Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ноосфера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ФУНДАМЕНТ Учение В. И. Вернадского о биосфере удивительно стройно и последовательно. Его стройность объясняется тем, что главной посылкой теории, ее скелетом, на котором держатся все конкретные разработки, стал синтетический подход к изучению любых объектов и явлений природы — больших и малых, живых и косных, земных и космических. Синтетическое изучение объектов природы — изучение ее естественных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • На рубеже тысячелетий
  • Фундамент
  • О понятии разума
  • Все течет, всё вращается
  • Истинность теории подтверждается практикой
  • Заключение
  • Литература

Ноосфера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

ВЕРНАДСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (18 631 945), русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г. В. Вернадского. Родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863. Детство будущего ученого прошло на Украине. Вернадский начал учиться в Харьковской гимназии, однако в 1876 семья вернулась в Петербург, и учение было продолжено в Петербургской гимназии, где в старших классах Вернадский увлекся естествознанием и чтением трудов А. фон Гумбольдта. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В. В. Докучаев. В 1885 защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов. Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.

НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Мир вступил в XXI век. Вступил радостно, но и с тревогой. Научно-технические достижения ушедшего века существенно изменили образ жизни людей, сделали его более комфортным и свободным. Новые технологии, новые материалы, новые средства связи — физической и информационной — быстро становились повседневными, привычными, обыденными. Но за все приходится платить, и мы начинаем остро ощущать и прямые и косвенные результаты самого технического прогресса: загрязнение окружающей среды, рост преступности, агрессивности, наркомании.

Как сгладить негативные последствия развития цивилизации? Об этом человечество стало задумываться еще в начале прошлого века. Появились утопические призывы «остановить технический прогресс», «вернуться назад к природе». Однако возобладала противоположная тенденция, воплощенная в лозунге: незачем ждать милостей от природы, взять от нее все — наша задача. Оказались забытыми мудрые слова Фрэнсиса Бэкона: «Над природой не властвуют, если ей не подчиняются» .

К концу ХХ века проблемы сохранения природы многократно обострились, а в арсенале экологов не было средств борьбы — они лишь проводили мониторинг, то есть просто наблюдали за состоянием окружающей среды. Но мониторинг — это то же, что анализы в медицине. С их помощью можно поставить правильный диагноз, но невозможно излечить болезнь.

Не спасают положения и предпринимаемые, как и век назад, попытки запретить сбрасывать отходы, заражать почву, воду, атмосферу. Нельзя же запретить прогресс! Подобные методы могут оказать только экстренную помощь природе, а для ее выздоровления необходимо длительное систематическое «лечение». Более того, запреты без последующих активных действий загоняют проблему внутрь и ведут к дальнейшему осложнению ситуации. Нужны другие подходы.

Один из таких подходов еще в первой половине прошлого века предложил великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский в своем учении о биосфере и ее переходе в ноосферу.

Идею биосферы В. И. Вернадский разрабатывал почти десять лет и в 1926 году опубликовал два очерка под общим названием «Биосфера». Через три года, в 1929 году, их перевели на французский. В 1928 году в журнале «Природа» ученый опубликовал доклад «Эволюция видов и живое вещество». В 1934 году появился первый выпуск трудов «Проблемы биогеохимии», в 1939;м — второй. В 1945 году журнал «Америкэн Сайнтист» опубликовал его последнюю перед смертью работу «Биосфера и ноосфера» .

Положения учения В. И. Вернадского не встретили серьезных воражений, но и не оказались востребованными ни в России, ни за рубежом. В 1931 году ученый вынужден был записать: «Царство моих идей впереди» .

И вот посеянные ученым зерна дали всходы. В 1998 году в США впервые вышло издание «Биосферы» на английском языке с весьма обстоятельными комментариями. В 2000 году французский журнал «Фузион» опубликовал работу В. И. Вернадского «Биосфера и ноосфера» со вступительной статьей Е. Гренье, в которой наш ученый назван «отцом глобальной экологии» .

В 2001 году неправительственный Экологический фонд им. В. И. Вернадского включил в новое издание «Биосферы» ранее не публиковавшиеся материалы, хранившиеся в папке «Мысли и наброски». В том же году в США вышла книга Л. Ларуша «Экономика ноосферы», в которой указано, что мысли, высказанные Вернадским, имеют значение для весьма широкого круга областей научного знания.

ФУНДАМЕНТ Учение В. И. Вернадского о биосфере удивительно стройно и последовательно. Его стройность объясняется тем, что главной посылкой теории, ее скелетом, на котором держатся все конкретные разработки, стал синтетический подход к изучению любых объектов и явлений природы — больших и малых, живых и косных, земных и космических. Синтетическое изучение объектов природы — изучение ее естественных тел и ее самой как целого. Оно неизбежно открывает черты строения, упускаемые при аналитическом подходе к ним.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Эволюционная теория познания. М. 1998.
  2. Философские проблемы классической и неоклассической физики. М., 1998.
  3. Н.Н. как далеко до завтрашнего дня. М.: Тайдекс Ко, 2002.
  4. Журнал «Наука и жизнь» № 3 1984.
  5. Журнал «Наука и жизнь» № 9 2004.
Заполнить форму текущей работой