Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время под источником права понимают обстоятельства, обуславливающие появление и действие права. В этой связи в качестве источников права рассматриваются: источник права в материальном смысле (развивающиеся общественные отношения, материальные условия жизни общества или способ бытия людей) — источник права в идеальном смысле (правовые идеи, взгляды, учения, которые легли в основу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Общетеоретическая характеристика обычного права
    • 1. Понятие, структура и функции обычного права
    • 2. Особенности обычного права народов Дагестана
  • ГЛАВА II. Обычное право народов Дагестана в истории развития правовой системы Дагестана
    • 1. Основные исторические этапы развития правовой системы
  • Дагестана
    • 2. Источники обычного права народов Дагестана
    • 3. Институты обычного права народов Дагестана
  • ГЛАВА III. Взаимодействие обычая и правовой системы Республики
  • Дагестан на современном этапе
    • 1. Проблемы формирования правовой системы в Дагестане в современный период
    • 2. Влияние обычного права народов Дагестана на региональную правовую систему

Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начавшиеся в последнее десятилетие XX — начале XXI века политико-правовые реформы в стране и конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности. В связи с этим субъекты Российской Федерации начали активно осуществлять деятельность по формированию своих правовых систем с учетом региональных особенностей. Указанная возможность и существовавший на предыдущем этапе развития застой правовой системы страны способствовал возникновению вопроса о правовом плюрализме. Большой интерес в этой связи возник к обычному праву народов России, поскольку основным фактором возникшего интереса к обычному праву была популяризация возрождения национальных культур и самосознания народов России.

Уникальная по своему национальному составу и историческому развитию Республика Дагестан, не оставаясь в стороне от происходящих в стране изменений, также осуществляет активную деятельность по развитию государственности в составе России и правовой системы, что делает необходимым и актуальным исследование обычного права народов Дагестана, его влияния на правовую систему Дагестана в прошлом и в современный период.

Изучение обычаев и традиций дает возможность определить источники норм обычного права, характер преемственности культурного влияния других народов, проследить формирование и эволюцию обычно-правовых установлений, что позволяет выявить особенности развития сознания и представлений народов Дагестана, их социально-политических и нравственных воззрений, закономерности и особенности правового развития.

Практическое значение изучения обычного права народов Дагестана связано с развитием региональной правовой системы. Обычаи и традиции играют важную роль в регулировании общественных отношений в Дагестане, но при принятии нормативно-правовых актов они учитываются недостаточно. Современными российскими исследователями отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства. В связи с этим наиболее эффективные и соответствующие требованиям современного правового пространства России социальные регуляторы могут быть закреплены в нормативно-правовых актах Республики Дагестан. Законодательство субъекта РФ не должно копировать федеральное, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества. Задачу по созданию законодательства Республики Дагестан, учитывающего историко-традиционные регуляторы общественной жизни народов Дагестана нельзя решить без научно-исследовательского юридического обеспечения, поскольку в современных условиях развития российской государственности и правовой системы нельзя допускать противоречий в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Исследование обычного права не является новым направлением в отечественной юридической науке. В XIX веке в России право как отрасль науки находилась на стадии формирования. Закономерной в такой ситуации была опора русских ученых-юристов на достижения европейской науки, прежде всего, Германии. Очевидно, интерес к обычному праву был предопределен господством в то время исторической школы права, влияние которой проявилось в первых концепциях обычного права русских ученых-юристов первой половины XIX века. Большой вклад в изучение обычного права в этот период внесли русские правоведы А. Ф. Кистяковский, Н. М. Коркунов, Д. И. Мейер, В. И. Сергеевич, Г. Ф. Шершеневич и др1.

1 См: Кистяковский А. Ф. Собрание и разработка материалов обычного права. Киев, 1876- Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894- Русское гражданское право.

В XIX веке составной частью политики Российской империи, в том числе на Северном Кавказе, становится исследование правовых систем народов России. Работа в этом направлении началась с середины XIX века, когда исследователи активно начали изучать обычное право народов, населяющих Российскую империю. Вопросы формирования и развития обычного права народов Дагестана были изучены дореволюционными исследователями Ф. И. Леонтовичем, М. М. Ковалевским, А. В. Комаровым, Г. Ф. Чурсиным и др. Именно их в трудах начинается разрабатываться тема существования на Кавказе особых правовых систем, которая рассматривается как проблема правового плюрализма.

В советской науке исследования обычного права осуществлялись Д. Ж. Валеевым, С. А. Голунским, А. Б. Гофманом, В. П. Левковичем, о.

И.Е.Синициной, И. В. Сухановым и др. Особенности правового обычая как источника права нашли отражение в работах М. Н. Кулажникова, Г. И. Муромцева, Г. Полянской, М. А. Супатаева, А. Ф. Шебанова и др4.

В советский период исследования обычного права народов Северного Кавказа более или менее последовательно проводились В. Г. Гаджиевым,.

Чтения Д. И. Мейера. 8-е изд. СПб., 1902; Сергеевич В. И. Опыт исследования обычного права // Наблюдатель. 1882. № 1,2- Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911 и др.

2 См: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1868- Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1−2. М., 1890- Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып. 1. Тифлис, 1868- Чурсин Г. Ф. Свадебные обычаи и обряды на Кавказе // Кавказ. Тифлис. 1902. № 2 и др.

3 См: Валеев Д. Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. 1974. № 6- Голунский С. А. Обычай и право // Советское государство и право. 1939. № 3- Гофман А. Б., Левкович В. П. Обычаи как форма социальной регуляции // Советская этнография. № 1. С. 14−24- Синицина И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976 и др.

4 См: Кулажников М. Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Ростов, 1972; Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. Система и влияние традиций: Учебное пособие. М., 1987; Полянская Г. Роль обычая в имущественных отношениях крестьянского двора в период проведения октябрьской социалистической революции // Советское государство и право. 1941. № 1. С. 55−56- Супатаев М. А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах // Источники права. Вып. 7. М., 1985; Шебанов А. Ф. Формы советского права. М., 1968 и др.

В.К.Гардановым, М. О. Косвеном, А. М. Ладынежским и др5. Фрагментарные сведения об обычном праве на Северном Кавказе можно почерпнуть в исторических и этнографических работах М. М. Блиева, С. К. Бушуева, Т. Х. Кумыкова, Е. Н. Кушевой, Н. А. Смирнова и др6.

В изучении обычного права народов Дагестана в рассматриваемый период большую роль сыграли М. А. Агларов, А. К. Алиев, Б. К. Далгат, Р. М. Магомедов, A.C.Омаров, Х.-М.О.Хашаев и др7.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема освещалась в основном в исторической и этнографической литературе. Юридические свойства обычного права народов Дагестана остались малоизученными, что явилось результатом отсутствия в советской науке организационно-оформленного научно-теоретического направления изучения обычного права, объединяющего усилия исследователей различных отраслей науки.

В 1990;х годах в отечественной юриспруденции значительно возрос интерес к обычному праву и его влиянию на правовую систему России. Большой вклад в разработки теории обычного права внесли отечественные ученые И. Б. Ломакина, Г. В. Мальцев, З. Х. Мисроков, Л. Г. Свечникова и др8. В.

5 См: Гаджиев В. Г. Адаты народов Северного Кавказа // Известия АН АзССР. Баку, 1976. № 12- Гарданов В. К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIIIначале XIX вв. // СЭ. 1960. № 5- Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС. Вып. 1. 1955; Ладынежский A.M. К вопросу об исследовании обычного права народов Северного Кавказа // Бюллетень Северо-Кавказского бюро краеведения. Ростов-на-Дону, 1926. № 3 и др.

6 См: Блиев М. М. К проблеме общественного строя горских (вольных) обществ СевероВосточного и Северо-Западного Кавказа XVIII — первой половины XIX в. // История СССР. 1989. № 4- Бушуев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20 — 70 гг. XIX в.). М., 1955; Кумыков Т. Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик, 1962; Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. 2-я пол. XV — 30 гг. XVIII вв. М., 1963; Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVIXIX вв. М., 1958 и др.

7 См: Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — XIX вв. М., 1988; Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968; Далгат Б. К. Материалы по обычному праву даргинцев // РФ ДНЦ РАН. Ф. 5, оп. Д.40- Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960; Омаров A.C. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968; Хашаев X.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961 и др.

8 См: Ломакина И. Б. Обычное право: историко-теоретический аспект. СПб., 2005; Мальцев Г. В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: юридической науке получила распространение точка зрения на традиционную правовую культуру, основанная на том, что обычное право является не атавизмом прошлого, а постоянным фактором правового развития общества.

Изучению обычного права и его влияния на правовую систему общества посвящены исследования зарубежных ученых Л. Вольтмана, Р. Давида, Н. Рулана, Э. Б. Тайлора и др9.

Традиции и обычаи народов Северного Кавказа освещены в современных исторических и этнографических работах российских исследователей И. Л. Бабича, В. О. Бобровникова, А. И. Першица, Я. С. Смирновой и др10.

Проблемам влияния обычного права народов Дагестана на региональную правовую систему и ее отдельные компоненты посвящены исследования П. А. Абдулаевой, С. Р. Бекишиевой, М. А. Исмаилова, Т. Б. Рамазанова, Х. У. Рустамова, У. Т. Сайгитова и др11. проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999; Мисроков З. Х. Адат и шариат в Российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002; Свечникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1998. № 9. С. 98−102- Шапсугов Д. Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999 и др.

9 См: Вольтман Л. Политическая антропология. М., 2000; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999; Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999; Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре: пер. с англ. Смоленск, 2000 и др.

10 См: Бабич И. Л. Кровная месть и суд кавказцев // РП. 1995. № 2- Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Вост. лит., 2002; Першиц А. И., Смирнова Я. С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность. 1998. № 1 и др.

11 См: Абдуллаева П. А. Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Махачкала, 2006; Бекишиева С. Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Махачкала, 2005; Исмаилов М. А. Роль обычного права в становлении правовой системы народов Дагестана // Правовая система Дагестана: Материалы межвузовской научной конференции. Махачкала, 2005; Рамазанов Т. Б. Единое правовое пространство и проблемы борьбы с региональной преступностью // Дагестан в правовом пространстве России: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала, 2002; Рустамов Х. У. Адаты и правосудие: Учебное пособие.

Вместе с тем многие теоретические и прикладные аспекты данной проблемы требуют дальнейшего исследования. Необходимость рассмотрения теоретико-правовых проблем влияния обычного права на правовую систему общества обусловлена отсутствием в юридической науке единства в подходах к определению признаков, структуры, закономерностей развития обычного права, четкого понятия источников обычного права и их классификаций.

При всей актуальности проведенных исследований в них отсутствует анализ общетеоретических проблем влияния обычного права на правовую систему в целом и отдельные ее компоненты (законодательство, организацию системы правовых учреждений, юридическую практику, правосознание населения и др.).

Объектом диссертационного исследования выступает обычное право народов Дагестана как нормативный регулятор общественных отношений в историческом прошлом и современный период.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические вопросы, связанные с влиянием обычного права народов Дагестана на региональную правовую систему и ее отдельные компоненты, а также состояние и степень разработанности в юридической научной литературе проблем обычного права.

Цель диссертационного исследования заключается в анализе общетеоретических вопросов функционирования обычного права народов Дагестана, выявлении проблем влияния обычного права на региональную правовую систему в целом и отдельные ее компоненты, и обосновании мер по их решению.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

— рассмотреть генезис, структуру и функции обычного права;

Махачкала, 1999; Сайгитов У. Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республике Дагестан // Журнал российского права. 2004. № 3 и др.

— раскрыть особенности обычного права народов Дагестана;

— определить роль и место обычаев в правовой системе Дагестана на различных исторических этапах развития региональной правовой системы;

— охарактеризовать и систематизировать источники и основные институты обычного права народов Дагестана;

— исследовать проблемы развития и функционирования правовой системы Республики Дагестан в современный период;

— проанализировать основные теоретические проблемы влияния обычного права народов Дагестана на правовую систему Республики Дагестан и отдельные ее компоненты в современный период;

— обосновать предложения по совершенствованию правовой системы Республики Дагестан на современном этапе с учетом традиционной правовой культуры и обычного права народов Дагестана.

Методологической основой исследования являются общепринятые в современной юридической науке общенаучные, специальные и частнонаучные методы научного познания: диалектический, формально-юридический, системный, функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др. В работе использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассматривать исследуемую проблему. Также широко использовался историко-правовой метод, позволяющий раскрыть генезис и исследовать обычаи и памятники права народов Дагестана.

Нормативно-правовой основой исследования являются: Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Дагестан 2003 г., федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты развития региональной правовой системы, а также нормативные правовые акты, устанавливающие правовую основу для комплексного учета исторических и иных местных обычаев и традиций.

Эмпирическую базу исследования составили архивные материалы, в том числе ранее использованные в исторической и правовой литературе, материалы практики работы Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, правоохранительных органов Республики Дагестан, опубликованные материалы деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, статистические данные и материалы публицистики.

Для исследования влияния обычаев и традиций народов Дагестана на правосознание населения автором диссертации по специально разработанной анкете проводился социологический опрос различных категорий населения г. Махачкалы Республики Дагестан.

Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленными целями и задачами, комплексным подходом к разработке общетеоретических и историко-правовых проблем роли и места обычного права в правовой системе Дагестана в дореволюционный, советский и современный периоды.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту и обладающие элементами научной новизны:

— Диссертант, понимая под обычным правом систему норм, сложившихся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившихся в общественном сознании как необходимые и обязательные, обеспечивающиеся применением мер общественного принуждения, считает, что обычай на ранних стадиях своего появления приобрел свойство правового в силу наличия в обществе сильной социальной структуры, способной заставить любого человека вести себя в соответствии с нормой. Поэтому обычаи уже в догосударсгвенный период приобретают качества новой регулятивной системы для обеспечения организационно-трудовой, социальной и духовной жизни общества. Для возникновения обычного права необходимы были соответствующие экономические, социальные и духовно-культурные предпосылки: возникновение в обществе отношений собственности, связанное с этим усложнение социальной жизни обществанаделение норм обычного права не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость), но и возможностью неблагоприятных имущественных, физических, моральных последствий при их нарушениипроцедурность рассмотрения спорных вопросов с вынесением решения, причем приобретение ею формализованного характера и др.

— По мнению диссертанта, понимание правового обычая как обычая, получившего санкцию государства, не раскрывает исторической эволюции правового обычая. С исторической точки зрения за рамками такого подхода оказывается период раннеклассовых обществ и обычного права. Для признания и защиты обычая не требуется санкции государства. Санкционирование относилось не к самому обычаю (он мог и без этого существовать), а к записям норм обычного права, адаптированным к условиям раннего государства.

— Диссертантом уточнено, что структуру обычного права следует отличать от его системы. Система характеризует внутреннюю организацию обычного праваговоря о структуре обычного права, следует рассматривать способ его внешней организации. Структурными элементами обычного права являются сложившиеся в обществе нормы обычаев, обеспечиваемые в своем применении мерами общественного принуждениянормы, своим содержанием обязанные традиционной для данного общества религиинормы, принятые государственной властью и основанные хотя бы отчасти на имеющихся в обществе обычаяхтрадицииобыкновения.

— Различая понятия «традиция» и «обычай», диссертант понимает под традицией общее правило, находящееся в сфере общественного сознания и соблюдаемое некоторыми индивидами и организациями. Обычай представляет собой более узкое понятие, отражающее, главным образом, особенности семейно-бытового уклада, характерные для определенной нации, народности, класса или социальной группы людей. В отличие от традиции обычай детально регламентирует конкретное общественное отношение или действие.

— Функции обычного права выражают его роль в жизни конкретного сообщества и представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения. Функции обычного права классифицированы диссертантом на общесоциальные и специальные. Общесоциальные функции характеризуют обычное право как социальный регулятор. К общесоциальным функциям относятся функции культурно-историческая, социального контроля, социальной интеграции, сакрализации, аккумуляции и передачи опыта, воспитательная функции. Специальные функции обычного права — это способы воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого обычного права. К специальным функциям обычного права относятся регулятивная и охранительная функции.

— На основе изучения обычного права народов Дагестана диссертант пришел к выводу, что его особенностями являются местный партикуляризмюридическая устойчивость и преемственность его основных нормотсутствие в обычном праве норм, связанных с требованиями нравственности, фольклораслабое отграничение понятий преступления и правонарушенияиндивидуализированный характер ответственности (родственники выступают в защиту потерпевшего только как соприсягатели) — наличие множества архаичных правил и институтов (кровомщение, ишкильзахват имущества для понуждения ответчика к удовлетворению имущественных претензий или исполнению другого рода обязательств, присяга, соприсяжничество).

Учитывая политическое и социокультурное измерения, хронологически периодизацию развития правовой системы Дагестана диссертант представил тремя основными этапами: 1) дореволюционный период, включающий в себя: а) древний период, то есть с момента возникновения на территории Дагестана в IV в. до н.э. первого государства Кавказская Албания до распространения в Дагестане с X в. мусульманской религииб) период смешанной правовой системы, сложившейся под влиянием обычного права народов Дагестана и мусульманского права (Xначало XIX в.) — в) правовая система государства Имамат (1825−1859 г. г.) — г) правовая система Дагестанской области Российской империи (1860−1917 г. г.) — 2) советский период (с 1917 до конца 1980;х г. г.) — 3) современный период (с начала 1990;х г. г.).

— По мнению диссертанта, в качестве основных источников обычного права народов Дагестана формальном смысле юридическая практика в дореволюционный период признавала правовые обычаи (адаты народов Дагестана), законодательные предписания правителей, решения народных собраний и советов старейшин, судебные прецеденты и договоры нормативного содержания. Правовой обычай является основным элементом в структуре обычного права и главным его источником. В качестве источников обычного права в организационном смысле диссертант рассматривает феодальных правителей, народные собрания — представительные органы общинной организации, советы старейшин, суды. Источниками обычного права в идеологическом смысле выступали важнейшие морально-правовые устои дагестанского общества, которые формировались в течение многих веков и являются востребованными в настоящее время: идеал справедливости, приоритет общесоциальных интересов, коллективизм, взаимопомощь.

— На протяжении многих столетий в Дагестане сложились институты обычного права, которые были востребованы жизнедеятельностью общества и являлись регуляторами политических, экономических отношений и социально-духовной жизни народов Дагестана. Институты обычного права народов Дагестана классифицируются по различным основаниям: по выполняемым функциям — на регулятивные и охранительные, по характеру содержания — на материальные и процессуальные, по содержанию — на простые (отраслевые) и комплексные (межотраслевые). Многие из институтов обычного права действовали до образования Дагестанской области, другие — до 1917 года, отдельные институты действуют и в современный период. На основе изучения правоприменительной практики правоохранительных органов Республики Дагестан диссертант пришел к выводу, что возврат к традиционализму не всегда оказывает позитивное влияние на современную правовую систему, однако реконструкция отдельных институтов и их полноценное возрождение станут положительным моментом в наши дни с учетом состояния дагестанского общества.

— Обычаи и традиции народов Дагестана являлись значимой составной частью правовой системы Дагестана в дореволюционный период и на начальном этапе советского периода до ликвидации шариатских судов в 1927 году. В современный период элементом региональной правовой системы является правовой обычай, признаваемый в Российской Федерации в качестве источника права. Обычаи и традиции, в целом, оказали влияние на законодательство Республики Дагестан, однако официально ни один из народных обычаев не санкционирован.

— Признавая, что в современный период обычаи и традиции народов Дагестана являются фактором, оказывающим влияние на многие общественно-политические процессы, происходящие в Республике Дагестан, диссертант считает, что в процессе развития и совершенствования правовой системы Республики Дагестан, в целом, и его отдельных элементов важно учитывать положительный потенциал и корректировать отрицательное воздействие народных обычаев и традиций на правовую систему. Необходимо включение в правовую систему Дагестана в качестве составного элемента унаследованных из вековой истории межличностного и межнационального общения народных обычаев и традиций, которые не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей. Это является одним из факторов обеспечения законности и правопорядка в республике, стабильности и эффективности правовой системы.

По мнению диссертанта, важнейшими направлениями совершенствования правовой системы Республики Дагестан с учетом влияния обычаев и традиций народов Дагестана являются: развитие системы законодательства Республики Дагестан с учетом реально сложившейся практики регулирования некоторых видов общественных отношений также и нормами обычного права народов Дагестанаусиление государственно-правовых средств в противодействии негативному влиянию обычаев на правовую систему Дагестанаправовое воспитание населения на основе возрождения важнейших морально-правовых устоев дагестанского общества, идеалов справедливости, приоритета общесоциальных интересов, коллективизма, взаимопомощи, формировавшихся в течение многих вековтеоретико-концептуальный анализ воздействия народных обычаев и традиций на состояние и тенденции развития и совершенствования современной правовой системы Республики Дагестан.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что она вносит определенный вклад в разработку теоретических проблем обычая и обычного права. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, развивают общетеоретические знания об обычном праве народов Дагестана и о возможностях его использования в современных условиях.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти Республики Дагестан по созданию условий для дальнейшего гармоничного развития региональной правовой системы с учетом традиционных социальных регуляторов, совершенствованию законодательства, юридической практики, правосознания и правовой культуры населения. Кроме того, основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теории обычая и обычного права, при изучении юридических дисциплин теоретико-исторического блока.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основные положения и практические выводы диссертации изложены автором в 5 опубликованных научных работах.

Структура работы обусловлена предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

Заключение

.

Анализ проведенного исследования влияния народных обычаев и традиций на правовую систему Республики Дагестан позволяет сделать следующие выводы:

1. Основные подходы к правопониманию служат методологической основой исследования понятия и генезиса обычного права как важной категории юридической науки. При этом осмысление теоретических проблем обычного права необходимо осуществлять с учетом специфики основных школ права, позволяющих объединять различные аспекты правовой действительности и в определенной мере освоить ее «многоединство». В связи с изложенным представляется, что обычное право следует рассматривать как систему норм, сложившихся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившихся в общественном сознании как необходимые и обязательные, обеспечивающиеся применением мер общественного принуждения.

2. Обычай на ранних стадиях своего появления приобрел свойство правового (социальность, общеобязательность, институциональность, формализм и т. д.) в силу наличия в обществе сильной социальной структуры, способной заставить любого человека вести себя в соответствии с нормой. Поэтому обычаи уже в догосударственный период приобретают качества новой регулятивной системы для обеспечения организационно-трудовой, социальной и духовной жизни общества.

Для возникновения обычного права необходимы были соответствующие экономические, социальные и духовно-культурные предпосылки: возникновение в обществе не только отношений собственности, но и связанное с этим усложнение социальной жизни общества: распределение и закрепление социальных ролей в обществе, организация и осуществление власти, распределение должностей и т. д.- необходимость социального принуждения, то есть наделение норм обычного права не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданийпроцедурность рассмотрения спорных вопросов с вынесением решения, причем приобретение ею формализованного, институционального характера: осуществление социального контроля не только обществом в целом и общественными лидерами, но и специально назначенными должностными лицами и специально созданными социальными институтамиписьменная фиксация, обеспечивающая закрепление необходимой обществу устойчивости этого регулятора и др.

По мнению диссертанта, понимание правового обычая как обычая, получившего санкцию государства, не раскрывает исторической эволюции правового обычая. С исторической точки зрения за рамками такого подхода оказывается период раннеклассовых обществ и обычного права. Для признания и защиты обычая не требуется санкции государства. Санкционирование относилось не к самому обычаю (он мог и без этого существовать), а к записям норм обычного права, адаптированным к условиям раннего государства.

Различая понятия «традиция» и «обычай», диссертант понимает под традицией общее правило, находящееся в сфере общественного сознания и соблюдаемое некоторыми индивидами и организациями. Обычай представляет собой более узкое понятие, отражающее, главным образом, особенности семейно-бытового уклада, характерные для определенной нации, народности, класса или социальной группы людей. В отличие от традиции обычай детально регламентирует конкретное общественное отношение или действие.

3. Структуру обычного права следует отличать от ее системы. Система характеризует внутреннюю организацию обычного праваговоря о структуре обычного права, мы рассматриваем способ его внешней организации. В случае определения обычного права как совокупности норм общественного происхождения, обеспечиваемых применением мер общественного и государственного принуждения, в структуру обычного права следует включать следующие элементы: сложившиеся в обществе нормы обычаев, санкционированные и обеспечиваемые в своем применении государствомнормы, своим содержанием обязанные традиционной для данного общества религиинормы, принятые государственной властью и основанные хотя бы отчасти на имеющихся в обществе обычаяхтрадицииобыкновения.

4. Обычное право объективно функционирует в силу существования определенных социальных потребностей. Термины «функции права» и «функционирование права» очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях. Функции обычного права выражают его роль в жизни конкретного сообщества и представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения.

Функции обычного права можно классифицировать на общесоциальные и специальные. Общесоциальные функции характеризуют обычное право как социальные регулятор. Среди общесоциальных функций следует перечислить функции культурно-историческую, социального контроля, социальной интеграции, сакрализации, аккумуляции и передачи опыта, воспитательную функции. Специальные функции обычного праваэто способы воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого обычного права. К специальным функциям обычного права относятся регулятивная и охранительная функции.

5. Особенностями обычного права народов Дагестана являются местный партикуляризмюридическая устойчивость и преемственность его основных нормотсутствие в обычном праве норм, связанных с требованиями нравственности, фольклора, являющимися непременными атрибутами обычного праваслабое ограничение понятий преступления и правонарушенияполностью индивидуализированная ответственностьналичие множества архаичных правил и институтов.

6. Учитывая политическое и социокультурное измерения, хронологически периодизацию развития правовой системы Дагестана можно представить тремя основными этапами: 1) дореволюционный период, включающий в себя: а) древний период, то есть с момента возникновения на территории Дагестана в IV веке до н.э. первого государства Кавказская Албания до распространения в Дагестане с X века мусульманской религииб) период смешанной правовой системы, сложившейся под влиянием обычного права народов Дагестана и мусульманского права (X — начало XIX века) — в) правовая система государства Имамат (1825−1859 годы) — г) правовая система Дагестанской области Российской империи (1860−1917 годы) — 2) советский период (с 1917 до конца 1980;х годов) — 3) современный период (с начала 1990;х годов).

Обычаи и традиции народов Дагестана являлись элементом правовой системы Дагестана в дореволюционный период и на начальном этапе советского периода до ликвидации шариатских судов в 1927 г. Несмотря на свое название шариатские суды в советском Дагестане руководствовались при рассмотрении дел не только мусульманским правом, но и нормами адата.

7. В настоящее время под источником права понимают обстоятельства, обуславливающие появление и действие права. В этой связи в качестве источников права рассматриваются: источник права в материальном смысле (развивающиеся общественные отношения, материальные условия жизни общества или способ бытия людей) — источник права в идеальном смысле (правовые идеи, взгляды, учения, которые легли в основу данной правовой системы) — источник права в организационном смысле (правотворческая деятельность органов государственной власти) — документальные источники права (памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и др.) — источник права в гносеологическом значении (источник познания, то есть, откуда люди черпают свои знания о праве) — источник права в информационном значении (с помощью этого понятия определяется направление поиска необходимого правила поведения) — источник права в формальном или юридическом смысле (различные способы внешнего выражения юридических правил поведения).

Формальное или юридическое, наиболее узкое по содержанию значение, в отечественном правоведении преобладает. В качестве источников (форм) обычного права народов Дагестана юридическая практика признавала правовые обычаи (адаты народов Дагестана), законодательные предписания правителей, решения народных собраний и советов старейшин, судебные прецеденты и договоры нормативного содержания.

В качестве источников обычного права в организационном смысле можно рассматривать феодальных правителей, народные собранияпредставительные органы общинной организации, советы старейшин, суды. Известные памятники обычного права народов Дагестана (Кодекс Умма-хана Аварского, Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана, Гидатлинские адаты и др.) являются источниками права не только в формальном смысле, но и в гносеологическом, документальном, информационном значениях.

8. На протяжении многих столетий в Дагестане сложились институты обычного права, которые были востребованы жизнедеятельностью общества и являлись регуляторами политических, экономических отношений и социально-духовной жизни народов Дагестана.

Институт обычного права — это совокупность обычно-правовых норм, сгруппированных в силу качественно взаимосвязанного содержания. Институты обычного права играют важную роль в его функционировании, поскольку они непосредственно объединяют различные обычно-правовые нормы в особые общности в связи с необходимостью эффективного урегулирования соответствующих сфер жизни общества. Институты обычного права народов Дагестана можно классифицировать по различным основаниям: по выполняемым функциям — на регулятивные и охранительные, по характеру содержания — на материальные и процессуальные, по содержанию — на простые (отраслевые) и комплексные (межотраслевые).

Многие из институтов обычного права действовали до образования Дагестанской области, другие — до 1917 года, отдельные институты действуют и в современный период. Возврат к традиционализму не всегда оказывает позитивное влияние на современную правовую систему. Однако реконструкция отдельных институтов и их полноценное возрождение были бы положительным моментом в наши дни с учетом состояния дагестанского общества. Поэтому изучение обычного права, его прогрессивных институтов, анализ эффективности нарождающейся практики разрешения конфликтов на базе традиций и обычаев является перспективным направлением в юридической науке с целью поиска оптимальных моделей их институализации.

9. В современный период обычаи и традиции народов Дагестана являются фактором, оказывающим влияние на многие общественно-политические процессы, происходящие в Республике Дагестан. В процессе развития и совершенствования правовой системы Республики Дагестан в целом и его отдельных элементов необходимо учитывать положительный потенциал и корректировать отрицательное воздействие народных обычаев и традиций на правовую систему.

Правовая система Дагестана должна учитывать и отражать унаследованные из вековой истории межличностного и межнационального общения народные обычаи и традиции, которые не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей. Это является одним из факторов обеспечения законности и правопорядка в республике, стабильности и эффективности правовой системы.

Важнейшими направлениями совершенствования правовой системы Республики Дагестан с учетом влияния обычаев и традиций народов Дагестана являются: развитие системы законодательства Республики Дагестан с учетом реально сложившейся практики регулирования некоторых видов общественных отношений также и нормами обычного права народов Дагестанаусиление государственно-правовых средств в противодействии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. О международном коммерческом арбитраже: Федеральный закон от 7 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 14 июля.
  3. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. X" 25. Ст. 2954.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2005.
  7. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.
  8. О мировых судьях: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.
  9. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208.
  10. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 30. Ст. 3122.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. //
  12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст. 6447.
  14. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 2003.
  15. О защите прав ребенка в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 15 декабря 1998 г. // Дагестанская правда. 1998. 19 декабря.
  16. О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 9 ноября 1999 г. // Дагестанская правда. 1999. 16 ноября.
  17. О народных художественных промыслах: Закон Республики Дагестан от 15 декабря 2000 г. // Дагестанская правда. 2000. 19 декабря.
  18. О местном самоуправлении в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2004. № 12 (I). Ст. 988.
  19. О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 1 ноября 2006 г. // Дагестанская правда. 2006. 2 ноября.1. Книги, монографии
  20. М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993.
  21. М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988.
  22. М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнономии в Дагестане. Махачкала: ДНЦРАН, 1998.
  23. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / Под ред. И. Я. Сандрыгайло. Тифлис, 1899.
  24. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.
  25. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  26. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.
  27. .Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.
  28. М.Г. Единство и целостность Республики Дагестан как конституционный принцип. Махачкала, 1998.
  29. К.А. Вопросы теории обычного права. Алматы, 2003.
  30. А.Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  31. A.C., Рустамов Х. У., Байсонгуров Б. Г. Примирительное правосудие (история и современность). Махачкала, 2002.
  32. С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики. Махачкала: Изд-во типографии ДНЦ РАН, 2005.
  33. З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII -начале XIX вв. Владикавказ, 1992.
  34. В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Вост. лит., 2002.
  35. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988.
  36. Бушу ев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20 70 гг. XIX в.). М., 1955.
  37. Быт сельского населения Дагестана (XIX начало XX вв.): Сборник статей. Махачкала, 1981.
  38. A.B. Теория права и государства. М., 2005.
  39. А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
  40. Л. Политическая антропология. М., 2000.
  41. Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974.
  42. Вопросы общественного быта народов Дагестана (XVIII-XIX). Махачкала, 1983.
  43. С.Ш. Кумыки. М., 1961.
  44. Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2003.
  45. М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.). Махачкала, 1999.
  46. М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала, 2004.
  47. Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957.
  48. Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке. М.: Илекса- Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
  49. Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.
  50. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.
  51. C.JI. Источники права. М., 1981.
  52. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост. A.C.Омаров. Махачкала, 1968.
  53. М.А. История государства и права Дагестана: Курс лекций для студентов юридического факультета. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006.
  54. М.А. Обычное право: Курс лекций для студентов юридического факультета. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004.
  55. История советского крестьянства Дагестана. Т. 2. Махачкала, 1989.
  56. История, география и этнография Дагестана XVII—XIX вв. Архивные материалы. Махачкала, 1958.
  57. . Юридическая социология. М., 1986.
  58. В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX в. Нальчик, 1994.
  59. В.Н. Введение в общую теорию правовых систем общества. Ярославль, 1995.
  60. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
  61. Ю.М. Обычное право и суд в Кабарде во второй половине XVIII XX вв. Ростов-на-Дону, 1998.
  62. А.Ф. Собрание и разработка материалов обычного права. Киев, 1876.
  63. М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1,2. М., 1890.
  64. М.М. Современный обычай и древний закон. M., 1896.
  65. Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998.
  66. С.А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб.: Питер, 2004.
  67. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.
  68. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  69. М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Ростов, 1972.
  70. Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик, 1962.
  71. М.Р., Курбанов Г. М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.
  72. E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. 2-я пол. XV 30 гг. XVIII вв. М., 1963.
  73. Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.
  74. Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.
  75. В.В., Липень C.B. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000.
  76. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  77. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1868.
  78. И.Б. Обычное право: историко-теоретический аспект. СПб., 2005.
  79. С.А., Магомедов Д. М. Бежтинцы в XIX начале XX в. Махачкала, 1994.
  80. Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000.
  81. Л.Я. Черкесия. СПб, 1859.
  82. P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960.
  83. P.M. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1966.
  84. P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX в. Махачкала, 1957.
  85. P.M. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в XV—XVII вв.. Ростов-на-Дону, 1985.
  86. Х.Г. Маслиат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX нач. XX в. Махачкала, 2003.
  87. Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
  88. Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
  89. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
  90. С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Екатеринбург, 1998.
  91. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
  92. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  93. З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  94. Л.А. Теория государства и права. М., 2003.
  95. Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. Система и влияние традиций: Учебное пособие. М., 1987.
  96. А.И. Об обычаях и законах горцев (Традиционные и общественные институты в советской науке). Нальчик, 1986.
  97. Р.Т. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2005.
  98. Образование Дагестанской АССР: Сб. документов и материалов. Махачкала, 1962.
  99. Общая теория права: Курс лекций/ Под. ред. В. К. Бабаева. Ниж. Новгород, 1993.
  100. А.С. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968.
  101. Памятники обычного права Дагестана: Архивные материалы / Сост. X.-М.О.Хашаев. М., 1965.
  102. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982.
  103. В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.
  104. Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1 / Под. ред. А. М. Васильева. М.: Юрид. лит., 1986.
  105. Правовая система социализма: Функционирование и развитие. Кн. 2. / Под. ред. А. М. Васильева. М.: Юрид. лит., 1987.
  106. Правовые системы народов Северного Кавказа: история и современность (поиск диалога культур): Кол. монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2006.
  107. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  108. Т.Н. Теория государства и права. М., 2005.
  109. А.Х. Россия и Дагестан в XIX начале XX веков: государственно-политические, социально-экономические и культурные взаимовлияния. Махачкала: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2003.
  110. Х.Х., Рамазанов А. Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала, 1990.
  111. Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов: пер. с фр. М., 2000.
  112. Русское гражданское право. Чтения Д. И. Мейера. 8-е изд. СПб., 1902.
  113. Х.У. Адаты и правосудие: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.
  114. А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник/Под ред. В. А. Туманова. М.: Юристъ, 2000.
  115. Северный Кавказ: Бытовые традиции в 20 веке. М., 1996.
  116. И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.
  117. В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994.
  118. H.A. Политика России на Кавказе в XVI XIX вв. М., 1958.
  119. Я.С. Формы семьи и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.
  120. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  121. В.В. Правовая система переходного периода: теоретические проблемы. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2003.
  122. И.В. Декларация о советской автономии Дагестана. Соч. Т. 4. М., 1951.
  123. Г. А. Об обычаях и религиозных обрядах. М., 1994.
  124. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
  125. JI.P. Мусульманское право. М., 1986.
  126. JI.P. Шариат, адат и российское законодательство: соперничество или взаимодействие? Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Ставрополь, 2001.
  127. Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть: в 2-х т. Т. 1.М., 1994.
  128. Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре: пер. с англ. Смоленск, 2000.
  129. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.
  130. Теория государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М, 1985.
  131. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и
  132. A.В.Малько. М.: Юристъ, 2000. С. 377-
  133. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. 3-е изд., расширенное и доп. М., 2001.
  134. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.
  135. B.М.Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  136. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 1996.
  137. Традиционное и новое. М., 1988.
  138. В. Записки кирасира. М., 1991.
  139. Л. Введение в американское право. М., 1992.
  140. A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1991.
  141. А.К. Адаты и судопроизводство в Южном Дагестане в первой половине XIX в. Махачкала, 1999.
  142. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.
  143. Хашаев Х.-М.О. Пережитки шариата и вредных адатов и борьба с ними. Махачкала, 1957.
  144. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII -XIX вв. Махачкала: Издательство ДГУ, 1999.
  145. .Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.
  146. В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
  147. А.Ф. Формы советского права. М., 1968.
  148. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911.
  149. А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII XV в.в.). Махачкала, 1969.
  150. Энциклопедия государства и права / Под ред. П.Стучка. М., 1925.
  151. JI.C. Сущность права. JI., 1985.1. Статьи
  152. P.M. Сущность этнокультурной традиции // Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2004. С. 507−511.
  153. JI.X. Традиции дагестанских народов как фактор стабилизации общественно-политической ситуации в Дагестане // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005. С. 66−72.
  154. В.А. Правовая система и понимание права // СевероКавказский юридический вестник. 2007. № 3. С. 38−41.
  155. Т.М. Недавно обнаруженные адаты аварцев XVII в. // Советская этнография. 1978. № 6. С. 111−116.
  156. Т.М. Об общественном строе рутульцев (конец XVI начало XVII в.) // Советская этнография. 1981. № 6. С. 112−118.
  157. .Г. Условное землевладение в Дагестане в XV—XVII вв.. // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С. 77−102.
  158. С.М., Шапиев С. М. В отстаивании этносов нужна ненасильственная активность // Новое дело. 2000. 3 ноября. С. 3.
  159. К.А. О понятии обычного права // Правовая инициатива. 1998. № 1. С. 36−40.
  160. К.А. Обычное право и другие формы права // Научные труды Казахского государственного юридического университета. Вып. 1. Алматы, 1999. С. 103−188.
  161. И. Л. К вопросу об использовании традиционных методов урегулирования конфликтов в области межнациональных отношений // Региональные проблемы межнациональных отношений. Омск, 1993.
  162. И.Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы развития // Правоведение. 1999. № 3. С. 54−67.
  163. И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития // Журнал российского права. 2000. № 5/6. С. 103−114.
  164. С.Р. Правовая система Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации // Правовая система Дагестана: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Махачкала, 2005. С. 30−35.
  165. Т., Алиева А. Возродим духовно-нравственные обычаи, традиции народов Дагестана // Народы Дагестана. 2004. № 3. С. 21−22.
  166. М.М. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа XVIII -первой половины XIX в. // История СССР. 1989. № 4. С. 151−168.
  167. В.О. Традиции в жизни современных горцев: земля и люди // Азия и Африка сегодня. 1993. № 4. С. 39−41.
  168. А.И., Минниахметов Р. Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Государство и право. 2004. № 7. С. 108−113.
  169. Н. Формы права, нормирующие гражданские взаимоотношения // Право и жизнь. М., 1927. Кн. 3. С. 70−73.
  170. Д.Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. 1974. № 6. С. 72−80.
  171. С.И. Обычаи и правила социалистического общежития // Ученые записки Харьковского юридического института. Харьков, 1954. С. 15−16.
  172. В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. № 12. С. 20−28.
  173. А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права // Материалы 1-го совещания научных работников права 16−19 июля 1938 г. М., 1939. С. 182−186.
  174. С.И. Обычный суд и военно-народное управление у Кавказских горцев//Мусульманин. 1910. №№ 16−18.
  175. В.Г. Адаты народов Северного Кавказа // Известия АН АзССР. Баку, 1976. № 12.
  176. В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII- начале XIX вв. // Советская этнография. 1960. № 5. С. 12−29.
  177. С.А. Обычай и право // Советское государство и право. 1939. № 3.
  178. А.Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография. 1973. № 1. С. 14−24.
  179. .К. Материалы по обычному праву даргинцев // Рукописный фонд ДНЦ РАН. Ф. 5, оп. Д. 40.
  180. .К. О горском словесном суде // Утро гор. 1910. № 1.
  181. А. Об обычном праве кавказских горцев // Рукописный фонд ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 368. Л. 40.
  182. Н.М. Новый российский федерализм и региональное право: состояние, практика, необходимость // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 37−44.
  183. И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 96−99.
  184. Х.М. К уточнению понятия «обычное право» // Государство и право. 2005. № 3. С. 72−76.
  185. И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 127−131.
  186. И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 268−270.
  187. А.Р. Экология и этнические традиции народов Дагестана // Экологический журнал Дагестана. № 1. 1998. С. 46−49.
  188. В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему РФ (конституционно-правовой анализ) // Московский журнал международного права. 1994. № 3. С. 21−28.
  189. A.B. Адаты и судопроизводство по ним // Возрождение. 1997. № 3. С. 67−76.
  190. М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. Вып. 1. 1955. С. 265−374.
  191. В.А. Право и обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм: Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1999. С. 20−22.
  192. В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. № 7. С. 3−13.
  193. М.Н. Основные формы советского права, традиций и обычаев // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С. 71−80.
  194. T.B. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. № 2. С. 46−50.
  195. A.M. К вопросу об исследовании обычного права народов Северного Кавказа // Бюллетень Северо-Кавказского бюро краеведения. Ростов-на-Дону, 1926. № 3.
  196. A.M. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. 1995. № 4. С. 158−163.
  197. И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1. С. 5−12.
  198. М.А. Перспективы развития экологического законодательства Дагестана // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан: Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2003. С. 378−381.
  199. Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации // Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Нальчик- Ростов-на Дону, 1996. С. 3−21.
  200. Г. В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 7−91.
  201. З.Х. Феномен адатского и мусульманского права народов Северного Кавказа в процессах трансформации Российской государственности (XIX -начало XXI вв.) // Государство и право. 2002. № U.C. 110−115.
  202. A.B. Источники (формы выражения) российского права // Закон: создание и толкование. М., 1998. С. 25−30.
  203. A.B. Правотворческий процесс в СССР // Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 149−228.
  204. Г. И. О некоторых особенностях традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 95−102.
  205. Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2.
  206. A.M. Проблемы теории и практики правовой системы Дагестана // Правовая система Дагестана: Материалы межвузовской научной конференции. Махачкала, 2005. С. 3−20.
  207. Муртузалиев.М.М.-С. Роль маслиата в совершенствовании межэтнических отношений в современном Дагестане //Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005. С. 466 469.
  208. A.C. Понятие и характеристики адата народов Дагестана // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С. 62−70.
  209. A.C. Система композиций в обычном праве Дагестана // Ученые записки ИИЯЛ. Т. VI. Махачкала, 1966.
  210. У.А. Правотворческая деятельность в Республике Дагестан и гражданское общество // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан: Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2003. С. 308−312.
  211. М.Ф. Обычай как специфическое социальное явление // Вестник Московского Университета. Философия. 1971. № 3. С. 51−53.
  212. В.Д., Югов A.A. Проблемы формирования правовой системы в свете Конституции РФ 1993 г. // Российский юридический журнал. 1998. № i.e. 3−13.
  213. А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 210−240.
  214. А.И., Смирнова Я. С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 81−88.
  215. A.M., Думанов Х. М. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. № 1. с. 98−103.
  216. И.В. Региональные правовые системы: проблемы правотворчества//Правоведение. 1999. № 1. с. 234−235.
  217. C.B. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. С. 4−6.
  218. C.B., Гаврилов O.A., Колдаева Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Государство и право. 2004. № 3. С. 5−15.
  219. Г. Роль обычая в имущественных отношениях крестьянского двора в период проведения октябрьской социалистической революции // Советское государство и право. 1941. № 1.С. 55−56.
  220. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2004. № 11. С. 102−109.
  221. Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2002. № 3. С. 31−55.
  222. Т.Б. Единое правовое пространство и проблемы борьбы с преступностью // Дагестан в правовом пространстве России: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала, 2002. С. 176−179.
  223. Т.Б. Этнопсихологические и правовые меры воздействия на криминогенную ситуацию в полиэтнических регионах России // Проблемы развития юридической науки в Дагестане: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2006. С. 47−55.
  224. У.Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республике Дагестан // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 43−47.
  225. Д. Соотношение обычного права горцев и российской правовой системы // Народы Дагестана. 2006. № 1. С. 38−41.
  226. Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1998. № 9. С. 98−102.
  227. Ф.Т. Обычное право: основные понятия, структуры, функции и методы изучения. М., 1991. (Деп. в ИИНИОН).
  228. Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. 1997. № 1. С. 79−86.
  229. В.И. Опыт исследования обычного права // Наблюдатель. 1882. № 1,2.
  230. Я.С., Тайсаева С. К. Полиюридизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX—XX вв.) // Обычное право и правовой плюрализм: Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1999. С. 210−212.
  231. М.А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах // Источники права. Вып. 7. М., 1985.
  232. .Я. Роль советского права в воспреемственности прогрессивных обычаев прошлого // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С. 105−110.
  233. .Я. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования// Советская этнография. 1980. № 3. С. 30−31.
  234. В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития //Государство и право. 1998. № 11. С. 8−14.
  235. А.К. К вопросу о судебной системе в Дагестане (20-е гг. XX в.) // Проблемы развития юридической науки в Дагестане: Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2006. С. 161−165.
  236. А.Ч. Роль правосознания в становлении правовой системы Дагестана // Правовая система Дагестана: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Махачкала, 2005. С. 183−186.
  237. Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 250−252.
  238. А.Ф. Значение обычаев, традиций, деловых обыкновений, судебной практики и правил общежития для советского правотворчества // Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 126−148.
  239. Диссертации и авторефераты
  240. П.А. Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Махачкала, 2006.
  241. С.Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Махачкала, 2005.
  242. Д.С. Создание и деятельность российской администрации в Дагестане (1860−1917): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Махачкала, 1999.
  243. Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  244. A.M. Становление и развитие судебной власти в Дагестане (общетеоретические и историко-правовые вопросы): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Махачкала, 2006.
  245. М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII начало XX вв.): Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 2005.
  246. И.Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2005.
  247. И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  248. З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах (XIX XX в.в.): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2003.
  249. А.К. Государственные и правовые институты Дагестана в XIX в.: основные тенденции и изменения: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 2005.1. Материалы практики
  250. Годовые отчеты МВД Республики Дагестан за 2000−2006 г. г. // Архив МВД Республики Дагестан.
  251. Справка Прокуратуры РД об отказных материалах по похищениям с целью женитьбы за 1999 август 2007 г. г.
  252. Справка об итогах работы управления по надзору за расследованием преступлений Прокуратуры РД за 2006 г. и задачах на 2007 г.
  253. Влияние обычаев и традиций народов Дагестана на региональную правовую систему: Анкета для социологического опроса.
Заполнить форму текущей работой