Общественное экологическое движение
Широко известна деятельность созданной в 1971 году в Канаде международной неправительственной организации «Гринпис». Успех ей обеспечили компетентные и напористые активисты и хорошо поставленная пропагандистская и рекламная работа. В результате усилий «Гринпис» осуществлены несбыточные, казалось бы, мечты: планы прекращения Францией атмосферных испытаний ядерного оружия в бассейне Тихого океана… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Общественное экологическое движение
- 2. Права и обязанности Некоммерческих Экологоориентированных Организаций (НЭО)
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Общественные экологические организации и движения
- Считается, что общественное экологическое движение возникло в 1962 году, когда был создан Всемирный фонд охраны природы (ВФОП) — самая многочисленная частная международная организация
Деятельность ВФОП помогла становлению Международного Союза охраны природы и природных ресурсов, Международного союза по охране птиц, Международного научно-исследовательского бюро и фонда имени Чарльза Дарвина.
Серьезный размах движение зеленых приобрело в Федеративной Республике Германии. Разношерстные группы и группки экологистов лишь в 1980 году объявили себя партией, но уже через три года на парламентских выборах получили около 6 процентов голосов избирателей и заняли четвертое место среди всех политических партий.
Успехи экологического движения вынуждают считаться с ним иные политические силы. В 1984 году координационная группа зеленых, объединившая политические партии из Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландов, Франции и Швеции, провела 11 своих представителей в Европейский парламент. Во время прямых выборов в Европарламент в июне 1989 года зеленые получили там 38 мест.
Широко известна деятельность созданной в 1971 году в Канаде международной неправительственной организации Гринпис. Успех ей обеспечили компетентные и напористые активисты и хорошо поставленная пропагандистская и рекламная работа. В результате усилий Гринпис осуществлены несбыточные, казалось бы, мечты: планы прекращения Францией атмосферных испытаний ядерного оружия в бассейне Тихого океана; запрет ЕЭС на импорт шкур морских котиков и изделий из них; проведение голосования Международной комиссией по китобойному промыслу за введения моратория на коммерческую добычу китов; достижение соглашения на Лондонской конференции по вопросам захоронения мусора; о введении закона, запрещающего захоронение ядерных остатков на дне мировог океана; запрет в Европе на сбрасывание токсичных отходов в океан.
Гринпис организовал ряд важнейших международных акций и компаний: антиядерную, против токсичных веществ, в защиту атмосферы, Антарктики, Тихого океана и т. д.
По состоянию на 1992 года Гринпис имеет около 40 представителей более чем в 20 странах, несколько кораблей, базу в Антарктиде и около трех миллионов сторонников во всем мире. В ее штате 400 постоянных сотрудников и тысячи добровольных помощников. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей природной среды.
Зеленое движение за рубежом стремится к консолидации усилий, сверке своей стратегии и тактики, усилению мощи экологических сил. В марте 1988 года в Лувре (Англия) состоялся всемирный конгресс зеленых 1 .
В ноябре 1993 года в Москве был проведен международный конгресс Женщины за охрану окружающей среды с целью привлечь внимание правительств и общественности, показать, что решение экологических проблем сегодня требует не только срочного создания государственных механизмов, но и изменения сознания людей.
Конгресс проходил под эгидой ЮНЕСКО и Европейской сети по женским исследованиям (Нидерланды), а его учредителями стали Союз женщин России, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Свой вклад в развитие общественного экологического движения на территории Крыма вносят такие общественные объединения как Общество охраны природы Крыма, Крымский экологический благотворительный фонд Сейсмобезопасность Причерноморья (Черсей), Крымская ассоциация любителей птиц и др.
Законодательство Украины предусматривает правовое обоснование деятельности общественных формирований по вопросам охраны окружающей природной среды, исходя из основополагающего принципа: граждане Украины имеют право на безопасную для их жизни и здоровья окружающую природную среду. Деятельность, препятствующая осуществлению таких прав граждан, подлежит прекращению в порядке, установленном законом Украины Об охране окружающей природной Среды и иным законодательством Украины, а ущерб причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной Среды, должен быть компенсирован в установленном порядке.
Общественные экологические объединения создаются и функционируют на основе своих уставов и соответствующего законодательства Украины, согласно которому они имеют право выступать с инициативой проведения республиканского и местных референдумов по вопросам, связанным с охранной окружающей природной среды, использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности; получать в установленном порядке информацию о состоянии окружающей природной среды, источниках ее загрязнения, программах и мероприятиях по охране окружающей природной среды; предъявлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного в следствие нарушения законодательства об охране окружающей природной Среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объединений и т. д. (ст. 21 Закона Украины Об охране окружающей природной среды).
Определенную роль в становлении массового общественного экологического движения призваны сыграть общие собрания граждан по месту жительства. Постановлением Верховного Совета Украины от 17 декабря 1993 года данные собрания наделяются правом обсуждения вопросов, связанных с привлечением населения к ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; содействием Советам, государственным органам в проведении работ по ликвидации последствий аварий; заслушивать информацию исполнительных органов местных Советов об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей природной среды, а также о мерах, предпринимаемых в целях ее улучшения. В работе собрания имеют право принимать участие граждане, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на соответствующей территории, а также депутаты Советов народных депутатов, представители государственных органов, трудовых коллективов, объединений и граждан.
В собраниях не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы, а также лица, находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Предложения, принятые на собрании, могут быть отправлены в соответствующие Советы, государственне органы, другие органы местного и регионального самоуправления, к руководителям предприятий, организаций и учреждений, которые обязаны рассмотреть эти предложения и информировать в месячный срок о результатах рассмотрения лиц или органы, по решению которых было созвано собрание.
Решения собраний проводятся в жизнь председателями соответствующих Советов, их исполнительными органами, органами территориальной самоорганизации граждан.
Однако определенный действующим законодательством Украины статус общественных объединений по вопросам экологии служит отправным, но не окончательным моментом в развитии экологической инициативы общественности, направленной на улучшение состояния окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.
Список литературы
- Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды, — Государство и право, 1994, N4.
- Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, — Экология и бизнес, 1993, N3.
- Галкин Ю. Зеленые — кто они?, — Зеленый мир, 1992 г., N25−26.
- Данилов-Данильян В. И. Природоохранная система сейчас достаточно едина. — Зеленый мир, 1994 г., N1.
- Петров В. Экономика и среда обитания. — Экология и бизнес, 1993 г., N3.
- Шевчук А. Экономический механизм охраны природы. — Экология и бизнес, 1993 г., N3.
- Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и экологической реформы в Украине, — Голос Украины, 20 апреля 1994 г., N73.