Отличительные особенности детского и взрослого репертуара
Постановка детского балетного спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей, а не о постановке классических балетов. Детский балетный спектакль наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая формы работы достаточно редка, так как… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Хореография как вид искусства
- 1. 1. Сущность и понятие хореографии
- 1. 2. Классификация танцев: стили, формы, содержание
- ГЛАВА 2. Методические и дидактические принципы подбора и формирования репертуара для разных возрастных категорий
- 2. 1. Сущность репертуара, педагогическая функция репертуара
- 2. 2. Подходы к подбору и формированию детского репертуара
- 2. 3. Формы и жанры репертуара для всех возрастных категорий
- 2. 4. Особенности составления взрослого репертуара
- ГЛАВА 3. Анализ и формирование примерного репертуара для детского и взрослого хореографического коллективов
- 3. 1. Репертуар для детского хореографического коллектива
- 3. 2. Примерный репертуар для взрослой аудитории
- Заключение
- Список литературы
Хореография это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, — это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.
Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, — это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. Реализация постановочных замыслов в танце происходит в зависимости от навыков и возможностей учеников. Начинающим танцорам младшего возраста будет просто не под силу освоить все сложные па и фигуры классического или народного танца, что касается более взрослых, подготовленных учеников, здесь можно позволить разнообразные драматургические направления при постановке танца. В зависимости от возможностей и возраста танцоров формируется и подбирается их танцевальный репертуар.
Данная работа посвящена отличительным особенностям детского и взрослого репертуара. Актуальность темы заключается в том, что детская и взрослая хореография это два разных направления в методике преподавания искусства танца, особенности и различия взрослой и детской хореографии активно изучаются и рассматриваются профессионалами в области хореографии. Вопрос о различиях между детским и взрослым танцем всегда находится в центре внимания педагогов-хореографов, в этой связи данный дипломный проект может стать дополнением к исследованиям и трудам, посвященным особенностям детского и взрослого репертуара.
Предметом исследования являются детский и взрослый хореографический репертуар.
Цель данной работы состоит в рассмотрении и выявлении основных особенностей детского и взрослого репертуара. Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач:
1) описать хореографию как вид искусства
2) раскрыть отличительные особенности и содержание классического, народного и современного танцев
3) рассмотреть основные методические принципы преподавания хореографии для разных возрастных категорий
4) выявить отличия детского и взрослого танцевального репертуара
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении лекций по методики преподавания хореографии, в практике преподавания хореографии, хореографических дисциплин, в разработке методических пособий и учебников по курсу преподавания хореографии, в практике постановочной хореографической деятельности.
Настоящая работа состоит из введения, трех теоретических глав, практической главы, где приводятся примеры постановки танцев для детей и взрослых, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. Хореография как вид искусства
1.1 Сущность и понятие хореографии
Понятие хореография (от греч. choreo танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений .
Многие считают, что хореография это танец, или хореография это балет, но по мнению Захарова Р. понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что тносится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.
Хореография самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества.
Танец это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.
Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Танец один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.
С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.
Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа.
С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии.
Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.
1.2 Классификация танцев: стили, формы, содержание
Хореография имеет три раздела: а) народный, б) бытовой (или как его еще называют бальный) танец и в) профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.
Народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;
Бытовой или бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т. д.;
Профессиональное искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков .
Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия «танец» как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. По данным Э. А. Королевой, слово «танец» вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса -ец), а до этого пользовались славянским словом «пляска». В феодальной России понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец», так как включало в себя все разновидности пляски: обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп .
Как уже было сказано выше, танцы в основном делятся на классические, народные и бытовые (бальные).
Классика (от лат. образцовый, первоклассный) строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. В России классический танец получил окончательное признание лишь в конце 19 века.
Благодаря определенным законам классического танца выворотности ног, крепкой спине, координации движений, определенной работе головы и рук, Ваше тело способно выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой.
Все эти законы впитываются на уроке классического танца, который состоит из 2-х частей: упражнения у станка (экзерсис), направленные на гармоничное развитие тела танцующего. Те же упражнения в танцевальном варианте переносятся на середину зала, затем идут упражнения прыжкового характера (аллегро), упражнения вращения (туры), женский класс заканчивается упражнениями на пальцах (пуантах), общий класс заканчивается упражнениями на растяжку и гибкость.
Классическим танцем называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмысленны и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего своим телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, — с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, в другой инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство классического танца основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии.
Термин «классический танец» возник поздно лишь в конце XIX века и вытеснил прежние названия: «благородный, серьезный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля. Мощный толчок для развития этого танца дал романтический балет .
Список литературы
- Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца. М.: Лань, 2006
- Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. — М.: ЮНИТИ, 2002
- Боттомер П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006
- Бурцева Г. В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001
- Гривицкас В. Искусство танца: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. — М.: Гардарики, 2001
- Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. М.: Владос, 2006
- Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Академия, 2002
- Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1979
- Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века). М.: АСТ, 2005
- Королева Э.А. Ранние формы танца. — Кишинев, 1977
- Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. — Ростов-на-Дону, 2004
- Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 2005
- Майстрова Л.Ф. Люблю и превращаюсь в вас//"Экологическое образование", 2004, № 3
- Методические рекомендации для преподавателей хореографических отделений. М.: Наука, 1998
- Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. — М.:АСТ, 2004
- Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.: Академия, 2003
- Опыт работы над детским хореографическим спектаклем. М.: Искусство, 1999
- Письмо Минкультуры РФ от 19.03.2001 N 01−57/16−32 О государственных стандартах высшего профессионального хореографического образования
- Современный бальный танец. М.: Астрель, 2004
- Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора. М.: Академия, 2006