Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение элитарной и массовой культур в современном обществе

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что же такое элита? При ответе на этот вопрос в построениях элитаристов мы не только не обнаружим единодушия, но, напротив, натолкнемся на суждения, порой опровергающие друг друга. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина. Начнем с определения Парето: это лица, получившие наивысший индекс в своей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Элитарная культура
    • 1. 1. «Элита», этимология термина и его применение
    • 1. 2. Элитарная культура из истории происхождения термина
  • Глава 2. Массовая культура в современном обществе
    • 2. 1. Роль массовой культуры на современном этапе развития общества
    • 2. 2. Средства массовой информации в массовой культуре
    • 2. 3. Механизм массовой культуры
    • 2. 4. Критика массовой культуры
  • Глава 3. Соотношение элитарной и массовой культуры в современном обществе
  • Заключение
  • Список литературы

Соотношение элитарной и массовой культур в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального, так международного мира. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают увеличиваются шансы международной или гражданской войны». Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к разрушению привычной системы ценностей, включая социальные ценности (Отечество, семья, дружба, общение и др). В одном из выступлений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. Д. Никандров отметил, что с разрушением системы ценностей в нашей стране была разрушена и система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается и практически осуществляется во всем мире. «Главная причина этого, — отметил президент РАО, — состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, по каким законам хотим жить».

Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии (В. Франкл), возникшей на почве перелома ценностной основы и смыслового голодания.

Исследования показывают, что при ранжировании ценностей большая часть респондентов учащихся такие значимые для любого общества цнности, как «отечество», «нация», «народная культура» ставит на последние места. Особый смысл данная проблема приобретает в период общего духовного кризиса, в эпоху засилья масскультуры и американизации нашего общества [6, с. 15−20].

Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в обществе ценности семьи и семейных отношений.

Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, формируется под влиянием культуры и определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [2, с. 3].

Глава 1. Элитарная культура

1. 1. «Элита», этимология термина и его применение Рассмотрение элитарной культуры предполагает и обязывает к обозначению самого термина «элита», его этиологии и применению.

В XX веке термин «элит» прочно вошел в социологические и политологические словари, несмотря на многочисленные возражения со стороны целого ряда социологов и политологов. Мнение о том, что термин «элита», введенный в социологию В. Парето, неудачен, что элитаристы, считая элиту субъектом политического процесса, принижают роль народных масс, что он противоречит идеалам демократии, неоднократно высказывалось в литературе, причем авторами, придерживающимися самых различных политических ориентаций от коммунистов до либералов [37, с. 15].

Есть и чисто терминологические возражения, касающиеся того, что неправильно и даже аморально применять термин элита, этимология которого не дпускает сомнений в том, что имеются в виду лучшие, наиболее достойные люди, по отношению к власть имущим, среди которых мы чаще видим людей циничных, неразборчивых в средствах, жестоких; недаром Ф. Хайек писал в Дороге к рабству, что «у власти оказываются худшие». И все же отказ от термина, который отражает определенную социально-политическую реальность, определенное социальное отношение, сам по себе неконструктивен. Раз существует определенное явление особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и соответствующий термин, фиксирующий его. Иное дело, что Парето ввел не самый удачный термин, но искать ему замену на другой правящая верхушка, господствующий класс, правящее меньшинство, господствующие слои, контролирующее меньшинство и т. д. мало что дает ведь это будет спором о словах. [37, с. 16].

Термин Элита ведет свое происхождение от латинского eligere выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века, он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества. В Х1Х веке понятие это стали использовать также в генетике, селекции. В конце XIX в. В. Парето ввел его в социологию [70, с. 2−3].

Что же такое элита? При ответе на этот вопрос в построениях элитаристов мы не только не обнаружим единодушия, но, напротив, натолкнемся на суждения, порой опровергающие друг друга. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина. Начнем с определения Парето: это лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности, люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества,… так называемые высшие классы и составляют элиту, аристократию (aristos лучший) … большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами неважно, хорошими или дурными, которые обеспечивают власть. Среди других определений отметим следующие: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (Моска); высший господствующий класс, лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусов, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г.Лассуэлл) [70, с. 4]. Приведем обобщенное определение элиты: это — социальная группа, контролирующая большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества. Ее члены занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). Элита те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролирует большую часть собственности и имеют наивысший престиж". Обычно считается, что число этих людей составляет примерно около одного процента от численности населения.

Понятие элиты тесно связано с проблемой социальной стратификации: элита это высший слой в любой системе социальной стратификации.

Существующие в политологии дефиниции различаются между собой и с точки зрения широты понятия элиты. Сторонники более узкого определения относят к элите только высший эшелон государственной власти, сторонники более широкого всю иерархию управленцев, выделяя высшее звено власти, принимающее решения, жизненно важные для всей страны, среднее звено, принимающее решения, значимые для отдельных регионов, отдельных сфер социальной деятельности, наконец, разветвленный бюрократический аппарат. Чтобы иерархизировать структурные элементы элиты, С. Кёллер вводит понятие стратегических элит. Появился и термин суперэлита или элита в системе элит. По отношению к низшим структурным уровням элиты предлагается термин субэлиты, региональные элиты и т. д. Наконец, в самой политической элите следует различать правящую элиту и оппозиционную (если это системная оппозиция, борющаяся за власть в рамках данной политической системы) и контрэлиту, имеющей целью изменение всей политической системы [71, с.21] .

Если сгруппировать различные определения элиты, то выявятся два главных подхода к данной проблеме: ценностной и структурно-функциональный. Сторонники первого подхода объясняют существование элиты превосходством (прежде всего интеллектуальным, моральным и т. д.) одних людей над другими; втрого подхода исключительной важностью функций управления для общества, которые детерминируют исключительность роли людей, выполняющих эти функции. Но обе эти интерпретации элитизма страдают пороками. Один ценностной может легко вылиться в мистицизм и примитивную апологию власть имущих, другой функциональный в тавтологию и опять-таки апологетику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Изд. дом «БахрахМ», 2000. 336 с.
  2. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 2001
  3. Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск, 2000. 184 с.
  4. Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, № 7
  5. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г. Асеев/ - М.: Мысль, 2001
  6. К.З. Массовая культура. Инфа-М., 2004
  7. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
  8. В. Актуальная культура, //Октябрь, № 1, 2000,
  9. В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000, 704 с
  10. А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 336−344
  11. В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000.
  12. В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л., 1987.
  13. Ю. Эстетика. -М.: Политиздат, 2000
  14. Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. 447 с.
  15. Воеводина Л. Ф. Мифология и культура. М. 2002
  16. Введение в культурологию /ред. Е. А. Попова, М.: Владос, 2000
  17. Введение в философию, 2 том, М.: 2000
  18. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Из. 4. М., 2004.
  19. «Вопросы философии» № 1,3,4 за 2001 г.
  20. Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 2000. 432 с.
  21. Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 2000. Глава XI. С. 301−329.
  22. Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 2001
  23. Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256−269
  24. Н. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: Религия, государство, власть //МЭ и МО. 2000. № 12.
  25. Р.А., Обухов В. Л., Сугакова Л. И. Основы человековедения: Человек как микрокосм. М., 2000.
  26. Л.В. Обоснование системы критериев способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности /Вестник ОГУ, 8−2002
  27. В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи// Мониторинг общественного мнения, № 4, 2000
  28. К. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000
  29. П.Я. Лекции по психологии. М., 2002
  30. П. С. Философия культуры. М., 1999.
  31. П. С. Человек и культура. Изд. Дрофа 2000.
  32. П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001
  33. Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии. М., ВЛАДОС, 2000- 800 с.
  34. Л.К. к проблеме негативной самоиндентификации. //Мониторинг общественного мнения, 2000, № 5
  35. , Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе / Р. Инглхарт. — 2000.
  36. История философии. Учебник/ Под ред. Ч. С. Кривеля. Мн., новое знание, 2001.- 729 с.
  37. .С. Социальная культурология. М., Аспект-Пресс, 2000, 591 с
  38. .И. Культурология. М., 2005
  39. .И. Основы культурологии. Инфа-М., 2002
  40. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /В. А. Караковский. М.: Творч. педагогика, 2002. 80 с.
  41. А.С., Бернацский Г. Г. Философия. СПб. Питер, 2006. 560 с.
  42. Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  43. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов//Пушкова Ю. Б. Экзамен XXI, 2005
  44. Культурология: Теория и история культур. /Под ред. И. С. Шершова. Мн., БГЭУ, 2004
  45. Культорология. ХХ век. Энциклопедия т.2.. СПб: Университетская книга; ОАО «Алетея», 1999. 447 с.
  46. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. Центр Москва 1998 г.
  47. Культурология /ред. А. А. Радугина, М.: Центр, 1999.
  48. Культурология /ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
  49. П.М. Культура: Человеческое измерение. СПб., 2001.
  50. Культурология/ Под ред. Ю. Н. Солонина., М. С. Кагана. М., Юрайт. Издат, 2005. 566 с
  51. , Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания//Социальные науки: история, теория, методология. — М., 2000. — Вып. 1. — С. 38−46
  52. Ю.А. Традиция.//Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.
  53. В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. СПб., 2001
  54. Г. Психология народов и масс. СПб.: Маркет, 1999.
  55. Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 372−377
  56. А.Н. Культурология. История мировой культуры. ЮНИТИ, 2006
  57. Т. Культурология, 2003.
  58. С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001
  59. , К. Избранное: Социология культуры/Академия исследований культуры. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 505 с.
  60. Мир философии. ч.2. — М.: Политиздат, 2001
  61. , Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. — Оренбург, 2001. 146
  62. , В. Н. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики / В. Н. Назаров. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. 330 с.
  63. , Н. Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания/ Н. Д. Никандров // Православие в современном обществе. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. С. 521.
  64. Л.А. Культурология: теория, философия история культуры. М., ЮНИТИ, 2005
  65. Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. Т. 2., М, 2000.
  66. Российский статистический ежегодник, 2002. М, 2002
  67. В. Метафизика рекламы // Реклама и жизнь, 2000, № 4.
  68. Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М., 2001.
  69. Социология: Учебное пособие/ Ахметова С. А., Беляев В. А., Большаков А. Г.; Под ред. Ерофеева С. А., Низамовой Л. Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. — Казань, 2001. — 2-е изд. перераб. и доп. — 338 с.
  70. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация Логос, 2000
  71. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов./Под ред. А. Л. Журавлева. М. 2002
  72. Д.А. Культурология. Учебное пособие для Вузов. М., Изд. ПРИОР, 2000. 352 с.
  73. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. 816с.
  74. Средства массовой коммуникации в пост-советсокй России. М, 2002, с.20
  75. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности/ Под ред.В. Е. Семенова. Л., 2000.
  76. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 2001.
  77. А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002
  78. . Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 2001
  79. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1999.
  80. Основы культурологии: Курс лекций. М., 2003
  81. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1999.
  82. Г. Ю. Художественная жизнь России. 18 901 910гг. М., 1999.
  83. Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 2001.
  84. З.В. Национальное самосознание русских. М., 2000.
  85. Ю.В. Философия. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000. 304 с.
  86. В.Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития. СПб., 2000.
  87. М. Организация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения… 2000. № 1. С. 46.
  88. О.М. История и культурология. Логос, 2004
  89. В.Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 2000.
  90. В. Кукумария, или реклама все, продукт ничто // Реклама и жизнь, 2000, № 2
  91. , О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. — СПб.: Михайлов, 2000. — 46 с
  92. Философия: Учебник для вузов. Отв. ред. В. Н. Кохановский. Ростов н/Д, 2001
  93. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 2001.
  94. Человек в условиях социальных преобразований /Отв. ред. А. Н. Шаров. СПб., 2001
  95. Энциклопедический словарь по культурологии, М.: Центр, 1999
  96. Эстетика. Словарь. М., 2001.
  97. Н. Н. Человеческая жизнь как высшая социальная ценность. М., 2001
  98. И.И. Искусство и мировые религии М., 2000
  99. С. Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 193−200.
Заполнить форму текущей работой