Азработка экскурсионных туров. На примере речных круизов (по Волге)
Столичная Судоходная Компания" совместно с Московским речным пароходством (МРП) создала собственные отделы международного туризма в Москве и филиалах в С.-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Новые операторские структуры выполняют полный комплекс туристических услуг на теплоходах, а также организуют наземное обслуживание (встречи и про-воды, экскурсионные и развлекательные программы, продажа… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Характеристика круизов как разновидность туризма
- 1. 1. Виды и особенности организации круизных туров
- 1. 2. Характеристика круизного туризма как перспективного вида туризма
- 1. 3. История развитие круизного туризма в России
- Глава 2. Исследование современного круизного туризма в России
- 2. 1. Исследование потенциальных возможностей для организации круизных туров
- 2. 2. Исследование разнообразия предложений туррынка по круизному туризму в России
- Глава 3. Формирование круизных туров на примере компании «Инфофлот»
- 3. 1. Анализ деятельности ТК «Инфофлот»
- 3. 2. Разработка программы тура «Песнь о Волге»
- 3. 3. Разработка программы тура «С чего начинается Родина»
- 3. 4. Экономическое обоснование новых туров и пути их продвижения на рынок туризма
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию по-годы, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.
Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть вод-ных путей. По ее территории протекают: Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает прекрасные возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам. В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.
Наиболее популярные среди зарубежных туристов маршруты речных круизов проходят прежде всего по Рейну и Дунаю. На третьем месте — рус-ские реки Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Спрос на эти маршруты упал после Чернобыля, развала СССР и в связи с нестабильной ситуацией в России и странах СНГ.
На Западе спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Осо-бым интересом пользуются краткосрочные круизы до пяти дней. Это обу-словлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не ропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Осо-бенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого воз-раста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует.
Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоева-нии широкого рынка. Главная из них — высокая цена. Но тем не менее этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круи-зов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, пол-ный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.
Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.
Круизный туризм — один из самых сложных видов туризма, поскольку включает в себя много комплексных подпродуктов — это и организация пита-ния, и экскурсии по городам, и развлекательная программа, и путевая ин-формация и многое другое.
Российская Федерация обладает уникальными возможностями для ор-ганизации речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское мо-ря, а Москва стала портом пяти морей. Как известно, Россия обладает самой большой сетью рек. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет около 100 тыс. км, из них более 16 — это искусственно созданные каналы и водохранилища. Удобная, эффективная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западные, Центральный и Южные районы страны.
В настоящее время увеличился интерес иностранных туристов к реч-ному туризму в России. Только в Санкт-Петербург ежегодно речные круиз-ные суда совершают около 500 заходов, перевозя более 200 000 пассажиров, около 150 000 из которых иностранцы.
В связи с приоритетом развития внутреннего туризма, провозглашен-ным Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Россий-ской Федерации» от 24 ноября 1996 г., на круизный туризм, как один из са-мых перспективных видов внутреннего туризма, возлагаются большие наде-жды.
Речной круизный туризм позволяет решить одновременно несколько задач, аккумулируя при этом в себе преимущества всех других видов туриз-ма. С одной стороны, он, обладая высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяет рекреационные потребности населения. С другой стороны, он дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает до-полнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий.
Главной рекой речного туризма остается река Волга. Волжский водный путь и прилегающая к нему территория представляет собой необычайно при-влекательное туристское пространство. Во-первых, регион обладает выгод-ным для привлечения туристских потоков географическим положением. Простираясь с севера на юг более чем на 1300 км, р. Волга открывает перед круизными туристами четкую природную зональность, разнообразие ланд-шафтов, начиная от тайги в Ярославско-Костромском плесе р. Волги и закан-чивая ландшафтами внутриматериковых полупустынь в нижнем течении ре-ки. Путешествуя вниз по реке, всего за неделю можно побывать в разных природных зонах, каждая из которых по-своему прекрасна и живописна. Та-ким образом, природный потенциал территории, прилегающей к «главной дороге страны», отличается разнообразием и многогранностью.
Поволжье имеет богатое историческое прошлое, вследствие чего ха-рактеризуется высокой концентрацией уникальных исторических и социаль-но-культурных объектов, а также широким развитием народно-художественных промыслов. Культура и природа Поволжья являются основ-ными элементами туристского интереса.
Объекты, посещаемые туристами во время путешествия, способствуют удовлетворению человеческой потребности в познании нового и повышении своего культурного уровня. Волжский водный путь, изучаемый в представ-ленном диссертационном исследовании, имеет очень большое значение для развития туризма в России.
Несмотря на столь высокую оценку рекреационного потенциала Волж-ского водног пути и прилегающей к нему территории, его использование отличается крайней неравномерностью наибольший туристский поток на-блюдается в верхнем течении р. Волги. При движении вниз по реке плот-ность туристского потока в силу разных причин уменьшается.
Возобновление активного равномерного круизного судоходства на всем протяжении р. Волги в настоящее время его развитие является приори-тетным направлением политики волжских регионов в сфере рекреации, спо-собствующим укреплению межрегиональных связей, а также связей между органами управления туризмом и частными фирмами, работающими на кру-изном рынке. Но самый главный шаг в эффективном развитии круизного ту-ризма заключается в создании теоретико-методологической основы, способ-ствующей совершенствованию методов исследования, оптимизации органи-зационной структуры и практической деятельности.
Цель дипломной работы разработка новых маршрутов речного ту-ризма по Волге.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены сле-дующие задачи: рассмотреть историю возникновения и развития круизов в России;
рассмотреть особенности формирования программ речных круизов, как перспективного вида туризма;
дать характеристику наиболее популярных программ российских туроператоров по речным круизам;
оценить современное состояние и перспективы рынка речных круи-зов в России рассмотреть деятельность ООО «Инфофлот» разработать маршруты по Волге .
Объектом исследования выступают речные круизы по России.
Для исследования в работе будут использованы как литературные, так и статистических данные, данные маркетинговых исследований и аналити-ческие материалы туристических фирм, опубликованные на Интернет-сайтах.
Глава 1. Характеристика круизов как разновидность ту-ризма
1.1 Виды и особенности организации круизных туров
Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. Круиз — это морское или речное путешествие с посещением портовых городов нескольких стран.
Индустрия круизов заняла существенное место на туристском рынке в наале 1970-х П. и продолжает развиваться. Так, количество действующих маршрутов за последнее десятилетие значительно увеличилось. Некоторые из них организуются компаниями США, но большинство маршрутов нахо-дится в руках европейских компаний греческих, итальянских, норвежских, датских и британских. Российские компании расширили круизный флот страны, а также успешно проникли на западный рынок, предлагая более низ-кие тарифы, чем зарубежные коллеги.
Не всегда можно сказать, кому принадлежит корабль, если судить по флагу, под которым он плавает. Многие крупные суда идут под так называе-мым «флагом удобства», означающим, что корабль одной страны зарегист-рирован под флагом другой. Зарубежная регистрация позволяет сократить за-траты на оплату труда, а также избежать строгого контроля и высокого нало-гообложения в родной стране.
Маршруты круизов проходят по всем возможным прибрежным местам — от Аляски до льдов Антарктики и отвечают самым разнообразным запро-сам. Туристы могут выбрать увеселительную поездку на выходные на Бага-мы, шестидневное путешествие по рекам Европы, двухнедельный круиз по Средиземноморью, шестинедельный тур вокруг Южной Америки и даже трехмесячный круиз вокруг света.
Круизные суда имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть их, круизы должны достигать 80−90% заполнения корабля, авиалинии — 60−65%, отели 55−60%.
На все крупные маршруты предлагаются гибкие цены, чтобы привлечь туристов с разным уровнем дохода. Может существовать более дюжины це-новых категорий на один и тот же круиз.
Многие круизные компании предоставляют скидки в несезон в случае, если клиент бронировал поездку заранее или если он повторно участвует в круизе.
Круиз — уникальный туристский продукт, который сочетает транспор-тировку и программу (назначение).
Почти каждый круизный корабль заходит в несколько портов во время путешествия. Это представляет транспортный элемент продукта «круиз». В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль.
«Плавающий остров» — высказывание преувеличенное, но круизное судно, несомненно, «плавающий отель». Корабль обеспечивает туристу сер-вис курортного отеля и удовольствие от отдыха на суше.
Четыре основных факора, которые устанавливают цену круиза: про-должительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля.
Фактор продолжительности круиза очевиден: двухнедельный круиз будет стоить больше, чем недельный. Цена обычно вычисляется по дневному тарифу.
Цены на круиз зависят от сезона: самые дорогие во время «высокого» сезона (зима на Карибах, лето на Аляске), самые дешевые — в «низкий» сезон.
При расположении каюты учитывается прежде всего ее высота над водой. Каюты, расположенные высоко над водой, достаточно дорогие, так как открывают туристам хороший вид на океан и находятся ближе к местам развлечения, ресторану и пр. Каюты в середине корабля дороже, чем каюты на корме и на носу, так как здесь меньше чувствуется качка. «Внешние» каю-ты дороже, чем «внутренние». Фактически «внешние» каюты даже на ниж-ней палубе стоят больше, чем «внутренние» каюты верхней палубы. Влияет на цену и размер каюты, количество в ней пассажиров. Обычно третий и четвертый пассажиры в каюте путешествуют со скидкой.
Последний фактор, влияющий на цену, — тип корабля. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых, поскольку они более просто-рны, что обеспечивает меньшую плотность пассажиров.
Раньше билеты на круиз продавали круизные компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.
Водные туристские путешествия имеют ряд неоспоримых достоинств:
высокий уровень комфорта;
значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и бо-лее);
возможность реализации различных видов и целей туризма (позна-вательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломниче-ский туризм и пр.);
возможность полноценного отдыха;
полный комплекс жизнеобеспечения.
Недостатками водных туристских путешествий являются:
невысокая скорость движения транспортных средств;
ограниченная мобильность;
синдром замкнутого пространства;
подверженность части людей морской болезни;
в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.
Список литературы
- Алексеев М.К. В Хабаровске развивается речной туризм Источник: Дейта.ру
- Безчинский А. Путеводитель по Волге", 1904 г
- Данные маркетингового исследования, 2006 г
- Еремеева Н. Туризм в Санкт-Петербурге // Турбизнес, 2005 г, № 3
- Ильин Т. Речные круизы : есть у них перспективы? // Турбизнес № 3, 2006 г
- Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие, М-СПб, ИД Герда,, 2004
- Кокина Ю. В. Проблемы развития круизного туризма на р. Волге // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Туризм и региональное развитие». Смоленск, 2006.
- Кочуров Б. И. Состояние и перспективы развития рынка речных круизов на р. Волге // Материалы III Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2004. С. 326−332.
- Кряжев А. Б. Потенциал речного круизного туризма г. Чкаловска и неотложные планировочные задачи // Материалы научно-практической кон-ференции, посвященной столетию со дня рождения В. П. Чкалова «Чкалов-ский район: история, туризм, рекреация». Нижний Новгород, 2001.
- Кокина Ю. В. Культурно-исторический рекреационный потенциал Волжского водного пути // Проблемы региональной экологии, 2006. № 2. С.101−109.
- Кокина Ю. В. Проблемы развития круизного туризма на р. Волге // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящен-ной 65-летию создания кафедры экономической,
- Миргородцев В.А. Круизы на теплоходах по рекам., Спб, Питер, 2002 г
- Можаева Н.Г., Богинская Е. В. Туризм. М: Гардарики, 2007
- Моисеева А. Духовность речного круиза. // газета Большая Волга
- Рассамахин А. Результаты маркетинговых исследований Интур-флота
- Речные круизы по Волге С. Буланов, И. Петрова, и др., «Аякс-пресс», Москва, 2005 г.
- Речные круизы по Волге. Путеводитель под ред. Петровой С. М, .М., Полиглот, 2005
- Речные круизы по-прежнему популярны// Туризм и отдых № 3, 2005 г
- Самойленко А.А. география туризма. Р-н-Д: Феникс, 2006
- Соснин А. Эра речного туризма
- социальной, политической географии и методики обучения гео-графии «Этнокультурные и геодемографические проблемы регионов Рос-сии». Нижний Новгорол, 2005. С. 136−139
- А.Соснин Москва: Речные круизы 40 лет назад // Флот и круизы
- Соснин А. Россия глазами иностранных круизных туристов// Вест-ник «Инфофлота"ъ
- Семин А. Речной круизный флот : перспективы и современность// газета Флот и круизы, № 28, 2006 г
- Северов И.К. Речные круизы в России.// Туристские фирмы, № 2, 2005г
- Соснин А. История русски круизов// Водный транспорт, М., № 3, 2002г
- Туризм как вид деятельности под ред. Квартального В. А., М., ФИС, 2005 г
- Туризм в цифрах 2005. Информ. издат. центр «Статистика Рос-сии», М., 2006
- Чудновский А. Д. Жукова М.А. Сенин В. С. Управление индустрии туризма, Учебное пособие, М., Кронус, 2005 г
- А.Д. Чудновский Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. М: КНО-РУС, 2007