Анализ составляющих современной оценки бизнеса
Круг целей осуществления оценки может включать в себя: проведение слияния или поглощения, определение размера ссуды, выдаваемой под залог ценных бумаг компании, определение суммы страховых выплат при страховании имущества компании, выбор вариантов инвестиционных вложений со стороны инвесторов, оценка в юридических целях. Рассматриваемая проблема хорошо разработана западными авторами применительно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Современная оценка стоимости бизнеса
- 1. 1. Предмет и цели оценки современного бизнеса
- 1. 2. Законодательная база оценки бизнеса
- 1. 3. Комплексный подход к оценке предприятия
- Глава 2. Методы экспертной оценки бизнеса
- 2. 1. Экспертная оценка бизнеса — доходный подход
- 2. 2. Экспертная оценка бизнеса — сравнительный подход
- 2. 3. Экспертная оценка бизнеса — затратный метод
- Глава 3. Составляющие оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
- 3. 1. Проблемы оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
- 3. 2. Методики оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
- Заключение
- Литература
Первые упоминания об оценочной деятельности в России относятся к середине XIX века. В это время уважаемый В. И. Даль составил словарь, в котором упоминаются «оценочное дело», «оценочная комиссия», «присяжные оценщики в городах». В это время данные понятия были широко распространены.
Датой официального начала оценочной деятельности в России можно считать 8 июня 1893 года. В этот день появились «Высочайше утвержденные Правила оценки недвижимых имуществ», для обложения земскими сборами" разработанные под руководством министра финансов Витте.
Эти правила позволяли «произвести оценку недвижимых имуществ в губерниях, в коих введено высочайше утвержденное 12 июля 1890 года Положение о земских учреждениях». Надо заметить, что уже в то время оценка в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе носила особый порядок.
Однако после 1917 года вместе с ликвидацией частной собственности на землю и имущество интерес к оценочной деятельности был утрачен. Можно сказать, что некая часть оценки трансформировалась в некоторые функции Бюро Технической Инвентаризации (БТИ) и земельного кадастра.
Возрождение оценочной деятельности в России датируется 1992−1993 годом. В это время организовывается первая профессиональная организация Российское общество оценщиков (РОО). Осенью 1993 года Институт экономического развития (ИЭР) провел в Санкт-Петербурге первый семинар по оценке недвижимости. За основу брался опыт зарубежных стран, главным образом США. Лекции чиали зарубежные оценщики. Второй семинар прошел в Москве, третий в Нижнем Новгороде.
Затем были открыты курсы, обучающие оценке, на которых в качестве лекторов выступали российские специалисты, окончившие курсы ИЭР.
За 13 лет существования оценки был сделан большой скачек в области разработки российских стандартов оценки и методов оценки. В настоящее время существует много учебных заведений, которые обучают молодых специалистов специфике оценочной деятельности. Существует множество оценочных компаний, успешно работающих на рынке и охватывающих весь спектр услуг оценки
Однако нам многое еще предстоит разработать как в области законодательной, так и в области методологии расчетов.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что оценка стоимости имущества является важным аспектом в деятельности любого хозяйствующего субъекта. Информация о стоимости активов предприятия интересует не только его менеджеров, но и тех, от кого во многом зависит успех бизнеса — партнеров, кредиторов, акционеров.
Оценка бизнеса — это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.
Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами.
На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Как правило, современное предприятие — это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы — от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия.
Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных составляющих: затратного, доходного и сравнительного.
Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов.
При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества предприятия.
Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем.
Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли — продажи аналогичных предприятий или их акций.
Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.
Цель курсовой работы состоит в том, что бы изучить се составляющие оценки бизнеса, показать, что все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов.
Глава 1. Современная оценка стоимости бизнеса
Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости своего бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам.
Стоимость бизнеса, а точнее потенциал ее роста, является определяющим фактором, влияющим на процесс принятия решения о финансировании.
Обеспечение роста стоимости инвестированного капитала — важнейшая цель управления предприятием, что, в принципе, соответствует современным тенденциям в корпоративном управлении.
При этом следует учитывать, что рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью актвов, которыми располагает предприятие, сколько возможностями эффективного использования данных активов, с тем, чтобы генерировать стабильный и растущий денежный поток.
В процессе подобной оценки должны приниматься во внимание конкретного предприятия и его способность успешно реализовывать избранную стратегию, а также внешние факторы, характеризующие рынки, на которых действует предприятие.
Стратегия роста. Предприятие, не имеющее четкой стратегии развития, обеспечивающей лидерство в конкурентной борьбе, может быть оценено только как набор активов, отягощенных обязательствами. Разрабатываемая стратегия должна учитывать возникающие на рынке возможности и угрозы и основываться на конкурентных преимуществах предприятия.
Внешние факторы. В процессе определения стоимости бизнеса производится детальный анализ основных стратегических областей, в которых действует или планирует действовать предприятие. Анализируются экономические характеристики отрасли и потенциал рынка, структура и конкурентная среда, основные движущие силы, приводящие к изменениям в отрасли, ключевые факторы, обеспечивающие успех лидерам, оцениваются тенденции развития в будущем.
Для анализа отрасли обычно используются результаты маркетинговых исследований. Такие исследования могут быть проведены либо силами специалистов предприятия, либо, что более предпочтительно, независимой компанией, специализирующейся на исследованиях рынка. Независимая оценка рынка будет очень важным аргументом, подтверждающим потенциал развития бизнеса.
Внутренние факторы. К внутренним факторам, влияющим на стоимость бизнеса, относятся: квалификация менеджмента, решение вопросов корпоративного управления, уровень конкурентоспособности продукции и услуг, наличие эффективных технологий и ноу-хау, эффективность организационной структуры и ключевых бизнес-процессов, уровень развития систем управления.
Оцениваются возраст и состояние активов, которыми располагает предприятие. Также во внимание принимаются показатели, характеризующие стратегическое положение предприятия в отрасли, его позицию в конкурентной борьбе.
Оценка стоимости бизнеса может быть проведена с применением общепринятых в деловой практике методик.
§ 1.1. Предмет и цели оценки современного бизнеса
Оценка стоимости компании — одно из самых значимых и интересных направлений в оценочной деятельности нашей компании. Накопленный опыт позволяет аккумулировать необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости компании, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий.
Оценка стоимости компании документально выражается в виде отчёта, оформленного в соответствии с законодательством РФ.
Стоимость компании — это объективный показатель результатов ее деятельности. Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия.
Оценка компании производится в следующих целях:
a. определения стоимости ценных бумаг фирмы (акций или долей участия) в случае подготовки проведения сделок купли-продажи. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;
b. выкупа акций (долей, паев) в закрытых компаниях (ЗАО, ООО, товариществах) при выходе из их состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
c. выкупа обществом акций по требованию акционеров;
d. конвертации и консолидации акций предприятия;
e. эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами (для обоснования стоимости размещения акций и предоставлении Отчета об оценке и проспекта эмиссии в ФКЦБ);
f. обеспечения процесса кредитования в банке или инвестиционном фонде;
g. разрешения споров;
h. вступления в общество не денежным (имущественным) взносом в виде акций, других ценных бумаг или имущественного комплекса;
i. оценки прав требования исполнения долговых обязательств (дебиторской задолженности) при ее переуступке третьим лицам;
j. оценки при реорганизации предприятия (слиянии, поглощении, выделении);
k. обоснования целесообразности осуществления инвестиционных проектов;
l. подготовки к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
m. подготовки к продаже приваизируемых предприятий (включая продажу пакетов их акций, еще остающихся в собственности государства);
n. обоснования вариантов санации предприятий-банкротов;
o. экономического анализ и стоимостной рыночной оценки причин и процессов несостоятельности при формировании и проведении антикризисной политики по предотвращению банкротства участников предпринимательской деятельности.
Список литературы
- Елисеев Дмитрий, Последний передел, Журнал «Слияния и Поглощения» № 6(28) 2005
- Ибрагимов Р. Можно ли управлять стоимостью компании, «капитализируя денежный поток»? Рынок ценных бумаг, N16(223), 2002,
- Козлов А., Салун В. Сколько стоит «закрытая» компания? // Рынок ценных бумаг. — 1999. — № 16.
- Козлов В.В., Козлова А. А. Корпоративная культура: костюм успешного бизнеса.//Управление персоналом. 2000. — № 1 (53).
- Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. /Пер. с англ.-М., Олимп-Бизнес, 1999, (серия «Мастерство»).
- Коупленд Том, Коллер Тим, Мкррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999
- Материалы круглого стола «Методология и инструментарий инвестиционного проектирования: типичные ошибки при подготовке инвестиционных проектов». 15 марта 2001 г., Москва. Организаторы: Фонд «Институт прямых инвестиций», Фонд «Институт фондового рынка и управления», «Про-Инвест консалтинг». WWW. IVR.RU.
- Методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений для предоставления потенциальным инвесторам. — М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2000.
- Мими Джеймс и Тимоти Коллер. Формирующиеся рынки: особенности оценки компаний. Вестник МакКинси («The McKinsey Quarterly, 2000, N4, p. 7−11).
- Мишняков В., Миловидов К. Использование отраслевого мультипликатора «капитализация/запасы» в оценке стоимости нефтяных компаний // Рынок ценных бумаг. — 2000. — № 1
- Мордашев С. Рычаги управления стоимостью компании. Рынок ценных бумаг, N 15(198), 2001,
- Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 1999.
- Павловец В.В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Аудит и финансовый анализ. — 2000
- Покровский В., Савицкий К. Мир слияний и поглощений / Рынок Ценных Бумаг, 2000, № 19,
- Седун С. Миссия профессионала (Работник в роли философа. Рассуждения консуьтанта по созданию индивидуальной профессиональной миссии).//Управление персоналом. 1999. — № 12 (42).
- Соколов, М., Механизмы финансирования слияний и поглощений: международный опыт // Слияния & поглощения #4 2003
- Справочник финансиста предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996.
- Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной
- Томилина Э., Оценка компаний, российский вариант //Слияния & поглощения #10 (20) 2004
- Шипов В. Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики. Рынок ценных бумаг N 18, 2000.
- Школьников Ю. Особенности оценки российских компаний // Рынок ценных бумаг. — 2007. — № 4