Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях: На примере г. Новосибирска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Молодежь — особая социально-демографическая группа населения, играющая решающую роль в формировании и использовании трудовых ресурсов общества в целом. Это обусловлено тем, что за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, происходит возмещение естественной убыли работающего населения, обновление трудовых ресурсов и их количественный прирост. Более того, прежде всего именно с молодежью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы становления и развития маркетинговой концепции управления профессиональной ориентацией
    • 1. 1. Социально-экономическое содержание профессиональной ориентации в рыночных условиях
    • 1. 2. Конкурентоспособность работника как предмет профориентации
    • 1. 3. Маркетинговая концепция управления профессиональной ориентацией
  • ГЛАВА 2. Организационно-экономические основы реализации маркетинговой концепции управления профориентацией молодежи
    • 2. 1. Профессиональная ориентация как фактор первичного распределения молодежи
    • 2. 2. Анализ профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ
    • 2. 3. Проблемы и опыт управления профориентацией молодежи
  • ГЛАВА 3. Реализация системного подхода к управлению профессиональной ориентацией
    • 3. 1. Методический подход к организации системы управления профессиональной ориентацией городской молодежи
    • 3. 2. Методический подход к регулированию профориентации в городе
    • 3. 3. Разработка методических основ оценки социально-экономической эффективности управления профориентацией

Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях: На примере г. Новосибирска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Молодежь — особая социально-демографическая группа населения, играющая решающую роль в формировании и использовании трудовых ресурсов общества в целом. Это обусловлено тем, что за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, происходит возмещение естественной убыли работающего населения, обновление трудовых ресурсов и их количественный прирост. Более того, прежде всего именно с молодежью связаны также и наиболее существенные качественные сдвиги в их использовании. Это связано с теми социально-демографическими особенностями, которые свойственны молодежи и которые носят в основном положительный характер.

В настоящее время эффективное использование трудовых ресурсов молодежи как фактора роста рыночного производства приобретает все большую актуальность.

Актуализация этой проблемы связана, прежде всего, с сокращением естественного прироста трудовых ресурсов в результате падения рождаемости. Во-вторых, вхождение молодежи в рынок сопряжено со значительными трудностями и противоречиями. С одной стороны, для молодежи характерно стремление к самостоятельности и экономической независимости, с другоймолодые люди в значительной мере первично занятые и характерной чертой для них является отсутствие профессии, профессионального опыта. Проводимая в жизнь стратегия экономических реформ создает препятствия к вовлечению молодежи в трудовую предпринимательскую деятельность. На рынке труда нарастает несоответствие профессионального состава, уровня образования и производственного опыта молодежи растущим потребностям работодателей, структуре спроса на рынке труда.

Сегодня особенно острой является социально-экономическая потребность в том, чтобы каждый человек занял в профессиональной структуре свое место. От правильного решения этих вопросов в определенной мере зависит дальнейшее развитие научно-технического и экономического потенциала нашей страны.

В силу сказанного выше подготовка молодежи к выбору профессии — процесс объективный, а потому следует придавать ему характер целенаправленного управленческого воздействия на внешнюю и внутреннюю среду рынка труда, прямо или косвенно способствующего саморазвитию и реализации молодым человеком своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий социально-экономического развития региона.

Профориентация начинает превращаться в экономическую потребность, осознаваемую обществом.

Отсутствие обоснованной системы управления профориентацией, прежде всего молодежи, наносит большой экономический ущерб региону/стране в результате растущей молодежной безработицы при неудовлетворенном спросе на рабочую силу по ряду профессий, низкой эффективности труда, интенсивности, напряженности, прогрессирующего профессионального травматизма и заболеваемости. Кроме того, неработающая молодежь выделяет из своей среды криминальные элементы, превращая преступность в серьезную угрозу экономической, социальной и политической стабильности.

Молодежь — это будущее нации и, если не принимать активные меры по регулированию выбора профессии молодежью, то молодежный рынок труда может стать неуправляемым.

Актуальность темы

диссертации обусловлена необходимостью поиска новых подходов к регулированию возможностей региона/организации, связанных с преодолением дисбаланса между профессиональными ориентациями молодежи и реальными возможностями их реализации.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие профессиональной ориентации как относительно самостоятельной отрасли знания с присущей ей методологией, теорией и методикой в период социализма в нашей стране происходило достаточно интенсивно.

Значительный материал накоплен в исследованиях советских психологов и физиологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, С. Г. Геллерштейна, К. М. Гуревича, Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, С. Д. Рубинштейна, Б. А. Федоришина, В. В. Чебышева, А. И. Щербакова и др. Эти ученые, в частности, обосновали, что типы одаренности не находятся в качественном и количественном соответствии с типами психофизиологических требований различных профессий, природа не производит таланта в таком количестве и качестве как это требует профессиональная деятельность.

Значительный интерес в обосновании педагогической концепции профориентации и ее элементов представляют работы А. Е. Голомштока, А. А. Вайсбурга, Ю. К. Васильева, Е. М. Павлютенкова, Л. А. Йовайши, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой и др. В этих работах предпринята попытка раскрыть принципы и содержание профпросвещения, профконсультации, профотбора и профадаптации. Однако единства в позициях достигнуто не удалось, осталось много неясного, спорного.

Социально-экономические предпосылки профориентации как элемента планового развития на всех уровнях народного хозяйства с позиций развития трудовых ресурсов рассмотрены в работах И. Н. Назимова, М. Х. Титмы, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова, В. Н. Якимова.

В плане разработки теоретико-методологических основ профориентации был написан ряд кандидатских диссертаций, посвященным исследованию профориентации в системе расширенного воспроизводства рабочей силы. Это работы Ш. Абдулаева, В. К. Биксе, Т. А. Гришиной, С. М. Гусева, Р. П. Колосовой, P.M. Новожиловой, С. Ю. Мамедова, А. Н. Решетникова, С. И. Сотниковой и др. Так, например, Ш. Абдулаев исследовал профориентацию как необходимое условие расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы с учетом экономических и демографических особенностей региона, определил основные направления оптимизации управления профориентацией. P.M. Новожилова проанализировала содержание профориентации, ее взаимосвязи с экономическими законами разделения и перемены труда. В диссертационной работе С. Ю. Мамедова раскрывается значение профориентации как специфического фактора социалистического расширенного воспроизводства рабочей силы, а также особенности ее функционирования на различных фазах воспроизводства рабочей силы. В работе Р. П. Колосовой предпринята попытка определение путей совершенствования процесса профориентации как метода распределения трудовых ресурсов. В. К. Биксе, Т. А. Гришина, А. Н. Решетников выявляли и анализировали объективную основу и сущность профориентации как экономической категории, обосновали ее место и роль в системе расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В диссертационной работе С. И. Сотниковой была предпринята попытка разработки модели управления профессиональной ориентацией по специальностям высшей квалификации.

Научно-методические аспекты профориентации как специально созданной системы образовательно-воспитательной и рационализаторской работы по трудовому и профессиональному становлению личности в сфере своего профессионального самоопределения разработаны не в равной мере обстоятельно. Так, в трудах П. Р. Атутова, С .Я. Батышева, С. М. Калашникова, К. А. Ивановича, Д. А. Эпштейна, М. И. Махмутова, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина и др. проанализированы политехнические основы профориентации с позиций соединения обучения с производственным трудом учащихся.

Организационно-экономические основы управления профориентацией нашли отражение в исследованиях М. А. Алиева, Н. Н. Захарова, А. Н. Решетникова, Саруханова Э. Р., С. И. Сотниковой, М. Х. Хайбулаева, Ю. Г. Одегова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, др. В частности, в рамках формирования организационно-экономических основ управления профориентацией особое внимание ряд исследователей (С.И. Вершинина, С. Н. Гусев, И. Н. Назимов, В. А. Савченко, В. Д. Симоненко, А. В. Соловьев, С. И. Сотникова, Л. Я. Французова, др.) уделяли вопросам оценки эффективности профориентации и обоснования создания территориальной службы профориентации.

Все это позволяет заключить, что профессиональная ориентация в СССР прошло стадию институциализации.

Становление и развитие рыночных отношений в России способствовало распаду общегосударственной системы профориентации, а, следовательно, ослаблению интереса к проблеме профориентации молодежи. С разработкой новых идей в сфере профессиональной ориентации связан научный поиск таких отечественных ученых, как С. Н. Апенько, И. С. Бажутин, С. И. Вершинин, С. Е. Коваленок, Е. Н. Прощицкая, В. А. Савченко, В. Д. Симоненко, С. И. Сотникова, С. Н. Чистякова, Т. И Шалавина и др.

Таким образом, степень разработанности проблематики профессиональной ориентации применительно к рыночным условиям не отвечает теоретико-методологическим и методическим потребностям субъектов рынка труда. Имеющиеся научные и практические разработки социалистического периода развития страны требуют обобщения, систематизации, теоретико-методологической осмысления, позволяющего придать управлению профориентацией новый качественный уровень, характерный для современного этапа развития.

Исходя из этого, целью диссертационного исследования является развитие организационно-экономических основ теоретико-методического подхода к управлению профессиональной ориентацией в рыночных условиях.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

• рассмотрена эволюция социально-экономического содержания профессиональной ориентации;

• проанализирована конкурентоспособность работника как предмет профориентации;

• теоретически обоснована современная маркетинговая концепция управления профессиональной ориентацией;

• проведен анализ социальных, экономических и организационных основ управления профессиональной ориентацией в рыночных условиях;

• предложены методические основы организации системы управления профессиональной ориентацией;

• сформированы методические основы регулирования профориентации в городе/регионе, а также рекомендована организационная структура управления профориентацией;

• разработан методический подход к оценке социально-экономической эффективности управления профориентацией.

Объектом исследования является система управления профессиональной ориентацией трудоспособных индивидов.

Объектом наблюдения — выпускники общеобразовательных школ г. Новосибирска — школьники 9−11 классов и абитуриенты, т. е. молодежь в возрасте 16−20 лет. Профориентация молодежи в различных регионах имеет свою специфичность. Факторы, влияющие на специфику того или иного региона (характер развития экономики, состояние природно-сырьевых ресурсов и демографического потенциала, характер миграционных потоков, специализация средних и высших учебных заведений, т.д.), в значительной степени определяют региональные условия формирования профориентированности.

Предмет исследования — социальные, экономические и организационные отношения, возникающие в процессе выбора профессии.

Теоретическая и методическая основа исследования. Диссертационное исследование базируется на основных теоретических положениях управления трудовыми ресурсами, общей теории управления, общей теории систем, социологии труда и др. Для обоснования выводов в ходе исследования применялись методы классификации, логического и сравнительного анализа, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, экспертных оценок), типологии, научного наблюдения, а также экономико-статистические методы (относительных и средних величин, группировок, индексов, цепных подстановок, корреляции).

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, опубликованные в печати, законодательные акты и Постановления Правительства, региональные программы содействия занятости молодежи, планово-отчетные и другие данные общеобразовательных школ, отражающие профессиональную ориентированность молодежи, а также результаты проведенного автором социологического опроса школьников (1500 респондентов), абитуриентов (450 респондентов), результаты мониторинга НГАЭиУ посетителей ярмарки УчСиб, мониторинга социально-трудовой сферы молодежи, выполненные обладминистрацией Новосибирской области.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и методических основ системы управления профориентацией в рыночных условиях.

Научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— углублено социально-экономическое содержание понятия «профессиональная ориентация» применительно к рыночным отношениям, уточнены цель профориентации применительно к рыночным условиям и классификация этапов профориентации;

— развиты теоретические положения, раскрывающие сущность и содержание понятия «конкурентоспособность работника», выделены основные структурные составляющие конкурентоспособности, систематизированы ключевые их показатели, обоснованы виды конкурентоспособности;

— разработаны социально-экономические основы современной маркетинговой концепции управления профориентацией;

— обоснован методический подход к организации системы управления профориентацией в городе, позволяющий содержательно реорганизовать рассматриваемую систему;

— на основе построения дерева целей управления профессиональной ориентацией в городе разработана организационная структура, рекомендован подход к регулированию деятельности субъектов профориентации в городе/регионе- - предложен методический подход к оценке эффективности управления профориентацией в городе, разработан инструментарий расчета экономического эффекта и затрат на управление профориентацией.

Практическая значимость исследования. Основные научные положения и выводы диссертации направлены на реанимирование профориентационной работы в городе/регионе/стране, реформирование субъекта управления профориентацией, построение эффективной системы управления профориентацией за счет более полного и комплексного учета региональных факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности трудовых ресурсов.

Теоретические выводы и практические результаты исследования позволяют осуществить организацию системы управления профориентацией на любом уровне управления с системных позиций. Разработанные автором методический подход к организации системы управления профориентацией в городе и организационная структура могут быть взяты за основу любым крупным городом или регионом. Предложенный автором методический подход к оценке эффективности управления профориентацией в городе могут быть использованы как для обоснования организации системы управления профориентацией в городе/регионе, так и для оценки эффективности управленческой деятельности субъекта профориентации. Методический подход к анализу социальных, экономических и организационных основ профессиональной ориентации позволяет проводить экспертизу региональных особенностей профессиональной ориентированности молодежи, прогнозировать их реакцию на изменение рыночной потребности в труде, оценить социально-экономические последствия управленческих решений по профориентации.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований разработки проблемы профессиональной ориентации, при выработке региональных программ содействия занятости молодежи.

Апробация работы. Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертации использованы при чтении курсов «Управление персоналом», «Управление карьерой» в процессе подготовки специалистов по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и социология труда», «Экономика труда», «Управление персоналом», а также по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

Материалы исследования вошли в заключительный отчет НИР по гранту № 48 «Разработка системы управления маркетингом персонала на приватизированном предприятии» (Код по рубрикатору ГРНТИ 06.75.65), выполняемому по заказу Минстерства общего и профессионального образования РФ.

Положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, проходивших в Санкт-Петербург (1996г., 1999 г.), Воронеже (2003г.), ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава НГАЭиУ.

По теме диссертации опубликовано лично и в соавторстве 9 работ общим объемом 2,1 п.л.

Заключение

.

Выполненное автором системное исследование проблем профориентации в рыночных условиях позволило сформулировать и обосновать основные теоретико-методические положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Углублено социально-экономическое содержание понятия «профессиональная ориентация» применительно к рыночным отношениям, раскрыта цель профориентации, уточнена классификация этапов профориентации.

Современное социально-экономическое содержание профориентации предполагает, что:

Во-первых, общество не обладает таким экономическим возможностями, чтобы каждый трудоспособный человек мог осуществить все, что он желает;

Во-вторых, состояние потребности рынка в различных товарах и услугах должно в каждый момент соответствовать структуре производства и занятости, или, наоборот, в каждый момент структура производства и занятости должна соответствовать потребности рынка в товарах и услугах.

В-третьих, в современных условиях требование соответствия личных и вещественных факторов производства рассматривается как под углом требований к рабочей силе со стороны производства, так и требования к материально-вещественным факторам со стороны рабочей силы (которые выдвигаются в современных условиях на первый план).

В-четвертых, развитие инновационных процессов в экономике страны все больше зависит не столько от используемых материально-вещественных условий производства, сколько от уровня и характера развития человеческих ресурсов.

В-пятых, ускорение темпов изменения параметров внешней среды, возрастание неопределенности ее параметров во времени обусловливают стратегический подход к выбору и адаптивному отслеживанию общих направлений деятельности работодателя, подкрепленных комплексными управленческими усилиями и нацеленных на поиск устойчивого конкурентного преимущества каждым работником.

В-шестых, профориентация — это сложное и многоаспектное явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные — с психологическими, медицинские — с биологическими, правовые — с управленческими. Но прежде всего она все-таки организационно-экономическая.

В-седьмых, интегральными критериями профориентации являются: личностные, мотивационные характеристики рабочей силы, а также потребность общества в рабочей силе. В зависимости от соотношения интегральных критериев профориентации можно выделить два основных подхода к профориентации: диагностический, воспитательный.

В-восьмых, объективная необходимость возникновения и развития профессиональной ориентации связано с особым, уникальным явлением динамического согласования трех процессов воспроизводства рабочей силыформирования, обмена и использования. По этой причине необходимо в широко распространенную классификацию этапов профориентации включить профмаркетинг.

Профессиональная ориентация, наполнясь в рыночных условиях новым социально-экономическим содержанием, представляет процесс, нахождения рыночной ниши для трудоспособного индивида, способствующей полному раскрытию его личного потенциала для формирования конкурентоспособности. Профориентация — это необходимый процесс целенаправленного ограничения сферы профессиональной деятельности сообразно с потенциальными конкурентными преимуществами трудоспособного индивида. Основными этапами профориентации выступают профинформация, консультация, маркетинг, отбор, адаптация.

2. Развиты теоретические положения, раскрывающие сущность и содержание понятия «конкурентоспособность работника», выделены основные структурные составляющие конкурентоспособности, систематизированы ключевые их показатели, обоснованы виды конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью работника, с точки зрения автора, следует понимать свойство человеческого капитала, характеризующее степень удовлетворения рыночной потребности в труде. Иначе говоря, конкурентоспособность следует рассматривать как источник, возможность, средство, которые используются работником для максимального удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах в процессе оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов.

Конкурентоспособность работника как сложная система представляет собой сочетание разнофункциональных и разнокачественных объектов, а именно: трудовой потенциал, коммуникативно-организационный потенциал, инновационный потенциал, маркетинговый потенциал, финансовый потенциал.

Для оценки конкурентоспособности работника в организации/предприятия автором разработана система измерений, характеризующая конкурентные преимущества совокупного работника по каждой составляющей конкурентоспособности.

3. Обоснованы социально-экономические основы становления и развития маркетинговой концепции профориентации на рынке труда.

Маркетинговая концепция профориентации опирается на то, что залогом конкурентных преимуществ у работника/персонала является ориентация на потребности целевых рынков труда (реальных и потенциальных собственников капитала) и обеспечение желаемой потребительской удовлетворенности наиболее эффективными способами.

Самомаркетинг представляет совокупность действий собственника рабочей силы, направленных на поиск и создание максимально благоприятных условий для формирования своей конкурентоспособности на перспективу. Сущность самомаркетинга как всякого социально-экономического явления выражается в его функциях: информационной, преобразующей, стимулирующей, распределительной, управленческой.

Ядром самомаркетинга выступает разработка стратегии конкурентоспособности работника/персонала.

Стратегия конкурентоспособности представляет собой совокупность действий для достижения экономической и социальной целей работника, конкретизированных с точки зрения выбора оптимального комплекса самомаркетинга: товар рабочая сила, ее цена, распределение и коммуникации.

В работе предложен укрупненный логический алгоритм, описывающий содержание и последовательность формирования стратегии конкурентоспособности работника.

4. Обоснован методический подход к организации системы управления профориентацией, позволяющий содержательно реорганизовать рассматриваемую систему.

Стратегическое управление профориентацией — это управление процессом целенаправленного ограничения сферы профессиональной деятельности сообразно с потенциальными конкурентными преимуществами трудоспособного индивида, позволяющее ему формировать конкурентоспособность в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Объектом управления является профессиональная ориентация, а именно, деятельность по наиболее полному раскрытию личного потенциала трудоспособных индивидов для формирования у них конкурентоспособности с учетом факторов макро-, микро-, мезо-, эгосреды системы профессиональной деятельности. Субъектом управления выступает государство/регион/организация в лице специальной организационной структуры — исполнительного органа.

Управление профориентацией — это многофункциональный процесс с заданной целью, задачами, принципами, методами, функциями, планируемыми результатами. Управление профориентацией дает устойчивые результаты, если на всех своих этапах является целенаправленным и функционирует как система, в которой отдельные элементы не только развиты, но и скоординированы в их воздействии на рынок труда.

5. На основе построения дерева целей управления профессиональной ориентацией в городе предложена организационная структура, рекомендован механизм взаимодействия субъектов управления профориентацией.

В целях совершенствования профориентационной деятельности на городском/региональном рынке труда, в условиях усложнения методов сбора, обработки информации о рынке появляется и развивается объективная необходимость перехода от неинтегрированного к интегрированному (скоординированному) управлению профориентацией.

Интегрированное управление профориентацией представляет объединение органов различной компетенции (общей, отраслевой, специальной), которые могут представлять независимые субъекты рынка труда, в рамках единой программы. Это — система, в которой определенный орган управления обладает властью и возможностью контролировать другие органы. Принципиальным в этом случае является процесс выстраивания рациональной структуры управления профориентацией, который бы, с одной стороны, позволил бы достичь цели профориентации, с другой — сформировать вертикальные и горизонтальные профориентационные системы.

На наш взгляд, применительно к сегодняшней ситуации целесообразна рыночно-функциональная организация управления профориентацией. Элементами организационной структуры профориентационной службы являются служба профинформации, служба профконсультации, служба профмаркетинга, служба профотбора, служба профадаптации.

6. Предложен оригинальный методический подход к оценке эффективности управления профориентацией в городе, разработан инструментарий расчета экономического эффекта и затрат на управление профориентацией.

Эффективность управления профориентацией определяется соотношением результатов и затрат, обеспечивающих нахождение для каждого трудоспособного индивида рыночной ниши, благоприятствующей формированию у него конкурентоспособности.

Общая формула эффективности управления профориентацией может быть представлена в следующем виде:

Д, + Сэ = f (Э, 3), Э = f (Спр, В) где: Дэ — экономическая эффективность управления профориентациейСэ — социальная эффективность управления профориентациейf — функцияЭ — эффект (результат) управления профориентацией- 3 — затраченные ресурсы на управление профориентациейСпр — профориентационная стратегияВ — конкретная ситуация на региональном рынке труда (состояние субъектов и объектов управления, внешней среды) — 3 = f (Зр, 3СТр) — расходы на разработку и функционирование системы управления профориентациейЗтек — текущие (эксплуатационные) затраты для осуществления профориентационной деятельности на рынке трудаЗедединовременные затраты, связанные с разработкой и реализацией управленческих решенийЗ^-р — стратегические капиталовложения в систему управления профориентацией.

Эффект от реализации профориентационной стратегии может быть выражен совокупным уровнем конкурентоспособности объекта управления и уровнем занятости трудоспособных индивидов.

Использование предлагаемого подхода позволит обосновать необходимость создания оргструктуры управления профориентацией в регионе/городе, более рационально расходовать выделяемые на цели профориентации средства, улучшить профориентационную работу на всех уровнях и на этой основе полнее обеспечивать потребности рынка в конкурентоспособных работниках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О занятости населения в РФ» № 1032−1 от 19 апреля 1991 года/ Российская газета, 1996. № 84.
  2. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда: механизм ее реализации. Женева: МБТ, 1998.
  3. З.А. Диверсификация образования и проблема проектирования педагогической деятельности//Специалист. 2003. — № 3.
  4. Ш. Профориентация в системе расширенного социалистического воспроизводства рабочей силы развитого социалистического общества: Автореферат дис. на соиск. учён. степ, канд. экон. наук. Ташкент, 1981.
  5. B.C. и др. Менеджмент персонала. Брянск, 1999.
  6. Автоматизация прогнозирования профессиональной пригодности рабочих на предприятии/Производственное объединение «Коммутатор». — Рига: Авотс, 1982.
  7. Н.А. Социальные аспекты получения образования в СССР//Социс. -Вып. 2., 1968.
  8. М.Х., Хайбулаев И. А. Управление профориентацией и вопросы трудовой подготовки школьников. Махачкала: Даучпедгиз, 1986.
  9. С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночной экономике. М.: Экономика, 1999.
  10. С.Н. Эффективность профориентации на специальности высшей квалификации: Автореферат на соиск. учён. степ. канд. экон. наук. — Омск, 1994.
  11. О. Профориентация: опыт, проблемы, поиск//Соц. труд. -1985.-№ 5.
  12. Н.М. Молодёжь как потенциал развития экономики//Проблемы занятости молодёжи Новосибирской области и пути их решения: Тезисы областного научно — практического семинара 29.11.2000 г. Новосибирск: Департамент ФГСЗН по НСО, 2001.
  13. В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н. В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. — Екатеринбург, 1977.
  14. И.С. Профотбор как средство совершенствования организации профессионального обучения в вузе: Автореферат дис. на соиск. учён, степ. канд. экон. наук. Омск, 1999.
  15. Т.Ю., Ерёмин Б. Л. Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, 1998.
  16. А. А. Организация профориентации и трудоустройство молодёжи. Кишинёв, 1982.
  17. С.Я. Трудовая подготовка школьников/ЛЗопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1984.
  18. В.М. Основные задачи рефлексологии физического труда//Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. с. 15−28.
  19. В.К. Социально — экономические проблемы профориентации сельской молодёжи в условиях развитого социализма: Автореферат дис. на соиск. учён. степ. канд. экон. наук. -М., 1978.
  20. А.О. Управление персоналом в современных корпоративных структурах. М.: Инфра-М, 2000.
  21. Л.Г., Солодова С. Г., Харченко И. И. Экономическое поведение выпускников средних школ в условиях становления рыночных отношений. Новосибирск — Бердск, 1999.
  22. .С. Социальная ориентация в экономических отношениях//Человек, рынок, образование на рубеже XXI века: Материалы международной научно — практической конференции, посвященной 95-летаю экономического образования в 111 У. — Томск, 1999.
  23. Т.А. Формирование профессиональных намерений школьников с учётом потребностей конкретного региона. — М.: НИИ школ МП РСФСР, 1982.
  24. Ю.Л. Формирование новых качеств рабочей силы — необходимое условие реализации социально трудовых отношений//Система трудовых отношений: итоги и перспективы развития. — Саратов: Изд-во СТГУ, 2002.
  25. Л.П. Социально профессиональная ориентация молодёжи. — Ашхабад: Ылим, 1988.
  26. С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  27. В.Р. Практический менеджмент персонала. — М.: Юность, 1998.
  28. О.С. Стратегическое управление. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел синтез», 2001.
  29. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учеб. Для вузов по экономическим специальностям и направлениям. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002.
  30. В.В. К вопросу о социальной обусловленности выбора профессии//Человек и общество. — Вып.2., 1967.35.36,37.38,39,40,41,42,43
Заполнить форму текущей работой