Жанровая типология инструментальной музыки обрядовой культуры тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока России
Диссертация
Актуальность проблемы. Исследование музыкального фольклора аборигенов Дальнего Востока — одна из актуальных задач этномузыковедения. Традиционная музыкальная культура дальневосточного региона долгое время находилась на периферии научного познания. В связи со сложностью ее восприятия, фиксации, научного транскрибирования систематическое изучение музыкальной культуры дальневосточного региона… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Музыкальный инструментарий тунгусо-маньчжуров
- 1. 1. Идиофоны
- 1. 2. Мембранофоны
- 1. 3. Хордофоны
- 1. 4. Аэрофоны
- 1. 5. Традиционные музыкальные инструменты тунгусо-маньчжуров в современной фольклорной практике
- Глава 2. Стилевая специфика инструментального интонирования в обрядовой практике тунгусо-маньчжуров и проблемы жанровой типологии
- 2. 1. Музыкально-стилевые особенности шаманского обряда
- 2. 2. Музыкально-стилевые особенности медвежьего праздника
- 2. 3. Музыкально-стилевые особенности культа близнецов
- 2. 4. Музыкально-стилевые особенности похоронно-поминального интонирования на монохорде
Список литературы
- НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ФОНДОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
- Государственный архив Хабаровского края. Материалы по культуре и искусству народов Дальнего Востока СССР ф. 1812, on. I, д. 10, л. 59- ф. 1812. оп. 1, д. 19, л. 21.
- Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова (г. Хабаровск). Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Народный краеведческий музей с. Богородского Хабаровского края. Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Приморский краевой краеведческий музей им. В. К. Арсеньева (г. Владивосток). Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Районный центр национальной культуры с. Джари Нанайского района Хабаровского края. Фондовые материалы.
- Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург). Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Сахалинский областной краеведческий музей (г. Южно-Сахалинск). Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Художественный музей с. Троицкого Хабаровского края. Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Школьный музей «Мир Сикачи-Аляна» пос. Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края. Фондовые материалы и материалы экспозиции.
- Айзенштадт A.M. Музыкальный фольклор народностей Нижнего Приамурья // Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. М.: Сов. композитор, 1966. С. 5−53.
- Айзенштадт A.M. Музыкальный фольклор народов Советского Дальнего Востока // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2.- М.: Сов. композитор, 1973.-С. 128−144.
- Алдошина И.А. Музыкальная акустика. Учебник. СПб.: Композитор, 2006. — 720 с.
- Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки. Теория и практика. М.: Сов. композитор, 1990- 166 с.
- Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М.: Сов. композитор, 1986.-240 с.
- Алексеев Э.Е. Социология и музыкальная фольклористика // Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. Алма-Ата: Наука, 1978. — С. 5−6.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. -М.: Сов. композитор, 1988.-236 с.
- Аникин В. Г1. Возникновение жанров в фольклоре (к определению понятия жанра и его признаков) // Русский фольклор. Материалы и исследования М-Л.: Наука, 1966. -Вып. X. — С. 28−42.
- Арсеньев В.К. Лесные люди-удэхейцы. Владивосток: Типография АО «Книжное дело», 1926. — 48 с.
- Арсеньев В.К. Сочинения. Т. 5. Владивосток: Примиздат, 1948.-221 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Ред. вст. статья и коммент. Е. М. Орловой. М.: Музыка, 1971. — 376 с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке /Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. JI.: Музыка, 1987. 248 с.
- Бачагаиская Е.В. Варган в духовной культуре народов Дальнего Востока // Музыкальная культура Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тезисы докладов. М.: Композитор, 1998. — С. 55−57.
- Басилов В.II. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. -208 с.
- Березницкий С.В. Верования и ритуалы коренных народов юга Дальнего Востока: этнокультурные компоненты и современное состояние (вторая половина XIX—XX вв.): Автореферат дис.. докт. ист. паук. Владивосток, 2005. -49 с.
- Березницкий С.В. Классификация культовой атрибутики коренных народов Дальнего Востока России // Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России. (Материалы к историко-этнографическому атласу). -Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 190−220.
- Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб.: Петерб. востоковедение, 1999. — 188 с.
- Бчагодатов Г. И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сб. музея антропологии и этнографии. JI., 1958. -Т. XVIII.
- Богданов И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедаюгики (на примере народов Севера): Научный доклад дисс. канд. пед. наук. М., 1992. — 47 с.
- Бродский И.А. Аннотация к пластинке «Музыка народов Дальнего Востока СССР» ЗЗД-ОЗЗ187−8. М.: Мелодия, 1973.
- Бродский И.А. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Вып. 29. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. — С. 244−257.
- Бродский И.А. О народных музыкальных инструментах и инструментальной музыке Дальнего Востока РСФСР // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки: Сб. рефератов. М.: Изд-во Союза композиторов РСФСР, 1974.-С. 156−162.
- Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1981, — 880 с.
- Булгакова Т. Д. Нанайские напевы. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1983. — 64 с.
- Булгакова Т.Д. Некоторые особенности пения нанайских шаманов // Культура народов Дальнего Востока: традиции и современность. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. — С. 134−139.
- Булгакова Т.Д. Обрядовая активность духов у нанайцев // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 8−9. СПб., 1995.-С. 21−30.
- Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX века.-Л.: Наука, 1971.-С. 150−169.
- Василевич Г. М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII начало XIX в.) — Л.: 11аука, 1969. — 304 с.
- Васильев Б.А. Медвежий праздник у орочей // Советская этнография, 1948.№ 4.-С. 78−104.
- Верткое К.А. Инструментоведение // Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. -К. 524−529.
- Верткое К.А. Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1973.-С. 262−274.
- Верткое К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1975. — 399 с.
- Верткое К., Левин С. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982.- Т.З.- К. 791−797.
- Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск, 1991.-142 с.
- Гтайская Р.Б. Варган // Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982.- Т. 1.- К. 665−666.
- Галайская Р.Б. Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизмах в народном музы кальном инструментарии) // Проблемы музыкального фольклоранародов СССР. М.: Музыка, 1973. — С. 328−350.
- Георги И.И. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежды и прочих достопамятностей. 4.1.-СПб., 1776.
- Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики / Отв. ред. I3.E. Гусев. JI.: Музыка, 1980.-С. 23−36.
- Гиппиус Е.В. Ритуальные инструментальные наигрыши медвежьего праздника обских угров // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей и материалов в двух частях. Ч. 2. М.: Сов. композитор, 1988.-С. 164−175.
- Гонтмохер П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре. -Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. 11.И. Гродекова, 1996. 418 с.
- Гоипшахер П.Я. Ульчи. Человек. Время. Культура. -Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. 11.И. Гродекова, 2003. 304 с.
- Гоитюхер П.Я., Соломонова Н. А. Этнические контакты коренных народов Приамурья // Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. -Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 3−14.
- Гордеева Е.В. Музыкальный инструмент нивхов кканга (этимология, конструкция, функционирование // Музыкальная культура Дальнего Востока. Ред.-сост. Н. А. Соломонова. Вып. 1.-Хабаровск: ХГПУ.-С. 71−78.
- Грица С. И. Социологическое направление в этномузыкологии
- Проблемы музыкальной культуры. Киев: Музична Укршна, 1987.-Вып. 1.-С. 51−66.
- Гусев В.Е. О методах изучения фольклора // Методологические проблемы современного искусствознания. -Л., 1975.- Выи.1.- С. 57−63.
- Дербек Ф.Л. Медвежий праздник гиляков // Записки общества изучения Амурского края Владивостокского отделения Императорского Русскою геофафического общества. СПб., 1913.-Т. XIII.-С. 27−32.
- Дуван ИД. Музыкальные инструменты ульчей // Записки Гродековского музея. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2003. — Вып. 6. — С. 57−72.
- Дуван ИД. Ульчский фольклорный ансамбль «Гива» («Рассвет») // Записки Гродековского музея. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2003. — Вып. 6. — С. 73−79.
- Зелинский Р.Ф. Башкирская народная инструментальная музыка (аспекты исследования) // Вопросы инструментоведения. Сб. рефератов Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения» (СПб., 21−25 апреля 1993 г). СПб.: РИИИ. — С. 3639.
- Зелинский Р.Ф. Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля): Автореферат дис.. д-ра искусствоведения. СПб., 2006. -47 с.
- Зелинский Р.Ф. К.А. Вертков // Вопросы инструментоведения. Сб. рефератов Международной инструментоведческойконференции «Благодатовские чтения» (СПб., 21−25 апреля 1993 г).-СПб.: РИИИ.-С. 17−18.
- Зелинский Р.Ф. Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Л., 1976. — 21 с.
- Земцоеский И.И. Б.В. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание.-Л., 1980.-Вып. 2.-С. 184−198.
- Земцоеский И.И. К спорам о жанрах // Советская музыка. -1968. № 7.- С. 169−197.
- Земцоеский И.И. К теории жанра в фольклоре // Советская музыка.-1983. № 4.-С. 61−65.
- Земцоеский И.И. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 3. — К. 791−797.
- Земцоеский И.И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. Часть первая. М.: Сов. Композитор, 1987.-С. 125−131.
- Земцоеский И.И. Народная музыка // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 3. — К. 887−904.
- Земцоеский И.И. Теория восприятия и этномузыковедческая практика // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украша, 1986. -С.85−99.
- Земцоеский И.И. Этнография музыкальная // Музыкальнаяэнциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6. -К. 58−59.
- Зоютарев A.M. Родовой строй и религия ульчей. -Хабаровск: Дальгиз, 1932. 207 с.
- Историко-этнографический атлас Сибири. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — 496 с.
- Кабузан В.М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII начало XX века). — Хабаровск: Кн. изд-во, 1976.-198 с.
- Катаное Н.Ф. Бубен и колотушка шамана // Известия Императорского Томского университета. Томск, 1890.
- Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. -М.: Наука, 1979.-141 с.
- Карабанова С.Ф. Шаманские пляски и промысловый обряд у народностей Дальнего Востока СССР // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. -Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984.-С. 147−153.
- Квитка КВ. Избранные труды в 2-х т. / Сост. и комм. B. J1. Гошовского, Общ. ред. П. Г. Богатырева. Т. 1. — М.: Сов. композитор, 1971.-384 с.
- Квитка К.В. Избранные труды в 2-х т. / Сост. и комм. B.JI. Гошовского, Общ. ред. П. Г. Богатырева. Т. 2. — М.: Сов. композитор, 1973.-423 с.
- Ким Н.Н., Шейкин Ю. И. Жанровая типология музыкального фольклора орочей // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. научных трудов. Вып. 3. -11овосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. Глинки, 1998.- С. 8−37.
- Крейиович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: 11аука, 1973. — 495 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.-536 с.
- Липе 10. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. Пер. с нем. В. М. Бахта. М.: Изд-во иностр. лит., 1954.-486 с.
- Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования // Записки Общества изучения Амурского края. Т. XVII. Владивосток, 1922.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1962.-466 с.
- Мазепус В.В. О физических основах звукообразования при игре на варганах // Музыкальная этнография Северной Азии. Вып. 10 Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1988. — С. 155−161.
- Мамчева II. А. Нивхская музыка как образец раннефольклорной монодии. Южно-Сахалинск: Сахалинское областное книжное издательство, 1996. — 143 с.
- Мамчева Н.А. Шаманские музыкальные инструменты аборигенов. Южно-Сахалинск: Сахалинское училище искусств, 2001. — 48 с.
- Мациевский И.В. Музыкальные инструменты. Инструментальная музыка // Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. — С. 300−382.
- Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как предмет науки и инспирации композиторского творчества // Теоретические проблемы народной инструментальноймузыки (Музыкальный инструмент и инструментальная музыка). М.: СК РСФСР, 1974. — С. 12−20.
- Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Общетеоретические проблемы: Автореферат дис.. д-ра искусствоведения. -Киев, 1990.- 47 с.
- Мациевский И.В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов. Сост. В.Е.Гусев-Л.: Музыка, 1980.-С. 143−169.
- Мациевский И.В. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сб. научных трудов ЛГИТМиК. Л.: ЛГИТМиК, 1986.-С. 11−29.
- Мациевский И.В. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1977. — С. 76−107.
- Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии (к насущным проблемам этноинструментоведения) // Методы изучения фольклора. -Л.: ЛГИТМиК, 1983.-С. 54−63.
- Мезенцева С.В. Погремушки из рыбьей кожи. Секреты изготовления нанайских музыкальных инструментов //Словесница искусств. Хабаровск, 2005. № 16. — С. 68−70.
- Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток России. Ч. II.-СПб., 1873.-833 с.
- Музыкальные инструменты мира (Musical instruments of world): Ил. энциклопедия. 4000 илл. Пер. с англ. Т. В. Лихач. -Минск: Изд-во «Попурри», 2001. 319 с.
- Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. — 568 с.
- Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. Б.П.
- Путилов, Г. Штробах. Вып. 4. — М.: 11аука, 1991. — 168 с.
- Пазайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛЛДОС, 2003. — 248 с.
- Пименов В. О некоторых закономерностях в развитии народной культуры // Советская этнография. 1967. № 2. -С. 3−14.
- Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев (историко-этнографические очерки). Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1991.- 160 с.
- Подмаскин В.В. Музыкальные инструменты удэгейцев // Национальные традиции в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток: ДВОРАП, 1997.
- Подмаскин В.В. Музыкальный фольклор орочей // История и культура орочей: Историко-этнографические очерки. СПб.: Паука, 2001.
- Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во/Академиинаук СССР, 1961.-С. 440−450.
- Пропп В.Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения // Ученые записки Ленинградского университета, № 339. Серия филологических наук, Вып. 72. Л., 1968. — С. 610.
- Пропп В.Я. Принципы классификации народных жанров // Советская этнография.4964. № 4. С. 147−154.
- Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора.-Л.: Наука, 1976.-244 с.
- Решетникова А.П. Об обрядовой функции варгана // Варган (хомус) и его музыка (Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г.).-Якутск, 1991.-С. 79−86.
- Сем Ю. А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX середина XX вв.). — Владивосток: АН СССРШЩ1. ИС. ТОРЩ
- Институтаархеологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1973.-314 с.
- Сиськова А.В. Музыкальные инструменты сахалинских нивхов // Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 6469.
- Сиськова А.В. Нивхские традиционные музыкальные инструменты // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1986.-С. 94−99.
- Скоринов С.Н. Мифологическая культура тунгусо-маньчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина XIX XX вв. — М. — Хабаровск: Изд-во ХГГ1У, 2004. — 380 с.
- Скоринов С.Н. Мифология и обрядовая культура нивхов / Институт истории, археологии и этнографии народов
- Дальнего Востока ДВО РАН. Хабаровск: Дальневост. юс. науч. б-ка, 2004.-416 с.
- Смочяк А.В. Пароды Нижнего Амура и Сахалина // Этническая история народов Севера. М: Наука, 1982. — С. 223−257.
- Смочяк А.В. Некоторые вопросы происхождения народов Нижнего Амура // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. -11овосибирск: COAII СССР, 1961. С. 337−344.
- Смочяк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. М.: Наука, 1984. — 246 с.
- Смочяк А.В. Ульчи. М.: Наука, 1966. — 290 с.
- Смочяк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (11ароды Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. — 21 в с.
- Смоляк А.В. Этнические процессы у народов I 1ижнего Амура и Сахалина. Середина XIX начало XX века. — М.: 11аука, 1975.-232 с.
- Соломонова II.A. Второе рождение инструмента (о модернизации ульчских музыкальных инструментов) // Дальний Восток, 1978. № 1.- С. 159−160.
- Соломонова НА. Звуковой мир Дальнего Востока // Музыкальная академия. 1998. № 3.-С. 150−159.
- Соломонова II.A. Музыка // История и культура ульчей в XVII1. HftWCA- XX вв. (историко-этнографический очерк). СГ16:' 1994. -С. 106−110.
- Соломонова Н.А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX XX вв. (Этномузыкологические очерки): Автореферат дис.. д-ра искусствоведения. — М., 2000, — 49 с.
- Союмонова Н.А. Музыкальный фольклор нанайцев, ульчей, нивхов (музыкально-этнографический очерк): Автореферат дис.канд. ист. наук. М., 1981. — 25 с.
- Соломонова IJ.A. Музыкальный фольклор народностей Нижнего Амура и Сахалина. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1994.-142 с.
- Сочомонова Н.А. Некоторые особенности музыкальною фольклора народов Приамурья // Культура народов Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ AII СССР, 1978. — С. 94−99.
- Соломонова Н.А. Песенные жанры у нанайцев // Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность. -Владивосток: ДВНЦ AI I СССР, 1984. С. 58−63.
- Соломонова Н.А. Традиционные песни ульчей // Этнография и фольклор Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1981. -С. 125−131.
- Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.- 102 с.
- Стешенко-Куфтина B.JJ. Элементы музыкальной культуры палеоазиатов и тунгусов // Этнография. 1930. № 3. С. 81 108.
- Сем Ю. А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX середина XX в.). Этнографические очерки. -Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1973. — 313 с.
- Таксами Ч.М. Система культов у нивхов // Памятники культуры народов Сибири и Севера. JI., 1975.
- Трофимов Е.Е. Невеста северного ветра. Эвенские мифы предания, легенды. Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 2003. — 304 с.
- Тунгусо-маньчжурские языки // Лингвистическийэнциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.-С. 523−524.
- Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.-104 с.
- Ходжер А.П. Михорангоари. Поклонение природе. Стихи на нанайском и русском языках. Перевод с нанайского А. Черевченко. Хабаровск: Кн. издательство, 2000. — 176 с.
- Холотва B. I1. Музыкальный ритм: очерк. М.: Музыка, 1980.-72 с.
- Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей и материалов в двух частях. Ч. I.-M.: Сов. композитор, 1987.-С. 229−261.
- Цшщиус В.И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX века. — Л.: Наука, 1971.-С. 170−200.
- Чекаповска А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. — 190 с.
- Шейкин Ю.И. Актуальные проблемы музыкальной этнографии Северной Азии (вместо предисловия) // Музыкальная этнография Северной Азии. Вып. 10. -11овосибирск: 11ГК им. М. И. Глинки, 1988. С. 3−27.
- Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / Общ. ред. Е. С. Новик. М.: Вост. лит., 2002. — 718 с.
- Шейкин Ю.И. Музыкальные инструменты удэ (этимология, конструкция, наигрыши) // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. научных трудов.
- Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1986. Вып. 3. — С. 3872.
- Шейнин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии.-Якутск: РДНТ, 1996.-123 с.
- Шейнин Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен: Автореферат дис.. д-ра искусствоведения. CI16, 2001. — 42 с.
- Шейнин Ю.И. Практика традиционного музицирования удэ на однострунном смычковом инструменте // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. Часть вторая. -М.: Сов. композитор, 1987.-С. 137−148.
- Шейнин Ю.И. Региональная специфика музыкальных традиций народов Сибири // Традиционная культура народов Севера и Дальнего Востока России: состояние, перспективы развития. Сб. материалов. Владивосток, 2001. — С. 30−37.
- Шейнин Ю.И. Типология конструкций варганов у народов Сибири // Варган (хомус) и его музыка (Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г.).- Якутск, 1991.-С. 1422.
- Шейнин Ю.И., Цехансний В. М., Мазепус В. В. Интонационная культура этноса (опыт системного рассмотрения) // Культура народностей Севера: традиции и современность. -Новосибирск: Наука, 1986.-С. 235−247.
- Широногоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке. Т. 1. — Владивосток, 1919. — С. 48−108.
- Шренк Jl.И. Об инородцах Амурского края. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1899. — Т.2. — 314 е., 35 л. илл.
- Шренк JIM. Об инородцах Амурского края. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. — Т.З. — 145 е., 22 л. илл.
- Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: статьи, материалы. Ред. Я. Г1. Алькор (Кошкина). Хабаровск: Дальгиз, 1933.- 446 с.
- Эвальд 3., Косованов В., Абаянцев С. Музыка и музыкальные инструменты // Сибирская советская энциклопедия. М.: Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1932. — Т. III. — К. 577 596.
- Эльшек О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка (О задачах и методах инструментоведения) // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки (Музыкальный инструмент и инструментальная музыка). М., 1974. — С. 26−32.
- Эмсгтшер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сб. научных трудов.-Л.: ЛГИТМиК, 1986.-С. 80−93.
- Buchner A. Musikinstrumente der volker. Prague, 1968. — 295 s.
- Bulgacova T. Variations chamanigues. Paris, 1994. — 97 s.
- Dournon G. Guide pour collecte des instrumentes des musigue traditionnels. Les Press de TUnesco. Paris, 1981. — 108 s.
- Dournon G. Les guimbardes du Musee L’Homme Paris, 1978. — 150 s.
- Drager H.-H. Prinzip einer Systematik der Musikinstrumente. -Kassel, 1948.
- Elschek 0. Typologische Arbeitsverfahren bei Volksmusikinstrumenten // Studia instrumentorum musical popularis. 1. Stockholm, 1969. — S. 23−40.
- Emsheimer E. Studia ethnomusikologika eurasiatika. Stokgolm, 1964.-107 s.
- Emsheimer E., Stockmann E. Vorbemerkunden zu einem Ilandbuch der eurohaischen Volksmusikinstrumente // Deutsche Yahrbuch fur Volkskunde, 5, 1959. S. 412−416.
- Musik // Taube Erika und Manfred. Schamanen und Rhapsoden die geistige kultur der alten Mongolei. Leipzig, 1983. — S. 160 170.
- Reinhard K. Musik exotischer Volker. Berlin, 1951.
- Reinhard K. Chinesische musik. Eisenach, 1956. — 248 s.
- Sachs C. Geist und Werden der Mukinstrumente. Berlin, 1929. -281 s.
- Sachs C. Historia inst instrumentow muzycznuch. Warzawa, 1975.-556 s.
- Sachs С. Real-Lexikon der Mukinstrumente (zugleich). Berlin, 1913.-443 s.
- Stockmann E. Zur Terminus «Volksmusikinstrument» // Forschung und Fortschritte, 35, 1969. S. 337−340.
- Taube Erika und Manfred. Schamanen und Rhapsoden die geistige kultur der alten Mongolei. Leipzig, 1983 — 280 s.