Налоговый учет как функция налогооблажения
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Налоги как экономическая категория: понятие, сущность, механизм, основные функции
- 1. 1. История вопроса и современный этап развития теории налогообложения
- 1. 2. Основные функции налогообложения: понятие, виды
- 2. Налоговый учет как функция налогообложения
- 2. 1. Понятие налогового учета
- 2. 2. Система налогового учета и его организация
- Заключение
- Список использованных источников
Рассматривая функции налогов в обществе, необходимо в первую очередь отметить тот факт, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
На данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время бухгалтерский и налоговый учет представляет собой две самостоятельно существующие системы, преследующие различные интересы и цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которых регулируются различными законодательными органами.
Главная особенность налоговой концепции бухгалтерского учета состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах государства в лице налоговых органов. Таким образом, налогообложение оказывает значительное воздействие на систему бухгалтерского учета.
Основным достоинством этой концепции следует признать ее логичность и простоту. Она опирается на единственный основательный и авторитетный источник — закон. Бухгалтер ведет текущий учет, исчисляет финансовые результаты, учетную прибыль, которая является налоговой базой и отражает обязательства перед бюджетом.
Целью данной работы является изучение понятия налогового учета, как одной из функций налогообложения.
Основыми задачами является рассмотрение:
— сущности налогов,
— основных функций налогов,
— основ налогового учета;
— стстем организации налогового учета.
Объектом изучения является налоговый учет.
1. Налоги как экономическая категория: понятие, сущность, механизм, основные функции
1.1 История вопроса и современный этап развития теории налогообложения
Реализация налоговой политики происходит посредством сформированной на ее основе налоговой системы. Налоговая система является инструментом регулирования налоговых отношений, возникающих между государством и предприятиями. Влияние налогов на процесс воспроизводства происходит в ходе налогового регулирования и представляет собой систему мероприятий, связанных с налогообложением.
Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.
Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.
Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.
В странах с федеральным устройством при проектировани налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения
Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.
По словам французского ученого-правоведа Поля Мари Годме, единственная цель налога — финансирование государственных расходов, сводящая роль налогов к «снабжением касс казначейства» .
Позже, представители неоклассических теорий, признавая лишь некоторое регулятивное значение налогов, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.
Стоит отметить, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, так как в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.
Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.
Все современные экономические теории последнее время признают огромное значение налогов в экономике. Так согласно теории экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером7 в большей степени, чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
В настоящий момент следует признать, что регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.
1.2 Основные функции налогообложения: понятие, виды
Функция налога это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
важнейшие функции налогов — фискальная (распределительная) и регулирующая функции. Наряду с этими основными в качестве самостоятельных функций налогов можно выдвинуть социальную и контрольную функции.
Посредством фискальной (распределительной) функции налогов реализуется основное общественное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления возложенных на него обществом функций.
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.
Сущность налогов проявляется в отношениях, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, заработанных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит как формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств, необходимых для финансирования общественно необходимых потребностей.
Регулирующая функция налогов призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ. Часть 1,2
- Бакаев А.С. Налоговый кодекс РФ отменяет бухгалтерский учет?! // Российский налоговый курьер. — 2001. — N 9. — С. 15.
- Горский И. Налоги в механизме стабилизации //Экономика и жизнь, 2004.-№ 36.
- Дадашев А. Функции налогов. В кн. «Налоги. Учебное пособие». Под ред. Черника.Д. — М.: Финансы и статистика, 2007.-С.51.
- Кожинов В.Я. Налоговый учет: Пособие для бухгалтера. — М.: КНОРУС, 2007. — 656 с.
- Кругляк З.И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета: международный опыт и российская практика. // Все для бухгалтера, 2007, N 15
- Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Пепеляева. — М.: Инвест Фонд, 2006.-С.25.
- Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль. в кн. «Финансовое право. Учебник». — М.: Издательство БЕК, 2005.-С.226.
- Потапов В. О некоторых вопросах налоговой политики//Налоговый вестник.-2005.-№ 7.-С.3.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М., «Дело ЛТД», 2005, С. 440.
- Ходов Л. Функции налогов. В кн. «Экономика. Учебник». Под ред. А. Булатова — М.: Издательство БЕК, 2004.- С. 309.
- Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. Пер. со швед. — М.: Экономика, 2001.-С.163.