Тема русского характера в литературе XIX — XX веков (на примере «Очарованный странник» Лескова и «Судьба человека» Шолохова
Еще в обрамлении к рассказу «очарованного странника» сходятся начала и концы в том, что для пятидесятитрехлетнего инока не заказаны и другие пути: «…из рясофора-то еще можно и в солдаты лоб забрить», замечает один из пассажиров. Выражая сомнение в этой возможности, Флягин, однако, не отвергает ее совсем: «Да, можно, и, говорят, бывали такие случаи; но только я уже стар: пятьдесят третий год… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Тема русского характера в литературе XIX—XX вв. в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник»
- 1. 1. Иван Северянович Флягин как выразитель русского национального характера (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»)
- 1. 2. Значение финала рассказа
- 2. Тема русского характера в литературе XIX—XX вв. в произведении Михаила Шолохова «Судьба человека»
- 2. 1. Образ Андрея Соколова
- 2. 2. И.С. Флягин и А. Соколов олицетворение силы русского характера
- Заключение
- Список использованных источников
О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание «русский характер», «русская душа» ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным, и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Почему до сих пор эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо?
Я считаю, что в этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного. Национальный характер это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле свое будущее.
Даная работа посвящена теме русского характера в литературе в XIX—XX вв.еках. Приведенный вопрос можно раскрыть достаточно полно и точно, проанализировав произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник» и Михаила Шолохова «Судьба человека».
На мой взгляд, данная тема является актуальной в силу своей, во-первых, малоизученности, а во-вторых, осторстоящих в настоящее время проблем эволюции национального характера русского народа.
Для наиболее полного раскрытия темы, я считаю, необходимо подробно рассмотреть образ Ивана Северьяновича Флягина (повесть Н. С. Лескова «очарованный странник») и характер Андрея Соколова (рассказ М. Шолохова «Судьба человека»).
Важно также отметить, что для написания данной работы было использовано достаточно большое количество литературы по заданной теме, которая помогла мне изучить вопрос более детально.
Михаил Шолохов принадлежит к числу тех выдающихся художников, которым присуща постоянная кровная связь творческих помыслов с судьбой своего народа в ее глубинных истоках и решающих проявлениях. Рассказ «Судьба человека», воспринятый уже в момент его появления как новая замечательная страница в литературе о минувшей войне, представляет собой явление, глубоко органичное для творчества писателя. Он не только отмечен лучшими чертами шолоховского мастерства, но и отразил черты времени своего создания. В этом рассказе впервые отчетливо проявились существенные идейно-эстетические черты, которые с этого момента начинают все более характеризовать важные особенности литературы о минувшей войне. Рассказ Шолохова демонстрировал новый высокий уровень, которого достигла
литература социалистического реализма в художественном освоении темы Великой Отечественной войны.
Известно, что сам Шолохов оценивал свой рассказ как шаг на пути к созданию книги, которая достойно отразила бы события беспримерной освободительной войны. «Это подступ, признавался писатель. Подступ к большому разговору о большой войне» .
В своем рассказе «Очарованный странник» Н. Лесков посредством И. С. Флягина пытается выразить сам русский национальный характер. На первый план здесь выдвигается личность, редкостно оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Мотив дороги становится ведущим, и в самом странничестве героя заложен глубочайший смысл. Уже в обрамлении к рассказу Ивана Северьянина Флягина о своей «обширной протекшей жизненности» в трех историях (о ссыльном дьячке, о попике-запивашке и об укрощении коня) так или иначе ставится вопрос о степени зависимости личности от неблагоприятных житейских обстоятельств.
Губительны ил благотворны «борения» с жизнью? Ответом на этот вопрос становится вся история «очарованного странника», представляющая собой процесс поисков гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законами.
Рассказчик свято верит в незыблемую силу предопределения. Однако фатализм лесковского героя с самого начала обнаруживает свои пределы и сложную сущность. Слова Флягина, сетующего, что он не попал на службу к англичанину Рарею «но, верно, своего пути не обежишь, надо было другому призванию следовать», противоречат его же собственному утверждению о необходимости не отступать от «дерзости своего призвания». Это противоречие тот импульс, который движет повествование. Путь, который проходит герой повести, это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.
Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не поддерживает его. Вот он героический кавалер и офицер, «благородный». Казалооь, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но как у Лескова все далеко от благостных решений. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»).
Реализм Лескова на рубеже 60-х и 70-х годов пограничен с романтикой: его художественный мир населен чудаками, оригиналами, обладающими подлинным человеколюбием, творящими добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и в нем видит спасение России. И в русскую литературу Лесков вошел как великий рассказчик, благодаря таланту которого читатель услышал народный глас, а услышав, приблизился к постижению тайны прочности, незыблемости истинно человеческого в постоянно меняющемся, динамическом мире .
Список литературы
- Дыханова Б. Великий рассказчик — Н.С. Лесков, издательство «Художественная итература», 1999, 236 с.
- Ковалев В.А. Творчество Михаила Шолохова, Издательство «Наука», 1997, 328 с.
- Кутепова И.Н. О Шолохове, Росиздат, 2005, 345 с.
- Медведев Р. Загадки творческой биографии Михаила Шолохова, издательство «наука», 1998, 231 с.