Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегия обеспечения доходности инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в стратегии многих предприятий происходит определенная переориентация, то есть переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшее средство обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, экономического роста и конкурентоспособности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Определение сущности и содержания инновационной деятельности
    • 1. 2. Выявление особенностей проведения инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности
    • 1. 3. Исследование стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности и определение ее места в системе стратегий предприятия
    • 1. 4. Классификация факторов доходности инновационной деятельности и оценка их приоритетности
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОХОДНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Методический подход к исследованию зависимости дохода от уровня активности инновационной деятельности предприятия
    • 2. 2. Система обеспечения доходности продуктовых инноваций
    • 2. 3. Прогнозирование доходности продуктовых инноваций
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Порядок разработки стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности
    • 3. 2. Учет фактора риска при разработке стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности
    • 3. 3. Формирование стратегических альтернатив и выбор рациональной стратегии инновационной деятельности, повышающей доходность предприятия

Стратегия обеспечения доходности инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Пищевая промышленность представляет собой совокупность отраслей, состоящих из разнопрофильных предприятий, которых объединяются, с одной стороны, технологическими и хозяйственными взаимоотношениями, с другой — связью с сельским хозяйством, торговлей и т. д. От эффективности работы пищевой промышленности во многом зависит решение задачи обеспечения населения высококачественными продуктами питания.

Новый сложный этап реформирования экономики нарушил сложившиеся хозяйственные связи, привычные методы работы, что в дальнейшем привело к ухудшению финансового состояния, прекращению расширенного воспроизводства. В этой ситуации объективно возникла необходимость поиска путей выхода из создавшегося критического положения. Одним из важнейших направлений является внедрение прогрессивных технологий, разработка новых продуктов и организационных решений, поскольку инновационные процессы являются основой экономического развития, определяют успех деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию предприятий.

В настоящее время в стратегии многих предприятий происходит определенная переориентация, то есть переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшее средство обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями предприятия и его инновационным потенциалом. Улучшение финансового состояния предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продуктов, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных продуктов, организационно-технического и социального развития предприятия. Любые мероприятия, направленные на совершенствование этих сторон деятельности связаны с инновационной деятельностью (ИД). Конечная цель инноваций — увеличение дохода за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка сбыта. Вместе с тем, отсутствуют методические материалы, следуя которым каждое предприятие могло бы с учетом своей специфики и особенностей развития определять пути достижения определенного уровня доходности новых продуктов. В этих условиях стратегия предприятия, связанная с доходностью его инновационной деятельности, предполагает наличие соответствующего теоретического обоснования и научно обоснованного экономического инструментария.

Актуальность темы

диссертации и ее значимость для науки и практики обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с доходностью ИД предприятий пищевой промышленности в современных условиях.

Существенный вклад в развитие указанных направлений внесли зарубежные ученые: М. Альберт, К. Боуэн, А. Водачек, П. Дракер, Ф. Котлер, М. Мескон, М. Портер, Б. Санто, А.Дж.Стрикланд, Б. Твисс, А. А. Томпсон, Ф. Хедоури, Р. Хизрич, М. Хучек, И.Шумпетер. Среди работ отечественных авторов ведущее место занимают исследования Ю. П. Анисимова, И. Л. Борисенко, С. В. Валдайцева, О. С. Виханского, И. Н. Герчиковой., Н. П. Гончаровой, Л. М. Гохберга, П. В. Забелина, П. Н. Завлина, С. Д. Ильенковой, В. С. Кабакова, Н. К. Моисеевой, А. У. Панина, А. И. Пригожина, З. П. Румянцевой, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, А. И. Хорева, А. Ф. Шишкина и других.

Указанные ученые внесли большой вклад в формирование теории управления доходностью инновационной деятельностью предприятия в рыночных условиях. Однако в большинстве исследований не учитывается специфика проведения ИД на предприятиях пищевой промышленности. В ряде научных трудов не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с зависимостью дохода предприятия от уровня активности его инновационной деятельности, с формированием стратегических альтернатив и выбором рациональной стратегии, повышающей доходность ИД, а, следовательно, и предприятия. Представленная работа направлена на решение указанных проблем.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений обеспечения доходности инновационной деятельности и разработка практических мер по выбору рациональной стратегии, обеспечивающей доходность предприятия на основе активной ИД.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить сущность и содержание инновационной деятельности, выявить особенности ее проведения на предприятиях пищевой промышленностиопределить содержание и место стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности в системе стратегий предприятияразработать методические положения исследования зависимости дохода от степени активности инновационной деятельностисоздать систему обеспечения доходности продуктовых инноваций, определить роль ее подсистем, компонентов, элементовобосновать порядок разработки стратегии доходности инновационной деятельности, предложить алгоритм формирования альтернатив и выбора рациональной стратегии инновационной деятельностиразработать метод прогнозирования доходности продуктовых инноваций и методику, позволяющую учитывать фактор риска при создании стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности, апробировать их на практике.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является ИД предприятий пищевой промышленности, использующих различные стратегии развития. Наибольшее внимание при изучении уделено предприятиям Воронежской области. В качестве предмета исследования выступает состояние доходности инновационной деятельности предприятия.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области стратегического управления инновационной деятельностью, а также материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров. В процессе работы применялись приемы системного исследования, абстрактно-логического, сравнительного и экономического анализа. В качестве инструментов исследования использованы методы экспертных оценок, анкетирования, статистического анализа, моделирования, выбора приоритетов. Анализ осуществлялся на основе данных отечественной статистики, изучения зарубежного опыта и работы передовых отечественных предприятий пищевой промышленности, результатов теоретический исследований доходности.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: уточнены сущность и содержание инновационной деятельности, отличающиеся единством всех составляющих элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, с учетом выявленных особенностей ее проведения на предприятиях пищевой промышленностипредложена стратегия обеспечения доходности инновационной деятельности, отличительной чертой которой является использование комбинированной стратегии, представляющей собой план действий по обеспечению предприятия доходом от инновационной деятельностиразработаны методические положения исследования зависимости дохода от степени активности инновационной деятельности, отличительной особенностью которых является определение дохода с помощью интегрального показателясоздана система обеспечения доходности продуктовых инноваций, представляющая собой комплекс средств, действие которых направлено на работу по повышению доходности новых продуктов пищевых предприятийпредложены и апробированы на практике метод прогнозирования доходности продуктовых инноваций, особенность которого состоит в комбинации ряда элементов, обладающая свойством синергичности и процесс управления риском, отличающийся блоком комплексной риска ИДобоснован порядок определения стратегии доходности инновационной деятельности, отличительной чертой которого является комплексный, скоординированный подход, а также разработан и проверен на практике алгоритм формирования альтернатив и выбора рациональной стратегии инновационной деятельности, учитывающий специфику инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности.

Практическая значимость работы. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: методика определения и оценки уровня активности ИД объекта, позволяющая выявить недостатки ее проведения на предприятииметодика, применение которой дает возможность рассчитать величину дохода предприятия, зависящую от степени активности его ИДкомбинированный метод прогнозирования с целью определения доходности продуктовых инноваций в будущемпорядок разработки стратегии обеспечения доходности инновационной деятельностиалгоритм формирования стратегических альтернатив, который позволит осуществлять выбор наиболее рациональной стратегии, повышающей доходность новых продуктов. Внедрение разработанных автором рекомендаций и методических положений позволит обоснованно подходить к построению стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности и разработать действенные механизмы приспособления предприятий пищевой промышленности к изменяющейся рыночной ситуации.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях и научных семинарах в Санкт-Петербурге (1996), Пензе (1996), Старом Осколе (1997), Воронеже (1998, 1999гг.). Разработанные методические положения и рекомендации по построению стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности нашли практическое применение на пищевых предприятиях г. Воронежа, что подтверждено соответствующими актами и справками о внедрении. Отдельные положения диссертационной работы, а именно метод исследования зависимости дохода от уровня активности ИД и методика комплексной оценки риска, были внедрены в учебный процесс и используются в Воронежской государственной технологической академии при подготовке экономистов специальности 06.08.00. «Экономика и управление предприятием» по курсу «Инновационный менеджмент» .

На защиту выносятся следующие положения: сущность и содержание инновационной деятельности, проводимой на предприятиях пищевой промышленностисодержание стратегии обеспечения доходности ИД и ее место в системе стратегий предприятияметод исследования зависимости дохода от уровня активности ИДсистема обеспечения доходности продуктовых инноваций и метод прогнозирования доходности новых продуктовпорядок разработки стратегии обеспечения доходности ИД с учетом фактора риска и методика выбора рациональной стратегии.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ в сборниках научных трудов, материалов конференций в городах Санкт-Петербург (1996), Пенза (1996), Старый Оскол (1997), Липецк (1997), Воронеж (1997;1999), научно-практическом вестнике «Энергия» (1999).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследование сущности и содержания инновационной деятельности показало, что только единство всех составляющих элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций позволит достичь ее успешного проведения на пищевых предприятиях, повысить их доходность. С учетом особенностей проведения ИД на предприятиях пищевой промышленности, она представляет собой деятельность по доведению научно-технических разработок, связанных с производством экологически безопасных новых пищевых продуктов массового и лечебно-профилактического назначения, с созданием новых технологий для выпуска высококачественной продукции, с разработкой технологических процессов для сокращения длительности производственного цикла, сохранения сельскохозяйственной продукции, ресурсосберегающего, безотходного производства и т. д. до практического использования. Анализ особенностей проведения ИД на предприятиях пищевой промышленности позволил автору определить, что часть из них обеспечивают прибыльность, другие приводят к снижению доходности. Кроме этого, уточнено понятие «инновация». На основе предметного подхода рассмотрены их виды. Выделены основные типы инновационной деятельности, ее инфраструктура и организация на производстве.

2. Исследование стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности показало, что это функциональная, комбинированная стратегия, которая занимает ведущее место в системе стратегий предприятия. Представляет собой план действий по обеспечению предприятия доходом от ИД, всесторонне учитывает финансовые возможности предприятия, объективный характер внешних и внутренних факторов. Данная стратегия тесно связана с инновационной и финансовой стратегиями и является частью стратегии обеспечения доходности предприятия. Автором определена главная цель стратегии, которая заключается в получении максимальной отдачи от любого вида ИД при минимально возможных затратах на нее. Уделено внимание ее задачам, среди которых проведение единой инновационной политики, выявление резервов и мобилизация ресурсов для проведения активной инновационной деятельности, разработка текущих и перспективных планов и программ ИД, обеспечение предприятия квалифицированным персоналом. Выявлены способы и действия по достижению главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими, выявление решающих направлений деятельности, связанной с инновациями и сосредоточение усилий на их выполнении, объективный учет реального финансового положения предприятия, вызванного проведением активной ИД, маневрирование и борьба за инициативу для достижения превосходства над конкурентами за счет проведения активной ИД и т. д. Рассмотрены основные детерминанты, которые должны быть учтены при выборе и реализации стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности. Выявление, классификация и оценка приоритетности факторов, оказывающих влияние на доходность инновационной деятельности, дали возможность автору обратить особое внимание на наиболее важные из них, определить, какие из приоритетных факторов оказывают значительное влияние на продуктовые инновации, учесть это при разработке стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности.

3. Разработанные методические положения исследования зависимости дохода предприятия от степени активности его инновационной деятельности позволили определить, что последняя может быть охарактеризована с помощью интегрального показателя — уровеня активности инновационной деятельности. Он рассчитывается на основе ряда частных показателей, характеризующих инновационную деятельность объекта. Предложена методика, позволяющая проводить оценку данного показателя. Установлена и проверена на фактических данных зависимость дохода от степени активности ИД. Выяснено, что с повышением степени активности ИД наблюдается рост части дохода предприятия, полученной от ее проведения. Кроме этого, разработана и апробирована методика, позволяющая проводить углубленное исследование активности ИД путем определения уровней активности отдельных видов ИД, а именно: научно-исследовательской, конструкторской, технологической и организационно-управленческой.

4. Создана система обеспечения доходности продуктовых инноваций, представляющая собой комплекс средств, действие которых направлено на работу по повышению доходности новых продуктов. Данная система является сложной и детерминированной, характеризуется целенаправленным, активным поведением с обратной связью. Определены свойства данной системы, рассмотрены ее подсистемы: обеспечивающая, управляющая, функциональная и их компоненты. Особое внимание уделено реализующей подсистеме, поскольку она позволяет выполнять относительно независимые функции и цели, направленные на обеспечение доходности продуктовых инноваций. Автором дана подробная характеристика компонентов и элементов данной подсистемы, рассмотрены их взаимосвязи.

5. Обоснован порядок разработки стратегии доходности инновационной деятельности, в котором увязаны цели, связанные с обеспечением доходности ИД с общими целями предприятия. Отличительной чертой является комплексный, скоординированный подход. Дана развернутая характеристика каждого блока, входящего в алгоритм. Определены миссия и цели предприятия в области доходности, проведен стратегический анализ, отличительной чертой которого является анализ внутренних факторов доходности продуктовых инноваций в дополнение к традиционным видам анализа, даны рекомендации, связанные с реализацией стратегии по разработке планов действий, принятием, выполнением и контролем стратегических решений. Порядок разработки стратегии был апробирован. Разработан и проверен на практике алгоритм формирования стратегических альтернатив и выбора рациональной стратегии, повышающей доходность предприятия, с использованием экономико-математических методов. При построении алгоритма были использованы элементы абстрактнологического метода. Отличительной чертой является учет особенностей освоения и внедрения новых пищевых продуктов.

6. Определена необходимость в прогнозировании доходности продуктовых инноваций с помощью предложенного диссертантом комбинированного метода, представляющего собой сочетание трех методов: метода экспертных оценок, экстраполяции и статистического метода в сочетании с интерполяцией. За счет свойства синергичности, которым обладает комбинация элементов, повышается степень прогноза. Разработан способ согласования оценок прогнозируемой величины, полученной в результате расчетов, который учитывает недостатки и достоинства каждого из элементов, входящих в данный метод прогнозирования. Спрогнозирована доходность двух новых продуктов — йогурта фруктового (АООТ «Молочный комбинат «Воронежский») и батона йодированного (АООТ «Хлебозавод № 6»).

7. Выявлены типы и виды рисков, которые могут возникнуть при разработке стратегии обеспечения доходности инновационной деятельности, вызывающие их причины. Определен процесс управления риском, дана характеристика каждого этапа. Особое внимание уделено блоку, включающему комплексную оценку риска инновационной деятельности. Разработанная методика, дает возможность определить, основываясь на качественном и количественном анализах, вероятность достижения доходности определенного уровня по новому продукту. Методика прошла апробацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Воронина М. В. Развитие и размещение производства тары и упаковки для предприятий перерабатывающей промышленности АПК. // Пищевая промышленность. 1998. -N4. — с. 74−76.
  2. В.Д. Инфляция и методы ее регулирования. // ЭКО. 1999. -N7.c.32−42.
  3. Ю.П. Методы оценки экономической эффективности технического прогресса. // Материалы научно-технической конференции «Экономические проблемы современного НТП». Воронеж: ВПИ, 1972. — с. 23 -25.
  4. Ю.П. Организация ускоренного освоения новых изделий в условиях становления рыночных отношений. Воронеж: Гос.техн.ун-т, 1995. -202 с.
  5. Ю.П., Ермишина Н. И. Влияние технического прогресса на повышение экономической эффективности производства. // Материалы научно-технической конференции «Экономические проблемы современного НТП». -Воронеж: ВПИ, 1972. с. 25 — 26.
  6. Ю.П., Шипилов Ю. А., Ткаченко И. А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Воронеж: ВВП1П, 1997. — 50 с.
  7. Ю.П., Артеменко В. Б. Зависимость дохода от уровня активности ИД // Научно-практический вестник «Энергия». 1999. — № 1−2. — с.88−96.
  8. Ю.П., Артеменко В. Б. Порядок разработки стратегии обеспечения доходности ИД. // Научно-практический вестник «Энергия». 1999. -№ 3. — с.73−81.
  9. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  10. В.Б., Анисимов Ю. П. Система обеспечения доходности продуктовых инноваций. // Материалы 37 отчетной научной конференции. -Воронеж: ВГТА, 1999. с. 110−113.
  11. В.Б., Емцова И. И. Особенности проведения инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности. // Материалы 36 отчетной конференции. Воронеж: ВГТА, 1998. — с.119.
  12. И., Колли Ж-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французкая, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. т.2: Пер. с французкого. — М.: Международные отношения, 1994. — 720 с.
  13. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  14. С.Д., Гурвич Ф. Г. Метод экспертных оценок. М.: Статистика, 1981.-258 с.
  15. В., Прокопьев Г. Повысить методический уровень экономических исследований в агропромышленном производстве. // АПК: экономика, управление.-N11.-с. 21−25.
  16. И.Л. Нововведения и барьеры на их пути. // Экономическое сотрудничествостран членов СЭВ. — 1990. — N3. — с.61−64.
  17. И.Л. Распространение нововведений в условиях рыночных отношений. // Машиностроитель. 1991. — N6. — с. 1−4.
  18. В.А. Инновационная фирма: корпоративная стратегия и организационная структура// ЭКО. 1996. -N5. — с. 163−171.
  19. К. Основы стратегического менеджмента / Под ред. Зайцева Л. Г. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 175 с.
  20. А.В. Оценка эффективности научно-технических разработок. // Пищевая промышленность. 1996. -N7. — с.22.
  21. В.П., Галь В. В., Казаков А. П., Морошкин В. А. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. Методическое пособие. М.: ЦИПКК АП, 1997.- 106 с.
  22. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 343 с.
  23. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.
  24. В.К. Новые продукты питания новые возможности. // Хлебопечение России. — 1999. — N1. — с.21.
  25. А.П., Вещунова H.JI. Служба главного технолога. JL: Лен-издат, 1985. — 144 с.
  26. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.:Институт международного права и экономики. Изд — во «Триада ЛТД», 1996. — 384 с.
  27. Виханский О С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
  28. О.С., Наумов А. И. Менеджмент.человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. М.: Гардарика, 1996. — 416 с.
  29. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. — 386 с.
  30. Ю.Н. Оценка риска аудита и бизнеса. // Бухгалтерский учет. 1996,-N6.-с. 27−29.
  31. Ю.Н. Риски, присущие бизнесу. // Бухгалтерский учет. -1995.-N4.-с. 29−31.
  32. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1995.-501 с.
  33. Гиляровская Л. Т, Ендовицкий Д. А. Регулирование риска в долгосрочном инвестировании. // Бухгалтерский учет. 1996. — N12. — с. 48−52.
  34. В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. — 224 с.
  35. Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для техн. Вузов. Таганрог: ТГРТУ, 1998. — 132 с.
  36. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. Киев: Изд-во КГУ, 1998. — 267 с.
  37. Т.Ю., Третьяков В. А. Стратегия предпринимательства. -СПб.: Знание. 1992. 325 с.
  38. М.В. Методология проектного анализа и инновационная деятельность. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1999. — N1. — с. 3−24.
  39. В.Б., Масленникова О. А. Ключевые аспекты формирования научно-технической стратегии. // Пищевая промышленность.1996. -N2. с. 14−16.
  40. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учебное пособие. / Под ред. В. Н. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  41. П.Ф. Инновации и предпринимательство. М.: СП"Бук Чембер Интернешнл", 1992. — 536 с.
  42. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП’Ъук Чембер Интернешнл", 1992. — 412 с.
  43. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. гл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. -368 с.
  44. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА — М, 1996. — 416 с.
  45. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. / Учебное пособие. М.: Изд-во «Финпресс», 1998. — 192 с.
  46. В.И. О состоянии и перспективах развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Российской Федерациии. // Пищевая промышленность. 1996. — N7. — с. 4 — 7.
  47. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр"Маркетинг", 1997, — 195с.
  48. Т.В. Тенденции в использовании упаковочных материалов. // Молочная промышленность. 1999. — N4. — с.9−11.
  49. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.:Наука, 1997. — 560 с.
  50. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудии и др. / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  51. Инструкция по составлению государственной статистической отчетности по форме № 2 инновация «Сведения о технологических инновациях предприятия (организации)», утвержденная постановлением Госкомстата России от 03.08.98 года, № 80.
  52. Инструкция по составлению государственной статистической отчетности по форме № 1 технология «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий», утвержденная постановлением Госкомстата России от 03.08.98 года, № 80.
  53. Йоннер Томас Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — с. 83−89.
  54. . Деловая стратегия. М.: Финансы и статистика, 1990. — 178с.
  55. Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. -М.: Экономика, 1993. 252 с.
  56. М.П. Переход к экономике инновационного типа. // ЭКО, — 1999,-N5. с. 16−18.
  57. В.Б. Обобщающий показатель экономической эффективности производства в системе оценок эффективности инвестиций. // Пищевая промышленность. 1997. — N9. — с.38−39.
  58. В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 432 с.
  59. Г. В. Прогрессивные технологии создания экономически чистых продуктов. // Пищевая промышленность. 1996. -N12. — с.25−26.
  60. А.П., Поландова Р. Д. Главный научный центр хлебопекарной промышленности ГОсНИИХП. // Хлебопечение России. 1999. — N1. — с.4−5.
  61. А.П., Чубенко Н. Т. Проблемы увеличения производства конкурентоспособной продукции. // Хлебопечение России. 1999. — N3. — с.3−5.
  62. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  63. О.Н., Макеев Б. А., Большаков О. В. Определение основных направлений инновационной политики, а АПК. // Пищевая промышленность. -1996. N7.-с. 36−37.
  64. А.А. Основные задачи кибернетического маркетинга. // Пищевая промышленность. 1998. — N7. — с. 22−23.
  65. Н.А. За здоровое и качественное питание. // Молочная промышленность. 1999. — N2. — с.29−31
  66. И.Г. Наука и эффективность общественного производства. // Вопросы философии. 1966. — N5. — с. 4 -13.
  67. Ю.Г. Оценка фактора риска в инвестиционных расчетах. // Бухгалтерский учет. —1995. N6. — с.22−27
  68. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1998. — 223 с.
  69. Н.Н. Проблемы совершенствования качества продуктов питания. // Пищевая промышленность. 1996. — N12. — с.20 — 21.
  70. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: ВО «Наука», 1993.-448 с.
  71. И .Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебное пособие для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. -400с.
  72. И.Я. Методы анализа рисков инвестиционных проектов. // Финансы. 1998. — N8. — с.59 -61.
  73. Льюис, Колин Д. Методы прогнозирования экономических показателей / Пер. с.англ. М.: Финансы и статистика, 1986. — 130 с.
  74. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  75. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия требование времени. // ЭКО. — 1998. — N11. — с. 14 — 23.
  76. О.А., Дасковский В. Б. Некоторые аспекты формирования финансовой стратегии в сфере науки АПК. // Пищевая промышленность. -1997. N3. — с. 14−15
  77. Математические методы в экономике: Учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: ДИС, 1998. — 367 с.
  78. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.В. И. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. — 379 с.
  79. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА- М, 1997. — 240 с.
  80. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу. М.: ФБК-Пресс, 1998. — 504 с.
  81. Менеджмент организации. Учебное пособие. З. П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА — М, 1997. — 432 с.
  82. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  83. Микаэл П Тодаро Экономическое развитие, М.: ИНФРА-М, 1997.631 с.
  84. А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал. Учебное пособие для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации руководящих кадров и специалистов. М.: Изд -во ВШЭ, 1997. — 209 с.
  85. В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. М. Наука, 1994.-233 с.
  86. И.Д., Сидельников В. М., Панин А. У. Об использовании производственного потенциала на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. -1996. N9. — с.15−17.
  87. Г. В. Инновации в системе факторов экономического роста в рыночной экономике. // Социально-политический журнал. 1998. — N4. -с.154- 156.
  88. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент): Учебное пособие / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 528 с.
  89. А.У. Законы формирования и предпосылки функционирования хозяйственного механизма. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. — 88 с.
  90. Петр Шеко Инновационный хозяйственный механизм. // Проблемы теории и практики управления, — 1999. N2. — с. 71−78.
  91. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд — во СПб ун-та экономики и финансов, 1992. — 127 с.
  92. А.И. Финансы пищевой промышленности. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 360 с.
  93. Подъяблонская J1.M. Финансовое состояние перерабатывающих предприятий АПК в условиях рынка. // Финансы. 1999. — N4. — с. 18−21.
  94. Р.Д., Малышев С. Д., Атаев А. А. Развитие ассортимента профилактических и лечебно-диетических хлебобулочных изделий с подсластителями. // Хлебопечение России.- 1999. N2. — с. 39−40.
  95. С.Ю., Яковлев Ю. Н. Об оценке риска инвестиционных проектов // Бухгалтерский учет. 1996. — N8. — с. 67−71.
  96. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. -М.:Международные отношения, 1993. 896 с.
  97. Порядок разработки бизнес-плана. Риск. Прогнозирование. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберг Б. А. М.: ИНФРА-М, 1997. — 720 с.
  98. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 237 с.
  99. Промышленность Воронежской области в 1991 1997 г. г. Статистический сборник. Официальное издание Госкомстата России. -Воронеж, 1998. — 145 с.
  100. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997. — 496 с.
  101. Рогер Фаснахт Стратегическое пространство для альтернатив маркетинговых решений. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — N5. -с.86
  102. В.П. Как рассчитать цену на НТ продукцию. М.: Финансы и статистика, 1993. — 241 с.
  103. И., Рожнов В. Экономические проблемы научно-технического прогресса в АПК. // АПК: экономика, управление. 1996. — N4. — с. 18 — 24.
  104. . Инновации как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. — 397 с.
  105. В.Н. Анализ состояния пищевой отрасли и меры по выводу ее из кризиса. // Пищевая промышленность. 1996. — N10. — с. 2−11.
  106. В.Н. Итоги работы пищевой промышленности России за 1996 год. II Пищевая промышленность. -1997. N4. — с. 2−8.
  107. В.Н. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности России за 1997 год. // Пищевая промышленность. -1998. N4. — с. 410.
  108. И.Д. Управление финансовыми рисками. // Финансы. -1998.-N12.-с. 6−9.
  109. И.Д. Методы анализа финансового риска. // Бухгалтерский учет. 1996. -N6. — с. 54−56.
  110. Е.И. Научное обеспечение перерабатывающих и пищевых отраслей АПК России. // Пищевая промышленность. 1996. — N7. — с. 16−18.
  111. Системный анализ и структуры управления (Книга восьмая). / Под общ. ред. проф. В. Г. Шорина. М.: Знание, 1975. — 304 с.
  112. Словарь терминов современного предпринимателя / Белухина С. Н., Макеева З. П., Морковкин В. В., Прохорова И. А., Шишкин А. В. / Под ред. Морковкина В. В. М.: Радикс, 1995. — 432 с.
  113. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. /Под ред. Л. М. Гохберга. М.: Центр исследований и статистики науки, 1996. -589с.
  114. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд — во ЭКМОС, 1998. — 440 с.
  115. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисловие и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989. -271с.
  116. Теория прогнозирования и принятия решений. / Под ред. Саркисяна С. А. М.: Высшая школа, 1997. — 351 с.
  117. А.И. Математическое моделирование и анализ конкурентов в сфере НИОКР. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. N1. — с.107−118.
  118. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Ис-скуство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с.
  119. В.А. Экономические оценки, связанные с управлением бо ьшими системами. // Автоматика и телемеханика. 1967. — Nl.-c. 14−24.
  120. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — N4. — с. 104 -109.
  121. И.С., Фролова Г. К., Шифман З. Б., Климкина Н., Пименов С. В. Оптимизация ассортимента продукции при вариантном подходе к формированию себестоимости. // Хлебопечение России. 1999. — N1. — с.9−12.
  122. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. — 144с.
  123. Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997. — 400 с.
  124. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. — 208 с.
  125. М.А. Доходы предпринимателя. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  126. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнесс-школа Интел-Синтез», 1998. — 600 с.
  127. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. -М.: ЗАО «Бизнесс-школа Интел-Синтез», 1997. 304 с.
  128. Р.А. Система менеджмента: Учебн.-практ. пособие, 2-е изд. М:"Бизнесс-школа Интел-Синтез", 1997. — 350 с.
  129. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов, Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.- 518 с.
  130. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
  131. Финансово-кредитный словарь. / В 3-х томах. / Гл. ред. В. Ф. Гарбузов. 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1994. — 497 с.
  132. Финансы предприятий: Учебное пособие для студентов вузов по специальности ««Экономика и управление на предприятии». / Е. И. Бородина,
  133. Ю.С.Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова. / Под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 207 с.
  134. В.К., Иванова Т. В., Ковалева Т. Ю., Фиреов Г. В. Моделирование приеоздании и производстве кисломолочных продуктов. // Молочная промышленность. 1999. — N5. — с.37−42.
  135. Р., Петере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. — 156 с.
  136. К., Короткое Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.-224 с.
  137. А.И. Антикризисное управление хозяйственной деятельностью предприятия в системе хлебопродуктов при формировании рыночных отношений (теория, методология, практика). Воронеж: Изд- во «Истоки», 1998.-254с
  138. А.И. Проблемы стабилизации и экономического роста на предприятиях системы хлебопродуктов (теория, методология, практика): Дис-сертиция д.э.н. М.: ВГТА, 1999. — 47 с.
  139. А.Н., Новодворский В. Д. Доход как учетная категория. // Бухгалтерский учет. 1998. — N6. — с. 99−106.
  140. М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992. — 283 с.
  141. М., Ходыйски А. Инновационность малых предприятий. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1997. — N2. — с.56 — 62.
  142. В.Д. Основные направления реконструкции и технического перевооружения хлебопекарных предприятий. // Хлебопечение России. -1999.-N2.-c.6−9.
  143. В.А. О развитии пищевой промышленности в сложившихся условиях рыночной экономики. // Пищевая промышленность. 1997. — N8. — с. 16−17
  144. Е.М. Статистические методы прогнозирования. Изд-во 2-е, перераб. И доп. М.: Статистика, 1977. — 271 с.
  145. ШепелеваЕ.В., Зобкова А. А. Методы контроля качества. // Молочная промышленность. 1999. — N5. — с. 17−19.
  146. Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры).- М.: Прогресс, 1982. 563 с.
  147. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. В. Д. Камаева, М.: Изд-во МГТУ, 1993. — 464 с.
  148. Экономика пищевой промышленности. / Г. В. Кружков, В.3.Каган, Р. В. Самойлов и др. М: Пищевая промышленность, 1979. — 415 с.
  149. Экономика предприятия. Учебник для вузов. / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горкинфеля, проф. Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
  150. Экономическая стратегия фитмы. / Под ред. Градова А. П. М.: СПб, 1995.-414 с.
  151. М.В., Евланова Н. А. Анализ деятельности хлебокомбината. // Хлебопечение России. 1999. -N3. — с.9−10.
  152. A.M. Искусство активной продажи продукции. // Пищевая промышленность. 1998. — N8. — с. 6−10.
  153. A.M. Диверсификация предпринимательской деятельности- необходимое условие успеха. // Маркетинг. 1997. — N5. — с.64 -71.
  154. A.M. Маркетинг информации и ее роль в успешной деятельности предприятия. // Пищевая промышленность. 1998. — N7. — с. 9 — 12.
  155. Реагсе J.A., Robinson R.B.Jr. Strategic Management, 2nd ed. (Homewood, Richard D. Irwin, 1985).
  156. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. (N.Y.: Free Press, 1980).
  157. Smith G.D., Arnold DR., Bizzell B.G. Business Strategy and Policy, 2 nd ed. (Boston, Ma.: Hoghton Mifflin, 1988).
  158. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. (San Francisco: Jossey Bass Publishers, 1985).
Заполнить форму текущей работой