Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ценовая политика, ориентированная на максимизацию финансовых результатов деятельности организаций: на примере энергогенерирующих компаний Республики Коми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором разработаны направления совершенствования затратного механизма тарифообразования, заключающиеся в управлении затратами и обосновании уровня рентабельности для определения прибыли, включаемой в тарифы на энергию. В рамках управления издержками выявляются следующие ключевые направления для энергогенерирующей компании: сокращение расходов на топливообеспечение (что затруднительно при… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия
    • 1. 1. Теоретические подходы к формированию ценовой политики предприятия
    • 1. 2. Элементы ценовой политики предприятия
    • 1. 3. Виды ценовой политики и факторы, определяющие ее выбор
  • 2. Особенности тарифной политики в энергетической отрасли
    • 2. 1. Отраслевые особенности энергетики и их влияние на тарифную политику
    • 2. 2. Эволюционное развитие принципов тарифной политики в энергетической отрасли
    • 2. 3. Региональные особенности тарифной политики на примере энергетической отрасли Республики Коми
    • 2. 4. Анализ состава, структуры и уровня тарифов. Влияние тарифов на финансовые результаты деятельности компании (на примере энергокомпании Республики Коми)
  • 3. Совершенствование тарифной политики энергогенерирующих компаний
    • 3. 1. Совершенствование затратного механизма ценообразования -обоснование себестоимости как расчетной основы тарифов на энергию
    • 3. 2. Обоснование уровня рентабельности для определения прибыли, включаемой в тарифы на энергию
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Ценовая политика, ориентированная на максимизацию финансовых результатов деятельности организаций: на примере энергогенерирующих компаний Республики Коми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях развития рыночной экономики роль ценовой политики неизмеримо возрастает. Отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие или необоснованное использование ценового механизма влияет на финансово-экономические результаты деятельности организаций, оборачивается для предприятия большими или меньшими негативными последствиями. Это требует более глубокого изучения и развития теории цен, их воздействия на процесс развития производства и, в частности, его интенсификацию, разработки конкретных мер по совершенствованию ценовой политики предприятий разных отраслей в сложившихся в России условиях.

Данные тенденции имеют непосредственное отношение к энергетической отрасли, где государство выступает в качестве ценового регулятора, при этом, зачастую не учитывая цели деятельности энергокомпаний. Кроме того, отрасль находится в процессе реформирования и перестройки тарифной политики, что требует глубокого исследования проблемы соотношения рыночного процесса ценообразования и форм его государственного регулирования, их взаимосвязи с экономическим ростом, интенсификацией производства и влияния ценовой политики на финансовые результаты деятельности предприятий.

Текущее состояние в отрасли характеризуется структурными изменениями, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений. Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. Энергетика играет роль донора других отраслей экономики. Это обусловлено как макроэкономическими причинами, так и неплатежами потребителей энергии. Одной из проблем электроэнергетики стало отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями отрасли, что явилось следствием ценообразования на основе издержек. Это привело к недостаточной прозрачности функционирования энергетических компаний, невозможности достоверно определить необходимые ресурсы для поддержания и развития предприятий. Сдерживание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне высоких производственных издержек привело к тому, что перед началом реформы более половины предприятий отрасли оказались убыточными. Кроме того, на ухудшение финансового состояния повлияла неплатежеспособность многих потребителей, как юридических, так и физических лиц. На фоне ухудшения финансового положения энергокомпаний, сокращения их собственных средств, резко уменьшился объем инвестиций. Нехватка капиталовложений отрицательно сказалась на возможностях поддержания и модернизации оборудования.

Особенности отечественной энергетики и наметившиеся тенденции ее развития не позволяют использовать даже удачные зарубежные примеры в российских условиях и требуют существенных доработок, в то же время имеются значительные резервы совершенствования ценовой политики и повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества всех участников энергетического рынка.

Таким образом, ценовая политика и регулирование цен, направленные на обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующие повышению финансово-экономических результатов энергокомпаний, являются весьма актуальной проблемой.

Степень разработанности темы. Теоретические аспекты тематики диссертационного исследования разработаны в трудах таких классиков экономической мысли, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Ж. Сей, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен, К. Менгер, Э. Бем-Баверк, У. Джевонс, Ф. Ви-зер, JL Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, В. Парето и др. Их научные исследования способствовали развитию теории ценовой политики, охватывают 4 широкий диапазон в анализе рассматриваемой экономической категории, начиная с создания теории трудовой стоимости, теории предельной полезности и завершая современными направлениями неоклассического синтеза, составляющими теоретическую основу современных исследований рыночного хозяйства.

В советский период исследовались вопросы ценообразования в работах, А .Я. Авруха, Р. Д. Белоусова, А. С. Гусарова, А. А. Дерябина, В. Е. Есипова, А. Н. Комина, И. И. Лукинова, В. С. Немчинова, К. Н. Плотникова, С. Г. Столярова, Н. И. Шехета, А. Н. Шишова, Е. В. Яркина, Ю. В. Яковца и ряда других экономистов.

Среди более поздних исследований, посвященных вопросам ценовой политики в энергетике, изучены работы А. В. Нора, С. Е. Барыкина, Н. Д. Бойко, В. А. Волконского, Н. Д. Врублевского, Л. Д. Гительмана, В. В. Герасименко, В. И. Денисова, А. И. Кузовкина, И. В. Липсица, Б. Е. Ратникова, А. П. Шевкоплясова и др.

Исследование вопросов тарифной политики энергетических компаний в Республике Коми основывается на работах Бадокиной Е. А., Сачкова B.C., Чукреева Ю. Я. и др.

Изучение результатов исследований по тематике диссертации показывает, что в работах зарубежных и отечественных экономистов уделяется внимание вопросам ценообразования и формирования тарифной политики в сфере энергетического бизнеса. Вместе с тем практика экономического развития страны и, в частности, энергетической отрасли показала недостаточную разработанность многих теоретических и практических вопросов ценообразования и регулирования цен в специфических условиях России при переходе к рынку, что проявилось через ряд отрицательных экономических и социальных последствий.

Следует отметить, что до настоящего времени проблемам непосредственно ценовой политики энергетических компаний в условиях реформирования энергетической отрасли в России посвящено недостаточно специаль5 ных научных исследований, хотя отдельные аспекты, тем не менее, рассматривались в ряде монографий и периодических изданиях.

Острота и актуальность проблемных вопросов ценовой политики энер-гогенерирующих компаний в условиях реформирования отрасли, как с научно — исследовательской позиции, так и с практической точки значимости определили постановку цели и задач диссертационного исследования, его логику и структуру.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы состоит в теоретическом, методическом и практическом обосновании направлений повышения эффективности ценовой политики в энергетической отрасли.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

— обобщить и систематизировать основы теории цен, ценовой политики организаций, составные элементы ценовой политики энергогенерирующих компаний;

— исследовать внутренние и вешние условия формирования тарифной политики в энергетике Республики Коми;

— установить тенденции изменения ценовой политики в энергетике, современное состояние тарифной политики энергогенерирующих компаний Республики Коми;

— выявить механизм взаимосвязи и взаимовлияния цен, финансовых результатов деятельности энергогенерирующих компаний Республики Коми;

— разработать направления повышения эффективности тарифной политики энергогенерирующих компаний путем совершенствования себестоимостикак расчетной основы тарифов на энергию и нормирования прибыли в тарифе;

— провести апробацию предлагаемого метода расчета тарифов в энергетическом секторе региона.

Объектом исследования являются энергогенерирующие компании, определяющие ценовую политику в Республике Коми.

Предметом исследования является комплекс теоретических и методических вопросов ценовой политики энергогенерирующих компаний.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам, посвященным вопросам теории и практики цен, ценовой политики организаций, кроме того, периодические издания, ресурсы глобальной информационной системы интернет.

Методологической основой диссертационной работы является системный подход к тарифной политике энергогенерирующих компаний, позволяющий объективно оценить действующую тарифную политику и разработать направления ее совершенствования. В работе использованы методы исследования: анализа и синтеза, экспертных оценок, сравнения и обобщения, а также методы специальных областей научного знания: методы финансово—го анализа, статистические методы обработки данных, методы прогнозирования, индексный, элементы корреляционно-регрессионного анализа. Все описания и финансово-экономические, математические расчеты в диссертационном исследовании проведены с использованием программных продуктов Microsoft Word и Microsoft Excel.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация — экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность).

Информационно-фактологическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Коми по вопросам ценообразования, включая нормативные акты, инструкции, письма, разъяснения, консультации и рекомендации Федеральной службы по тарифам РФ, Службы РК по тарифам, а также отраслевые периодические издания, материалы существующей практики по вопросам формирования тарифов в энергетической отрасли.

В качестве информационной базы использованы статистические и справочные материалы и сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, первичные материалы и данные профильных и официальных сайтов предприятий РАО «ЕЭС России», энергетических предприятий Республики Коми, отраслевые и межотраслевые рекомендации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении методических вопросов, связанных с формированием и реализацией тарифной политики энергогенерирующих компаний с учетом особенностей их функционирования в условиях реформирования отрасли для обеспечения роста финансово-экономических результатов деятельности. В процессе проведенного исследования получены следующие основные научные результаты, являющиеся предметом защиты:

— определены ключевые принципы формирования региональной тарифной политики (принцип централизации, развития, социальной справедливости, обоснованности, предсказуемости, развития конкуренции, полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования, информационной доступности), реализация которых обеспечивает достижение главной цели функционирования организации — получение максимального финансового результата (п. 15.19 сп.08.00.05);

— систематизированы факторы, оказывающие влияние на формирование региональной тарифной политики энергогенерирующих компаний (специфика энергии как товара, технические и энергетические характеристики электростанций, издержки производства энергии, особенности государственного регулирования цен, обеспечение баланса интересов потребителей и регулируемых предприятий, определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы, управление режимами электрои теплопотребления, типы генерирующих мощностей, виды топлива), учет которых способствует повышению эффективности проводимой тарифной политики (п. 15.19 сп.08.00.05);

— выявлен и описан механизм взаимосвязи и взаимовлияния тарифной политики и финансовых результатов деятельности предприятия на примере энергогенерирующих компаний Республики Коми с использованием приемов факторного анализа (п. 15.24 сп.08.00.05);

— обоснованы пути снижения себестоимости производства электрической и тепловой энергии (сокращение расходов на топливообеспечениеэкономия на ремонтных работах — нормативное планированиерациональное использование трудовых ресурсовупорядочение и оптимизация использования сырья и материалов, запасов товарно-материальных ценностей) (п. 15.19 сп.08.00.05);

— доработана методика расчета тарифов на энергию для региональной энер-гогенерирующей компании на основе совершенствования порядка формирования себестоимости — как расчетной основы тарифов на энергию и оригинального способа обоснования уровня прибыли, включаемой в расчет тарифов на энергию, с применением показателя «цена капитала организации» (п. 15.24 сп.08.00.05);

— разработано положение о тарифной политике ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (п. 15.24 сп.08.00.05).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в работе новые положения ценовой политики энергогенерирующих компаний позволяют повысить эффективность финансово-экономической деятельности за счет усиления стимулирующей роли тарифов на энергию. Предложенные автором подходы совершенствования затратного механизма тарифообразования путем управления затратами, использования метода распределения затрат пропорционально энергетической ценности вырабатываемых энергоносителей, нормирования прибыли в тарифе на основе показателя «цена капитала» позволяют обеспечить существенное повышение эффективности тарифной политики энергогенерирующих компаний, повысить объективность расчета и обоснования тарифов на энергию.

Теоретические и методические положения диссертационного исследования использованы в научно-исследовательской работе кафедры «Финансового менеджмента» ГОУ ВПО «СыктГУ» по госбюджетной теме «Эффективный финансовый менеджмент» (№ГР 01.20.02 11 753).

Результаты диссертационного исследования внедрены в ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» в процессе расчета тарифов на производство энергии, финансового и бизнес-планирования. Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение в работе филиала «Волгоградская генерация» ОАО «Южная генерирующая компания — территориальная генерирующая компания-8», ОАО «Волгоград-энерго», филиала «Южные электрические сети» ОАО «Комиэнерго» в качестве инструментов повышения финансово-экономических результатов деятельности в ходе реализации тарифной политики, что подтверждается соответствующими справками об использовании научных результатов диссертации в практической деятельности.

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе ГОУ ВПО «СыктГУ» в ходе преподавания дисциплин «Ценовая политика организации», «Ценообразование», «Финансовый менеджмент» финансово-экономического факультета и факультета управления СыктГУ.

Апробация и реализация результатов работы. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на VII международной молодежной научной конференции «Севергеоэкотех-2006», (г. Ухта, 2006), IV всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке» (г. Пенза, 2006), V всероссийской научно — теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» в рамках II Северного социально-экологического конгресса «Горизонты экономического и культурного развития» (г. Сыктывкар,.

2006), межрегиональной молодежной научной конференции «Сервергеою экотех — 2003» (г. Ухта, 2003), IV региональной научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (г. Сыктывкар, 2005), республиканской научно-практической конференции «Управление государственной собственностью, корпоративное управление и экономический рост» (г. Сыктывкар, 2003).

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,2 п.л., в том числе одна статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК РФ.

По теме исследования опубликованы следующие статьи:

1. Подходы к обоснованию нормы прибыли, включаемой в цены на продукцию регулируемых отраслей // Управление государственной собственностью, корпоративное управление и экономический рост: Материалы республиканской научно-практической конференции (29 апреля 2003 г.). -Сыктывкар, 2003. — 0,2 п.л. (в соавторстве, авторских — 0,1 п.л.);

2. Реформа электроэнергетики и вопросы ценообразования // Межрегиональная молодежная научная конференция «Сервергеоэкотех — 2003»: Материалы конференции (19−21 марта 2003 г.). — Ухта: УГТУ, 2003. — 0,2 пл.;

3. Особенности регулирования ценообразования в электроэнергетике // Совершенствование финансового управления и инструментария обоснования финансовых и инвестиционных решений: Материалы научно-практической конференции (23−24 ноября 2004 г.). — Сыктывкар: СыктГУ, 2005. — 0,4 пл.;

4. Ценообразование, ориентированное на рыночную стоимость предприятия// Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы IV региональной научно-теоретической конференции (14 апреля 2005 г.): в 2-х частях — Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005. 4.11.-0,5 пл.;

5. Методологические проблемы механизма ценообразования (формирования тарифов на энергию) региональной энергокомпании // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI и веке: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции (20−21 апреля 2006 г.). — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006. -0,3 п.л.;

6. Особенности формирования тарифной политики региональной энергокомпании// Молодежный вестник. Сборник научных работ аспирантов и молодых ученых. Выпуск № 3. — Сыктывкар: СыктГУ, 2006. — 0,3 п.л.;

7. Ценовая политика на энергетическом предприятии РК, ориентированная на рост рыночной стоимости компании // Материалы VII международной молодежной научной конференции «Севергеоэкотех-2006» (22−24 марта 2006 г.). — Ухта: УГТУ, 2006. — 0,3 п.л.;

8. Совершенствование механизма ценообразования (формирования тарифов на энергию) региональной энергокомпании // Вестник Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Научный журнал. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2006. — № 7. — 0,3 п.л. (рекомендован ВАК РФ);

9. Механизм совершенствования тарифной политики региональных энергетических предприятий в Республике Коми // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы V Всероссийской научно-теоретической конференции (19 апреля 2006 г.): в 4-х частях — Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. 4.11.-0,4 п.л.

10. Перспективы формирования и реализации тарифной политики региональной энергокомпании в Республике Коми // Стратегическое планирование и прогнозирование в области социально-экономического развития северных территорий (методология, научное и технологическое обеспечение, информационная открытость и формы контроля, поддержка малого и среднего бизнеса): Материалы II Северного социально-экологического конгресса «Горизонты экономического и культурного развития» (19−21 апреля 2006 г.).- Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. — 0,4 п.л.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой.

12 литературы и приложений. Основной материал изложен на 160 страницах машинописного текста, включает 15 таблиц, 21 рисунок, 18 приложений. Библиографический список состоит из 119 наименований.

Структура диссертационной работы отражает логику исследования, которая предопределена взаимосвязью перечисленных выше задач диссертации.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, охарактеризована степень ее теоретической проработанности, определены объект и предмет исследования, раскрыты научная новизна, практическая значимость и апробация результатов исследования, выносимых на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия» систематизированы основы теории ценовой политикиизучены содержание, виды, роль формирования и реализации ценовой политики как основы управления прибылью и эффективностью деятельности организациираскрыты составные элементы ценовой политики (цель, задачи, принципы, методы, стратегии).

Во второй главе «Особенности тарифной политики в энергетической отрасли» раскрыто воздействие региональных особенностей энергетической отрасли на процесс и характер тарифной политики в отраслипроведен анализ видов и системы цен в энергетикеизложены основные принципы и методы государственного регулирования тарифов на энергиюраскрыта сущность и особенности регулирования тарифов в системе рыночных отношений в отраслиоценена ценовая политика энергокомпании Республики Комивыявлены взаимосвязь и взаимовлияние цен и финансовых результатов деятельности энергогенерирующих компаний.

В третьей главе «Совершенствование тарифной политики энергогенерирующих компаний «обоснованы мероприятия по повышению эффективности тарифной политики энергогенерирующих компанийразработана усовершенствованная методика расчета тарифов на энергиюосуществлено.

13 прогнозирование финансово-экономических результатов деятельности ОАО «ТГК-9» на период до 2016 года.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по результатам проведенных исследований.

Основные выводы диссертационного исследования:

1) На основе системного анализа представленных в развитии теоретических концепций выявлена их роль в формировании современных подходов к содержанию ценовой политики предприятия: показано, что теоретические положения концепций теории стоимости и теории полезности выразились в формировании многоаспектного представления о цене, а роль неоклассических экономических теорий — в оценке ценовой политики как части более общих экономических процессов.

2) В наиболее общем виде ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.

3) Элементы ценовой политики включают цели ценовой политики предприятия, принципы ценовой политики предприятии, методы ценообразования, ценовые стратегии. Проведенные исследования существующих элементов ценовой политики позволили их систематизировать, обобщить наиболее типичные, а также дополнить принципы ценовой политики.

4) Энергетическая отрасль является одной из базовых отраслей промышленности любой страны, в связи с чем, имеет значительное количество специфических особенностей, которые ярко отражаются в сфере регулиро.

145 вания цен, поэтому автором проанализирована и выявлена взаимосвязь, взаимозависимость особенностей энергетической отрасли и элементов тарифной политики.

5) В работе приведен ретроспективный анализ развития принципов тарифной политики в энергетической отрасли, что позволило наиболее полно раскрыть значимость и актуальность исследуемой темы.

Разработка и реализация тарифной политики в энергетической сфере осуществляется на основании нормативной правовой базы. В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных актов. Причем законодательство постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал, кроме того, в последнее время отражаются особенности проводимого реформирования в отрасли.

6) Исследование региональной модели тарифной политики в энергетической отрасли Республики Коми позволило сделать ряд выводов:

— проблемы формирования рациональной тарифной политики актуальны независимо от форм собственности, наличия монопольных, рыночных или комбинированных отношений в энергетике. При этом, объективно являясь базовой инфраструктурной отраслью, цены на продукцию которой оказывают существенное влияние на инфляционные процессы, энергетика регулируема государством в сфере ценообразования;

— ценообразование на основе издержек предусматривает включение в тарифы фактических расходов. В результате у предприятий снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. Однако, применительно к Республике Коми, данные затраты в процессе регулирования существенно снижаются со стороны органов регулирования. При этом тарифы не включают инвестиционной составляющей;

— перекрестное субсидирование заключается в искусственном занижении тарифов для населения за счет их завышения для промышленных предприятий, либо в искусственном перераспределении прибыли между разными видами деятельности в энергокомпании (между электрической и тепловой энергией). Перекрестное субсидирование населения обусловлено политическими и социальными соображениями: нежеланием резко повышать тарифы на электроэнергию, что болезненно воспринимается населением.

7) Проведенный анализ состава, структуры тарифов на энергию в динамике на примере энергетической отрасли РК позволил сделать вывод, что формируемая ценовая политика напрямую влияет на достижение финансово — экономических результатов деятельности компании. Энергетическая отрасль РК на сегодняшний день подвержена изменениям в связи с реформированием отрасли, что сказалось и на проведении тарифной политики.

8) Автором разработаны направления совершенствования затратного механизма тарифообразования, заключающиеся в управлении затратами и обосновании уровня рентабельности для определения прибыли, включаемой в тарифы на энергию. В рамках управления издержками выявляются следующие ключевые направления для энергогенерирующей компании: сокращение расходов на топливообеспечение (что затруднительно при их росте со стороны поставщиковоткрытые, прозрачные конкурсные торги) — снижение потерь энергииэкономия на ремонтных работах (правильное нормативное планирование) — рациональное использование трудовых ресурсов (рост производительности) — упорядочение и оптимизация использования сырья и материалов, запасов товаро-материальных ценностейосвобождение от непрофильных бизнесов и нерентабельных активов.

Предложено затраты классифицировать следующим образом: «управляемые» и «неуправляемые» постоянные затраты.

Допустимая прибыль в тарифе на энергию должна не только определяться на основе экспертных суждений, а учитывать, что ее нижней границей может служить цена капитала, а верхней — доход на инвестиции с той.

147 же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей. Наиболее правильно для каждого конкретного предприятия рассчитывать свою цену капитала, при невозможности — ориентироваться на среднеотраслевую. Рассчитанная для ОАО «ТГК-9» величина WACC =17,71%.

9) Применяя метод регрессионного анализа, получили следующую формулу для расчета тарифов на энергию, ориентированных на максимизацию финансовых результатов деятельности компании при росте тарифов ниже уровня инфляции и оптимизации уровня затрат энергокомпании:

3. для электроэнергии: у = 0,134х + 0,764;

4. для теплоэнергии: у = 50,159х + 170,75.

Апробация проведена на основе деятельности генерирующей энергокомпании РК. Предложена модель расчета среднеотпускных тарифов, ориентированная на максимизацию финансовых результатов деятельности компании.

10) Разработаны принципы региональной тарифной политики: централизации, развития, социальной справедливости, обоснованности, предсказуемости, развития конкуренции, полной окупаемости, информационной достоверности.

11) В условиях, когда процессы производства, передачи, распределения и потребления энергии происходят в едином временном масштабе, необходима единая, «сквозная» политика не только управления этими процессами, но и экономических взаимоотношений между всеми участниками технологической цепочки. Основу этих взаимоотношений должна обеспечить гармоничная система тарифов на электрическую энергию, т. е. оптовые и розничные тарифы должны опираться на единую методологию и иметь идентичную структуру [113, с. 126].

Концептуальное отличие подхода к ценовой политике предприятия, предложенное автором, от подходов других заключается в акцентировании внимания менеджеров энергетических компаний на повышении эффективности разрабатываемой и осуществляемой тарифной политики в энергетической отрасли для энергогенерирующих компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ценовая политика обычно заключается в логической увязке целей и возможностей, средств предприятия. Она включает основные принципы и правила, которые фирма стремится использовать в своей повседневной практике. В ценовой политике формируются общие подходы в ценообразовании фирмы, которые обуславливают выбор прикладной модели ценообразования, называемой обычно стратегией.

Очень часто, даже в больших корпорациях, наблюдается практически полное отсутствие какой — либо иной формы политики, кроме простого установления цен на уровне рынка. Следует также отметить, что принятая фирмами в качестве руководства политика проводится не регулярно и что подчас она не доводится до сведения служащих, непосредственно устанавливающих цены, ввиду недостатка интереса к этому вопросу у некоторых менеджеров. Подобные факты свидетельствуют о широком расхождении между теорией и практикой ценообразования, формирования и проведения ценовой политики.

К сожалению, начатый переход к рыночным механизмам управления энергетической отраслью, не завершился. На сегодняшний день можно сказать, что энергетика все еще находится на переходном этапе развития рыночных отношений, для которого наиболее приемлемой является смешанная система ценообразования. Особенностью такой системы является то, что цены (тарифы) на энергетическую продукцию регулируются государством.

Нормальное развитие экономики региона на сегодняшний день невозможно без экономически обоснованных цен. Они способствуют поддержанию основных отраслевых пропорций, задают критерии эффективности, стимулируют производителей, оздоровляют экономику, значительно повышают гибкость экономики, культивируют инициативу, хозяйственную предприимчивость, профессионализм.

При перестройке методологии ценообразования в энергетике основную опасность представляет затратная философия ценообразования, которая с учетом предложенных нами корректировок устранит основной недостаток: возмещая практически любые затраты, цены не стимулируют предприятия к рациональному использованию ресурсов, к достижению высоких конечных финансовых результатов.

Процесс формирования, осуществления и оценки ценовой политики компании неразрывно связан с качеством управления и финансовыми результатами деятельности компании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" —
  2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «Основные направления реформирования электроэнергетики РФ" —
  3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 960 «Положение о Федеральной энергетической комиссии РФ" —
  4. Постановление Правительства РФ от 02.04.2002 № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" —
  5. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" —
  6. Постановление ФЭК РФ от 21.07.2000 № 36/4 «Методика расчета минимальных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов РФ" —
  7. Постановление ФЭК РФ от 08.11.2001 № 67/2 «О предельных минимальных уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов РФ" —
  8. Постановление ФЭК РФ от 04.08.2000 № 41/1 «Методика расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" —
  9. Постановление Правительства РК от 18.03.2002 № 30 «О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению" —
  10. Постановление Службы РК по тарифам от 15.12.2005 № 9/6 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «ТГК-9» (филиал «Коми») на розничный (потребительский) рынок Республики Коми" —
  11. Постановление Службы РК по тарифам от 15.09.2005 № 1/1 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «ТГК-9» (филиал «Коми») на розничный (потребительский) рынок Республики Коми" —
  12. Приказ Службы РК по тарифам от 07.12.2006 № 76/1 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО «ТГК-9» на розничный (потребительский) рынок Республики Коми" —
  13. Приказ Службы РК по тарифам от 14.12.2006 № 80/1 «О тарифах на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» на розничный (потребительский) рынок Республики Коми" —
  14. Приказ Службы РК по тарифам от 12.12.2006 № 78/1 «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Комиэнерго" —
  15. Приказ Службы РК по тарифам от 12.12.2006 № 78/5 «О тарифе на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Комиэнерго» ОАО «Коми энергосбытовая компания" —
  16. Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" —
  17. Решение РЭК РК от 03.12.1997 № 42 «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую АЭК «Комиэнерго», исходя из нового масштаба цен" —
  18. Решение РЭК РК от 02.04.1999 № 21 «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую АЭК «Комиэнерго"" —
  19. Решение РЭК РК от 14.08.2002 № 9/1 «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, химически очищенную воду, отпускаемую ОАО «АЭК «Комиэнерго"" —
  20. Протокол от 09.07.1997 № 93 «Анализ введенных с 01.07.1997 двухста-вочных тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" —
  21. Протокол от 17.06.1997 № 88 «О двухставочных тарифах на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" —
  22. Протокол заседания ФЭК РФ от 31.03.1997 № 64 «Примерное положение о региональной энергетической комиссии" —
  23. М.С., Грачев А. В. Анализ финансово экономической деятельности предприятия: учебно — практическое пособие. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998.-256с.-
  24. А.Я. Проблемы себестоимости и ценообразования в электроэнергетике. М.: Изд-во «Энергия», 1977. -464с.-
  25. В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: учеб. пособие. -М.: Изд-во «ДИС», НГАЭиУ, 1997. 128 е.-
  26. Е.А. Рыночное ценообразование: учеб. пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 1996. — 85с.-
  27. С.Е. Издержки, доход и прибыль электроэнергетических предприятий: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ПЭИпк, 2004. — 68с.-
  28. С.Е. Модели планирования хозяйственной деятельности предприятий электроэнергетического комплекса: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ПЭИпк, 2003. — 62с.-
  29. JI.C., Марченко О. В., Подковальников С. В. Низкие цены нужны лишь потребителям// ЭКО. 2002. — № 8. — С.2−11-'
  30. И.Ю., Панина О. В., Головинский В. В. Цены и ценообразование. Управленческий учет: учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2004-
  31. И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. Киев: Ника -Центр, 1999.-528 е.-
  32. Н.Д. Структура тарифов на электрическую энергию и методы их регулирования в РАО «ЕЭС России» // Электрические станции. 1993. — № 7. — С.7−13-
  33. М.М. Практикум по ценообразованию: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006.-224с.-
  34. С. Программа управления издержками на Рязанской ГРЭС// Финансовый директор. 2003. — № 6-
  35. В.А., Кузовкин А. И. Ценовые и финансовые проблемы ТЭК// Проблемы прогнозирования. 2000. — № 1. — С.77−95-
  36. В.А., Кузовкин А. И. Оптимальные тарифы на электроэнергию инструмент энергосбережения.- М.: Энергоатомиздат, 1991.-160с.-
  37. С.Г. Зависимость выбора ценовой политики от целей деятельности фирмы электронный ресурс.// http:// old.festu.ru/ru/structure/library. Библиотека Дальневосточного государственного технического университета. Выпуск № 131-
  38. Н.Д. Учет затрат в энергопредприятиях электронный ресурс.// СПС КонсультантПлюс. Бухгалтерский учет.- 2000. № 19-
  39. В.В. Ценообразование: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. — 422 е.-
  40. В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник/
  41. B.В. Герасименко. М.: Эксмо, 2006. — 688с.-
  42. Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.-544с.-
  43. А.И. Цены и ценообразование: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003. -288с.-
  44. Дж. Эффективное ценообразование основа конкурентного преимущества. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 304с.-
  45. В.И. Двухставочные тарифы для поставщиков и потребителей Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности // Энергетик. -1998.-№ 1.-С.5−6-
  46. В.И. Задачи совершенствования тарифов при переходе к рыночным отношениям // Электрические станции. 1996. — № 6. — С.2−8-
  47. В.И. Итоги пересмотра тарифов на электрическую и тепловую энергию.//Электрические станции. 1989. — № 9. — С.4−10-
  48. В.И., Александров А. П. Новая форма двухставочноных тарифов на электрическую энергию // Электрические станции. 1992. — № 8. — С.2−7-
  49. В.И., Ерохина Г. М., Исаева В. И. Основные направления совершенствования действующей системы тарифов на электрическую и тепловую энергию // Электрические станции. 1993. — № 3. — С. 10−14-
  50. В.И., Полякова Е. А. Обоснование уровня межсистемных тарифов и порядка расчетов за перетоки энергии в условиях рыночной экономики // Электрические станции. 1990. — № 9. — С.2−6-
  51. В.И., Яркин Е. В. Методы формирования двухставочных тарифов для субъектов оптового рынка // Электрические станции. 1997. — № 1.1. C.2−6-
  52. В.Г. Анализ структуры топливного баланса электростанций и возможности его улучшения // Энергетика и электрификация. 1995. — № 5. -С.31−34-
  53. Р., Саймон Дж. Эффективное ценообразование. М.: Экзамен, 2005.-416 е.-
  54. П.Г. Промышленная энергетика: учебное пособие. Изд-во Сарат. ун-та, 1985. -344с.-
  55. В.В., Михайлов В. И., Фраер И. В., Эдельман В. И. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть. М.: Энергоатом-издат, 2000. — 364с.-
  56. JI.A., Судиловский В. К. О дифференциации тарифов на тепловую и электрическую энергию // Известия вузов «Энергетика». 1994. — № 78. — С.115−118-
  57. А.Ф. Состояние и перспективы развития Единой энергетической системы России// ТЭК. 1999. — № 2. — С.28−29-
  58. Н.А., Маховикова Г. А. Цены и ценообразование: учебное пособие. СПб.: Питер, 2001.- 112с.-
  59. Н.В. Ценообразование электронный ресурс.// http:// pub-lish.cis2000.ru/books-
  60. А. Содержание реформы важнее ее темпов// Российская газета.- 2003. -№ 4. С. 4.-
  61. В.А., Бобоев М. Р. Как и почему следует реорганизовать ТЭК// ЭКО. 2002. — № 8. — С.12−29-
  62. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432с.-
  63. Ю. Дерегулирование революционный процесс в энергетике// Независимая газета. — 2000. — № 13. — С. 14-
  64. Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: краткий курс. М.: Вильяме, 2005. — 1200с.-
  65. А.И. Тарифная политика и конкурентный рынок электроэнергии// ЭКО. 2002. — № 9. — С.50−59-
  66. И.В. Коммерческое ценообразование: учебник. М.: Издательство БЕК, 2000.-368 е.-
  67. С.И. Ценность, цена, стоимость. М.: Юрист, 2001. — 80 е.-
  68. Любимова Е. В. Региональный рынок энергии: тарифы и потребители // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1996. — № 8. — С.107−117-
  69. Н.Г. Итоги приватизации и реструктуризации в электроэнергетическом секторе Великобритании // Электрические станции. 1999. — N 8. -С.61−66-
  70. Л. Разность потенциалов российской энергетики // Экономика и жизнь. -2002. -№ 46. -С.1-
  71. И.В. Перспективы развития ОАО «АЭК «Комиэнерго» в период реформирования электроэнергетики// Проблемы социально-экономического и инновационного развития энергетики Республики Коми. -Сыктывкар: ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, 2004. С. 58−63-
  72. Ю.А. Реальная стоимость энергии // Энергия: экономика, техника, экология. 1992. — № 2. — С.46−47-
  73. В.Ф., Замулко А. И., Федоренко Л. Н. Тарифы на электрическую энергию как средство управления энергоснабжением энергопотреблением в рыночных условиях//Энергетика и электрификация, — 1998.- № 2−3.- С.46−48-
  74. В.Ф., Замулко А. И. Дифференцирование тарифов на электроэнергию по уровням питающего напряжения потребителей// Промышленная энергетика. 1998. — № 9. — С.39−43-
  75. Т.Т., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования. СПб.: Питер, 2004. — 544с.-
  76. С.П. К вопросу о расчете дифференцированных по зонам времени тарифов на электрическую энергию // Промышленная энергетика.-1998. -№ 8. С.8−11-
  77. Hop A.B. Ценовой фактор управления коммерческой деятельностью// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. — № 2. — С.68−71-
  78. B.C., Папков Б. В. Анализ электропотребления и тарифов для бытовых потребителей // Промышленная энергетика. 1997. — № 6. — С.8−10-
  79. В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения.- М.: ЭКМО-Пресс, 2000-
  80. Л.Ф., Устойчивость компромиссной модели скидок и надбавок за качество электрической энергии // Известия РАН Энергетика. 1997. -№ 2. — С.99−105-
  81. Л.С., Дильман М. Д. О методике учета надежности при разработке тарифа на тепловую энергию, отпускаемую энергосистемой промышленным и коммунальным потребителям // Электрические станции.- 1994.-№ 12.- С.7−17-
  82. А.В., Находов В.Ф Создание многофункциональной системы розничных тарифов на электрическую энергию // Энергетика и электрификация. -1996. № 1.-С.40−42-
  83. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий электронный ресурс.// СПС КонсультантПлюс. Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. — № 4-
  84. В.Я. Тепловые электрические станции. Учебник для вузов/ под ред. В. Я. Гиршфельда.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1987.-328с.-
  85. Т. Не влезай, убьет! Реформа электроэнергетики// Эксперт.2002.-№ 39.-С. 18−23-
  86. Э. Нормативное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию//Право и рынок. 1998. — № 2. — С.7−9-
  87. B.C. Экономика предприятий энергетического комплекса: учеб. для вузов/ B.C. Самсонов, М. А. Вяткин. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 2003.-416с.-
  88. B.C. Тарифная политика Республики Коми на 2005 год// Проблемы социально-экономического и инновационного развития энергетики Республики Коми. Сыктывкар: ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, 2004. — С. 6469-
  89. Т.А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2001.- 200с.-
  90. В.А., Николаева Т. Е. Ценообразование: учебное пособие / под ред. В. А. Слепова. Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.- 152с.-
  91. В.В. О целесообразности введения дифференцированных тарифов для базовых потребителей энергосистемы // Промышленная энергетика. 1997.-С. 6−7-
  92. В.М. Ценовая политика предприятия. СПб.: Питер, 2001. -272с.-
  93. В.А. Переход на одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам времени // Энергетика и электрификация. 1998. — № 4. — С.42−44-
  94. Управление ценами: учебное пособие/ Н. А. Лысова, Л. Ф. Чернева. М.: КНОРУС, 2006.-200с.-
  95. Управленческий учет и ценовая политика предприятия электронный ресурс.// СПС КонсультантПлюс. Финансовая газета. Региональный выпуск -1999.-№ 18-
  96. Э.А. Цены Ценообразование. Ценовая политика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1997.-224с.-
  97. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М.: Фил инь, 1998.- 448с-
  98. Цель реформы появление стратегических инвесторов// Эксперт.2002. № 47. — С.30−35-
  99. Ценообразование. Конспект лекций/ Г. А. Маховикова, И.А. Желтяко-ва, Н. Ю. Пузыня. М.: Эксмо, 2007.-160с.-
  100. Ценообразование и налогообложение: учебник/ под ред. И.К. Салим-жанова.- М.: ТК Велби, 2005. 424с.-
  101. Цены и ценообразование: учебник для вузов. 3-е изд./под ред. В. Е. Есипова. СПб.: Питер, 2003. — 464с.-
  102. Цены и ценообразование: учебник для вузов /под ред. И.К. Салимжа-нова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 304 е.-
  103. Ю.Я., Полуботко В. А. Модели оперативного управления установившимися режимами региональной электроэнергетической системы в реальном времени. Сыктывкар, 1994. — 20с.-
  104. А.П. Управление энергокомпанией в рамках реформирования электроэнергетики: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во ПЭИпк, 2003.- 60с.-
  105. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.:ИНФРА-М, 1998.-343с.-
  106. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1996.-400с.-
  107. П.Н. Финансы предприятия: учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. — 752с.-
  108. Экономика энергетики СССР под ред. А. Н. Шишова. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986.-352с.-
  109. Я.С. История экономических учений: учебник.-4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. — 480с.-
  110. Н.Я. Цены и ценообразование: учебное пособие. -3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. -106с.-
  111. Е.В. Особенности регулирования тарифов на энергию в условиях акционированной формы собственности // Электрические станции. 1994. — № 6.- С.8−12-
  112. Е.В., Вершинин JI.A., Груздова Н. М., Реформы цен и тарифов в энергетике //Электрические станции. 1989. — № 9. — С.10−14-
  113. Е.В., Денисов В. И., Елисеев А. В., Зайцев О. В., Соловьев A.M. Влияние дифференцированных по зонам времени тарифов на эффективность производства и потребления электрической энергии // Промышленная энергетика. -1987. № 4. — С.3−6-
  114. Е.В., Лиакулович Е. А., Новикова И. В., Образцов С. В., Вершинин Л. А. Тарифы на электрическую энергию и теплоснабжение сельских потребителей //Электрические станции. 1990. — № 6. — С.2−6.
  115. Схема формирования ценовой политики энергокомпании
  116. Региональная энергокомпаниярост экономической эффективности финансовая устойчивостьконкурентоспособность на рынке привлекательный общественный имидж компании
Заполнить форму текущей работой