Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные трансформационные процессы Южного федерального округа и Краснодарского края, как экономического мезорайона в его составе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В регионе развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, располагающий уникальной бальнеологической базой, а также сетью разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, емкость которых составляет 25 млн. человек в год. Развитие рекреационного комплекса является одним из приоритетных направлений развития ЮФО и Краснодарского края. На данный момент ограничивающими… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКРОРЕГИОНА (ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА (КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) И ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ И РАЙОНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
  • 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА
    • 2. 1. Природно-ресурсный потенциал региона
    • 2. 2. Экономический потенциал региона
    • 2. 3. Научный потенциал региона
    • 2. 4. Население и рынок труда
  • 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА И МЕЗОРАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
    • 3. 1. Промышленность
    • 3. 2. Агропромышленный комплекс
    • 3. 3. Туристско-рекреационный комплекс
    • 3. 4. Транспорт
    • 3. 5. Социальная сфера.127'
  • 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МАКРОРЕГИОНА И МЕЗОРАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
  • 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
  • 6. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Современные трансформационные процессы Южного федерального округа и Краснодарского края, как экономического мезорайона в его составе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап функционирования российской экономики характеризуется стабилизацией основных макроэкономических показателей и требует разработки основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Научные представления о целях развития, возможностях выбора путей их достижения, механизмах реализации принимаемых решений находят воплощение в стратегии развития хозяйствующих субъектов разных уровней организации и управления.

Необходимость системного подхода к формированию и реализации стратегии развития предполагает ее разработку по различным направлениям экономической деятельности, в том числе инновационную, инвестиционную, финансовую, промышленную, а также применительно ко всем уровням экономической системы. В соответствии с задачами, стоящими перед российской экономикой по продолжению экономического роста на новой качественной основе, проведению структурной перестройки, усилению инфраструктуры, решению жилищной проблемы, актуальность приобретает создание многоуровневой социально-экономической стратегии, в которой особое место занимает макрорегион (федеральный округ).

Современная стратегия регионального развития государства неоднородна, по отношению к регионам, его формирующим.

Это обусловлено существенными различиями в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т. д. Поэтому при разработке и реализации макрорегиональной социально-экономической стратегии развития следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого макрорегиона.

Особое значение социально-экономическая стратегия имеет для Южного макрорегиона России, характеризующегося выгодным географическим положением, благоприятными почвенно-климатическими условиями, богатейшими минеральными и рекреационными ресурсами, развитым промышленно-транспортным и сельскохозяйственным потенциалом, высокопрофессиональными кадрами, многонациональностью. Кроме того, для округа характерна ярко выраженная асимметрия экономического потенциала регионов и высокий уровень социально-экономической дифференциации их населения, расширение ареалов бедности и депрессивности, обострение хронических и новых межрегиональных противоречий. Первоочередными задачами социально-экономической стратегии Южного федерального округа (ЮФО) являются: создание благоприятных условий для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций, совершенствование нормативно-правовой базы, повышение конкурентоспособности продукции, развитие малого предпринимательства, развитие АПК и перерабатывающей промышленности, комплексное развитие транспортной инфраструктуры, устойчивое развитие социальной сферы.

Таким образом, необходимы теоретические разработки и практическое внедрение стратегии экономического развития макрорегиона с учетом рыночных интересов государства, инвесторов и субъектов реального сектора экономики.

Объект исследования — Южный федеральный округ и Краснодарский край, как экономически значимая структурная единица макрорайона.

Предмет исследования — социально-экономическое развитие Южного федерального округа, экономические отношения Краснодарского края и макрорегиона.

Цель исследования заключается в том, чтобы исследовать современное социально-экономическое состояние Южного федерального округа и выявить роль Краснодарского края в развитии макрорегиона.

Реализация поставленной цели исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

• определить сущность и основные подходы к стратегии экономического развития макрорегиона;

• проанализировать динамику и современное состояние социально-экономического развития макрорегиона и Краснодарского края;

• выявить специфику региональной инвестиционно-инновационной политики макроергиона;

• дать оценку внешнеэкономическим связям макрорегиона;

• обосновать перспективы и приоритетные направления социально-экономического развития Южного макрорегиона и Краснодарского края в рамках реализации стратегии развития.

Теоретической основой исследования стали фундаментальные работы российских и зарубежных ученых, посвященные разработке теории стратегического управления, выявлению современных условий и факторов экономического развития России и ее регионов, определению приоритетных направлений и инновационных методов регионального управления. Среди них значительное место заняли работы Э. Б. Алаева, Н. Н. Баранского, Ю. Г. Саушкина, В. И. Арзамаскина, А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова, В. Г. Игнатова, В. И. Бутова, М. Я. Гофберга, А. Т. Хрущева, Т. Г. Морозовой, В. И. Видяпина, М. В. Степанова, А. К. Осипова и др.

Анализ развития Краснодарского края проводился с использованием трудов В. И. Чистякова, Г. С. Гужина, В. Н. Тюрина, М. Ю. Беликова.

Методология диссертационного исследования базируется на системном подходе. В работе нашли применение методы сравнительно-географический, графический и картографический, математического и статистического анализа, системно-структурный, моделирования и экстраполяции тенденций.

Информационная база исследования представлена данными Росстата, региональных статистических органов, Федеральными целевыми программами, федеральными и региональными нормативно-правовыми актами и законопроектами, материалами периодической печати, ресурсами Internet.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

— раскрыто понятие макрорегиона применительно к Южному федеральному округу, с определением признаков и районообразующих факторов;

— раскрыта сложность межуровневых связей макрорегиональной стратегии экономического развития со стратегиями социально-экономического развития РФ, входящих в округ регионов и территориально-производственных комплексов;

— выявлена специфика инвестиционной стратегии ЮФО, обусловленная низким уровнем бюджетного федерализма, высокой дифференциацией экономического потенциала регионов, центробежными тенденциями и отставанием по большинству индикаторов социально-экономического развитияобоснованы перспективные направления развития Южного макрорегиона и Краснодарского края.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологические вопросы изучения Южного федерального округа, как макрорегиона и Краснодарского края, как экономического мезорайона в его составе;

2. Оценка влияния социально-экономических процессов в Краснодарском крае на развитие макрорегиона;

3. Анализ трансформационных процессов в экономике макрорегиона;

4. Определение значения инвестиционно-инновационной политики и внешних связей для развития макрорегиона ЮФО и мезорайона Краснодарского края;

5. Обоснование проблем и перспективных направлений развития макрорегиона ЮфО и мезорайона Краснодарского края.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования и полученные выводы могут использоваться в учебном процессе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в курсах «Регионоведение» и «Региональная экономика и управление».

Результаты исследования, связанные с обоснованием концептуальных и методологических основ оптимизации экономической политики макрорегиона, с выявлением современных приоритетов, ориентиров и сдерживающих факторов социально-экономических процессов в южнороссийских регионах могут найти применение в деятельности органов власти и управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 2005 г.), Межрегиональной научной конференции молодых ученых и студентов (г. Ставрополь, 2006 г.), научно-практической конференции (г. Волгоград, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А. В. Даринского (Санкт-Петербург, 2007 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано пять работ.

Структура работы отражает логику исследования в соответствии с его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование позволяет сделать некоторые выводы.

1. Юг России занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным для Российской Федерации. Как пограничный регион, он обеспечивает России выход к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений с сопредельными государствами, закрепления экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.

2. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и сам обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности. Северо-западная часть акватории Каспийского моря, как составная часть региона, располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем. Через южные морские порты осуществляется около 70 процентов внешнеторгового грузооборота страны. В этом районе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, разработка которых должна вестись в рамках международного сотрудничества.

3. В силу особого экономико-географического положения и на базе собственных топливных ресурсов в макрорегионе и мезорайоне дальнейшее развитие получит трубопроводный транспорт. Развитие магистральных трубопроводов, а также развитие морских и сухопутных коммуникаций обеспечит доставку на международные рынки углеводородной продукции и, соответственно, освоение новых инвестиции, снижение безработицы населения, повышение уровня доходов. Кроме того, дополнительный стимул в развитии получит инновационная деятельность, особенно в местах пересечения транспортных путей.

4. Агропромышленный комплекс регионов обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны и более половины всего совокупного продукта макрорегиона. В расчете на душу населения здесь производится продукции вдвое больше, чем в среднем по стране. В связи с этим аграрный сектор имеет стратегическое значение для экономики Юга страны. Использование уникальных природно-климатических условий позволяет расширять производство зерновых и технических культур, плодоовощной и животноводческой продукции. Потенциальные возможности позволяют обеспечивать продуктами питания население всей европейской части Российской Федерации. Экологически чистая продукция АПК макрорегиона сегодня востребована на мировом рынке, вследствие чего Европейский деловой клуб намеревается открыть филиал в Краснодарском крае и содействовать инвестированию в аграрный сектор регионального хозяйства. Позитивные сдвиги в АПК региона проявляются в увеличении объемов и интенсификации сельскохозяйственного производства. Особую актуальность в настоящее время приобретает развитие экспорта сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимы инвестиции в портовое и складское хозяйство, поощрение создания предприятий с иностранными инвестициями и налаживание сертификационной деятельности. Как важную составную часть сельского хозяйства неоходимо развивать животноводство, которое на данный момент играет второстепенную роль. Для этого планируется строительство новых животноводческих комплексов, развитие племенного животноводства и птицеводства. Также необходимо обновление основных фондов сельского хозяйства.

5. Отраслевая структура промышленности округа отличается от российской. Намного выше удельный вес пищевой промышленности, элекроэнергетикинамного меньше — топливная промышленность, черная и цветная металлургия, а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Таким образом, в экономике округа в меньшей степени определены отрасли, ориентированные на экспорт. Недостаточно развито машиностроение. В целом вклад промышленности в общероссийские объемы незначителен (7,5 процента). Тем не менее в регионах округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области) намечается позитивная динамика в промышленном производстве. С целью реального увеличения ВРП в регионах Южного федерального округа необходим процесс внедрения современных технологий и повышения технической вооруженности труда.

6. В регионе развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, располагающий уникальной бальнеологической базой, а также сетью разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, емкость которых составляет 25 млн. человек в год. Развитие рекреационного комплекса является одним из приоритетных направлений развития ЮФО и Краснодарского края. На данный момент ограничивающими факторами в развитии данного комплекса являются отсутствие достаточного инвестирования и отсутствие специалистов и соответствующего оборудования, способных обеспечить мировой уровень отечественной рекреации. Привлечение иностранных инвесторов к реализации рекреационного потенциала региона будет способствовать притоку не только отечественных рекреантов, но и значительному росту иностранных отдыхающих, которые могут стать источниками значительных валютных поступлений и способствовать развитию делового международного сотрудничества. Приоритетное внимание должно быть уделено развитию и реконструкии традиционных центров санаторно-курортного лечения и отдыха: Кавказские.

Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Кармадон, Горячий ключ и др. Мощным стимулом в развитии рекреационного комплекса станет зимняя Олимпиада -2014 в Сочи.

7. Республики Северного Кавказа остаются главными реципиентами федерального бюджета, формируя от половины до 85 процентов своего бюджета за счет трансфертов.

В то же время имеющиеся возможности социально-экономического развития региона используются не в полной мере. Регион характеризуется: о высоким уровнем безработицы — общая численность безработных составляет 521,97 тысяч человек (на первое января 2004 года). Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 3,9 процента в 2003 году до 5,2 процента в 2004 годуо низким уровнем доходов населения. Среднедушевые доходы жителей ЮФО составляют 70% от среднероссийскихо большим числом беженцев и переселенцев. По России количество беженцев составляет около одного миллиона человек, из них около 500 тысяч человек приходится на южный регион.

В 2005 году в Южном федеральном округе наблюдалась преимущественно позитивная динамика социально-экономических показателей — рост промышленного производства, оборота розничной торговли и платных услуг, строительства жилья, реальных денежных доходов. Тем не менее, здесь продолжают действовать факторы, ограничивающие развитие предпринимательство, сохраняются высокие инвестиционные риски, что тормозит приток внешних инвестиций и модернизацию экономики.

Особое место в округе занимает Кубань — один из лидеров в списке инвестиционно привлекательных регионов России. По многим показателям Краснодарский край повторяет, а иногда и определяет динамику макрорегиона (АПК, рекреационный комплекс, инвестиции). Мезорегион в составе округа обеспечивает выход к морским путям — только порты Новороссийск и Туапсе обслуживают треть российского экспорта нефти, через них проходит 75 процентов всех сухих грузов, переваливаемых портовым хозяйством Юга Россиипроизводство основного объема сельскохозяйственной продукции за счет развитого АПК (10 процентов всего российского зерна). Основной туристско-рекреационный потенциал, а также основной объем инвестиций макрорегиона приходится на Краснодарский край. Темпы роста валового регионального продукта на порядок опережают средние показатели по стране и округу.

Для динамичного развития ЮФО необходима реализация перспективных проектов и мероприятий, как в экономике, так и в социальной сфере, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение сферы услуг населению и повышение их качества, развитие социальной инфраструктуры, в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Необходимо разработать комплекс мер по обеспечению увеличения денежных доходов населения, повышения качества жизни и увеличения занятости населения. Необходимо развитие малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.

Для развития АПК необходимо создание условий, обеспечивающих взаимодействие производителей сельхозпродукции, перерабатывающих предприятий, торговых организаций, баз хранения и транспортировки продукции и др.

В системе новых стратегических приоритетов важное место принадлежит инвестиционной стратегии. Необходима система повышения инвестиционной привлекательности региона, создание нормативно-правовых и инфраструктурных условий, активного привлечения в экономику региона отечественных и иностранных инвесторов. Необходимо усиление социальной направленности инвестирования.

Активизация хозяйственного комплекса Юга России будет способствовать выравниванию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на Юге России. Создание новых рабочих мест необходимо для решения проблемы занятости населения, обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Администрация Президента КЧР http://www.kchr.info/
  2. Администрация Ростовской области, 2001 -2005 http://donland.ru/
  3. Администрация Краснодарского края www.admkrai.kuban.ru
  4. Э. Федеральные округа новация в территориальном статусе России. // Федерализм, 2000, № 4, с. 169 — 182.
  5. В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал.
  6. Аналитическое исследование. Доходы населения регионов ЮФО // С-Пб.: «Инвестиционная компания АВК» 2005. — URL: http://www.avk.ru
  7. АкваЭксперт.Ру // Информационно-аналитическое ежедневное интернет издание о воде, бальнеологических курортах и SPA санаторях. 2005 http://new.aquaexpert.ru/
  8. А.И. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Алексеев А. И., Зубаревич Н. В., Сафронов С. Г. и др. М.: Независимый ин-т соц. политики: Поматур, 2005. — 277 с.
  9. М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов / М. М. Амирханов, Н. С. Лукашина, А.П.Трунев- РАН.Сочин.н.-и.центр. М.: Экономика, 1997.-206 с.
  10. М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов / М. М. Амирханов, А. А. Татаринов, А.Д. Трусов- Рос. акад. наук. Соч. науч.-исслед. Центр. -М: Экономика, 1997. 141 с.
  11. В.И. Комплексный региональный экономический анализ (Методологические и методические вопросы). Томск: Изд-во Том. Унта, 1988.- 144 с.
  12. Н.М., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. -М.: Интелтех, 1999.-233 с.
  13. А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражд. о-во: Идейн.-теорет., полит, и правовые аспекты. М.: «Северо-Принт», 2000.-283 с. 15. «Астраханский регион». 2000. — http://www.astrakhan.net
  14. Е.Ю. Регионоведение: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ю. Баженова, В. М. Белоусов, М. С. Блинова и др.- Отв. ред. Ю. Г. Волков. -Ростов н/Д: Феникс, 2002 415 с.
  15. А.Н. Экономические стратегии стран СНГ и Россия / А. Н. Барковский, P.M. Исламова, А. В. Ковалев и др.- Рос.акад.наук.Центр внешнеэкон.исслед. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. — 297 с.
  16. М.Ю. Северный Кавказ: реалии социально-экономической сферы на пороге тысячелетия (географический аспект): Монография. -Краснодар: «Печатный двор Кубани», 2002. 421 с.
  17. В.И. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П .Кетова. Ростов н/Д: МарТ, 2001.-409 с.
  18. Быков А.Ю. .Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, С. В. Голунов и др. -М.: Волгоград, 2002. 573с.
  19. Ю.В. Региональные этнополитические процессы в Южном федеральном округе: анализ состояния и перспективы урегулирования
  20. Ю.В. Васильев- Сев.-Кавк. акад. гос. службы. Ставропол. фил. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС- Ставрополь: Сервисшкола, 2005. — 223 с.
  21. К.С. Геополитика Кавказа. М.: Междунар. Отношения, 2001.-464 с.
  22. Ю.Н. Регионоведение: Учеб. для студентов вузов / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. М.: Гардарики, 2002 — 382 с.
  23. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. Учебное пособие. -М., 2003 г.
  24. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития.- М.: Финансы и статистика, 2002. -360 с.
  25. JI.M. Наука в регионах России: Стат.сб. / Л. М. Гохберг, О. А. Соломенцева, И. В. Зиновьева, И.А. Кузнецова- Рос. акад. наук, Центр исслед. и статистики науки. М.: 1998 — 225с.
  26. А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Гранберг- Гос. ун-т Высш. шк. Экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003.-492 с.
  27. В. Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики (Учебное пособие для ВУЗов). Ростов н /Д.: изд-во «Феникс», 1999.-288 с.
  28. В. А. Регионоведение : Учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Дергачев, Л. Б. Вардомский. М.: ЮНИТИ, 2004.-463 с.
  29. Д.Н., Замятина Н. Ю. Пространство российского федерализма//ПОЛИС, 2000, № 5, с. 98 108.
  30. В.Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр «МаарТ», 2006. — 304 с.
  31. Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития. Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 2−5 февраля 2005 г. -Краснодар, 2005.
  32. Информационное агентство Республики Калмыкия // Информационное агентство «Бумбинорн» 2000. — http://www.bumbinorn.ru
  33. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства В. В. Кистанов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. — 172 с.
  34. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России.-М.:УРСС, 2004.
  35. О.В. Развитие региональных хозяйственных связей в Организации Черноморского экономического сотрудничества: Дис.канд. экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. М., 2002. — 184 с.
  36. А.А. Промышленная политика и национальная безопасность России / А. А. Кокошин, A.M. Белолипецкий, М. И. Герасев и др.- Ин-т проблем междунар. безопасности РАН и др. М.: ИПМБ РАН, 2001. 289 с.
  37. Н.Н. Избранные труды. Смоленск, «Ойкумена», 2006. — 334с.
  38. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  39. В.И., Коровин В. А. Гидрографическая сеть Северного Кавказа: Учеб. пособие. Краснодар: Изд. Кубан. гос. ун-та, 1981. — 79 с.
  40. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Персианова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 64 с.
  41. Краснодарский край в цифрах. Краткий статистический справочник. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. -Краснодар, 2001. 83 с.
  42. Краснодарский край. Информационный меморандум. Краснодар, 2004. -120 с.
  43. Краснодарский край. Инвестиционные проекты. Краснодар, 2007.
  44. Кубанские новости. 2003. — 10 окт.
  45. Н.А. Горные республики Северного Кавказа: проблемы и уровни социально-экономического развития: Автореф. Дис. Кузнецовой Н. А. канд. геогр. наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2004. -20 с.
  46. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2000 2003 г. г. — Краснодарский краевой комитет государственной статистики. -Краснодар, 2004. — 34с.
  47. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2001 2005 г. г. — Краснодарский краевой комитет государственной статистики. -Краснодар, 2006. — 63 с.
  48. В.Н. Государство и регионы: Теория и практика гос. регулирования территор. развития / В. Н. Лексин, А.Н.Швецов- Рос. фонд правовых реформ. Фонд правовых проблем федерализма и мест, самоупр. М.: УРСС, 2003−3 66 с.
  49. П.Н. Территориальная дифференциация уровня и качества жизни населения России: Дис.канд.геогр.наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Геогр.фак. Каф.экон.и соц. географии России М., 2005 -165 с.
  50. Минеральные ресурсы. Горючие полезные ископаемые и подземные воды. Часть 2. -Изд-во Рост, ун-та, 1979. -288 с.
  51. Н.В. Миграция и динамика численности населения Южного федерального округа: последние тенденции / Центр миграционных исследований/http://migrocenter.ru/publ/konfer/kavkaz/mkavkaz038.php
  52. Г. И. О качестве природной среды и состоянии природных ресурсов Краснодарского края. // Экологический бумеранг. 1994. -Выпуск 2−3.-С. 5−8.
  53. Нижнее Поволжье. Физико-географическое описание.- Изд-во Академии Наук СССР, Москва Ленинград, 1948.
  54. А.К. Региональная экономика. Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. — 296 с.
  55. Особенности социально-экономического развития Южного федерального округа// Информационно-аналитический сайт о Южном федеральном округе http://www.newssouth.narod.ru/
  56. Официальный сайт администрации Волгоградской области http ://www. volganet.ru/.
  57. К.В. Стратегическое прогнозированиетерриториального развития: Дис. канд. экон. наук / Калмыцкийгосударственный университет. Волгоград, 2006. — 24 с.
  58. З.В. Понятие о регионе и территориальной организации жизни людей. // Пономарева З. В., Шарыгин М. Д. //
  59. Территориальная организация общества и управление в регионах. Материалы 6-ой всероссийской научно-практической конференции, 6−8 октября 2005 г. -Воронеж: ВГПУ, 2005. Ч. I. — С. 52 — 55.
  60. И.И., Сафронов И. Н. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Северо-Кавказского экономического района. Изд-во Рост, ун-та, 1985. — 156 с.
  61. Президент России // Москва: Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2000. — http://www.kremlin.ru
  62. Природные условия и естественные ресурсы. // Жданов Ю. А., Седлецкий В. И., Серебрякова И. Т. и др. // Изд-во Рост, ун-та, 1986. 368 с.
  63. Э. М. Физическая география России: В 2 кн. / Э. М. Раковская, М. И. Давыдова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн. 1−2.
  64. Региональная экономика: новые подходы / Л. А. Козлов, И. А. Ильин, Б. М. Штульберг и др. Рос.АН. — М.: Наука, 1993. — 126с.
  65. Региональная политика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанову.- М.: ИНФРА-М, 2005. 606 с.
  66. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА — М, Изд — во Рос. экон. акад., 2001. — 463 с.
  67. Регионоведение: Учебное пособие / Отв. Ред. Профессор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-416 с.
  68. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, Р.А. Исляев- Под ред. Проф. Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 424 с.
  69. Регионы России. Статистический ежегодник. М., 2002.
  70. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 981 с.
  71. Республика Адыгея // Официальный интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея 2000. http://adygea.kubic.ru/
  72. Республика Дагестан // сайт Правительства Республики Дагестан -2002. — http://www.e-dag.ru/
  73. Республика Ингушетия // Администрация Президента Республики Ингушетия 2003. — http://ingushetia.ru/
  74. Российская газета. Экономика Юга России: олимпийское ускорение.-2007.- № 208(4471) -20сент.
  75. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? -М.: «Поматур», 2005.
  76. И. П. Социально-экономические отношения «Регион-центр»: теория, методология, анализ: Дис. д-ра экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Социол.фак. М., 2000 — 337 с.
  77. И.А. Региональная экономика. М.: 2004
  78. Ю.Г. Избранные труды. Смоленск, Универсум, 2001,414 с.
  79. Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем-М.: Просвещение, 1980.
  80. Т.И. Анализ действия Федеральной Целевой Программы «Юг России» (в аспекте труда и занятости населения). // Актуальные проблемы народонаселения и устойчивое развитие территорий
  81. Юга России. Сб. материалов межрегиональной научной конференции молодых ученых и студентов. 21−22 сентября 2006. Ставрополь: СГУ, 2006. — С. 100 -102.
  82. СКИ.РУ/ http://www.ski.ru/static/355/424 745.html
  83. Социальная политика: реалии XXI века. Вып 2: GP2/2004/05/ Независимый институт социальной политики. -М.: Поматур, 2004. -29 с.
  84. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. — 456 с.
  85. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб.: 2005 / Федер. служба гос.статистики (Росстат). М.: Федер.гос.служба статистики, 2005 — 525 с.
  86. Социально-экономические аспекты управления использованием и воспроизводством природных ресурсов: Сборник научных трудов. Краснодар, изд. Кубан. гос. ун-та, 1984 г. — 124 с.
  87. Социально-экономическое положение Краснодарского края за январь-декабрь 2005 года: Информационно-аналитический доклад/ Краснодарстат. Краснодар, 2005. — 232 с. 101. southru.info о Южном федеральном округе. — 2004. -www.southru.info
  88. Справочник инвестора 2002. — Краснодар, 2002.
  89. Стратегия социально-экономического развития регионов: Сборник статей научно-практической конференции/ под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского, В. Н. Эйтингона. Воронеж, 2002. — 128 с.
  90. М.К. Институционально-экономический механизмреализации конкурентных преимуществ региона: Дис.канд. экон. наук /
  91. Адыгейский государственный университет.- Майкоп, 2007. 26 с.
  92. Территориальная организация общества и управление в регионах: Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции.
  93. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, -2002.-270 с.
  94. Типология российских регионов / Б. Бутс, С. Дробышевский, О. Кочесткова, Г. Мальгинов, В. Петров, Г. Федоров, А. Хехт, А. Шеховцов, А Юдин. М. консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 496 с.
  95. ТЭК и экономика регионов России: справочник.: [в 7 т.]: Т. З. Южный федеральный округ / [подгот.В. В. Бушуев и др.] М.: Энергия, 2007 Справочник: В 7 т. М.: Энергия, 2007. — Т. З Южный федеральный округ. -378 с.
  96. Федеральная целевая программа «Юг России». Ростов н/Д: АНО «Издательство «Южная столица», 2002.
  97. С. Роль федеральных округов в развитии российского федерализма//Федерализм, 2000, № 4, с. 183−192.
  98. В. И. Актуальные проблемы комплексной системы управления процессами социально-экономического развития регионов в условиях рыночной экономики (монография). М.: Международная Академия информатизации. Отделение реальной экономики, 2000.-213 с.
  99. В.М. Физическая география Северного Кавказа. Изд-во Рост, ун-та, 1974.-200 с.
  100. М. Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации: Моногр. / Шинковский М. Ю.- Дальневост. гос. ун-т, Владивост. ин-т международ, отношений стран АТР. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 332с
  101. Экологический вестник научных центров черноморского экономического сотрудничества
  102. Экономическая география Краснодарского края: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Чистякова. Краснодар, 2002.
  103. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2001. — 672 с.
  104. Экономическая и энергетическая безопасность регионов России.
  105. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации / Мастепанов A.M., Саенко В. В., Рыльский В. А., Шафраник Ю. К. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.-476 с
  106. Экономическая энциклопедия регионов России: Южный федеральный округ: Волгоградская область / Науч.-произв. об-ние «Экономика», Волгогр. гос. ун-т. М.: Экономика, 2005. — 502 с.
  107. Энергия Юга. ТЭК Юга: новые перспективы. 2007. — № 2.
  108. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты / Под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. — 294 с.
  109. Южный федеральный округ 2003. Социально-экономические итоги: Информ. анал. мат. / Ростоблкомстат. — Ростов н/Д, 2004. — 406 с.
  110. Южный федеральный округ 2005. Социально-экономические итоги: Информ. анал. мат. / Ростоблкомстат. — Ростов н/Д, 2006. — 351 с.
  111. Южный репортер. Special форум edition. 2007. — 17 — 23 сент.
Заполнить форму текущей работой