Хропов А. Г., Стамбулян Е. Р. Русский Север. Архангельская область. Вологодская область. Вокруг света, 2005
- Хропов А. Г., Зайцева И. С., Коронкевич Н. И., Шапошников М. Б., Мавлюдов Б. Р. Путеводитель. Архангельская область. Едиториал УРСС, Симон-Пресс, 2000
- Юрист. 1999. № 3. С. 5−7
- Интернет-ресурсы:
- Архангельский областной туристский информационный центр http://pomorland.info/index.php?p=about2h
- Кимжа: седьмое чудо на краю света http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=86 981
- Куратов А.А. Православные святыни и святые в истории Архангельского севера, 2002 http://projects.pomorsu.ru
- Информационно-сравочная система «Архитектура Российского Севера» http://arni.petrsu.ru
- Каталог музеев http://www.museum.ru
- Реставрация памятников архитектуры. Москва Стройиздат 2000 http://www.art-con.ru/node/3Реставрация
- http://www.kimja.narod.ru
- Официальный сайт администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru/culture
- Полякова Ирина 10/04/2007Анна Пермиловская: Потерять такое место, как Кимжа, — грех http://www.pravdasevera.ru/?id=27 654
- Соловецкий музей-заповедник http://www.solovky.ru/reserve/ties/releases/2008/02/07/85.shtml
- http://www.varvarachurch.nm.ru/
- Каталог монастырей России http://www.monasteries.ru/mon/arhang/arh04.html
- http://www.pomorland.info/index.php?p=about2b;
- http://www.hrono.ru/land/russ/arhangelsk.html
- http://www.countries.ru/index.cgi?pid=494
- http://www.kargopol.ru
- http://karely.narod.ru
- http://www.aokm.ru/vstup/1.htm