Ответ на 1-й вопрос:
Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.
Рассмотрим следующий способ планирования и расчета затрат на производство и реализацию продукции в настоящее время часто применяемый на российских предприятиях — метод калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (Direct Costing).
В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным условно посоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.
При этом, хотелось бы уточнить, что в научной и периодической литературе существует несколько различных вариантов концепции Директ-костинг и до сих пор исследователи-экономисты не пришли к единому мнению какие затраты следует включать в себестоимость продукции. Ограниченная себестоимость может включать только прямые затраты, только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов.
По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета Директ-костинг подразделяются на:
прямые — затраты, предусмотренные технологией производства конкретного вида продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость объекта калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов.
косвенные — затраты, связанные с производством всех или группы объектов калькулирования, которые могут быть отнесены на себестоимость объекта калькулирования только установленными методами распределения. Косвенными являются затраты, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением подразделениями.
Прямые затраты — это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, заработную плату производственных рабочих и т. п.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.
Косвенные затраты не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой предприятия в целом.
Базу для распределения общепроизводственных расходов организация устанавливает самостоятельно. В качестве такой базы могут использоваться: заработная плата рабочих, занятых выпуском продукции определенного вида; стоимость материалов, израсходованных на производство определенного вида продукции; общая сумма прямых расходов, связанных с производством каждого из видов продукции; общая сумма выручки от продажи каждого вида продукции. В любом случае выбранный метод необходимо закрепить в учетной политике предприятия. Такой подход к распределению общепроизводственных расходов основан на рассмотрении условно-постоянных затрат как составляющей части затрат организации по выпуску продукции. Несмотря на то что их размер не влияет на объем выпуска продукции, основные задачи предприятия (выпуск и продажа продукции) без этих затрат выполнить невозможно. Таким образом, эти расходы должны учитываться как один из элементов себестоимости продукции. С позиции исчисления финансовых результатов деятельности организации это означает, что часть данных расходов капитализируется в суммах оценки незавершенного производства (НЗП) и остатков готовой продукции на конец отчетного периода…
Ситуационная часть, решение:
Плановая величина прибили продукции:
П=С*Р/100=100*10/100=10 руб.
Оптовая цена предприятия без НДС=100+10=110 руб.
Оптовая цена с НДС=110+0,18*110=129,8 руб.
Розничная надбавка:
150−129,8=20,2 руб. или 20,2*100/129,8=15,56%
НДС, предназначенный для уплаты организацией розничной торговли:
150*18/118−0,18*110=24,25−19,8=4,45 руб