Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методов поузлового диагностирования стационарных газотурбинных газоперекачивающих агрегатов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени накоплен достаточно большой опыт разработки и внедрения различных методов технической диагностики, в т. ч. параметрического диагностирования, ГПА. В то же время комплексной работы по оценке принципов построения, погрешности расчета, требуемого объема и точности измеряемых параметров, целесообразной области применения методов определения технического состояния… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ
    • 1. 1. Анализ существующих методов определения выходных показателей газотурбинного привода
    • 1. 2. Определение мощности газотурбинного привода с помощью измерителя крутящего момента
    • 1. 3. Использование линеаризованных зависимостей рабочих процессов газотурбинного двигателя в численном виде
  • ГЛАВА 2. ЛИНЕАРИЗОВАННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ В ДИАГНОСТИРОВАНИИ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
    • 2. 1. Методология построения диагностических моделей с использованием метода малых отклонений
    • 2. 2. Апробация методик на эксплуатационных данных
    • 2. 3. Применение методики для определения энерготехнологических характеристик газотурбинных установок
  • ГЛАВА 3. ПОУЗЛОВОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
    • 3. 1. Особенности стационарных газотурбинных газоперекачивающих агрегатов как объекта поузлового диагностирования
    • 3. 2. Метод последовательного газодинамического расчета газотурбинных установок
    • 3. 3. Диагностические модели в поузловом диагностировании ГТУ
    • 3. 4. Методология проведения работ по поузловому диагностированию

Разработка методов поузлового диагностирования стационарных газотурбинных газоперекачивающих агрегатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время непрерывно возрастает роль природного газа как одного из главных и перспективных источников энергообеспечения промышленности Российской Федерации (РФ). Учитывая, что на территории России сосредоточено треть мировых запасов природного газа, можно утверждать, что природный газ в обозримом будущем останется одним из важнейших видов уникального топлива и химического сырья для потребления и реализации не только внутри страны, но и за ее пределами.

Если дополнительно учесть значительно меньшую себестоимость добычи и транспорта газа по сравнению с недавно традиционными видами топливного сырья (уголь, нефть), отнесённую к единице получаемой энергии, а также неудобство его замещения другими видами топлива в целом ряде отраслей, то преимущества газа будут ещё более очевидны.

К настоящему времени Западная Европа более чем на 25% свои потребности в энергоресурсах покрывает за счёт российского газа, и свыше 50% территории России и государств бывшего СССР используют в качестве основного промышленного и бытового топлива природный газ, добываемый преимущественно в северных районах Тюменской области (СРТО), Ямало-Ненецком национальном округе, а также в Туркмении, Узбекистане, Казахстане. Для расширения возможностей экспорта природного газа из России в дополнение к существующим газовым коридорам в 2002 г. через Украину построена система газопроводов «Голубой поток» через Чёрное море в Турциюсооружён газопровод через территорию Беларуси и Польши в Германию. Протяжённость газопроводов Единой системы газоснабжения (ЕСГ), включающей кроме магистральных газопроводов России и стран СНГ сеть газопроводов стран Западной Европы, составляет в однониточном исполнении свыше 158 тыс. кмколичество установленных газоперекачивающих агрегатов (ГПА) всех типов — свыше 4 тыс.- суммарная установленная мощностьболее 44 млн. кВт.

Нельзя не отметить, что природный газ, добываемый в России, не только экспортируется, но и потребляется в значительной степени внутри страны. Самым крупным потребителем природного газа в Российской Федерации является современная электроэнергетика. Доля теплоэлектростанций (ТЭС) РФ в общем потреблении природного газа снизилась с 44% в 1990 г. до 38% в 2003 г. (2003 г./1990 г. -86%). Расход природного газа на ТЭС РФ в 19 902 003 гг. находился в интервале 132−179 млрд м3. С 1990 по 1998 г. расход природного газа на ТЭС уменьшился с 179 до 132 млрд м3 (1998 г./1990 г. -74%), а с 1998 по 2003 г. увеличился с 132 до 144 млрд м3 (2003 г./ 1990 г,-80%) [40].

В силу географической особенности российских газотранспортных систем (большая протяжённость газопроводов от мест добычи до регионов интенсивного газопотребления) транспорт газа по ним сопровождается большими затратами на так называемые «собственные нужды». Учитывая, что в отрасли добывается немногим более 540 млрд. м3 газа в год, а основные газовые месторождения уже в значительной степени выработаны (на большинстве месторождений — падающая добыча), освоение газовых месторождений на море требует огромных капиталовложений, проблема энергосбережения в отрасли приобретает особое значение [52].

В связи с появившейся проблемой был принят Закон РФ «Об энергосбережении» и вслед за ним ряд директивных документов федерального и отраслевого уровня, направленных на энергосбережение. На основе этих документов в ОАО «Газпром» была разработана «Программа энергосбережения ОАО «Газпром», которая сформировала основные задачи и направления энергосбережения в транспорте газа. Мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в транспорте газа реализуются на стадии проектирования, реконструкции и эксплуатации газопроводов.

На стадии проектирования и строительстве газопроводов можно обозначить четыре основных направления энергосбережения: повышение давления в газопроводе, применение высокоэкономичных ГПА, применение труб с внутренним гладкостным покрытием, а также совершенствование методов проектирования газопроводов.

В целом, повышение рабочего давления позитивно сказывается на экономических показателях работы газопровода: снижаются расход газа на собственные нужды, капитальные и эксплуатационные затраты, а также тариф на транспорт газа. С точки зрения энергосбережения наиболее выгодным вариантом при строительстве газопровода является рабочее давление 9,8 МПа, так как при этом происходит значительное снижение расхода газа на собственные технологические нужды и соответственно снижение эксплуатационных затрат. Сравнивая варианты строительства газопроводов с давлениями 11,8 МПа и 9,8 МПа годовые эксплуатационные затраты во втором случае ниже на 5% по отношению к первому варианту. Использование ГПА повышенной экономичности приводит к снижению удельного расхода топлива пропорционально увеличению КПД привода и соответственно к снижению эксплуатационных затрат.

На стадии эксплуатации газопроводов планируется применять следующие энергосберегающие мероприятия [52]:

— оптимизацию технологических режимов газопроводов с применением современных программно-вычислительных комплексов;

— мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту оборудования КС и газопроводов, включая очистку полости труб, замену запорной арматуры, использование передвижных компрессорных установок для перекачки газа из ремонтируемых участков в действующие и др.

Эффективность работы ГПА определяется их техническим состоянием, организацией системы компримирования на компрессорных станциях (КС) и режимами работы ГПА. Оптимизация работы линейных участков магистральных газопроводов (МГ) зависит и от оптимизации режимов работы КС в составе МГ, и от оптимизации режимов работы ГПА в составе компрессорных цехов. Причем оптимизация должна осуществляться не по паспортным (постоянным) характеристикам, а по индивидуальным характеристикам агрегатов, полученным по результатам диагностирования. Решение этой задачи невозможно без применения методов термогазодинамической диагностики для постоянного контроля технического состояния ГПА. Причем, именно оптимизация режимов работы ГПА с учетом их технического состояния и п ре-допределяет высокую экономическую эффективность работы компрессорных цехов (КЦ), КС и МГ.

К настоящему времени накоплен достаточно большой опыт разработки и внедрения различных методов технической диагностики, в т. ч. параметрического диагностирования, ГПА. В то же время комплексной работы по оценке принципов построения, погрешности расчета, требуемого объема и точности измеряемых параметров, целесообразной области применения методов определения технического состояния и технологических параметров ГПА не проводилось. Даже предварительное рассмотрение указанной проблемы свидетельствует о необходимости дальнейших исследований с целью разработки методик, отвечающих требованиям отраслевой системы диагностического обслуживания оборудования КС, позволяющим получить информацию о техническом состоянии основных узлов газотурбинных установок (компрессор, камера сгорания, регенератор, турбина высокого давления и др.) для эффективного планирования объёма и сроков предстоящего ремонта, а также более полного восстановления характеристик газотурбинной установки (ГТУ) в процессе самого ремонта.

Необходимость разработки таких методов именно для стационарных газотурбинных ГПА (ГГПА) обусловлена как тем, что в газотранспортной системе нашей страны используется около 80% газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом (из них порядка 25% стационарных агрегатов), так и тем, что восстановительный ремонт стационарных ГГПА (в отличие от авиационных и судовых агрегатов, ремонтируемых на заводах-изготовителях) производится непосредственно в условиях КС.

Все это свидетельствует об актуальности темы исследования как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Целью диссертационной работы является разработка методов поузлового диагностирования стационарных газотурбинных газоперекачивающих агрегатов, позволяющих снизить энергозатраты на транспорт газа и ремонтно-техническое обслуживание за счёт использования объективной информации о техническом состоянии узлов ГПА.

В данной работе для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: проанализировать методы оценки технического состояния и определения технико-экономических показателей работы ГГПАразработать математическую модель рабочих процессов ГТУ в линейном видеразработать методики оперативного определения выходных энергетических показателей газотурбинной установки в условиях эксплуатации КС с использованием линеаризованных зависимостейпроанализировать возможности и перспективы использования измерителя крутящего момента на КС МГразработать комплекс методик поузлового диагностирования стационарных ГГПАапробировать результаты работы на КС «Палласовка» ООО «Волгоградтрансгаз».

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что в ходе решения поставленных задач были получены следующие результаты: предложена классификация существующих методов параметрического диагностирования газотурбинных газоперекачивающих агрегатовразработан «косвенный» метод определения мощности и коэффициента технического состояния для любого типа газотурбинных установок, основанный на штатном объеме измеряемых параметровполучена формула расхода топливного газа в зависимости от уровня эффективной мощности, окружающих условий и коэффициента технического состояния газотурбинного газоперекачивающего агрегатаразработана методология использования поузлового параметрического диагностирования газотурбинных установокразработан комплекс методик поузлового диагностирования стационарных газоперекачивающих агрегатов.

Практическая ценность работы состоит в возможности получения наряду с оперативной информацией по текущему режиму работы ГПА и общему техническому состоянию проточной части также информации о техническом состоянии основных узлов ГТУ, которая может быть использована для принятия управленческих решений по режимам эксплуатации, планированию ремонтов эксплуатируемого оборудования, оперативному восстановлению его работоспособности.

Методики и разработанный на их основе программный комплекс апробирован на данных опытно — промышленных испытаний на КС «Палласовка» ООО «Волгоградтрансгаз» и рекомендован для использования в системе диагностического обслуживания газотурбинных ГПА.

8. Результаты работы использованы в комплексе методик по определению мощности и коэффициента технического состояния различных типов ГТУ.

9. Методика поузлового диагностирования ГПА типа ГТК-10 и разработанный на ее основе программный комплекс рекомендованы для использования в системе диагностического обслуживания КС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Прикладная газовая динамика.-М.: Наука, 1976.-888 с.
  2. O.K., Хворов Г. А. Оценка эффективности энергосбережения в транспорте газа. Газовая промышленность. — 2006. № 3, — С. 12−15.
  3. О.Р. Методы диагностики центробежных нагнетателей компрессорных станций по термодинамическим параметрам на основе нелинейных моделей: Автореф. дис.. канд. тех. наук. М., 1991. — 17с.
  4. Н.И. Метод технико-экономического сравнения энергоприводов на компрессорных станциях магистральных газопроводов. Тр. МИНХ, — М.: Недра. 1964. — Вып. 47. — С. 7−19.
  5. Н.И., Поршаков Б. П. Газотурбинные установки на компрессорных станциях магистральных газопроводов М.: Недра, 1969.-109 с.
  6. Р.Н. Разработка методики определения эксплуатационных показателей газотурбинных установок для привода центробежных нагнетателей газа. Труды МИНХ и ГП. Вып. 47, М.: Недра, 1964.-С. 161−171.
  7. Р.Н., Лопатин А. С. Термогазодинамические расчеты газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом при различных режимах. М.: Московский Институт нефти и газа им. И. М. Губкина. 1989. -68 с.
  8. А.Г. Разработка экспресс методов оценки эффективности работы и технического состояния авиаприводных газоперекачивающих агрегатов: Автореф. дис.. канд. тех. наук. — Москва, 2006. — 24 с.
  9. А.Г. Экспресс-метод оценки располагаемой мощности и коэффициента технического состояния ГТУ. Рыбинск: Газотурбинные технологии. № 3, 2005. — С. 30−32.
  10. А.Г. Экспресс-метод оценки загрузки и технического состояния ГТУ // В сб. «Совершенствование машин и агрегатов газовой промышленности». М.: ВНИИГАЗ, 1994. — С. 44−52.
  11. А.Г., Васильев Ю. Н. Повышение эффективности использования тепла уходящих газов газотурбинных установок компрессорных станций магистральных газопроводов // Обз. инф., сер. Транспорт и хранение газа. М.: ВНИИЭгазпром, 1980. — Вып.2. — 35 с.
  12. А.Г., Зарицкий С. П. Параметрическое диагностирование проточной части газотурбинных установок и центробежных нагнетателей // Обз. инф., сер. Транспорт и подземное хранение газа. М.: ВНИИЭгазпром, 1989. -Вып.4. — 45 с.
  13. А.Г. Метод оценки выходных показателей ГТУ в эксплуатационных условиях. Газовая промышленность. — 2001. № 3. — С. 31−33.
  14. М.М., Михеев А. Л., Конев К. А. Справочник работника газовой промышленности. -М.: Недра, 1989. 286 с.
  15. Вопросы реконструкции российской газотранспортной системы / Ефанов В. И., Леонтьев Е. В., Щуровский В. А., Стурейко О. П., Синицып Ю. Н. Газотурбинные технологии. — 2005. — № 8. — С. 2−5.
  16. Временная инструкция по определению эффективной мощности газотурбинных установок ГТ-700−5 (ГТК-5), ГТ-750−6 и ГТК-10 в эксплуатационных условиях на компрессорных станциях магистральных газопроводов. М.: Оргэнергогаз, 1975. — 23 с.
  17. Временная инструкция по определению мощности, технического состояния и загрузки агрегатов ГПА-Ц-6,3. М.: Мингазпром, 1988. — 20 с.
  18. Газотурбинная установка типа ГТК-10, методика определения эффективной мощности газотурбинной установки типа ГТК-10 в эксплуатационных условиях. М.: Невский завод, 2004. — 33 с.
  19. З.Т., Леонтьев Е. В. Определение эксплуатационных показателей газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях // Научн.-техн. обз. ВНИИЭгазпрома. Сер. Транспорт и хранение газа. 1977. -60 с.
  20. .П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. -М.: Наука, 1970. 664 с.
  21. В.А., Галиуллин З. Т., Подкопаев А. П. Расчёт коэффициентов сжимаемости углеводородных газов и их смесей. Справочное пособие. М.: Недра, 1984.- 118 с.
  22. Инструкция по тарировке входных устройств центробежных нагнетателей (компрессоров) на компрессорных станциях. М.: ВНИИГЛЗ, 1977.-16 с.
  23. Инструкция по определению мощности и технического состояния газотурбинных установок типа ГТН-10И.-М.: ВНИИГАЗ, 1981. -30 с.
  24. Инструкция по определению мощности и технического состояния газотурбинных установок агрегатов ГТН-25И. М.: Союзоргэнергогаз, 1982. -47 с.
  25. Инструкция по определению мощности и технического состояния газотурбинных агрегатов. М.: ВНИИГАЗ, 1981. — 24 с.
  26. Инструкция по определению показателей и обобщённых характеристик газотурбинных установок для привода нагнетателей М.: ВНИИГАЗ, 1982. -24 с.
  27. Инструкция по контролю и учёту технического состояния элементов газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. М.: ВНИИГАЗ, 1977. — 45 с.
  28. A.M. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов. М.: Нефть и газ, 1999. — 463 с.
  29. И.К., Лещенко И. Ч., Вертепов А. Г. Получение и учёт характеристик оборудования при расчётах режимов компрессорных станций магистральных газопроводов // Научный сборник «Проблемы общей энергетики». Киев, 1999. — № 1. — С. 40−47.
  30. А.С. Разработка методов термогазодинамической диагностики газотурбинных газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях магистральных газопроводов: Дис.. канд. техн. наук. М., 1984. -197 с.
  31. А.С. Термодинамическое обеспечение энерготехнологических задач трубопроводного транспорта природных газов. М.: Изд. «Нефтяник», 1996. — 82 с.
  32. А.П., Албул В. П., Винниченко Н. В. Оценка газосбережения в электроэнергетике. Газовая промышленность. — 2006. № 3, — С. 73−75.
  33. Методика определения мощности газотурбинных установок ГТ-700−5, ГТ-750−6 в эксплуатационных условиях на компрессорных станциях ТМ-3740−69. М.: НЗЛ, 1969. — 36 с.
  34. Методические материалы для теплотехнических испытаний газотурбинных ГПА. М.: ВНИИГАЗ, 1984, — 68 с.
  35. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчётов при испытаниях газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. М., 1999. — 51 с.
  36. Методика определения мощности и технического состояния агрегатов ГТ-750−6, ГТК-10, ГТК-ЮМ по измеренным параметрам перекачиваемого газа. М.: ВНИИГАЗ, 2004. — 38 с.
  37. Методика определения мощности, коэффициента технического состояния и параметров цикла газотурбинной установки типа ГТК-10−4. М.: Оргэнергогаз, 2005. — 23 с.
  38. Методика определения мощности, коэффициента технического состояния и параметров цикла газотурбинной установки тина ГТК-10−4М (с трубчатым регенератором). -М.: Оргэнергогаз, 2005.-23 с.
  39. Э.А. Обнаружение на ранней стадии дефектов в работе газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. М.: Нефтегазовые технологии.-№ 4, 1999.-С. 10−13.
  40. Научное обеспечение создания и внедрения на КС новых и модернизированных типов газотурбинных ГПА. М.: ВНИИГАЗ, 2000. — 30 с.
  41. Об эффективности использования стационарных систем диагностики ГПА/ Зарицкий С. П., Усошин В. А., Чарный Ю. С., Вертепов А.Г.- М.: ИРЦ Газпром. НТС «Диагностика оборудования и трубопроводов», № 3, 1997, с. 5−19.
  42. Г. Г. Энергетические газотурбинные установки. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 304 с.
  43. Основы энергосберегающих технологий трубопроводного транспорта природного газа. / Поршаков Б. П., Апостолов А. А, Калинин А. Ф., Купцов С. М, Лопатин А. С, Шотиди К. Х. М.: Нефть и газ, 2004. — 180 с.
  44. .П. Газотурбинные установки: Учебн. для вузов. М.: Недра. 1992.-216 с.
  45. Проблемы реконструкции газотранспортных систем / Поршаков Б. П, Лопатин А. С., Козаченко А. Н., Никишин В. И. Науч.-техн. сб. ИРЦ
  46. Газпром, сер. «Диагностика оборудования и трубопроводов». 1996. -№ 4−6. -С. 43−50.
  47. Регламент диагностического обслуживания газоперекачивающих агрегатов: Утв. Упртрансгаз ОАО «Газпром» 02.04.2001. М., 2001. — 87 с.
  48. Рекомендации по повышению эксплуатационной надёжности и эффективности основного и вспомогательного технологического оборудования компрессорных станций различного типа для магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа. -М.: ВНИИГАЗ, 1972.
  49. Рис В. Ф. Центробежные компрессорные машины. Л.: Машиностроение, 1981.-351 с.
  50. А.С. Параметрическая диагностика для оценки со-стояния газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом и определения расхода топливного газа на магистральных газопроводах: Дисс.. канд. техн. наук. -М.: МИНХ и ГП, 1984. 141 с.
  51. З.С. Эксплуатация газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом. М.: Недра. 1990. — 203 с.
  52. Ю.Н., Щуровский В. А. О расчётно-экспериментальной модели нагрузочных характеристик газотурбинных установок // В сб. «Повышение надёжности и эффективности газотранспортного оборудования». М.: ВНИИГАЗ, 1982. — С. 110−117.
  53. В.П. Практическая диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1985.-222с.
  54. Теплотехнические испытания 10 газотурбинных агрегатов типа ГТК-10−2 H3JT на компрессорных станциях магистральных газопроводов. JL: ЦКТИ им. И. И. Ползунова, 1974.
  55. Типовая методика оценочной проверки мощности газотурбинных агрегатов типов ГТ-700−5 и ГТ-750−6 НЗЛ с нагнетателями типов 280 и 370. -М.: ВНИИГАЗ, 1969.-36 с.
  56. Формирование единой отраслевой системы диагностического обслуживания (ОСДО) РАО «Газпром» / Ремизов В. В., Седых А. Д., Зарицкий С. П., Лопатин А. С., Броновец М. А. М.: ИРЦ Газпром, НТС «Диагностика оборудования и трубопроводов». — 1996. — № 4−6. — С. 7−22.
  57. К.В. Система диагностического обслуживания газоперекачивающих агрегатов на газопроводах: Автореф. дис.. канд. тех. наук. Москва, 2004. — 24 с.
  58. С.М. Разработка термогазодинамических методов контроля и диагностики оборудования системы газоснабжения: Автореф. дис. канд. тех. наук. Тюмень, 2001. — 22 с.
  59. А.Я. Инженерные расчёты газотурбинных двигателей методом малых отклонений. М.: Машиностроение, 1975. — 380 с.
  60. Я.И. Газовые турбины. М.: Машгиз, 1960. — 560 с.
  61. В.А. Определение характеристик ГТУ методом малых отклонений. Газовая промышленность. — 1969. № 11, — с. 20−24.
  62. В.А., Левыкин А. П. Загрязнение и очистка проточных частей осевых компрессоров газотурбинных установок //Научн. техн. обз. ВНИИЭгазпрома, сер. Транспорт и хранение газа. — М., 1986. — Вып. 11. -28 с.
  63. В.А. Исследование эксплуатационных характеристик газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом на компрессорных станциях магистральных газопроводов: Автореф. дис.. канд. тех. наук. М., 1972. — 20 с.
  64. Энергосбережение в трубопроводном транспорте газа / Апостолов А. А., Бикчентай Р. Н., Бойко A.M., Дашунин Н. В., Козаченко А. Н., Лопатин А. С., Никишин В. И., Поршаков Б. П. М.: Нефть и газ, 2000. — 175 с.
  65. Г. А. Диагностирование режимов работы газотурбинных установок КС. -М.: Газовая промышленность. -№ 11,2002. С. 61−62.
  66. ISO 5389−1992 (Е). Turbocompressors. Performance test code.
Заполнить форму текущей работой