Роль российско-германских отношений в энергобезопасности ЕС
По его сообщению, в минувшую среду генеральный директор Набукко, совершивший однодневный визит в Баку, подписал здесь ряд соглашений с компаниями, занимающимися добычей и экспортом газа. Название компаний, а также содержание документов пока не раскрывается. Как отметил Митчек, «один из пунктов подписанных соглашений предусматривает конфиденциальность их содержания». По его словам, это связано… Читать ещё >
Содержание
- ПАРАГРАФ
- Сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики
- ПАРАГРАФ
- Стратегия взаимодействия РФ И и ФРГ в обеспечении энергобезопасности Германии
- ПАРАГРАФ
- Позиция США и Запада в целом в отношении энергетисеского сотрудничества России с Европой
- параграф
- Сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики
Энергобезопасность ЕС, внедрение альтернативных источников энергии и борьба с потеплением климата неразрывно связаны между собой, и ни одна из этих задач не может быть решена автономно. Об этом заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на пресс-конференции по итогам первого дня саммита глав государств и правительств 27 стран ЕС.
В Европе рассчитывают, что единая энергетическая политика повысит энергобезопасность ЕС и поможет бороться с изменением климата.
Европейская энергетика крайне уязвима: она зависит от ископаемых энергоносителей, небезопасных самих по себе, поставки которых могут оказаться под угрозой. По стечению обстоятельств именно эти факторы были упомянуты в выпущенном 1 декабря ежегодном докладе Европейского агентства охраны окружающей среды (EEA). Там, помимо прочего, содержится призыв к формированию единой европейской энергетической политики, которая должна прийти на смену разрозненным стратегиям государств-членов ЕЭС. Если такая энергополитика действительно появится, это существенно изменит европейскую экономику.
Представляя доклад ЕЕА, председатель этой организации Жаклин Макглейд заявила, что единая энергетическая политика Европейского союза позволит эффективнее противостоять глобальному изменению климата, повысит безопасность поставок энергетического сырья и поможет провести весьма затратную модернизацию энергетической инфраструктуры. «Масштаб задачи таков, что без общеевропейского соглашения по вопросам энергетики европейским странам и компаниям будет сложно осуществлять такую модернизацию», — заявила глава агентства. По мнению ЕЕА, сохранение нынешней ситуации, когда страны решают свои энергетические проблемы поодиночке, приводит к избыточному расширению существующей инфраструктуры.
19 снтября Еврокомиссия представила пакет из пяти законодательных инициатив, направленных на дальнейшую либерализацию рынков газа и электроэнергии Евросоюза. Эти документы, прежде чем получить официальный статус, должны получить одобрение Европарламента и Европейского совета, состоящего из представителей всех 27 стран ЕС. Ближайшее их обсуждение состоится 3 декабря на встрече министров энергетики стран ЕС. По мнению комиссара ЕС по энергетике Андриса Пиебалгса, несмотря на прогнозируемое сопротивление со стороны Франции, Германии и Италии, к концу следующего года директивы будут приняты.
Россия как ведущий поставщик природного газа в ЕС, обеспечивающий около четверти поставок голубого топлива в страны сообщества, к любым законодательным инициативам в этой сфере имеет далеко не праздный интерес. Поэтому попытаюсь кратко пояснить смысл грядущих реформ и их последствия для внешнеэкономических интересов России.
Важнейшая новация запрет компаниям, добывающим природный газ, владеть любыми долями в собственности газотранспортных компаний в странах Европы. В пакете инициатив Еврокомиссии содержится и более мягкая опция, при которой компании-производители могут остаться совладельцами газотранспортной инфраструктуры, но в этом случае они полностью передают управление независимым операторам.
Как известно, дорогие энергоресурсы один из серьезнейших вызовов для конкурентоспособности Европы. Решение этой проблемы на протяжении последних десяти лет пытаются найти путем сокращения доходов посредников и либерализации рынка. Основное препятствие, которое все эти годы пытались устранить, национальные газовые компании-монополисты. Они покупают газ на основе долгосрочных контрактов у внешних поставщиков (России, Норвегии, Алжира, Нидерландов), а затем осуществляют его транспортировку и оптовую реализацию. Цена продажи газа, как правило, в два и более раз превышает цену покупки. При этом рынки отдельных стран практически не связаны между собой и функционируют независимо друг от друга.
Поэтому была поставлена цель создания единого европейского газового рынка, реализация которой, по мнению Еврокомиссии, должна была способствовать росту конкуренции и снижению уровня цен для потребителей. Основные инструменты ее достижения это открытие газовых рынков государств-членов, создание условий для доступа к газотранспортной системе и разъединение вертикально интегрированных газовых предприятий.
Принятая в 1998 году «первая» газовая директива Еврокомиссии предусматривала равный доступ всех поставщиков к газопроводам, постепенный отказ от долгосрочных контрактов в пользу спотового рынка и устранение запрета на реэкспорт газа из текстов контрактов, в том числе заключенных до ее принятия. Через пять лет Еврокомиссия обновила этот документ, обязав вертикально интегрированные газовые компании выделять сбыт и транспортировку в разные юридические лица. Это, по мнению разработчиков, должно было создать условия для доступа к рынкам для конкурентов национальных компаний-монополистов. Однако этого не произошло. Несмотря на широко объявленное 1 июля с.г. наступление эры «полной либерализации», когда каждый потребитель природного газа, вплоть до владельцев квартир, вправе выбирать себе поставщика, практика пока заметно отстает от теории. Доля потребителей, сменивших поставщиков, измеряется несколькими процентами, крайне медленно развиваются трубопроводные мощности между отдельными странами ЕС. Против 20 (!) стран ЕС в 2004 году Еврокомиссией были инициированы разбирательства в связи с отставанием темпов фактической реализации директив по электроэнергии и газу. То есть налицо если не полный провал реформ, то по крайней мере серьезные трудности с их претворением в подавляющем большинстве стран.
Надо сказать, что Еврокомиссия является в определенном смысле пионером либерализации. Впервые в мировой практике она проводится не в условиях «газового пузыря», как это было в США и Великобритании, страдавших от засилья монополий, искусственно поддерживавших цены при высоком уровне предложения собственного газа, а на фоне отсутствия контроля над внешними источниками газа и его потенциального дефицита.
И тут под предлогом принятия мер по формированию реального конкурентного газового рынка Еврокомиссия, подобно фокуснику, демонстрирует трюк, подменяя одну проблему другой.
В пакете директив вместо, казалось бы, очевидного в свете духа и буквы либерализации запрета владельцам транспортных мощностей заниматься реализацией газа предлагается запретить участие в собственности на газопроводы производителям газа.
В странах основных производителях газа внутри ЕС, Великобритании и Нидерландах, производством и транспортировкой газа давно занимаются различные компании. В других странах добыча столь мала, что соответствующие подразделения при необходимости могут быть и проданы. Таким образом, основной смысл директивы состоит в закрытии для добывающих компаний стран-экспортеров России, Норвегии и Алжира любых перспектив инвестиций в газотранспортную инфраструктуру стран ЕС.
Однако этим дело не ограничивается. Предусматривается, что любые компании из третьих стран смогут получить контроль над газотранспортными системами лишь в рамках государственного договора между Евросоюзом и данной страной. Очевидно, что с учетом особой «любви» к нам со стороны ряда новых членов ЕС российские компании на это претендовать не смогут.
Вместе с тем в проекте директив прямо говорится, что указанные запреты распространяются лишь на газотранспортные сети. Никаких ограничений для добывающих компаний, в том числе для ОАО «Газпром», на владение газораспределительными сетями и крупными потребителями газа в лице электростанций и газохимических производств пока, по крайней мере, не предусматривается.
В этом случае под угрозу экспроприации подпадает ряд активов «Газпрома» в странах Евросоюза. Любопытно, что в пояснительной записке к проектам директив все они в явном виде перечислены (по другим европейским компаниям ничего подобного не сделано). Это Eesti Gas (37,2%), Europolgaz (48%), Latvijas Gaze (34%), Lietuvos Dujos (37,1%), финский Gasum (25%), германские Wingas (49,99%) и VNG (5,26%), а также британско-бельгийский Interconnector (10%).
Таким образом, имеют место серьезные риски утраты важнейших европейских активов «Газпрома». Следствием растущей неопределенности в условиях поставок на рынки Евросоюза становятся задержки в реализации ряда крупных проектов. Как известно, в августе 2007 года инвестиционная программа ОАО «Газпром» на текущий год в части капиталовложений подверглась существенному сокращению. С 2011 года на 2013-й перенесено начало добычи на Штокмановском месторождении. Изменены сроки и по ряду других проектов «Газпрма».
В целом эскалация напряженности не отвечает интересам ни одной из сторон. Производство традиционных энергетических ресурсов в странах ЕС сокращается. Их потребление, несмотря на усилия по повышению энергоэффективности и переходу на низкоуглеродную энергетику, хоть и медленными темпами, но все же растет. Странам ЕС приходится конкурировать на достаточно напряженных рынках энергетических ресурсов не только с традиционными партнерами-соперниками США и Японией, но и быстро наращивающими энергетические аппетиты Индией и Китаем. Ситуацию еще более усложняет планируемое сокращение доли атомной энергетики. Существенное же усиление роли возобновляемых источников энергии потребует колоссальных инвестиций и, по сути, изменения всего энергетического уклада.
Россия также весьма заинтересована в стабильном и надежном европейском рынке газа. Степень зависимости России весьма наглядно проявилась в этом году, когда вследствие аномально теплой зимы поставки российского газа сократились примерно на 10%. В результате в настоящее время газовые хранилища переполнены, а «Газпром» и независимые производители газа в определенные моменты даже были вынуждены вводить ограничения на добычу на ряде месторождений.