Люди, чаще чем думают,
живут мифами.
H.Бердяев
Как бы не относиться к мифологии, всякая критика ее есть всегда только проповедь иной, новой мифологии. Миф есть конкретнейшее и реальнейшее явление сущего, без всяких вычетов и оговорок, — когда оно предстоит как живая действительность. Видя знакомого мне человека, я могу, конечно, отвлечься от того, что это мой знакомый, что это вообще человек, даже от того, что это живое существо; я могу представить себе близко знакомого мне человека просто как некую единицу, единицу неизвестно чего. Можно сказать — единица веса, напр. килограмм, единица меры, напр. метр. Hо пусть я совершенно отвлекусь от всякого привнесения содержательных моментов в свое исчисление. Что же, можно ли будет тогда сказать, что я имею реальное и адекватное знание о своем близком знакомом? Конечно, нет. Реальное, жизненное и адекватное знание будет только тогда, когда я зафиксирую не только число, но и качество, и не только качество, но и цельный лик данного предмета, и не только цельный лик, но и все те глубинные возможности, которыми он принципиально располагает и которые так или иначе, рано или поздно могут в нем появиться. Это и значит зафиксировать миф данного предмета и дать ему имя. Для всякого человека есть всегда такое, что не есть ни число, ни качество, ни вещь, но миф, живая и деятельная действительность, носящая определенное, живое имя .
Актуальность работы обосновывается тем, что мифология — основа и опора всякого знания, и абстрактные науки только потому и могут существовать, что есть у них та полнокровная и реальная база, от которой они могут отвлекать те или другие абстрактные конструкции.
Цель работы рассмотреть понятия, сущность и виды мифа и мифологии.
Миф и мифология: понятия и виды
Миф есть вымысел, получивший признание всего общества.
Платон
Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальностьмифложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры на самом деле тоже могут являться представителяи целевых аудиторий с точки зрения других менеджеров» .
Но что такое мифология сама по себе? В настоящее время существует многочисленное количество теорий происхождения и сущности мифологии. Рассмотрим 3 самые распространенные.
1.Марксистско-ленинская, утверждающая, что мифы, а на их основе и религия как нечто социально ничтожное, возникли в результате страха первобытных темных людей перед лицом непонятных и ужасных явлений, в основном наблюдаемых в природе, обществе, в практике межчеловеческих отношений через психику. Эту концепцию мифа как продукта суеверия и прямого обмана, выгодного правящим классам, вообще-то разработали французские просветители (Вольтер: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать для черни», вроде как говаривал он, Дидро, Фонтенель, Монтескье и пр.), но марксисты-ленинцы ее широко использовали в популярной массовой атеистической пропаганде, поскольку на их взгляд, она внушала массам буквально мичуринский оптимизм: человек — полный хозяин везде, в том числе, что человек стоит над природой.
2. Концепция Лосева. Интересную концепцию создал великий мыслитель XX века А. Ф. Лосев. Она называется абсолютной мифологией и в основном изложена в работе «Диалектика мифа». Мифология понималась А. Ф. Лосевым как «развернутое магическое имя» бога, постигаемое человечеством в своем бытии посредством особых интеллектуальных интуиций (созерцаний) у некоторых его выдающихся представителей, осознающих свои образы как высокое откровение от высших сил универсума. Далее — их переложения в речи, тексты, доступные людям, и воспитание священного трепета перед их глубинной истинностью адептами этого откровения. Бог есть обращенный в бытие сам мир, постигаемый человеком, как искрой божьей, как носителем потенциальной божественности, в виде того или иного мифа, содержание которого соответствует актуальным условиям его бытия и экспоненциально расширяется по мере раскрытия бесконечности бытия и бога, накопления социального опыта.