В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что «Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Статья 1 Конституции РФ имеет важное значение. В этой статье устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть.
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее:
1. В стране действует республиканская форма правления.
Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.
2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов.
3. Российская Федерация демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права.
Принципиально важным является конституирование государства
Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания процветающего общества.
Данную тему исследовали различные ученые. Например, Парникель Ю. Л. посвятил свою работу исследованию условий становления политического плюрализма в российском обществе. Боброва Н. А. рассмотрела конституционный строй и конституционализм в России.
Цели и задачи реферата. Целью данного реферата является изучение, рассмотрение и тщательное исследование главных основ конституционного строя Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть понятие конституционного строя РФ;
2. рассмотреть понятие основ конституционного строя РФ;
3. рассмотреть основы конституционного строя РФ как объект безопасности государства.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением главных основ конституционного строя Российской Федерации.
Объект исследования основы конституционного строя Российской Федерации как объект безопасности государства.
1. Конституционный строй РФ
1.1. Понятие конституционного строя РФ
В современной науке конституционного права и в нормативно-правовых актах нередко используются такие понятия, как «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Необходимо проследить соотношение таких понятий как «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй».
В Большом юридическом словаре общественный строй определяется как «исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом» .
Б.А. Страшун определяет общественный строй следующим образом: «исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организации общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом» .
По мнению Румянцева О. Г., «под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений» .
Румянцев О.Г. определяет такой строй как систему, которая наделена традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом и характерными особенностями общественного сознания.
Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а социально-политическим понятием, которое охватывает всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.
Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В структуру общественного строя входят социальные институты (государство, социальные нормы, негосударственные организации), социальные идеи, социальные отношения, которые существуют в обществе. Политическая и экономическая системы являются основами общественного строя.
Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, которые выражают наиболее устойчивые свойства, взаимодействия и взаимосвязи элементов внутренней организации государства. В Большом юридическом словаре государственный строй определяется как «система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права .
В приведенном определении строй раскрывается через отношения. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Иными словами, государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, которые осуществляют государственную власть, но также и характер взаимоотношений ежду ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей политических, экономических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках находится эта власть. Государственный строй характеризуется следующими признаками:
территориальным устройством государства;
системой высших и иных органов государства, их компетенцией, структурой, а также порядком их образования;
разнообразием охраняемых государством организационно-политических и социальноэкономических основ государственной власти.
Общественный и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй, прежде всего, с помощью установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и другие источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть содержание конституционного строя.
В литературе содержится множество точек зрения относительно конституционного строя.