Малый российский бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика.
В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению.
Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса.
Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Целью в данной работе будет рассмотрение взаимодействие и поддержка малых предприятий с помощью государства.
1. Государственные органы, взаимодействующие с малым предпринимательством.
Законодательное регулирование малого бизнеса 209-ФЗ от 24.07.2007 г. о развитии алого и среднего предпринимательства. Приложение № 2.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки и взаимодействии с малыми предприятиями со стороны власти.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с малым бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.).
Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке и взаимодействии малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.
Также действуют общественные объединения — Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и взаимодействия малого предпринимательства, это профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.
При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы взаимодействия и поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы в 1996;1998 гг., 1998;1999 гг., 2000;2002 гг. и 2004;2005 гг.
В настоящее время действует программа 2006;2008 гг., включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.
2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
Посмотрим графический вид общей институциональной среды малого бизнеса г. Санкт-Петербурга. Рис. 1.
Рис. 1 Посмотрим графический вид общей институциональной среды малого бизнеса г. Санкт-Петербурга.
1. Поддержка малого бизнеса является необходимым элементом экономической политики современного государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции.
Предпосылкой эффективности государственной поддержки вляется комплексный подход к ее организации, предполагающий параллельное использование:
разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству;
многочисленных форм и методов такой поддержки;
ресурсов федеральных и территориальных органов управления.
2. Основными методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются:
недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов;
необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий;
целесообразность широкого использования программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого предпринимательства федерального и регионального уровня.
3. Наибольший интерес с позиции использования соответствующего опыта в отечественных условиях вызывает:
наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства; > деятельность «бизнес — инкубаторов»;
информационное обеспечение малых предприятий с использованием современных компьютерных технологий и коммуникаций;
лицензирование МП, привлекаемых к выполнению госзаказов.
По результатам поддержки малого предпринимательства отмечено:
1. Необходимость такой поддержки в г. Санкт-Петербурге определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства.
Даже в условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого предпринимательства в сравнение с государственной.
2. Государство может и должно содействовать активизации рассматриваемого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:
налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;
условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчико;
механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;
паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием МП.
3. Для полной реализации своего мотивирующего потенциала поддержка в г. Санкт-Петербурге должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволяет охватить ею все отрасли малого предпринимательства:
сферу реального производства — через механизм субподряда;
сферу обращения — через механизм франчайзинга;
сферу прикладной науки — через механизм венчурных контрактов.
4. Основные проблемы в организации взаимодействия МП с банками возникают при необходимости привлечения заемных ресурсов на долгосрочной основе, что повышает практическую значимость лизинга как одной из форм целевой поддержки со стороны крупного бизнеса.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.
Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т. е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.