Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества
Диссертация
Чтобы раскрыть критическую функцию философии образования, нам потребовалось исследование процессов обновления научной теории, движения познания на основе критического осмысления имеющихся знаний, теории и практики. Это позволило нам показать, что в контексте гуманистической философии образования открываются возможности поиска и нахождения альтернативы имеющимся идеям, места в исторической канве… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историческое развитие гуманистического аспекта философии образования
- 1. 1. Сущностные черты гуманизации образования
- 1. 2. Развитие гуманистических идей образования в истории философской мысли
- 1. 3. Историческое развитие гуманистических идей философии образования в России
- Глава 2. Особенности формирования гуманистического аспекта современной философии образования
- 2. 1. Философско-научные предпосылки современной гуманистической парадигмы образования
- 2. 2. Гуманистический аспект функциональных оснований современной философии образования
- 2. 3. Мировоззренческое значение общей научной картины мира в формировании гуманистического аспекта философии образования
- 2. 4. Роль концепции самоорганизации в целостном изучении человека
- Глава 3. Социально-гуманистическое назначение творческого развития личности в процессе образования
- 3. 1. Социально-функциональное назначение образования личности как субъекта общественной деятельности
- 3. 2. Креативно-интеллектуальное развитие индивида как гуманистическая ценность образования
- 3. 3. Гуманистический аспект социокультурной и когнитивной подготовки педагога — субъекта современного образования
- Глава 4. Пути реализации гуманистических идей в практике современного образования
- 4. 1. Рефлексивно-творческое интеллектуальное развитие в практике личностно-ориентированного образования в современной России
- 4. 2. Формирование экологического сознания в процессе гуманизации образования
Список литературы
- Абулъханоеа, К. А. Проблемы исследования индивидуального сознания / К. А. Абульханова, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 27−40.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии.- 1995.-№ 1.-С. 111−132.
- Александрова, Л. Ю. Рациональное и иррациональное в современных теориях личности / Л. Ю. Александрова // Рациональное и иррациональное в современной философии. — Иваново, 1999. -Ч. 1. — С. 13—15.
- Алексеев, Н. Философия образования / Н. Алексеев, И. Семёнов, В. Швырёв // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 88−94.
- Амонагавши, Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1996. — 494 с.
- Аниснмов, О. С. Игровой тренинг мыслительной деятельности / О. С. Анисимов, Т. П. Данько. М., 1992. — 75 с.
- Арииин, А. И. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А. Н. Аринин, Б. И. Коваль, Т. Б. Коваль. М., 2003. — 367 с.
- Аристотель. Физика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. М., 1981. — Т.З.- С. 59−263.
- Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб. пособие для вузов / А. С. Арсеньев. — М., 2001. 592 с. — (Высшее образование).
- Артемьев, А. И. Социология личности / А. И. Артемьев. — 2-е изд. -М., 2001.-252 с.
- Артюхович, Д. В. Проблема гражданской активности личности в философской традиции / Д. В. Артюхович. — М., 2002. 223 с.
- Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. — М., 1988. — 208 с.
- Бадалъянц, О. В. Сущность образования: историко-философский очерк / О. В. Бадальянц // Философские проблемы образования. — М., 1996. — С. 41−49.
- Балл, Г. А. Образование в философском измерении / Г. А. Балл // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 115−118.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов. М., 2004. — 356 с.
- Беляева, Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — С. 36−45.
- Беляева, Л. А. Философия образования в начале третьего тысячелетия / Л. А. Беляева // XXI век: будущее России в философском измерении. — Екатеринбург, 1999.-С. 121−125.
- Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. Л., 1991. — 398 с.
- Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. -Кемерово, 1992.-94 с.
- Библер, В. С. Школа диалога культур / В. С. Библер и др. — Кемерово, 1993.-415 с.
- Блонский, П. 77. Курс педагогики / П. П. Блонский. М., 1916.
- Блюм, Д. Психоаналитические теории личности / Д. Блюм. — М- Екатеринбург, 1999. 222 с. — (Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии).
- Богуславский, М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
- Богуславский, М. В. Ценности образования в наследии философов русского зарубежья (1920—1950-е гг.) / М. В. Богуславский II Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20—50-е годы XX века. -Саранск, 1998. С. 22−42.
- Бондарев, П. Б. «Русская идея» в философии образования / П. Б. Бондарев // Философские исследования. — 1993. № 2. — С. 50−57.
- Бор, Н. Причинность и дополнительность / Н. Бор // Избранные научные труды: в 2 т. М., 1971а. — Т. 2. — С. 204−212.
- Бор, Н. Физическая наука и проблема жизни / Н. Бор // Избранные научные труды. -М., 19 716. Т. 2. — С. 518−526.
- Борзенко, И. М. Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина. М., 2002. — 359 с.
- Бруишинский, А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1998.-№ 5.-С. 29−37.
- Бугреев, А. Н. Философия образования: концептуальные основания / А. Н. Бугреев, К. М. Никонов // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград, 1999. — С. 416−418.
- Буданов, В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики / В. Г. Буданов // Синергетическая парадипма. М., 2000. — С. 285−304.
- Буева, И. И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В. А. Сухомлинского и их значение для современной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Буева. — Оренбург, 1996. 21 с.
- Буева, Л. П. Новые социально-философские проблемы педагогики / Л. П. Буева, Е. Д. Клементьев // Творчество и педагогика. Философско-методологические аспекты перестройки образования: матер. Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1988. — С. 3—77.
- Булдаков, С. К. О философско-педагогическом смысле понятий «образование», «воспитание», «обучение» / С. К. Булдаков // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 1999. -№ 4. — С. 95−99.
- Бурова, Т. Л. Философия и образование: философия образования / Т. Л. Бурова, И. И. Сулима // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998. — С. 440−442.
- Валиева, Л. И. Ориентация учащихся общеобразовательных школ на нравственные ценности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Валиева. — Петрозаводск, 1997.— 25 с.
- Валицкая, А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Варапутин, А. В. Философия экологического образования // А. В. Варапутин // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С. 37−45.
- Вейлъ, Г. Математическое мышление / Г. Вейль. — М., 1989. 400 с.
- Вейнберг, Б. П. Из воспоминаний о Дмитрие Ивановиче Менделееве как лекторе / Б. П. Вейнберг. — Томск, 1910. — 17 с.
- Вентг1елъ, К. Н. Нравственное воспитание и свобода / К. Н. Вентцель // Вентцель. М., 1999.-С. 182−186.
- Веряскина, В. П. Философия образования и педагогика сотрудничества / В. П. Веряскина // Синергетика и учебный процесс. — М., 1999.-С. 163−172.
- Веряскина, В. П. Эвристические возможности синергетического подхода в философии образования / В. П. Веряскина // Синергетика и образование. М., 1997. — С. 204−211.
- Власова, Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис.. д-ра пед. наук / Т. И. Власова. Ростов н/Д, 1999. — 366 с.
- Волков, В. Н. Онтология личности / В. Н. Волков. — Иваново, 2001.378 с.
- Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. -М., 1981.- 128 с.
- Воронин, А. А. «Круглый стол» по философии образования / А. А. Воронин // Философские исследования. — 1999. — № 1. С. 5−14.
- Воронина, Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Т. П. Воронина. М., 1995. — 41 с.
- Вулъфов, В. 3. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии / В. 3. Вульфов // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 75−85.
- Габдулхаков, Р. Р. Аксиологические императивы образования / Р. Р. Габдулхаков. Уфа, 1999. — Вып. 1. Сер. Методологические аспекты развития образования. — 86 с. — (Б-ка теории и практики инноватики образования).
- Гагаев, П. А. Философия школы России как социокультурного института / П. А. Гагаев // Магистр. 1999. — № 6. — С. 6−21.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М., 1988. — 704 с.
- Гафурова, Н. В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования / Н. В. Гафурова. М., 2004. -219 с.
- Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М., 1999.367 с.
- Гегель. Философия духа / Гегель // Энциклопедия философских наук. — Т. 3. -М.: Мысль, 1977.-472 с.
- Гегешидзе, Д. Л. Информациология интеллекта и знания / Д. Л. Гегешидзе- под ред. И. И. Юзвишина. — М.- Ярославль, 2000. — 302 с.
- Гейзенберг, В. Физика и философия / В. Гейзенберг // Часть и целое. -М., 1989.-С. 5−135.
- Геращенко, И. Г. Философия образования Л. Н. Толстого в контексте современных представлений / И. Г. Геращенко, Н. В. Геращенко // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. — Волгоград, 1999.-С. 73−76.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 2002. — 512 с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М., 1995. — 447 с.
- Гигереицер, Г. Открытие в когнитивной психологии / Г. Гигеренцер // Социальные и гуманитарные науки. — 1994. — Сер. 8. — № 2. — С. 73−74.
- Голиков, А. К. Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли (XIX начало XX вв.) / А. К. Голиков. — СПб., 2004. — 371 с.
- Гончаров, В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. Барнаул, 1994. -376 с.
- Григорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Григорович. -М., 1996. 19 с.
- Гринева, А. В. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Гринева. М., 1995. — 19 с.
- Грининг, Т. История и задачи гуманистической психологии / Т. Грининг// Вопросы психологии. 1988. -№ 4. — С. 161−167.
- Грякалов, А. А. Философский образ мира и образование / А. А. Грякалов // Вестник Северо-западного отделения Российской академии образования. 1998. — Вып. 3. — С. 76−82.
- Гуманизация образования в процессе преподавания естественно-математических дисциплин. М., 1992. — 60 с.
- Гуманизация процесса обучения. М., 1992. — 95 с.
- Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. — М., 1990. — 200 с.
- Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. — СПб., 1996.- 159 с.
- Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. — СПб., 1996. 120 с.
- Гуревич, Ю. Л. Обучение приемам мыслительной деятельности на уроках / Ю. JI. Гуревич, Я. И. Груденко // Физика в школе.- 1993. № 4. — С. 42−47.
- Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования: учебник для XXI века / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М., 2000. — 223 с.
- Давыдов, В. В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / В. В. Давыдов и др. М., 1995.-227 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996.-542 с.
- Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. -М., 1950. 710 с.
- Делокаров, К. X. Синергетика и образовательные ценности / К. X. Делокаров, Ф. Д. Демидов // Синергетика и учебный процесс. М., 1999.-С. 19−27.
- Делокаров, К. X Философия образования и социальные трансформации / К. X. Делокаров, Г. А. Комиссарова // Философские проблемы образования. — М., 1996. С. 73−87.
- Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. М., 1993.-432 с.
- Джеймс, У. Мышление / У. Джеймс // Хрестоматия по общей психологии. М., 1991.-С. 11−20.
- Дэй, К. Места, где обитает душа: архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй- пер. с англ. В. Л. Глазычева. — М., 1994. 272 с.
- Егоров, В. В. Управление интеллектуальным потенциалом /
- B. В. Егоров. -М., 2004. 199 с.
- Ефимов, В. С. Возможные миры или создание практики творческого мышления / Е. С. Ефимов. М., 1994. — 125 с.
- Загвязинский, В. И. Опосредованное влияние методологии на практику / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. — 1990. — № 3. —1. C. 65−67.
- Зверева, Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики / Н. М. Зверева. М., 1980. — 113 с.
- Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. — М., 1995.-64 с.
- Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. — М., 1991.464 с.
- Ильин, В. С. О целостности теории формирования личности /
- B. С. Ильин // Педагогическая теория идеи и проблемы. М., 1992.1. C. 31−34.
- Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: сб. науч. тр. — М., 2001. — 275 с.
- Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / С. В. Артамонов, Ж. А. Балакшина, Л. А. Головей и др.- под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей. СПб., 2003. — 198 с.
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. — М., 1994. 591 с. Каропа, Г. И. К созданию методики экологического образования школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. -С. 69−74.
- Кедров, Б. М. Мировая наука и Менделеев / Б. М. Кедров. М., 1983.-253 с.
- Келли, Д. Теория личности. Психология личностных конструктов / Д. Келли. СПб., 2000. — 249 с.
- Кинелёв, С. Многообразие парадигм в социологии и методологические аспекты философии образования / С. Кинелёв // Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века. — Барнаул, 1998. С. 247−253.
- Клячкина, Н. Л. Формирование духовного развития личности студентов / H. JI. Клячкина. — Самара, 2004. — 176 с.
- Коваль, Н. А. Теоретические основы изучения духовности личности / Н. А. Коваль- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. М.- Тамбов, 1997. — 64 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / Я. А. Коменский. -М., 1955. 651 с.
- Кононеяко, Б. И. Гуманизм как качественная мера культуры / Б. И. Кононенко. М., 1997. 39 с.
- Коптюг, В. А. Информационный обзор конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) / В. А. Коптюг. -Новосибирск, 1993. 188 с.
- Коротов, В. М. Введение в общую теорию развития личности / В. М. Коротов.-М., 1991.- 135 с.
- Коссов, Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода / Б. Б. Коссов // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- Краевскгш, В. В. Междисциплинарные исследования в педагогике / В. В. Краевский и др. М., 1994.-228 с.
- Краевскгш, В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа / В. В. Краевский // Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. 42−44.
- Краснухина, Е. К. Образование: диалогичность и атональность / Е. К. Краснухина // Философия образования. Серия «Symposium». — 2002. -Вып. 23. С. 35−42.
- Крушина, Л. Ф. Теория человека и реальная действительность / Л. Ф. Крутина // Человек мера всех вещей. — Горький, 1990. — С. 179−181.
- Крылова, А. С. Душа и логос / А. С. Крылова. — М., 1999. 315 с.
- Крылова, Н. Б. Гуманитарные аспекты инженерного образования / Н. Б. Крылова // Вестник высшей школы. — 1986. — № 8. — С. 53−56.
- Крючков, В. Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: автореф. дис.. канд. филос. наук / В. Г. Крючков.-М., 1991.-22 с.
- Крючков, В. Г. Жизненная позиция личности: Проблемы методологии и теории / В. Г. Крючков, В. Н. Терлецкий. — Киев- Одесса, 1990.-203 с.
- Кудрявцев, В. Т. Культурно-образовательный статус детства / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Социологические исследования. -2000.-№ 4.-С. 59−66.
- Кудрятова, Т. Б. Познание и образование / Т. Б. Кудряшова // Философия образования. Серия «ЗутроБшт». 2002. — Вып. 23. — С. 43−54.
- Кузнецов, А. И. Внутренний мир человека / А. И. Кузнецов. -Екатеринбург, 1994. — 290 с.
- Кузнецов, Б. Г. О стиле физического мышления XX века / Б. Г. Кузнецов // Эйнштейновский сборник. М., 1967. — С. 121−134.
- Кузнецов, М. Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект / М. Е. Кузнецов. — Брянск, 2000. — 374 с.
- Кузнецова, А. Я. Игровая деятельность на уроках физики / А. Я. Кузнецова // Методологические проблемы теории и практики образования. Новосибирск, 1993а. — С. 69−74.
- Кузнецова, А. Я. Интеллектуализация процессов обучения на уроках физики в средней школе / А. Я. Кузнецова // Дидактика и методика обучения. Новосибирск, 1995а. — Вып. 2. — С. 43−46.
- Кузнецова, А. Я. Интеллектуальная традиция и обучение физике / А. Я. Кузнецова // Образование и культура. — Новосибирск, 1994а. — С. 196−216.
- Кузнецова, А. Я. Рефлексивность мышления физика, и интеллектуальный прогресс / А. Я. Кузнецова // Рефлексии, образование и интеллектуальные инновации. — Новосибирск, 19 956. С. 86−100.
- Кузнецова, А. Я. Самопознание личности и гармонизация образования / А. Я. Кузнецова // Интеллект, культура и образование. -Новосибирск, 19 946. С. 67−69.
- Кузнецова, А. Я. Экологические традиции российской науки в деятельности первых томских физиков / А. Я. Кузнецова // Экологические проблемы, культура и образование. Новосибирск, 19 936. — С. 34−36.
- Кузнецова, А. Я. Экологический ресурс образования / А. Я. Кузнецова // Экология человека: духовное здоровье человека и реализация творческого потенциала личности. — Новосибирск, 1998. Т. 1. — С.143−152.
- Культура как фактор развития личности: матер. II Всерос. науч.-тех. конф. «Россия на рубеже веков» (Курск, ноябрь 2004 г.) / отв. ред. А. И. Лазарев. Курск, 2004. — 128 с.
- Культура личности, интеллект, творчество // Интеллектуализация общества и творчество. Новосибирск, 1991. — С. 91−101.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1972. — 300 с.
- Куртц, П. Мужество стать. Добродетели гуманизма / П. Куртц. М., 2000.- 160 с.
- Ладенко, И. С. Гуманизация образования в контексте интеллектуального развития / И. С. Ладенко // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 23−38.
- Ладенко, И. С. Диалоговое мышление и организация интеллектуальных систем / И. С. Ладенко. // Проблемы эффективноговключения человека в интеллектуальные системы. — Новосибирск, 1992а. — С. 5−18.
- Ладенко, И. С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления/И. С. Ладенко//Философские науки. — 1982. № 3. — С. 130−151.
- Ладенко, И. С. Интеллектуальные инновации / И. С. Ладенко // Проблемы интеллектуального развития организационных систем. — Новосибирск, 19 926.-С. 108−120.
- Ладенко, И. С. Методологические проблемы теории интеллектуальных систем / И. С. Ладенко // Методологические проблемы науки. Новосибирск, 1979. — Вып. 6. — С. 49−57.
- Ладенко, И. С. Предисловие / И. С. Ладенко // Методологические проблемы и школы в СССР. Новосибирск, 1992 В. — Вып. 1. — С. 4−10.
- Лежников, В. П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: автореф. дис.. д-ра филос. наук / В. П. Лежников. М., 1996. — 40 с.
- Лекторский, В. А. Идеалы и реальность гуманизма /
- B. А. Лекторский // Вопросы философии. — 1994. № 6. — С. 22−29.
- Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
- Лернер, И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1989. — № 4.1. C. 10−17.
- Личностно-ориентированная социология / пер. с англ.- предисл. В. Ф. Анурина. — М., 2004. 605 с. — (Динамическая социология).
- Лъоцци, М. История физики / М. Льоцци. — М., 1979. — 464 с.
- Люръя, Н. А. Актуальные проблемы философии и социологии образования: концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики / Н. А. Люрья и др. Томск, 1998. — 228 с.
- Ляхович, Е. С. Философский подход к поискам новой концепции грамотности / Е. С. Ляхович, Т. В. Стецюк // Социально-философские проблемы образования. — М., 1992. — С. 125—133.
- Магомедов, Б. М. Философский анализ развития образования: автореф. дис. д-ра филос. наук / Б. М. Магомедов. М., 1999. — 51 с.
- Макаров, Ю. А. Притягательная личность. Теория личностного роста / Ю. А. Макаров. Пенза, 2004. — 111 с.
- Максвелл, Дж. К. Предисловие к первому изданию / Дж. К. Максвелл // Трактат об электричестве и магнетизме. М., 1989. — Т. 1. — С. 10−15.
- Мантатова, Л. В. Русская религиозная философия как духовная основа экологического образования / JI. В. Мантатова // Социальная антропология на пороге XXI века: тез. и матер, науч.-практ. конф. (Москва, 20−21 ноября 1997 г.). М., 1998. — С. 333−334.
- Маркова, С. М. Проектирование модели личности специалиста / С. М. Маркова, Е. П. Седых. Н. Новгород, 2004. — 58 с.
- Мартынов, Б. В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях / Б. В. Мартынов. — Ростов н/Д, 2005.- 179 с.
- Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. -СПб., 1999.-430 с.
- Мах, Э. Познание и заблуждение /Э. Мах. М., 1909. — 471 с.
- Махмутов, М. И. О философии образования и национальном самосознании / М. И. Махмутов // Татары в современном мире. — Казань, 1998.-С. 600−613.
- Мейтув, П. Л. Развитие индивидуального творческого мышления / П. JI. Мейтув, В. И. Буторин. М., 1994. — 160 с.
- Мельников, А. Н. Калокагатия образованности / А. Н. Мельников // Новые технологии в сфере гуманитарного образования. — Барнаул, 2003. — С. 110−114.
- Менъчиков, Г. П. Духовная реальность человека: анализ философско-онтологических основ / Г. П. Меньчиков. Казань, 1999. — 407 с.
- Меньшикова, Н: В. Философия образования: проблема статуса и содержания / Н. В. Меньшикова // Научные записки НГАЭиУ. — Новосибирск, 1997.-С. 24−28.
- Методика учебного предмета // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — С. 568−569.
- Мигунов, А. Н. Феномен русского просвещения: основные проблемы философии просвещения XXI в. / А. Н. Мигунов. СПб., 1999. — 183 с. -(Феноменология русского духа).
- МихагЪов, Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы / Ф. Т. Михайлов // Вопросы философии. — 1999. — № 8. — С. 92−118.
- Михащенко, А. Л. История и философские основы образования в России: X начало XX вв.: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Философия» / А. Л. Михащенко. — Курган, 1998. — 119 с.
- Моисеев, Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление / Н. Моисеев // Общественные науки и современность. 1993. — № 2. — С. 63−76.
- Мордвинцева, Л. П. Современные проблемы философии образования. Научно-аналитический обзор / Л. П. Мордвинцева. — М., 1998. — 66 с. -(Философия).
- Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. -М., 1991.-464 с.
- Надеева, М. И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы / М. И. Надеева. Казань, 1997.- 112 с.
- Назаретян, А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 91−98.
- Наливайко, Н. В. Специфика праксиологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современного274образования / Н. В. Наливайко // Философия образования. 2003. — № 6. -С. 33−41.
- Науковедение и общественный интеллект: сб. науч. тр. — Новосибирск, 2000. — Вып. 2. 86 с.
- Оботурова, Г. Н. Мировоззренческий синтез как философская концепция образования граждан мира / Г. Н. Оботурова // Образование спасет мир: в 3 ч. М., 1996. — Ч. 3. — С. 58−59.
- Огородников, Ю. А. Образовательная область «технология»: от философии к практике / Ю. А. Огородников // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 21−25.
- Оллпорт, Г. В. Личность в психологии / Г. В. Оллпорт. М.- СПб., 1998.-347 с.
- Оллпорт, Г. Личность в психологии (Теории личности) / Г. Оллпорт. -М.- СПб., 1998.-1079 с.
- Палагина, И. В. Рефлексивная регуляция мышления в проблемном диалоге / И. В. Палагина, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Проблемы эффективного включения человека в интеллектуальные системы. — Новосибирск, 1992. — С. 53−63.
- Панфилов, О. М. Философские проблемы гуманитаризации высшего образования / О. М. Панфилов, Н. Г. Панфилова, О. Н. Шумакова // Человек мера всех вещей. — Горький, 1990. — С. 160—162.
- Пасхин, Е. Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: философско-методологический анализ / Е. Н. Пасхин. — М., 1999. -219 с.
- Патек, Я. Свобода и ответственность. К вопросу о философии образования / Я. Патек, И. Савицкий // Философские науки. 1988. — № 4. -С. 98−100.
- Паули, В. Об идее дополнительности / В. Паули // Физические очерки. М., 1985. — С. 50−56.
- Паули, В. Труды по квантовой теории / В. Паули // Общие принципы волновой механики. М., 1975. — С. 352—570.
- Перевозчикова, Л. С. Гуманизм как ценностное основание современного высшего образования: автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. С. Перевозчикова. — Воронеж, 1999. 23 с.
- Петраков, А. А. Социальный прогресс: новая философия образования / А. А. Петраков, А. А. Разин // Вестник Удмуртского университета. 1996. — № 5. — С. 21—24.
- Петрова, Г. И. Современный характер образовательного знания / Г. И. Петрова // Сибирь. Философия. Образование. — 1997. — № 1. — С. 18−22.
- Петрова, М. А. Проблема личности в философии / М. А. Петрова. -СПб., 2000.-24 с.
- Пиаже, Ж. Природа интеллекта / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. М., 1991. — С. 48−60.
- Пичурин, В. В. Интеллектуальное развитие личности и ее жизненная позиция / В. В. Пичурин // Проблемы интеллектуального развития организационных систем: круглый стол. Новосибирск, 1991. -С. 344−347.
- Платон. Собр. соч.: в 3 т. / Платон. М., 1972. — Т. 3. — Ч. 2. — 677 с.
- Поволокина, Н. А. Философия Гегеля и проблема гуманизации высшего образования / Н. А. Поволокина // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. — М., 1992.-С. 349−350.
- Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы. — Самара, 1992. 123 с.
- Поддъяков, А. Н. Философия образования: проблема противодействия / А. Н. Поддьяков // Вопросы философии. — 1999. № 8. — С.119−128.
- Полежаев, Д. В. Философия образования: гуманистический аспект / Д. В. Полежаев // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград, 1999. — С. 397−400.
- Пономарёв, Е. А. Психология творчества / Е. А. Пономарёв. М., 1976.-303 с.
- Пономаренко, В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания /
- B. А. Пономаренко // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 13−18.
- Понтекорво, Б. Энрико Ферми / Б. Понтекорво // Ферми Э. Научные труды.-М., 1971.-С. 9−45.
- Попкевиц, Т. Политическая социология образовательных форм: власть/знание в образовании: подготовка учителей и исследования / Т. Попкевиц- пер. с англ.- под ред. В. С. Собкина. М., 1998. — 364 с.
- Проблемы интеллектуального развития организационных систем в промышленности. СПб., 1992.— 143 с.
- Проскуровская, И. Д. Концептуальные основания философии образования: к проблеме онтологического обоснования педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. филос. наук / И. Д. Проскуровская. -Томск, 1995.- 18 с.
- Пряникова, В. Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20−30 гг. XX в.) / В. Г. Пряникова // Воспитание школьника. 1995. — № 4. — С. 23^-0.
- Пуанкаре, А. Наука и метод / А. Пуанкаре // О науке. М., 1983. —1. C. 283−405.
- Пупков, К. А. Интеллектуальные системы: исследование и создание / К. А. Пупков, В. Г. Коньков. М., 2003. — 347 с.
- Пятницын, В H. Логические и внелогические аспекты творческого процесса / В. Н. Пятницын // Научное творчество как многомерный процесс. M., 1987. — С. 23−51.
- Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле. — М., 1991. 766 с. Развитие и саморазвитие личности: к 100-летнему юбилею
- A. Н. Леонтьева: сб. науч. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004. — 299 с.
- Развитие личности как стратегия гуманизации образования: матер. III межрегион, науч.-практ. конф. / под ред. Е. Н. Шиянова, Л. В. Лидак. -Ставрополь, 2004. — 210 с.
- Резерфорд, Э. Сорок лет развития физики / Э. Резерфорд // Избранные научные труды. М., 1972. — С. 479195.
- Ремезова, И Проблема образовательного импульса и образовательного идеала в современных философских исследованиях / И. Ремезова // Aima mater. 1997. -№ 2. — С. 12−17.
- Ремезова, И. И. Проблема человека в философии образования / И. И. Ремезова, Т. П. Анишина // Философия образования для XXI века. -М., 1992.-С. 130−152.
- Решанова, В. И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике / В. И. Решанова. М., 1985. — 93 с.
- Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 1995.-№ 1.-С. 132−139.
- Розин, В. М. Личность и ее изучение / В. М. Розин. М., 2004. — 224 с.
- Розин, В. М. Предмет и статус философии образования / В. М. Розин // Философия образования: сб. науч. ст. М., 1996. — С. 7—21.
- Розин, В. М. Психология личности: концепции, проблемы, генезис /
- B. М. Розин. Елец, 2004. — 246 с.
- Розин, В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 31−49.
- Розов, Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития / Н. С. Розов. Новосибирск, 1992. — 215 с.
- Розов, Н. С. Ценностные основания образования в европейской традиции / Н. С. Розов. — Новосибирск, 1992. — 29 с.
- Романенко, И. Б. Антропный принцип в философии образования / И. Б. Романенко // Человек: многомерность дискурсивных практик. -Сыктывкар, 1998. С. 65−66.
- Ростовцев, А. Н. Содержание общего образования как философско-методологическая проблема: автореф. дис.. д-ра филос. наук / А. Н. Ростовцев. Екатеринбург, 1992. — 37 с.
- Рудаков, С. И. Проблема всестороннего развития личности в свете конкретно-всеобщей теории развития / С. И. Рудаков // Новые идеи в философии. Пермь, 1997. — Вып. 6. — С. 65−69.
- Рыбин, В. А. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. — М., 2004. 269 с.
- Сабодин, А. В. Философское обоснование реформ образования / А. В. Сабодин // Российская государственность: тысячелетний опыт. — М., 1999. С. 76−77.
- Савицкий, И. О философии глобального образования / И. Савицкий // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 9−18.
- Савицкий, И. Философия образования для XXI века: анализ философских и педагогических концепций / И. Савицкий // Современная высшая школа. 1990. — № 3−4. — С. 189−205.
- Сандакова, Л. Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: дис.. д-ра филос. наук / Л. Г. Сандакова. Улан-Удэ, 2003. — 325 с.
- Сапронов, М. В. Концепции и самоорганизации в обществознании: мода или насущная необходимость / М. В. Сапронов // Общественные науки и современность. — 2001. — № 1. — С. 14—16.
- Селиванов, В. В. Мышление в личностном развитии субъекта /
- B. В. Селиванов. 2-е изд., доп. и перераб. — Смоленск, 2003. — 311 с.
- Семёнов, И. Н. Развитие отечественной философии образования: послевоенный период / И. Н. Семёнов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. — № 4. — С. 218−228.
- Семёнов, И. Н. Рефлексивное взаимодействие научных школ в психологии / И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Методологические концепции и школы в СССР. Новосибирск, 1992. — Вып. 2. — С. 11−28.
- Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сенека. Кемерово, 1986.-390 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М., 1999. — 272 с.
- Сесюнина, И. Б. Философские проблемы образования / И. Б. Сесюнина // Образование в Сибири. 1995. -№ 1. — С. 10−15.
- Сиземская, И. Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова // Педагогика. — 1998.-№ 7.-С. 14−20.
- Синенко, В. Я. Учебное физическое познание как средство интеллектуального развития / В. Я. Синенко // «Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, 1993.—1. C. 86−87.
- Слуцкий, М. С. Философские проблемы образования / М. С. Слуцкий // Человек, общество, природа в век НТР: тез. выступ, к III Всесоюз. совещ. по философским вопросам современного естествознания (Москва, 22—24 апреля 1981 г.).-М., 1981.-Вып. З.-С. 115−119.
- Смирнова, Н. В. Встреча миров Аристотеля и Платона, или трансформации и парадоксы современного образования / Н. В. Смирнова // Credo. 1998. -№ 4. -С. 18−37.
- Смирнова, Н. В. Образовательный процесс как объект философско-социологического анализа / Н. В. Смирнова // Credo. 1999. — № 5. — С. 55−66.
- Соколова, Л. Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса / JI. Б. Соколова // Credo. 1997. — № 1. — С. 34−42.
- Солодский, Б. С. Философия человека — философия образования / Б. С. Солодский. Краснодар, 1992. — 49 с.
- Соснин, Э. А. Информационные системы и личность: принципы взаимодействия: учеб. пособие / Э. А. Соснин, JI. В. Нургалеева, Б. Н. Пойзнер. Томск, 2004. — 118 с.
- Спиркин, А. Г. Формирование подрастающего человека как философская проблема / А. Г. Спиркин // Человек в зеркале культуры и образования. -М., 1989. С. 5−13.
- Степанова, И. Н. Философские учения о человеке и современные стратегии образования и воспитания / И. Н. Степанова // Новые идеи в философии: сб. науч. тр. — Пермь, 1998а. — Вып. 7. — С. 121—123.
- Степанова, И. Н. Философско-антропологические основания современных стратегий образования и воспитания / И. Н. Степанова // Наука и образование Зауралья. — 19 986. -№ 1. С. 107—109.
- Степашко, Л. А. Философия воспитания и образования в системе духовных ценностей современной цивилизации / JI. А. Степашко //
- Актуальные проблемы современной цивилизации. — Хабаровск, 1996. — С. 167−182.
- Стёпин, В. С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания / В. С. Стёпин // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. — С. 38−76.
- Стёпин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стёпин. М., 2000. — 743 с.
- Стефанюк, В. Л. Локальная организация интеллектуальных систем: модели и приложения / В. Л. Стефанюк. М., 2004. — 328 с.
- Столетов, А. И. Становление мировоззрения современной личности / А. И. Столетов. Уфа, 2004. — 72 с.
- Стрикун, Н. Г. Категория «развитие» в цели образования (XIX -начало XX века) / Н. Г. Стрикун // Сибирь. Философия. Образование. -Новокузнецк, 1997. № 1. — С. 22−32.
- Субетто, А. И. Философия образования через призму здоровья Российского этноса / А. И. Субетто // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1997.-С. 118−124.
- Сулима, И. И. Герменевтика и понимающие подходы в гуманизации образования: автореф. дис.. канд. филос. наук / И. И. Сулима. — Н. Новгород, 1996. 26 с.
- Сулима, И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) / И. Сулима // Aima mater. — 1999. № 1. — С. 12−17.
- Суркова, Л. В. Современное образование. Диалог философии и естествознания / Л. В. Суркова // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1997. — С. 159−160.
- Суровягин, С. П. Нравственная целостность личности: когнитивное чувство добра: к теории познания духовности: автореф. дис.. д-ра филос. наук / С. П. Суровягин. — Тюмень, 1995. — 47 с.
- Сысоева, Л. С. Философско-культурологический анализ систем образования и воспитания России XX века / Л. С. Сысоева // Вестник282
- Томского государственного педагогического университета. Сер. Философия, история. 1999. — Вып. 1. — С. 3—5.
- Третьяков, О. В. Философия образования и проблемы духовного возрождения России / О. В. Третьяков // Центральная Россия на рубеже XXI века: матер. Междунар. науч. конф. (Орёл, 2−6 июля 1995 г.). — Орёл, 1996.-Т. 4.-С. 221−224.
- Трусов, Н. А. Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования: гносеологический аспект: автореф. дис.. канд. филос. наук / Н. А. Трусов. — М., 1999. 28 с.
- Тульчинский, Г. Л. Постчеловеческая персонология: новые перспективы свободы и рациональности / Г. JI. Тульчинский. — СПб., 2002. 677 с. — (Тела мысли).
- Тупталов, Ю. Б. К вопросу о философии образования / Ю. Б. Тупталов // Философия образования для XXI века. М., 1992. -С. 104−117.
- Туровский, М. Б. Предыстория интеллекта: избр. тр. / М. Б. Туровский. М., 2000. — 575 с. — (Философы России XX в.).
- Турченко, В. Н. Методологические основы российской стратегии развития образования / В. Н. Турченко // Педагогика. 2002. — № 10. -С. 97−105.
- Турышев, И. К. История развития методики физики в России / И. К. Турышев. — Владимир, 1975. — Вып. 2. — 172 с.
- Тхагапсоев, X Г. Проективно-эстетическая парадигма образования: региональный подход: автореф. дис.. д-ра филос. наук / X. Г. Тхагапсоев. СПб., 1997. — 23 с.
- Уайтхед, А. Н. Способы мышления / А. Н. Уайтхед // Избранные работы по философии. -М., 1990. С. 337−389.
- Урсул, А. Космические перспективы автотрофности человечества /
- A. Урсул // Общественные науки и современность. — 1995. — № 2. — С. 131−140.
- Ушакова, Е. В. Общая теория материи (Основы построения). Ч. I / Е. В. Ушакова. Барнаул, 1992. — 128 с.
- Фалилеев, В. В. Моделирование духовной сферы личности /
- B. В. Фалилеев. Кемерово, 2003. — 197 с.
- Фейдимен, Д. Личность и личностный рост / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер- пер. с англ. М., 1994. — Вып. 3. — 83 с.
- Финн, В. К. Интеллектуальные системы и общество / В. К. Финн. -М., 2001. -309 с.
- Фшиер, М. И. Образование в России: философия, идеология, политика / М. И. Фишер // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 17−23.
- Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. — М., 1992.-511 с.
- Фролов, А. А. «Параллельность» как феномен философско-педагогического метода А. С. Макаренко / А. А. Фролов // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. — Н. Новгород, 1998.1. C. 519−521.
- Хазова, Л. В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Л. В. Хазова. Томск, 1998. — 44 с.
- Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М., 1997. — 451 с. Хайруллин, А. Г. Онтология личности: классика и современность / А. Г. Хайруллин. — Казань, 2000. — 200 с.
- Хайруллин, А. Г. Парадигмы философского мышления и проблемаIбытия личности / А. Г. Хайруллин. Казань, 1999. — 175 с.
- Ханко, Т. Й. Свобода выбора / Т. Й. Халко- пер. с англ. Церетели Ю. — М., 2001.- 159 с.
- Холл, К. С. Теории личности: учеб. пособие / К. С. Холл, Г. Линд-сей. М., 1999. — 591 с. — (Мир психологии).
- Холодная, М. А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта / М. А. Холодная // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 295−314.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума: учеб. пособие / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб., 2004. — 384 с.
- Хъелл, Л. А. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. СПб., 1999. — 608 с.
- Цукер, А. А. Соотношение философии и образования: (Опыт интерпретации античной постановки проблемы) / А. А. Цукер // II Копнинские чтения. Томск, 1997. — С. 210−216.
- Человек как субъект культуры: сб. ст. / отв. ред. Э. В. Сайко. М., 2002. — 445 с. — (Субъект в мире — мир субъекта).
- Чуешов, В. И. Философия образования как проблема философии / В. И. Чуешов // Проблемы формирования новых ценностных ориентаций учащейся молодежи и педагогов. — Л., 1991. Ч. 1. — С. 25—27.
- Шадрыков, В. Д. Философия образования и образовательные политики = Philosophy of education and educational policies / В. Д. Шадриков.-М., 1993, — 181 с.
- Шалшло, Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении / Т. Н. Шамало. — Свердловск, 1990.-95 с.
- Шарден, П. Т. де. Феномен человека / П. Т. де Шарден. — М., 1987.-240 с. ~~
- Шварщан, К. А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций / К. А. Щварцман. М., 1989. — 208 с.
- Швец, В. А. Философия и гуманизация образования как фактор культуры / В. А. Швец // Мир культуры: человек, наука, искусство. — Самара, 1996. С. 61−62.
- Шевелёва, С. С. Открытая модель образования: синергетический подход. Проблемы формирования открытого общества в России / С. С. Шевелёва.-М., 1997.-47 с.
- Шевелёва, С. С. Философско-методологические основы современной системы образования: постнеклассический подход: автореф. дис.. канд. филос. наук / С. С. Шевелёва. М., 1996. — 23 с.
- Шефелъ, С. В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза: социально-философское исследование / С. В. Шефель. М., 2002. — 278 с.
- Шилин, К. И. Живое знание как контекст истории естествознания и техники/К. И. Шилин//ВИЕТ. 1991. — № 1.-С. 125−132.
- Шимин, Н. Д. Воспитательный потенциал образования как предмет философской рефлексии / Н. Д. Шимин // Проблемы социально-политического развития Российского общества. — Воронеж, 1999. Вып. 5. -С. 131−140.
- Шимина, А. Н. О единстве философии, науки и образования / А. Н. Шимина // Новые идеи в философии. 1996. — Вып. 5. — С. 121−126.
- Штшна, А. Н. Философские основы образования / А. Н. Шимина. — Воронеж, 1999.-118 с.
- Шипунова, О. Д. Интеллект и субъективность / О. Д. Шипунова. -СПб., 2002.-299 с.
- Шиян, О. А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Шиян. М., 1996.- 16 с.
- Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — Ростов н/Д, 1995.-314 с.
- Шманова, М. В. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования: автореф. дис.. канд. филос. наук / М. В. Шманова. Саранск, 1999. — 18 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М., 1995.-760 с.
- Щербаков, Б. Ю. Личность в контексте современного образования: автореф. дис.. канд. филос. наук / Б. Ю. Щербаков. — Ростов н/Д, 2000. — 38 с.
- Щербаков, В. С. Философия образования: проблемы и перспективы развития / В. С. Щербаков // Проблемы непрерывного профессионального образования: региональный аспект. М., 1997. — С. 217—222.
- Щетинин, М. Постижение природы человека — основа педагогического мышления / М. Щетинин // Воспитание школьника. — 1995.-№ 4.-С. 2−7.
- Эддингтон, А. Теория относительности / А. Эддингтон. Л.- М., 1934.-507 с.
- Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. Т. 4. — М., 1967. — С. 200−228.
- Эфроимсон, В. Генетика гениальности / В. Эфроимсон // Эврика. -1994.-№ 9.-С. 5−6.
- Юдин, А. И. Значение нравственности в теории личности П. Л. Лаврова / А. И. Юдин // На рубеже эпох. Тамбов, 1996. — С. 79−90.
- Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 16−29.
- Юнг, К. Г. Собрание сочинений: в 19 т. / К. Г. Юнг. М., 1992. -Т. 15.-320 с.
- Яковлев, В. А. Философия и процесс гуманизации естественно-технического образования / В. А. Яковлев // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1997. — С. 160−162.
- Якушина, Н. Р. Соционика в сократовских диалогах /
- H. Р. Якушина, Е. С. Синицын. Новосибирск, 1994. — 143 с.
- Ярская-Смирнова, В. Н. Философская концепция гуманитаризации образования / В. Н. Ярская-Смирнова // Проблемы гуманитаризации высшего технического образования. Саратов, 1992. — С. 99−103.
- Яхъяева, Л. С. Методологический анализ социализации личности: проблемы теории и практики: автореф. дис.. д-ра филос. наук / JL С. Яхъева. Ташкент, 1991.-31 с.
- Alisjahbana, S. Т. A dynamic anthropology in a decisive epoch / S. Т. Alisjahbana // Facts and values. Dordrecht, 1986. — P. 197−211.
- Berube, M. R. Eminent educators: studies in intellectual influence / M. R. Berube. Westport, 2000. — 176 p.
- Bourgeois, B. Les attentes culturelles et l’exigence philosophique. Sur une adaption de l’enseignement de la philosophie / B. Bourgeois // Debat. 1998. -№ 101.-P. 171−173.
- Boyer, E. High School / E. Boyer. Prinston, 1989. — 305 p.
- Brehony, K. Montessori, individual work and individuality in the elementary school classroom / K. Brehony // History of Education. 2000. — Vol. 29.-P. 115−128.
- Bruner, J. Actual mind, possible worlds / J. Bruner. — Cambridge: Harvard university Press, 1986. — 304 p.
- Burkitt, I. Social selves: Theories of the social formation of personality /
- Burkitt. L., 1998^- 229 p.
- Burnett, A. Montessori Education Today and Yesterday / A. Burnett // The Elementary School Journal. 1962. — Vol. 63. — P. 71−77.
- Campbell, J. Dewey’s conception of community / J. Campbell // Reading Dewey. Bloomington, 1998. — P. 2312.
- Campbell, J. Changing student teachers' attitudes toward disability and inclusion / J. Campbell & L. Gilmor // Journal of Intellectual Developmental Disability. 2003. — N 28. — P. 369−379.
- Carter, S. The culture of disbelief / S. Carter. -N. Y., 1993. 352 p. Coles, R. The Moral Intelligence of Children / R. Coles. — N. Y., 1997.218 p.
- Cordes, C. The human adaptation for culture and its behavioral implications / C. Cordes. Jena, 2003. — 20 p. — (Papers on economics and evolution).
- Crawford, D. Conflict Resolution Education / D. Crawford, R. Bodin. -Washington, 1996.-138 p.
- Culture and children’s intelligence: cross-cultural analysis of the WISC-III / ed. J. Georgas et al. Amsterdam, 2003. — 336 p.
- Diekelmann, N. Preserving writing in doctoral education: exploring the concernful practices of schooling learning teaching / N. Diekelmann & P. M. Ironside // Journal of Advanced Nursing. 1998. — Vol. 28. — N 6. -P. 1347−1356.
- Dewey, J. Moral Principles in Education / J. Dewey. -N. Y., 1959. 35 p. Dixon, B. The great family network / B. Dixon // Educational leadership. — 1996.-N53.-P. 27−29.
- Eaton, J. W. A conceptual theory of cooperation / J. W. Eaton // American Journal of Sociology. 1948. — Vol. 54. — P. 126−134.
- Eaton, J. W. Science, «Art» and Uncertainty in Social Work I J. W. Eaton //
- Social Work. 1958. — Vol. 3. — P. 3−10.
- Etzioni, A. The New Golden Rule: Community and Morality in Democratic Society / A. Etzioni. N. Y., 1996. — 314 p.
- Gallois, A. The world without, the mind within: an essay on first-person authority / A. Gallois. Cambridge: Cambridge univ. press, 1996. — 213 p. -(Cambridge studies in philosophy).
- Greer, C. Call to Character / C. Greer, R. Kohl. N. Y., 1995. — 456 p.
- Henry, G. Community accountability: A theory of information, accountability, and school improvement / G. Henry // Phi Delta Kappan. 1996. -Vol. 78.-N l.-P. 85−90.
- Joyce, B. School renewal: an inquiry, not formula / B. Joyce & E. Calhoun // Educational leadership. 1995. — N 52. — P. 51−55.
- Kimbal, R. Lives of the mind: the use and abuse of intelligence from Hegel to Wodehouse / R. Kimbal. Chicago, 2002. — 375 p.
- Kohlberg, L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment /L. Kohlberg // Journal of Philosophy. 1973. — Vol. 70. — N 18. -P. 630−646.
- Kordacova, J. Contribution of the rational-emotive approach to personality theory / J. Kordacova // Studia psychology. 1999. — Vol. 41. -N4.-P. 333−336.
- Krishnamurti, J. Reflections on the self / J. Krishnamurti. Chicago, 1997.-214 p.1.wler, E. From job-based to competency-based organizations / E. Lawler// Journal organizational behavior. — 1994. -N 15. P. 3—15.
- Mainzer, K. Thinking in complexity: The complex dynamics of matter, mind, and mankind / K. Mainzer. — Berlin, 1997. — 361 p.
- Martin, R. Locke’s psychology of personal identity / R. Martin // Journal of the history of philosophy. 2000. — Vol. 38. -N 1. — P. 41−61.
- Maslow, A. H. A Theory of Human Motivation / A. H. Maslow // Psychological review. 1943. — Vol. 50. — P. 370−396.
- Maslow, A. H. Conflict, frustration, and the theory threat / A. H. Maslow // Journal of abnormal (and social) Psychology. 1943. — Vol. 38. — P. 81−86.
- Maslow, A. The Farther Reaches of Human Nature / A. Maslow. — Boston, 1993.-336 p.
- Orata, P. T. The problem professor of education / P. T Orata // Journal of higher education. 1999. — Vol. 70. -N 5. — P. 589−598.
- Peterson, T. E. Notes on Heidegger’s authoritarian pedagogy / T. E. Peterson // Educational Philosophy and Theory. 2005. — Vol. 37. — N 4. -P. 599−623.
- Philipse, H. What is a natural conception of the world? / H. Philipse // International Journal of Philosophical Studies. 2001. — Vol. 9. — N 3. — P. 385−399.
- Piaget, J. Commentary on Vygotsky / J. Piaget // New Ideas in Psychology. 2000. — Vol. 18. — P. 241−259.
- Shaffer, J. B. P. Humanistic Psychology / J. B. P. Shaffer. -N. Y., 1988.230 p.
- Thagard, P. Why cognitive science needs philosophy and vice versa / P. Thagard // Topics in Cognitive Science. 2009. — Vol. 1. — P. 237−254.
- The mind’s: Fantasies a reflections on self a soul. — N. Y., 1981. — Vol. IX.-501 p.
- Varieties of practical reasoning / ed. E. Millgram. — Cambridge, 2001. —289 c.
- Weston, A. Risking philosophy of education / A. Weston // Metaphilosophy. — 1998. — Vol. 29. — N 3. — P. 145−158.
- White, D. A. The examined life: advanced philosophy for kids D. A. White. Waco, 2005. — 183 p.
- Winch, C. Education, autonomy and critical thinking / C. Winch. L.-N. Y., 2006. -201 p.3