Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономико-теоретические основы государственного регулирования регионального развития в условиях перехода к рынку и формирования федеративных отношений в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования автор опирается на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам макроэкономического регулирования, функционирования региональных систем, а также реформирования экономики в переходный период. В качестве документальных источников использованы: Конституция РФ, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти и субъектов РФ, официальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования регионального развития
    • 1. 1. Понятие регион. Региональное развитие как предмет государственного регулирования
    • 1. 2. Государственное регулирование регионального развития в России и в странах рыночной экономики
    • 1. 3. Экономический механизм государственного регулирования регионального развития
  • Глава 2. Государственное регулирование регионального развития, осуществляемое Федеральным Центром
    • 2. 1. Бюджетный федерализм: общие принципы и российская модель
    • 2. 2. Программно-целевой метод государственного регулирования регионального развития
  • Глава 3. Основные направления регулирования регионального развития органами государственной власти субъекта Федерации
    • 3. 1. Эффективное использование региональной собственности
    • 3. 2. Регулирование процессов развития предпринимательства в регионе

Экономико-теоретические основы государственного регулирования регионального развития в условиях перехода к рынку и формирования федеративных отношений в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика России претерпела глубокие изменения, связанные со стремлением осуществить переход к рынку. Важной особенностью этой перестройки является то, что происходит она на фоне не менее глобальных преобразований территориальной организации общества — превращения России в реально федеративное государство.

Однако осуществляемые реформы экономики пока не дали существенных положительных результатов в повышении ее эффективности. Особо остро сегодня стоят региональные экономические проблемы: огромные региональные диспропорции, отставание в развитии аграрных регионов, несбалансированное размещение промышленных объектов, проблемы северного завоза, массовая миграция населения, противоречия между городом и деревней и др. Очевидно, сложившаяся ситуация во многом связана с потерей управляемости в сфере экономики на всех уровнях. Это, в свою очередь, обусловлено неподготовленностью реформ, в частности, недостаточной степенью разработанности теоретических основ совершенствования государственного регулирования регионального развития при переходе к рынку в условиях децентрализации управления экономикой и нечеткого разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Экономическая и социальная значимость проблемы, недостаточная изученность ряда важнейших вопросов государственного регулирования регионального развития в условиях перехода к рынку и формирования федеративных отношений свидетельствуют об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор автором темы настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработки проблемы. В России региональная экономика как наука начала складываться в рамках экономической географии с трудов Вернадского В. И., Колосовского Н. Н., Баранского Н. Н., Обручева В. А., Струми-лина С. Г.

В дальнейшем крупный вклад в региональные исследования внесли Алаев Э. Б., Алампиев П. М., Калашникова Т. М., Кистанов В. В., Некрасов Н. Н., Немчинов B.C., Пробст А. Е., Хорев Б. С.

Большое внимание обоснованию концепции, приоритетов и направлений региональной политики, проблемам развития экономики регионов уделили Бандман М. К., Гранберг А. Г., Лавров А. М., Лаженцев Н., Новоселов А. С., Татаркин А. И., Шнипер Р. И.

Теоретические и прикладные проблемы государственного регулирования регионального развития освещаются в работах Адамеску А. А., Бухвальда Е. М., Лек-сина В. Н., Марковой Н., Романовой Л. А., Швецова А. Н., Штульберга Б.

Политические и правовые аспекты рассматриваемой проблемы исследованы в работах Абдулатипова Р. Г., Лысенко В. Н., Шахрая С. М., Шумейко В. Ф.

Из зарубежных исследователей, занимавшихся региональными проблемами, следует отметить Боса X., Вебера А., Изарда У., Кристаллера В., Леонтьева В. В., Леша А., Перроу Ф., Рейли У., Тюнена И., Хагерстранда Т., Шумпетера Дж.

Однако вопросы государственного регулирования регионального развития в специфических условиях переходной экономики и формирования федеративных отношений в России изучены явно недостаточно. Это касается как основных теоретических положений, так и практических рекомендаций по решению проблем регионального развития.

Вышеизложенное определило цель исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать экономико-теоретические основы государственного регулирования регионального развития в условиях перехода к рынку и формирования федеративных отношений в России.

Объектом исследования выступает региональное развитие.

Предметом исследования является государственное регулирование регионального развития как условие регионального развития при переходе к рынку и формировании федеративных отношений в России.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения автором ряда задач, среди которых в качестве основных были определены следующие:

— уточнить содержание понятий категориального аппарата региональной экономической науки;

— рассмотреть различные теоретические подходы к проблеме регулирования регионального развития;

— обосновать необходимость государственного регулирования регионального развития;

— изучить влияние особенностей российской модели федерализма на экономические взаимоотношения Федерации и ее субъектов;

— рассмотреть современное состояние государственного регулирования регионального развития, выявить недостатки существующей практики;

— определить приоритетные направления совершенствования государственного регулирования регионального развития, осуществляемого Федеральным Центром;

— выявить возможности регулирования развитая региона органами государственной власти субъекта Федерации в условиях складывающихся федеративных отношений;

— разработать рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования регионального развития.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Учитывая характер изучаемого объекта, в основу исследования положен системный подход к анализу предмета исследования. Автором использованы разнообразные статистические методы, сравнительный анализ и метод математического моделирования.

В процессе исследования автор опирается на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам макроэкономического регулирования, функционирования региональных систем, а также реформирования экономики в переходный период. В качестве документальных источников использованы: Конституция РФ, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти и субъектов РФ, официальные справочники и сборники Госкомстата Российской Федерации, отчеты о результатах деятельности структурных подразделений органов государственной власти Астраханской области и других субъектов РФ, а также имеющиеся в экономической литературе и периодической печати фактические данные по теме исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что государственное регулирование регионального развития рассматривается применительно к новым, специфическим условиям переходной экономики и территориальной организации общества.

При решении задач, поставленных в диссертации, автором были выдвинуты и обоснованы принципиально новые положения теоретического и прикладного характера:

— дана собственная трактовка понятию «регион»;

— сделан вывод, что саморегулирование развития регионов в современных условиях невозможно, поэтому необходимы специально организуемые государственными органами власти целенаправленные действия по обеспечению непрерывного и сбалансированного функционирования региональных систем, главной целью которого должно стать повышение качества жизни населения. С учетом масштабности и сложности исследуемых процессов, целесообразности разработки теоретических основ политики государственного регулирования регионального развития, представлена возможная структура экономического механизма государственного регулирования регионального развития, включающая в себя следующие элементы: цели, объекты, субъекты, принципы, формы и методы государственного регулирования регионального развития;

— в целях совершенствования межбюджетных отношений обоснована необходимость в первую очередь решить вопросы урегулирования и нормативного закрепления за Федерацией и ее субъектами расходных полномочий, а также оптимального распределения долей федеральных регулирующих налогов;

— для упорядочения процесса перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами федерального и регионального уровней предлагается рассмотреть возможность координации регионально ориентированных средств федерального бюджета в рамках трех фондов: Фонда финансовой поддержки регионов, Фонда социального развития регионов, Бюджета развития;

— показана целесообразность применения программно-целевого метода регулирования для решения приоритетных задач избирательной поддержки регионов;

— выработаны рекомендации по эффективному использованию региональной собственности;

— рассмотрены направления совершенствования и методы государственного регулирования развития предпринимательства на региональном уровне в современных условиях.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты исследования апробированы в виде докладов и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции «Астраханский край: история и современность» (26−27 ноября 1997 г.), молодежной научно-практической конференции «Молодежь, политика, выборы» (7−8 октября 1997 г.), межвузовской научной конференции (к 25-летию исторического факультета АГПУ) (13 февраля 1998 г.), научно-практической конференции «Право и молодежь» (31 марта 1999 г.), межвузовской молодежной конференции «Власть и общество» (14 мая 1999 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Астраханская область в XXI веке: взгляд молодого поколения» (22−23 июня 1999 г.), итоговых научных конференциях Астраханского государственного педагогического университета (29 апреля 1997 г., 29 апреля 1998 г., 22 апреля 1999 г., 26 мая 2000 г.), Второй Всероссийской конференции «Культура, нравственность, экономика и устойчивое развитие регионов России» (16−18 ноября 1999 г.), V Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике» (27−28 января 2000 г.), III международной научно-практической конференции «Экономические реформы в России» (25−27 апреля 2000 г.). Обоснованные в диссертации предложения нашли отражение в рекомендациях конференций органам государственной власти Астраханской области.

Результаты исследования обсуждались на научных семинарах в Астраханском государственном педагогическом университете. Отдельные положения диссертации используются автором в учебном курсе «Экономика региона». Результаты исследования положены автором в основу разработанного им спецкурса «Экономические основы государственного регулирования регионального развития».

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе изучения и обобщения теории и опыта практической реализации государственного регулирования регионального развития автором разработаны конкретные рекомендации, которые могут быть использованы органами государственной власти в процессе совершенствования системы государственного регулирования регионального развития.

Материалы диссертации могут представлять определенный интерес для специалистов научно-исследовательских организаций, учебных заведений, системы повышения квалификации работников органов государственной власти.

Публикация результатов исследования. Основное содержание диссертации, полученные результаты, выводы и рекомендации опубликованы в 10 печатных работах.

Структура диссертации определена логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Регион определяется автором как обладающая собственными органами управления совокупность (целостность) социального, экономического и природного потенциалов государства, пространственно совпадающих в административных границах субъекта Российской Федерации. Региональное развитие — это особый режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров качества жизни населения, обеспеченную непрерыв.

• ным и сбалансированным воспроизводством социального, экономического и природного потенциалов региона.

2. Имеющиеся рыночные механизмы саморегулирования не могут в полной мере обеспечить понимаемое таким образом региональное развитие. Кроме того, их действие в условиях формирования рынка в России затруднено. Поэтому необходимы специально организуемые государственными органами власти системные действия по регулированию развития регионов — государственное регулирование регионального развития.

3. Определение интересов экономически самостоятельных субъектов регулирования регионального развития, выявление совпадений и несовпадений этих интересов является важнейшей предпосылкой создания системы государственного регулирования регионального развития.

В нашей стране в течение длительного времени государственными органами управления игнорировались экономические противоречия между интересами субъектов регулирования регионального развития, что привело к образованию многочисленных диспропорций между уровнями развития экономической, социальной и природной подсистем.

4. Учитывая масштабность и сложность исследуемых процессов, целесообразно разработать теоретические основы политики государственного регулирования регионального развития. В диссертации представлена возможная структура экономического механизма государственного регулирования регионального развития, включающая в себя следующие элементы: цели, объекты, субъекты, принципы, формы и методы регулирования.

5. Государственное устройство, в рамках которого осуществляется регулирование регионального развития, в большой степени определяет особенности последнего. Россия является федеративным государством. Правовые основы государственного регулирования регионального развития в России сформированы. Они представлены многочисленными законодательными и нормативными актами федеральных и региональных органов государственной власти, а также двусторонними договорами и соглашениями между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Однако эти документы обладают множеством противоречий, поэтому требуются инвентаризация и упорядочение правового обеспечения государственного регулирования регионального развития.

6. Центральное место в решении проблем государственного регулирования регионального развития федеральными органами власти занимают финансовые механизмы регулирования на основе принципов бюджетного федерализма. За период становления российского бюджетного федерализма (1991 — 1999 гг.) экономические взаимоотношения Федерации и регионов многократно менялись. Несмотря на ежегодные попытки совершенствования, существующий механизм межбюджетных отношений имеет ряд недостатков и нуждается в корректировке.

7. В целях совершенствования межбюджетных отношений следует, в первую очередь, решить вопросы урегулирования и нормативного закрепления за Федера-" цией и ее субъектами расходных полномочий на основе государственных минимальных социальных стандартов, а также вопросы оптимального распределения долей федеральных регулирующих налогов.

8. Необходимо упорядочить процесс перераспределения финансовых ресурсов между федеральным и региональными бюджетами. Для обеспечения координации регионально ориентированных средств федерального бюджета целесообразно использование в его составе трех фондов: Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), Фонда социального развития регионов (ФСРР), Бюджета развития.

ФФПР предназначен для решения задач текущего финансирования расходов регионов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. ФСРР представляет собой совокупность программ социального развития регионов и соответствующих частей федеральных, региональных, отраслевых программ в части развития социальной инфраструктуры регионов. Представляется целесообразным рассмотреть также возможность объединения в рамках этого фонда экологических программ. Бюджет развития должен объединить ранее разрозненные программы развития производственной инфраструктуры регионов.

9. Для решения приоритетных задач избирательной поддержки регионов (реализация инвестиционной политики, структурная перестройка народного хозяйства, помощь депрессивным регионам и т. д.) автор предлагает более активно применять программно-целевой метод регулирования. В работе сформулированы новые требования к федеральным целевым программам регионального развития.

10. Для достижения целей регионального развития регулирующие действия органов государственной власти субъектов РФ должны быть направлены на эффективное использование всех видов и форм региональной собственности. Необходимо использовать отношения собственности в качестве дополнительного рычага улучшения системы регулирования развития региона. Методы регулирования при этом должны формироваться с учетом специфики собственности как объекта регулирования.

В диссертации рассмотрены направления совершенствования управления собственностью на уровне субъекта РФ.

11. Природные ресурсы, как и другие составляющие национального богатства России, путем реформирования отношений собственности должны обрести реальных хозяев. Но в силу особенностей природных ресурсов как объектов собственности, поспешность преобразований в сфере природопользования нежелательна.

Использование природных ресурсов прежде всего должно быть направлено на реализацию общегосударственных интересов. Регионам при этом необходимо обеспечить достаточную компенсацию, связанную с эксплуатацией ресурсов, находящихся на их территории.

12. Так как земля является естественной основой регионального развития, важную роль в вопросах государственного регулирования отношений собственности на землю играют органы власти субъектов РФ.

В диссертации рассмотрены различные направления регулирования региональными органами государственной власти отношений собственности на землю и извлечения в связи с этим дополнительных бюджетных доходов.

13. Развитие регионального хозяйства и рост бюджетных доходов возможны, в первую очередь, за счет эффективного функционирования крупных предпринимательских структур. Целесообразно рассмотреть возможность создания в регионе и на межрегиональном уровне финансово-промышленных групп (ФПГ) как современной формы объединения производства и финансовых капиталов.

14. Усиление кризисных явлений в экономике диктует необходимость увеличения регулирующих функций и ответственности государственных органов в инвестиционной сфере.

В работе предлагается система мер, способствующих мобилизации внутренних и внешних ресурсов инвестирования преобразований в регионе и их эффективному использованию.

15. В условиях рыночной экономики важное значение в региональном развитии принадлежит малому предпринимательству. Малый бизнес характеризуется относительно низкой жизнеспособностью, что обусловливает необходимость его государственной поддержки (прежде всего на региональном уровне).

В диссертации предложен комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Федеральный Закон. 31.07.1998. — Российская газета. 12.08.1998.
  2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области. 30Л 0.1997. Астраханские известия. 13.11.1997.
  3. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Астраханской области на 1997−2000 гг. Астрахань. — 1997.
  4. Монографии, сборники, учебные издания, статьи, диссертации, авторефераты
  5. Р. Г. О федеральной и национальной политике Российского государства. М. — 1995.
  6. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы. // Экономист. 1997. — № 3. — С. 34−45.
  7. Администрация намерена эффективнее использовать областную собственность. // Астраханские ведомости. 04.03.1999.
  8. Р., Семенов Г., Сафиуллин М. Принципы федерализма в регулировании внешнеэкономической деятельности. // Российский экономический журнал. -1996. № 1. — С. 33−39.
  9. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М. — 1964.
  10. Э. Б. Социально-экономическая география. М. — 1983.
  11. П. И. Экономическое районирование СССР. Кн. 2. М. — 1963.
  12. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. // Вопросы экономики. 1997. -№ 4.-С. 141−151.
  13. М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития. // Экономист. 1997. — № 4. — С. 58−66.
  14. В. Т. Муниципальные облигации. Выпуск и размещение. М.1997.
  15. В. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность. // Вопросы экономики. 1998. — № 11. — С. 97−112.
  16. О. Становление российской модели бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 1995. — № 8. — С. 30−40.
  17. Бос X. Размещение хозяйства. М. — 1970.
  18. Е. М. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами. // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — С. 97−111.
  19. Е. М. Федерализм. Иного пути не дано. // Власть. 1997. — № 3. -С. 8−12.
  20. А. Теория размещения промышленности. Л.-М. — 1926.
  21. В. И. Философские мысли натуралиста. М. — 1988.
  22. Ю. Российские ФПГ: пройденный путь и императивы роста. // Российский экономический журнал. 1996. -№ 5−6. — С. 29−39.
  23. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России. // Российский экономический журнал.1998. -№ 11−12. С. 27−41.
  24. В. Ф., Голосов В. В., Куликов А. Г., Пеньков Б. Е. Бюджетные резервы региона. М. — 1997.
  25. Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель. // Российский экономический журнал. 1996. — № 8. — С. 81−82.
  26. Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.1998.
  27. Н., Лазуренко С., Новицкий И., Федоровская Е. Приватизация земли и регулирование земельных отношений в городе. // Вопросы экономики. -1996,-№ 4. -С. 45−58.
  28. А. А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М. — 1998.
  29. Г. С., Стрела Г. И. Приватизация. Ожидания и реалии. // Общество и экономика. 1995. — № 12. — С. 27−47.
  30. А. Г. Региональный разрез экономической реформы. // Экономика и жизнь. -1992. № 39.
  31. Г. В., Лапыгин Ю. Н. Собственность и управление. М. — 1997.
  32. Т. П., Округ 3. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М. — 1998.
  33. В. Отечественные ФПГ: испытания кризисом-98. // Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12. — С. 29−35.
  34. Н. И. Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново. — 1997.
  35. М. В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М.1999.
  36. В., Козлов А. Земельные отношения в крупном городе. // Экономист. 1997. — № 5. — С. 49−56.
  37. У. Методы регионального анализа. М. — 1982.
  38. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы. // Эксперт. 1997. — № 47. — С. 18−39.
  39. Интерфакс-АИФ. 1998. — № 7.
  40. Ю. Мы не белые, мы не красные новгородские мы. // Новое время. -1997. — № 42. — С. 12−13.
  41. В. В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М. — 1968.
  42. А., Голов В. Социально-экономическое положение Тверской области. // Экономист. 1999. — № 2. — С. 39−43.
  43. И. В. Анализ формирования финансово-промышленных групп и корпораций в Астраханской области. Дис. канд. эконом, наук. Астрахань. -1999.
  44. В. Экономическая политика региона в аспекте реформ. // Экономист. -1996. № 7. — С. 35−42.
  45. Н. Н. Теория экономического районирования. М. — 1969.
  46. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления. // Экономист. 1998. — № 1. — С. 25−31.
  47. Я. Тенденции постсоциалистического развития: Общий обзор. // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С. 5−16.
  48. КПСС о работе Советов: Сборник документов. М. — 1959.
  49. Г. М. Соч., т. 2. М. — 1934,
  50. О. Новгородская и Псковская области: экономическое положение и факторы развития. // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 143−154.
  51. М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М. — 1992.
  52. А. М. Асимметрия бюджетного устройства России: проблемы и решения. // Регионология. 1997. — № 2. — С. 231−245.
  53. . Измерение региональной асимметрии на примере России. II Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 42−52.
  54. К., Шаромова В., Бауман Е., Дорофеюк А., Чернявский А. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами. // Экономист. 1998. — № 5. — С. 55−60.
  55. Н. И. Международный семинар «Региональная промышленная переструктуризация» // Изв. СО РАН. Регион: Экономика и социология. 1992. -Вып.З.
  56. Н. И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М. — 1998.
  57. И. А. Федерализм и демократия на форуме юристов. // Государство и право. 1992. — № 4. — С. 142−149.
  58. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М. — 1997.
  59. В.Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 1996. — № 2. — С. 62−69.
  60. В., Швецов А. Региональная политика и формирование земельного рынка. // Российский экономический журнал. 1994. — № 2. — С. 41−51., № 3. — С. 4248.
  61. В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы. // Российский экономический журнал. 1998. — № 6. — С. 11−25.
  62. В., Швецов А. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития. // Российский экономический журнал. 1997. -№ 3. — С. 32−46., № 4. — С. 25−42.
  63. В. В. Межотраслевая экономика. М. — 1997.
  64. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М. — 1959.
  65. В. Н. Развитие федеративных отношений в современной России. -М. 1995.
  66. А. Экономический кризис и его последствия для бюджетной системы российских регионов. // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 21−32.
  67. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам Первого всероссийского съезда представителей малых предприятий). // Российский экономический журнал. 1996. — № 3. — С. 50−58., -№ 4. — С. 29−36.
  68. Малый бизнес в России. М. — 1998.
  69. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М. -1998.
  70. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М. — 1996.
  71. Н. Региональная политика государства на современном этапе. // Экономист. 1996. — № 11. — С. 70−78.
  72. А. С., Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск. — 1995.
  73. А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М. — 1998.
  74. Г., Мачульская О. Выравнивание или перераспределение. // Экономика и жизнь. 1997. — № 50.
  75. Г. В., Мачульская О. В. Сущность и цели выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России. В сб.: «Региональная социально-экономическая асимметрия и механизм ее выравнивания». М. — 1998.
  76. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня. Новосибирск. — 1989.
  77. А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. — 1996.
  78. Н. Н. Региональная экономика. М. — 1978.
  79. В. С. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. М. — 1965.
  80. Нижнее Приангарье: логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона. Новосибирск. — 1996.
  81. В. Ф., Манюшис А. Ю. Территориальное управление: проблемы и пути перестройки. М. — 1989.
  82. В. А. Мои путешествия по Сибири. М. — 1963.
  83. Л. А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М. — 1996.
  84. В. Промышленный потенциал внешней торговли России. // Экономика и жизнь. 1998. — № 12.
  85. А. К. Экономика региона: механизм комплексного развития. Екатеринбург. — 1996.
  86. Оценка Бюджетного кодекса Российской Федерации. // Вопросы экономики. -1998.-№ 10. С. 155−160.
  87. Очерки государственного регионального программирования экономики в развитых капиталистических странах. Под ред. А. И. Попова и В. С. Торкановско-го.-Л, 1988.
  88. А. М. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов России как условие развития федеративных отношений. // Регионо-логия. 1997. — № 4. — С. 76−81.
  89. А. П. Экономическое развитие регионов и налоговая политика в Российской Федерации. В сб.: Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М. — 1998. — С. 135−140.
  90. Проблемы совершенствования региональной структуры народного хозяйства и экономических связей Российской Федерации. Сб. научных трудов. М. -1993.
  91. А. Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. -М, — 1971.
  92. Проект Федерального Закона «О государственной собственности на природные ресурсы». // Экономика природопользования. 1997. -№ 5. — С. 22−52.
  93. Развитее федеративных отношений в России: проблемы и перспективы. Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М. — 1997.
  94. Региональная экономика. Под ред. Т. Г. Морозовой. М. — 1995.
  95. Региональная экономика. Под ред. М. В. Степанова. М. — 2000.
  96. Региональная экономика: новые подходы. М. — 1993.
  97. Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М. — 1990.
  98. Л. А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь. — 1994.
  99. Ю. В. Московские подходы к рыночным преобразованиям. В сб.: Экономические реформы в регионах Российской Федерации: итоги и перспективы. -М. 1998. -С. 70−84.
  100. А. В. TVA: Новый этап жизненного цикла. // Регион: Экономика и социология. 1996. — № 2. — С. 156−174.
  101. Е. С. Оценка качества жизни населения на основе развития промышленного комплекса региона. Автореф. дис. канд. эконом, наук. Красноярск. — 1997.
  102. А. Д. Сравнение экономических результатов работы российских предприятий различных форм собственности. // Панорама приватизации. 1997. -№ 7. — С. 39−49.
  103. Свободные экономические зоны, где разрешена деятельность зарегистрированных в них предприятий. // Аудит и финансовый анализ. 1996. — I кв. — С. 15−19.
  104. Советский энциклопедический словарь. М. — 1990.
  105. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М. — 1996.
  106. М. В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Сравнительное исследование по проблемам федерализма и регионализма в Российской Федерации и странах Западной Европы. Казань. — 1998.
  107. С. Г. Очерки социалистической экономики СССР (19 291 959). -М. 1959.
  108. А., Романова О. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург. — 1997.
  109. Территориальные системы производительных сил. Под ред. Т. М. Калашниковой. М. — 1971.
  110. И. Г. Изолированное государство. М. — 1926.
  111. А. Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 4−17.
  112. Управление государственной собственностью. Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М. — 1997.
  113. Федерализм: энциклопедический словарь. М. — 1997.
  114. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М. — 1999.
  115. Финансовая стабилизация в России. Июнь 1995 г. М. — 1995.
  116. В. Как делать бизнес в Европе. М. — 1990.
  117. . С. Региональная политика в СССР. М. — 1989.
  118. С. Н. Оптимизация финансовой поддержки субъектов Федерации. // Экономист. 1997. — № 5. — С. 68−73.
  119. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск. — 1991.
  120. А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций. // Вопросы экономики. 1996. — № 9. — С. 95−110.
  121. М. Татарстан на пути реформ: опыт государственного управления. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4. — С. 8−13.
  122. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов. // Экономист. 1999. — № 1. — С. 48−56.
  123. С. М. Актуальные проблемы российского федерализма. // Власть. 1995, — № 8.
  124. Р. И. Регион: Экономические методы управления. Новосибирск, — 1991.
  125. Р. И. Региональные предплановые исследования (экономические аспекты). Новосибирск. — 1978.
  126. . М., Котилко В. В., Полынев А. О., Левитская Н. Н. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М. — 1993.
  127. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России. // Российский экономический журнал. 1997. — № 5−6. — С. 84−100., № 7. -С. 83−98.
  128. В. Ф. Российские реформы и федерализм. М. — 1994.
  129. В. Ф. Формирование федеративных отношений в России: экономические основы и государственное регулирование. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М. — 1996.
  130. Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федерального и территориального. Отв. ред. А. И. Татаркин. Екатеринбург. — 1994.
  131. Christaller W. Die Zentralen Orte in Suddeutschland. Jena. — 1933.
  132. Dalilby B. Taxation under Alternative Constitutional Arrangements / Alberta and Economics of Constitutional Change. Edmonton. — 1992.
  133. Hughes G., Smith S. Economic Aspects of Decentralized Government: Structure, Functions and Finance. London. — 1991.
  134. Reilly W. The Law of Retail Gravitation. N.Y. — 1931.
  135. Финансовая поддержка регионов из ФФПР
Заполнить форму текущей работой