Образование и развитие Государства в Древнем РИме
Сенат совместно с принцепсом обсуждал вопросы провинциального управления. Он рассматривал обращения представитлей городов провинций, действовал по принципу «запроса», т. е. он отвечал на жалобы, просьбы и обращения, инициированные самими провинциалами. Нередко к обсуждению привлекались и бывшие наместники провинций. Ходатайства, представленные в сенат, касались не столько проблем, регулировавших… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Реформа Сервия Туллия и её историческое значение
- 2. Основные черты общественного и государственного строя Римской республики
- 3. Переход к империи. Принципиат
- 4. Государственный строй при доминате. Реформы Диоклетифна и Константина
- Заключение
- Список литературы и источников
В античном мире Древний Рим был самым крупным и могущественным государством с развитой правовой системой и государственностью. В период наивысшего могущества Древнего Рима подвластная ему территория простиралась от Британии до Северной Африки, от Пиренейского полуострова до Персидского залива. Само расположение Рима на Апеннинском полуострове давало большое экономическое преимущество, так как он занимал весьма удобную в экономическом и территориальном плане стратегическую позицию.
Следует подчеркнуть, что эксплуатация рабов и мелких землевладельцев, а также крестьян, являлись основой государственного строя Древнего Рима, его правовой системы в целом. Поэтому именно в Древнем Риме появилась знаменитая и уникальная система Древнеримского гражданского, цивильного права, основным моментом которой являлся установленный институт частной собственности.
Древнеримское право регламентировало все, что имело отношение к рынку: правовое положение граждан и организаций (тогда же возникло понятие юридического лица), порядок совершения договоров и иных сделок, статус собственника имущества и его правомочия, права и обязанности.
Однако, если об Древнеримском праве известно многое, то о развитии древнеримского государства сведения доовльно.
Цель данной работы анализ основных этапов развития римского государства.
Задачи работы:
— изучить хронологию развития римского государства;
— провести анализ отдельных этапов развития римского государства.
1. Реформа Сервия Туллия и её историческое значение
Возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
В истории развития римского государства выделяют три крупных периода1:
1. Царский (VIII в.- V в. до н.э.)
2. Республиканский (V в. до н.э. I в. н.э.)
3. Императорский (I в. V в. н.э.)
Исследователи реформы Сервия Туллия подчеркивают ее антигентильный характер, за позитивные нововведения принимая то, что современному сознанию кажется «естественной» противоположностью родовым отношениям имущественные отношения. Однако в римском обществе эпохи Сервия Туллия имущественные отношения не были первичными. Даже если бы Сервий Туллий мог замыслить реформу, вводившую имущественный ценз, он не смог бы ее провести. Тимократическая система приписывается Сервию Туллию по аналогии с одновременными греческими реформами Солона, Писистрата и Клисфена. Римское общество созрело для нее только в IV в. до н. э. и тогда Сервиевы пять классов послужили формой, которую наполнило новое содержание. Как и всякий человек архаического общества царь Сервий Туллий (независимо от реальности его фигуры) мог действовать только в рамках, разрешенных традицией. Поэтому, говоря о введенных Сервием Туллием «классах» населения, следует видеть в них только такие группы, которые уже существовали в обществе. Критерий принадлежности к ним также должен был быть привычным римлянам того времени. «Классы» должны были хорошо знакомы жречеству, которое выступало против малейшей попытки нарушения социального порядка общества, рассматривавшегося как сакральный. Как известно, незадолго до Сервия авгур Атт Навий запретил Тарквинию Приску создание новых всаднических центурий, но не препятствовал увеличению состава уже существовавших. Социально-сакральные нормы нельзя было нарушать, но можно было обойти, не прибегая к формальному нарушению.
Структурирование общества на gentes уменьшало возможности для сплочения триб различной этнической принадлежности в единую городскую общину. Поэтому Сервий Туллий уравновесил его, приняв за основу структурирование на возрастные «классы». Возможно, этот формальный возврат к доромуловой социальной традиции можно трактовть как латинскую реакцию на новшества в римском обществе, развивающиеся при этрусских правителях. Однако новыми были лишь масштабы применения старого критерия социальной стратификации. Возрастные союзы мужчин были подразделениями внутри курий, выступавших при Ромуле первичными ячейками римского общества. Поэтому система возрастных классов до Сервия Туллия функционировала на куриальном уровне. Курия была мужским союзом и, соответственно, военной единицей. Народ (populus) курии был ее войском. Сервий Туллий применил старый принцип куриатной стратификации ко всему городскому образованию Рима, перенеся его на трибальный уровень. С этого времени определенное количество центурий по традиционным возрастным классам стала выставлять каждая триба. Курия была сакральной организацией. Перенос формально оставшихся неизменными общественных норм на трибальный уровень высвобождал их из-под опеки сакральных норм и позволял обращаться с ними более рационально. В отличие от курии триба не была мужским союзом, объединявшимся вокруг мужского дома. Первобытные принципы естественно складывавшихся отношений не могли действовать в ней. Она требовала формализованной искусственной организации, которую должен был ввести реформатор. Но в своих действиях, как отмечалось, он был ограничен существовавшей традицией.
Центральную часть введенной Сервием Туллием организации общества составляли пять «классов» (classis) в возрасте от 17 до 60 лет. Лица, формально стоявшие вне этой организации (infra classem), то есть бывшие старше 60 лет, назывались proletarii или capite censi. Традицией они воспринимаются как беднейшие граждане, что послужило основой для «народной» этимологии слова proletarii «богатые одним только потомством». Однако в основанном на гентильных связях ранжированном обществе обладание потомством не могло служить поводом для уничижительного отношения. Напротив, только потомство давало человеку прочное место в обществе и в космосе. Потомство было главным богатством.
Поэтому в эпоху Сервия Туллия proletarii составляли не низший, а особый привилегированный «класс». Это были самые взрослые члены общества, представители поколения «старейшин» (senium, seneces), перешагнувших 60-летний возраст. Естественно, что их было меньшинство в обществе, и они не выставляли боеспособных центурий. Их «богатство» и знатность были в другом. Они были главами (patres) наиболее крупных и многочисленных семей в своих gentes. Многие взрослые мужчины были для них детьми, потомством (proles), оттого они и звались proletarii. В отличие от более молодых мужчин seneces представляли «поштучную» ценность. Возможно, поэтому их называли capite censi, то есть вносившиеся в цензовые списки поименно, а не центуриями. Дионисий (2, 8, 4) сообщает, что при созыве комиций глашатай призывал патрициев по именам их отцов (patres), а прочих «демотиков» в совокупности.
Первоначально имевший сакральные полномочия царь выступал в роли предводителя своей возрастной группы, члены которой выступали в роли его sodales. Выход его сверстников за пределы возраста первого взрослого возрастного класса изменял их общественную функцию. Из воинов (classis) они становились молодыми домохозяевами. Таким образом, их сверстник царь утрачивал военное руководство, которое переходило к лидеру младшей возрастной группы. Включив мужчин всех возрастов в войско-classis, реформа Сервия Туллия продлила военные полномочия царя до конца жизни (в реальности, возможно, царь (rex sacrorum) уступил их своего военному заместителю в ранге magister populi). Понятие iuventus, связанное с войском-classis, вероятно, прежде прилагалось к поколению молодых неженатых мужчин в возрасте 1724 года. Расширив содержание понятия classis, центуриатная реформа тем самым расширила и значение понятия iuventus до 46 летнего рубежа. С этим, видимо, связана передаваемая Авлом Геллием традиция о введении Сервием Туллием возрастного деления на pueritia, iuventus и senectus.
Военный характер реформы Сервия Туллия позволяет почерпнуть сведения о ней из древних представлений римлян о воинском наборе и первоначальном составе легиона. Система возрастных классов была реформирована в соответствии с делением на iuniores и seniores. Seniores 4860 лет представляли наиболее зрелую часть римского общества. В историческое время именно они руководили реальной жизнью фамилий. В обычное время они не служили в армии. Но в республиканское время именно их представители контролировали высшие воинские должности диктаторов и консулов.
2. Основные черты общественного и государственного строя Римской республики
Изучение государственного устройства Римской республики включает в себя широкий круг политико-правовых проблем, к числу которых относятся, в первую очередь, вопросы функционирования органов управления гражданской общиной (civitas). Политическая система civitas имела три основополагающих звена: народные собрания (комиции), сенат и магистратуры. Первое из них было связано с осуществлением законодательных и избирательных функций, второе распорядительных и контролирующих. Третий же элемент совокупность магистратур представлял исполнительную власть. Формирование, деятельность и структура органов исполнительной власти республиканского Рима имели свою специфику. Выборные должностные лица в нем, в отличие от других полисов античного мира, не были просто исполнительным органом народного собрания. Римские высшие магистраты являлись носителями делегированного государственного суверенитета, предоставлявшегося им от имени граждан (cives) и «отцов» (patres). С этой особенностью следует связать и неоплачиваемость должностей, и наличие cursus honorum (почетного должностного пути), и, конечно, своеобразные процедуры наделения полномочиями. В Риме именно магистраты, в которых персонифицировался принцип полисного самоуправления, и которые осуществляли право гражданской общины жить по собственным законам, обладали законодательной инициативой, тогда как, например, в классических Афинах она принадлежала всем членам гражданского коллектива. Специфика организации исполнительной власти у римлян проявилась еще и в том, что наряду с обычными, ординарными магистратурами, их конституция предполагала введение в критической ситуации экстраординарных должностей.
Список литературы
- Амелина П.О. Римское право. М.: ПРИОР, 2002
- Богулов М.Ю. Римское частное право. Учебное пособие. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002.
- История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов/ Корсаров П. Е. — М.: Норма. Инфра-М, 2002.
- Римское право. /Под ред. Иво Пухан. — Скопjе: Правен факультет, 1996.
- Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. — М.: Зерцало, 2000.