Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин: уголовно-правовое и криминологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Лунеев В. В. Преступное поведение. Мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980, Лунеев В. В. Мотивация воинских преступлений. М., 1974, Лунеев В. В. Субъективное вменение. М., 2000, Дагель Г1.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977, Угрехелидзе М. Г. Субъективная сторона преступления при множественности его участников. М., 1986. Якушин В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Социально-правовая сущность преступных нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооруженных Силах Риой Федерации
    • 1. Правовое регулирование вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и социально-правовое содержание нарушения правил этой деятельни
    • 2. Становление и развитие отечественного законодательства об ответственности за преступные нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин
  • ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и трапепортных машин в
  • Вооруженных Силах
    • 1. Юридическая характеристика объективных признаков состава преступных нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и траортных машин
    • 2. Юридический анализ субъективных признаков состава преступления, предотренного. 350 УК РФ
  • ГЛАВА 3. Причины и меры предупреждения преступных нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооруженных Силах
    • 1. Общесоциальные факторы, обуславливающие совершение преступных нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и траортных машин в Вооруженных Силах
    • 2. Причины и условия преступных нарушений правил вождения и элуатации боевых, ециальных и траортных машин
    • 3. Меры предупреждения прупных нарушений правил вождения и элуатации боевых, ециальных и траортных машин
    • 4. Роль органов военной иции в предупреждении нарушений правил вождении я и элуатации военных машин

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин: уголовно-правовое и криминологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Происходящие в настоящее время интенсивные процессы перевооружения и технической модернизации отечественных вооруженных сил, обусловленные реформированием военной организации государства, настоятельно требуют их научного юридического и криминологического сопровождения. Повышение энерговооруженности, усложнение технологических процессов обслуживания и эксплуатации средств вооружения и военной техники, рост числа источников повышенной опасности, находящихся на балансе армии и флота в совокупности с ускоренным ритмом жизни, психическими перегрузками людей ратного труда, снижением интеллектуальных и профессиональных качеств поступающего на воинскую службу личного состава объективно создают угрозу увеличения объема вредных последствий, причиняемых преступными нарушениями правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин.

Снижение совокупной общественной опасности военно-транспортной преступности, являющейся частью общеуголовной преступности в сфере использования транспорта, и минимизация ее вредоносности является актуальной задачей как юридической науки и практики, так и общегосударственной деятельности в целом. Это подтверждается тем обстоятельством, что так называемая транспортная преступность является серьезной современной угрозой национальной безопасности нашего государства1. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) за последние 10 лет в России превысило 300 тысяч человек, в том числе 27 тысяч детей и подростков, более 2 миллионов человек получили ранения и увечья, а экономический ущерб от ДТП за последние 4 года только по официальным данным Правительства Российской.

1 См. об этом подробнее: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента.

РФ № 1300- 1997 г. в ред. 2000 г.// Российская газета. 1997. 26 декабря: Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах». Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2005 i. № 1707-р//Там же. 2005. 27 октябряНациональная беда на дорогах.// Там же. 2003. 21 августаКодекс автоубииства// Там же. 2005. 26 августаНе шалей за баранкой. Еврокомиссия ужесточает требования к безопасности на дорогах.// Российская газета 2006. 16 марта и др.

Федерации составил 2,2−2,6 5% ВВП (несколько сотен миллиардов рублей)2.

Основные криминальные проблемы армии заключаются не только в «дедовщине» п уклонениях от службы. Наибольшее количество военнослужащих гибнет вследствие именно дорожно-транспортных происшествий: ежегодно около 200 солдат и офицеровежемесячно происходит примерно по 30 автопроисшествий.3 Кроме того, воинская преступность в сфере вождения и эксплуатации военной техники характеризуется крайне неблагоприятными криминологическими показателями. В настоящее время практически все криминологические характеристики преступлений, попадающих под признаки ст. 350 УК РФ, свидетельствуют о росте преступности рассматриваемого вида и увеличении их вредоносности. Так количество осужденных по ст. 350 УК РФ военнослужащих с 65 человек в 1997 году выросло до 159 человек в 2003 году, а количество потерпевших от этих преступлений с 151 человека в 1997 году выросло до 340 человек в 2003 году. Кроме того, с каждым годом увеличивается число погибших и пострадавших, которым причинен тяжкий вред здоровью: в 1997 году — 53 погибших и 23 случая тяжкого вреда здоровью, а в 2003 — 114 погибших и 49 случаев причинения тяжкого вреда здоровью.

Подобная, крайне неблагоприятная динамика рассматриваемой преступности военнослужащих настоятельно требует выработки эффективных, в том числе правовых, мер антикриминального воздействия, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

До настоящего времени в теории уголовного права и криминологии проблеме неосторожных воинских преступлений не вполне обосновано уделялось достаточно скромное внимание4. При анализе имеющихся научных трудов по Тормозной путь. Кабинет министров будет бороться с лихачеством па дорогах.// Российская газета. 2005. 15 декабря.

См. об этом подробнее: Небоевые потери. Больше всего солдат гибнет в дорожно-транспортных происшествиях.// Российская газета.2005.13 сентябряПриложение к рукописи № 4.

4 См.: Лунеев В. В. Преступное поведение. Мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980, Лунеев В. В. Мотивация воинских преступлений. М., 1974, Лунеев В. В. Субъективное вменение. М., 2000, Дагель Г1.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977, Угрехелидзе М. Г. Субъективная сторона преступления при множественности его участников. М., 1986. Якушин В. А. Субъективное вменение и его пределы. 1989, Толкаченко А. А. Мотив и цель воинских преступлений. М., 1990, Квашис В. Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы. М., 1986. Рарог А. И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001 и др. рассматриваемой проблематике нетрудно заметить, что основное внимание уделялось субъективной стороне этих преступлений, проблеме субъективного вменения, установлению мотива и цели, особенностям квалификации преступлений с двумя формами вины. Между тем недостаточно рассмотренными представляются проблемные вопросы отграничения различных видов вины, особенности психологической составляющей в различных видах неумышленного поведения (рефлекторного, импульсивного, неосторожного), специфика составов преступлений совершаемых военнослужащими как специальными субъектами, проблемы криминализации, квалификации и наказуемости военно-транспортных правонарушений и системного антикриминального воздействия на них. Научно обоснованное решение этих и других вопросов уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 350 УК РФ, а также научный анализ причин и условий совершения этих преступлений и выработка эффективной комплексной системы мер их предупреждения являются актуальной задачей юридической науки.

Приведенные обстоятельства обусловили актуальность темы настоящего исследования и определили основные направления его проведения. Цели и задами исследования.

Целью настоящей диссертационной работы является повышение эффективности применения уголовного законодательства Российской Федерации в борьбе с преступлениями, посягающими на установленный порядок вождения и эксплуатации военной техники. В работе также ставится взаимосвязанная с предыдущей цель разработки конкретных научно-теоретических и практических рекомендаций по решению основных правотворческих и правоприменительных проблем воздействия на военно-транспортную преступность.

Для достижения указанных целей автор стремился решить следующие задачи: — проанализировать историю развития технической преступности в России с момента возникновения этого социально-правового явления до наших дней и выявить положительный опыт правового регулирования военно-транспортных отношений и предупредительного воздействия на исследуемую преступность;

— в контексте теории криминализации выявить тенденции развития российского законодательства об ответственности за преступления, связанные с вождением и эксплуатацией боевой техники, определить этапы и причины его эволюции, сформировать прогноз по его генезису на перспективу;

— проанализировать действующее уголовное, административное и военное законодательство, определяющее признаки субъекта военно-транспортных преступленийнаучно определить и прокомментировать конструктивные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФвыявить существующие правотворческие и правоприменительные проблемы и противоречия и на этой основе предложить возможные пути их разрешения;

— выделить и подвергнуть научному анализу теоретические и практические вопросы квалификации преступлений, связанных с эксплуатацией военной техникиизучить и обобщить практику применения ответственности и наказания по ст. 350 УК РФ военной прокуратурой и военными судамивыявить и проанализировать типичные ошибки, допускаемые практическими работниками в процессе квалификации этих преступлений и разработать рекомендации по их минимизацииопределить возможные способы повышения эффективности превентивной функции уголовного закона;

— проанализировать количественные и качественные характеристики военно-транспортной преступности как специфического социально-правового феномена и выявить тенденции ее развития;

— установить, классифицировать и подвергнуть научному анализу причины и условия совершения преступлений, связанных с эксплуатацией военной техники;

— предложить конкретные меры воздействия на военно-техническую преступность с учетом особенностей ее проявления в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях страны, используя при этом опыт непосредственных правоприменителей.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является преступность в области соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил вождения или эксплуатации боевых специальных или транспортных машин. В качестве предмета исследования выступают: нормы уголовного, военного, административного законодательства, регулирующие ответственность за правонарушения в сфере вождения и эксплуатации военной техникиисторические материалы и документы о возникновении и развитии военно-транспортной преступности как относительно самостоятельного социально-правового явленияколичественные п качественные криминологические показатели военно-транспортной преступности военнослужащихпричинный комплекс факторов, детерминирующих эту преступность, основные положения теории и практики системного аитикримииального воздействия на исследуемые преступления военнослужащих.

Методология и методика исследования.

Поставленные задачи исследования последовательно решались на основе философской методологии научного познания с использованием общенаучных и частнонаучных методов: историко-правового, системно-структурного, статистического, формально-логического, сравнительного правоведения, метода экспертных оценок, контент-анализа и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды А. И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, Ф. С. Бражника, Б. В. Волжеикина, П. С. Дагеля, А. И. Долговой, И. Э. Звечаровского, Н. Г. Иванова, С. М Иншакова, Б. А. Куринова, А. И. Коробеева, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лукьянова, В. В. Лунеева, И. М. Мацкевича, А. И. Рарога, А. А. Толкаченко, А.А. Тер-Акопова, Б. В. Яцеленко, A.M. Яковлева, П. С. Яни и других российских ученых.

Нормативную основу исследования образует отечественное уголовное, административное и военное законодательство.

Эмпирическую базу труда составили статистические данные Главной военной прокуратуры и военных судов, обзоры судебной практики, аналитические и статистические данные из официальных источниковматериалы конкретных уголовных дел о военно-транспортных преступлениях, результаты опросов должностных лиц органов военной прокуратуры.

В ходе диссертационного исследования были изучены и подвергнуты анализу материалы 150 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, проведен опрос 70 должностных лиц военной прокуратуры, занимавшихся расследованием анализируемых преступлений и 50 офицеров, служебная деятельность которых была связана сэксплуатацией военной техники.

Кроме того, в работе использован многолетний опыт практической работы соискателя в системе военной прокуратуры.

Научная новизна исследования.

Настоящая работа представляет собой специальное комплексное уголовно-правовое и криминологическое исследование современной военпо-транспортной преступности, прежде не изучавшейся в период Российской государственности на диссертационном уровне.

В работе на основе анализа норм уголовного, административного и военного законодательства, обобщения криминологических характеристик, а также выявленных и исследованных современных детерминирующих факторов рассматриваемой преступности, предложены конкретные решения задач по повышению эффективности уголовно-правового и криминологического воздействия на неосторожную преступность военнослужащих, предусмотренную ст. 350 УК РФ.

В диссертации содержатся новые теоретические дефиниции и предложения относительно криминализации, квалификации и дифференциации ответственности за военно-транспортные правонарушения военнослужащих.

В рамках настоящей работы с учетом бланкетности рассматриваемой нормы обобщен уникальный материал исторического, административного, уголовно-правового и криминологического характера, что придает исследованию научно-полновесный, завершенный характер. Вводимый в научный оборот исследовательский материал может быть реализован в нормотворческой, правоприменительной и учебно-методической деятельности.

По мнению автора, определенной новизной обладают и предложенные в работе конкретные меры предупреждения преступлений, связанных с вождением или эксплуатацией военной техники, реализуемые военным командованием и органами военной прокуратуры, являющихся, по нашему мнению, наиболее эффективными субъектами воздействия на анализируемую преступность.

Положения, выносимые на защиту: «1. Транспортная опасность и ее составная часть — воепно-транспортная опасность — принадлежат к числу современных угроз национальной безопасности России.

Безопасность дорожного движения является не технической, а важной социально-правовой проблемойсоставной частью общественной безопасности. В военно-оборонной сфере государства безопасность вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, кроме того, является составной частью безопасности военной службы, что определяет ее значимость и необходимость правового регулирования как общегосударственным, так и военным, в том числе военно-уголовным, законодательством.

2. Правовое, в том числе уголовно-правовое обеспечение транспортной безопасности, и необходимость его совершенствования в транспортно насыщенном российском государстве — закономерный процесс, необходимость которого вытекает из принципов правового государства, Конституции Российской Федерации и Концепции национальной безопасности страны.

В социально значимой транспортной и военно-транспортной сфере существует потребность в множестве нормативных актов различной юридической силы, принадлежащих к различным отраслях права, в том числе к уголовному праву. В настоящее время как на общегосударственном, так и на региональном (военном) уровне они характеризуются противоречивостью, бессистемностью и разрозненностью, что не способствует позитивному воздействию на неосторожную преступность в рассматриваемой области.

3. Наличие оптимальной, современной уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин, ее бланкетных составляющих, а также отвечающая социальным потребностям практика их применения являются одними из эффективных (хотя и не единственными) средствами борьбы с рассматриваемыми нарушениями в воинских формированиях страны.

Основными критериями выделения преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, из общеуголовного в воинское являются: специфический объектособый круг предметов (военных машин) — наличие специального субъектавоеннослужащего, вовлеченного в особую систему военно-служебно-траиспортпых отношений, а также наличие направленности специального субъекта на указанный особый объект.

В этом заключается социально-правовая сущность специальной криминализации рассматриваемого состава преступления как преступления против военной службы.

Исторический и зарубежный опыт применения норм об уголовной ответственности за воинские транспортные преступления подтверждает ее необходимость, действенность, эффективность, а также важное криминологическое значение.

4. С учетом предыдущих положений предлагается возвращение диспозиции ст. 350 УК к прежней редакции посредством включения в характер материальных последствий не только несчастных случаев с людьми (начиная с тяжкого вреда здоровью), но и других тяжких последствий.

В качестве таковых в предлагаемом оценочном признаке может выступать существенный материальный ущерб, причиняемый как личности, так и общественным, государственным, в особенности военно-оборонным интересам. При этом вред порядку прохождения военной службы может и не иметь стоимостного эквивалента (организационно-управленческий и иной подобный вред).

В денежном выражении материальный ущерб может быть унифицировано выражен в размере, равном сумме крупного ущерба в статье 293 УК о халатности с учетом того, что этот состав во многом тождественен признакам анализируемого преступления. В этом случае размер материального ущерба, необходимого для квалификации содеянного по ст. 350 УК РФ, будет равен сумме, превышающей сто тысяч рублей.

5. Предупреждение преступных нарушений правил вождения военной техники в Вооруженных силах и в иных воинских формированиях России представляет собой комплексную систему с присущими ей горизонтальными и вертикальными уровнями и взаимосвязями, структурно состоящую из нормативно-правовой (общеправовой и военно-правовой), уголовно-правовой, и криминологической составляющих.

По своему содержанию — это специфический, целенаправленный, осуществляемый специальными органами и службами государства процесса также деятельность отдельных военнослужащих, должностных лиц, специальных подразделений и структур по недопущению, устранению, минимизации реальных возможностей наступления вредных обстоятельств как для военнослужащего и для интересов военной службы, так и для всех граждан, общества и государства.

6. С учетом причинного комплекса рассматриваемой преступности специальные меры профилактики нарушений правил вождения и эксплуатации машин разделены на четыре относительно самостоятельные, но взаимосвязанные группы: первая группа объединяет меры, направленные на повышение качества отбора, подготовки и воспитания военных водителейвторая — на совершенствование профессиональных знаний и навыков военнослужащих, занимающихся вождением или эксплуатацией машинтретья группа включает меры по обеспечению надлежащей организации контрольно-технической, парковой и контрольно-пропускной службчетвертая — меры, направленные на совершенствование систем управления машин, правил безопасности движения и создание благоприятных условий для движения.

7. Организация эффективной защиты личности, общества и государства от угроз, исходящих из транспортной, в том числе военно-транспортной сферы возможна только на основе системно-правового подхода, в связи с чем автором предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию подзаконной нормативной базы в рассматриваемой сфере, классифицируются формы взаимодействия государственных органов по профилактике военно-транспортных преступлений, а также даются практические рекомендации по их квалификации и индивидуализации ответственности органами военной юстиции.

Теоретическая значимость исследования заключается в углубленном анализе уголовно-правовой и криминологической характеристик нарушений правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, выработкой рекомендаций по вопросам толкования конструктивных признаков ст. 350 УК РФ и квалификации этих преступлений в свете нового уголовного законодательства, предложением нового комплекса мер предупреждения военно-транспортных преступлений.

Практическая значимость исследования определяется возможностями его применения в законотворческой работе по совершенствованию уголовного и военного законодательствав прикладном применении в процессе квалификации и индивидуализации ответственности за военно-транспортные преступленияв проведении криминологических мероприятий по повышению эффективности воздействия на неосторожную преступность военнослужащихпри проведении учебных занятий на юридических факультетах вузов по исследуемой проблематике.

Полученные в результате исследования положения по вопросам квалификации преступлений, связанных с эксплуатацией боевой техники, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций в этой области для органов военной юстиции.

Апробация и внедрение результатов работы.

Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права РПА МЮ РФ, где проводилось ее обсуждение.

Положения и выводы работы докладывались на Первых Всероссийских Державинских чтениях (октябрь 2005 г.), а также неоднократно на занятиях по юридической подготовке в Главной военной прокуратуре (в 2004;2006 гг.).

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ объемом 7 печатных листов. Материалы исследования использованы при подготовке Практикума по Особенной части уголовного права РФ для проведения занятий со студентами юридического факультета РПА МЮ РФ (М: РПА МЮ РФ, 2005.) Структура и содержание исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с требованиями ВАК и состоит из введения, 3-х глав, объединяющих 8 параграфов, заключения. Основной текст исполнен на 188 страницах.

Заключение

.

Анализ комплекса уголовно-правовых, криминологических и военно-правовых аспектов антикриминального воздействия па преступные нарушения правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооруженных Силах Российской Федерации, основанный па современных достижениях отечественной юридической науки, историческом опыте, действующем законодательстве, практической деятельности органов военной юстиции, военного командования и управления в рассматриваемой сфере позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:

I. Теоретические выводы.

1. Транспортная опасность — одна из современных реальных угроз национальной безопасности России. Нормативное обеспечение транспортной безопасности и необходимость его совершенствования в транспортно насыщенном государстве — закономерный процесс, необходимость которого вытекает из принципов правового государства, Конституции Российской Федерации и Концепции национальной безопасности страны.

Транспортная безопасность — понятие многофакторное, не столько техническое, сколько социально-правовое. Системе «человек-машина-среда» присущи не только техногенная, но и соционормативная, психологическая, психофизиологическая составляющие.

2. Необходимость правового, в том числе уголовно-правового обеспечения транспортной безопасности в огромном по территории Российском государствеобъективный процесс. Однако в социально значимой транспортной сфере существует множество нормативных актов различной юридической силы в различных отраслях права, зачастую противоречивых, устаревших, разрозненных и не корреспондирующих между собой.

Аксиоматичный криминологический тезис о том, что рост преступности (в частности, ее неосторожные проявления) является своеобразной платой за научно-технический прогресс, весьма наглядно проявляется именно в транспортных преступлениях. Их общественная опасность очевидна: под колесами автомобилей ежегодно в России гибнет больше людей (около 35 тысяч человек), чем в результате всех убийств за тот же период.

При этом наблюдается тенденция гуманизации ответственности за транспортные преступления, что с учетом высокого уровня аварийности и травматизма в стране представляется не вполне оправданным (например, частичная декриминализация ст. 264 и 350 УК, декриминализация ст. 265 УК РФ.).

3. В настоящее время безопасность дорожного движения является важной социально-правовой проблемойсоставной частью общественной безопасности и в целом безопасности человека.

В этой связи представляются вполне справедливым и обоснованным необходимость:

— разработки и внедрения в России концепции безопасности транспортного комплекса и его защиты от актов незаконного вмешательства, а также подготовки и утверждения соответствующих отраслевых целевых программ по видам транспорта;

— включения в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 г. г.)» раздела «Безопасность транспортной системы».

— разработки законопроекта «О транспортной безопасности» с целью унификации норм, регулирующих вопросы транспортной безопасности для различных видов транспортаприведения российского законодательства в сфере транспортной безопасности в соответствие с международными обязательствами Россииустановления норм и методов государственного регулирования, организационного и ресурсного обеспечения транспортной безопасностиповышения юридической силы Правил дорожного движения до уровня Федерального закона.

4. В военно-оборонной сфере государства безопасность вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, является составной частью безопасности военной службы, что определяет ее значимость и необходимость правового регулирования как общегражданским, так и военным, в том числе военно-уголовным, законодательством.

Правовое регулирование безопасности вождения и эксплуатации военно-транспортных средств в настоящее время оправданно проводится по двум направлениям: общегосударственному и специальному — военно-правовому. Такое регулирование осуществляется в том числе посредством установления специальной уголовной ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военной техники в качестве специфического преступления против военной службы.

5. Основными критериями выделения преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, из общеуголовного в воинское являются: специфический объектособый круг предметов (военных машин) — наличие специального субъектавоеннослужащего, вовлеченного в особую систему воепно-служебпо-транспортных отношений, а также наличие особой направленности специального субъекта на специальный же объект. В этом заключается социально-правовая сущность выделения рассматриваемого состава преступления из общеуголовиых норм, предусматривающих ответственность за преступления па транспорте.

Исторический и зарубежный опыт применения норм об уголовной ответственности за воинские транспортные преступления подтверждает ее необходимость, действенность, эффективность, а также важное криминологическое значение.

6. Предупредительная деятельность органов военного управления, командования, военных прокуратур, военных судов и военно-юридических служб по минимизации транспортных нарушений и их последствий в воинских формированиях страны, координация их функций должны быть основаны на стабильной законодательной и иной нормативной базе, предусматривающей вопросы как взаимодействия, так и четкого разграничения полномочий по профилактике преступлений и иных правонарушений в целях поддержания на высоком урозне военной безопасности и обороноспособности государства. В этой области в последние годы уже накоплен определенный опыт. Однако ряд перспективных вопросов пока не нашел своего разрешения, некоторые из них остаются па уровне проектов либо деклараций.

7. В настоящее время, как на нормативном уровне, так и в реальной практике воинских формирований страны имеется ряд актуальных направлений совершенствования обеспечения военно-транспортной безопасности, к числу которых также принадлежат уголовно-правовые и криминологические аспекты.

Предупреждение преступных нарушений правил вождения военной техники в Вооруженных силах и в иных воинских формированиях РФ представляет собой комплексную систему с присущимией горизонтальными и вертикальными уровнями и взаимосвязями, структурно состоящую из нормативно-правовой (общеправовой и военно-правовой), уголовно-правовой, и криминологической составляющих.

По своему содержанию —это специфический, целенаправленный, осуществляемый специальными органами и службами государства процесса также деятельность отдельных военнослужащих, должностных лиц, специальных подразделений и структур по недопущению, устранению, минимизации реальных возможностей наступления вредных обстоятельств как для военнослужащего и для интересов военной службы, так и для всех граждан, общества и государства.

8. Эффективная защищенность личности, общества и государства от угроз транспортной, в том числе военно-транспортной опасности возможна только на основе системного и правового подходов.

Социально-значимая деятельность органов, осуществляющих предупредительные функции в воинских формированиях страны, предполагает их взаимодействие в разнообразных формах.

Взаимодействие на основе действующих нормативных предписаний происходит между структурными подразделениями системы органов командования и военной юстиции и представлено в следующих формах: координация деятельности субъектов обеспечения транспортной безопасности в процессе исполнения ими своих основных (профессионально-функциональных) задачвзаимодействие в процессе законотворчества и нормотворчества по вопросам безопасностисогласованность мероприятий военных прокуратур, военных судов, органов дознания и юридических служб по выявлению причин и условий нарушений законности и воинского правопорядка, совершения правонарушений и преступлений в воинских формированияхнаправление военной прокуратурой представлений командованию и органам военного управления об устранении и причин и условий совершения транспортных нарушений, преступленийпринятие командованием и юридической службой соответствующих мервынесение частных определений военными судами в адрес органов военного управления служб и принятие последними мер разнообразного реагирования в процессе правоприменительной и правоисполнительной деятельностипредставительство юридическими службами интересов военного командования в судах (включая военные суды) при рассмотрении жалоб и заявлений, восстановлении нарушенной законности. взаимодействие всех субъектов обеспечения безопасности при выполнении командованием функций дознания.

II. Рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства и иных нормативных правовых актов.

Нормы отечественного законодательства о военно-транспортной безопасности нуждаются в совершенствовании.

1. В соответствие с современными реалиями и с иными правовыми актами представляется необходимым разработка и принятие нового специального нормативного акта по типу Наставления по автомобильной службе Советской Армии и Военно-Морского Флота 1977 г. и приказа о порядке использования автомобильной техники в Советской Армии и Военно-Морском Флоте 1984 г.

В целях его унификации и распространения на все воинские формирования страны целесообразно придать ему юридическую силу Указа Президента.

Российской Федерации — Верховного Главнокомандующего (по типу Общевоинских уставов).

2. Наличие оптимальной, соответствующей современным реалиям уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин, ее бланкетных составляющих, а также отвечающая социальным потребностям практика их применения сами по себе являются одними из эффективных (хотя и не единственными) средствами борьбы с рассматриваемыми нарушениями в воинских формированиях страны.

Анализ элементов состава анализируемого преступления, выражающегося в нарушении специальных правил подтверждает единство объективных и субъективных признаков: их взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость.

Так, частичная декриминализация нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин посредством исключения из диспозиции признака иных тяжких последствий, оказала отрицательное влияние на содержание объекта данного воинского преступления и на состояние как военно-транспортной, так и в целом транспортной безопасности.

Кроме того, на практике это обусловливает необходимость квалификации одного преступного нарушения, повлекшего несчастные случаи с людьми и иные тяжкие последствия по совокупности деяний, предусмотренных ст. 350, ст. 347 и (или) ст. 168 УК РФ (о неосторожном причинении вреда), что предполагает «двойное-тройное вменение» и возможность назначения виновным по этой причине более строгого наказания по правилам совокупности преступлений.

В этой связи целесообразно возвращение диспозиции ст. 350 УК к прежней редакции посредством включения в характер материальных последствий Fie только несчастных случаев с людьми (начиная с тяжкого вреда здоровью), но и других тяжких последствий.

В качестве таковых в предлагаемом оценочном признаке может выступать существенный материальный ущерб, причиняемый как личности, так и общественным, государственным, в особенности военно-оборонным интересам. При этом вред порядку прохождения военной службы может и не иметь стоимостного эквивалента (организационно-управленческий и иной подобный вред).

В денежном выражении материальный ущерб может быть унифицировано выражен в размере, равном сумме крупного ущерба в статье 293 УК о халатности с учетом того, что этот состав во многом тождественен признакам анализируемого преступления. В этом случае размер материального ущерба, необходимого для квалификации содеянного по ст. 350 УК РФ, будет равен сумме, превышающей сто тысяч рублей.

III. Рекомендации и предложении, направленные па повышение эффективности предупреждения нарушении правил вождения п эксплуатации военных машин.

1. В ходе настоящего исследования проведена классификации и укрупнение групп причин военно-транспортной преступности, которые представлены в трех основных блоках:

— общие причины преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва (поступления) на военную службу;

— общие причины преступности, специфически преломляющиеся через армейские условия жизни и быта;

— сугубо воинские причины и условия, способствующие совершению преступлений военнослужащими.

К первой группе отнесена и исследована совокупность социально-экономических, демографических, психологических и иных причин.

Вторая группа причин рассматриваемой преступности военнослужащих связана со специфическим действием общих причин преступности в своеобразных условиях жизни, быта, досуга и деятельности военнослужащих. Установлено, что общие причины преступности своеобразно реализуются в условиях Вооруженных Сил: одни из них ослабляются или нейтрализуются в воинских условиях, другие же, наоборот, усиливаются.

Третья группа причин и условий преступлений военнослужащих представляет собой конкретные недостатки в управленческой, организационной, дисциплинарной и воспитательной деятельности командиров и начальников.

Так, материалы уголовных дел за 2000;2005 гг. свидетельствуют о том, что предпосылками совершенных военнослужащими рассматриваемых правонарушений явились: упущения в воспитательной работе сержантов и старшин — 45%, недостаточный контроль за личным составом со стороны офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) и особенно за недисциплинированными военнослужащими — 38%, низкий уровень несения караульной и внутренней служб — 27%, малоэффективная борьба с пьянством -23%.

2. С учетом изложенного специальные меры профилактики нарушений правил вождения и эксплуатации машин разделены на четыре относительно самостоятельные, но взаимосвязанные группы. Первая группа объединяет меры, направленные на повышение качества отбора, подготовки и воспитания военных водителей, вторая — на совершенствование профессиональных знаний и навыков военнослужащих, занимающихся вождением или эксплуатацией машин. Третья группа включает меры по обеспечению надлежащей организации контрольно-технической, парковой и контрольно-пропускной службчетвертая — меры, направленные на совершенствование систем управления машин, правил безопасности движения и создание благоприятных условий для движения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета, — 1993, — 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // СЗ РФ. -6.01.97. № 1. — Ст. 1
  3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».// СЗ РФ. 28.06.99. — № 26. — Ст. 3170.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями 2002., 2003, 2004, 2005 гг.) // СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть 1) Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». // СЗ РФ. 6 мая 2002 г. N 18. Ст. 1720.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».// СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N31. Ст. 3805.
  7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». // СЗ РФ. 1.06.98. — № 22. Ст. 2331.
  8. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». П СЗ РФ. 30.03.98. — № 13. — Ст. 1475.
  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения"// СЗ РФ от 11 декабря 1995 г. N 50. Ст. 4873.
  10. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». // СЗ РФ. 3.06.96. — № 23. — Ст. 2750.
  11. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 20.11.95. — № 47. — Ст. 4472.
  12. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ от 30.07.92. № 30. — Ст. 1792.
  13. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866—"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"(с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г.). / Ведомости. от 13.05.93.-№ 19.-Ст. 686.
  14. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (с изм. и доп. от 15 октября 1999 г.). // СЗ РФ. -20.09.99 г. № 38. — Ст. 4534.
  15. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ от 22 июня 1998 г. N25. Ст. 2897.
  16. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». II СЗ РФ. -29.12.1997 г.-№ 52. Ст. 5909.
  17. Указ Президента РФ от 25 ноября 1996 г. № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации». // СЗ РФ. -2.12.1996 г.-№ 49.-Ст. 5533.
  18. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».// СЗ РФ. -22.04.96 г.-№ 17.-Ст. 1958.
  19. Общевоинские уставы ВС РФ. Утверждены Указом Президента РФ № 2140 от 14 декабря 1993 г. (с изм. и доп.// Российская газета. 1993. 17 декабря.
  20. Положение о военной прокуратуре (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.). // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981.-№ 32.-Ст. 956.
  21. Указ Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII «О ратификации Конвенции о дорожном движении"// Ведомости Верховного Совета СССР от 15 мая 1974 г. N 20. Ст. 305.
  22. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» // СЗ РФ от 27 сентября 2004 г. N 39. Ст. 3864.
  23. Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации // Утв. Генеральным прокурором РФ 10 сентября 1996 г.).
  24. Приказ Минобороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».
  25. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г.
  26. N 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» (с tизм. и доп. 1976, 1977, 1986 гг.)// Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924−1977, часть 2. М., 1978
  27. Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» // Российские вести от 25 января, 1 февраля 1996 г., NN 15, 20.
  28. Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств // Приказ МВД, Мннпромэнерго, Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 г. № 496/192/134.// Российская газета. 2005. 23 августа.
  29. Наставление по автомобильной службе СА и ВМФ // Введено в действие приказом Министра обороны СССР or 1 сентября 1977 г. № 225.
  30. И. Монографии, учебники, научные статьиавторы по алфавиту)
  31. Д. Восприятие, сознание, намять: размышления биолога: Пер. с англ. —М.: Мир. 1983.
  32. А.Б. Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов. Дисс. д-ра юрид. паук.- М.: МГЮА, 1995.
  33. И. Наказание и предупреждение преступлений. М&bdquo- 1979.
  34. .В. Автоматизация информационного обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996.
  35. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. Дисс. д-ра юрид. наук. М.: ВКИ, 1986.
  36. Э.В., Махотенко Ю. А. Система информационного обеспечения органов управления. // Науковедение и информатика. 1993. — № 3.
  37. В.Г. О системном подходе в социальном познании. // Вопросы философии. 1973. — № 6.
  38. X. М, Васильев Н.В., Кудрявцев В. Н., Шанин В. И. Воинские преступления. Учебник/ под ред. Н. Ф. Чистякова. М., 1970.
  39. З.В. Опыт социально-педагогического исследования семьи и подростка правонарушителя. Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1972
  40. А., Абабков Д. Рассмотрение дел об увольнении военнослужащих. // Российская юстиция. 1999. № 11.
  41. А.С., Харабет К. В. Армия и наркотики. М., 2000.
  42. Безопасность военной службы. Материалы научной конференции
  43. Правовое обеспечение безопасности человека». Секция военного права /пол ред. М. М. Корнесва.М.: Воен. ун-т, 1998.
  44. Безопасность и здоровье нации. М., 1995.
  45. Э., Госковсц П., Штрикар И. Психология и физиология шофера. М.: Транспорт, 1991.
  46. В.М., Третяк В. И. Проблемы информационного обеспечения руководящих работников. Киев: РДЭНТП. — 1977.
  47. А.В. Информационное обеспечение научных исследований (на примере физиологии). Л.: Наука, 1972.
  48. Д.И. Информация и информационный сервис, — М.: Наука, 1989.
  49. П.О. Военное право в России при Петре Великом. Артикул воинский. Часть вторая. Вып. 2-й. —Спб, 1886.
  50. Р.А. и др. Информационное обеспечение управленческих решений за рубежом. Киев. — 1974.
  51. Ф.С. Борьба с нарушениями правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в ВС СССР. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1966.
  52. Ф.С. Причины и профилактика нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооруженных Милах СССР. Лекция. М.: ВПА, 1967.
  53. Ф.С. Комментарий к ст. 350 УК РФ// Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Серия «Право в Вооруженных Силах консультант"/Под общ. ред. Н. А. Петухова.-М., 2004.
  54. А.Н. Организационно-правовые вопросы контроля, осуществляемого юридической службой Министерства обороны Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1998.
  55. А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации:
  56. Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1996.
  57. Н. Кибернетика и общество. — М., 1958.
  58. Военная администрация. Учебник. — М.: ВКИ, 1990.
  59. Военная администрация. Учебное пособие. — М.: Военный университет, 1996.
  60. Военное законодательство Российской империи. —М.: Военный университет, 1996.
  61. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Серия «Право в Вооруженных Силах копсультапт"/Под общ. ред. Н. А. Петухова.- М., 2004.
  62. Военное право: состояние и перспективы развития. («Круглый стол» журнала «Государство и право»), // Государство и право. 1994. —№ 8.
  63. Военное право. Учебник для военных академий. —М.: Воениздат, 1984.
  64. Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации./Под редакцией Кузнецова Н. И. — М.: 1996.
  65. Военное право. Краткий учебный курс /Под ред. А. Я. Петрочепкова. М., Норма, 2006
  66. Военный энциклопедический словарь. — М.: Воениздат. -1983.
  67. Воинская дисциплина как предмет изучения. — М.: ГА ВС, 1995.
  68. А.В. Информационное обеспечение правотворческой деятельности органа государственного управления. Дисс. канд. юрид. наук. -J1.: ЛГУ, 1989.
  69. А.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1996.
  70. О.А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  71. В.В. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (вопросы теории и практики). Дисс. канд. юрид. наук. —1. М.: 1997.
  72. А.Г. О разработке военно-правовых проблем.// Труды академии, № 40. М.: ВПА, 1962.
  73. Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации». Москва, 2003. // Российская газета. 2003. 11 сентября.
  74. А.П. Методологические основы общей теории безопасности.// Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). Учебное пособие под ред. А. И. Позднякова.-М.:ВА ГШ ВС РФ, 1994.
  75. Доклад заместителя Министра транспорта России Г. Ю. Мошкова на научно-практической конференции «Обеспечение транспортной безопасности и правопорядка в транспортном комплексе России». Москва, 4−5 ноября 2003 г// СПС «Гарант»,
  76. А.И. Методология и методика криминологических исследований. // Криминология. Учебник для юридических вузов. М.: ИНФРА1. М-НОРМА, 1997.
  77. В.Ю., Кожухарик Д. Н. К вопросу о системном подходе к обеспечению информационной безопасности. Материалы научной конференции МНЭПУ «Юридическая безопасность человека». М.: МНЭПУ, 2001.
  78. Дуб и к С.Н. Организационно-правовые вопросы законопроектной деятельности органов военного управления. — М.: 1995.
  79. A.M. Специально-предупредительная деятельность в уголовном судопроизводстве. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1988.
  80. М.Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном процессе: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1998.
  81. П. История кодификации русского военного законодательства. — Спб, 1908.
  82. С.В. Информационное обеспечение научно-технических разработок. Львов: Выща школа, 1982.
  83. Г. А. Место и роль юридической службы в период реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.//Право в Вооруженных Силах. 1997. — № 4.
  84. Р.Н. Организация и методика информационной работы. — М.: Радио и связь, 1982.
  85. Е.Ф. Комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины.//Военная мысль, 1986.
  86. С.Ю. Некоторые аспекты понятий «информационное обеспечение» и «информационное обслуживание». —М.: ВИНИТИ. 1985. Сер. 1. — № 4.
  87. С.М. Преступность и ее причины в Вооруженных Силах. -М.: Военный университет, 1995.
  88. С.М. Военная криминология. Учебник. М., 1999
  89. О.Ю. Комплексность правового обеспечения безопасности военной службы в Федеральной службе специального строительства. Тезисы в материалах научной конференции «Юридическая безопасность человека" — апрель2001 г.//М: Изд-во МНЭПУ, 2001.
  90. Ю.Д. Правовые основы государственного управления Вооруженными Силами. // Военная реформа: история и перспективы. — М.: Обновление, 1991.
  91. А.З. Правовые основы обеспечения сохранности государственного имущества в воинской части: Дисс. канд. юрид. наук. —М.: 1989.
  92. В.А. Законодательство о борьбе с преступностью: отрасли и их взаимосвязь. М.: Юрид. лит., 1978.
  93. А.С. Судебный процесс военного трибунала в присутствии личного состава войсковой части. М.: ВПА, 1964.
  94. С.И. Информационное обеспечение управленческих решений, — М.: Мысль. Сборник научных трудов. Вып. 13. 1980.
  95. В.З. Теория информационного взаимодействия (философско-социологические очерки). Новосибирск: Новосибирский университет. 1991.
  96. А.В. Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Автореф. канд. дисс.- Омск, 2002 и др.
  97. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ. М., 1997.
  98. B.C. Борьба с преступностью мерами уголовного права (понятие, сущность, содержание).- М.: МГУ, 1989.
  99. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  100. Конституция, закон, подзаконный акт. — М.: Юрид. лит., 1994.
  101. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.// Директива МО РФ 1997 г. № Д-10 «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ».
  102. М.М. 275 лет военной прокуратуре.// Материалы научно-практической конференции «275 лет на страже воинского правопорядка». М.: Военный университет, 1997.
  103. М.М. Система информации о правонарушениях в гарнизоне: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1997.
  104. А. Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения.// Советская юстиция. 1987. № 19.
  105. А.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. М., 1990.
  106. В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1998.
  107. И.И. Военное право. — М.: «Прок», 1997,
  108. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. // Военная мысль. -1995. № 3.
  109. Криминология. Учебник (под ред. А.И.Долговой) М., 1997.
  110. Криминология. Учебник (под ред. И. И. Карпеца, В.Е. Эминова). -М, 1992.
  111. А.В. Теоретико-правовые основы военной службы в Российской Федерации. М.: Изд-во РОД «За права военнослужащих», 2000.
  112. А.В. Принципы военной службы. -М.: Изд-во РОД «За права военнослужащих», 2000.
  113. А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Воен. ун-т, 2001.
  114. Кудрявцев В. Н, Вопросы изучения причин правонарушений и ихпредупреждение в Вооруженных Силах СССР.// Труды академии. № 40. М.: ВПА, 1962.
  115. В.Н., Шанин В. И. Деятельность военных трибуналов по изучению причин и предупреждению преступлений. М., ВПА, 1965.
  116. Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-уголовное право. Спб., 1895.
  117. Н.И. «Материальная ответственность военнослужащих».// Советская военная энциклопедия. Т. 5. — М.: Воепиздат. -1978.
  118. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих// Основы советского права. — М.: Воениздат. -1991.
  119. Н.И. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности/Военное законодательство и правовое воспитание воинов. — М.: Воениздат. -1983.
  120. Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР. Дисс. д-а юр. наук. — М., 1981.
  121. .А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность. М. 1976
  122. Левченко В.10. Судебный контроль в сфере военного управления: Дисс. канд. юрид. паук. — М.: 1997.
  123. Ли Д. А. Преступность как социальное явление. М.: «Русский мир», 1997.
  124. К.С. Материальная ответственность военнослужащих: Дисс. канд. юрид. наук. — М.: 1997.
  125. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  126. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество, Государство. СПб.: Фонд «Университет», 2000.
  127. В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979
  128. ЛунеевВ.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980-
  129. В.В., Криминология (причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР).- М., 1986.
  130. В.В. Преступность XX века. М.: Норма, 1997.
  131. В.М. Сущность и содержание правового обеспечения безопасности человека.// Правовое обеспечение безопасности человека. Научные труды МНЭПУ. М.: МНЭПУ, 1998.
  132. К., Энгельс Ф. Капитал (Критика политической экономии). Соч., т. 25, ч. II.
  133. Материалы VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Нью-Йорк: Изд. ООН, 1985.
  134. Л.К. Юридическая служба как гарантия законности деятельности социалистических организаций. Дисс. канд. юрид. наук. -Свердловск, 1975.
  135. А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управлений. Дисс. д-ра юрид. наук. Саратов: 1967,735 л.
  136. А. Теория информации и эстетическое воспитание. —М.: Мир, 1966.
  137. А.В. Механизм уголовно-правового регулирования.// Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М.: ИГП РАН, 1996.
  138. Не шалей за баранкой. Еврокомиссия ужесточает требования к безопасности на дорогах.//Российская газета. 2006. 16 марта.
  139. А. Военные аспекты обеспечения безопасности Российской федерации // Международная жизнь. 1993. — № 9.
  140. В.Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности. Дисс. канд. философск. наук. М.: Воен. ун-т, 1996.
  141. Ю.Г. Безопасность: ее сущность, содержание и классификация видов.// Сборник научных трудов № 3, часть 2. М.: Воен. ун-т, 1999.
  142. Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военнойслужбы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими.// Обзоры судебной практики военных судов РФ по уголовным делам (1996−2001 гг.)/ Под ред. Н. А. Петухова.- М., 2002.
  143. Образование и упрочение Советского государства и права (1917 -1920 гг.)//Второй Всероссийский съезд Советов и его декреты юридическое оформление рождения Советского государства. М. 1998.
  144. Ю.П. Актуальные причины и условия современной преступности военнослужащих и меры по ее предупреждению. Новороссийск, 2006
  145. Опасная дорога.// Московский комсомолец. 2000. 6 июля- 2004. 17 декабря.
  146. Организация правового воспитания в воинской части. М., 1979.
  147. С., Малкис В. Советское военно-уголовное право. M.-JL, 1928.
  148. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. -М&bdquo- 1995.
  149. В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М.: «Юрист», 1993.
  150. В.Н. Правовая работа юридической службы производственного объединения, предприятия: (По материалам БССР). Дисс. капд. юрид. наук. М., 1980.
  151. Н.А. Военные суды: проблемы организации и деятельности. //Российская юстиция. -1995. — № 5.
  152. Н.А. Осуществление судебной власти в Вооруженных Силах РФ: Дисс. канд. юрид. наук в форме научного доклада, выполняет также функции автореф. — М.: ВУ, 1998.
  153. А.А. Советское уголовное право. M.-J1., 1928. Т. 2.
  154. А.И. Информатизация Российского общества и укрепление обороны страны. Автореф. Дисс. д-ра философск. наук. М.: Воен. уп-т, 1996.
  155. А.А. Права, обязанности и ответственность старшего машины за нарушение правил эксплуатации военных машин// Право в Вооруженных Силах. 2002. № 2.
  156. В. Кто может быть водителем?// Ежемесячный бюллетень «За безопасность движения». 1965. № 4.
  157. Правовое обеспечение безопасности человека. Научные труды МНЭПУ, вып. 11. Серия «Юриспруденция», — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
  158. Предупреждение правонарушений (под ред. А.Г.Горного). М., 1976.
  159. Преступность и законодательство. М., 1996.
  160. Преступность: стратегия борьбы. М., 1997.
  161. Преступность и реформы в России. М., 1998.
  162. Рассмотрение военными судами жалоб военнослужащих. // Российская юстиция.-1997.—№ 10.
  163. Ф.М. Беккариа (из истории политической и правовой мысли). М.: Юрид. лит., 1987.
  164. В.Ю. Особенности расследования и предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации. Дисс. канд. юрид. наук. -Волгоград, 1998.
  165. А.Н. Конституционная законность и военная безопасность России. М., 2002.
  166. А.С. Квалификация преступлений против порядка оборота оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., ВУ, 1997.
  167. В.А. Военно-организационная система: сущность, структура, процессы функционирования (социально-философский анализ).- Автореф. дисс. канд. философск. паук. М.: Воен. ун-т, 1995.
  168. М.В. Правовая информация в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее организация. Дисс. канд. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 2000.
  169. И. С. Теоретические аспекты совершенствования правовой деятельности министерств и ведомств СССР. Дисс. канд. юрид. наук. М.: 1988.
  170. .Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации средствами прокурорского надзора. Дисс. д-ра юрид. наук. — М., 1993.
  171. .Ф. Проблемы безопасности военной службы. // Круглый стол: правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации.// Государство и право. 1998. — № 6.
  172. .Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации. —М.: Военный университет, 1995.
  173. А.Я. Криминальная цена экономической реформы.// Труды МГЮА, № 1.- М.: МГЮА, 1997.
  174. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.
  175. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции).- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
  176. Тер-Акопов А. А. Уголовная политика. Учебное пособие. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
  177. Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003.
  178. P.M. Методологическая культура военно-управленческойдеятельности. М.: Воен. ун-т, 1996.
  179. С.В. Военная администрация. Правовые аспекты автоматизации военного управления. — М.: ВКИ, 1992.
  180. С.В. Понятие и особенности правового обеспечения автоматизированных систем в военном управлении. // Сборник статей Военного института. — М.: ВКИ, 1990.
  181. А.А., Карпов Е. А., Исаев 0.10. Некоторые вопросы совершенствования военно-правовых аспектов применения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.// Уголовное право. 2001. — № 2.
  182. А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих. Дисс. д-ра юрид. наук. М., Воен. унт, 1997.
  183. А.А. Теоретические основы квалификации преступлений. М&bdquo- 2004.
  184. А.А. Проблемы субъективной стороны преступления. М., 2004.
  185. Уголовно-правовое обеспечение безопасности движения автотранспорта/Под ред. Б. А. Курипова. М., 1984
  186. Удручающий облик Вооруженных Сил.// Независимое военное обозрение. 2005. 11−17 марта.
  187. Л.Д. Взаимосвязь насилия в семье и насилия в обществе. Сб.: Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004.
  188. .В. Информационное обеспечение управления войсками. // Военная мысль. 1993. — № 1.
  189. С.С. Информационное обеспечение советской физической культуры: Дисс. д-ра педагог, наук. —JI, 1991.
  190. К.В. Причины и предупреждение наркотизма в Вооруженных Силах Российской Федерации (криминологическое исследование). Дисс. канд. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 1996.
  191. К.В., Кадолко К. А. Основы военной девиантологии// Военное право. Краткий учебный курс /под ред. А. Я. Петроченкова. М., 2006.
  192. С.С. Участие юрисконсульта в хозяйственной деятельности воинской части.// Право в Вооруженных Силах. 1997, — № 1.
  193. И.В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. —М., 1998.
  194. В.Н. Теория государства и нрава./ под ред. В. Г. Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993.
  195. Цифра дня.// Московский комсомолец. 2006. 18 марта.
  196. М.П. Курс уголовной политики. СПб., 1912.
  197. А. Афоризмы житейской мудрости. Мн. — Консенс-Универсал, 1998.
  198. У. Р. Система и информация. // Вопросы философии. —1964.3.
  199. И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны. Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- М.: МГЮА, 2000.
  200. А.В. Предупреждение преступлений в неосторожной формой вины, совершаемых военнослужащими. Автореф. канд. дисс. М., 2003.
  201. I. Материалы следственной и судебной практики
  202. Архивные и статистические данные Главной военной прокуратуры.
  203. Статистические данные Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
  204. Дело Киселева В. В. //Определение Военной коллегии Верховного Суда от 25 февраля 1995 г. № 3−432/75.
  205. Дело Обрубова К.В.// Определение Военной коллегии Верховного Суда от 7 июня 1999 г. № 0598/43.
  206. Дело Жусова В. М.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. № Зн-9134/11.
  207. Дело Лаврова Е. М.// Определение Военной коллегии Верховного Суда от 11 марта 2001 г. № 4 0537/27.
  208. Дело Наумова Р. В. // Определение Военной коллегии Верховного Суда от 9 мая 1999 г. № 1 н-921/99.
  209. Дело Зубаровского С.А.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 4н-8734/98
  210. Дело Самородина М.Е.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 5 января 1994 г. № 1 -982/21.
  211. Дело Кумушкина Г. В.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 5 января 1994 г. № 5−5476/03.
  212. Дело Бякова А.В.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. № 58 673/42.
  213. Дело Поднебесного А.А.// Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 мая 2004 года № 9276/32.
Заполнить форму текущей работой