Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лирический цикл как компонент поэтической системы А. Ахматовой

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. А. Ахматова — знаменательная фигура рубежа веков. Едва ли не сразу после появления первой книги («Вечер»), а после «Четок» и «Белой стаи» в особенности, стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть. «Романность», подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Скрытые циклы в лирике Анны Ахматовой
    • 1. 1. Циклы в любовной лирике Анны Ахматовой
    • 1. 2. Лирический герой и героиня в циклах Анны Ахматовой
  • Глава 2. Судьба книги «Бег времени»
    • 2. 1. История создания и публикации
    • 2. 2. Композиция. Логическая последовательность циклов
    • 2. 3. Тематическое многообразие
  • Глава 3. Анализ циклов Анны Ахматовой «Тайны ремесла» и «Северные элегии»
    • 3. 2. Цикл Анны Ахматовой «Тайны ремесла»
    • 3. 3. Цикл Анны Ахматовой «Северные элегии»
  • Заключение
  • Литература

Лирический цикл как компонент поэтической системы А. Ахматовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа XIX — XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.

Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX — начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.

А. А. Ахматова — знаменательная фигура рубежа веков. Едва ли не сразу после появления первой книги («Вечер»), а после «Четок» и «Белой стаи» в особенности, стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть. «Романность», подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властной и незаурядной, почти жесткой воле?

В молодой поэзии обнаружились признаки возникновения ахматовской школы, а у ее основательницы появилась прочно обеспеченная слава.

Источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее, в новом умении видеть и любить человека. Это перводвижущая сила ахматовского творчества.

Доверие к стихам Ахматовой достигается, прежде всего, свободой речи, простой и разговорной. Но когда бы мы так разговаривали, то «для полного исчерпания многих людских отношений каждому с каждым довольно было бы обменяться двумя-тремя восьмистишиями — и было бы царство молчания», как было замечено Н. В. Недоброво.

Заметно присутствие в творчестве Ахматовой властной над душой силы. Она не в проявлении «сильного человека» и не в выражении переживаний, дерзновенно направленных на впечатлительность душ: лирика Анны Андреевны полнится противоположным содержанием. Нет, эта сила в том, до какой степени адекватно каждому чувству находится ею слово, гибкое и свободное, но, как слово закона, крепкое и стойкое. Впечатление стойкости и крепости слов так велико, что, кажется, целая человеческая жизнь может удержаться за них; кажется, не будь на той усталой женщине, которая говорит этими словами, охватывающего ее и сдерживающего крепкого панциря слов, состав личности тотчас разрушится и живая душа распадется в смерти. «И умерла бы, когда бы не писала стихов», — говорит она каждою строкою.

Жизнеспасительное действие поэзии в составе лирической личности Ахматовой предопределяет и круг ее внимания, и способ ее отношения к явлениям, в этот круг входящим. Тот, кому поэзия — спаситель жизни, из боязни очутиться вдруг беззащитным, не распустит своих творческих способностей на наблюдательские прогулки по окрестностям и не станет писать о том, до чего ему мало дела, но для себя сохранит все свое искусство. По той же причине не с исследовательским любопытством смотрит Ахматова на личную жизнь. Всегда пристрастно и порывисто ее осознание жизненного мгновения, и всегда это осознание совпадает с жизненною задачей мгновения.

Творчество Ахматовой не стремится запечатлеть душу извне, но ему дорого трепетать своими созданиями в самой груди, у сердца слушателя. Ее стихи сотворены, а не сочинены. Ахматовские стихи волнуют очень сильно и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями.

Выбор темы дипломной рабоы обусловлен многими причинами. До сих пор творчество Анны Андреевны Ахматовой не достаточно изучено. Оно столь своеобразно и многогранно, что сложно найти более благодатный материал для анализа культуры серебряного века в целом.

Сегодня незачем браться писать биографию Ахматовой, хотя бы и краткую. В общих чертах она хорошо известна многим, а в подробностях еще не воссоздана, да и не изобилует внешними фактами, а полна лишь фактами «внутренними», порожденными свойствами личности поэта, ее саморазвитием, достоинством и пониманием долга. Следовало бы напомнить лишь несколько дат для «привязки» ко времени и обстоятельствам, которые были существенны для развития «внутренних» состояний поэта и ее поэзии.

Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском Селе, ныне город Пушкин, близ Царскосельского лицея, в местах, где витает пушкинский дух и величавость минувших веков выражена в архитектуре и воспитана в природе.

Девичья фамилия Анны Андреевны — Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Сочинения В 2-х томах. Т.1. — М.: Правда, 1990.
  2. А. А. От царскосельских лип. — М.: Издательство «ЭКСМО — Пресс», 2000.
  3. И. А. Скрытые поэтические циклы в творчестве Анны Ахматовой / Ахматовские чтения «Царственное слово» — М: 1992.
  4. В. Многоэтажная Ахматова / Нева — 1997. — № 7
  5. В.Я. В сто первом зеркале. М., 1987.
  6. Воспоминания об Анне Ахматовой. / (сост. В. Я. Виленкин, В. А. Черных; коммент. А. В. Курт, К.М. Поливанова). М.: Советский писатель, 1991.
  7. Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. Л.: Советский писатель, 1968.
  8. М. Невеселые признания при радостном событии // Звезда. — 1989. — № 6.
  9. В.М. Творчетво Анны Ахматовой. Л.: Наука, Ленинград. отделение, 1973.
  10. А. А.Ахматова — 50 лет спустя / Звезда — 1996. — № 9
  11. А. Е. Возвращенные имена. — Курск: 1994.
  12. Н. Ахматова и «серебряный век» / Новый мир — 1989. -№ 7
  13. М.М. Победившее смерть слово. — Томск, 2000.
  14. С. К творческой биографии Ахматовой / Смена — 1996. -№ 7
  15. В. В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой / Ахматовские чтения «Царственое слово» — М.: 1992.
  16. А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М, 1989.
  17. А.И. Анна Ахматова. 2-е изд. Л., 1982.
  18. А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л.: Лениздат, 1966.
  19. Н.И. Анна Ахматова и Фонтанный дом. — СПБ., 1991.
  20. Н. Анна Ахматова // Огонек. — 1989. — № 10.
  21. А. Петербург Ахматовой / Нева — 1991. — № 2
  22. Р. Тименчук Анна Ахматова в 1960-е годы. Водолей Publishers, The University of Toronto Москва; Toronto 2005.
  23. А. Образ Анны Ахматовой / Звезда- 1989. — № 6
  24. В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. — М., 2001.
  25. Л.Н. Записки об Анне Ахматовой. М., 1984. Кн. II: 1952−1962.
  26. Л.А. Анна Ахматова./ 100 лет со дня рождения/. М.: Знание, 1989.
  27. . Анна Ахматова. Опыт анализа. В кн.: О поэзии.- Л.: Советский писатель, 1969.
Заполнить форму текущей работой