Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и религиозные организации: закономерности и способы взаимодействия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти особенности общественного развития приводят к тому, что религиозный фактор все чаще играет важную роль как во внутренних, так и в международных конфликтах. Что лежит в основе таких явлений, как средневековые Крестовые походы или террористические акты современных исламских фундаменталистов? На первый взгляд, в основе этих агрессивных действий лежит религиозная вера. Значит ли это, что… Читать ещё >

Государство и религиозные организации: закономерности и способы взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Понятие государства и религиозных организаций

1.1 Типы религиозных организаций и их социальная основа взаимодействия с государством

1.2 Социальное партнерство как приоритетное направление взаимодействие государства и религиозных организаций Глава 2. Государство и религия: проблемы и перспективы взаимодействия

2.1 Проблемы взаимодействия государства и религиозных объединений

2.2 Перспективы взаимодействия государства и религиозных организаций Заключение Библиографический список Введение Сложное, трудное время, переживаемое нашей страной затрагивает все сферы жизни общества: экономику и политику, науку и культуру, идеологию и мораль. Серьезные изменения претерпевает сфера государственно-церковных отношений, в целом жизнь религиозных организаций и верующих людей. Долгие годы, находившиеся на периферии общественного признания, в полной мере испытавшие десятилетия репрессий и гонений за свои убеждения, перемежавшиеся годами либерального полупризнания, они, как и их «гонители», сегодня оказались в принципиально новой для себя ситуации, осмысление которой сопряжено с серьезными теоретическими изысканиями и практическими решениями.

Сейчас, когда наша страна вступила в период к рыночным отношениям в экономике, влекущего за собой коренное преобразование всей совокупности общественных отношений, религиозные организации объективно оказались втянутыми в эти новые процессы.

Исследование деятельности советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в прошлом, а также современной деятельности государства по совершенствованию государственно-церковных отношений в духе диалога и сотрудничества, делает и сегодня, и в ближайшем будущем тему настоящего исследования весьма актуальной.

Актуальность данной тематики выражена тем, что в современных условиях религиозные организации в государстве занимают далеко не последнее место и оказывают значительное влияние на общество. Государство вынуждено искать компромиссные пути взаимодействия с религиозными организациями, чтобы общество оставалось полноценным.

Степень разработанности данной темы на сегодняшний день достаточно велика, существует множество трудов исследователей и политиков по вопросу взаимодействия государства и религиозных организаций, однако, эта тема ввиду постоянных изменений, происходящих в обществе никогда не сможет быть полностью исчерпана.

Целью данной работы является рассмотрение процесса взаимодействия государства с различными религиозными организациями.

Объектами исследования в данной работе являются государство и религиозные организации.

Предметом исследования являются механизмы взаимодействия между организациями и религиозными организациями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

— дать понятие государства и религиозных организаций;

— рассмотреть механизмы взаимодействия государства и религиозных организаций;

— выявить основные проблемы данного взаимодействия;

— определить перспективы и механизмы дальнейшего развития взаимоотношений между государством и общественными организациями.

Информационной базой для данной работы выступают труды исследователей и политиков по вопросу взаимодействия между государством и религиозными организациями, периодические издания и статьи, учебно-методическая и справочная литература, а также интернет-ресурсы.

Глава 1. Понятие государства и религиозных организаций

1.1 Типы религиозных организаций и их социальная основа взаимодействия с государством Религиозная организация — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации — местные и централизованные.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные:

· местная религиозная организация — религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;

· централизованная религиозная организация — религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Лившиц Р. З. Теория права. // М., 2012 г., стр. 72

Религиозной организацией признается также учреждение или организация. Созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения (вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

В соответствии с действующим законодательством решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные релкто ж знал, религиозные организации на территории одного субъекта РФ (в г. Москва), принимается Управлением Федеральной Регистрационной Службы по Москве. А решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ принимается Федеральной Регистрационной Службой РФ.

Создание и деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иными нормативными актами. Комаров С. А. Общая теория государства и права. // М., СЛОВО, 2013 г., стр. 217

Изменение политической системы в Российской Федерации привело к надлому принципов жизнедеятельности, механизма функционирования, совершенствования государства и общества. Перемены коснулись ценностных ориентиров, норм поведения, общественного сознания, форм политического участия граждан. В то же время, утрата существовавших идеологических основ вызвала интерес к религии. Закрепление её позиций, возрастание социально-политического воздействия религиозных институтов, стало существенным фактором общественного развития. В религиозных принципах государственные органы власти и общество всё чаще стали видеть основу, на базе которой можно достигнуть политического, экономического, социального, нравственного согласия и успешности российского государства.

Значимым явлением в социально-политическом процессе стала Русская православная церковь как объединительный символ вызывающий интерес общества и политических институтов. В связи с этим вопрос взаимодействия государственных органов власти и религиозных организаций в пределах политической системы общества становится актуальным. Изучение социально-политических принципов такого взаимодействия, следует из контактов религии и политики.

В политологическом поле принято изучать связь религии и политики через призму предмета и метода осуществления власти. Которая представляет собой умение отдельных субъектов достигать поставленных целей с помощью таких средств как воля, авторитет, право, насилие, система государственных органов.

Политика это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, вопросы и события общественной, государственной жизни, определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономических, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и так далее.

Подобные направления деятельности реализуют и религиозные организации. На наш взгляд, значимыми являются совершенствование общественных связей, сближение людей верой, участие в политическом процессе, реализация социальных функций государства.

История и современность показывают, что источником союза религии и политики являются органы государственной власти. Практика демонстрирует, что происходящие политические процессы часто носят религиозный характер или проходят под влиянием религиозного фактора. Очевидно, что такое мягкое влияние оказывается с целью придания политическим событиям интереса и привлекательности со стороны общества. Религия в свою очередь так же оказывает воздействие на политику с объединительной целью, если дело касается политического союза государств, сообществ, групп, где интеграция происходит на религиозной основе. Нерсесянц В. С. Юриспруденция.

Введение

в курс общей теории права и государства. // М., ЛОГОС, 2012 г, стр. 322

Внутренняя и внешняя политика государства выстраивается с учётом и под воздействием религиозного фактора. Мировоззрение, нравственность, мораль, общественные устои оказывают как прямое, так и косвенное влияние на политику.

Схожесть религии и политики можно проследить через использование информационно — коммуникационных технологий. В интернете можно встретить официальные сайты религиозных организаций и государственных органов власти, анализируя которые можно найти схожесть информации: структура, новости, главное, нормативно-правовая база и т. д. Таким образом, средства массовой коммуникации являются общей прерогативой. Религиозные организации мощно двинулись на телевидение. Сегодня несколько телевизионных каналов транслируют религиозные передачи, периодические печатные издательства выпускают религиозную литературу, это приводит к информационному насилию со стороны религиозных организаций. С одной стороны это можно объяснить многочисленным притоком верующих, что маловероятно, с другой особой знаковой системой доступной для понимания большому кругу лиц. Политическая элита часто прибегает к трансформации политических установок с привлечением религиозных символов. Всё чаще религиозные организации выступают с предложениями по совершенствованию цензуры в средствах массовых информаций. Дело дошло до того, что государственные органы власти готовы наделить Русскую православную церковь, дополнительными функциями возлагая контроль над средствами массовых информаций. К чему это может привести в многоконфессиональном государстве остаётся дискуссионным вопросом. Если государственные органы власти примут решение о цензуре, то распишутся в своём бессилии, вызывая новую волну недовольств как со стороны медиа-сообщества, так и со стороны общества. В результате многие телевизионные каналы и передачи могут не пройти цензуру. Мы можем стать свидетелями того как религиозные организации превращаются в своеобразные органы власти контролирующие средства массовых информаций.

На наш взгляд, у государственных органов власти достаточно средств для реализации этой функции, через систему принятия законов которые получат общественное одобрение. Ведь единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является народ. Хотя государственные органы власти, реализуя свои функции, часто об этом забывают.

Существующие государственные органы власти всегда использовали в своих интересах религиозные организации. Одной из основных признаков государства является наличие аппарата управления и принуждения. Аппарат управления необходим для реализации основных функций государства, а аппарат принуждения создан для соблюдения законности и правопорядка в обществе. Органы принуждения обладают властными полномочиями, имеют право наказать нарушителя закона. Религиозная организация, в настоящее время, являясь социальным институтом, также имеет систему управления, но аппарата принуждения в церковной системе нет и быть не может. За религиозными организациями норма права не закрепляет полномочий, наказание нарушителей закона. Религиозная организация является духовным союзом, основанным на добровольном союзе. Именно поэтому нельзя государству перекладывать свои полномочия на религиозные институты власти. Религиозная организация может подчиняться государству в вопросах нравственного влияния на общество. Сайт религиозных организаций в РФ, источник: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm

Существует интересная точка зрения, что церковь одновременно являясь институтом гражданского общества и политики, таким образом, церковь заложник существующих противоречий, отделена от государства с одной стороны, а с другой является формой политической системы общества. Именно поэтому функции религиозной организации и государства совпадают. В качестве примера приводим следующие функции: охранительная, духовная, культурная, социальная, внешнеполитическая.

Основной целью и задачей религиозной организации является осуществление духовной власти, для определенной группы лиц, а государство является политической организацией власти в обществе, основываясь на мнение большинства направленно на установление, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. К их числу можно отнести право на свободу вероисповедания, на религиозную принадлежность. Именно в этом аспекте мы можем видеть общность интересов религии и государства.

При изучении вопроса взаимодействия религии и политики в контексте социально-политической основы существуют проблемы. Первая проблема выражается в несовершенстве нормативно-правовой базы сотрудничества. Другая проблема заключается в политико-правовом статусе религиозных организаций.

В настоящее время вопросы регулирования политико-правового статуса религиозных объединений трактуются в юридической науке неполно в рамках анализа светского характера государственно-церковных взаимоотношений или дополнительно — при колляции некоммерческих организаций.

Таким образом, под политико-правовым статусом религиозного объединения понимают, установленное нормами права положение религиозных объединений, совокупность их прав, обязанностей, гарантий и ответственности.

Гарантии религиозных организаций закреплены в различных источниках права, так например: трудовые правоотношения гарантируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации; способность осуществлять предпринимательскую деятельность — Гражданским кодексом Российской Федерации; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания в Конституции Российской Федерации.

Юридическая ответственность религиозных объединений, исходя из правового статуса, отображается в нормах отраслевого законодательства, правовых актах, регулирующих государственный контроль и надзор за исполнением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. В систему контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности религиозных организаций входят различные органы государственной власти и подведомственные подразделения различных уровней власти. К их числу можно отнести министерства, комиссии, комитеты, прокуратуру, суды.

В то же время государственно-конфессиональные отношения регламентируются нормативно-правовыми актами государства. Политико-правовой статус различных религиозных объединений в государстве основывается на содержании и внутреннем устройстве права. Учитывая принцип светскости, закреплённый в Конституции Российской Федерации, государство должно быть равно удалено от религиозных объединений. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле признаётся особая роль православия в «истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», декларируется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Поэтому, все религиозные объединения обладают равным политико-правовым статусом, который закреплён в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Политико-правовое положение религиозных объединений неодинаково, поскольку осуществление прав и исполнение обязанностей, предоставленных религиозным объединениям, зависит от конкретной социально-политической ситуации, а также общественной значимости и влияния религиозного объединения. В этом отношении Русская православная церковь занимает лидирующую позицию как крупнейшее религиозное объединение России, пытающееся играть роль идеологического стержня российской государственности. Отдельные религиозные организации, такие как Русская православная церковь, приобрела особый статус в многоконфессиональном российском государстве. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. // М., СЛОВО, 2012 г. стр. 208

Для Российского государства характерно разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, а также происходит деление на уровни власти: федеральный, региональный и местный, что определяет различные виды взаимодействий религиозных организаций с институтами власти.

На современном этапе определились приоритетные взаимоотношения органов государственной власти с религиозными организациями в таких областях как наука, культура, здравоохранение, образование, средства массовой информации, защита окружающей среды.

Не всегда взаимодействие Русской православной церкви и органов государственной власти может быть плодотворно. В таких вопросах, как выборы, компании в поддержку кандидатов от различных партий, ведение внешней и внутренней политики в области обороноспособности России, религия бессильна и сотрудничества по этим вопросам быть не может.

Если представить, что государственно-конфессиональные отношения равноправные, то следует что российское государство светское. Русская православная церковь придерживается православной этики и вследствие этого взаимоотношения должны быть на принципах нейтралитета.

Религиозные организации очень ответственно подходят к вопросам государственно-конфессиональных отношений. Действующая нормативно-правовая база несовершенна. Государство возлагает на себя контроль над религиозными организациями и исполнение законов предусматривающих предотвращение противоправных действий со стороны религиозных организаций. Существующие акты, которые определяют взаимодействие религиозных организаций с органами власти, регулируют вопросы, связанные с государственной регистрацией, помощью, совместными мероприятиями.

Проанализировав взаимодействие религиозных организаций и органов власти, мы пришли к выводу, о необходимости согласованных действий в социально-политических вопросах.

С нашей точки зрения определяющей детерминантой социально-политических основ взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций является модель государственно-конфессиональных отношений, представляющая собой систему выстраивания и реализации взаимных интересов государства и религиозных организаций в определённом историко-культурном временном отрезке; предопределяющая объём гражданской правоспособности религиозных объединений, наличие или отсутствие имущественных или неимущественных прав, налогообложение их деятельности, предоставление им льгот и государственных субсидий, возможность участия в тех или иных отношениях. Полунина Г. В. Политология. // М.: Акалис, 2011 г., стр. 74

Следует заметить, что в науке используются различные критерии классификации государственно-конфессиональных отношений. В церковноисторической науке главным критерием классификации указанных отношений является тип соотношения двух властей — светской и церковной; в политической или юридической науках — правовой статус церкви.

Таким образом, блок «религиозного законодательства» отражает не столько абстрагированное видение государством положения религиозных организаций в политической системе, а видение, сформированное под воздействием этих организаций, отражающее частично и их собственную самоидентификацию.

1.2 Социальное партнерство как приоритетное направление взаимодействие государства и религиозных организаций религиозный взаимодействие государство партнерство В российской науке интерес к выявлению сущностных характеристик взаимоотношений государства и религиозных объединений и предлагаемых на этой основе возможных моделей взаимодействия обусловлен некоторым отстранением государства от диалога с религиозными объединениями, при том, что Православная церковь (как и другие конфессии) уже представила в своей социальной доктрине богословское видение государственно-конфессиональных отношений.

Учитывая возможные формы взаимодействия государства и Русской православной церкви, мы выделяем индифферентную модель государственно-конфессиональных отношений, в рамках которой сферы сотрудничества государства и религиозных объединений ограничиваются, устанавливаются достаточно жесткие пределы их взаимодействия, цели и задачи реализуются независимо друг от друга. Для данной модели характерны нейтральные формальные отношения. Модель сотрудничества (партнёрства) выделяется тогда, когда государство и религиозная организация получают взаимные преимущества при взаимодействии. Формально может сохраняться равенство между государством и всеми существующими конфессиями, но фактически государство в своих практических отношениях с какой-либо конфессией оказывает поддержку последней. Однако, при «бюрократической деформации» взаимодействие может привести к фактическому слиянию этих институтов. Модель господства-подчинения характеризуется подавлением (подчинением) интересов одного института другим. В рамках данной модели отношения государства и религиозных организаций могут перерасти в открытый конфликт.

Следует заметить, что теоретические модели государственно-церковных отношений находят своё практическое применение в контексте отдельно взятой политической характеристики государства — политического режима, представляющего собой совокупность методов, средств и способов осуществления государственной власти. Так как политический режим напрямую влияет на статус религиозной организации в государстве, то он будет влиять на отношения, возникающие в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни между государством и конфессией, то есть на государственно-конфессиональные отношения.

Таким образом, политическое «пропитывает» сферу социального, регулируя, воспроизводя требуемые политике отношения через право, мораль, традиции, культуру, религию. Социально-политические основы взаимодействия органов государственной власти и Русской православной церкви детерминированы не только взаимосвязью религии и политики, но и различием природы государства и религии, их функциональную нагрузку, систему государственно-конфессиональных отношений. Приоритетными направлениями взаимодействия органов государственной власти и Православной церкви в современный период являются: социально-культурное, социально-нравственное, социально-экономическое социальнополитическое, направления. Общая теория права. Под ред. А. С. Пиголкина // М., СЛОВО, 2012 г., стр. 201−202

Взаимоотношение религиозных организаций и государственных институтов власти носит многогранный характер. Эти взаимоотношения могут носить созидательный характер, а также разрушительный. Трудно переоценить вклад Русской православной церкви в происходящие социально-политические процессы. Русская православная церковь, проникая во властные структуры, становится политической элитой. Поддерживая курс политики государства, она получает существенные льготы.

Проанализировав социально-политические взаимодействия Русской православной церкви и органов государственной власти, приходим к выводу, как бы религия не была отделена от власти, она всегда зависима от политических взглядов существующего режима на различных этапах становления. Во взаимоотношениях с государством Русская православная церковь всегда имела свою точку зрения на происходящие события. Учитывала во взаимодействии свои личные интересы, а если они не совпадали, то могла вступить на путь конфронтации вместо сотрудничества.

Партнёрство государства и церкви предмет государственно-конфессиональных отношений обусловлен как потребностью общества, так и потребностью государства. Выражающийся в сохранении единства государства его консервативностью и разработкой механизмов регулирования взаимоотношений между социальными группами и политическими институтами. Учитывая социально-политические процессы, происходящие в России, необходимо менять формы и методы взаимодействия с религиозными организациями. На наш взгляд необходима новая модель не государственно-конфессиональных отношений, а модель «новой миссии», которая будет объединять общество — государство — религии. Новая, прогрессивная модель позволит выстраивать новые отношения между государством и обществом, а также приведёт к сближению, объединит религиозные организации с целью решения существующих социально-политических проблем.

В России в настоящее время достаточно активно распространена практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако в законодательстве Российской Федерации этот вопрос остается неурегулированным. С целью ликвидации очевидного пробела в правовом регулировании и предлагается обсуждаемый законопроект.

В законопроекте устанавливается специальный правовой механизм взаимодействия — социальное партнерство, который уже получил закрепление в других отраслях права.

Под социальным партнерством в контексте предлагаемого законопроекта понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.

Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.

Законодательное выделение статуса религиозных организаций — социальных партнеров для целей сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом (часть 2 статьи 14). Сайт центра научной политической мысли и идеологии, источник: http://rusrand.ru/analytics/religioznye-organizatsii-v-rossii

Этот принцип закрепляет исключительно формальное (юридическое), но не фактическое равенство. Приведенная правовая норма не предполагает построения отношений государства со всеми религиозными объединениями, как с равнозначимыми.

В этом смысле следует различать такие понятия, как «равноправие» и «равенство». В конституционной норме, декларирующей упомянутый принцип, речь идет именно о равноправии, которое означает предоставление религиозным объединениям равного объема прав (т. е. равных юридических возможностей пользования ими) и равного объема обязанностей. Поэтому, по аналогии с конституционным принципом равенства граждан перед законом, который не исключает предоставления определенным категориям населения различных льгот, равенство религии перед законом не исключает законодательного закрепления дифференцированного подхода к религиозным объединениям и предоставления преимуществ некоторым религиозным организациям, исходя из их исторической значимости, особой социальной роли, вклада в культурную жизнь России.

Такой подход, полностью отражает мировой опыт взаимодействия государства и религиозных организаций.

Сотрудничество государства с религиозными организациями, внесшими существенный вклад в культурно-историческое развитие страны, ни в коей мере не может рассматриваться как ущемление или умаление прав и законных интересов других религиозных организаций или объединений. Более того, учитывая национальные традиции и социальную активность иных религиозных организаций, государство обязано поддерживать и их, способствовать их социально полезной деятельности и регулировать ее с тем, чтобы не нанести ущерб той части населения России, которой ближе иные законно существующие религиозные организации.

Для достижения этих целей необходимо четкое законодательное регулирование всех аспектов взаимодействия религиозных организаций — социальных партнеров с органами государственной власти и местного самоуправления в сферах образования, социальной поддержки населения, благотворительной деятельности и др.

Приведем предлагаемые нормативные правовые решения идентифицированных проблем, структурируя их по субъектам отношений и интересам, как это было сделано в гл. 3. На основании предложенных решений сформирован текст соответствующих положений законопроекта. Определенные повторы, имеющие место в дальнейшем тексте (кажущиеся «одинаковыми» решения разных проблем), являются следствием технологии построения закона. Часть решений пакетируется для ответов на различные проблемы. При этом на данном этапе решение — это пока только номинация нормативного правового акта или организационно-управленческого решения .Само их содержание будет существенно более разнообразным при формулировании конкретных правовых ответов на вызовы различных проблем.

Глава 2. Государство и религия: проблемы и перспективы взаимодействия

2.1 Проблемы взаимодействия государства и религиозных объединений

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях — структурном и функциональном.

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. Возраст таких мировых религий, как буддизм и христианство, исчисляется несколькими тысячелетиями. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия — важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество определений понятия «религия». В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа.

Религия — это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия — это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, источник: http://www.jurnal.org/articles/2013/polit1.html

Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой — культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе — Коран. В центре религиозной структуры находится культ — система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. К таким ритуалам относятся храмовые службы, молитвы, шествия, религиозные проповеди. Важное место в структуре религии занимает церковь — религиозная организация, объединяющая верующих. На разных этапах развития человеческого общества церковь выполняла различные функции, однако роль ее всегда была очень высока.

Религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии:

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры — письменности, книгопечатания, искусства, — но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. // М., ЮНИ, 2011 г., стр. 165

Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacerсвященное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.

Вопрос о соотношении религии и политики в обществе — не простой. Что есть политика? Единого определения этого понятия не существует. Древнегреческий философ Платон считал, что политика — это искусство жить вместе; социолог М. Вебер определял политику как стремление к участию во власти; известный немецкий государственный деятель и дипломат Бисмарк — как искусство возможного.

С одной стороны, политика упорядочивает общественную жизнь, регулирует отношения в социально дифференцированном обществе. С другой стороны, стержень политики составляет власть, а стремление различных социальных групп и отдельных индивидов к участию в осуществлении власти приводит к тому, что сфера политики — это сфера политической борьбы, конфликтов и конкуренции.

Религия также играет регулятивную функцию в обществе, стремясь обеспечить равноправное и мирное сосуществование людей, различающихся по социально-статусным и имущественным позициям. Первобытные люди, исповедовавшие культ неба и земли, поклонявшиеся тотемам прародителей рода, признавали власть сверхъестественных сил. Во многих религиях, например в христианстве, можно проследить связь идеи политической власти с властью церковной, она воплощается в идее божественного направления дел человеческих. На протяжении веков для традиционных мусульманских государств было характерно полное сращивание государственной и церковной власти. Глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка Мухаммеда, высшее духовенство играло роль политических советников, а уголовное и гражданское право было основано на религиозных законах — шариате. Таким образом, все сферы жизни общества — семья, культура, правовые отношения, политика — подвергались вмешательству со стороны ислама. Чем более значительную роль играл в жизни страны религиозный фактор, тем более сильное влияние он оказывал и на отношения государства и церкви.

Можно выделить три основных исторических типа отношений церкви и государства:

1. Верховенство государственной власти над церковной. Так, например, в XIV в. по приказу французского короля Филиппа IV резиденция римских пап была перенесена в город Авиньон, располагавшийся на территории Франции, папство использовалось французскими монархами в политических целях. Этот период, длившийся с 1309 по 1377 г., носит название «Авиньонское пленение».

2. Подчинение государства церковным учреждениям. В традиционных исламских государствах мусульманское духовенство выполняло светские функции, полностью контролируя политическую сферу.

3. Взаимное невмешательство государства и церкви. Такая ситуация характерна для большинства стран современной Западной Европы. Тавадов Г. Т. Политология. // М.: Омега-Л, 2012 г., стр. 200

В современном западном обществе государство и церковь сосуществуют параллельно друг другу. Религия способствует обоснованию и поддержанию общественных ценностей, в том числе и политических, что влияет на отношение общества к закону и власти. Церковные институты могут представлять интересы отдельных социальных групп, способствовать усилению их влияния. Религиозные организации принимают участие в политическом процессе через активную идеологическую деятельность. Такая взаимосвязь религии и политики обусловлена тем, что для большинства людей религиозная вера является частью национальной культуры и неотделима от образа жизни и основ социально-политического устройства общества.

В современном мире речь может идти о трех основных формах взаимодействия религии и политики.

Во-первых, об использовании религии в политических целях. Например, в 1991 г. иракский лидер Саддам Хусейн мотивировал нападение на Кувейт тем, что королевская семья Кувейта ведет себя не в соответствии с нормами ислама.

Во-вторых, о влиянии религии на политику в рамках установленных законом или общепринятых процедур. В Западной Европе церковь стремится влиять на законодательство через общепринятые демократические каналы. В таких государствах, как Испания, Португалия, Италия церковь полемизирует с государством по вопросам семьи и образования.

В-третьих, о сакрализации политических институтов. В качестве примера можно привести Японию, где национальная религия — синтоизм — является духовной основой японских политических институтов.

В современном мире религия все еще продолжает выполнять функции, сходные с функциями идеологии, что приводит к ее политизации. Однако это не всегда означает, что общество становится более религиозным. Очень часто, особенно в странах третьего мира, недовольство социально-экономическими или политическими реалиями выражается в форме религиозных волнений, направленных на достижение некоей высшей справедливости. В этих случаях религия может выступать альтернативой таким идеологиям современности, как консерватизм, либерализм или социализм. Как уже было сказано выше, религиозная вера представляет собой органичную часть национальной культуры. Процессы глобализации, которые зачастую способствуют вестернизации традиционных обществ, могут приводить к усилению тенденций национализма, способствующих сохранению самобытной культуры; религия в таких случаях становится важной частью националистических программ.

Эти особенности общественного развития приводят к тому, что религиозный фактор все чаще играет важную роль как во внутренних, так и в международных конфликтах. Что лежит в основе таких явлений, как средневековые Крестовые походы или террористические акты современных исламских фундаменталистов? На первый взгляд, в основе этих агрессивных действий лежит религиозная вера. Значит ли это, что в религии изначально содержатся нормы и предписания, призывающие к насилию и экспансии? Мировые религии, т. е. буддизм, христианство и ислам в их классическом варианте, основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с инакомыслящими. Однако религия и церковь обладают особыми возможностями воздействия на мировоззрение и поведение верующих. Истолкование божественных заветов — монополия священнослужителей, и такая монополия часто приводит к тому, что наибольшее внимание уделяется одним догматам в ущерб другим. Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Таким образом, джихад можно истолковать и как обоснование приложения максимальных усилий для процветания государства, и как оправдание для терактов — все зависит от политических задач того или иного лидера.

Выделяют три типа отношений государства к религии:

· превращение государственной власти в центр религии (цезаропапизм);

· подчинение государства церковным учреждениям (папоцезаризм);

· союз государства с церковью. Мухаев Р. Т. Политология. // М.: Дрофа, 2012 г., стр. 282

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства. В наиболее ярком виде папоцезаризм был характерен для средневековой Западной Европы, где католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в ней, хотя и далеко не всегда, о чём свидетельствует, например, авиньонское пленение пап.

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение. Термин часто ассоциируется с Византией и послепетровской Россией. При этом сама православная церковь рассматривает в качестве идеальных отношений с властью в стране, где православная религия является государственной, симфонию — обоюдное сотрудничество, поддержка и ответственность, подчеркивая, что попытки отдельных представителей светских властей взять на себя, кроме вполне законных полномочий, еще и власть в сфере вероучительной, были явлениями эпизодическими и нехарактерными.

Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

1) Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

2) Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела, однако определённую политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.

3) Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.

4) Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах. Статья «взаимодействие государства и религии», источник: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnoshenie-gosudarstva-i-religii-ref139772.html

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие государства и религиозных объединений сопряжено с рядом трудностей практически из всех сфер общественной жизни, и только грамотные совместные механизмы координации и взаимодействия государства и религии могут стать путем выхода из сложившейся на сегодняшний день ситуации в стране.

2.2 Перспективы взаимодействия государства и религиозных организаций С целью выработки наиболее правильной формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями была исследована российская практика подобного сотрудничества, которая до сих пор не получила должного закрепления в законодательстве Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации, как правило, имеется несколько видов религиозных объединений, которые выполняют множество разнообразных видов социально значимой деятельности. В целом картина выглядит очень внушительно, но требует осмысления. Опыт практически всех стран мира показывает, что систему идейно-духовных ориентиров в долговременной перспективе развития страны возможно построить только с участием социально значимых религий. Как подтверждение этого факта могут рассматриваться слова Президента Российской Федерации В. Путина, произнесенные им на пресс-конференции перед представителями ведущих СМИ страны 1 февраля 2014 г.: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому».

На сегодня в РФ:

· православных — 75−85 млн;

· католиков — до 1 млн;

· протестантов всех деноминаций — 1,5−1,8 млн;

· старообрядцев всех толков — менее 1,5 млн;

· мусульман — 6−9 млн;

· иудаистов — до 50 тыс.;

· буддистов — около 550 тыс.;

· жестко организованных новых религиозных движений — не более 300 тыс. Сайт религиозных организаций в РФ, источник: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm

Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Наряду с государственным образованием, в которое «внедряется» религиозное обучение, в государствах мира развиты институты непосредственно духовного религиозного образования.

Религиозные организации, осуществляя разностороннюю социальную деятельность, неизбежно оказываются в поле общественной, политической и государственной активности.

В России в настоящее время достаточно активно распространена практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако в законодательстве Российской Федерации этот вопрос остается неурегулированным. Мы предлагаем установить специальный правовой механизм взаимодействия — социальное партнерство, который уже получил закрепление в других отраслях права.

Решение проблем свободы духовной самореализации:

а) просвещение в религиозной сфере для реализации осознанного и свободного духовного самоопределения;

б) проведение активной государственной политики противодействия демографическим угрозам и разрушению традиционных основ семьи;

в) обеспечение условий для широкого распространения просветительских программ религиозных объединений, которые направлены на охрану права на жизнь посредством укрепления семьи, противодействия практике абортов и так называемому «планированию семьи»;

г) создание механизмов действенной защиты от нарушающей конституционный принцип свободы совести, оскорбительной антирелигиозной пропаганды;

д) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся на военной службе;

е) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся в местах лишения свободы;

ж) предоставление централизованным религиозным организациям — социальным партнерам права создавать в соответствии со своими внутренними установлениями структурные подразделения по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами и обеспечение органами государственной власти их присутствия и деятельности в Вооруженных Силах РФ по желанию военнослужащих;

з) предоставление структурным подразделениям по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками религиозных организаций — социальных партнеров, воинскими формированиями и органами по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству права проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;

и) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров в сфере укрепления семьи. Раянов Ф. М.

Введение

в правовое государство. // Уфа, 2014 г., стр. 131−132

Решение проблем, связанных с защитой от внешнего деструктивного воздействия:

а) привлечение религиозных организаций — социальных партнеров к участию в разработке правовых и административных мер по недопущению целенаправленного негативного психологического воздействия на людей;

б) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере образования;

в) участие религиозных организаций — социальных партнеров в решении вопросов примирения религиозных, этнических и иных социальных конфликтов;

г) участие религиозных организаций — социальных партнеров в разработке проектов законодательных актов и программ по развитию гражданского добрососедства, религиозной социальной и бытовой терпимости, по укреплению нравственного здоровья.

Решение проблем связанных с возможностью наследования духовных ценностей:

а) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере защиты и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, культурного достояния всех народов России;

б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере непосредственного формирования у граждан моральных и нравственных, семейных и общественных, гражданских и патриотических ценностей;

г) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере обеспечения национальной безопасности. Статья «взаимодействие государства и религии», источник: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnoshenie-gosudarstva-i-religii-ref139772.html

Решение проблемы доступа к информации и образованию:

а) привлечение органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально значимых проблем общества и государства образовательных учреждений следующих типов: учреждений профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей; негосударственных общеобразовательных учреждений с преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров; государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с факультативным светским преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров;

б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере укрепления семьи;

Решение проблем формирования в России правовой базы для обоснованной поэтапной компенсации материального ущерба религиозным организациям — социальным партнерам, нанесенного им в период воинствующего атеизма:

а) определение порядка безвозмездной передачи в собственность централизованным религиозным организациям — социальным партнерам имущества религиозного назначения, относящегося к государственной или муниципальной собственности и находившегося до национализации его государством в собственности религиозных организаций, правопреемниками которых являются централизованные религиозные организации — социальные партнеры, за исключением имущества религиозного назначения, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, следующими государственными органами: в отношении федерального имущества Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству; в отношении имущества субъекта Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации; в отношении муниципального имущества органом местного самоуправления по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации;

б) поддержка органами государственной власти или органами местного самоуправления религиозных организаций — социальных партнеров в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, а также в иных формах, реконструкции и ремонта имущества религиозного назначения, в случае если его ненадлежащее использование вплоть до момента безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций — социальных партнеров, привело к невозможности использования для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Сайт религиозных организаций в РФ, источник: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm

Решение проблем совершенствования отношений государства и местных органов власти с отдельными верующими и религиозными объединениями в России:

а) возможность заключения договора между государством и религиозными организациями о разграничении полномочий и принципах сотрудничества в различных сферах;

б) осуществление поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций — социальных партнеров путем: предоставления целевых грантов в соответствии с положением о грантах, утверждаемом Правительством Российской Федерации; предоставления льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов, платежей и иных льгот; материально-технического обеспечения и представления из бюджетных средств Российской Федерации субсидий (включая полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом), государственных или муниципальных гарантий по решению уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления; содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских и образовательных мероприятий;

в) признание имущества религиозного назначения, находящегося в собственности религиозных организаций — социальных партнеров, неотчуждаемым и ограниченным в обороте (особенности использования данного имущества религиозными организациями — социальными партнерами регулируются их внутренними установлениями);

г) установление для религиозных организаций — социальных партнеров обязательной статистической отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, предоставление религиозными организациями — социальными партнерами данной отчетности субъектам официального статистического учета по формам федерального статистического наблюдения;

д) установление порядка раздельного ведения бухгалтерского учета и отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, религиозным организациям — социальным партнерам и их структурным подразделениям возможно предоставление права применения упрощенной системы налогообложения с момента государственной аккредитации;

е) регулирование Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией по социальному партнерству с религиозными организациями — социальными партнерами вопросов совместного использования в культурно-просветительских и образовательных целях государственными и муниципальными учреждениями культуры и образования и религиозными организациями — социальными партнерами зданий и сооружений культового назначения, являющихся памятниками истории и культуры народов России, включенных в соответствующий государственный реестр и находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров. Сайт религиозных организаций в РФ, источник: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку религиозным организациям — социальным партнерам в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств для обеспечения сохранности зданий и сооружений религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров и являющихся памятниками истории и культуры народов России, соразмерную их доле участия в безвозмездном совместном использовании с религиозными организациями — социальными партнерами. Религиозные организации — социальные партнеры несут ответственность за сохранность данных зданий и сооружений в части, в которой ими осуществляется их совместная эксплуатация.

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов. Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства. Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. Изд. Юрист. М., 2014 г., 629 с.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // источник: правовая система «ГАРАНТ»

3. Бобылев А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // М. Государство и право, № 2, 119 с.

4. Комаров С. А. Общая теория государства и права. // М., СЛОВО, 2013 г., 500 с.

5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. // М.: Юристъ, 2013 г. 512 с.

6. Лившиц Р. З. Теория права. // М., 2012 г., 412 с.

7. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. // М., СЛОВО, 2012 г. 316 с.

8. Мухаев Р. Т. Политология. // М.: Дрофа, 2012 г., 384 с.

9. Нерсесянц В. С. Юриспруденция.

Введение

в курс общей теории права и государства. // М., ЛОГОС, 2012 г, 647 с.

10. Общая и прикладная политология: Учебное пособие Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. // М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 2013 г. 992 с.

11. Общая теория государства и права: Академический курс. / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 1.// М., ЛОГОС переизд 2013 г. 427 с.

12. Общая теория права. Под ред. А. С. Пиголкина // М., СЛОВО, 2012 г., 390 с.

13. Полунина Г. В. Политология. // М.: Акалис, 2011 г., 130 с.

14. Раянов Ф. М.

Введение

в правовое государство. // Уфа, 2014 г., 270 с.

15. Тавадов Г. Т. Политология. // М.: Омега-Л, 2012 г., 372 с.

16. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. // М., ЮНИ, 2010 г., 400 с.

17. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. // М., 2012 г., 310 с.

18. Теория государства и права. Учебник / Под. ред. М. Н. Марченко 3-е изд. Расширенное и дополненное. // М. 2011 г., 328 с.

19. Теория государства и права. Учебник под ред. С. С. Алексеева. // М. ЮристЪ, 2012 г., 450 с.

20. Тихомиров Ю. А. Публичное право. // М., ИСТРА, переизд. 2012 г. 518 с.

21. Фесенко В. Ю., Погорелый Д. Е., Филиппов К. В. Политология. // М.: Эксмо, 2012 г. 320 с.

22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. // М. ИСТРА, переизд. 2012 г. 471 с.

23. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. // М., ЮНИ, 2011 г., 369 с.

24. Правовой портал по вопросам религии в России, источник: http://www.adhdportal.com/book_3505_chapter43_5._Gosudarstvo_i_religija.html

25. Сайт международного обменного информационного фонда, источник: http://articlekz.com/article/8233

26. Статья «взаимодействие государства и религии», источник: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnoshenie-gosudarstva-i-religii-ref139772.html

27. Сайт религиозных организаций в РФ, источник: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm

28. Сайт центра научной политической мысли и идеологии, источник: http://rusrand.ru/analytics/religioznye-organizatsii-v-rossii

29. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, источник: http://www.jurnal.org/articles/2013/polit1.html

30. Информативный сайт, статья «Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций», источник: http://www.kazedu.kz/144 772

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой