Роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта
Диссертация
Наиболее очевидными проявлениями межличностного конфликта выступают взаимные обвинения, споры, нападки и защита. Каждый участник конфликта стремится самоутвердиться, достичь своих интересов. Часто при этом эмоциональная сторона затмевает содержательную. Одной из центральных проблем межличностного конфликта является наличие у его участников внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Культурный стереотип как способ освоения действительности
- 1. Понятие и сущность культурного стереотипа
- 2. Структура и функции стереотипов
- 3. Факторы формирования и устойчивости стереотипов
- Глава 2. Двойственная роль культурного стереотипа в социальном конфликте
- 1. Природа и сущность социальных конфликтов
- 2. Стереотипизация и мифологизация структурных элементов конфликта
- 3. Трансформация самоидентичности посредством конфликта
- Заключение
- Литература
Список литературы
- Аванесова Г. А. Культурно цивилизационные взаимодействия в условиях глобализации. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Науч.- информ. сб. Вып. 3. М.: Изд. РГБ, 2002. 128с., с.3−33.
- Алексеев М.Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. М.: «Арт-Бизнес-Центр», 2001.-320с.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма, когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131 143.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992. 230 с.
- Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1972. С. 533−594.
- Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры: Сб. статей. М., 1990. С. 5−42.
- Байбурин Л.Н. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
- Бальтасар Грасиан. Карманный оракул. Критикон. М., 1984. 631 с.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
- Белль Г. Письмо молодому католику // Знамя. 1989. № 6. С. 149 163.
- Бердяев Н. А. Самопознание: Мемуары. М.:"ДЭМ", 1990.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
- Беттельхейм Б. Просвещенное сердце // Человек. 1992. №№ 2 6.
- Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001. 196 с.
- Бранский В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002. 476 с.
- Брейтенфелд Дж. Правила боя // Мысль. Разум. Интеллект. М., 2003.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
- Вайль П., Генис А. Русская кухня в изгнании: Сборник эссе. М., 1995. С. 22.
- Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании: (Социально философские аспекты). Научно-аналитический обзор. М., 1988.-36с.
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999. 479 с.
- Введение в этническую психологию, СПб., 1995.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер. с англ. А. Д. Шмелева.- М.: Языки славянской культуры, 2001.-288с.
- Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997. 100 с.
- Волкан В., Оболонский А. Потребность иметь врагов и друзей // Дружба народов, 1992. — № 7. С. 171−184.
- Вунд В. психология народов. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. 864с.
- Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Космо-психо-логос. М.: Изд. Гр. «Прогресс» «Культура», 1995. 480 с.
- Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. М., 1993.
- Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
- Григорьева Т.П. Синергетика и Восток (логика небытия) // Вопросы философии. 1997, № 3. С. 90 102.
- Гридина Т.А. Языковая игра: стереотипы творчества. Екатеринбург, 1996. 214 с.
- Гришина Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен «нечестной игры» // Общественные науки и современность, 1997. — № 2. С. 87−95.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, 1997. — № 1. С. 121−132.
- Гудков Л.Д. Русское национальное самосознание как китч // Человек. 1998, № 1. С. 92 105.
- Гудков Л.Д. Феномен «простоты» (о национальном сознании русских) // Человек. 1991, № 1. С. 9 22.
- Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985. 415 с.
- Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии, 2000, № 10. С. 37−41.
- Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 3−15.
- Гусейнов Г. Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989, № 11. С. 64 76.
- Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5. С. 142−147.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2003.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты. М., 1996. 342 с.
- Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. дис. д-ра философ.наук. Ростов н/Д., 1999.
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 1997.
- Земсков В. Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики//Общественные науки и современность, 2003, № 2, с. 136−149.
- Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2. С. 114−119.
- Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1977. 371 с.
- Зубец О.П. Возраст: особенности нравственной жизни. М., 1987.
- Ивушкина Е. Б. Современная мифология: Содержание и место в различных областях культуры. Автореф. дис. канд.философ. наук. Р н/Д., 1999−23с.
- Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур): Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1994.
- Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (К теории социокультурных изменений)// СОЦИС. 1995.№ 4
- Ионин Л. Г. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений// СОЦИС.1995.№ 2.
- Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 1996.-152с.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.- Волгоград: Перемена, 2002.-477с.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3−30.
- Кейтнеп Дж. Увядание посредничества // Социальный конфликт, 1998. — № 4. С. 52−64.
- Кессиди Ф. Х. Глобализация и культурная идентичность // ВФ, 2003, № 1, с.76−79.
- Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования. 2000, № 12. С.
- Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991. С. 27−35.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (Теоретический очерк). М., 1994. 378 с.
- Конфликты в современной России: проблемы анализа и урегулирования. Центр конфликтологии. М., 1999. 344 с.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992. 212 с.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002. С. 164−166.
- Кузнецова Т.Ф. Философия в диалоге культур. М., 1997.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 300 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2002. 544 с.
- Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования стереотипов // Психологический журнал, 1986, т.7, № 2, с.41−50.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С. 126−173.
- Латынов В.В. Детерминанты и способы предотвращения неэтичного поведения в организациях // Прикладная психология. 2003. № 3.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994. 604 с.
- Левикова С.И. Молодежная культура. М., 2002. 360 с.
- Левинсон А.Г. Школа жестокости (советский человек и насилие) // Человек. 1992. № 1.
- Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.
- Липман П. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии, 1995. — № 2. С. 110−121.
- Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Авторы-составители Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М., 1992. С. 354−398.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. 272 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст семиосфера история. М., 1999. 447 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 272 с.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998. 445 с.
- Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М., 2000.
- Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. 119 с.
- Малахов В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // Логос, 2000, № 5−6 (26), С. 5−8.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю филосоию. М., 1990. 366 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2003- 352с.
- Мацумото Д. Психология и культура.- СПб., 2002. 416с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. -
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: «Прогресс», 1973.-406с.
- Муздыбаев К. Идея справедливости // Социологические исследования, 1992. — № 11. С. 94−101.
- Мурадян С.А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ереван, 1977.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. 631 с.
- Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 450 с.
- Орлова Е. В. Формирование и изменение социальных стереотипов в процессе социального познания: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 1992.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. 214 с.
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987. -
- Очерки по истории мировой культуры. Учеб. пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 1997. 496 с.
- Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей// Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 139−141.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. 270 с.
- Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998. 376 с.
- Первышева Е.В. Экспериментальные исследования межличностных конфликтов // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., 1988. С. 61−81.
- Петренко В.Ф., Сурманидзе Л. Д. Исследование стереотипов обыденного сознания методами психосемантики // Этнографическое обозрение, 1994, № 6, С. 50−61.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. 302 с.
- Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 73 76.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.
- Почепцов Г. Г. Имиджеология. М.: «Рефл бук», Киев: «Ваклер» — 2001. 704 с.
- Пригожин И.И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. 431 с.
- Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с анг. К.: Ника-Центр, 2001. 560с. (Серия «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА»; Вып.2).
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 82.
- Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 4.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000.-429с.
- Россия глазами русских. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. СПб., 1991. 366 с.
- Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. 384 с.
- Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002.- 256 с.
- Сергеева О. А. Конфликтные межцивилизационные взаимодействия и их последствия. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Науч.- информ. сб. Вып. 3. М.: Изд. РГБ, 2002. 128с., с. 34−62.
- Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек, 1992. — №№ 2−5.
- Слотердайк П. Критика цинического разума. — Екатеринбург, 2001.- 584с.
- Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования / Сост.: А. П. Логунов, Т. В. Евгеньева. Рос. Гуманит. Ун-т. 1996 — 95с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.
- Сорокин Ю.А. Речевые маркеры этнических институциональных портретов и автопортретов (Какими мы видим себя и других) // Вопросы языкознания. 1995, № 6. С.
- Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии, 2003, № 6. С. 112−121.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. 824 с.
- Стрижевская М. Любить по-русски. Как противостоять домашнему насилию// Ридерз дайджест. Май 2004.
- Суродина Н. Р., Шипулина Н. Б., Щеглова Л. В. Культура и этнос: Учеб. пособие для самост. работы студ. вузов. Волгоград: Перемена, 2002. 153с.
- Танчер В.В. Льюис Козер: функциональность конфликта и польза несогласия в науке // Современная американская социология. М., 1994. С. 265−273.
- Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.
- Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. 1960. Вып. 1. С. 135−169.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб., Т. 1., 1991. С. 37.
- Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы.М., 1997−134с.
- Ферапонтова О.И., Дюкова Т. С. Методика предупреждения межличностных конфликтов. Самара, 2000.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. 318 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Хей Л. Л. Исцели свою жизнь. Каунас, 1995. С. 140.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 459 с.
- Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.
- Холл С. Проблема культурной идентичности и децентрация субъекта // Контексты современности: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань, 2000.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. ;
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетейя, 2000 г. 240 с.
- Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. 400 с.
- Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. Саратов, 2003. 422 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. 535 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. С. 116.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.- 128 с.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. М., 1998. 672 с.
- Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии, 1990. — № 7. С. 32−41.
- Щеглова Л.В. «Диалог цивилизаций»: что стоит за формулой? // Диалог и культура современного общества: Сб. науч. ст. Волгоград, 2001. С. 138−142.
- Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2003. — № 2 (03). С. 3−9.
- Щеглова Л.В. Судьбы российского самопознания (П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь): Монография. Волгоград: Перемена, 2000.-324с.
- Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 1998, № 11. С. 30 43.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М.: «Инвест-ППП», СТ «ППП», 1996.-240с.
- Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.-Г. Божественный ребенок. М., 1997. С. 248−290.
- Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности. Л., 1961.
- Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 1999. С. 7.