Художественные особенности французской керамики 1950-1970-х гг
Диссертация
В отечественном искусствознании хорошо изучено творчество Пабло Пикассо и Фернана Леже, двух художников с активной социальной позицией, состоявших в рядах французской Коммунистической партии. Монография Л. А. Жадовой «Фернан Леже», опубликованная в издательстве «Искусство» в 1970 году, дает развернутую оценку всех видов творчества этого выдающегося художника в контексте развития французского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Истоки и предпосылки искусства керамики Франции 19 501 970-х гг
- Глава II. Архитектурная керамика Франции 1950−1970-х гг
- 2. 1. Архитектурная керамика Фернана Леже
- 2. 2. Оформление «Капеллы четок» Матисса
- 2. 3. Настенные керамические панно Марка Шагала
- 2. 4. Архитектурная керамика Хоана Миро
- 2. 5. Архитектурная керамика Роже Капрона
- Глава III. Керамика Пабло Пикассо
- 3. 1. Фигуративнаяульптура
- 3. 2. Керамические блюда (проблема тиража)
- 3. 3. Декорирование Пикассо объемных керамических изделий
- 3. 4. Исторические аналогии в керамике Пикассо
- Глава IV. Скульптурная керамика Франции 1950−1970-х гг
- 4. 1. Керамическиеульптуры Поля Бейера
- 4. 2. Керамика Василя Иванова
- 4. 3. Скульптурная керамика Жана Дерваля 1950−1970-х гг
- 4. 4. Скульптурная керамика Франсуа Рати
- Глава V. Функциональная керамика Франции 1950−1970-х гг
- 5. 1. Деятельность мастерской Мадура (г. Валлорис)
- 5. 2. Керамика Жоржа Жува
- 5. 3. Керамика Робера Дебландера 1950−1970-х годов
- 5. 4. Керамика Франсины Дель Пьер
- Заключение 12 7 Примечания 131 Библиография
- Приложение
Список литературы
- Алпатов М.В., Эренбург И. Г. Графика Пикассо. М., Искусство, 1968.
- Алпатов М.В. Матисс. М., Искусство, 1969.
- Апчинская Н.В. Марк Шагал и Библия. Витебск, Издательство музея М. Шагала, 2002.
- Апчинская Н.В. Марк Шагал. Графика. М., Советский художник, 1990.
- Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. М., Изобразительное искусство, 1995.
- Арагон Л. Анри Матисс. Роман. М., Прогресс, 1978.
- Батракова С.П. Искусство и утопия: из истории западной живописи иархитектуры XX века. М., Наука, 1990.
- Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., Наука, 1996.
- Бернарда М.-Л., Буше П. Пикассо. М., Астрель, 2002.
- Бусев М.А. Художественное наследие в творчестве Пикассо : Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Российский институт искусствознания, М., 1994.
- Бушнелл Д. Перу. От ранних охотников до империи инков. М., Центрполиграф, 2003.
- Валлонтен А. Пабло Пикассо. Ростов н/Д, Феникс, 1998.
- Вальтер И.Ф. Пикассо 1881 1973. Гений столетия. М., ТазсЬеп/Арт-Родник, 2002.
- Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб., Азбука-классика, 2005.
- Голомшток И.Н. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке. М., Прогресс-традиция, 1994.
- Диль Г. Миро. М., Слово, 1995.
- Диль Г. Фернан Леже. Будапешт, Корвина, 1985.
- Дмитриева H.A. Пикассо. М., Наука, 1971.
- Жадова Л.А. Творческая судьба Фернана Леже/ /ДИ СССР № 4 1966, с. 51−57.
- Жадова Л.А. Фернан Леже. М., Искусство, 1970.
- Жидель А. Пикассо. М., Молодая гвардия, 2007.
- Жирар К. Матисс. М., Астрель, 2003.
- Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал. М., Союзтеатр, 1993.
- Зубова М.В. Пикассо. Актеры и клоуны. М., 1983.
- Казакова Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. М., 2009.
- Калитина H.H. Встречи с искусством Франции. Л., Искусство, 1963.
- Калитина H.H. Французское изобразительное искусство конца XVIII—XX вв.еков. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.
- Кантор Гуковская A.C. Поль Гоген: жизнь и творчество. М.: Советский художник, 1965.
- Карякина Т.Д. Идеи символизма в европейском декоративном искусстве // Символизм и модерн феномены европейской культуры. М., 2008.
- Карякина Т.Д. Итальянская майолика // Энциклопедия культуры Возрождения. Т.2. М, 2011.
- Карякина Т.Д. Керамика // Российская музейная энциклопедия. М, 2001.
- Карякина Т.Д. Керамика круга Палисси в собрании Кусково// ДИ СССР № 9 1981, с. 46−47.
- Карякина Т.Д. О специфике художественного языка европейской керамики модерна (идеи, материалы, образы) // Европейский символизм. СПб., 2006.
- Карякина Т.Д. Об особенностях европейского фарфора конца XIX -начала XX века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПУ. М. № 1 2008. с. 255−262.
- Карякина Т.Д. Константы генетической памяти в образной системе символизма (на примере произведений декоративного искусства) // Искусство символизма и модерна. М, 2012 (в печати).
- Карякина Т.Д. Философия жизни (Бергсон, Дильтей и др.) и искусство керамики // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М, 2004.
- Коэн Ж.-Л. Ле Корбюзье 1887−1965. Лирика архитектуры в эпоху машин. М.: Taschen /Арт-родник, 2008.
- Крамаренко Л.Г. О красоте и пользе. По страницам журнала ДИ СССР. М, Советский художник, 1974.
- Крючкова В.А. Проблема содержания в абстрактном искусстве (По материалам дискуссий во Франции 1940−1950-х гг.) // Искусствознание. М. № 1−2 2010. с.413−435.
- Мамедова J1.A. Проблемы развития религиозного искусства Франции 1920−1950-е годы: ансамбль церкви Нотр-Дам-де-тут-Грас в Асси: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2003.
- Минк Я. Хоан Миро 1893−1983. М., Арт-родник, 2007.
- Рохас К. Мифический и магический мир Пикассо, (Приложение Ж. Брассай «Встречи с Пикассо») М., Республика, 1999.
- Рубинчик O.E. «Пленительный город загадок» и «Волшебный Витебск». Анна Ахматова и Марк Шагал.// И/&-: сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007, с. 209−236.
- Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Живопись и графика из французских и советских музеев. Каталог выставки. М., Советский художник, 1987.
- Малинина Т.Г. Стилевое измерение искусства эпохи модернизма // Стильмастера. М., Памятники исторической мысли, 2007. с.428−449.
- Малолетков В.А. Декоративная керамика стран южной Европы (70−90-е годы XX века)// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПУ. М. № 1 2009.
- Малолетков В.А. Основные тенденции развития южно-европейской керамики последней трети XX века// Искусство и образование: журнал методологии, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания № 4(60)09 с.58−67.
- Малолетков В.А. Западно-европейская керамика последней трети XX века// Искусство и образование: журнал методологии, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания № 4(60)09 с.67−74.
- Малолетков В.А. Современная керамика мира. Творческий опыт последней трети XIX- начала XX века. М., 2010.
- Малолетков В.А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ-начала XXI вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010.
- Мастера искусства об искусстве т.5. М. Искусство, 1969.
- Мидан Ж.-П. Модерн. Франция. М., Магма, 1999.
- Мириманов В.Б. Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М., Согласие, 1997.
- Монахова Л.П. Архитектурная футурология 1960-х годов и обновлениепроектного мышления // Декоративное искусство и предметнопространственная среда: Вестник МГХПУ. М. № 3 2009, с. 195−207.
- Монахова JI.П. Внестилевые аспекты формирования предметной среды XX века // Проблемы дизайна 5: сборник статей PAX и НИИ теории и истории изобразительных искусств. М. Артпроект, 2009, с.50−70.
- Монахова Л.П. Внестилевые явления в развитии предметной среды XX века// Проблемы формализации средств художественной выразительности. Материалы семинара ВНИИТЭ. М., 1980, с. 71- 73.
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., Искусство, 1982.
- Пабло Пикассо (1881−1973). К столетию со дня рождения. Каталог выставки из советских собраний. Научный редактор А. Г. Костеневич. Л., Искусство, 1982.
- Пенроуз Р. Пикассо, М., Молодая гвардия, 1999.
- Пикассо. М., Эксмо пресс, 2002 / Серия «Шедевры графики».
- Пикассо и окрестности. Сб. статей под ред. М. В. Бусева. М., Прогресс-традиция, 2005.
- Подоксик А.С. Пикассо. Вечный поиск. Произведения художника из музеев Советского Союза, Л., Аврора, 1989.
- Прокофьев В. Феномен Пикассо// ДИ СССР № 10 1981, с.34−42.
- Сагалович М.В. По следам Фернана Леже. М.: Советский художник, 1983.
- Соловьев Н.К. Современная архитектура Франции. М., Стройиздат, 1981.
- Трещев В.В. Экзистенциализм: репрезентация в художественной культуре Франции и Германии 1900−1970. СПб.: Алетейя, 2008.
- Турчин B.C. Образ двадцатого.в прошлом и настоящем. М., Прогресс-традиция, 2003.
- Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., Издательство Московского Университета, 1993.
- Федорова З.С. Основные этапы развития художественной керамики и современная практика: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, МГХПУ им. С. Г. Строганова, М., 1968.
- Федорова З.С., Мусина P.P. История художественной керамики. М., МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010.
- Фернан Леже об искусстве// ДИ СССР № 3 1966, с.3−6.
- Фомичева И.С. Декоративное искусство в творчестве французских живописцев XX века (на материале собрания ГМИИ) // Тезисы докладов научной сессии по итогам работы ГМИИ им. А. С. Пушкина за 1986 год. М., Советский художник, 1987.
- Фомичева И.С. Керамика в творчестве французских живописцев первой половины XX века/ /Искусство эпохи модернизма. Стиль Ар-Деко 1910−1940: Сб. статей под ред. Т. Г. Малининой. М., Пинакотека, 2009, с. 155−167.
- Харман Д.Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX начала XX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, МГХПУ им. С. Г. Строганова. М., 2004.
- Харшав Б. Марк Шагал об искусстве и культуре. М., Текст, 2009.
- Хосе Луис Серт. Хоан Миро. М., Арт-родник, 2004.
- Шагал М. Моя жизнь. СПб., Азбука-классика, 2006.
- Шпаков В.Н. История всемирных выставок. M, АСТ, 2008.
- Юдина Е.А. История становления французской авторской керамики и новые тенденции конца XX века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПУ. М. № 1 2006, с. 188−197.
- African masks. The Barbier-Mueller collection. Munich, Prestel, 2007.
- Andral J.-L, Daix P. Picasso: La joie de vivre (1946−1949). Paris, Skira, 2006.
- Andreani C. Jean Derval. De l’imagery a l’art ceramique// Vendin-le-Vieil, Revue de la ceramique et du verre № 139, nov.-dec. 2004.
- Andreani C. Une pionniere a l’aube des annes cinquante. L’atelier Madoura// Vendin-le-Vieil, Revue de la ceramique et du verre № 102, sept.-oct. 1998, p. 43.
- Annees 50, l’effet ceramique. Manufacture nationale de Sevres. Paris, Editions Courtes et longues, 2006.
- Amico L. A la recherche du paradis terrestre. Bernard Palissy et ses continuateures. Paris, Flammarion, 1996.
- Artigas J.-L. Ma collaboration avec Mire// Derrier le miroire № 14−15 nov.-dec. 1948.
- Artigas J.-L. Miro-Artigas. Terres de grand feu// Derrier le miroire № 87−89 juin-juillet- aout 1956.
- Baldessari A. Picasso Carmen. Paris, RMN, 2007.
- Batigne R. Une visite a Vallouris. Edition du Musee de Vallouris, 1950.
- Bloch G. Catalogue de l’oeuvre grave ceramique. Berne, Kornfeld und Klipstein, 1972.
- Blondel N., Preaud T. La manufacture national de Sevres: parcours de blanc a l’or. Charenton, Flohic, 1996.
- Brogniart A. Trate des arts ceramique. Paris, 1844.
- Brunet M., Preaut T. Sevres: des origins a nos jours. Fribourg, Office du Livre, 1978.
- Brunhammer Y. Fernand Leger. L’oeuvre monumental. Milan, 5continent, 2005.
- Brunhammer Y. Les ceramiques de Francine Del Pierre// La Maison Francaise, 117, mai 1958, pp. 25−27.
- Brunhammer Y. Les vases de Deblander// La Maison Francaise, 192, novembre 1965, pp. 192−195.
- Chapelle du Rosaire des Dominicanes de Vence par Henry Matisse. Vence, 2006.
- Chaton R. Potiers d’aujourd’hui au pays de la Borne. Edition Delayance, 1980.
- Cocteau J. La corrida du premier mal. Paris, Grasset, 1957.
- Corpus Anticorum Vasorum. Edition du Musee du Louvre, 1935−1949.
- Christ D. Marc Chagall. Lausanne, Payot, 1974.
- Cushion J., Giacometti J., Fay-Halle A. Manuel de la ceramique europeene: faiences, faiences fines, gres, terres cuites. Fribourg, Office du Livre, 1987.
- Daix P. Dictionnare Picasso. Paris, Robert Laffont, 1995.
- Daix P. La vie de peintre de Pablo Picasso. Paris, Seuil, 1977.
- Daix P. Picasso. Paris, Edition Somogy, 1964.
- Daix P. Picasso: Life and Art. Thames and Hudson, Toronto, 1994.
- Dalla Francia: le ceramiche nel castello// Domus № 450 maggio 1967, p. 96−97.
- Deblander R. Madam Fina Gomez collectioneur d’oeuvres ceramiques// Vendin-le-Vieil, Revue de la ceramique et du verre № 57 Mars-Avril 1991, p. 32−35.
- Descargues P. Fernand Leger. Paris: Cercle d’Art, 1955.
- Dilectorskaya L. Henry Matisse. l'apparente facilite. pentures de 1935−1939. Paris, Adrien Maeght Editeur, 1986.
- Dor de la Souchere R. Picasso. Antibes. Paris, Hazan, 1962.
- Ducret M. Paul Beyer. Paris, Edition Beau Fixe, 2006.
- Duncan D. Le petit monde de Pablo Picasso. Paris, Hachette, 1959.
- Dupin J. Miro. Paris: Flammarion, 1961.
- Emery M., Goulet P. Guide: Architecture en France. 1945−1983. Paris, Groupe expantion, 1983.
- Encyclopedie de la culture francaise. Paris, Ecletis, 1991.
- Encyclopedie photographique de l’art. Paris, Edition «TEL», 1936.
- Fare M. La ceramique contemporaine. Paris, Compagnie des Arts Photomecaniques, 1954.
- Fay-Halle A. Cinqant ans de la ceramique francaise. 1955−2005″, RMN, 2006.
- Fay-Halle A. Jean Derval. Un elu de la ceramique. Paris, RMN, 2004.
- Fay-Halle A., Lehaussois C. Le grand livre de la faience francaise. Fribourg, 1986.
- Fay-Halle A., Staudenmeyer P. Roget Capron ceramiste. Paris, Norma edition, 2003.
- Ferrier J.-L. Les Fauves: la regne de la couleur. Paris, Edition Terrail, 1992.
- Forest D. Luc et Marjolaine Lanel. Paris, Norma edition, 2005.
- Forest D. Suzanne Ramie (1905−1974). Vendin-le-Vieil, Revue de la ceramique et du verre № 77, juillet-aout 1994.
- Forestier S., Meyer M. Les ceramique de Chagall. Paris, Albin Michel, 1990.
- Ganterfuhrer-Trier A. Cubisme. Koln, Taschen, 2005.
- Gascar P. Les secrets de maitre Bernard Palissy et son temps. Paris, Gallimard, 1980.
- Gilot F., Lake C. Vivre avec Picasso. Paris, Calmann-Levy, 1965.
- Girard X. La Chapelle du Rosaire 1948−1951. Paris, Reunion des Musees Nationaux, 1992.
- Gournay A., Staudenmeyer P. Francine Del Pierre, Fance Franck. Dialogue des ceramistes. Paris, Norma edition, 2004.
- Grey M. Pre-Columbian Art. London, Thames and Hudson, 1978.
- Haulica D. Brancusi ou Panonimat du genie. Bucarest, Meridiane, 1967.
- Penrose R. Picasso. His Life and Work. NY: Harper, 1959.
- Penrose R. The sculpture of Picasso. NY: Museum of Modern Art, 1967.
- Pierre J., Corredor-Matheos J. Miro & Artigas Keramik. Bern, Bentelli, 1974.
- Prevert J., Ribemont-Dessaignes G. Joan Miro. Paris, Maeght Editeur, 1956.
- Jullian R. Histoire de l’architecture en France de 1889 a nos jours. Un siecle de modernite. Paris, 1984.
- L’ABCdaire de Matisse. Paris, Flammarion, 2002.
- Labaume V. Matisse. Paris, Hazan, 2005.
- La Chapelle de Vence- Journal d’une creation. Edition du Cerf, Paris, 1993.
- Lajoix A. La ceramique en France 1925−1947 de l’expositions des arts decoratifs aux annees d’aupres geurre. Paris, Edition sous le vent, 1983.
- Lajoix A. L’Age d’or de la Vallouris. Paris, Edition de l’Amateure, 1995.
- Laudon P. Matisse in Tahiti. Paris, Vilo Publishing, 2001.
- Leach B. Le livre du potier. Vendin-le-Vieil, Edition La Revue de la ceramique et du verre, 2003.
- Les Chapelles du Rosaire a Vence par Matisse et de Notre-Dame-du-Haut a Ronchamp par les Corbusier. Paris, Edition du Serf, 1955.
- Les poteries francaises. Paris, Les Edition Gres&Cie, 1928.
- Le Long D. Succession Miro. Joan Miro. Llorens Artigas. Ceramics. Catalogue raisonne. 1941−1981. Paris, A.D.A.G.P., 2007.
- Les Musees de la Borne// Vendin-le-Vieil, Revue de la ceramique et du verre, 118, mai-juin 2001, p. V.
- Lucan J. Architecture en France (1940−2000): Histoire et theories, Paris, Le Moniteur, 2001.
- Malraux A. La methamorphose des Dieux. Paris: La galerie de la pleiade, 1957.
- Malraux A. La tete d’obsidienne, Paris, Gallimard, 1971.
- Malraux A. Le Musee imaginare de la sculpture mondiale. V. 1−3. Paris, Gallimard, 1952−1959.
- Malraux A. Les ceramiques et sculptures de Chagall. Monaco, Sauret, 1972.
- Malraux A. Oeuvres. Paris, Gallimard, 1970.
- Malraux A. Psychologie de l’art. Geneve, Skira, 1948.
- Matisse H. Ecrits et propos sur l’art. Paris, Hermann, 2005.
- McCully M. Ceramique de Picasso. Paris, Images modernes, 1999.
- McCully M. Picasso antologie. London, The Art Concil, 1981.
- McCully M. Picasso: Painter and Sculptor in Clay. London, Royal Academy of Art, 1998.
- Meyer F. Marc Chagall. L’oeuvre grave. Stuttgart, Gerd Hatje Editeur, 1957.
- Mink J. Miro. Koln, Tachen, 2005.
- Miro J. Ma derniere oeuvre est un mur// Derriere le miroir № 107−109 juin-julliet-aout 1959, Paris, Galerie Maeght.
- Moutard Uldry R. Artigas ceramiste//Beaux-Arts, 1 juillet 1938.
- Moutard Uldry R. La renaissance de la ceramique a Vallouris// Cahier de la ceramique et des arts du feu № 3, juin 1956, p.21−29.
- Moutard Uldry R. Les 110 potier de Vallouris se degagent peu a peu de la grimace de Picasso, ARTS, 15−21 juillet 1959.
- Moutard Uldry R. Les poteries des Picasso// Arts et industry, №XIV janvier 1949, p. 44.
- Olivier F. Picasso et ses amis. Paris, Stock, 1933.
- Parmelin H. Les Dames de Mougins. Paris, Cercle d’art, 1964.
- Parmelin H. Notre Dame de Vie. Paris, Cercle d’art, 1966.
- Parmelin H. Picasso dit., Paris, Gouthier, 1966.
- Parmelin H. Picasso sur place. Paris, Julliard, 1959.
- Parmelin H. Voyage en Picasso. Paris, Laffont, 1980.
- Peltier Y. Vallouris aujourd’hui// L’Objet d’art, 12, 1995, p. 54−59.
- Penrose R. The sculpture of Picasso. NY, MoMA, 1967.
- Pillet M. Poterie traditionelles en France de 1880 a nos jours. Edition Revue de la ceramique et du verre, 1982.
- Preaud T., D’Albis A. La porcelaines de Vincennes. Paris, Adam Biro, 1991.
- Preaud T., Staudenmeyer P. Annees 50. L’effet ceramique. Paris, Editions courtes et longues, 2006.
- Ragon M. 50 ans d’art vivant: chronique vecue de la peinture et de la sculpture 1950−2000. Paris, Fayard, 2001.
- Ragon M. L’anniversaire d’un grand fauve: Henry Matisse// Jardin des arts № 186 mai 1970, p. 2−21.
- Ramie A. Picasso: Catalogue des oeuvres edite 1947−1971. Vallouris, Madoura, 1988.
- Ramie G. Ceramique de Picasso. Paris, Albin Michel, 1984.
- Ramie G. Picasso. Paris, Cercle d’art, 1974.
- Ramie S. et G. Ceramique de Picasso. Geneve, Skira, 1948.
- Richardson J. Vie de Picasso. Paris, La Chene, 1992.
- Sabartes J. Picasso. Portraits et souvenirs. Paris, Ecoles des loisirs, 1996.
- Sabartes J., Boeck W. Picasso. Paris, Flammarion, 1955.
- Schneider P. L’art sacre d’Henry Matisse //Art Press № 87 dec. 1984, p. 4 8.
- Shimizu C. La porcelaine japonaise. Paris, Massin, 2001.
- Shimisu С. Le gres japonais. Paris, Massin, 2002.
- Stain G. Picasso. Boston, Beacon press, 1959.
- Staudenmeyer P. Roger Capron ceramiste. Norma edition, Paris, 2003.
- Staudenmeyer P. «La ceramique francaise des annees 50». Paris, Edition Norma, 2001.
- Verdet A. Fernand Leger. Firenze: Sadeal Sansoni, 1969.
- Verdet A. L’Homme au mouton de Pablo Picasso. Paris, Falaise, 1950. Каталоги:
- Chagall et la ceramique. La Terre est si lumineuse, Feb.16- May 25 2008, Musee d’Art Moderne de Ceret, Paris, Gallimard, 2008.
- Concours National de la Ceramique d’Art. Juillet-Aout-Septembre 1966. Vallouris. L’Imprimerie de la Victoire, Nice.
- Premier Biennale International de la Ceramique d’Art. Aout-Septembre 1968. L’Imprimerie de la Victoire, Nice.
- La ceramique fauve: Andre Methey et les peintres. Catalogue d’exposition Musee Matisse, Nice 17 mai-21 juillet 1996, Paris, Reunion des Musees Nationaux, 1996.
- Marc Chagall. Monstres, chimeres et figures hibrides. 28 juin-29 oct. 2007 Musee National Marc Chagall, RMN, 2007.
- Musee de Picasso. Catalogue des collections: pentures, papier-colles, tableaux-reliefs, sculptures, ceramique, Paris, RMN, 1985.
- Picasso. Ceramiste a Vallauris. Pieces uniques, Paris, Chiron editeur, 2004.
- Picasso et la ceramique. Catalogue d’exposition, organisee par musee National de Beaux-Arts de Quebec, Hazan, 2004
- Picasso et les maitres, catalogue d’exposion 8 octobre 2008−2 fevrier 2009 en Galerie National du Grand Palais, RMN, 2008.
- Porcelaine de Sevres: Catalogue d’exposion a Zaragosa, 2006.
- Terres de Vallouris. Collection privees, 31 mars-28 mai 2007, Musee de la ceramique et d’Art Moderne de Vallouris.
- Vallouris. Ceramique des peintres et les sculpteures. 2 juin-10 septembre 1995, Musee de la ceramique et d’Art Moderne de Vallouris, Reunion des Musees Nationaux, 1995.
- Vassil Ivanoff (1897−1973). Terres sensuelles. Musee national de la ceramique de Sevres, RMN, Paris.1992.
- Каталог выставки современной керамики г. Валлориса, М., Советский художник, 1977.
- Jle Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2012.
- Пикассо Москва. Из собрания Национального Музея Пикассо в Париже. М., Красная площадь, 2010.
- Хуан Миро. Каталог выставки в Русском музее 2004 г., СПб.: Palace Edition, 2004.
- Шагал. Возвращение мастера. Каталог выставки в ГМИИ им. Пушкина, 1988
- Фернан Леже о цвете в архитектуре (по книге «Мастера искусства обискусстве» М., Искусство, 1969, т.5 с.287−290)
- Современная архитектура, взлетающие в воздух плоскости, оптическая реконструкция старой архитектуры, которая приспосабливается к эпохе научных и технических открытий, свободный цвет все это идет в ногу.
- Для экстерьера, фасада жилого здания проблема архитектуры-живописи также целиком нова. Архитектурный объем может быть весомее, может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от выбора цвета.
- Он может быть невидимым, невесомым. благо даря колористической оркестровке. Ведь во время войны маскировка показала, например, удивительные метаморфозы приспособления к окружающему пространству благодаря цветовому камуфляжу. .
- Но, прежде чем предпринять эту реформу, необходимо было «освободить цвет». Именно за это я вел борьбу начиная с 1912 года, даты, когда я впервые нашел чистые цвета, вписанные в геометрические формы. .
- Цвет жизненная необходимость. Это такой же предмет первой необходимости, как вода и огонь. Невозможно представить себе существование человека без цветовой среды. Растения, животные — от природы окрашены- человек стремиться одеваться в красочные одежды.
- В своем воздействии цвет несет не только декоративное содержание, но и психологическое. Связанный со светом, он становится еще более необходимым. Цвет является общественно-гуманистической потребностью.
- Чувство радости, стремление быть во всем впереди: чувство силы, постоянно обновляющейся активности поддерживается и подкрепляется цветом. .
- Цвет играет большую роль в социальной жизни. Я убежден, что он будет все больше и больше проникать во все сферы жизни общества. .
- В будущем станковая картина будет испытывать все большее влияние синтеза этих трех искусств.
- Можно аккомпанировать стене, можно ее разрушить и можно создавать новое пространство. В общем, стенная живопись служит для создания нового пространства в жилых или публичных зданиях. .
- Архитектор говорит мне: «Леже, я хочу, чтобы вы сделали панно». Хорошо, это заказ, но он сам выбирает место для этой настенной живописи, определяет ее в пространстве, и работа сама начинает становиться коллективной.
- Анри Матисс о «Капелле четок» в Вансе (по книге «Мастера искусства об искусстве» М., Искусство, 1969, т.5 с.242−243).
- Франсина Дель Пьер «Что такое керамика?» (по книге A. Gournay, P. Staudenmeyer «Francine Del Pierre. Fance Franck.
- Таким образом, в некотором смысле, пустив корни в прошлом, и сформировав их выбранной традицией и искусством во всех его проявлениях, современный гончар должен доказать свою настойчивость и проявить честность, чтобы выразить все, что он хочет сказать .
- Мой секрет в керамике, который я хочу рассказать вам как самую дорогую тайну: терпение, внимание и любовь. И не ждите цветов, пока дерево не окрепло, до сезона их сбора.
- Конференция в Музее Изящных искусствг. Каракас, май 1966.