Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток педагогического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование выполнено на одном и том же контингенте студенток, в течение двух лет обучения на естественно-географическом факультете Воронежского государственного педагогического университета, отделения биология. В исследуемый массив входили студентки всех (I — V) курсов, возраст которых составлял от 16 до 25 лет. В 1998;99 учебном году было обследовано 253 человека, в 1999;00 учебном году — 267… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы ,
    • 1. Л, Современное состояние проблемы качества -жизни" и ее методического обеспечения ,
    • 12. Специфика обучения в высшей школе
      • 1. 3. Физиолот<>-гйтиеиичее1Р*е проблемы здоровья студентов. -.,
  • 1,3,1, Характеристика состояния здоровья студентов 19−2.7 1,3 .2, Влияние образа жизни’и вредных привычек на состояние здоровья 27−31 13,3. Состо’яше-умственной работоспособности .
    • 1. 3. 4. Физическая работосяособность студентов и факторы, щтиятощие на нее
  • Глава 2. Огиганизапия. объект и методы исследования .,
  • — '.- л- - - -. — -, у — - - - -, , '
  • Глава. 3, Состояние здоровья студенток и его связь с основными показателями качества жизни
    • 3. 1. Анализ состояния физического здоровья
    • 3. 2. Анализ состояния психического здоровья.-,., 48−55 33, Заболеваемость студенток
    • 3. 4. Основные физиологические яоказатели
  • Глава 4. Гигиеническая отгенка условий обучения студенток и их связь с основными показателями качества
  • ЖЦ31Ш -.: , : —. .. < ^^ I
  • Глава 5. Характеристика cosirtiLtbHOf и! иеьических ус.- i о к и и жи1яи CTVneï-rroitи их свяяь с качеством жизни
    • 11. /111^
    • 14. В0ДЬ$. i. ! -т
  • Киб’ниогожЬичееки й
  • список иецлп ьчоващюй. цитсштуупы
  • --------------г — - - — - ^ J г т—г 11I t ГА j «питажения.r-">t>-i jv

Роль гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток педагогического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. К числу наиболее важных проблем современного общества России можно отнести чрезвычайно сложную совокупность проблем молодежи. Как показывает исследование литературы, эти проблемы занимают особое место в кругу медико-биологических, психологических и социально-гигиенических исследований (Агаджанян H.A. и Ветчишдан К. Г., 1987; Пономаренко И. И., 1990; Wallance Н.М. с соавт, 1992; Дюкарева A.M., 1995; Lindholm L. 1997; Коновалов O.E. с соавт., 1999 и многие другие). Такой повышенный интерес имеет много причин. Во-первьтх, это обусловлено тем, что «Молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени» (Ручкин Б.А., 1998). Во-вторых, тем, что молодежь является одной из наиболее чувствительных к социально-экономическим переменам категорий общества. В этой связи особый интерес представляет учащаяся молодежь, которая будет определять состояние интеллектуального уровня развития, а, следовательно, и конкурентоспособность страны. Причем, наибольшим вниманием должна пользоваться молодежь женского пола, которая кроме большой социальной роли, выполняет основную репродуктивную функцию и в наибольшей мере определяет состояние физического и психического здоровья новых поколений граждан страны. Наконец, интерес к проблемам молодежи вызывается и тревожными тенденциями, прежде всего в состоянии личного и репродуктивного здоровья, наблюдаемыми последние годы в этом слое общества (Кучма В.Р., 1996; Баранов A.A., 1999 и другие).

Многокомпонентная структура, определяющая состояние жизненных (социальных и биологических) функций человека, определила необходимость поиска ее репрезентативных критериев. В последние десятилетия она реализуется в разработке концепции «Качество жизни». Концепция качества жизни стала главенствующей в системе оценки результатов лечения в клинической медицине.

ШевченкоЮ.Л., 2000), однако в профилактической медицине, гигиене и экологии человека не обрела пока достойного места. Многообразие сфер приложения этой концепции обусловило различия в дефиниции самого понятия «Качество жизни» (Леви Л. и Андерсен Л., 1979; Тодоров A.C., 1980; Бестужев-Лада. И.В., 1983; Давыдов Б. И. с соавт., 1993; Новик A.A. с соавт, 1999; Ушаков И. Б., 2000 и другие). Все же, несмотря на значительные разночтения в трактовке понятия «Качество жизни» все авторы сходятся в том, что определяющими компонентами этого понятия являются состояние здоровья и степень удовлетворенности личности собственной жизнью.

Состояние здоровья, как впрочем, и психологические установки личности доминирующим образом определяются социально-гигиеническими параметрами условий быта и труда, а для студенческой молодежи — обучения (Ястребов F.F. и Пономаренко И. И. 1982; Лисицин Ю. П., 1997; Миляева М. В. и Барбаш H.A., 1998 и другие). Как известно (С.Е.Квасов, 1990), студенты относятся к группе повышенного риска развития заболеваний в связи с большой интеллектуальной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям проживания и обучения, формированием межличностных отношений вне семьи. На неблагополучное состояние гигиенических условий обучения в ВУЗе указывают многочисленные данные (Т.Ш.Миннинбаев, 1989; J.W.Hinton, 1990; А. Г. Ильин, 1995 и многие другие). Причем, выявлена четкая связь нарушений физического и нервно-психического здоровья студентов с действием неблагоприятных факторов учебного процесса (Н.В.Чахутина, 1987; И. И. Пономаренко, 1990; В. В. Кол паков с соавт., 1995 и другие).

Из вышеизложенного краткого анализа проблемы можно сделать заключение об актуальности и практической важности задачи формирования качества жизни студенток. Среди перспективных для разработки вопросов особую значимость могут представлять вопросы гигиенической оценки условий учебы и быта студенток. 7.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Все изложенное выше позволило нам сформулировать цель исследования следую) ним образом.

ЦЕЛЬ: Установить характер и степень влияния гигиенических факторов на формирование основных показателей качества жизни студенток.

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

ЗАДА&trade- :

1. Определить основные параметры, характеризующие качество жизни студенток.

2. Дать гигиеническую оценку условиям учебы и быта студентоквыявить взаимосвязи социально-гигиенических, медико-биологических и психолого-педагогических факторов жизни студенток и определить динамику этих факторов в процессе обучения.

3. Установить роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов в формировании основных показателей качества жизни студенток.

НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОС ИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Нарушения гигиенических норм учебной деятельности является причиной снижения основных показателей качества жизни у студенток педагогического профиля в процессе обучения.

2. Низкий уровень качества жизни студенток в период адаптации к обучению в вузе и предвыпускной период связан с повышением уровня заболеваемости и снижением нервно-психической устойчивости.

3. В процессе обучения в Вузе у студенток педагогического профиля нарастают негативные изменения образа жизни, проявляющиеся увеличением числа курящих и употребляющих алкоголь от 1-го к 5-му курсу.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

Впервые сделана попытка изучить данную социальную категорию студенток педагогического профиля. Впервые в гигиене применена методология оценки параметров качества жизнисделана попытка дополнить задачи гигиены необходимостью изучения помимо стандартных факторов, комплекса параметров, характеризующих качество жизни человека, включающих в себя три группы факторов: социально-гигиенические, медико-биологические, психолого-педагогические. Разработан комплексный подход к изучению воздействия социально-гигиенических и медико-биологических факторов на формирование основных показателей качества жизни студенток, объединяющий в себе субъективную оценку на основе данных анкеты-опросника и объективные показатели, полученные с помощью стандартных методик. Впервые выявлены количественные характеристики некоторых взаимосвязей объективных и субъективных факторов качества жизни студенток (к.к. от —0.75 до 0.72). Установлена значимость некоторых социально-гигиенических факторов в состоянии здоровья студенток (хроническая заболеваемость > условия обучения > материальная обеспеченность > условия проживания > условия питания). 9.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

1. Разработаны методические рекомендации по изучению самооценки качества жизни студенток педагогического профиля (утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача в Воронежской области Ю. И. Степкиным. Письмо от 09.10.2001 г.).

2. Результаты исследования внедрены при планировании работы деканата сстс схв сн н о ~ географического факультета Воронежского государственного педагогического университета (Акт внедрения от 22.06.2001 г., утвержден проректором по науке ВГПУ, профессором A.C. Потаповым).

3. Разработана анкета-опросник для оценки качества жизни студенток педагогического профиля (одобрена на X Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации «29−31 января 2001 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая анализ доступной нам литературы, можно выделить следующие, наиболее важные вопросы качества жизни студенческой молодежи. Во-первых, активно изучается, но до конца не определена роль основных социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических факторов в формировании высокого качества жизни учащейся молодежи. В то же время, имеется большой массив данных, указывающих на реально существующие проблемы здоровья, интеллектуального и физического развития этого контингента граждан нашей страны. Показана ведущая роль этих проблем в создании квалифицированных трудовых ресурсов. Справедливо отмечается, что корень многих из перечисленных проблем лежит в недостатках валеологического и нравственного воспитания еще в школьном и дошкольном возрасте.

На сегодняшний день активно разрабатываются и анализируются различные образовательные технологии высшей и средней школы. Однако, влияние этих, возможно, передовых методов на состояние здоровья, перспективы развития личности и, в конце концов, на качество жизни детей и другой учащейся молодежи до конца не ясно, и эта неопределенность внушает тревогу.

Значительные социальные подвижки и нестабильность экономического развития, наблюдаемые в последние десятилетия в нашем государстве, оказывают.

37 несомненное влияние на состояние всех сторон жизни молодого человека. Это приводит к определенным изменениям структуры качества жизни. Причем, она наиболее лабильна именно в период формировании основных профессиональных и гражданских качеств, то есть у подростков и лиц юношеского возраста.

Таким образом, несмотря на большую важность проблемы качества жизни населения нашей страны и значительное количество проводимых исследований, многие вопросы остаются нерешенными. Особенно актуальной представляется необходимость дальнейшей разработки проблемы качества жизни молодежи.

ГЛ В, А 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для решения поставленных в исследовании задач проводили изучение некоторых социально-гигиенических характеристик условий быта и обучения студенток, ряда анатомо-физиологических показателей, семейного и личного анамнеза, а так же психолого-педагогических свойств личности.

В процессе обработки полученных данных проводили статистический анализ, включающий выявление связей между индивидуальными показателями, оценивали вклад отдельных составляющих в формирование качества жизни студенток.

Исследование выполнено на одном и том же контингенте студенток, в течение двух лет обучения на естественно-географическом факультете Воронежского государственного педагогического университета, отделения биология. В исследуемый массив входили студентки всех (I — V) курсов, возраст которых составлял от 16 до 25 лет. В 1998;99 учебном году было обследовано 253 человека, в 1999;00 учебном году — 267. Количественный и возрастной состав групп представлен в таблице № 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Человеку жить всюду. М., 1982. — 304с.
  2. H.A. Здоровье студентов. М., 1997. — 200с.
  3. H.A., Ветчинкин К. Г. Проблемы адаптации и здоровья студентов // Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. научн. трудов. -М., 1987. -С.3−13.
  4. H.A., Ступаков Г. П. Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. М. Астрахань, 1996. — 249с.
  5. O.A., Демченкова Г. З., Случевский И. И. Формирование здорового образа жизни среди студентов // Сов. здравоохранение. 1985. -№ 7. — С. 3−7.
  6. C.B., Янушанец О. И. Гигиенические проблемы сохранения здоровья девушек и женщин // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тезисы докл. I Всерос. научн.-практ. конф. детских и подростковых гинекологов. -С.-Г1б., 1993.-С138−141.
  7. Г. Н. Социальная психология. ML 1980. — 416с.
  8. Д.Ю. Некоторые результаты биохимического подхода к оценке психоэмоционального здоровья студентов // Здоровье и функциональные возможности человека: Сб. научн. трудов, М., 1985. -С. 19.
  9. H.A. Методический подход к изучению здоровья студентов Н Специальные методические исследования в клинике: Сб. научн. трудов. -Алма-Ата, 1984,-С. 136−139.
  10. H.A. Социально-гигиенические условия формирования здоровья студентов и их медицинское обоснование: Автореф. диссерт. канд. мед наук.-М., 1985.
  11. Л.М., Махулова П. М. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 24−26.
  12. П.Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., 1979. — 192с.
  13. Н.Ьарабаш H.A., Миляева М. В., Тимощук Г. И., Евтушенко С. Я. Стресс-реакции и факторы риска у лиц молодого возраста // Физиология человека. -1994,-Т.20. -№ 1.-С. 115−121.
  14. A.A. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях // Экологические проблемы педиатрии. Сб. лекций для врачей. М., 1997. -С.5−15.
  15. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал .-1998. -№ 1. -С5−8.
  16. A.A. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты. //Вестник РАМН -1999.-№ 9.-С.40−42.
  17. A.A., Седова Л. М. и др. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов в процессе адаптации к учебной деятельности (методические указания). Казань, 1986. 23с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Качество жизни // Философский энциклопедический словарь" М: Советская энциклопедия 1983.
  19. В., Масловский-Мстиславский П. Качество жизни: концепция и измерение! Всероссийский центр уровня жизни. М., 1998.
  20. В., Масловский-Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд, 1996, № 6.
  21. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества. Статья 4. Качество жизни // Стандарты и качество, 1997, №№ 8, 9.
  22. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество, 1999, № 5.
  23. А.И., Носова Л. И., Маловичко В. И., Байгутанов Ж. Б., Филатов A.M. Физическое развитие и состояние здоровья студентов младших курсов // Гигиена и санитария. 1991. — № 12. — С. 45−48.
  24. Ю.Е. Состояние здоровья детей, негативные тенденции и общая стратегия профилактики //Приложение к журналу «Российский вестник перинатологии и педиатрии». -ML, 1994. -65 с.
  25. П.Б., Медянкин A.B., Соловьева Л. Н., Дмитрук И. И., Ромашевская Н. Ю. Распространение вредных привычек у студентов-медиков и их отношение к ним // Гигиена и санитария. -1996. № 3. — С. 4951.
  26. В.В., Андреев A.A. Пропаганда здорового образа жизни среди студентов // Сов. здравоохранение. 1987. — № 7. — С. 49−51.
  27. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков. / Под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. М.: Промедэк. — 1993.
  28. Волки нд Н. Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов !! Физиология человека. 1981. — Т. 7. — № 6. — С. 1098−1102.
  29. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы, тридцать четвертое издание. ВОЗ, Женева, 1984.
  30. Ю.П., Поляков Я. В., Шорова Т. В. Результаты многофакторной оценки состояния здоровья студентов // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тезисы докладов Всес. науч.-практ. конф.(Алма-Ата, 1985).- М, 1985.-С .44−45.
  31. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. // Здравоохранение РФ. 1996. — № 3. — С. 3 — 7.
  32. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. /./ Здравоохранение РФ. 1996. — № 4. — С. 9−21.
  33. О.В., Важно ва Т.В. Социально-гигиеническая характеристика семейных студентов различных вузов России // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 65−66.
  34. О.В., Кича Д. И., Плначина М. И. Участие студентов в социально-гигиеническом исследовании семьи // Сов. здравоохранение. 1988. — № 8. -С. 53−59.
  35. A.A. Великанова Л. К., Загорская В. Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 1992. — 132с.
  36. Е.В., Давыдов A.A. Измерение качества жизни. М.: РАН, 1993.
  37. В.П., Салманов П. А. Анализ уровня эмоциональной напряженности студентов при различных формах проведения экзамена // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 71−72.
  38. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, C.B. Хрущева. -М, 1980.-439с.
  39. Н.В., Шевелев В. Ю. Системный анализ полипараметрических синдромов у студентов // Вестник РАМН. -1998.-.№ 2.- С.8−13.
  40. Добромыслова O. I I., Май мулов ВТ. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. -1991. № 3. — С. 42−46.
  41. М.Е. «Золотой фонд вуза» в зеркале социологии // СОЦИС.1999. -№ 4. -С. 128−132.
  42. Т.М., Стычинская H.A., Парахина О. Н. Заболеваемость студентов вузов Донецкой области // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 78−79.
  43. A.M. Состояние здоровья и медицинское обслуживание студентов (по данным социально-гигиенического исследования): Автореф. диссерт. канд. мед. наук.-М., 1980. 23с.
  44. A.M. Особенности здоровья и образа жизни молодежи // Проблемы соц. гигиены и история медицины. 1995. — № 2. — С. 23−26.
  45. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск: Высшая школа, 1990. — 119с
  46. Е.Ю., Леонова С. И. Состояние питания и патология пищеварительной системы у студентов // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 84−86.
  47. Л.А., Русова Т. В. Актуальные проблемы формирования здоровья подростков //Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 3. — С.57−60.
  48. Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // СОЦИС.2000.-№ 6.-С. 43−48.
  49. В.В. Синдромологическая оценка предболезни у студентов // Медико-социальные аспекты охраны здоровья студентов: Сб. научн,-трудов.-Красноярск, 1989.-С.68−86.
  50. М.А., Лисицын В. И., Возженникова Г. В. Состояние здоровья студентов медицинского института // Здравоохранение Казахстана. 1992. -№ 1.-С.65−67.
  51. ТВ. Современные особенности образа жизни студентов факультета физической культуры // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 96−98.
  52. В.Л. Спортивная медицина. М., 1987.
  53. П.М. Изменение физической работоспособности юных спортсменов под влиянием сбалансированного питания // Рациональное питание. 1985. — Вып. 20. — С. 57−60.
  54. Л.Н., Катаев С. И. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 98−100.
  55. С.Е. Комплексный подход к проблеме управления здоровье студентов // Образ жизни и здоровье студентов. Горький, 1990. — С. 5−9.
  56. С.Е., Тамарин Ю. А., Изуткин Д. А. Табакокурение и здоровье. -Новосибирск, 1988. С. 23−24.
  57. А.И. Обучение и здоровье. -М.:Высшая школа.- 1985 105с.
  58. Кол паков В.В., Фатеева Н. М., Печников Л. А. и др. Медико-биологические основы оптимизации учебного процесса .// Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 119−120.
  59. O.E., Кирюшнн В. А., Савельева Н. Ф., Никулин В. А. Медико-социальные аспекты сохранения и укрепления здоровья студенток медицинского колледжа // Здравоохранение Рос. Федерации. 1999. — № 4. -С. 25−26.
  60. Е.А., Клименко В. М., Шхинек Э. К. Ней рогум орал ь и ое обеспечение гомеостаза. JI., 1978. -248с.
  61. H.A. Методические подходы к преподаванию экологических проблем в педиатрии /./ Экологические проблемы педиатрии. М Л 997. С.70−78.
  62. В.Н., Охапкина Л. П., Сныткин H.H. Оценка и прогнозирование здоровья студентов-медиков в процессе обучения в вузе /7 Здоровье и функциональные возможности человека: Сб. научн. трудов.- М., 1985. -С.230.
  63. Н.В. Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников: Автореферат диссерт, канд. мед. наук. Н. Новгород. 1996. -20 с.
  64. Е.Д., Положий B.C., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982. — 114с.
  65. ГА., Чуху тина Н.В. Гигиеническая характеристика режима питания студентов // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987. — С. 9−15.
  66. О.В., Пациорковский В. В. динамика условий жизни студенчества // Социально-политический журнал. 1994. — № 9/10. — С. 156 165.
  67. Л.Р. Факторы, определяющие физическую работоспособность // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 131−133.
  68. Л.А., Федоров М. В., Задесенец Е. Е. Методика оценки качества жизни. М., 2000. — 48с.
  69. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях (проблемные лекции).- М.: ММ, А им. Сеченова,! 996. -282с.
  70. В.Р., Суханова H.H., Катечкина H.A., Каретина С. А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников И Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 27−28.
  71. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М.: Экономика, 1979. — 144с.
  72. Т.П., Макридин В. Н., Петров С. Б. Состояние системной гемодинамики студентов Ленинградского медицинского вуза // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987.-С. 33−39.
  73. Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. — 189с.
  74. Ю.П. Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и образ жизни // Превентивная кардиология. М.: Медицина, 1987. С. 21−67.
  75. Лисицын Ю.П., A.B. Сахно Здоровье человека социальная ценность. М., 1988.-222с.
  76. Лисицын ТОЛ I. Социальная обусловленность здоровья населения //Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докладов научно-практ. конф. с междунар. участием. -М., 1997, — С. 139-J40.
  77. Т.Л., Анненкова H.H., Лихачев А. Ю. Динамика умственной работоспособности учащихся 10-х классов в течение учебного года // Гигиена и санитария. 1990. — № 12. — С. 49−50.
  78. A.B., Ахмерова С. Г. Роль гигиенического воспитания и обучения в стабилизации заболеваемости студентов // Здравоохранение Рос. Федерации.- 1995. -№ 4.- С. 26−29.
  79. A.B., Маркова А, И. Тенденции образа жизни студенческой молодежи // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 155−156.
  80. A.M., Куланин Б. Д. Специальные знания и самостоятельная спортивная деятельность студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. 1982. — № 9. — С. 36−37.
  81. Т.Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: Автореф. диссерт. канд. мед. наук. М., 1992. — 30 с.
  82. Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья. 1 октября 1997 г. 30 августа 1998 г. / Под ред. А. К. Демина и И. А. Деминой. — М., 1999. — с. 25.
  83. Ю.Л. Экология и показатели здоровья детей /./ Современные проблемы педиатрии: Материалы VII1 съезда педиатров России.-М, 1998 С. 19.
  84. М.В., Барбараи i H.A. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов // Физиология человека. -1998.-Т. 24. -№ 1.-С. 104−106.
  85. Мин ни бае в Т. Ш. Гигиена учебного труда студентов (на примере студентов-медиков) // Автореф. диссерт. докт. мед наук. М., 1989. — 36с.
  86. Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Гигиена и санитария ,-1993.-№ 3. С.55−57.
  87. Миннибаев Т.Iii., Кузнецова Л. Ю., Кузнецова А. И. Гигиена труда и здоровье студентов высших учебных заведений на современном этапе // Медицина труда и пром. экология. 1996.-№ 10.-С. 15−18.
  88. М.М., Васильев Н. В., Китаев М. И. Иммунный гомеостаз в экстремапъных природных условиях. Фрунзе. Илим, 1985. — 273с.
  89. Л.А., Карповец П.М, Физическая работоспособность школьников и факторы, влияющие на нее (обзор) // Гигиена и санитария. -1990.-№ 4.-С. 9−13.
  90. P.E., Артамонов ВН. Методологические основы определения физической работоспособности у спортсменов // Тоер. и практ. физ. культуры. 1982. — № 9. — С. 24−27.
  91. В.Н. Физическая культура в клинике внутренних болезней. М., 1977.-С. 5−15, 35−51.
  92. ПО. Муравов И. В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теор. Практ. физ. культуры. 1990. — № 6. — С. 6−8.
  93. A.B. К изучению невротического расстройства у студентов // Здравоохранение Рос. Федерации. 1991. — № 1. — С. 29−30.
  94. A.B., Соколова М. И., Самарина Г. Я. и др. Истоки формирования заболеваний органов пищеварения и задачи по диспансеризации учащихся школ, техникумов и вузов // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987. — С. 71−73.
  95. A.A., Ионова Т. Н., Кайдан II. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб: Элби, 1999. — 140с.
  96. С.Е. Психофизиологические критерии оценки и прогнозирования функционального состояния человека // Здоровье и функциональные возможности человека: Сб. научн. трудов. М., 1985.-С.336.
  97. А.Н. Системный подход в оценке образа жизни и здоровья студента. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987. — С. 26−30.
  98. Пономаренко И И. Гигиеническая оптимизация обучения и укрепления здоровья студентов технических вузов: Автореф. дис. докт. мед. наук. -МД990. 40с.
  99. A.B. Использование угле водно-минерального напитка для коррекции недостаточного потребления минеральных солей с пищей у юных пловцов // Тоер. и практ. физ. культуры. 1981. — № 11. — С. 29−31.
  100. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1981. -207с.
  101. Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. — № 2. -С. 24−28.
  102. .А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. -№ 5. — С. 90−98.
  103. Э.Э. Физиолого-гнггиенические аспекты здоровья студентов вузов //Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тезисы Всесоюзн. научн.-практ. конф.-М., 1985.-С.25−26.
  104. М.Ф., Ионова Т. В. Заболеваемость студентов в период адаптации к условиям медицинского вуза // Здравоохранение Рос. Федерации. 1991. — № 3. — С. 16−18.
  105. Г. Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования // СОЦИС. 1994. — № 6. — С. 138−145.
  106. Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор. -1999. -№ 1.- С.7−10.
  107. А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества // Стандарты и качество, 1994, № 1.
  108. A.B. Оценка адаптации школьников к условиям обучения в вузе //Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докладов научно-практической конференции с международным участием. -М., 1997.- С.233−234.
  109. А.Г. Медицинские аспекты профессиональной ориентации школьников // М.: РИО ЦОЛИУВ, 1996.-25 с.
  110. А.Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997. — С.27−31.
  111. С.И. Физиологические и психосоциальные особенности у студентов.-Таллин, 1986.-215с.
  112. Тетери на Т. П. Биоритмы зрительных восприятий в оценке утомления студентов // Материалы первой всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 224−226,
  113. Тихомирова JIM., Усольцев АН., Зутлер A.C. и др. Состояние здоровья студентов и пути их оздоровления // Гигиена детей и подростков -важнейшее звено профилактической медицины: Сб. научных трудов. -М., 1989,-4.1С.163−173.
  114. A.C. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. -М.: Прогресс, 1980.
  115. Тополя не кий В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986.-384с.
  116. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе // Автореферат диссерт.докт. мед. наук. Н. Новгород.-1997.- 40с.
  117. Ушаков И. Б, Корденко А. Н., Зуев В. Г. и др. Курс лекций по медицинской и радиационной экологии. Воронеж, 1995. — 11 Ос.
  118. И.Б., Гусев С. И., Давыдов Б. И. и др. Квштиметрия жизни и отдаленные радиационные последствия Чернобыльской экологической катастрофы. — М., 1999. 122с.
  119. И.Б. Экология человека опасных профессий. М. — Воронеж, 2000. — 128с.
  120. H.H., Аксенова О. И., Волкова И. Ф., Синякова Д. В. и др. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении здоровья детского и подросткового населения Москвы // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 5. С. 27−30.
  121. О.М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов //Гигиена и санитария. -1996.-№ 6.-С.29−32.
  122. А.Я., Парнов Б. С. Физическая работоспособность студентов. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987.- С. 15−20.
  123. Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.
  124. И.С. Медико-социальные проблемы в мире. М.: ЦОЛИУВ, 1990.- 19с,
  125. A.B. Физическое воспитание и здоровье студентов // Здравоохранение РФ. 1984. — № 6. — С. 13−16.
  126. Шамарин В В., Петросян К. К). .// Клинические аспекгы диспансеризации: Сб. научн. трудов ВНИИ! (ПМ.-1990. С.68−74.
  127. А.Б., Шостак В. И. Особенности сопряженного дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 1.-С. 117−121.
  128. Ю.Л. Концепция исследования качества жизни в кардиологии. //Вестник Российской военно-медицинской академии. 2000. — № 1. — С.5−13.
  129. В.В., Квасов С. Е., Изуткин Д. А., Заботин В. В. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов // Здравоохранение Рос. Федерации. 1991. — № 9. — С. 16−19.
  130. Л. А. Окружающая среда и здоровье детей // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, ЛА.Щеплягиной. -М.Д998. С. 101 -161.
  131. Adams, L. et. al. Respiratory impairment induced by smoking in children in secondary schools, British medical journal, 288: 891−895 (1984).
  132. Andersen K.L., Rutenfranz J., Masironi R., Seliger V. Habitual physical activity and health. Copenhagen: WHO Reg. Publ. Europ., 1982. — Series 6.
  133. Astrand J. Aerobik work capacity, its relation to age sex and other faktors //Circulation Research. 1967. — Vol. 20. — № 3. — P. 211−216.
  134. Black N. Why we needed to treat a clinically useful measure of treatment effect//British Medical Journal. — 1996. -ЖИ0.-Р.452−454,
  135. Cook J., Sacket О.Г. The number needed to treat a clinically useful Measure of treatment effect // British Medical Journal.- 1995.-№ 310.-P.452−454.
  136. Da vies, J.B. Children’s and adolescents' attitudes towards alcohol and alcoholdependence. In: Jeanneret, O., ed. Alcohol and youth, Basel, Karger, 1983, pp. 42−53.
  137. Dill D. The economy of muscular exercise // Physiol. Rev. 1936. — Vol. 16. -P. 263.
  138. A.G. // Receptor. 1988. — V. 8. — № 1. — P. 578−607.
  139. Eaton C.B., Schaad D.C., Ribicki B., Pearson T.A. et al. Risk factors for cardiovascular disease in USA medical students: the Preventive Cardiology Academic Award Collaborative Date Project// Preventive Medicine. -1990 -Vol.6.-№ 2.- P. 14−22.
  140. Foxcroft D.R. Editorial special issue on adolescent health .// J. of Adolescence.-1997. -№ 2 0. -P. 20−3 7.
  141. Glendinning A., Hendry L.B., Shucksmith J. Lifestyle, health and social class in adolescence//Soc. Sei Med. 1995. — Vol. 41.- № 2.- P.235−248.
  142. Hendry L.B., Glendinning A., Shucksmith J. Adolescent focal theories- age-trends in developmental transitions // J. Adolesc.- 1996 Vol. 19 — № 4, — P. 307 320.
  143. Hinten J. W. Streb, Gesundheit und Leistung von Universitats Studenten// Z. ges. Hyg. -1990. -№ 12 (36). -S.634−635.
  144. Hyland Michael E., Sodergren Samantha C. Relationship between lifestyle and minor health complaints // J. Nutr. And Environ. Med. 1998. — Vol.3. — P.233−246.
  145. Israel S. Korpernormen bei Kindern aus sportmedizinischer Sicht // Theor. Prax. Korperkult. Berlin, 1983. — Bd 32, H. I. — S. 43−47.
  146. Joffe A. Women’s health begins in pediatrics // Arch, of pediatrics and adolescent, med. 1987,-Vol.148.-№ 8.-P.783−784.
  147. Jonsson B. Quality of life and health economics: Where is the link? // Scand. J. Gastijenteral. Suppl. 1996. — Vol. 221. — P.33−36.
  148. Kleinbaum D.G., Kupper L. L, Morgenstern H. Epidemiologic research- principles and quantitative methods // Belmont, California: Lifetime Learning Publications, 1982, — 235 p.
  149. Lerner D.J., Amick B.C., Malspeis S., Rogers W.H., Gomes D.R.J., Salem D.N. The angina-related limitations at work questionnaire // Quai. Life Res. -1998.-Vol. 7.-P. 23−32.
  150. Lindholm L. Health motives and live values. A study of young persons' reasons for health// Scand. J. Caring Sci-1997.- Vol. 11 ,-№ 2.-P.81 -90.
  151. Lundberg O. Childhood conditions, sense coherence, social class and adult ill health: exploring their theoretical and empirical relations //Soc.Sci.Med.1997,-Vol.44.-№ 6.-P.821−831.
  152. Manoharan, A. A philosophy of health. Centerview, March 1982: 14−16 (1982).
  153. Michaud, P A. & Martin, J. La sante des adolescents vaudois de 16 a 19 ans: leur perceptions, leur pratigues et leur souhaits. Revue suisse de medecine (Praxis), 49: 1545−1553 (1983).
  154. McCormik, M L. et. al. High-risk young mothers: infant mortality and morbidity in four areas in the United States, 1973−1978. American journal of public health, 74: 18−23 (1983).
  155. McCormik, M.L. et. al. Rehospitalization in the first year of life for highrisk survivors. Pediatrics, 66, 991−999 (1980).
  156. McCormik, M.L. et. al. Injury and its corre late s among 1 year old children. American journal of disturbed children, 135: 159−163 (1981).
  157. Millier R.T., Endler N.S., Parker J.D. The interaction model of anxietyin two public speaking situations // Personality and Individual Differencies. 1990. V. 11. — № 4. — P. 371−377.
  158. Nutbeam D., Aaro L., Cat lord J. Understanding children s ' health behaviour: the implications for health promotion for young people .// Soc. Sci. Med.- 1987.-Vol.29.-№ 3.-P.317−325.
  159. Nutbeam D., Aaro L, Wold B. The lifestyle concept and health education with young people. Results from a WHO international survey //World Health Stat. Q1991.-Vol.44.-№ 2.-P.55−61.
  160. Nutbeam D., Smith C., Moore L., Bauman A. Warning! Schools can damage your health: alienation from school and its impact on health behaviour // J. Paediatr Child Health.- 1993, — Vol.29.-№ 1.-P.25−30.
  161. Nutbeam D. Promoting health and preventing disease: an international perspective on youth health promotion // J. Adolesc Health 1997 — Vol. 20, — № 5.-P. 396−402.
  162. Pavis S., Ciinningham-Burley S., Amos A. Health related behavioural change in context- young people in transition // Soc. Sci. Med. 1998, — Vol.47.-№ 1 O.P.I 407−1418.
  163. Rahkonen O., Lahelma E. Gender, social class and illness among young people // Soc. Sci. Med. 1992, — Vol.34.-№>6.-P.649−656.
  164. , P.B. & Varga, P.E. The relationship between age of mother and child health and development. American journal of public health, 78- 810−817 (1981).
  165. Rumsfeld J.S., MaWhinney S., McCarthy M. Health-related quality of life as a predictor of mortality following coronary artery bypass graft surgery // JAMA. -1999. Vol. 281, № 14. — P. 1298−1303.
  166. Scherrer J. Physiologie du travail (Ergonomik). Paris, 1967. — 495p.
  167. Schieken R.M., Clarke W.R., Laner R.M. The cardiovascular responses to exercise in children across the blood pressure distribution. The muscarine study // Hypertension. 1983. — Vol. 5, N 1. — P. 71−78.
  168. P., Sabiston B.H. // J. Immimopharmacol. 1989. — V.5. — № 1P. 22−23.
  169. Smith M.S. Psychosomatic Symptoms in Adolescence // Med. Clinic, of Amer.- 1990, — Vol.74. -№ 5.-P 1121−1135.
  170. Thie J.F. Touch for health. Pasadena, 1987.
  171. Wallace H.M., Patric K., Parcel G.S., Igoe J.B. et al. Principals and Practices of Student Health.// School Health.- Vol.2.- Oaklend, Calif, 1992.-167p.
  172. Wenger N.K., Naughton M.J., Furberg C.D. Cardiovascular Disorders // Quality of life and phar-macoeconomics in clinical trials. 2 d ed. — Philadelphia, 1996. — Chapter 91. — P.883−890.135
  173. Wiklund J.K. Hypertension. // Quality of life and phar-macoeconomics in clinical trials. 2 d ed. — Philadelphia, 1.996. — Chapter 92. — P.893−90).
  174. Williams G.H. Assessing patients wellness: new perspectives on quality of life and compliance //Am. J. Hypertens. 1998. — Vol. 11, № 11, pt.2 — P. I 86S-191S.
  175. Zanon A., Formentin P.A., Omozzolo G., Simioni G., Zonrato P. Domanda di salute in adolescen/a // Minerva pidiatrica 1994, — Vol.46.- №№ 7−8, — P. 323−330.
  176. Zimprich H. Kinderpsychosomatic // Stuttgart, Tbieme, 1984. -185s.
Заполнить форму текущей работой