1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
3. Действие Налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым Кодексом.
4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.
5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, свяанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
тупление в действие с 01.01,1999 года части первой Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) поставило ряд проблем в вопросах применения налогового законодательства, о чем свидетельствует вот уже 5-ти месячная практика рассмотрения налоговых споров арбитражными судами РФ после вступления в действие части 1 НК РФ.
Основная проблема — какие налоговые законы и нормативно-правовые акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Инструкции Госналогслужбы РФ (сейчас — Министерства РФ по налогам и сборам) и т. д. действуют и подлежат применению в настоящее время и в каком порядке.
Практика показывает, что достаточной ясности в этом вопросе в настоящее время нет ни у налогоплательщиков, ни у налоговых органов, ни у судов, рассматривающих налоговые споры. Однако некоторые подходы в решении этого вопроса уже вполне определились и о них можно говорить с достаточной степенью уверенности.
Статья 1 НК РФ гласит, что законодательство РФ о налогах и сборах в настоящее время состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Т. О. кодекс определил, что на федеральном уровне вопросы, относящиеся к законодательству о налогах и сборах могут регулироваться только федеральным законом, а не нормативно-правовыми актами более низкого уровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т. д.).
В настоящее время в силу Ст. 2 ФЗ «О введение в действие части 1 НК РФ» действуют п. 2 ст. 18, ст. 19,20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», определяющих перечень налогов и сборов и в этот перечень сборы в вышеназванные внебюджетные фонды не входят.
Статья 13 НК РФ, в которой названные внебюджетные фонды входят в перечень федеральных налогов и сборов, в настоящее время в действие не введена (см. ст. 3 ФЗ «О введение в действие части 1 НК РФ»), она будет введена в действие со дня введения части 2 НК РФ.