Героический эпос хакасов: тематика и поэтика
Диссертация
Как показал анализ, «общее место», передающее мотивировку выезда богатыря из дома, является значимым для эпических сюжетов и определяющим последующие подвиги богатыря. Рассмотрение типического места, характеризующего мотивировку выезда богатыря из дома на осмотр владений, показало, что обязательным является включение в него другого типического места — примерка и описание одежды, т. е. тем самым… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Особенности тематики и композиции эпических произведений хакасов
- 1. Основные темы героических сказаний
- 1. 1. Борьба с чудовищами
- 1. 2. Героическое сватовство
- 1. 3. Семья и родственные отношения
- 1. 4. Борьба с набегами (чудовищ, ханов завоевателей, представителей подземного мира)
- 2. Композиция героических сказаний хакасов
- 1. Основные темы героических сказаний
- Глава II. Поэтико-стилевая система сказаний
- 1. Зачин
- 2. Мотивировка выезда богатыря из дома
- 3. Богатырский поединок
- Глава III. Особенности типических мест героического эпоса
- 1. Лексика, синтаксис и поэтические тропы
- 2. Стабильность и вариативность эпических формул
Список литературы
- Бардаханова С.С. К изучению формульно-стереотипного языка эпоса (сравнительные аспекты) // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск, 1991.-С. 103−112.
- Баскаков Н.А., Инкижекова-Грекул А.И. Развитие основного словарного фонда и словарного состава // Хакасско-русский словарь. Под ред. Н. А. Баскакова. М.: Изд-во иностр. и нац. сл., 1953. — С. 390−397.
- Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М.: Высшая школа, 1969.-383с.
- Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. — 154с.
- Боргояков М.И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) // Советская тюркология. Баку, 1976. — № 3, — С. 55−59.
- Бурятский героический эпос «Аламжи Мэрген».- Новосибирск: Наука, 1991. -310с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Бурятский фольклор / Тр. Бурят, ин-та обществ, наук. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. -Вып.8. — 107с.
- Бутанаев В.Я. Хакасы (этнографический очерк). М.: Инсан, 1995. — 37с. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. — Абакан, 1996. — 221с. Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. — Абакан: Изд-во ХГУ, 1999.-236с.
- Бутанаев В.Я., Бутанаева И. И. Исторический фольклор хакасов. Абакан: Изд-во ХГУ, 2001.-148с.
- Вопросы хакасской филологии. (Сборник научных трудов). Абакан, 1977. -178с.
- Галяутдинов КГ. Язык фольклора как самостоятельная система // Тюркология. -Баку, 1992.-№ 3,-С. 26−40.
- Гацак В.М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. -М.:Наука, 1971-С. 7−47.
- Гацак В.М. Эпос и героические коляды // Специфика фольклорных жанров. -М.: Наука, 1973.-С. 7−27.
- Гацак В.М. Проблема фольклористического перевода эпоса // Фольклор. Издание эпоса. -М.: Наука, 1977. С. 182−196.
- Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М., 1989 — 256с.
- Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора, Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989. -С.32−54.
- Грамматика хакасского языка. Под ред. Н. А. Баскакова. М.: Наука, 1975. -417с.
- Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1972.
- Далгат У.Б. К вопросу идеализации эпического героя // Специфика фольклорных жанров. -М.: Наука, 1973. С.146−165.
- Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск: Наука, 2000.-192с.
- Жирмунский В.М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. М.: Огиз, 1947.-518с.
- Жирмунский В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии // сб. Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С.24−65.
- Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса «Манас» // сб. Киргизский героический эпос Манас. -М., 1961. 196с.
- Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка // Тюркский героический эпос. Избр. труды. Л., 1974. — 340с.
- Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982.- 127с.
- Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи Бала», «Кан Алтын» (аспекты текстологии и перевода). Горно-алтайск, 2002. — 351с. Катаное Н. Ф. Избранные труды. Тексты по хакасскому фольклору и этнографии. — Анкара, 2000. — 544с.
- Кидайш-Покровская Н. В. Перевод тюркоязычных эпических памятников в академической серии. // Фольклор. Издание эпоса. М., Наука, 1977. — С. 128 165.
- Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. -М.: Наука. 1992. 320с.
- Кенель А.А. Народное музыкальное творчество хакасов / ХакНИИЯЛИ.
- Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1955. 143с.
- Кенель А.А. Семен Кадышев М.: Советский композитор, 1962.
- Кравцов Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. 4.1. Композиция.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 96с.
- Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М.: Мысль, 1988. — 446с. Кудияров А. В. Проблемы изучения художественного стиля эпоса сибирских народов. // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. -Горно-Алтайск, 1986.-С. 114−150.
- Кудияров А.В. Хронотоп и художественное пространство народного эпоса. // Фольклорное наследие Народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1991. -С. 23−66.
- Кузьмина Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. -Новосибирск: Наука, 1980. 158с.
- Кузьмина Е.Н. Систематизация типических мест эпоса сибирских народов (к постановке проблемы) // Гум. науки в Сибири. Новосибирск, 2001. — № 3, — С. 42−47.
- Кузьмина Е.Н. Структурно-семантические особенности аларских улигеров // Народы Байкальского региона: древность и современность. Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2002. — С. 64−71.
- Кузьмина Е.Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. — 1383с.
- Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл, 2001, — 462с.
- Липец Р.С. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе // Фольклор иисторическая этнография. -М.: Наука, 1983. С. 42−74.
- Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.-262с.
- Лорд А.Б. Сказитель. М.: Наука, 1994. — 368с.
- Мадай-Кара: Алтайский героический эпос -М: Наука, 1973. 438с.
- Майногашева В.Е. Хакасские сказители и певцы. Абакан, 2000. — 102с. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. — М.: Наука, 1963. -460с.
- Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Наука, 1988. — 571с. Микушев А. К. Жанровые особенности эпоса северных коми-зырян // Специфика фольклорных жанров. -М.: Наука, 1973. — С. 200−226.
- Мыреева А.Н. Поэтические особенности эвенкийских сказаний // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. — С. 177 181.
- Неклюдов С.Ю. Героическое детство в эпосе Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сб. ст. памяти акад. Н. И. Конрада. М.: Наука, .1974.- 139с.
- Никифоров В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Новосибирск: Наука, 2002.-208с.
- Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб.: Наука, 2001. — 247с.
- Овалов Э.Б. Поэма о поражении свирепого Хара Киняса в эпосе «Джангар».
- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. 79с.
- Орус-оол С. М. Тувинские героические сказания: текстология, поэтика, стиль. -М.: Макс Пресс, 2001. 423с
- Петров В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. -Новосибирск, Наука, 1982. 82с.
- Петросян А.А. Важные вопросы публикации текстов эпоса народов СССР // Фольклор. Издание эпоса. -М.: Наука, 1977. С. 3−24.
- Плосс Л. Женщины в естествоведении и народоведении. 2-е изд. Т.1. Киев -Санкт-Петербург Харьков, 1903.
- Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениям и обрядами. Л.: Наука, 1977.-С. 164−178.
- Преловский А. В. Три мира северной вселенной // Северный эпос XVIII—XX вв.еков. М.: Академия поэзии, 2003. — С. 5−30.
- Проблемы хакасского фольклора. Абакан, 1982. — 168с.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1988. — 352с.
- Путилов Б.Н. Заметки об историко-типологическом изучении фольклора //
- Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора. // Фольклор и этнография. Связи фольклора с представлениями и обрядами. Л.: Наука, 1977.
- Путилов Б. Н Вступительная статья // Героический эпос народов СССР. Л., Лениздат, 1979.-С. 3−32.
- Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. -М.: Вост. лит., 1997.-295с.
- Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М.: Изд-во АН СССР, 1962. -253с.
- Пухов И.В. Сказка или олонхо (о жанре якутских олонхо). // Специфика фольклорных жанров. -М.: Наука, 1973. С. 256−267.
- Пухов И.В. Алтайский народный героический эпос // Маадай-Кара: Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973. — С. 8−60.
- Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: общность, сходство, различия // Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. — С. 12−63.
- Пухов KB. Научный перевод народного героического эпоса. // Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. — С. 167−180.
- Пухов КВ. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. -Якутск: Якут.кн. изд-во, 2004. 326с.
- Субракова О.В. Собственные имена персонажей в хакасском героическом эпосе // Вопросы хакасской филологии. (Сборник научных трудов). Абакан, 1977. -С. 117−123.
- Сунчугашев Я. К О двуглавых конях в хакасском героическом сказании //
- Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. — С. 115−120.
- Сунчугашев Я.К. Хакасские героические сказания как исторический источник //
- Вопросы этнографии Хакасии. Абакан, 1981. — С. 28−44.
- Суразаков С. С. Об опыте работы над научным переводом алтайскогогероического эпоса «Маадай-Кара» // Фольклор. Издание эпоса. М., Наука, 1977.-С. 230−236.
- Суразаков С.С. Из глубины веков. Горно-Алтайск: Алт.кн.изд-во. Горно-Алт. Огд-ние, 1982. — 143с.
- Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. — 255с. Табахьян П. В. Изобразительно-выразительные средства фольклора. -Днепропетровск, 1983. — 87с.
- Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. 230с. Типология народного эпоса. — М.: Наука, 1975.
- Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989.-151с.
- Топоров В.Н. О числовых в архаических текстах // Структура текста. М., 1980.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время.
- Вещний мир // Львова Э. Л. и др. Новосибирск: Наука, 1988 — 225с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество //
- Сагалаев A.M. и др. Новосибирск: Наука, 1989. — 242с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал // Сагалаев
- A.M. и др. Новосибирск: Наука, 1990. — 208с.
- Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. — 158с.
- Трояков П.А. Итоги и задачи изучения хакасского фольклора // Основныепроблемы изучения поэтического творчества народов Сибири и Дальнего
- Востока. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. — С. 58−70.
- Трояков П.А. К вопросу об историко-генетическом изучении ранних форм эпоса // Советская этнография. 1977. -№ 3. С. 125−132.
- Тувинские героические сказания «Хунан-Кара», «Бокту-Кириш», «Бора-Шэлей» Новосибирск: Наука, 1997. — 582с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока- Т. 12).
- ТуденовГ.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1958. — 166с.
- Тулохонов М.И. Фразовая синонимия в языке улигера «Гэсэр» // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989.-С. 3−17.
- Унгвицкая М.А. Памятники енисейской письменности и песенный фольклор хакасов // Советская тюркология. Баку, 1971. — № 5. — С. 61−72. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. -Абакан, 1972.-311с.
- Унгвицкая М.А. Хакасские героические сказания «семейные хроники» и памятники енисейской письменности // Советская тюркология. — Баку, 1973, № 2.-С. 71−83.
- Ухов П.Д. Атрибуции русских былин. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970. 188с. Фольклор и историческая этнография. — М.: Наука, 1983. — 260с. Фольклор. Издание эпоса. — М.: Наука, 1977. — 286с.
- Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986.-334с.
- Чичеров В. И Вопросы изучения эпоса народов СССР // Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Наука, 1958. — С. 5−24.
- Чудояков А. И Единство эпического повествования в шорских героических поэмах // Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. С. 97−109. Чудояков А. И. Этюды шорского эпоса. — Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1995.-221с.
- Чудояков А.И. Традиции шорского эпоса и сказания Павла Кыдыякова // Шорские героические сказания «Кан Перген», «Алтын Сырык». М. Новосибирск: Наука, 1998. — С. 11−32.
- Шаракшинова И.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Иркутское книжное изд-во, 1968.- 158с.
- Шерхунаев Р.А. Семен Кадышев народный певец Хакасии // Проблемы хакасского фольклора. — Абакан, 1982. — С.42−59.
- Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. Новосибирск: Наука, 1998. — 463с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока- Т.17).
- Эпическая традиция якутов и олонхо В. Е. Каратаева. // Памятники народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 10.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. — 403с. Яимова Н. А. О сравнительном изучении фольклорной лексики (К этимологии слова монгус). // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. -Горно-Алтайск, 1986.-С. 188−192.
- Ямаева Е.Е. Духовная культура алтайцев: эпос, миф, ритуал. Горно-Алтайск, 2002.-263с.
- Хакасский героический эпос «Ай-Хууч, ин» / Запись и подгот. текста, пер., вступ. ст., примеч. и коммент., прил. В. Е. Майногашевой. -Новосибирск: Наука, 1997. 479с. «Памятники народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 16.
- Абаа родной, двоюродный, троюродный брат Айна — злые существа подземного мира Айна-чики — то же, что айна
- Алыптых нымах богатырское (героическое) сказание Арака — вино, приготовленное из кислого молока-айрана Арачон/ арачан — пьянящий напиток, вино
- Аран-чула букв, 'очень крепкий', 'кряжистый', 'самый-самый отборный' конь
- Ирлик в эпосе глава подземных демонов, который живет в подземном мире,
- Иркем-кинчем первое слово значит «милый мой», «нежный мой», второе -«ягненок»
- Кип верхняя парадная одежда из шерстяной ткани Пиг — букв, господин
- Тасхыл самая высокая гора со снежной вершиной, которая не тает даже летом
- Угре хакасский национальный суп, который варят с мясом и крупой, молотой на ручной мельнице
- Улус народ, группа людей одного рода1. Чаян Бог-творец
- Чатхан народный музыкальный инструмент Чик — то же, что айна
- Чурт владение-земля салом, народом и скотом Хай — горловое пение
- Хайджи-ньшахчи певец-сказитель, импровизирующий алыптых нымах Хомыс — один из щипковых хакасских национальных инструментов Хорачон — то же, что арачон
- Хуу-хат имя отрицательного женского персонажа в эпосе — своего рода ведьмы, жительницы подземного мира. В эпосе употребляется как нарицательное имя, обобщающее всех злых врагов, названных демонами-женщинами.