Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель — подчиненный»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутренние условия конфликтной личности обладают специфичностью, которая проявляется на уровне общего, особенного и единичного. Отчетливо выраженная общность конфликтных личностей позволила дать качественно строгое системное описание ее психологических характеристик. Данное системное описание осуществлено с опорой на функционально-динамическую концепцию личности и включает в себя качественно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностные психологические характеристики конфликтов
    • 1. 3. Методологические принципы" критерии и показатели оценки уровня конфликтности личности в организационных структурах
  • ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ иРУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ" ЗА СЧЕТ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ
    • 2. 1. Особенности эмпирических исследований конфликтных личностей
    • 2. 2. Системное описание конфликтной личности как условие психологической работы по снижению уровня конфликтности
    • 2. 3. Организационные и психологические факторы снижения конфликтности в системе руководитель-подчиненнный". вывода И РЕКОМЕНДАЦИИ

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель — подчиненный» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Как свидетельствуют психологические (Анцупов Л. Я., Гришина Н. В., Моисеев Д. JI., Шипилов.

A.И. и др.), социологические (Бойков В.Э., Леванов ЕЕ., Кутахов Ю. JI., Фролов Б. И. и др.) и политические (Зотова 3. М., Комаровский В. С. и др.) исследования за последние годы в нашей стране зафиксирован лавинообразный рост различных конфликтов. Обострение социально-политической ситуации, разразившийся экономический кризис в стране спровоцировали мощные конфликты в обществе, которые связаны с существующими политическими, экономическими и социальными противоречиями. В свою очередь данные глобальные конфликты значительно повысили социальную напряженность в обществе, что обусловило развитие конфликтов в системах управления, организациях, в профессиональных и межличностных взаимодействиях. Конфликтное противоборство повысилось и в структурах государственной службы на всех ее уровнях. Это отрицательно влияет на ее кадровый состав, усиливает напряженность в межличностных отношениях, отвлекает от решения профессиональных задач, способствует повышению «текучести» кадров, тормозит ш процессы развития профессионализма государственных служащих (Моисеев Д. JI.). Повышение конфликтности отмечено и в образовательных системах (Гордеев А. А., Волович В. И., Виноградов.

B. И., Ермаченко JI. И.), причем это во многом связано с ростом акцентуированных личностей среди руководителей и специалистов, а также недостаточным уровнем их профессионализма. Конфликты в организациях и учреждениях приобретают настолько негативный характер, что важнейшей чертой профессионализма руководителей становится конфликтологическая компетентность (Бодалев А.А., Сухов А. Н.) и связанные с ней профессиональные умения разрешать конфликты и управлять ими. Это в свою очередь обусловило ведущую роль психологии конфликтов в системе наук, входящих в междисциплинарный комплекс «конфликтология» .

По данным Анцупова А. Я. и Моисеева Д. Л. значительное число конфликтов происходит в иерархических системах управления, особенно в диаде «руководитель-подчиненный» (в целом 46,9% случаев) и в системе «подчиненный-прямой начальник» (22%). При этом начальники инициируют конфликты в 57% случаев, а подчиненные — в 22/. По данным А. С. Гусевой в педагогических коллективах 35,5% конфликтов происходят между директором и учителями. Как показывают исследования С Дьячков В. М., Деркач А. А., Конюхов Н. И.), часто это связано с личностными особенностями оппонентов (синдром непререкаемого авторитета, акцентуации, жесткий стиль руководства и проч.), которые считаются проявлением конфликтности.

Психологические исследования конфликтов, независимо от их видов и существования объективных причин, свидетельствуют, что во многих случаях истинными, а недеклари-руемыми источниками их возникновения, являются личностные характеристики участников конфликта, которые связаны с их специфическими внутренними условиями. Как показывает практика, существующие в работе организаций противоречия, далеко не всеми воспринимаются как угрожающие, а следовательно, не все из-за них вступают в конфликт. Данные реально существующие специфические внутренние условия позволили обосновать понятия психологической предрасположенности личности к конфликтам (Гришина Н. В.) и конфликтной личности (Сухов.

А. Н.).

Психологическое тестирование участников межличностных, межгрупповых конфликтов и конфликтов «индивид-группа» показало, что среди них немало конфликтных личностей (Конюхов Н. И., Ермаченко JI. И., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. и др.), а также психологически дезинтегрированных личностей, обладающих различными внутриличностными конфликтами.

В связи с этим особое значение приобретают исследования конфликтных личностей, изучение их психологических характеристик, выявление характерологических особенностей, их внутренних условий, специфики поведения, общения и отношений. Это позволит разработать конструктивные способы снижения уровня их конфликтности, а следовательно, и общего числа конфликтов, имеющих психологические причины, базирующихся на предмете, не имеющем действительно значимых объективных оснований. Углубленные психологические исследования конфликтных личностей позволят разрешить и имеющееся противоречие между доминирующими установками, что большинство конфликтов вызвано объективно существующими причинами и реальным положением дел, тогда как многие конфликты возникают вследствие противоборства конфликтных личностей. Заметим, что изучение конфликтных личностей необходимо осуществлять в неразрывной связи с их профессиональной деятельностью, так как именно ее специфика является в ряде случаев важным фактором психологической дезинтеграции личности (Виноградов В.И., Ермаченко J1. И., Конюхов Н. И., Мерлин В. С.). Отмеченное обусловило актуальность настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Конфликт в различных его аспектах, многофакторность и сложность этого явления изучает конфликтология, такие ее направления, как теория конфликтов (Парсон Т., Козер J1. «.

Дарендорф P., Боулдинг К.) — юридическая конфликтология (Кудрявцев В. Н. и др.) — организационная конфликтология (Дружинин В.В., Конторов Д. С. и др.) — социология конфликтов (Зиммель Г., Здравомыслов А. Г. и др.) — производственная конфликтология (Данькова Т. М., Ерина С. И., Ковалев А. Г., Филиппов А. В. и др.) — психология конфликтов (Анцупов А. Я., Бойко В. В., Гришина Н. В., Ершов А. А., Зазыкин В. Г., Крогиус Н. В., Мерлин B.C. и др) — политическая конфликтология (Кульчар К., Гаджиев К. С. и др.) — педагогическая конфликтология (Алишев Б.С., Вереникина И. М., Гусева А. С., Киршбаум Э. И., Козлов В. В., Рыбакова М. М., Симонова J1. В. и др.).

В зарубежных психологических исследованиях конфликтов доминировали подходы, основанные на психоаналитической, экзистенциальной, социометрической, социотропной, динамической и интеракционистских парадигмах (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Ленг, В. Франкл, В. Мак ду галл, С. Сигеле, К. Левин, Дж. Морено, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани и др.).

В отечественных исследованиях конфликтов преобладают организационный (Анцупов А. Я., Ершов А. А., Журавлев А. Л., Бойко В. В. и др.), деятельностный (Ковалев А. Г., Зазыкин В. Г., Крогиус Н. В. и др.) и личностный подходы (Анцупов.

A. Я., Китов А. Н., Феденко Н. Ф., Быстрицкая А. Ф., Галицкий.

B. П., Гомелаури Н. Л. и др.). Много исследований было посвящено межличностным конфликтам (Гришина Н. В., Гусева А. С., Моисеев Д. Л. и др.), конфликтам в профессиональной деятельности (Анцупов А. Я., Ложкин Г. В., Шипилов А. Н. и др.).

Непосредственное психологическое изучение конфликтной личности, несмотря на очевидную значимость и актуальность, проводилось весьма ограниченно. Не описаны психологические характеристики конфликтной личности, особенности ее поведения, отношений, общения и деятельности с системных позиций. Не выявлено общее, особенное и единичное, присущие конфликтным личностям. Не разработаны методические основы и принципы изучения конфликтных личностей. По существу нет ответа на вопрос, поставленный В. С. Мер л иным и К. К. Платоновым -" Конфликтность — это вина или беда личности?" Не систематизированы психологические методы снижения уровня конфликтности личности. В то же время исследования психологических конфликтов и психологически дезинтегрированных личностей (В. С. Мерлин), внутренних условий личности (С. Л. Рубинштейн и его научная школа), акцентуированных личностей (К. Леонгард, Е. А. Личко, Н. И. Конюхов и др.) создали необходимую теоретико-методологическую и методическую базу для изучения конфликтных личностей.

Исходя из актуальности проблемы, ее высокой теоретической и практической значимости, недостаточной научной разработанности, была определена тема диссертационного исследования.

Объект исследования — руководители и специалисты, имеющие психологическую предрасположенность к конфликтному поведению — конфликтные личности.

Лредмеш исследования — психологические характеристики конфликтной личности и психологические детерминанты конфликтного поведения.

Цель исследования — определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению, психологическую структуру и характеристики конфликтной личности и на этой основе — условия и факторы снижения уровня конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный» .

Гипотеза исследования. Значительная часть конфликтов непосредственно вызвана участием в них лиц, предрасположенных к конфликтному поведению — конфликтных личностей. Конфликтные личности обладают системой специфических внутренних условий и личностных характеристик, определяющих их реагирование на существующие противоречия, исключительно как представляющие для них угрозу. Данные специфические внутренние условия и личностные особенности имеют разноуровневые характеристики и являются природно и социально обусловленными. Личность может стать конфликтной и в результате так называемой профессиональной деформации. Конфликтность личности сдерживает развитие профессионализма личности и деятельности. Компенсация уровня конфликтности личности может осуществляться с использованием как превентивных мер, так и системы целенаправленных психологических воздействий, ориентированных на эталонные модели высокопродуктивной деятельности. Снижение уровня конфликтности личности способствует и интенсивному личностно-профессиональному развитию.

Задачи исследования:

— осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования, систематизировать и обобщить психологические исследования конфликтной личности, обосновать методологические принципы, подходы и методы исследования конфликтной личности;

— осуществить эмпирические исследования психологических характеристик конфликтной личности в системе «руководитель-подчиненный» ;

— разработать качественно строгое системное описание конфликтной личности на уровне общего, особенного и единичного;

— осуществить сравнительный анализ психологических характеристик конфликтных личностей с обобщенными характеристиками успешных руководителей и специалистов (на примерах руководителей и специалистов образовательных учреждений);

— определить психологические условия и факторы снижения уровня конфликтности личности и на этой основе разработать научно-практические рекомендации.

Яеор етико-мето долю гиие ской основой диссертационного исследования стали методологические принципы общей психологии и акмеологии — психологического детерминизма, системности, развития и активности (Абульханова-Славская К. А., Ананьев Б. Г. > Анцыферова Л. И., Асеев В. Г., Бодалев А. А., Брушлинский Л. В., Деркач А. А., Зинченко В. П., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Кузьмин В. П., Кузьмина Н. В., Рубинштейн С. Л. и др.) — фундаментальные и прикладные исследования личности и ее развития (Абульханова-Славская К. А., Андреева Г. М., Анцыферова Л. И., Буева Л. П., Бодалев А. А., Лазурский А. Ф., Левин К., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Мясищев В. Н., Рубинштейн С. Л., Петровский А. В., Платонов К. К. и др.), дезинтегрированных и акцентуированных личностей (Леонгард К., Личко Е. А, Конюхов Н. И. и др.) — психологические исследования конфликтов (Анцупов А. Я., Бородкин Ф. М., Гришина Н. В., Гусева А. С., Донцов А. И., Ершов А. А., Зазыкин В. Г., Ковалев А. Г., Крогиус Н. В., Шипилов А. И., Филиппов А. В. и др.) — акмеологические исследования профессионализма деятельности в образовательных учреждениях (Виноградов В. И., Ермаченко Л. И., Маркова А. К. ,.

Кузьмина Н. В., Реан А. А. и др.).

Методы исследований. В процессе выполнения диссертационного исследования использовались общенаучные методы теоретический анализ, обобщение, синтез), психологические методы (наблюдение, беседы, интервью, психологическое тестирование с использованием опросников MMPI, 16PF, тестов Розенцвейга, Айзенка), экспертные оценки.

Эмпирическую базу исследований составили данные экспертной оценки, психологического тестирования педагогов и директоров школ г. Москвы (всего 43 человека), обобщенные результаты наблюдений и бесед с ними, данные психологического тестирования слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ (директора школ, руководители подразделений в системе комитета образования — 38 чел.), данные психологических обследований специалистов и руководителей образовательных учреждений (банк данных В. И. Виноградова и J1. И. Ермаченко). достоверность и обоснованность результатов исследований обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, анализом публикаций по проблеме исследований, применением апробированных и надежных методов исследований, репрезентативностью выборки, проверкой на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов с позиций междисциплинарных и психологических исследований от социального до личностного уровня. Рассмотрены социально-биологическая, социально-психологические и социальные концепции конфликта. Уточнены операциональные определения психологии конфликтов, рассмотрены основные классификации конфликтов по различным основаниям (сфере действия, степени включенности, соотношения предмета и объекта, последствия и пр.). Проанализированы структурные описания и функции конфликтов.

Рассмотрены основные психологические парадигмы конфликта — психоаналитическая" экзистенциальная, социотропная, динамическая, социометрическая, интеракционистская, а также организационный, ситуационный, деятельностный и личностный подходы, и их возможности в психологическом изучении конфликтной личности.

2. Осуществлен анализ существующих концепций и теорий личности (Рубинштейн С. JI., Платонов К. К., Ковалев А. Г., Мясищев В. Н., Левин К., Леонтьев А. Н.) с точки зрения их применения к изучению конфликтной личности. Обосновано применение различных подходов — диспозиционного, ситуационного, интегративного и междисциплинарного, личностно-деятельност-ного и системного подходов к изучению конфликтной личности.

Показано, что конфликтную личность целесообразно изучать с использованием различных методов, но основной упор следует делать на опосредованные — наблюдение, анализ документов, интервью и беседы с коллегами по работе. Инструментальные методы психодиагностики при изучении конфликтной личности применять затруднительно.

3. Показано, что конфликтность личности обусловлена в первую очередь ее психологической дезинтеграцией и дезадаптацией (по В. С. Мерлину). Данная психологическая дезинтеграция вызвана действием различных факторов от природно обусловленных до социальных, которые формируют систему специфических внутренних условий. С позиций психологического детерминизма осуществлен теоретический анализ специфических внутренних условий конфликтной личности. Показано, что в них входят бессознательные мотивы (стремление преодолеть отчуждение своего «Я» и пр.), противоречия между мотивами и отношениями личности, ее возможностями и стремлениями, противоречия, вызванные субъективной неразрешимостью ситуации. Внутренними условиями являются также биологические особенности, в частности, тип темперамента, характерологические отклонения и акцентуации, а также различные виды внутрилич-ностных конфликтов.

Среди социальных факторов, детерминирующих внутренние условия, особо выделяются отношения личности и ее профессиональная деформация.

4. Получено множество разноуровневых характеристик конфликтной личности (от типа темперамента до выполнения конфликтных ролевых функций). Данное множество характеристик было структурировано в систему с опорой на методологию качественно строгого лингвистического описания (по Ганзену В. А.) и функционально-динамическую концепцию личности К. К. Платонова. В системное описание конфликтной личности вошли характеристики биологического уровня (по типу темперамента), уровня психических процессов (эмоциональные реакции, восприятие, внимание, воображение, мышление и память), уровня опыта конфликтной личности (уловки, тактики, психологическая компетентность), уровня направленности (убеждения, самооценка, нравственное развитие, идеалы, социальные роли). Кроме того, была описана подсистема характерологических особенностей (в том числе устойчивых акцентуаций) и подсистема профессионализма. Данное системное описание является своеобразной психологической моделью конфликтной личности на уровне общего, особенного и единичного.

5. Выявлены и описаны психологические условия (введение психологического тестирования в работе с кадрами, повышение психолого-педагогической компетентности руководителей, оптимизация психологического климата в коллективах) и факторы (психологические воздействия), способствующие снижению уровня конфликтности личности. Основанием для осуществления целенаправленных психологических воздействий на конфликтную личность является сравнительный анализ психологических характеристик конфликтной личности с психологическими характеристиками эффективных руководителей (по модели Г. А. Гребеню-ка, Е. Ю. Самсоновой) и эффективных специалистов (по модели В. И. Виноградова) образовательных систем.

Яеоретинеским вкладом в психологию развития и акмеоло-гию данного диссертационного исследования является дальнейшая разработка концепции конфликтной личности, системных методов описания личности, выявление условий и факторов, способствующих снижению конфликтности личности, и тем самым создающих условия для личностно-профессионального развития.

Яракпшмеская значимость исследования заключается в разработке методического инструментария выявления и строгого описания характеристик конфликтной личности, обосновании соответствующей диагностической системы, разработке научно-практических рекомендаций по снижению психологической дезинтеграции личности и уменьшению количества конфликтов, имеющих психологическую основу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, методологических семинарах, проводимых в конгресс-центре Международной академии акмеоло-гических наук, научной конференции Московского комитета образования «Перспективы развития столичного образования» от.

21.08.98 г.

Материалы диссертационного исследования используются при чтении курса «Конфликтология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Монография «Конфликтная личность в конфликтном противоборстве», подготовленная автором по материалам диссертационного исследования, рекомендована Ученым Советом НИИ высшего образования в качестве учебно-методического пособия по курсу «Конфликтология» для студентов и аспирантов ВУЗов и слушателей системы повышения квалификации (N 04−04−3/3 от 22.06.98 г.).

Положения, быносимые на защиту. Значительное число межличностных, межгрупповых и иных конфликтов в организациях имеют реальные психологические причины (а не объективные противоречия), среди которых ведущим являются поведение, общение и отношения конфликтных личностей. Конфликтная личность часто является инициатором конфликтов, их участником, причем данные конфликты имеют деструктивный характер и негативные последствия для организации.

В психологическом отношении конфликтная личность является личностью дезинтегрированной и дезадаптированной, имеющей специфические внутренние условия, что определяет восприятие противоречий и проблем, как представляющих угрозу для ее интересов, статуса, достоинства, благополучия и пр. Такое восприятие обусловливает ее включение в конфликтное противоборство.

Конфликтная личность обладает разноуровневыми специфическими психологическими характеристиками. Общими из них являются — высокая сила и подвижность нервных процессов, преобладание процессов возбужденияэкстрапунитивный характер реагирования на фрустрацииналичие выраженных психологических акцентуацийамбивалентность отношенийстремление захватить психологическую инициативунеадекватная самооценкаопыт психологического противоборстванизкая нормативность регуляции поведенияособенными являются специфичность акцентуаций (истероидность, паранойяльность, маниакальность, феминизированность, демонстративность), характерологические особенности (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность), направленность на противоборство. Уровень индивидуального характеризуется главным образом количественным выражением отмеченных особенностей на уровне общего и особенного, а также сугубо индивидуальными проявлениями, которые существенно не влияют на общую тенденцию.

На уровне общего и особенного возможно системное описание конфликтной личности. Разработано качественно строгое лингвистическое описание конфликтной личности (по методологии В. А. Ганзена и К. К. Платонова), включающее подструктуры: биологически обусловленнуюпсихических процессов и функцийопытахарактерологических особенностейпрофессиональнуюнаправленности. Это позволяет осуществлять успешную психологическую диагностику конфликтной личности.

Основными методами снижения уровня конфликтности личности, компенсации ее дезинтегрированности и дезадаптирован-ности являются целенаправленные психологические воздействия, ориентированные на обобщенные личностно-деловые качества, соответствующие профессиональным эталонам.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие практические рекомендации:

— при осуществлении кадровой работы в образовательной системе целесообразно ввести психологическое тестирование. Это позволит выявить конфликтные личности, определить уровень их конфликтности и спланировать работу по ее снижению;

— необходимо повышать уровень психологической и конфликтологической компетентности руководителей. С этой целью в системах подготовки и повышения квалификации следует ввести соответствующие спецкурсы по конфликтологии;

— в интересах повышения эффективности деятельности работников образовательных учреждений целесообразно разработать систему тренингов для снижения конфликтности на основе методик развития навыков неконфликтного общения и эмоциональной саморегуляции.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на:

— исследование влияния профессиональных деформаций на формирование конфликтной направленности личности специалистов и руководителей;

— разработку научных основ конфликтологической компетентности руководителей;

— изучение поведения конфликтных личностей в различных социальных институтах (власть, средства массовой информации, политическая деятельность) и т. д.;

— разработку психологических методов предупреждения конфликтности личности.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В результате проведенного исследования, которое имело теоретико-экспериментальную и прикладную направленность, были исследованы психологические характеристики конфликтных личностей в иерархических системах, выявлены и обоснованы психологические детерминанты конфликтности, составлено качественно строгое системное описание конфликтной личности и на основе его определены условия и факторы снижения конфликтности личности.

Изучение конфликтов является многофакторной и сложной проблемой. Обычно конфликты рассматриваются как следствие реально существующих объективных противоречий, тогда как зачастую истинная причина конфликтов кроется в противоборстве конфликтных личностей. Именно личностные особенности конфликтующих, связанные с их специфическими внутренними условиями, как правило, играют определяющую роль в конфликтном взаимодействии.

Исходя из позиции рассмотрения конфликтов сквозь призму внутренних условий и личностных особенностей конфликтующих, были выявлены и обоснованы психологические методы снижения конфликтности в системе «руководитель-подчиненный» .

Обобщая теоретические и эмпирические результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы: Теоретически подтверждено, эмпирически и практически доказано, что многие конфликты вызваны включенностью в них конфликтных личностей. Истинные истоки многих конфликтов, имеющих деструктивный характер и негативные последствия кроются в психологических особенностях конфликтных личностей, их мировосприятии, психологических установках, направленности активности.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволяют утверждать, что конфликтные личности являются личностями дезадаптивными и дезинтегрированными, что проявляется в специфических внутренних условиях, которые обусловливают восприятие имеющих место противоречий и проблем исключительно как представляющих угрозу и которые часто побуждают такую личность к конфликтному противоборству.

Непосредственное психологическое изучение конфликтной личности с использованием инструментальных методов затруднено, так как повышенное внимание к себе конфликтная личность может воспринять как проявление негативного отношения, намерения причинить ущерб. Поэтому для изучения конфликтной личности более приемлемыми являются опосредованные методы — наблюдение, беседы, опросы сослуживцев, анализ документов, фиксация неконтролируемого или слабоконтролируемого поведения, что требует от исследователя высокого уровня профессионализма практического психолога.

Внутренние условия конфликтной личности обладают специфичностью, которая проявляется на уровне общего, особенного и единичного. Отчетливо выраженная общность конфликтных личностей позволила дать качественно строгое системное описание ее психологических характеристик. Данное системное описание осуществлено с опорой на функционально-динамическую концепцию личности и включает в себя качественно строгое лингвистическое описание характеристик конфликтной личности по следующим уровням и подструктурам: биологический уровеньуровень психических процессовуровень опытауровень направленностиподсистема характерологических особенностейпрофессиональная подсистема, данное системное описание позволяет осуществлять эффективную психологическую диагностику конфликтных личностей. Разработанное качественно строгое системное описание конфликтной личности на уровне общего и особенного позволяет осуществлять ее психологическую коррекцию с использованием различных психологических воздействий, что дает возможность компенсировать дезинтегрированность и снизить уровень конфликтности. Данные психологические воздействия должны быть комплексными и адресными, то есть учитывающими специфику деятельности, характер отношений, индивидуальную выраженность параметров конфликтности. Основанием для выбора видов и интенсивности психологических воздействий должен стать сравнительный анализ характеристик конфликтной личности с обобщенными характеристиками успешных представителей данной профессии.

Таким образом, итогом исследования стало решение поставленных задач и подтверждение выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аг А. Введение в теорию конфликтов. Мир политика. — М., 1992.
  2. .Г. Психология и проблемы человекознания. / Под ред. А. А. Бодалева. М. :"Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  3. А. Психологическое тестирование (пер. с англ.). М., 1982. Кн. 1. , — 336 с. Кн. 2. , — 230 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1996.- 376 с.
  5. А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. Дис.докт. психол. наук М., 1993.
  6. А. Я., Шипилов А. И. Некоторые тенденции в динамике изучения конфликта. Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления: Мат-лы Междунар. науч.- практ. конф. Белгород, 1993, с.70−72.
  7. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 223 с.
  8. О.Я. Конфликты в деятельности следователя. Воронеж, 1981.
  9. К. В., Гусева А. С., Козлов В. В. Конфликт в педагогической деятельности. М., 1998.
  10. Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений на конфликты в коллективах. Автореферат канд. диссертации. — М., 1995.
  11. D. В., Спиваковская А. С. Методика включенного конфликта и ее использование в психологической коррекции. Вопросы психологии. 1983. N2.
  12. В.М. Матричная структура личности./ Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы (тезисы докладов научной конференции института психологии). М., 1997.
  13. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: МГУ, 1982.
  14. А.А. Психология межличностного обцения. -Рязань, РВШ МВД, 1994.
  15. В.В., Ковалев А. Г. " Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.:Мысль, 1983. — 207 с.
  16. И.В. Психическая деятельность личности в конфликтной ситуации:(Информационно-технический бюллетень). М., 1990.- N22. — 67с.
  17. К. Конфликт и защита. Общая теория.
  18. В. В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения. Психологический журнал. 1983, N3.
  19. Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1983.
  20. А. В., Пахоменко Н. Б. Общественный консенсус: подходы к проблеме. Государство и право. 1992, N9.
  21. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук М., 1996. — 129 с.
  22. К. С. Политическая наука. М., 1991.
  23. В. А. Системные описания в психологии. J1., ЛГУ, 1984.
  24. В. А., Головей Л. А. Опыт системного описания индивидуальности. Л., Вестник ЛГУ, 1979.
  25. В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека (Экспериментальная и прикладная психология). Л., ЛГУ, 1980, вып. 10. — и др.
  26. Г. Г., Платонов К. К. Психология. М.: Высшая школа, 1973, 255с.
  27. И. И. Связь направленности личности со стилем разрешения конфликта. / Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы (тезисы докладов научной конференции института психологии). М., 1997, с. 65.
  28. А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.
  29. Г. А., Самсонова Е. Ю. Личность руководителя. Ж. «Психологическое обозрение», N1, 1995.
  30. И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.
  31. Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.:1. Сова, 1993.
  32. Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. Психология -производственному воспитанию. — J1., 1977.
  33. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. Психические состояния. — J1., 1981.
  34. Н.В. Психология межличностного конфликта. Автореферат докт. дис. СПб., 1995.
  35. Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе.- JI. Лениздат, 1990.
  36. О. Н. Конфликтология. М., 1993.
  37. Г. В. Межличностный конфликт в среде управленческой деятельности. Дис... канд. психол. наук. М., 1994.- 172 с.
  38. А. С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М., 1998.
  39. А. С., Васильев А. А., Козлов В. В., Хомяков Б. В. Педагогический конфликт: теория и технология. М., 1997.
  40. Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995. — 316 с.
  41. Н., Пикала Н. Психология труда (пер. со словацкого). М., 1979.
  42. Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. 1994, N5.
  43. Демон национальной розни (подбор материалов). Ж. YIP, 1995, N17.
  44. А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг лич-ностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М., РАГС, 1998.
  45. А. А., Крысько В. Г. Этнопсихология. Т. 1−3. М.: ин-т Молодежи, 1992.
  46. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. :Луч, 1993. — 22 с.
  47. Н. А. Категориальные структуры межличностного восприятия и кооперативно-конфликтные диспозиции личности. Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  48. Дмитриев А." Кудрявцев В." Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 193. 210 с.
  49. А. И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе. //Вест. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — М., 1977. — N4. — с.23−32.
  50. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии. Психол. журнал 1980, N6 с.119−133.
  51. Е.А., Титаренко Т. Н. Личность, конфликт, гармония. М., 1990.
  52. И.В. Семейный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
  53. В.В., Конторов Д. С., Конторов Д. М. Введение в теорию конфликтов. М., 1989.
  54. О. Л., Жалинский А. Э. Причины экологических преступлений. М., 1988.
  55. В. П. Противоречие и конфликт: методологические основы конфликтологии. Дис... канд. филос. наук. СПб., 1994.
  56. С. Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцептуацией личности. М., 1996, 199 с.
  57. С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива: Дис... канд. психол. наук. Л., 1982. — 224 с.
  58. Л. И. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности. Автореферат канд. дис., М., 1997.
  59. А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л., 1976. — 40 с.
  60. А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. Социальная психология и социальное планирование.- Л., 1973.
  61. Ю. И. Эффективность делового обцения. М., 1988. -64 с.
  62. В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. пед. агенство, 1995.
  63. Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977, 287 с.
  64. Ю. N. «Модель личности» в психодиагностике. -М.: Наука, 1994, 116 с.
  65. В.Г., Лебедев В. И. Конфликты в коллективе и пути их преодоления (метод, рекомендации) ВВШУ АПК, М., 1986.
  66. В.Г., Ложкин Г. В. Конфликты в воинском коллективе и их преодоление. Киев, КВИРТУ ПВО, 1986.
  67. В.Г., Нечаева Н. С. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективах организаций). М.: ин-т Молодежи, 1996.
  68. В.Г. Психология проницательности. М., 1997.- 84 с.
  69. В.Г. Психологические особенности взаимодействия политических лидеров со средствами массовой информации в период избирательных кампаний. Новосибирск, 1. АСДГ, 1995.
  70. В. Г. Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе. М.: ГКТР СССР, 1988.
  71. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
  72. В. Г. Феномен политического анекдота. Ж. YIP, 1995, N17.
  73. А. К. Социальный конфликт на предприятии. -Калуга: КаИС, 1993.
  74. Г. В. Социальные конфликты. Политологический аспект. Ростов-на-Дону, 1992.
  75. А. Г. Социология конфликта:Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие. 2-е изд.
  76. М. :Аспект-Пресс, 1995. 317 с. — М., 1995.
  77. А. Г. Проблема взаимоотношения конфликтов на макро- и микроуровнях// Социальный конфликт. 1994. N1.
  78. .В. Теория личности К. Левина. М.: МГУ, 1981, 118 с.
  79. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М. :Экономика, 1990.
  80. Г. Социология конфликта. СПб., 1995.
  81. В.Г. Внутриколлективный конфликт (источник, развитие, разрешение). Л., 1968.
  82. А.И. Психология конфликтов в воинских коллективах, пути их предупреждения и преодоления. Киев, 1987. — 23 с.
  83. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Дис... канд. психол. наук. Л., 1986. — 252 с.
  84. А. И. Предупреждение и преодоление психологических конфликтов в коллективе. /Социальная психология и управление. М.: ВПА, 1972. — с.180−195.
  85. И.И. Конфликт: За и против. М. :Молодая гвардия, 1978. — 224 с.
  86. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л. :Лениздат, 1987. — 144 с.
  87. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщ. на 2-й науч. -практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. — 184 с.
  88. Конфликты: Сущность и преодоление. /Сост. Потанин Г. М., Сахаров А. И. М., 1990. — 160 с.
  89. Л. Функции социального конфликта., 1956.
  90. Н. И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996.
  91. Н.И., Шаккум N. Л. Акмеология и тестология. -М., 1996, 379 с.
  92. Конфликты: многообразие, пути и способы управления. -Материалы международной научно-практической конференции. Белгород, 1993.
  93. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М. :А0 Стрингер, 1992.- 116 с.
  94. С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970.
  95. С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Психологические механизмы регуляции социального поведения, (под ред. Шороховой Е. В.) — М.: Наука, 1979.
  96. Кох Н. А. Конфликтология. Екатеринбург, 1996.
  97. Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М., 1991. — 207 с.
  98. Н. В. Взаимообусловленность познания людьми другдруга и самопознание в конфликтной деятельности. Психология межличностного познания (под ред. Бодалева А. А.) — М., 1991.
  99. Н. В. Личность в конфликте: На материале исследования шахматного творчества. Саратов, 1976. — 142 с.
  100. Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтнойдеятельности. Дис. докт. психол. наук. Саратов, 1979.
  101. Н. В. Развитие психологической наблюдательностикадров госслужб. Автореферат канд. дис., М., 1996.
  102. К. Политический конфликт. Политология вчера исегодня, вып.3. М., 1991.
  103. И. Д., Галицкий В. П. Психологические аспектыпреодоления конфликтных ситуаций в трудовых коллективах.- М. :АНХ, 1984. 87 с.
  104. А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995, 271 с.
  105. В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М., 1991. — 256 с.
  106. К. Теория поля и обучение. 1942.
  107. Динамическая теория личности. 1935.
  108. Н.И. Сравнительный анализ стилей поведения вконфликтной ситуации. / Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы (тезисы докладов научной конференции института психологии). М., 1997, с. 32.
  109. А. Н. Деятельность, сознание, личность.
  110. М. :Политиздат, 1977. 303 с.
  111. А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М.: Педагогика, 1990. — 447 с.
  112. . Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. М., 1984. — 444 с.
  113. Лоутон А." Роуэ Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М. :Изд-во РАУ, 1993. — 218 с.
  114. Я. А. Барьеры общения: конфликты, стресс. Минск, 1986. 202 с.
  115. Г. Н. Развитие конструктивного поведения вконфликтных ситуациях у кадров государственной службы: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 126 с.
  116. Н. С. Социальная психология о причинах конфликтности личности (к вопросу об общественно-психологических основах социальной психотерапии). М., 1970.- 13 с.
  117. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуацийв социально-психологическом тренинге.- Киров, 1995.-152 с.
  118. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.- 308 с.
  119. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации:Пер. с англ. М. :Инфра-М, 1996.- 256с.
  120. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985, 320 с.
  121. В. М., Ямпольский Л. Т. Методическая разработкак 14-факторному личностному опроснику. М.: ГЦ0ЛИФК, 1987, 42 с.
  122. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
  123. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964, изд. 2 (ред.), Пермь, 1973.
  124. В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Ученые записки Пермского пединститута. — Пермь, вып. 6, 1970, с. 90−109.
  125. B. C. Психология индивидуальности. М., 1996.
  126. B.C. Психологические конфликты. (Проблемы экспериментальной психологии личности: Ученые записки). Пермский пединститут. Пермь, вып.6 — 1970, с. 90−109.
  127. B.C. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте.(Вопросы современной психоневрологии) J1., 1966.
  128. М. К., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
  129. Пер. с англ. М., «Дело ЯГДИ, 1994. — 702 с.
  130. Методы акмеологических исследований. / Рук. авт. колл.
  131. С. А. Анисимов, Н. И. Конюхов. М. — Кострома: РАГС при Президенте РФ, 1994. 102 с.
  132. О. А. Деловая игра «Конфликт». М. :МВПШ, 1990. 41 с.
  133. Д. Л. Психологические особенности межличностныхконфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения. Дис... канд. психол.наук. -М., 1997. 211.
  134. В. Н. Личность и неврозы. М., 1960.
  135. А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитиимировой культуры. М.: Книжник, 1995.
  136. А. П., Шерковин Ю. А. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны. Психологический журнал, 1984, N5.
  137. ЕЕ., Якубовская М. Я. Психологический барьеркак защитный механизм личности в конфликтной ситуации. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 33 с.
  138. М. И. Социальный конфликт и его разревение.
  139. Дис... канд. филос. наук. — М. — 1992. — 190 с.
  140. Л. А. Буржуазная «социология конфликта».
  141. М. :Политиздат, 1982. 142 с.
  142. Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. J1.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  143. Н.Н. Психология межличностных отновений.1. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.
  144. Основы общей и прикладной акмеологии. Учеб. пособие:
  145. К. А. Абульханова-Славская, В. П. Андронов, О. С. Анисимов и др./Отв. ред. А. А. Деркач. М., 1995. 387 с.
  146. Основы социально-психологической теории (под ред. Бодалева А. А. и Сухова А. Н.). М.: МП А, 1995.
  147. Основы социально-психологической теории. Учеб. пособие:
  148. Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. Б. Гительмахер и др. / Под общей ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М., 1995. — 421 с.
  149. Очерки организационной психологии под ред. А. С. Огнева.
  150. Воронеж, 1998. Кричевский Р. Л. ст. «Черты современного эффективного менеджмента».
  151. А. Ф. Конфликты в трудовых коллективах и пути ихпреодоления. Пермь, 1985. — 32 с.
  152. А.Ф. Методические рекомендации по анализу ипреодолению межличностных столкновений в педагогических коллективах. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1987. — 19 с.
  153. Л.А. 0 понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. /Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.-с. 126−143.
  154. В.Н. Активность групп различного типа вконфликтегенных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.
  155. К. К. Система психологии и теория отражения.1. М., Наука, 1982.
  156. Т.А. Межличностный конфликт в группе: теоретические принципы и опыт экспериментального исследования: Дис... канд. психол. наук. м., 1980. 232 с.
  157. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского,
  158. М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 174 с.
  159. Психологическая наука в России ХХ-го столетия: проблемытеории и истории (под ред. А. В. Брушлинского). М., 1997.
  160. Психологические исследования общения./Отв. ред. Б. Ф. Ломов,
  161. А.В.Беляева, В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1985.- 344 с.
  162. Психологические проблемы социальной регуляции поведенияпод ред. Шороховой Е. В.). М.: Наука, 1976.
  163. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. /Никифиров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др.: Под ред. Г. С. Никифирова. СПб., 1991.- 152 с.
  164. Психология (словарь, под ред. А. В. Петровского и Н. Г. Ярошевского). М., 1990.
  165. Рабочая книга по прогнозированию (под ред. Н. В. Бестужева-Лады). М., 1982
  166. Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.15 916 016 116 216 317 475 817 508 013 239 775 002 624:
  167. А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.:Педагогика, 1988. — 118 с.
  168. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1978. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психоло гических различий. — М., 1979.
  169. Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Дис... канд. психол. наук. М., 1989.
  170. Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М., 1983.
  171. В. В. Способы разрешения конфликтов. М. :АНХ, 1986.
  172. Дк. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991 Социально-психологический климат коллектива (под ред. Шороховой Е.В.) — М.: Наука, 1979.
  173. К. Р., Спиллмен К. Образы врага и эскалация конфликтов. Исследования международных конфликтов. 1991, N3.
  174. С. Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996.
  175. Т.С. «Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
  176. А.Н. Социальные конфликты и национальная безопасность России. / Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы (тезисы докладов научной конференции института психологии). М., 1997, с. 41.
  177. Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. J1., 1984.
  178. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изученияконфликта. /Сост. Хасан Б. И. Красноярск, 1990. — 76 с.
  179. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспектыпреодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах.- М. :ВПА, 1981. 116 с.
  180. А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989.
  181. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М. :Наука, 1990. — 158 с.
  182. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.
  183. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений.- М.: Просвещение, 1990. 446 с.
  184. . И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
  185. Л. Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
  186. Т.А. Педагогический конфликт и способы егопреодоления. Л.:Знание, 1987. — 13 с.
  187. Ю. Быстрая модернизация и социальный конфликт.
  188. Коммунист, 1991, N2, с. 88−96.
  189. Юридическая конфликтология (под ред. Кудрявцева В. Н.).- М., 1995.
  190. В. А. Социологическое исследование, методология, программа, методы (Отв. ред. В. Н. Иванов) М.: Наука, 1987. — 245 с.
  191. Bouldlng К.Е. Conflict and defence: A generaltheory. -N. Y.: Harper ahd Brothers, 1962.
  192. Buhl W.L. Lie Dynamik sozialer Konflikte inkatastrophenteorelisher Darstellung//Koiner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 4H., 36jahr., 1984.
  193. Coser L. Conf1ict: Social aspects//Int. Encyclopedia of
  194. Soc. Sciences. N.Y., 1963. V. 3.
  195. Coser L. The Functions of Social Conflict. N.Y.:The1. Free Press, 1956.
  196. Dehrendorf R. Cesellschaaft and Freiheit.- Munch., 1969.
  197. Deutch H. The Resolution of Conf1ict: Construct!ve
  198. Prosseses. New Haven: Yale Univ. Press, 1973.
  199. FiI ley A. Interpersonal Conflict Resolution.
  200. Clenview, III. :Scott Foresman and Co., 1975.
  201. Follet M. Dynamic administration. London, 1942.
  202. Freud. Zur Psyhopathologie des All tagsleben Berlin, 1904.
  203. Fromm E. Escope from freedom. N. Y.-Toronto, 1941.
  204. Good W.G. The role-strein theiry/American Sociological1. Rewiew, 1955.
  205. Lalng R. D. The divided self: An existential study insanity and maduess. Harmondsworth, 1968.
  206. Levin K. Behaviour und development as a function of thetotal situation. /Manual of child psychology/Ed. by L. Carmicael N. Y., 1946. — P. 791−844.
  207. Levin К. Der Richturngsbegriff ni der Psychologie: Der
  208. Spez i e11e und ai i gemeine hpdo1og i sche Raum Psycho1. Forschuhg. 1934.
  209. Levin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis. 1926.
  210. Lipset 8.И. Consensus and conflict: Essays in politicalsociology. New Brunswick-Oxford, 1985.
  211. Horney K. Our inner conflicts London, 1946.
  212. Persons T. et &1. Theories of society. N.Y., 1962.
  213. Pondy L. A. Organizations Conf1ict: Consepts and
  214. Models./Management of Change and Conf1ict/J. M. Thomas and W. Bennis (eds.). Middlesex, 1972.
  215. Seymour M. L. Consensus and conf1ict: essays in politicalsociology. Trasation Books, 1985.
  216. Spielberger C. D., Sarason I.J. Stress and anxiety. V. 5.- Washington, 1978.
  217. The Nature of Human Conf 1 ict./Е. B. McNeil (ed.)
  218. Englewood Cliffs, N. J., Prentice-Hall, 1965.
  219. Thomas K. Issues in management of conf1ict. /Managementof conflict. Los Angeles, 1973.
  220. White H. Management Conflict and Socimetric Structure.-ASS, vol.67. Sept., 1967.1. АНКЕТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
  221. Верно ли суждение, высказываемое некоторыми специалистами-конфликтологами, что существуют лица, предрасположенные к конфликтам (конфликтные личности), которые часто участвуют в них или создают их без достаточных объективных причин?
  222. Верно Пожалуй, так Затрудняюсь Не верно
  223. Встречались ли Вам люди, которые буквально «живут конфликтами», испытывают от них удовлетворение?1. Да Пожалуй Нет
  224. Верно ли утверждение, что конфликтность таких людей скорее связана с их специфическими внутренними условиями, влияющими на восприятие реальности, нежели действительнымипротиворечиями, представляющими для них угрозу?
  225. Верно Пожалуй Затрудняюсь ответить Не верно
  226. Как вы относитесь к утверждению, что люди с сильным внутриличностным конфликтом часто создают или активно включаются в конфликты межличностные или конфликты типа индивид-группа?
  227. Согласен Пожалуй, так Скорее нет, чем да Не согласен
  228. Существует мнение, что определенный тип темперамента влияет на конфликтность личности. Если Вы с этим согласны, то отметьте какой именно тип?
  229. Сангвинический Холерический Флегматический Меланхолический
  230. Влияют ли некоторые акцентуации на конфликтность личности? Если да, то какие в первую очередь?
  231. А) Акцентуации, отмечаемые с использованием MMPI: напряженность ипохондрия депрессияистероидность психопатия фенимизированностьпаранойяльность психастения шизоидность маниакальность
  232. Б) Акцентуации по классификации К. Леонгарда демонстративность педантичность застревание возбудимость гипертимость дистимностьтревожно-боязливость циклотимичность аффективно-экзальтированность
  233. Анализ психологических характеристик конфликтной личности позволил их структурировать с использованием шестнадцатифакторной структуры (по Кэттеллу). Отметьте, пожалуйста, те из них, которые в наибольшей степени характеризуют конфликтную личность.
  234. Фактор, А (1−3 стена): эмоционально холоден, скептичен, избегает компромиссов, непреклонен.
  235. Фактор С (1−3 стена): переменчив в отношениях, раздражительный, эмоционально неустойчивый.
  236. Фактор Е (1−3 стена): доминантный, агрессивный, склонный к самоутверждению, не признающий авторитетов.
  237. Фактор G (1−3 стена): имеет низкие моральные качества, игнорирует принятые правила поведения.
  238. Фактор Н (8−10 стена): авантюристичный.
  239. Фактор L (8−10 стенов): подозрительный, упрямый, склонный фиксироваться на неудачах.
  240. Фактор М (8−10 стенов): ненадежный, склонный к неприятному для окружающих поведению.
  241. Фактор Q (1−3 стена): внутренне недисциплинирован, не считается с общепринятыми правилами.
  242. Фактор Q (8−10 стенов): напряжен, возбудим, беспокоен, раздражителен. Нетерпим.
  243. По типу реагирования на фрустрирующую ситуацию (по Розенцвейгу) люди разделяются на три типа: экстрапунитивный, интропунитивный и импунитивный. К какому типу более близка конфликтная личность. Отметьте.
Заполнить форму текущей работой