Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация органов власти в Астраханской губернии в период между февральской революцией и установлением Советской власти в феврале 1918 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сборнике уже не отрицается сотрудничество Советов с Губернским исполнительным комитетом и Комитетом Народной Власти, но оно подается как результат «изменнической политики меньшевиков и эсеров». Причем в своем стремлении оградить непорочное имя организации РСДРП (б) от подозрения в соглашательстве, составители сборника порой противоречат сами себе. Так, вопрос об участии большевиков в Городской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Расстановка социально-политических сил в Астраханской губернии в феврале-марте 1917 года
  • Возникновение новых органов власти
  • ГЛАВА II. Деятельность органов самоуправления губернии в апреле-сентябре 1917 года
  • ГЛАВА III. Борьба за власть в Астраханской губернии на завершающем этапе Революции в период с октября
  • 1917 по февраль 1918 годов

Трансформация органов власти в Астраханской губернии в период между февральской революцией и установлением Советской власти в феврале 1918 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выявление и осмысление места и роли региональных органов власти в управлении страной относится к числу наиболее актуальных проблем отечественной истории. События революций 1917 года и Гражданской войны в России, ставшие переломными в истории нашего Отечества, дают историкам богатейший материал для исследования центробежных и центростремительных тенденций, борьба между которыми ярко проявилась на фоне общегосударственного кризиса. Кроме того, Февральская революция высвободила небывалую политическую активность масс, нашедшую отражение в скачкообразном развитии демократических структур. А поскольку, народ России не имел прежде другого опыта самоуправления, кроме созданных самодержавием земства и городских дум, то можно говорить о рождении после февраля 1917 года совершенно новых для нашей страны общественных институтов.

В этом свете очень важным является рассмотрение процессов возникновения, деятельности и распада местных органов власти в Астраханской губернии в период между Февральской революцией и установлением контроля над губернией Советом Народных Комиссаров, поскольку очевидна их взаимосвязь с процессом развития гражданских инициатив в обществе, находившейся в то время в стадии крупных общественных трансформаций вообще, в том числе и в региональном аспекте. Эволюция местного самоуправления именно в данном регионе, представляется нам имеющей особенный интерес в силу того, что специфика его географического положения, производственных отношений и национального состава населения, привели к тому, что политический процесс на его территории пошел по пути, имеющему значительные отличия от характерного для Центральной части страны и Среднего Поволжья. Исследование процесса трансформации органов власти в Астраханской губернии накануне и в первые месяцы после февральской буржуазной революции, требует учета целого ряда существенных особенностей этого региона, повлиявших на события 1917 года.

Первая из этих особенностей заключалась в занимаемой губернией огромной территории. Она была четвертой по величине в России. На севере она граничила с Саратовской и Самарской губерниями, на востокес землями Уральского казачьего войска, на юге — с Терской областью и Ставропольской губернией, на западе — с землями войска Донского и частью Саратовской губернии. В ее состав входили, пять уездов: Астраханский, Енотаевский, Красноярский, Царевский и Черноярский и как самостоятельные административные единицы Калмыцкая и Киргизская (Казахская) степи. Общая площадь Астраханской губернии составляла 189 663 кв. версты (что сопоставимо с размерами современной Франции)1. Из этого видно, что речь идет о территории, занимаемой в настоящее время несколькими субъектами Российской федерации и независимыми государствами. По данным губернского статистического комитета за 1915 год, население Астраханской губернии составляло 1 430 827 человек2. Кроме того, ежегодно прибывали большие массы сезонных рабочих.

Вторая особенность состояла в том, что в Астрахани находился центр Астраханского казачьего войска, одного из старейших, многочисленнейших и богатейших в России. Накануне Мировой войны его численность составила 39 401 казаков3. Несмотря на то, что основная часть сил войска во время войны находилась на фронте, казачья бригада продолжала дислоцироваться в губернии. Это было и славнейшее в прошлом казачество. Поволжские казаки составляли ядро дружины Ермака, активно участвовали в восстаниях Степана Разина, Ивана Болотникова, Емельяна Пугачева, атамана Заруцкого и многих других. Астра-ханскии казачии полк стал одним из первых гвардейских полков, создан.

1 Статистический обзор Астраханской губернии за 1914 г. Астрахань 1915. Стр. 3.

2Там же., Стр. 4.

3 Л. Е. Вереин. Борьба за установление советской власти в Астрахани. Астрахань 1957. Стр. 32. ных в XVIII веке. Земли войска, часть которых находилась даже в Самарской и Саратовской губерниях, со всех сторон были окружены казачьими областями и краями, образуя вместе с ними своеобразный оборонительный пояс России. Пояс, известный традиционной вольницей и щедро задобренный пожалованиями от царского режима. Влияние казачьей верхушки в губернии было весьма высоко. Посты губернатора и наказного атамана обычно совмещались. В феврале 1917 года их занимал генерал Соколовский. Городским головой также зачастую становился один из казачьих генералов.

Третья особенность определялась тем, что этот большой регион находился вдалеке от политической жизни центра страны, а в зимнее время значительная его часть оказывалась фактически изолированной. Если: летом сообщение осуществлялось по воде с портами Каспийского моря, селами и городами губернии и с губернскими городами Поволжья, то зимой льды пресекали этот путь сообщения. С запада от Кубани и Дона Астрахань отделяли малонаселенные калмыцкие степи, с востока от Урала — казахская полупустыня. Единственным путем, связывавшим зимой Астрахань с центральными губерниями, была Астраханско-Саратовская ветка Рязано-Уральской железной дороги, на которую тяготы военного времени и последовавшая разруха в стране оказали губительное воздействие. Попутно отметим, что именно на зимние периоды относительной изоляции приходятся наиболее сильные вспышки борьбы за власть в губернии, прозванной местными историками «родиной трех контрреволюций». Видимо этим объясняется тот факт, что динамика исторических процессов, имевших место в губернии, во многом отличалась от той, что была свойственна соседним губерниям, окруженным землями, тесно связанными с центром страны.

Изоляция губернии в зимнее время наносила удар и по экономике региона, так как она была замкнута на торговлю с центральными губерниями. С одной стороны, Астраханская губерния поставляла на внутрироссийский и внешний рынки большое количество рыбопродуктов, соли, мяса, продуктов виноградарства, овощеводства и бахчеводства, с другой зависела от поставок хлеба. Так, в 1915 году только из одной Астрахани было вывезено пароходами и по железной дороге 1 706 161 пудов плодов и овощей, не считая переработанных на консервных заводах и 500 мелких томатных производствах1.

В то же время, все уезды губернии, за исключением Царевского, относились к ввозящим хлеб. Именно хлеб, основной продукт питания го-родскои бедноты, легко сохраняемый и дозируемыи, оставался тем рычагом, который мог вызвать голодные волнения в городе. Особенно страдали от перебоев в снабжении занятые более в путину и в страду, работники рыбной, консервной, бондарной промышленности и прочие сезонники.

Четвертая особенность Астраханской губернии заключалась в своеобразном национальном составе ее населения. Местоположение губернии на перекрестке караванных путей и на границе волжской поймы со степью, привело к тому, что на ее просторах народы непрестанно перемешивались на протяжении многих веков. Этот процесс, взяв начало еще во времена Великого переселения народов, продолжался почти непрерывно до исследуемого периода. В связи с этим укажем, что калмыки и казахи переселились на занимаемые ими в настоящий момент земли лишь в XV.

— XVIII вв., а крупные миграции населения внутри царской России особенно активизировались после отмены крепостного права.

Таким образом, в губернии сложилась ситуация, при которой все национальные общины чувствовали себя в равной степени пришлыми или в равной степени автохтонными. Так, по данным на 1915 год в губернии насчитывалось: русских — более 713 500 человек, казахов — свыше 353 700, украинцев — около190 200, татар — 101 600, калмыков — 147 200, белорусов.

— 3270, поляков — 2200, евреев — почти 3500, армян — 10 860, немцев — 480,.

1 Л. Е. Вереин. Борьба за установление советской власти в Астрахани. Астрахань 1957. Стр 22. иранцев — более 1300 человек. Русское население составляло большинство -56,33%.

Но, несмотря на столь богатую национальную палитру, губерния за всю свою почти четырех вековую историю, не знала межнациональных конфликтов. И в событиях революций 1917 года и Гражданской войны в губернии, различные организации созданные по национальному признаку, зачастую выступали объединенным фронтом. Так, в частности, в ноябре — декабре 1917 года, в Астраханское казачье войско, ставшее ядром антибольшевистской коалиции, были в полном составе зачислены калмыки. Была открыта, вопреки корпоративным принципам, свободная запись в казаки всех желающих, независимо от национальной и религиозной принадлежности.2 :

По нашему мнению, в свете всего вышеизложенного, было бы целесообразно выделить на политической карте России того времени, Астраханскую губернию, как отдельный регион. Возможно, правомерно было бы приравнять этот термин к понятию «Нижнее Поволжье», если бы он не охватывал так же обширную территорию прикаспия, калмыцких и казахских степей. Поэтому, во избежание путаницы, мы продолжим использовать термин «Астраханская губерния», не отождествляя его с тем, что представляет собой Астраханская губерния в настоящее время.

Степень разработанности проблемы исследования. В вопросе изучения процессов, протекавших в Астраханской губернии в описываемый период, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. В то время как революционные события подвергалась активному рассмотрению во всех аспектах, региональные структуры самоуправления, возникавшие по всей стране в 1917, году были надолго вычеркнуты из отечественной истории (кроме, естественно, Советов). Для астраханских же событий в официальной исторической науке долгое время не находилось места вовсе.

1 Статистический обзор Астраханской губернии за 1915 г. Астрахань1916. Стр 5.

2 Л. Е. Вереин. Борьба за установление советской власти в Астрахани. Астрахань 1957. Стр. 76.

Причиной этого странного факта нам представляется то, что события эти были очень неудобны для трактовки в свете прежних взглядов на революцию. Немаловажную роль сыграло и полное засекречивание архивных фондов существовавших в 1917 году на территории Астраханской губернии органов власти, что косвенно подтверждало бы первый тезис, если бы аналогичная судьба не постигла бы подобные документы по всей стране.

В то время как в стране и за рубежом появлялось огромное количество публикаций, посвященных истории революций 1917 года и Гражданской войны, об астраханских событиях практически ничего не издавалось. И это при том, что были еще живы многие участники событий. Мемуарная литература вообще составила огромный пласт историографии первого периода изучения истории революции, датируемый промежутком от 1917;го года до середины 30-х годов. Для советских авторов этого периода свойственно в основном неразделение Февральской и Октябрьской революций и подача их как непрерывного революционного процесса. Ошибкой, свойственной, как советским, так и западным историкам, стало навеянное трудами непосредственных участников событий «с обеих сторон баррикад», представление о России описываемого периода, как о некоей монолитной структуре, в которой все процессы имеют всеобщий характер и протекают повсеместно одинаково. Но огромные размеры страны, ее многонациональное население, региональные географические и экономические различия, а так же слабое развитие инфраструктуры, превращали Российскую Империю в настолько противоречивый и плохо скоординированный конгломерат, что возможность присваивать каким-либо процессам глобальное значение, представляется сомнительной. Тем более беспочвенными кажутся и заявления о том, что руководители партий держали руку на пульсе многочисленных регионов страны.

Обилие публикаций, посвященных революциям 1917 года, уже в 20-е годы потребовало их систематизации. Первая попытка подобного рода была осуществлена известным политическим деятелем и публицистом С. Л. Данишевским. Он составил и в 1926 году издал «Систематический указатель литературы по истории русской революции"1. У него нашлись и продолжатели. В 1927 г. в свет вышел каталог, специально посвященный Февральской революции. Но ни в том, ни в другом, не упоминается ни одной работы, посвященной событиям 1917 года в Астрахани. После продолжительных поисков нам удалось найти в только одну книгу, непосредственно рассказывающую об установлении власти советов в Астрахани. Это сохра-нившийся в одной из личных библиотек, изданный в 1925 году в Астрахани сборник воспоминаний «Астрахань в январские дни 1918 г."3. Но, к сожалению, мемуары людей, принимавших непосредственное участие в политической борьбе 1917;1918 годов в Астраханской губернии, описывают в вышеупомянутом сборнике лишь небольшой отрезок времени, предшествующий установлению Советской власти в Астрахани, связанный с подготовкой и подавлением казачьего мятежа января-февраля 1918 года.

Тем более сложно было подойти к освещению этих проблем исследователям во время второго этапа развития советской историографии революций 1917 года, порожденного правкой истории в свете «Краткого курса». К тому же Астраханский край был включен в состав Сталинградской области. Тем самым из центра одной из крупнейших губерний страны, Астрахань превратилась в один из рядовых областных городов. По вполне понятным причинам центральное значение в изучении истории региона приобрели события в Царицыне и упоминания о том, что этот город во время Гражданской войны и революций, вовсе не являлся центром Нижнего Поволжья, стали нежелательны. Во всяком случае, нам не удалось обнаружить ни одного издания посвященного нашей теме иссле.

1 См.: Систематический указатель литературы по истории русской революции. М. — Л., 1926. С. 152.

2 См.: К десятилетию Февральской революции. М., 1927. С. 16.

3 См.: Астрахань в январские дни 1918 г. Сборник воспоминаний. Астрахань, 1925 г. дования, 30-х или 40-х годов.

Следующий этап исследования этой темы начался только в период, так называемой «хрущевской оттепели». Но, несмотря на то, что доступ к архивам губкомиссара, губернского исполнительного комитета и Комитета Народной Власти был открыт для исследователей, воспользоваться ими авторы «канонических» произведений по истории революционных событий в крае, поставленные в жесткие идеологические рамки, не сочли для себя возможным. В опубликованной в 1957 году работе Л. Е. Вереина «Борьба за установление Советской власти в Астрахани», на 96 страницах текста, нет ни одной ссылки на вышеупомянутые фонды. Из местных архивных материалов упоминаются только статистический обзор за 1914 год (трижды), и два номера газеты «Астраханский листок» за сентябрь 1917 года. Остальные ссылки (больше двадцати), на работы В. И. Ленина.

Естественно, что и предложенная в книге Л. Е. Вереина картина борьбы за власть в Астраханской губернии после Февральской революции, зеркально повторяет процессы, характерные по представлениям советского периода для центра страны. Повторяется ленинский тезис о двоевластии, для подтверждения которого автор именует губернский исполнительный комитет Временным, каковое название было свойственно ему только два дня, в период его формирования, и всячески обходит сведения об участии в нем представителей Советов и сотрудничестве этих двух органов. Задача автора по доказательству этого тезиса осложнялась тем, что материалы самих советов и Астраханской организации РСДРП (б) почти не сохранились (по до сих пор не выясненным причинам).

Описывая результаты прошедших в июне 1917 года выборов в Астраханскую городскую думу, Л. Е. Вереин с удовлетворением отмечает, что более 75% мест в ней получили кандидаты социалистического блока, и среди них шесть лидеров астраханских большевиков1. Но впоследствии.

1 Вереин Л. Е. Борьба за установление Советской власти в Астрахани. Астрахань. 1957. Стр. 39. иначе, как «буржуазной» и «соглашательской» Л. Е. Вереин эту думу не именует.

Более документально обоснованная концепция борьбы за власть в Астраханской губернии появляется в опубликованном в 1958 году сборнике документов «Борьба за власть Советов в Астраханском крае (19 171 920 гг.)1. Несмотря на обилие привлеченного материала, точка зрения, излагаемая в исторической статье, открывающей сборник, очень близка к той, что была высказана в книге Л. Е. Вереина. Кроме него в составлении сборника приняли участие Б. Н. Бабин (ответственный редактор), П. С. Сысоев, И. И. Парфентьев и А. Е. Епишин. Документы губернского исполнительного комитета и губернского комиссара, вошедшие в сборник, составляют в нем не более 2% материалов, архивы же Комитета Народной Власти не используются вовсе. Основной же упор сделан на вырванные из контекста документы отдельных сельских и уездных органов самоуправления, работы В. И. Ленина и отдельные публикации астраханской прессы описываемого периода.

Причем, по нашему мнению, для иллюстрации некоторых своих положений, составителям сборника пришлось пойти на определенные натяжки. Так, среди использованных документов, фигурируют газетные вырезки, взятые из центральных архивов, без указания газет, из которых они сделаны. В некоторых из них речь идет об общенациональных проблемах и их астраханское происхождение, приписываемое авторами, зачастую ни в чем не проявляется. Это тем более кажется странным при учете того, что в распоряжении составителей сборника находились достаточно полные подшивки не менее чем пяти астраханских периодических.

1 См.: Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917;1920 гг.) Сборник документов. Часть 1. Астрахань. 1957 г.

2 Там же. Документы № № 66, 67,68 и др. изданий того времени.

В сборнике уже не отрицается сотрудничество Советов с Губернским исполнительным комитетом и Комитетом Народной Власти, но оно подается как результат «изменнической политики меньшевиков и эсеров». Причем в своем стремлении оградить непорочное имя организации РСДРП (б) от подозрения в соглашательстве, составители сборника порой противоречат сами себе. Так, вопрос об участии большевиков в Городской думе, затронутый в работе Л. Е. Вереина, коллектив авторов, в том числе и он сам, обходят стороной. Публикуется документ Городской думы, послуживший основой для создания Комитета Народной Власти, в котором прямо указывается на предоставление мест в нем представителям Советов и социалистических партий1. Но, несмотря на то, что признается сам факт участия большевиков в Комитете, объясняемый недостаточностью у Совета сил, для немедленного захвата власти, ни один из документов, свидетельствующих об истинном характере этого органа, в сборнике не используется. При этом во вступительной статье роль Комитета Народной Власти однозначно трактуется как провокационная. Он, по твердому убеждению составителей сборника, был «изобретен астраханской буржуазией для обмана трудящихся и недопущения их к власти» .

Тем не менее, авторами обоих вышеуказанных произведений был проделан титанический труд, снявший с событий 1917 года в губернии первый слой покрова тайны и давший изучающим историю края начальное представление о них. Развенчание «культа личности» и рассекречивание широкой архивной базы породило большое количество публикаций аналогичного характера по всей стране.

Но, избавившись от имени Сталина, в ряду основных вождей революции, советская историческая наука не смогла пересмотреть оконча.

1 Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917;1920 гг.) Сборник документов. Часть 1. Астрахань. 1958 г. Документ № 82.

2 Там же. Стр. 25. тельно сформировавшуюся в 30-е и 40-е годы концепцию руководящей и направляющей роли партии большевиков в событиях 1917 года. И эта концепция продолжала оставаться главенствующей на протяжений последующих трех десятков лет. Для этого же периода характерно закрепление представления о Февральской революции, как о некоем малозначительном событии, ставшем лишь одним из шагов на пути к победе Октября. Соответственно и все созданные этой революцией органы, кроме Советов рассматривались как буржуазные и не заслуживающие внимания.

Изучение же революционных событий 1917 года стало развиваться по пути сбора как можно большего количества фактов, призванных иллюстрировать стройную систему представлений о революции в России «по Ленину». Регулярно, к каждой круглой дате выпускались сборники и каталоги, посвященные событиям 1917 года1. Подвергалась более подробному освещению и история борьбы за власть на местах, но изначально заложенные установки на следование генеральной концепции ориентировали авторов на поиск «общего в ущерб особенному» А темой исследований все чаще становилась не сама история, а историография2. Судя по регистрационным листам ГААО, к фондам губисполкома и губернского комиссара не раз обращались еще многие исследователи, но результаты их изысканий нам не удалось обнаружить опубликованными.

С началом перестройки в Советском Союзе интерес к событиям 1917 года получает новый толчок. Публикуются ранее запрещенные труды зарубежных историков и русских эмигрантов. Появляются новые трактовки революционных событий и в работах отечественных исследователей, зачастую даже более радикальные, чем те, которые создавали политические.

1 См. напр.: Водолагин В. М. Октябрьское вооруженное восстание в советской исторической литературе. М. 1967. Так же: Великий Октябрь. К 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. (Советская историография). М., 1987. Так же: Городецкий Е. Н. Советская историография Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 — середина 30-х гг. М., 1981.

2 См. напр.: Историография Великой Октябрьской Социалистической революции и гражданской войны в Поволжье. / Межвузовский сборник/ Куйбышев, 1984. противники в процессе идеологической борьбы1. Но по-прежнему, основной интерес исследователей, как в России, так и за рубежом, был прикован к событиям, происходившим в центре страны2. Но наряду с этим, появляются и попытки взглянуть на революционные события в России через призму восприятия их народными массами на местах. Одними из первых работ, в новом свете рассматривающих процессы, происходившие на периферии в 1917 году, стали труды Г. А. Герасименко, посвященные истории общественных исполнительных комитетов и института.

•з губернских комиссаров в России. В них была предпринята попытка, рассмотреть глубинную подоплеку революционной борьбы, заключавшуюся в стремлении людей обеспечить себе нормальные условия существования. В частности практически впервые были представлены научной общественности такие структуры, как общественные исполнительные комитеты, возникавшие практически по всей стране после свержения самодержавия и ставшие поистине всесословными демократическими органами власти, представлявшие реальную альтернативу унитарной структуре государства, насаждаемой Временным правительством.

Привлек внимание историков и институт, предназначением которого было определение дальнейшей судьбы Российского государства — Учредительное собрание, трагическая судьба которого ознаменовала пресечение, возможно, иного пути развития нашего общества. В работе Л. Г. Протасова, посвященной истории этого органа подробно исследован процесс его подготовки и избрания. В нем в ряде случаев более отчетливо высвечиваются интересы народа, чем в находившихся на поверхности политической жизни выступления радикально настроенных групп. Наглядно демонстрируют политические предпочтения населения регионов и См. напр.: Медведев Р. А. Русская революция 1917 года: победа и поражегние большевиков. М., 1997.

2 См. например.: Пайпс. Р. Русская революция. М., 1994.

3 См.: Герасименко Г. А. Первый акт народовластия в Россииобщественные исполнительные комитеты (1917 г.) М., 1992. Его же: Народ и власть. (1917 год). М., 1995. приведенные автором результаты выборов, ясно показывающие, что в различных губерниях электорат по разному смотрел на будущее России1.

Затрагиваются проблемы формирования местных органов власти и в работах, посвященных истории самоуправления в России в целом. В частности, в работе А. Ю. Шутова «Земские выборы в истории России», заключительная глава посвящена реформе земского и городского самоуправления, разработанной и начатой Временным правительством2. Подробно рассмотрены дискуссии, протекавшие в комиссии, специально созданной для проведения вышеупомянутой реформы. Автор подробно анализирует с юридической и политологической точек зрения законодательные акты, ставшие результатом работы этой комиссии. К сожалению пока мало сведений о том, как эти постановления претворялись в жизнь, икакую роль в событиях на местах сыграли созданные на их основе органы. Да и история отпустила им слишком короткий отрезок времени для того, чтобы быть сформированными и твердо встать на ноги.

Появляются в последние годы и новые диссертационные исследования, посвященные деятельности региональных органов власти, возникших после Февральской революции. Так, в работе Сагалакова Э. А, подробно и всесторонне рассматривается институт комиссаров Временного О правительства. Используются многие ранее не публиковавшиеся источники, анализируется работа всей вертикали комиссариатов. Но приходится все же отметить, что опора на одни только центральные архивные фонды не позволяет, например, увидеть различия в полномочиях и функциях вышеупомянутых чиновников в различных губерниях. Проверка прилагаемой к диссертации таблицы, призванной дать информацию о лицах, занимавших посты губернских комиссаров и их помощников, по Ас.

См: Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М.1997. Табл. 1.

2 См: Шутов А. Ю. Земские выборы в истории России. М. 1997. Гл. 5.

3 Сагалаков Э. А. Институт губернских комиссаров Временного правительства. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. М. РАГС.1997. траханской губернии выявила несколько неточностей, порожденных несоответствием попадавшей в столичные ведомства информации реальному положению дел. Так, первым Астраханским губернским комиссаром Временного правительства в ней назван земский голова М. И. Романов. На самом же деле, к моменту, когда в Астрахань пришла телеграмма о назначении на этот пост земского головы, его, по решению губисполкома уже занимал И. А. Бирюков, и назначение было отменено. После Бирюкова губернским комиссаром стал кадет — В. И. Склабинский, названный в таблице беспартийным социалистом. Меньшевик же Р. А. Аствацату-ров, возглавлявший Астраханский губкомиссариат с сентября 1917 по январь 1918 года, в таблице вовсе не упоминается1. Подобная степень информированности центрального правительства о персоналиях во главе его местных органов, позволяет поставить под сомнение тезис о том, что институт губернских комиссаров являлся исключительно инструментом власти Временного правительства.

В целом приходится констатировать, что история региональных властных структур, возникших в России с падением самодержавия и прекративших свое существование после победы большевиков, в особенности на примере астраханских событий, изучена недостаточно, что и подвигло автора на настоящее исследование.

Цель и задачи исследования

Опираясь на существующую историографическую базу исследований местных структур власти, основываясь на значительном количестве источников, автор поставил перед собой цель провести комплексный анализ развития органов власти в Астраханской губернии 1917 — начала 1918 года. В поле зрения находились три основных властных вертикали, возникших в регионе после свержения самодержавия — общественные исполнительные комитеты, комиссары.

Сагалаков Э. А. Институт губернских комиссаров Временного правительства. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. М. РАГС.1997.Прил. 1.

Временного правительства и Советы рабочих и солдатских депутатов, их трансформация, сотрудничество и борьба за власть в губернии.

Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач: исследовать историографию и источники истории органов власти в Астраханской губернии периода март 1917 — февраль 1918 гг.

— рассмотреть этапы развития вышеупомянутых структур, выявить причинно-следственные связи между качественными изменениями в их составе, функциях и деятельности и изменениями политико-экономической ситуации в стране и губернии;

— проанализировать политические платформы группировок, в руках которых в те или иные периоды находились различные властные полномочия;

— определить экономико-географическую и историческую специфику региона, и ее отражение в особенностях политического процесса в Нижнем Поволжье после свержения самодержавия;

— исследовать основные проблемы, стоявшие перед местной властью в губернии в связи с реформированием системы местного управления и отношений собственности, а также преодолением экономических трудностей военного времени;

— изучить соотношение местных и общероссийских тенденций в процессах, протекавших на территории Астраханской губернии в 1917 году.

Объект исследования — властные структуры Астраханской губернии в период после Февральской революции и до установления Советской власти в Астрахани.

Предмет исследования — трансформация органов власти в губернии под влиянием радикализации народных масс и ослабления контроля над регионом центрального правительства.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период от возникновения демократических структур в губернии в марте 1917 до их ликвидации органами диктатуры пролетариата в феврале 1918 года. Все даты здесь и далее приводятся по старому стилю. Естественно, что освещая состояние Астраханской губернии накануне Февральской революции, также делая небольшие экскурсы в судьбу города и тех или иных участников событий, по необходимости приходилось кое-где выходить за рамки этого периода.

Методологические основы исследования. Диссертационная проблема рассматривается с позиций методологии исторического исследования. Принцип историзма является ключевым при решении задач настоящей работы. Ее предмет предопределил выбор проблемно-исторического подхода в качестве основного при исследовании трансформации органов власти в Астраханской губернии в 1917 году. Последовательная реализация данного подхода предполагает трактовку местных политических процессов в общем русле преобразований политического устройства России 1917 года, определения конкретно исторической специфики и политических задач каждого из трех этапов существования губернской власти в условиях буржуазной революции.

Методы сравнительно-исторического анализа применялись при сопоставлении процессов, протекавших в столице и в губернии на всех трех описываемых этапах. Этот подход позволяет сделать вывод о том, что процессы эти явно не были тождественны, в силу социальной и экономической разнородности центральных и периферийных районов.

При интерпретации диссертационных проблем автор использовал также общенаучные методы исследования, прежде всего системный, комплексный подходы, методы классификации, структурно-функционального и статистического анализа.

Проблематика структур власти предполагает также использование концептуальных подходов, относящихся к смежным научным дисциплинам. Поэтому отдельные фрагменты исследования, в которых содержится трактовка ряда уставных документов и юридических норм, регулировавших создание и функционирование различных властных структур, а также политических аспектов их формирования, потребовали обращения к методам правового и политического анализа.

При интерпретации ряда архивных источников были использованы методы текстологического анализа в целях установления политико-исторического контекста появления документов и их соотношения с другими документальными материалами.

Научная новизна исследования. Настоящая работа находится в русле проводимых в современной исторической науке исследований становления и развития демократических институтов в России после падения самодержавия. Автор предпринял политико-исторический анализ процесса трансформации властных структур довольно-таки специфичного региона за весь период существования Временного правительства и в период так называемого «триумфального шествия Советской власти», в общем контексте основных проблем отечественной истории. Такие структуры, как Астраханский губернский исполнительный комитет и Комитет народной власти — поистине уникальный орган для России 1917 года — впервые являются предметом специального исторического исследования на диссертационном уровне.

В связи с этим в работе:

— проведен анализ историографии и источников изучения трансформации Астраханских губернских органов власти периода марта 1917 — февраля 1918 гг.

— выделены и обоснованы три этапа существования вышеозначенных органов.

— проанализированы политические платформы группировок, в руках которых в те или иные периоды находились различные властные полномочия.

— определена экономико-географическая и историческая специфика региона и ее отражение в особенностях политического процесса в Нижнем Поволжье после свержения самодержавия.

— исследованы основные проблемы, стоявшие перед местной властью в губернии в связи с реформированием системы местного управления и отношений собственности, а также преодолением экономических трудностей военного времени изучено соотношение местных и общероссийских тенденций в процессах, протекавших на территории Астраханской губернии в 1917 году.

В качестве основной источниковой базы исследования были использованы три вида источников: архивные материалыпериодическая печатьмемуарная литература, а также сборники материалов по проблеме.

Из этих трех групп следует, прежде всего, выделить архивные материалы, как самую многочисленную и информативную. Это в первую очередь фонды Государственного Архива Астраханской Области № 1093 «Астраханский Губернский Исполнительный Комитет», № 1094 «Астраханский Губернский Комиссар Временного Правительства», № 39 «Астраханский Комитет Народной Власти. Материалы органов Временного Правительства и местного самоуправления, действовавших на территории Астраханской губернии в 1917; 1918 годах были рассекречены наряду со многими подобными только в 1954 году. При этом предположительно, производилась некоторая «подчистка» материалов, для их большего соответствия официальной концепции истории.

Так, нам удалось обнаружить в Государственном Архиве Астраханской области «старый» образец описи фонда Губернского Комиссара Временного Правительства. В нем обозначено порядка полутора сотен архивных дел, последние из которых датируются летом 1917 года. В более поздней же редакции описи, несмотря на сохранение прежнего объема, нумерации страниц и наименований дел, их уже не больше девяти десятков, причем последние датируются январем 1918 года. Куда же подевались свыше полусотни папок исторических документов? Об этом ни в описи, ни в архивном путеводителе ничего не говориться1.

Резонно предположить, исходя из датировки дел последней трети первой редакции описи, что в один фонд по ошибке попали материалы двух разных организаций: губернского комиссариата Временного Правительства и аналогичного органа, подчиненного Совету Народных Комиссаров. Но не указывает ли такая «ошибка» на то, что пришедшие к власти в Астрахани в феврале 1918 года лидеры Совета, воспринимали себя как преемников властных структур, возникших в губернии после Февральской революции. Об этом же свидетельствует сам факт того, что их: архивные материалы были также подвергнуты засекречиванию. Тем более, что после реорганизации фонда, во время которой из него было изъято свыше пятидесяти дел, они не вошли и в фонды советских организаций послереволюционного периода.

Содержащиеся в указанных фондах протоколы, переписка и воззвания к населению позволяют воссоздать достаточно полную картину взаимодействия властных структур губернии. При опоре на эти материалы, становится возможной также реконструкция некоторых этапов деятельности органов, своих архивных материалов не оставивших, например Советов рабочих и солдатских депутатов. Часть дел, вошедших в фонд № 1094, представляют собой достаточно тщательно откопированную переписку губернского комиссара с Петроградскими учреждениями, и в первую очередь с МВД Временного правительства. Недостающие фрагменты легко восстанавливаются при использовании материалов фондов ГАРФ № 1778 «Канцелярия Министра Председателя Временного Правительства», № 1779 «Канцелярия Временного Правительства» и № 1788 «Мини.

1 См.: ГААО, Ф № 1094. Опись № 1. стерство Внутренних Дел Временного Правительства". Но все же в рамках этой работы большее значение имеют материалы местного характера.

Вторая группа источников, использовавшаяся нами в работе, представлена материалами периодической печати, издававшейся в Астрахани в описываемый период. Это: ежедневный «Астраханский листок» — независимый орган, представленный наибольшим количеством сохранившихся номеров, «Астраханский рабочий» орган астраханских большевиков, активно освещавший события в Астрахани сентября 1917;февраля 1918 гг., «Голос революции» орган астраханских эсеров, наиболее многочисленной и влиятельной политической организации в губернии описываемого периода, «Луч» орган губернского исполнительного комитета, городской думы, Совета рабочих депутатов и Совета солдатских депутатов, после середины июля 1917 года полностью перешедший в ведение астраханской организации РСДРП (объединенной).

Совсем уж незначительный объем представляют воспоминания непосредственных участников событий, представленные уже упоминавшимся сборником «Астрахань в январские дни 1918 года» и приложением к сборнику документов «Борьба за власть Советов в Астраханском крае». Как уже указывалось выше, они посвящены периоду подготовки и проведения казачеством мятежа, ставшего решающим столкновением в борьбе за власть в губернии. Представляя только одну из участвовавших в конфликте сторон, они, тем не менее, позволяют достаточно полно воспроизвести этот этап противостояния различных политических сил.

Уже упомянутый сборник документов «Борьба за власть Советов в Астраханском крае», оказался неоценимым источником еще и потому, что в нем опубликованы многие материалы из архивов уездных, волостных и сельских организаций, а также центральных государственных архивов.

Что касается научной и практической значимости результатов исследования, то нам представляется возможным использовать их для обогащения курса истории региона, тем более, что в качестве цельной работы он еще не существует, что затрудняет преподавание данного курса в высших и средних учебных заведениях Астраханской области. Изложенные в работе сведения, многие из которых публикуются впервые, позволят ученым, изучающим политическую историю России данного периода, получить более широкое представление о том, какие процессы протекали в одной из южных губерний в 1917 году. Кроме того, сделанная нами попытка анализа соотношения специфики региона и возникающих в нем политических тенденций, может оказаться небесполезной для современных политических и государственных деятелей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (списка использованных источников и литературы). Деление на главы носит хронологический и периодизационный характер. Первая глава освещает политико-экономическую обстановку в регионе накануне Февральской революции и этап возникновения новой системы управления в Астраханской губернии в первой половине февраля 1917 года. Вторая глава посвящена периоду существования вертикали власти, во главе которой находился Губернский исполнительный комитет, ее расцвету, кризису и упадку. В третьей главе освещается борьба за власть в губернии на фоне разрушения государственной системы, сложившейся после падения монархии в России и деятельность существовавших в этот период местных органов власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой