Использование CALS (ИПИ) технологий при подготовке специалистов с высшим образованием
В стандартах по менеджменту качества особо оговариваются требования к процессам жизненного цикла продукции, которые также могут быть обеспечены с помощью PDM-системы. Она может использоваться для планирования процессов и работ, проектирования и разработки образовательных программ, внесения изменений в учебные планы и рабочие программы дисциплин, расписания занятий и т. п., оцнки влияния внесенных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы подготовки специалистов в России и технологии ИПИ
- 1. 1. Система образования в России
- 1. 2. Проблемы системы образования
- 1. 3. Стратегия CALS
- Глава 2. Стандарты и технологии ИПИ. Возможность их применения в образовании. Выбор программного продукта
- 2. 1. Стандарты и технологии ИПИ
- 2. 2. Применение технологий ИПИ в образовании
- 2. 3. Обзор отечественного рынка существующих PDM-систем. Выбор программного продукта
- Глава 3. Конструкторская часть
- 3. 1. PDM Step Suite
- 3. 1. 1. Порядок создания базы данных
- 3. 1. 2. Настройка словарей
- 3. 1. 3. Основные объекты и возможности по работе с ними
- 3. 2. Соотношение основных понятий для использования ПО в образовательной среде
- 3. 1. PDM Step Suite
- Глава 4. Технологическая часть
- 4. 1. Реализация использования технологий ИПИ на примере конкретного учебного заведения
- 4. 2. Выводы
- Глава 1. Проблемы подготовки специалистов в России и технологии ИПИ
- 1. 1. Система образования в России
Начало XXI века для нашей страны проходит под знаком системных изменений в области образования. Усиление процессов интеграции обусловило изменение традиционных подходов к построению системы профессионального образования. Вместе с тем не снижается острота проблем сохранения целостности национальной системы профессионального образования России и обеспечения стабильности ее развития на основе его регулирования.
Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят Федеральный закон N 125-ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. в редакции от 1 декабря 2007 года и Закон РФ N 3266−1
«Об образовании» от 10 июля 1992 г. в редакции от 1 декабря 2007 года, а также Федеральный закон N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. (с изменениями от 26 июня 2007 г.)
Первый из них является основным, поскольку относится ко всей системе образования и в первоначальной редакии был принят в 1992 г., а второй может рассматриваться как дополняющий, так как он поясняет базовые принципы формирования правовых отношений в сфере высшей школы.
Что же представляет собой российская образовательная система? Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В отношении высшей школы федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» добавил к данному в базовом законе определению еще два элемента, один из которых включает учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования, а другой общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы профессиональных ассоциаций и обществ, научные и методические советы и иные объединения).
Российская система образования напоминает иерархическую лестницу уровней образования, построенную на базе соответствующих образовательных программ. В ней имеются одиннадцать ступеней, относящиеся к шести уровням образования. Дошкольное образование не принимается во внимание, так как это скорее не ступень, а нулевая отметка, поскольку его получение не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы. Две первые ступени начальное общее образование и основное общее образование, обязательны для всех граждан России.
Следующая ступень ведет к среднему (полному) общему образованию (второй уровень). Поднявшись на эту ступень, человек может двигаться в трех разных направлениях. Первое состоит из двух ступеней третьего уровня и ведет к получению начального профессионального образования длительностью в один год (первая ступень) или начального профессионального образования повышенного уровня, требующего дополнительного года обучения и ведущего к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации (вторая ступнь).
Второе направление ведет на четвертый уровень образования (среднее профессиональное образование). Можно на этом пути преодолеть одну ступеньку длительностью два-три года и получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием, а можно затратить еще год обучения и добавить к своей квалификации слова «с повышенным уровнем подготовки». Отметим, что образовательные программы третьего и четвертого уровней можно начать осваивать на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в этом случае, продолжительность таких программ увеличится на один-два года.
И, наконец, двигаясь в третьем направлении, можно подняться на пятый уровень образования это высшее профессиональное образование. Рассмотрим его более подробно.
На уровне высшего образования имеются три ступени. Поднявшись на одну из них, по образовательной программе длительностью не менее четырех лет можно получить квалификацию бакалавра. На последующих двух соответственно квалификацию специалиста или магистра. Согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные программы, ведущие к квалификации «специалист» и «магистр», могут реализовываться как по ступеням, так и непрерывно, причем минимальный срок освоения первой из них составит пять лет, а второй шесть. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Различия между программами подготовки специалиста и магистра заключаются в том, что программа подготовки специалистов более практически ориентированная, а программа подготовки магистров акцентирована на научно-педагогический вид деятельности выпускника.
На самом верху этой иерархической лестницы находится шестой уровень послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре. Право осваивать программы данного уровня могут лица, имеющие квалификацию специалиста или магистра. Срок обучения в очной аспирантуре три года. Защитившие диссертацию получают первую ученую степень кандидата наук.
Необходимо отметить, что между образоательными программами всех уровней существует преемственность, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего.
Как уже отмечалось, на каждом уровне послесреднего образования для подготовки специалистов используется не одна, а множество образовательных программ, отличающихся своей направленностью на ту или иную профессию или специальность.
Все описанные уровни и ступени (согласно МСКО международной стандартной классификации образования)) относятся к «традиционному» или «формальному» образованию". Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. За рамками, очерченными этими основными образовательными программами, лежит значительное образовательное поле дополнительное образование, описываемое программами дополнительного образования. Часть дополнительных образовательных программ может быть освоена лицами в период их обучения в рамках формального образования, как это происходит в музыкальных школах, например. Все большую популярность приобретают различные дополнительные курсы на факультативной основе. Однако основная масса программ дополнительного образования предназначена непрерывного повышения квалификации тех, кто ощущает необходимость в пополнении или обновлении своих знаний. Именно совокупность основных и дополнительных образовательных программ представляет собой основу российской системы образования.
Вторым элементом образовательной системы России является сеть образовательных учреждений (ОУ) различных типов и видов. Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, а также регламентация деятельности, (включая обязательное содержание устава образовательного учреждения), управление государственным и негосударственным образовательным учреждением, общие требования к организации образовательного процесса определены законодательством.
В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, относящиеся к формальному образованию, могут быть причислены к следующим типам: дошкольным;
общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
профессиональным (начального, среднего, высшего, послеву-зовского профессионального образования).
Заметим сразу, что традиционно в России употребляются специальные наименования этих типов образовательных учреждений, как то: детский сад, школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение.
Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы: учреждения дополнительного образования детей;
учреждения дополнительного образования взрослых.
Необходимо отметить, что тип образовательного учреждения определяется наивысшим уровнем реализуемой в нем образовательной программы.
Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др.
Третьим элементом образовательной системы России являются органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Центральным федеральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредтелями образовательных учреждений.
Традиционно к системе образования предъявляются следующие требования:
1. Доступность образования. Каждому гражданину, имеющему документ об общем среднем образовании государство должно предоставить возможность реализовать свое желание продолжить образование в вузе. Ограничение доступа в высшему образованию должно оцениваться личностью как справедливое. В связи с этим при приеме в вуз не должно быть каких либо сословных и классовых привилегий, он не может зависеть от таких характеристик личности, как национальность, пол, религиозные и политические убеждения.
2. Качество образования. Высшее образование, завершающее подготовку человека к самостоятельной творческой деятельности, должно быть личностно и общественно значимым. Это означает, что, с одной стороны, образовательная система должна помочь человеку в качественном совершенствовании, с другой стороны полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь за их умелого использования.
3. Академические свободы студента в процессе обучения. Человек, переступивший порог вуза, должен быть уверен, что у него будет право выбирать и постоянно уточнять свою образовательную траекторию (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. п.), а также в том, что в вузе взаимоотношения между студентами и преподавателями основаны на принципах взаимного уважения и доверия, а учебный процесс построен так, что не ущемляет прав человека, свободен от физического и психического насилия.
Высшая школа как часть системы образования должна обеспечить возможность получения личностного социально-знаниевого капитала, способного обеспечить не только высокую конкурентоспособность на рынке труда, профессионализм в специальных и сопредельных областях, но также и социальную вертикальную мобильность, означающую реальность статусного продвижения и участия в принятии компетентных управленческих решений.
В современных социально-экономических условиях система высшего образования в России, функционирующая в режиме выживания, тем не менее должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т. д.) образования, которое позволяет менять профессиональную ориентацию в динамически изменяющихся рыночных условиях. В целом в перспективе, по оценкам экспертов, переход к постиндустриальному обществу потребует, чтобы не менее 40−50% населения обладали высшим образованием. Высшая школа удовлетворяет потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и образовательные потребности личности.