Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

136 сти и, соответственно, общественных отношений заставляет уточнить саму формулировку о прохождении или непрохождении общественных отношений через сознание. Помня о том, что общественные отношения есть взаимообусловленность деятельности социальных субъектов (а последними всегда выступают общности людей), наделенных сознанием, представляется возможным, перефразируя известное высказывание К… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • I. Гносеологический и социологический аспекты анализа общественных явлений
    • 2. Материальные и идеологические отношения и основания их выделения
  • Глава II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • I. Материальные и идеологические отношения как основа и обоснованное
    • 2. Специфика материальных и идеологических отношений в развитом социалистическом обществе

Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теш исследования. Совершенствование развитого социализма требует изучения закономерностей становления, функционирования и развития материальных и идеологических отношений, их субординации и координации. Выработанные классиками марксизма-ленинизма понятия материальных и идеологических отношений имеют важное теоретико-методологическое и мировоззренческое значение. Совместно с 'категориями общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки они раскрывают сущность материалистического понимания истории, позволяют выявить содержание и взаимосвязь первичного и вторичного уровней общественной жизни, исследовать диалектику детерминации в социальных процессах.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что разработка научной методологии вызывается потребностями практики и должна способствовать преобразованию общества, «необходам решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником партии и т всего народа в решении этих задач». Возрастание роли субъективного фактора в современных условиях, углубление и усложнение взаимного влияния материальных и идеологических отношений, рост сознательности широких масс трудящихся — все это актуализирует необходимость уточнения и конкретизации таких ключевых категорий исторического материализма, как «материальные» и «идеологические общественные отношения». В социалистическом обществе качественно изменяется характер их взаимосвязи, так как в отличие от предшест.

I Материалы Пленума ЦК КПСС. 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 6 вовавших формаций они в значительной степени способствуют взаимному развитию, «подкрепляют» друг друга. Неслучайно в партийных документах подчеркивается необходимость как экономического обеспечения идеологии, так и идеологического обеспечения социально-экономического развития.

Актуальность проблемы связана и с задачами научно обоснованной и наступательной 1фитики буржуазной «поведенческой социологии», доктрины «человеческих отношений» и других теорий, которые психологизируют общественные отношения, ставят их в зависимость от сознания индивидов, «затушевывают» их классовый характер.

Буржуазные идеологи сводят содержание общественных отношений к межличностным связямпричины антагонизмов, присущи буржуазному обществу, они видят не в социально-экономическом и классовом неравенстве, а ставят их в зависимость от эмоционального склада, целевых установок индивидов. Поэтому разрешение социальных противоречий сводится к выработке общих правил поведения, развитию контактов между предпринимателем и работником. Такому субъективистски-идеалистическому пониманию природы общественных отношений необходимо противопоставить подлинно научный анализ, защищающий и развивающий приоритет материалистического понимания истории.

Степень разработанности проблемы. Проблема оснований выделения и взаимосвязи материальных и идеологических отношений привлекает внимание советских и зарубежных философов, экономистов, историков. Общеметодологический анализ, позволяющий дифференцировать общественные отношения на первичные и вторичные, нашел отражение в работах Г. С. Арефьевой, Ю. П. Андреева, Л. П. Буевой, В. С. Барулина, П. Гин-дева, Г. Е. Глезермана, В. А. Демичева, А, В. Дроздова, Л. Ф. Ильичева, М. С. Кагана, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, Г. М. Коростелева, В. Ф. Кузьмина, О. В. Лармина, М. К. Мамардашвили, Ю. Г. Манышева, К. Р. Мегрелидзе,.

Г. В.Мокроносова, К. Х. Мощщяна, К. Н. Любутина, Ю. К. Плетникова, М. Н. Перфильева, П. А. Рачкова, А. К. Уледова.

Целый ряд публикаций посвящен структурному анализу общества. В них общественные отношения соотносятся с базисом и надстройкой, специфика содержания которых, в свою очередь, связана с включением в них материальных и идеологических отношений (А.И.Вербин, Ю. Е. Еремин, И. И. Конник, Я. А. Кронрод, В. Левин, В. П. Приписнов, В.П.Ро-жин). В работах на эту тему философы и экономисты исследуют взаимодействие экономики и политики, влияние государства и права на производственные отношения социалистического общества (Л.И.Абалкин, А. К. Белых, И. Г. Бунич, Ф. М. Бурлацкий, А. П. Бутенко, А. М. Еремин, П. Игнатовский, М. В. Лашина, Ю. В. Качановский, Р. И. Косолапов, А. К. Покрытан, В. И. Разин, С. В. Рогачев, В.н.Черковец, А.С.Ципко).

Заметно возрасло число публикаций, анализирующих стихийное и сознательное в общественном развитии (А.Н.Бугреев, Б. А. Воронович, И. И. Камынин, Р. И. Косолапов, З.М.Каримова).

Особую группу составляют работы, посвященные изучению роли общественного сознания в генезисе и функционировании материальных и идеологических отношений (Ю.Д.Воробей, Б. А. Грушин, В. Д. Попов, Э. Х. Степанян, В. И. Толстых, В. П. Фофанов, Б.А.Чагин), соотношению общественного бытия и общественного сознания (А.С.Айзикович, С. С. Гольдентрихт, В. С. Грехнев, В.П.Тугаринов).

Вместе с тем, в исследовании поставленной проблемы имеются свои трудности и нерешенные вопросы. Существуют, например, разногласия по поводу оснований выделения и структурирования общественных отношений, нет единого мнения о специфике формирования материальных и идеологических отношений коммунистической формации.

Теоретическая и практическая значимость этих проблем определили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

Цель работы: философско-социологический анализ специфики материальных и идеологических отношений и их взаимосвязи в процессе функционирования и развития.

Основные задачи исследования:

1. Определить основания выделения материальных и идеологических отношений, используя гносеологический и социологический аспекты анализа.

2. Рассмотреть взаимосвязь материальных и идеологических отношений на базе общефилософских категорий «основа — обоснованное» .

3. Исследовать специфику взаимосвязи материальных и идеологических отношений в социалистическом обществе.

Методологической основой исследования являются произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, Б. И. Ленина, в которых разрабатывалось материалистическое понимание историипартийные и государственные документы. Б диссертации используются труды советских и зарубежных философов, экономистов, историков, а также материалы периодической печати.

Научная новизна исследования. Б работе дан философско-социоло-гический анализ оснований выделения материальных и идеологических отношений, их взаимосвязи. Выявлена роль субъективного фактора, прежде всего общественного сознания, в совершенствовании человеческой деятельности и общественных отношений. В соответствии с этим по-новому решен ряд вопросов: в контексте материалистического понимания истории проведен категориальный анализ, то есть раскрыта специфика взаимосвязи материальных и идеологических отношений и их роль в общественном развитииконкретизированы эвристические возможности гносеологического и социологического анализа тех оснований, по которым выделены матермальные и идеологические отношенияматериальные и идеологические отношения рассмотрены как иерархические образованияих субординация и координация исследованы с использованием общефилософского понятийного инструментария и, в частности, дихотомии «основа — обоснованное», что позволило выявить и объяснить первичные (определяющие) и вторичные (определяемые) виды общественных отношенийматериальные отношения связаны с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности в производстве средств к хсизни и воспроизводстве человеческого родаидеологические отношения связаны с социально-практической деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей в организации общественной лизни, созданием условий для осуществления материального производствамеханизм возникновения и дальнейшего развития материальных и идеологических отношений исследован в рамках диалектики стихийного и сознательногоданный подход позволяет выявить их зависимость от уровней общественного сознания и активного воздействия субъектов историче ского творче ства.

Научно-практическая значимость работы обусловлена потребностями развитого социализма в сознательном, научно обоснованном регулировании общественными процессами. Выводы и рекомендации диссертации имеют значение для выработки оптимальных путей и средств воздействия на материальные и идеологические общественные отношения.

Анализ закономерностей возникновения материальных и идеологических отношений способствует осмыслению генезиса человеческого общества, изучению специфики, соотношения и взаимного влияния различных конкретно-исторических типов материальных и идеологических отношений, более точному пониманию коренного изменения всей системы общественных отношений при переходе от капитализма к социализму.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для уточнения содержания ряда философско-социо-логических категорий («материальные отношения», «идеологические отношения», «общественное бытие», «надстройка») — при чтении соответствующих разделов курса исторического материализма и спецкурсов по проблемам деятельности и общественных отношенийв пропагандистской практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступлений автора на областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Свердловск, 1981), на У1 Уральской школе молодых ученых «ХХУТ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека» (Свердловск, 1981), на областной научно-практической конференции «Становление и совершенствование социалистических общественных отношений» (Свердловск, 1982), на республиканской научной конференции «Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУТ съезда КПСС» (Свердловск, 1982), на УТ Уральских социологических чтениях «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии» (Пермь, 1982), на 1У Всесоюзных философских чтениях молодых ученых «ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской фило^-софии» (Москва, 1984).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 137 страницах машинописного текста. Библиография содержит 231 наименование.

Заключение

.

Предпринятая попытка анализа соотношения фундаментальных понятий социально-философской теории марксизма, таких как общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка с понятиями материальных и идеологических отношений направлена (не претендуя, безусловно, на окончательное решение) на установление их внутренней содержательной связи как теоретической системы. Значение этой системы, по нашему мнению, в том, что она выступает ядром материалистического понимания истории. Поэтому самостоятельной задачей является логически непротиворечивое изложение диалектики этих понятий.

Возрастание роли субъективного фактора в истории сказывается и на взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, материальных и идеологических отношений. Углубление их взаимного влияния свидетельствует о необходимости раскрытия не только их субординации, но и координации, активного обратного воздействия вторичных факторов общественного развития на первичные, определяющие.

Следует особо подчеркнуть значение философско-социологичес-кого подхода для анализа реальной диалектики исторического процесса. Единство гносеологического и социологического аспектов позволяет, с одной стороны, выделить основополагающее и производное в общественной жизни. С другой стороны, исследовать ее целостно, с учетом взаимосвязи объективных и субъективных, материальных и идеальных сторон. В этом плане плодотворным, на наш взгляд, является использование таких общефилософских категорий как «основа» и «обоснованное», «сущность» и «явление» .

— 135.

Мы постарались показать, что неверное, на наш взгляд, применение известного высказывания В. И. Ленина приводит к неоправданному противопоставлению разнопорядковых общественных отношений, к воспроизводству в новой форме «гносеологической робинзонады», закономерно служащей предпосылкой и «просветительского» отношения к разрешению противоречий общественного развития.

Между тем, К. Маркс писал в «Тезисах о Фейербахе»: «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменившегося воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как. революционная практика" .

Эта мысль выражает пафос и основную идею нашего исследования, стремившегося показать единство материально-производственной и социально-практической деятельности, материальных и идеологических общественных отношений, взаимообусловливающих друг друга. В рамках этого единства определяющая роль принадлежит материально-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей в производстве средств к жизни и воспроизводстве человеческого рода. В то же время она существует только в единстве с социально-практической деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей в организации общественной жизни, создание условий для осуществления материального производства.

Имманентность сознания любому виду человеческой деятельно.

— 136 сти и, соответственно, общественных отношений заставляет уточнить саму формулировку о прохождении или непрохождении общественных отношений через сознание. Помня о том, что общественные отношения есть взаимообусловленность деятельности социальных субъектов (а последними всегда выступают общности людей), наделенных сознанием, представляется возможным, перефразируя известное высказывание К. Маркса о капитале, охарактеризовать генезис общественных отношений следующим образом: общественные отношения складываются независимо от воли и сознания людей — общественные отношения складываются при участии воли и сознания людей. Данная позиция позволяет выявить объективный, закономерный характер как материальных, так и идеологических общественных отношений.

Понимание общественного сознания как внутреннего момента функционирования всей системы общественных отношений позволяет дать научный анализ детерминационных связей между различными видами общественных отношений в зависимости от специфики цели, средства и результата деятельности людей, показать различный характер функционирования сознания в них, в том числе и особую роль теоретически систематизированного его уровня.

Высокий уровень системности социалистического общества заставляет поднимать требования к научному управлению социальным развитием, которое должно обеспечить единство и взаимосвязь решения экономических и идеологических задач, масштабы и сложность которых настоятельно требуют участия в их решении все большего круга организаций, все большего числа трудящихся. Только таким образом может быть осуществлено совпадение изменения обстоятельств и человека.

Именно поэтому внимание обществоведов сегодня сосредоточено на поиске таких форм организации общественного производства, ко.

— 137 торые бы превращали трудящихся в подлинно ассоциированных производителей, связали воедино все сферы общественной жизни. Справедливо отмечалось, что «наша работа, направленная на совершенствование и перестройку хозяйственного механизма, форм и методов управления, отстала от требований, предъявляемых достигнутым уровнем материально-технического, социального, духовного развития советского общества» *.

Предлагаемая концепция взаимосвязи материальных и идеологических отношений в своих методологических посылках направлена против «наивной веры» (В.И.Ленин), что все наши задачи можно решить «коммунистическим декларированием» и обосновывает необходимость управления экономикой, всеми общественными процессами с учетом их внутренних закономерностей, предполагающих вполне определенную последовательность ступеней развития единой системы материальных и идеологических отношений. Последние целенаправленно формируются и активно влияют на материальные процессы жизни общества в рамках внутренней определенности всей системы общественных отношений социализма.

I Андропов Ю. В. Учение К. Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М.: Политиздат, 1983, с.10−11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права, — Маркс К.,
  2. Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219−368.
  3. К. Тезисы о Фейербахе, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  4. К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5−9.
  5. К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9−32.
  6. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.1−784.
  7. К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч. П, с. I — 458.
  8. К. Теория прибавочной стоимости (1У том «Капитала»). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч. Ш, с. З 568.
  9. К. Письмо П. В. Анненкову от 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.401−412.
  10. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3−508.
  11. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3−230.
  12. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  13. К., Энгельс Ф. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65−185.
  14. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−449.14
Заполнить форму текущей работой