Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление унитарными предприятиями отрасли виноделия Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны государство, являясь единственным собственником имущества унитарного предприятия, имеет право и обязано жестко регламентировать их деятельность в вопросах планирования производства и распределения доходов. С другой стороны, предприятие, являясь субъектом предпринимательской деятельности, имеет право на инициативу, коммерческий риск, самостоятельный поиск партнеров. Но в то же… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
    • 1. 1. Собственность в системе производственных отношений. Регулятивная роль государства
    • 1. 2. Организационно-экономическая система управления ресурсами государственного сектора экономики
    • 1. 3. Особенности региональной отраслевой системы управления объектами государственной собственности
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ф
  • УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ВИНОДЕЛИЯ
    • 2. 1. Организационный механизм управления унитарными предприятиями и условия его совершенст- 64 вования
    • 2. 2. Менеджмент и маркетинг на современном унитарном предприятии
    • 2. 3. Инвестиционно-финансовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий
    • 2. 4. Система оценки эффективности управления государственным имуществом на основе методов учета и анализа текущей деятельности предприятий
    • 2. 5. Задачи, структура и перспективы совершенствования механизма контроля государственной собст венности

Управление унитарными предприятиями отрасли виноделия Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость перехода экономики страны от квазирыночных отношений к упорядоченной и скоординированной системе устойчивого и последовательного экономического развития является исключительно важной по масштабам и ответственности задачей современного этапа развития страны и ее регионов.

Этот переход осуществляется в условиях становления многоукладной экономики, в которой качественно новую роль начинают играть отношения государственной собственности, как одной из равноправных форм собственности в хозяйственном комплексе страны. А поскольку использование государственной собственности организационно реализуется, в основном, в форме унитарного предприятия как хозяйствующего субъекта, то исследование проблем совершенствования их производственной деятельности в целях повышения ее эффективности невозможно без учета места и роли унитарных предприятий в системе экономических отношений современного общества.

Степень изученности проблемы. Вопросы эффективного использования объектов собственности в процессе производства, распределения и обмена материальных благ выступают одним из основных объектов исследований зарубежных и отечественных экономистов.

Многообразие принципиальных подходов к организации процесса управления производством в условиях характерной для второй половины XX в. тенденции обобществления производственных ресурсов и результатов труда представлены в трудах ведущих зарубежных ученых-экономистов — И. Ансофф, П. Вейлл, М. Вудкок, Дж. Грейсон, К. Друри, Ж. Иеннекенс, Я. Лейманн, Т. Питерс, Р. Уотерман, К. Эклунд и другие.

В России изучением проблем рыночной экономики, в том числе совершенствованием механизмов управления ресурсами и резервами предприятий занимаются Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, В. Н. Богачев, П. Г. Бунич,.

М.В.Грачева, Е. Ф. Злобин, А. И. Ноткин, Д. К. Шевченко, Г. И. Рузавин, Н. П. Шмелев и другие. Ряд из них еще в 70−80-е гг. XX в. приходили к выводам о необходимости преобразования форм и отношений собственности, расширения прав хозяйствующих субъектов госсектора в предпринимательской сфере, замены устаревших форм и методов планирования, учета и регулирования процесса управления производством.

Значительный вклад в развитие методологии эффективного управления объектами государственной собственности в современных условиях вносят работы Ахмедуева А. Ш., Алиева А. И., Бандурина В. В., Губанова С., Кошкина В. И. и других ученых.

В то же время, учитывая незавершенность до настоящего времени переходного этапа к рыночно-регулируемой экономике, сохраняют острую необходимость совершенствования системы управления унитарными предприятиями, как условия эффективной эксплуатации государственной собственности.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических положений, предпосылок и направлений совершенствования управления деятельностью унитарных предприятий как формы реализации государственной собственности.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих за^ дач:

— Исследование экономической сущности отношений собственности в условиях современной многоукладной экономики и влияние регулирующего воздействия государства на процесс их развития;

Исследование специфики функции управления государственной собственностью на федеральном и региональном уровнях;

— Анализ действующей системы управления унитарными предприятиями как формы организационно-хозяйственного использования объектов государственной собственности;

— Выработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию подсистем организационного регулирования, инвестиционного обеспечения, оценки и контроля деятельности унитарных предприятий.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в процессе управления деятельностью унитарных предприятий.

Объектом исследования является система управления унитарными предприятиями, организационно структурированными в составе Комитета Правительства РД по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности «Дагвино» .

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных ученых, работы научно-исследовательских организаций, нормативные акты федерального и республиканского законодательства, регулирующие сферу управления государственной собственностью.

В качестве информационной базы использованы статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, Минимущества РФ, Мингосимущества РД, Госпрограмма развития виноделия и виноградарства Комитета «Дагвино», другие материалы.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных подходов к развитию системы управления унитарными предприятиями как организационной формы использования государственной собственности в новых институциональных условиях.

Научные результаты, полученные лично диссертантом:

— Уточнена регулятивная роль государства в общей структуре производственных отношений, сложившихся в современной многоукладной экономике;

— Определено функциональное содержание процесса управления использованием государственной собственности, выступающей в форме унитарных предприятий;

— Разработана модель организационного механизма управления деятельностью унитарных предприятий на региональном уровне с учетом иерархичности и функциональной разграниченности субъектного состава государственной собственности;

— Определены роль и условия роста эффективности маркетинговой составляющей в структуре процесса управления производством на унитарном предприятии;

— Выявлены резервные источники инвестиционно-финансового стимулирования деятельности унитарных предприятий;

— Разработана и предложена система оценки хозяйственной деятельности унитарных предприятий на внутрифирменном и региональном уровне, включающая определение состава критериев и коэффициентных показателей оценки;

— В дополнение к существующей системе государственного контроля деятельности предприятий разработана и предложена система форм и методов контроля коллектива предприятия в процессе производства.

Практическое значение и апробация работы. Результаты диссертационного исследования используются в практической работе Комитета Правительства РД по виноградарству и виноделию «Дагвино» и подведомственных предприятий.

Отдельные положения работы вошли составной частью в республиканские программные материалы по развитию виноградарско-винодельческой отрасли республики.

Теоретические и методологические положения работы могут быть использованы при разработке практических моделей учета, отчетности и контроля использования имущества хозяйствующими субъектами любой формы собственности.

— основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

— эффективность использования материальных и финансовых ресурсов.

Для детализированного анализа финансово-экономического состояния предприятия используются такие показатели [49]:

— ликвидность оборотных активов;

— привлечение заемных средств;

— оборачиваемость;

— прибыльность;

— показатели имущественного положения;

— показатели платежеспособности;

— показатели финансовой устойчивости;

— показатели деловой активности;

— показатели рентабельности и др.

Всем вышеуказанным показателям соответствуют расчетные коэффициенты, применяемые при комплексной оценке финансово-экономического состояния предприятия и используются при проведении полных ревизий и аудиторских проверок предприятий.

В ходе текущего (оперативного) контроля за деятельностью предприятий в части эффективного использования ими имущества и средств можно из всей массы показателей выделить такую группу, которая непосредственно характеризует указанную эффективность.

Предлагается для оценки деятельности предприятия использовать коэффициенты, приведенные в таблице № 2.3. (далее — «Таблица коэффициентов»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нами рассмотрены содержание и основные структурные параметры * процесса управления материальными средствами государственных унитарных предприятий с концептуальных и методологических позиций государственного регулирования экономики.

Темой настоящего исследования охвачены максимально важные направления возможного и реального комплекса инструментов государственной политики в целях выработки механизма дальнейшего реформирования отношений государственной собственности.

Сложность и неоднозначность самого статуса государственной собственности в условиях многоукладности и рыночного характера экономических отношений сегодня очевидна.

С одной стороны государство, являясь единственным собственником имущества унитарного предприятия, имеет право и обязано жестко регламентировать их деятельность в вопросах планирования производства и распределения доходов. С другой стороны, предприятие, являясь субъектом предпринимательской деятельности, имеет право на инициативу, коммерческий риск, самостоятельный поиск партнеров. Но в то же время, предпринимательская самостоятельность унитарного предприятия жестко ограничивается невозможностью самостоятельной, без согласия собственника, сдачей недвижимого имущества в аренду, залог, в уставный капитал АО.

Учитывая эти и другие парадоксальные особенности права хозяйственного ведения, представляются 4 возможных варианта реформы государчШ ственной собственности.

Вариант 1. Возврат к старым методам управления государственной собственностью, показавшим свою несостоятельность по причинам тотальной зацентрализованное&tradeхозяйственного механизма и подмены главного социального принципа распределения доходов по результатам труда принципом распределения доходов независимо от результатов труда. Возрождение данного сценария на современном и будущем историческом этапе маловероятно.

Вариант 2. Закрепление любой ценой безраздельной власти высших государственных чиновников над всеми процессами управления государственной собственностью, гиперболизация принципа возмездности использования госимущества в ущерб необходимости восстановления и замены изношенных фондов. Превращение государственного сектора экономики в «дойную корову» бюджета приведет в конечном итоге к сужению производственного потенциала в силу его естественной убыли.

Вариант 3. Радикальное перераспределение прав собственности в государственном секторе в пользу занятых в нем работников. В условиях недостаточно устойчивой властной вертикали в системе управления, реализация подобного сценария может привести к утрате государственного контроля за унитарными предприятиями, что повторно приведет к дезорганизации и утрате управляемости всей системы государственной собственности.

Вариант 4. Достижение социального компромисса между государством и трудом посредством раздела власти на производстве. При таком разделе работники получат право на реальное участие в управлении производством и распределении его результатов, а государство как «титульный» собственник — экономические и социальные дивиденды, получаемые при демократизации собственности.

Представляются два направления демократизации государственной собственности:

1) Демократизация управления государственным капиталом;

2) Демократизация управления государственными предприятиями.

Первое направление предполагает:

— установление систематического парламентского контроля за управлением государственной собственностью;

— привлечение к управлению органов профсоюзов, представительства трудовых коллективов, общественных организаций и т. д.;

— возрождения института арендных предприятий, передача государственных предприятий в доверительное управление трудовым коллективом, признание последних субъектами коллективной собственности.

Второе направление выражается в предоставлении всем работникам прав:

— получать информацию о деятельности предприятия в порядке, определенном законом;

— вносить предложения по вопросам занятости, технической и финансовой политики, управления производственным процессом и перспектив развития предприятия;

— принимать решение о проведении аудиторской и иной независимой проверки экономического и финансового состояния предприятия, в том числе за счет собственника (государства);

— рассматривать и утверждать совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;

— определять совместно с учредителем условия контракта при найме реководителя предприятия;

— выступать перед учредителем с инициативой об изменении организационно-правовой формы предприятия.

Реализация этих прав на практике поставит работников государственных или находящихся под контролем государства в положение сторонников политической стабильности в обществе и состязательно-партнерских отношений на производстве, что в свою очередь поможет избежать крайне опасного для страны выбора между номенклатурно-криминальным капитализмом и возвратом к той или иной разновидности государственно-бюрократического социализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята в 1993 г.
  2. Гражданский кодекс РФ, часть I, принята в 1994 г.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации, принят в 2001 г.
  4. Закон СССР «О кооперации в СССР», принят в 1988 г.
  5. Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде, приняты в 1989 г.
  6. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», принят в 1991 г.
  7. Федеральный закон «О поддержке малого предпринимательства», принят в 1995 г.
  8. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», принят в 1996 г.
  9. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», принят в 1997 г.
  10. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», принят в 1998 г.
  11. Федеральный закон «О бюджете развития РФ», принят в 1998 г.
  12. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», принят в 1999 г.
  13. Федеральный закон «О мерах по реализации ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», принят в 2000 г.
  14. Постановление Правительства РФ № 91 от 2.02.1993 г. «Об утверждении Положения о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству».
  15. Постановление Правительства РФ № 967 от 19.09.1994 г.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации № 1442 от712.1996 г. «О переоценке основных фондов».
  17. Постановление Правительства РФ № 1024 от 9.09.1999 г. «Об утверждении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ».
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», ПБУ 1/94.
  19. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 3/95.
  21. Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на101.1997 г., утвержден совм. приказом Госкомстата РФ, Минэкономики РФ, Минфина РФ февраль 1997 г.
  22. Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено приказом МФ РФ № 34 н от 29.07.1998 г.
  23. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99, утверждено приказом МФ РФ № 43 н от 6.07.99 г.
  24. Приказ МФ РФ № 4 н от 13.01.2000 г. «О формах бухгалтерской отчетности организации».
  25. Закон Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан», принят в 1997 г.
  26. Закон Республики Дагестан «О винограде и вине», принят в 2000 г.
  27. Закон Республики Дагестан «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РД», принят в 2000 г.
  28. Постановление Правительства РД № 216 от 30.12.1996 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Дагвино».
  29. Положение об учете государственного имущества Республики Дагестан и ведении реестра государственного имущества РД, утвержденное Постановлением Правительства РД № 85 от 8.04.1999 г.
  30. Постановление Правительства Республики Дагестан № 222 от 24.09.1999 г. «О ходе выполнения мероприятий по повышению эффективности управления государственной собственностью РД».
  31. Постановление Правительства РД № 126 от 18.07.2000 г. «О комитете Правительства РД по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности».
  32. Постановление Правительства Республики Дагестан № 79 от 29.05.2000 г. «Об аудиторских проверках республиканских государственных унитарных предприятий».
  33. Постановление Правительства РД № 157 от 29.09.2000 г. «О работе
  34. Мингосимущества РД по выполнению решений Правительства РД о повышении эффективности управления государственной собственностью РД и мерах по его совершенствованию».
  35. Государственная программа развития виноградарства и виноделия в 2001 -2006 гг.
  36. Распоряжение Мингосимущества Республики Дагестан № 50-р от 6.05.1999 г. «О составе имеющегося у юридических лиц государственного движимого имущества, подлежащего учету в реестре государственного имущества РД».
  37. С.И. Практикум по менеджменту. М.: Финансовая академия, 1996.
  38. С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  39. Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1960.
  40. А.А., Стерликов Ф. Ф. 100 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993.
  41. Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: 1996.
  42. А.Ш. Развитие форм хозяйствования // Экономист, 1993. № 3.
  43. А.Ш. Взаимоотношения органов управления и государственных предприятий // Экономист, 1996. № 10.
  44. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1999.
  45. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1999.
  46. В.В., Зубов Д. Л. Инвестиционная деятельность в России в условиях развития корпоративных форм управления. М.: Петровский двор, 1998.
  47. В.В., Кузнецов В .Я. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Наука, 1999.
  48. А. Хозяйствующие субъекты в многоукладной экономике // Вопросы экономики, 1991. № 5.
  49. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.
  50. .М. Организация управления народным хозяйством в регионе. АН УССР. Киев: Институт промышленности, 1989.
  51. С.Н. О соотношении социалистической собственности и права оперативного управления // Советское государство и право, 1986. № 3.
  52. С.Н. Право собственности в СССР. М., 1989.
  53. М. Отношения собственности: эволюция, а не смена // Экономист, 1996. № 4.
  54. А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л» 1948.
  55. В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада, 1996.
  56. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994.
  57. П. Искусство менеджмента: новые идеи. М.: Новости, 1993.
  58. В. Право на собственность и новые формы хозяйствования // Хозяйство и право, 1991. № 10.
  59. А.П., Матирко В. И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.
  60. Е. Трудный путь от социализма // Экономические реформы, 1993. Вып. 1.
  61. Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1990.
  62. Е.Н. Отражение экономической категории «собственность» в действующем законодательстве (Сборн.). Вестник МГУ. Cep.ll. Право. М.: МГУ, 1992.
  63. Гражданское право / Под ред. Суханова Е. А. М.: «БЕК», 1993. Т.1.
  64. М.В. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М.: Экономика, 1991.
  65. Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  66. С. Эволюция отношений собственности: форма содержание // Экономист, 1997.
  67. Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. Л.: 1948.
  68. К. Введение в управленческий и производственный учет / Пер. с англ. М.: Аудит ЮНИТИ, 1994.
  69. А. Теория и практика собственности в современной экономике //Экономист, 1995. № 1.
  70. Ю. О собственности в современной экономике // Экономист, 1997. № 7.
  71. Р. Формы собственности и подъем экономики России // Экономист, 1995. № 7.
  72. . Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика. М., 1992.
  73. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1995.
  74. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  75. В. Собственность: присвоенческий аспект // Экономист, 1996. № 12.
  76. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992.
  77. Клас Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991.
  78. М.М. Проблемы управления экономикой региона в рыночных условиях. Махачкала: б/г.
  79. В. Корпорация как форма организации интегрированной собственности // Экономист, 1994. № 12.
  80. К., Энгельс Ф. О Прудоне. Собр. соч. М., 1960.
  81. К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Собр. соч. М., 1960.
  82. В.А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. Политическая экономия. М., 1990.
  83. Мельник-Хмарый В. Трансформация отношений собственности или новая модель управления? // Экономист, 1995. № 1.
  84. Менеджмент / Учебн. под ред. Гергиновой И. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  85. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.
  86. . Собственность и управление // Вопросы экономики, 1991. № 5.
  87. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М.: ИГПАН, 1992.
  88. Основы управления персоналом / Под ред. Генкина. М.: Высшая школа, 1996.
  89. В. Правовое положение собственника // Деловая жизнь, 1994. № 1.
  90. А.С. Основы организации управления промышленным производством. М., 1969.
  91. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  92. А. Реформы собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: «Республика», 1994.
  93. С.Ю. Императивы собственности / Труды молодых ученых. Вып.Н. Гуманитарные науки. Махачкала: ДГУ, 1996.
  94. С.Ю. Регулирование предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятия: опыт, проблемы и перспективы / Проблемы эффективности функционирования предприятий и организаций региона в условиях рынка. Махачкала: НИЛ РЭП, 1999.
  95. Сборник нормативно-правовых актов Республики Дагестан по вопросам управления государственной собственностью / Под ред. Усманова У. Г. Махачкала: «Юпитер», 2000.
  96. А.В. Курс экономической теории. М.: «ДИС», 1997.
  97. Страхова J1. Организация управления промышленным предприятием // Российский экономический журнал, 1993. № 6.
  98. А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.
  99. Ю.К., Яковлев В. Ф. Право собственности в СССР. М., 1989.
  100. A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958.
  101. Управление государственной собственностью / Под ред. Кошкина В. И. М.: ИНФРА-М, 1997.
  102. Управление по результатам / Пер. с финского / Общ. ред. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, 1993.
  103. Финансовый менеджмент. Учебн. М.: Банки и биржи, 1994.
  104. Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М.: Дело, 1995.
  105. К., Журавлева Н., Эриашвили Н. Экономическая теория. М.: «ЮНИТИ», 1997.
  106. Р. Японские методы управления предприятием. М.: Экономика, 1988.
  107. Л.В. Категория «собственность» в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике // Государство и право, 1995. № 3.
  108. М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. М.: Аудит-ЮНИТИ, 1997.
  109. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: «Акалис», 1996.
Заполнить форму текущей работой