Введение
Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 100 103 «Социально-культурный сервис и туризм», очной, заочной и очно-заочной форм подготовки специалистов.
Согласно учебному плану экономический блок включает ряд дисциплин, важнейшее место среди которых занимает курс «Экономика туристских предприятий». В рамках выполнения программы изучения курса требуется написание курсовой работы.
С учетом специфики содержания дисциплины, тематика курсовых работ посвящена одной важнейшей проблеме: экономическому обоснованию функционирования предприятия в туризме. Поскольку туризм — многоотраслевой комплекс, существует ряд особенностей расчетов основных экономических показателей деятельности различных предприятий.
Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
• фирмы — производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
• фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
• специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);
• специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
• специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, авто предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
• предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;
• предприятия сферы досуга в туризме (концертные залы, залы игровых автоматов и др.);
• рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);
• государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).
Создание современной индустрии туризма невозможно без предприятий, организующих поездки и сочетающих различные услуги в один комплекс, которые занимают важное место в этой сфере деятельности и способствуют удовлетворению всех потребностей туристов.
Целью данного пособия является получение студентами умений и навыков самостоятельного выполнения расчетов затрат и результатов производства услуг на основе представленных моделей.
В пособии дается логическая схема и последовательность выполнения расчетных работ по экономическому обоснованию открытия и функционирования предприятий: питания, размещения, туроператорских и турагентских фирм, туристско-экскурсионных бюро.
В ходе выполнения курсовой работы студент должен решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и нормативную литературу, представленную в библиографическом списке данного пособия.
2. Ознакомиться с материально-технической базой, выбранного им для описания и анализа хозяйственной деятельности предприятия.
3. Применить полученные знания на лекционных и семинарских занятиях в практике написания курсовой работы.
Общие положения выполнения курсового проекта.
Выполнение курсовой работы начинается с описания её содержания. Предлагается типовой план, согласно которому в первой главе рассматриваются общие закономерности и подходы к планированию и открытию предприятия (фирмы) вне зависимости от отраслевой принадлежности. Во второй главе следует провести расчеты с учетом экономической специфики функционирования выбранного студентам предприятия. Определение собственности и цены единицы услуги построены на основании модели, рассмотренной в лекционном курсе.
Глава I. Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях.
Открытие предприятия.
1.1. Обоснование выбора организационно-правовой формы деятельности предприятия.
1.2. Расчет производственных ресурсов.
1.2.1. Расчет основных фондов.
1.2.2. Расчеты потребности в оборотных средствах.
1.2.3. Расчеты потребности в нематериальных активах.
1.2.4. Расчет и формирование уставного капитала.
1.2.5. Расчет трудовых ресурсов предприятия и фонда оплаты труда.
1.3. Лицензирование, стандартизация, сертификация деятельности предприятия.
Глава II. Анализ и оценка деятельности предприятия.
2.1. Расчет амортизационных отчислений предприятия.
2.2. Калькуляция себестоимости продукции.
2.3. Формирование цены на услуги предприятия.
2.4. Определение зоны безубыточности и порога рентабельности.
2.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
2.6. Условия банкротства и санации предприятия.
Заключение
.
Библиографический список.
Глава I. Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях. Открытие предприятия.
1.1. Обоснование выбора организационно-правовой формы деятельности предприятия.
Предприятие как экономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса. С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, инвентарь и иное имущество. В многоукладной рыночной экономике любой дееспособный собственник имущества вправе учреждать и ликвидировать предприятие.
Предприятия могут иметь право учреждать представительства, филиалы и отделения с открытием текущих и расчетных счетов; предприятие самостоятельно планирует свою текущую и будущую деятельность исходя из спроса на выпускаемую продукцию.
Оно обладает следующими признаками:
• Предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально — техническую возможность функционирования предприятия.
• Предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом.
• Предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.
• Предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде.
• Предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность.
• Предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Современные предприятия имеют разнообразную классификацию. В рыночных условиях значительную их долю составляют предпринимательские структуры.
Согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации:
«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности».
Основные законодательные требования к предпринимательской деятельности содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В ст. 2 ГК РФ дано определение предпринимательской деятельности: предпринимательской является самостоятельная, осуществляющая на свой