Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы организации бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительные изменения в этой области позволили приблизить практику российского учета и отчетности к международным требованиям. Вместе с тем в этом направлении необходимо решить целый ряд важных задач, которые, в частности, определены в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (далее — Концепция), одобренной приказом Минфина России… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Общие принципы ведения бухгалтерского учета
    • 1. 1. Организация бухгалтерской службы на предприятии
    • 1. 2. Принципы ведения бухгалтерского учета
  • 2. Правовое и методическое обеспечение учета на предприятии
    • 2. 1. Правовое обеспечение учета
    • 2. 2. Методическое обеспечение учета на предприятии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Все предприятия и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Пользователями бухгалтерской отчетности предприятия являются:

 собственники (учредители, участники, акционеры и т. п.) предприятия;

 органы статистики;

 налоговые и другие контролирующие органы.

В предпринимательской деятельности широко используются данные бухгалтерского учета и отчетности для принятия управленческих решений, оценки привлекательности инвестиций в предприятие, определения стоимости предприятия при его продаже и тому подобных целей.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, его изменениях, финансовых результатах деятельности.

Бухгалтерский учёт это основная часть управленческой информационной системы организации. Юридически ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт в организациях обычно осуществляется бухгалтерией, во главе с главным бухгалтером. Когда в организации бухгалтерская служба отсутствует, руководитель имеет право поручить ведение учёта, отчётности специализированной компании, оказывающей подобные услуги.

Знание правил законодательства позволяет не только ориентироваться в действующих нормах законодательства, но и спокойно воспринимать, и, что самое главное, понимать его возможные будущие изменения. Это особенно актуально сейчас, когда бухгалтерское законодательство кардинальным образом меняется в связи с переходом России на Международные стандарты бухгалтерского учета.

Как порядок бухгалтерского учета, нормативно определяемый действующим законодательством, так и правила анализа бухгалтерской информации, содержащейся в отчетности организаций, базируются на основных принципах бухгалтерского учета.

Тема данной курсовой работы- принципы организации бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. С того момента, как принципы бухгалтерского учета, закрепленные в Международных стандартах, вошли в российское бухгалтерское законодательство, их содержание стало определять предписываемую нормативными документами методику ведения бухгалтерского учета. В связи с этим, понимание этих принципов становится очень важным именно с позиции практики бухгалтерского учета, что составляет актуальность выбранной темы.

Для чего следует соблюдать вышеперечисленные принципы?

Во-первых, потому что этого требуют законодательные и нормативные документы. Во-вторых, только при соблюдении перечисленных принципов формируемая отчетность будет достоверной, а значит, не возникнет разногласий с пользователями отчетности, в том числе с налоговыми органами, аудиторами и прочими контролирующими органами, в основе деятельности которых лежит проверка бухгалтерской и (или) налоговой отчетности.

В данной курсовой работе поставлена цель проанализировать и переосмыслить отдельные принципы организации бухгалтерского учета на предприятии. Для этого нужно решить следующие задачи, возникающие в связи с классическими и новыми требованиями к бухгалтерской информации, формулируемой в системе финансового учета, направленной на полное обобщение итогов кругооборота капитала в процессе хозяйственной деятельности:

 общие правила организации бухгалтерской службы в организации;

 принципы ведения бухгалтерского учета;

 правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета в РФ.

1. Общие принципы ведения бухгалтерского учета

1.1 Организация бухгалтерской службы на предприятии

После учреждения юридического лица необходимо решить, каким образом будет организовано ведение бухгалтерского учета в данной организации. При постановке бухгалтерского учета руководитель и главный бухгалтер организации имеют право:

 самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;

 определять форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и контроля;

 разрабатывать систему внутрипроизводственного управленческого учета,

 отчетности и контроля;

 формировать в установленном порядке учетную политику организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации несет ее руководитель.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля хозяйственных операций;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Бухгалтерская служба организации (бухгалтерия) это специальное подразделение или отдел, который ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерские отчеты. Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением организации и возглавляется главным бухгалтером.

Структура бухгалтерской службы зависит от размеров организации и сферы ее деятельности, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Можно выделить три основных варианта структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной структуре бухгалтерской службы все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Линейный вариант применяется в небольших организациях с численностью бухгалтерской службы до 7−9 человек.

При вертикальной структуре бухгалтерской службы в ее состав входят промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), выполняющие законченный объем работ и возглавляемые старшими бухгалтерами. Старшие бухгалтеры подчиняются главному бухгалтеру и выполняют его распоряжения, руководя своими подразделениями (группами, отделами, секторами).

В составе бухгалтерской службы могут быть созданы следующие группы (отделы, бюро, секторы): материальная группа, группа учета оплаты труда, производственно-калькуляционная группа, группа учета готовой продукции; общая группа, группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В крупных организациях дополнительно могут быть созданы отделы учета тары, учета основных средств, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитический отдел. Данная структура бухгалтерской службы применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

При комбинированной структуре бухгалтерской службы в ней выделяются определенные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям бухгалтерских подразделений, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Такая форма организации бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и производственных объединениях.

Величина, обособленность, объемы операций структурных подразделений организации влияют на решение, каким образом централизованно или децентрализовано- бухгалтерсая служба будет осуществлять цикл бухгалтерского учета в организации.

В случае централизованного учета бухгалтерская служба сосредоточена в главной бухгалтерии организации, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета. В подразделениях организации (цехах, отделах и т. д.) осуществляется лишь первичная регистрация фактов хозяйственной жизни, оформляются первичные и сводные документы и передаются в главную бухгалтерию.

При децентрализованном учете организация выделяет на отдельные балансы некоторые подразделения, которые в данном случае имеют свою бухгалтерскую службу. Обособленные подразделения ведут синтетический и аналитический учет и составляют свою отчетность. Эта отчетность направляется в главную бухгалтерию, где составляется сводная отчетность по организации в целом, а также контролируется постановка учета в обособленных подразделениях.

В некоторых организациях применяется частичная децентрализация бухгалтерского учета, при которой в структурных подразделениях вместе с документальным оформлением хозяйственных операций ведется аналитический учет к некоторым синтетическим счетам. В производственных подразделениях на основе данных учета производственных затрат может исчисляться фактическая себестоимость произведенной продукции. В то же время в этих подразделениях не осуществляется полный цикл бухгалтерского учета и не составляется бухгалтерский баланс.

Количество бухгалтеров, работающих в бухгалтерской службе организации, и их должности зависят от характера, состава и объема проводимых учетных работ. Возможные должности бухгалтерских работников и их функции приведены в таблице 1. Непосредственно руководителю организации подчиняется главный бухгалтер, который несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, за соответствие законодательству осуществляемых хозяйственных операций. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, осуществляемых организацией, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерскй отчетности, осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 1. Функции бухгалтерских работников

Должность Функции

Главный бухгалтер Отвечает за организацию и ведение бухгалтерского учета и контроля в организации

Бухгалтер по расчетам с персоналом Расчет заработной платы, учет расчетов с работниками организации

Бухгалтер по учету основных средств Учет поступления и расходования основных средств, их хранения и использования

Бухгалтер по учету материалов Учет материальных ценностей, их хранения и использования, расчеты с поставщиками и подрядчиками

Бухгалтер по расчету себестоимости Учет затрат по всем видам производства, калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, определение затрат на незавершенное производство

Бухгалтер по подготовке отчетности Учет дебиторов и кредиторов, сведение данных в Главную книгу, составление финансовой отчетности

Бухгалтер-кассир Ведение книги кассовых операций

1.2 Принципы ведения бухгалтерского учета

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования, часто называемые принципами:

 непрерывности и полноты бухгалтерского учета;

 своевременности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

 имущественной обособленности;

 отражения в учете фактически имеющих место активов и обязательств;

 последовательности применения учетной политики;

 непрерывности деятельности организации;

 осмотрительности;

 правильности оценки активов и обязательств;

 приоритета содержания перед формой.

Принцип непрерывности и полноты бухгалтерского учета. В соответствии с этим принципом организация должна вести бухгалтерский учет с момента своей регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В части учета материалов полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности обеспечивается, прежде всего, определением лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, за систематическую сверку записей складского и бухгалтерского учета материальных ценностей.

Принципы организации бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип правильности оценки активов и обязательств. Своевременная и правильная оценка отдельных активов и обязательств обеспечивается в процессе принятия этих активов и обязательств к учету. При этом организации должны руководствоваться действующими нормативными документами, в частности, порядок оценки материалов определен ПБУ 5/01

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В фактическую себестоимость материально-производственных запасов включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Принцип приоритета содержания перед формой. Данный принцип подразумевает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования.

Этот принцип призван побуждать бухгалтера при отражении в учете той или иной сделки, оформленной или не оформленной договором, задуматься о соответствии отражаемой в учете хозяйственной операции реальному движению активов или образованию (погашению) обязательств. Так же как и принцип имущественной обособленности, принцип приоритета содержания перед формой является наиболее трудным в его применении на практике. Нередко попытки соблюдения этих принципов приводят к конфликтам между бухгалтером и руководителем предприятия. Поэтому очень важную роль в обеспечении практического соблюдения этих принципов могут сыграть (и играют) аудиторы, выявляя и указывая в своих отчетах на допущенные предприятием ошибки и нарушения.

2.Правовое и методическое обеспечение учета на предприятии

2.1 Правовое обеспечение учета

В настоящее время в сфере бухгалтерского учета основными законодательными актами, регулирующими отношения в этой сфере, являются, в том числе:

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;

Федеральный закон от 07 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ;

Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Кроме того, различные аспекты бухучета регламентируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ):

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждены приказом Минфина России от 09.06.2001 года N 44н);

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 года N 26н);

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (утверждены приказом Минфина России от 16.10.2000 года N 91н) и другие.

Иерархия в системе правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ представлена в Приложении 1

Однако следует отметить, что действующая редакция Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым сегодня к бухгалтерскому учету и отчетности, и сложившейся мировой практике, не смотря на то, что с момента вступления в силу в нго неоднократно вносились изменения.

Важные изменения, произошедшие в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации в последнее время, в значительной степени связаны с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Основным содержанием проводимых реформ в этой области является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Значительные изменения в этой области позволили приблизить практику российского учета и отчетности к международным требованиям. Вместе с тем в этом направлении необходимо решить целый ряд важных задач, которые, в частности, определены в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (далее — Концепция), одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 года N 180.

Концепцией определена цель развития бухгалтерского учета и отчетности на период 2004 — 2010 гг. — создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. Основными направлениями работы в достижении поставленной цели являются:

 повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

 создание инфраструктуры применения МСФО;

 изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

 усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

 существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В Концепции подчеркивается, что современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Эксперты ТПП РФ на постоянной основе принимают участие в работе Национального фонда финансовой отчетности, в разработке и обсуждении новой редакции закона «О бухгалтерском учете» .

Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности за последние годы претерпело значительные изменения — осуществлен переход к саморегулированию отрасли с поэтапной отменой лицензирования данной сферы.

Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» введены обязательность членства оценщиков и специалистов-оценщиков в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, установлен ряд критериев для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, а также требования к осуществлению оценочной деятельности, порядок вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков, перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.

Законом также предусмотрена передача ряда функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за регулирование оценочной деятельности, саморегулируемым организациям оценщиков, в частности функций контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
  2. Федеральный закон от 07.08.2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  3. Федеральный закон от 08.08. 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  4. Приказ Минфина России от 09.06.2001 года N 44н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/01»
  5. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689)
  6. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000»
  7. Приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  8. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»
  9. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  10. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»
  11. А. М., Викулова Е. В. Основы бухгалтерского учета. М.: Андросов, 2004.
  12. Палий В.Ф. О методе бухгалтерского учета // «Бухгалтерский учет», N 7, апрель 2006 г.
  13. Л.В. Принципы ведения бухгалтерского учета // «Бухгалтерский учет», N 10, 2005 г/
  14. http://buhru.fatal.ru/?dir=html&page=1Портал о бухгалтерском учете в РФ
  15. http://www.gaap.ru Портал о теории и практике финансового и управленческого учета
Заполнить форму текущей работой