Признак интонационной завершенности в русской и немецкой звучащей речи
Диссертация
Под средствами супрасегментного уровня в работе вслед за И. Лехисте (1971) понимаются акустические характеристики звучащей речи, распространяющиеся более чем на один сегмент. Среди супрасегментных средств принято различать область речевой просодики и интонации. Характер соотношения области речевой просодики и области интонации представлен в лингвистической литературе по разному (см. напр. работы… Читать ещё >
Содержание
- О. ВВЕДЕНИЕ
- 1. ГЛАВА ИССЛЕДОВАНИЯ СУПРАСЕГМЕНТНОГО УРОВНЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
- 1. 1. Основные направления исследования супрасегментного уровня
- 1. 2. О структурной организации интонации и её основных функциях в системе языка
- 1. 3. К проблеме соотношения интонации и грамматической структуры высказывания
- 1. 4. К вопросу о выделении интонационных единиц
- 1. 4. 1. Признак интонационной завершенности в системе интонационных единиц русского языка
- 1. 4. 2. Признак интонационной завершенности в системе интонационных единиц немецкого языка
- 1. 5. Исследование признака интонационной завершенности в работах отечественных и зарубежных лингвистов
- 1. б Признак интонационной завершенности синтагмы, высказывания, сверхфразового единства, текста
- 1. 7. ВЫВОДЫ
- 2. ГЛАВА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАПАЗОНА ТЕКСТОВ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКА ИНТОНАЦИОННОЙ ЗАВЕРШЕННОСТИ
- 2. 1. О необходимости обращения к исследованию признака интонационной завершенности в детской звучащей речи и о статусе её супрасегментной организации
- 2. 2. К вопросу о предпосылках формирования языковой способности
- 2. 3. Динамика речевого онтогенеза и значение интонации в языковом развитии ребенка
- 2. 4. Эмоциональность как основа звучащей речи и возможности системного подхода к описанию её супрасегментной организации
- 2. 4. 1. Роль эмоций в детской речи
- 2. 4. 2. Эмоциональность в звучащей речи взрослых носителей языка
- 2. 5. 1. О функциональном стиле и составляющих его речевых жанрах
- 2. 5. 2. К проблеме определения стиля в фоностилистических исследованиях
- 2. 5. 3. Выражение признака интонационной завершенности в различных типах текста
- 2. 6. Выводы
- 3. 0. Общие замечания, рабочие гипотезы экспериментального исследования
- 3. 1. Методика проведения эксперимента
- 3. 2. Аудитивный (АУА) и акустический (АКА) анализ звучащей речи
- 3. 3. Аудитивный анализ признака интонационной завершенности
- 3. 3. 1. Экспериментальный корпус аудитивного анализа русской и немецкой звучащей речи
- 3. 3. 2. Состав аудиторов
- 3. 3. 3. Методика проведения аудитивного анализа звучащей русской и немецкой речи
- 3. 3. 4. Трудности при проведении аудитивного анализа
- 3. 3. 5. Результаты аудитивного анализа признака интонационной завершенности в русской и немецкой звучащей речи
- 3. 4. 1. Экспериментальный корпус акустического анализа звучащей русской и немецкой речи
- 3. 4. 2. Методика проведения акустического анализа записей русской и немецкой речи
- 3. 4. 3. Акустические характеристики признака интонационной завершенности
- 3. 4. 3. 1. Мелодическое выражение признака интонационной завершенности
- 3. 4. 3. 2. О соотношении признака интонационной завершенности и мелодических максимумов/минимумов
- 3. 4. 3. 3. Признак интонационной завершенности и абсолютный мелодический максимум
- 3. 5. ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдыгаппарова С.К. К вопросу об интеграции короткого текста (к постановке проблемы) // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1983.- Вып. 216. — С.99 -117 .
- Антипова A.M. Ритмическая система английской речи.-М.: Высш. школа, 1984.- 119 с.
- Артемов В.А. Интонация и просодия // Proceesing Papers of 74th Congress of Phonetlca, 1974. C. 98 -112.
- Артемов В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. М., 1974.
- Артемов В.А. Об интонеме и интонационном варианте. -М., 1953.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи и нейролингвистический анализ синтаксиса, 1989.
- Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого периода // Становление речи и усвоение языка ребенком. Сб. научн. тр. под ред. Ю. В. Рождественского. — М.: Изд — во МГУ, 1985. — С. б — 20.
- Базжина Т.В. Голофразис как начальный этап формирования структуры высказывания // Детская речь: проблемы и наблюдения. JI.: Изд — во ЛГПИ, 1989. -С.37 — 44.
- Барышникова К.К., Гайдучик С. М. О просодемах вопросаи утверждения // Z. fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung, 1969.- Bd.22.- H. 4.-S.321 334.
- Блохина Л.П., Потапова P.K. Методика анализа просодических характеристик речи: Учебное пособие / МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1982. — 74 с.
- Блумфильд Л. Язык. М.: Наука, 1968
- Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Казань, 1930.
- Болинджер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. -М.:Наука, 1972. С. 214 — 230.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В., Зиндер Л. Р., Касевич В. Б. Стили произношения и типы произнесения // Вопр. языкознания. 1974. — № 2. -С. 64 — 70.
- Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М.: Провещение, 1984.
- Брызгунова Е.А. Анализ русской диалектной интонации. В кн.: Экспериментально — фонетические исследования в области русской диалектологии. — М, 1977а.- С. 231 — 262.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М: Русский язык, 19 776. — 280 с.
- Брызгунова Е.А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации // Вопр. языкознания. 1971. — № 4. — С. 42 — 52.
- Брызгунова Е.А. Ответы на анкету &bdquo-Об основах теории интонации"// Проблемы фонетики I. М.: Прометей, 1993. — С.61 — 66.
- Бубнова Г. И. Лингвистическая специфика устной-монологической речи // Система языка и перевод. -М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 3- 16.
- Ваараск П. К. Тонические средства речи. Исследование по синтагматичекой фонетике. В. I. — Таллин: Труды Таллинского политехнического института. — сер. Б, 1964. — № 10.
- Величкова Л.В. Интонационное выражение эмоционально-окрашенной речи // Функционирование языковых единиц в речи и в тексте. Воронеж: Изд — во ВГУ, 1987. -С.159 — 168.
- Величкова Л.В. Контрастивно фонологический анализ и обучение иноязычному произношению. — Воронеж: Изд. ВГУ, 1989. — 198 с.
- Величкова Л.В. Лингвистика и психолингвистика: проблемы определения единиц // Сб. научн. тр. ВГУ. -Воронеж, 1996.- С. 31 44.
- Величкова Л.В. О соотношении единиц супрасегментного уровня и грамматической системы языка // Коммуникативный аспект взаимодействия формы и содержания языковых единиц. Воронеж, 1991. -депонир. в РАН ИНИОН № 4 6105. — С 12 — 19.
- Величкова Л.В. Попытка психолингвистических характеристики языковых единиц // Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании. Воронеж: Изд. ВГУ, 1995.- С. 11 — 16.
- Веренинова Ж.Б. К трактовке понятия &bdquo-интонация" в работах отечественных и зарубежных фонетистов // Филологические науки. 1994. — № 5/6. — С. 84−88.
- Винарская E.H. Выразительные средства текста / наматериале русской поэзии/. М.: Высшая школа. -1989. — 136 с.
- Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 19 876.
- Винарская E.H. Субсегментные эмоционально-выразительные тембровые комплексы // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып.216, 1983. — С. 41 — 61.
- Винарская E.H. Эмоциональные предпосылки онтогенетического формирования речи и методики её воспитания // Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков, Тезисы докл. М, 1987а. — С. 5−6.
- Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950.
- Винцюк Т.К. Анализ, распознавание и интерпретация речевых сигналов. Киев: Наукова думка, 1987. — 262 с.
- Вишневская Г. М. Методология и методика экспериментально-фонетических исследований. -Иваново, 1990. 84 с.
- Всеволодский-Гернгросс В. Н. Теория русской интонации. -СПб. Петербург, 1922.
- Гайдучик С.М. Фоностилистический аспект устной речи. АДД. — Л., 1973. — 31 с.
- Галочкина И.Е. О соотношении понятий эмоционально-модальной и коммуникативной функций интонации // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. -1983. Вып.216. — С. 130 — 152.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса /
- Дневник научн. наблюд. Саратов: Изд — во Саратовского ун-та, 1981.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд — во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
- Гредасова Н.И. Обучение эмоционально-окрашенной разговорной речи в языковом ВУЗе // Лингвистический статус разговорной речи и методика её преподавания / Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1986. -Вып. 248. — С.107 — 114.
- Денисов K.M. Эмоциональность и её выражение в речи // Фонетика русского языка / Сб. научн. тр. -Иваново: Изд во ИвГУ, 1987. — С. 36 — 45.
- Державин Н.С. Изучение языкового развития ребенка русской речи // Акад. наук СССР XLV академ. Н. Я. Марру. М., Л.: Изд — во АН СССР, 1935. — С. 75 — 112.
- Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста. -Мн.: Вышэйш. Школа, 1978.- 140 с.
- Евчик Н.С., Послушаева Г. С., Руддит Г. А. Роль мелодии в выражении экспрессивных оттенков устной речи // Исследование фонетической вариативности речи / Сб. научн. ст. Минск: МГПИ ин.яз. — депонир. в РАН ИНИОН № 43 053, 1990. -С. 2−7.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Детская речь. Хрестоматия. — сост. Лепская Н. И., Цейтлин С. Н. — СПб.: Образование, 1994. — Ч. 1. -С.5 — 13.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // Детская речь. Хрестоматия. — сост. Лепская Н. И.,
- Цейтлин С.Н. СПб.: Образование, 1994. — Ч. 1. -С.14 — 30.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жумалиева Р.З. Синтагма как ритмическая единица текста (на мат. английского, русского и казахского языков) // Фонетика и психология речи. 1981. — С. 54 — 71.
- Зиновьева Е.Н. Специфика парадигматики интонационной категории тона. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994. -ст. депон. в РАН ИНИОН № 4 97 08. — 12 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритмико-интонационное строение текста (функционально-стилистический аспект). АДД. — М, 1990. — 37 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Интонационная модель звучащего текста // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. -1985. Вып. 248. — С. 3 — 31.
- Исенина Е.И. О биологических факторах анатомо-физиологического развития речи // Смежные проблемы филологии, психолингвистики и методики преподавания иностранного языка. Иваново: Изд — во ИвГУ, 1978. — С. 37 — 52.
- Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя (младенческий и ранний возраст) // Детская речь: проблемы и наблюдения. -Л.: Изд во ЛГПИ, 1989. — С. 23 — 36.
- Кантер Л.А. Основные проблемы фоностилистического анализа текста // Исследование фонетических особенностей речевых стилей /Сб. научн. тр. МГПИ им. В.И.Ленина/. М., 1978. — С. 19 — 18.
- Кантер JI.А. Системный анализ речевой интонации,— М.: Высш. школа, 1988.- 128 с.
- Кантер Л.А., Гуськова К. Г., Прагматика текста и проблема языковых универсалий // Прагматическая функция просодии / Межвуз. сб. научн. тр. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1987. — С. 52 -62.
- Карпов К.Б. Стратификация синтаксических значений интонации // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. -М., 1982.- Вып. 201. С. 120 — 137.
- Ковтунова И.И. Актуальное членение и система языка (на мат. русского языка) // Papers on Fuktional Sentence Perspektive. Prague, 1974. — p. 142 -151.
- Кожина M.H. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972.
- Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. — С. 6−15.
- Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — 240 с.
- Леонтьев A.A. Внутрення речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопр. порождения речи и обучения языку.- М.: Изд. МГУ. -160 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. -М., 1969.
- Лепская Н.И. Детская речь в свете коммуникации // Вопросы языкознания, 1994. № 2. — С.82 — 89.
- Лепская Н.И. О некоторых этапах онтогенетическогоразвития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком. Сб. научн. тр. под ред.
- Ю.В.Рождественского. М.: Изд — во МГУ, 1985. — С.
- Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации. АДД.- М, 1989. 31 с.
- Логинова И.М. Русская интонация в семантико -стилистичексом аспекте // Русский язык за рубежом. -1995. № 1. — С 42 — 46.
- Любимова Н.А. и др. Русское произношение Ударение. Ритмика. Интонация. -Л.: Изд во Ленинградского политехнич. института, 1975. — 104 с.
- Майорова И.А. О месте интонации в лингвистическом описании текста // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. 1984. — Вып. 230. — С. 130 — 140.
- Майорова И.А. Текстообразующие функции интонации (на материале английского языка). АКД. — М, 1980.- 24 с.
- Майорова И.А., Абдыгаппарова С. К. Асимметрия головного мозга и принципы моделирования вероятностной модели интонации // Сб. научн. тр. Московского лингвистического ун та. — М. — 1995 .- Вып. 354. С. 55 — 60.
- Медведева Т.Г. Корреляты тебра в эмоционально окрашенной речи // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им.
- М.Тореза. 1985. — Вып. 248. — С. 51 — 58.
- Мирианашвили М.Г. Ритмическая организация немецкой звучащей речи. АДД. — М., 1996 .- 39 с.
- Москальская О.И. Семантика текста // Вопр. языкознания. 1980. — № 6. — С. 32−42.
- Мыльцева И.Ю. Коммуникация и смысл единиц языка // Языковая личность и семантика / Тезисы докл. научн. конфер. 28 30 сентября 1994, Волгоград/. -Волгоград: Перемена. — С. 79.
- Мыльцева И.Ю. Стилеобразующая функция интонационных средств русского языка (на материале текстов информационного сообщения). АКД. — М., 1991. — 18 с.
- Николаева Т.М. Интонация сложного предложения в славянских языках.- М.:Наука, 1969.- 286 с.
- Николаева Т.М. О синтаксических отношениях единиц интонационного уровня и о соотношении фразовой интонации и синтаксиса языка // Теоретическая фонетика и обучение произношению. М.: Изд — во ун- та Дружбы народов, 1975. С. 111 — 118.
- Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения выделения.- М.: Наука, 1982.- 103 с.
- Николаева Т.М. Три интонационных слоя звучащей фразы // Звуковой строй языка. М.: Наука, 1979. — С. 219- 226.
- Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков.- М.: Наука, 197 7.- 27 8 с.
- Норк O.A. О фонологических признаках просодии и методах их изучения // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М. — 1982. — Вып. 201. — С 149. — 155.
- Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (Организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. Сб. научн. тр. под ред. Ю. В. Рождественского. — М.: Изд -во МГУ, 1985. — С. 21 — 23.
- Нушикян Э.А. Роль просодии в выражении коммуникативной ориентации эмоций // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М.- 1982. — Вып. 201. -С. 41- 54.
- Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи.- Киев-Одесса: Вища школа, 1986. 160 с.
- Овезова Д.Б. Восприятие завершенности-незавершенности в туркменском, русском и английском языках. Ашхабад, 1989. — ст. депонир. в Туркм НИИНТИ — 23 с.
- Панов М.В. Русская фонетика. М: Просвещение, 1967.- 438 с.
- Петрова А.А. Психолингвистическая модель становления вопроса в онтогенезе / на материале речи русско-немецкоязычных дошкольников/. диссер. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук, 1995. — Саратов. — 238 с.
- Петрова Т.А. Вопросы интонации научного текста // Вестник ЛГУ.- сер.ист., языкозн., лит. Л., 1991.-ст. депонир. в РАН ИНИОН. — 28 с.
- Петрянкина В.И. К вопросу об интонационных единицах и их нейтрализации // Сб. научн. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. М. — 1982. — Вып. 201. -. -с. 167 — 179.
- Петрянкина В.И. Первоэлементы описания интонации. -М. Российский университет дружбы народов, 1993.депонир. в РАН ИНИОН № 48 536. 10 с.
- Пешковский A.M. Интонация и грамматика // Избранные труды. М.: Учпедгиз. — М, 1959.
- Пешковский A.M. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания // Избранные труды. М, 1959. — С. 19 — 32.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении . -М.: Учпедгиз. изд. 7, 1956. — С.49 -56.
- Пинаева Ж.Б. О современных тенденциях в употреблении английских тонов в неконечных синтагмах художественного и научного стилей речи // Исследование фонетических особенностей речевых стилей. М., 1978. — С. 91 — 103.
- Потапова Р.К. Просодические характеристики макросегментации слитной речи // Экспериментальная фонетика: Автоматическое распознавание и синтез речи / под. ред. JI.B. Златоустовой. М.: Изд — во МГУ, 1989. — С.125 — 145.
- Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.:Радио и связью, 1997. 528 с.
- Потапова Р.К., Камышная Н. Г. Сегментация звучащего текста с опорой на просодию // Тезисы докл. и сообщ. 12-го Всес. семинара «Автоматическое распознавание слуховых образов». Киев, 1982. — С. 9 — 11.
- Проничев В.П. Онтогенетическое развитие артикуляционных навыков // Детская речь как предмет лингвистического изучения. JI., 1987. — С.114 -119.
- Прянишников A.B. Мастерство речи. М., 1939.1. Вып.1. Логика речи.
- Реформатский A.A. Фонологические этюды.- М.: Наука, 1975.- 133с.
- Рогозная H.H. Интонация как объект интерференции языков разного типа // Матер. XI Всероссийского симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Язык, сознание, этнос: теория и прагматика». М.: РАН Институт языкознания, 1994. — С. 47 — 48.
- Родионова О.С. Синтагма «носитель «информации о жанре звучащего текста // Единицы языка и их функционирование. — Саратов: Изд — во Саратовского ун — та, 1990. — С.88 — 94.
- Родионова О.С. Синтагматическое членение текста, его жанровая принадлежность // Синтагматическое членение текста, его жанровая принадлежностью / Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1983. — Вып. 216. -С. 246 — 250.
- Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Изд — во Академ, пед. наук РСФСР. — 1963. — 96 с.
- Рыбина Т.Е. О влиянии интонации на восприятие научно-популярной лекции как связного текста (на мат. англ. яз.) // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. М. — 1988.- Вып. 321. — С.11 — 19.
- Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. М., 1973.
- Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка.- Л.: Изд. ЛГУ, 1982.- 17 6 с.
- Светозарова Н.Д. К вопросу о функциях интонации // Звуковой строй языкаю.- М.: Наука. 1975. — с. 252- 254.
- Семиреченко М.А. О становлении и развитии просодического оформления речи ребенка. М.-депонир. в РАН ИНИОН № 47 050, 1992. — 21 с.
- Скворцова Е.В. К вопросу об эмоциональном в интонации // Актуальные проблемы описания и преподавания русского языка как иностранного / Пушкинские чтения, Материалы для преподавания. М., 1989. — С. 62 — 71.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Различие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии, 1961. № 3. — С. 94 — 101.
- Торсуева И.Г. Детерминированность высказывания параметрами текста // Вопр. языкознания. 1986. -№ 1 — С. 65−74.
- Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. — 112 с.
- Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований // Вопр. языкознания. 1984.- № 1.- С. 116 — 126.
- Торсуева И.Г. Теория высказывания и интонация // Вопр. языкознания. 197 6.- № 2.- С. 53 — 64.
- Торсуева И.Г. Экспрессивная функция интонации и порядка слов в системе второстепенных членов предложения на сопоставительной основе романских языков. АКД. — М, 1964. — 22 с.
- Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Современные модели речи и психолингвистики. М., 1990. — С. 29 — 46.
- Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация (на материале нем. яз) // Вестник СпбГУ, сер.2. -1992. -Вып.4. С. 28 — 34.
- Халле А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у детей // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. М.: Изд — во МГУ, 1980. — С. 89 — 96.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд — во МГУ, 1987. — 288 с.
- Хромов С.С. Многоаспектный характер русской интонации // Проблемы семантики в аспектеапреподавания русского языка как иностранного. М.: Изд. ун — та Дружбы народов, 1991. — С. 68−73.
- Хромов С.С., Ковалев Ю. В., Панова М. Н. Основные понятия современной интонологии. М.: Изд. ун — та Дружбы народов, 1990. — 64 с.
- Цибуля Н. Коммуникативные типы сверхфразовых единств, их просодические характеристики и положение в тексте (на мат. англ. драмы) // Фонетика и психология речи. Иваново, 1981.- С. 14 9 — 169.
- Цибуля Н.Б. К вопросу завершенности/незавершенности интонационных единиц текста // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза, 1985. Вып.248. — С.136 — 142.
- Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1982. — 208 с.
- Чистович Л.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В., Бондарко Л. В. Речь. Артикуляция и восприятие/ под ред. В. А. Кожевникова и Л. А. Чистович. М. — Л.: Наука, 1965. — 241с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО Столетие, 1995. — 190 с.
- Шахнарович A.M. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика онтогенеза // Детская речь: проблемы и наблюдения. -Л.: Изд во ЛГПИ, 1989. — С. 13 — 22.
- Шахнарович A.M., Голод В. И. Когнитивные и коммуникативные аспекты речевой деятельности // Вопр. языкознания. 1986.2. С. 52 — 56.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990.
- Шаховский В.И. Эмотивность как компонент межкультурной коммуникации // Матер. XI Всероссийского симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Язык, сознание, этнос: теория и прагматика». М.: РАН Институт языкознания, 1994.1. С. 55 57.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. М, 1948
- Шевченко Т.А. К вопросу об интонационной норме в свете задач обучения иноязычной речи // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза, Вып.201, М., 1982. С. 123- 131.
- Шевченко Т.А. К вопросу об интонационной норме в свете задач обучения иноязычной речи // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза.- 1988. Вып.321. — С. 123- 131.
- Яровенко О.И. Становление интонационной системы у детей младшего дошкольного возраста //
- Bannert R. Modellskizze fur die deutsche Intonation // Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik. Gottingen: Vandenhoek & Ruprecht. -1984. — № 49. — S. 9 — 34.
- Batliner A. Produktion und Pradiktion. Die Rolle intonatorischer und anderer Merkmale bei der Bestimmung des Satzmodus // Intonationsforschungen (Hrsg. von Hans Altmann). Tubingen: Niemeyer, 1988. — S. 207 — 222.
- Bolinger D. Intonation and its uses. -London/Melbourne/Auckland. Edward Arnold, 1989.470 p.14 9. Bose I. Zur temporalen Struktur frei gesprochener Texte. Frankfurt am Main, 1994.
- Boyanus S.C. A manual of Russian pronuncation. -London, 1935.
- Boyanus S.C. The main types of Russian intonation // Proseedings of the 2nd International Congress of Phonetic Sciences. Cambridge, 1936. — p. 110 -113.
- Bu?man H. Lexikon der Sprachwissenschaft. -Stuttgart: Kroner. 2. Auflage, 1990. — 904 S.
- Cruttenden A. Falls and rises: meaning of universals // Journal of Linguistics. 1981. — Vol. 17 (1). -p. 77 — 91.
- Cruttenden A. Intonation. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
- Cruttenden A. An experiment involving comprehension of intonation in children from 7 to 10 // Journal of Child Language, 1974. № 1. — p.221 — 231.
- Crystal D. Die Cambridge Enzyklopadie der Sprache. -Frankfurt/New York: Campus, 1995. 478 S.
- Crystal D. Non-segmental phonology in language acquisition: a review of the issues // Lingua, 1973. № 32. — p. 1- 45.
- Crystal D. Prosodic System and Intonation in English. Cambridge, 1969. — 281 p.
- Essen 0. von. Grundzuge der hochdeutschen Satzintonation.- Ratingen/ Dusseldorf: A. Henn Verlag, 1964.
- Faust L. Variationen von Sprache / Ihre Bedeutungfur unser Ohr und fur die Sprachtechnologie/. -Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. phil. Saarbrucken: Verlag Dr. Kovac, 1997. -245 S.
- Fellbaum K. Sprachverarbeitung und Sprachubertragung. Berlin / Heidelberg: Springer, 1984. — 274 S.
- Fery C. German Intonational Patterns. Tubingen: Niemeyer, 1993.
- Fery C. Rhytmische und tonale Struktur der Intonationsphrase // Intonationsforschungen (Hrsg. von Hans Altmann), 1988. S. 41−64.
- Flax J., Lahey M., Harris K., Boothroyd A. Relations between prosodic variables and communicative functions // Jornal of Child Language, 1990. №- p. 3 19.
- Gnutzmann C. Satzphonetik und Phonostilistik // Phonologische Probleme des Deutschen / H. Vater (Hrsg.)/ Tubingen: G. Narr Verlag, 1979. — S. 41- 62.
- Hede H. Satzmelodie und Sprachwahrnehmung (psycholinguistische Untersuchung zur Grundfrequenz). Berlin/ New Jork, 1985. 400 S.
- Heike G. Suprasegmentale Analyse. Marburg: N.G. Elwert Verlag,. 1969. — 148 S.
- Hellberg G. Prosodische Eigenschaften imperativer Au? erungen im Russischen. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades doctor philosophiae. — Berlin, 1992. — 171 S.
- Hess W. Pitch Determination of Speech Signals
- Algorithms und Devices. Berlin / New York / Heidelberg / Tokio: Springer, 1983. — 698 S.
- Isacenko A. Der phonologische Status der Intonation.- in: Phonologie der Gegenwart. Graz / Wien / Koln, 1967. — S. 24 — 31.
- Isacenko A.V., Schadlich H.-J. Untersuchungen uber die deutsche Satzintonation // Studia grammatica. -Berlin. 1966. — v. VII.
- Kaplan & Kaplan The prelinguistic child // Human development and cognitive processes / J. Eliot (ed.).- New York, 1971. p. 358 — 380.
- Karcevskij S. Sur la phonologie de la phrase // TCLP. Prague, 1931. № 4
- Kent R.D., Miolo G. Phonetic Abilities in the First Year of Life // The Handbook of Child Language / ed. by P. Fletcher and B.MacWhinney. Basil: Blackwell LTDI, 1995. — p. 303 — 334.
- Klein U. Fokus und Akzent: Bemerkungen zum Verhaltnis von inhaltlicher und grammatischer Hervorhebung. 2. ed. Hurth — Efferen: Gabel. -Kolner linguistische Arbeiten. — Germanistik, 1992.17 9. Kohler J. K. Einfuhrung in die Phonetik des
- Deutschen. Berlin. — Erich Schmidt Verlag, 1977. -252 S.
- Kohler K. Funktionen von Fo-Gipfeln im Deutschen // Analyse und Syntehese gesprochener Sprache (Hrsg. Hans G. Tillmann, Gerd Willee). Hildesheim/ Zurich/ New York. — Georg Olms Verlag. — S.133 -140.
- L^apperentissage d^une language par les bebes: 1 «'intonation serait determinante .http://www.uiuc.edu/cnru/Cnrspresse/n23a2.html, 30.12.1997. -3p.
- Ladd R. Phonological features and intonational peaks // Language. 1983. — Vol. 59. — p. 721 — 759.
- Lehiste I. Suprasegmentals. Cambridge/ Massachusetts/ London. — The M.I.T. Press, 1971.181 p.
- Leuninger H., Miller M.H., Muller F. Psycholinguistik. Frankfurt am Main: Athenaum Fischer Taschenbuch Verlag, 1973. — 243 S.
- Lewis M.M. Infant speech: a study of the beginnigs of languge. New York: Harcourt Brace, 1973.18 6. Lieberman Ph. Intonation, Perception and Language. -Cambridge, 1967.
- Meinhold G. Progrediente und terminale Intonationsverlaufe im Deutschen // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. Berlin: Akademie -Verlag, 1967. — Bd. 20. — S. 465 — 480.
- Meinhold G., Stock E. Phonologie der deutschen Gegenwartssprache. Lepzig: VEB Bibliographisches1. stitut, 1982.18 9. Meyer J. Intonation und Bedeutung (Aspekte der
- Prosodie -Semantik-Schnittstelle im Deutschen). -Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. phil. Stuttgart, 1997. — 99 S.
- Mobius B. Ein quantitatives Modell der deutschen Satzintonation. Tubingen: Niemeyer, 1993. — 220 S.
- Muller U. Theoretische Grundlage fur phonetische Ubungen mit Polnischsprechenden // Hallesche Schriften, 1996.- S. 169 179.
- Noth E. Prosodische Information in der automatischen Spracherkennung: Berechnung und Anwendung. -Tubingen: Niemeyer, 1991.
- Oakeshott-Taylor J. Text und Intonation // Texte in Sprachwissenschaft, Sprachunterricht und Sprachtherapie. Tubingen: Narr. — S. 53 — 54.
- Ohala J.J. An Ethological Perspective on Common Cross-Language Utilization of Fo of Voice // Phonetica. 1984. — Vol. 41. — p. 1- 16.
- Pheby J. Intonationsbeschreibung des Deutschen mit Hilfe von «Informationseinheit» und «Informationsverteilung» // Zeitschrift fur Literaturwisenschaft und Linguistik. -Gottingen:Vandenhoeck & Ruprech. 1984. — № 49. -S. 35 — 52.
- Pheby J. Intonation und Grammatik im Deutschen. -Berlin: Akademie Verlag, 1975. 192 S.
- Pierrehumbert J. The phonology and Phonetics of English Intonation. unpubl. Ph. D dissertation. -Bloomington: MIT, 1980.
- Riesel E. Stilistik der deutschen Sprache. M.: Verlag fur fremdsprachige Literatur, 1959. — 468 S.
- Rottger F. Phonetische Gestaltungen bei jungen Kindern. Munchen Beck^sche Verlagsbuchhandlung, 1931. — 218 S.
- Schadlich H.-J. Uber «terminale» Intonation im Deutschen // Beitrage zur Sprachwissenschaft, Volkskunde und Literaturforschung. Berlin: Akademie — Verlag, 1965. — S. 344 — 353 201. Schonherr B. Syntax — Prosodie — nonverbale
- Kommunikation. Tubingen: Niemeyer, 1997. — 233 S.
- Selkirk E. 0. Phonology and Syntax. The Massachuhusetts Institute of Technology, 1984. — 476 P
- Selkirk E.O. Sentence Prosody: Intonation, Stress, and Phrasing. in: The Handbook of Phonological Theory. — Basil Blackwall Ltd, 1995. — p. 550 — 569.
- Stock E. Grundfragen der Melodisierung im deutschen Aussagesatz. Habil. Sehr. — Halle, 1969.
- Stock E. Text und Intonation 1. // Sprachwissenschaft, 1996. № 21. — S. 1−28.
- Stock E. Untersuchungen zu Form, Bedeutung und Funktion der Intonation im Deutschen. Berlin: Akademie Verlag, 1980. — 184 S.
- Stock E., Zacharias Ch. Deutsche satzintonation. -Leipzig: VEB Verlag Ezyklopadie, 1982. 124 S.
- Sweet H. New English Grammar Pts. Oxford, 1899.
- Tischer B. Die vokale Kommunikation von Gefuhlen. -Weinheim: Beltz Psychologie Verlag — Union, 1993. — 343 S.
- Tischer B. Die vokale Kommunikation von Gefuhlen. -Weinheim: Beltz — Psychologie-Verlag-Union, 1993. -343 S.
- Vaissi’ere J. The use of Prosodic Parameters in Automatic Speech Recognition // NATO ASI Series / ed. by H. Niemann et al. Berlin / Heidelberg: Springer-Verlag. — 1988. — Vol. 46. — p. 71 — 99.
- Vaissiere J. Phonetic Explanations for Cross-Linguistic Prosodic Similarities // Phonetica.1995.- № 52. p. 123 — 130.
- Vladimirova T. Kontrastive Untersuchung zur bulgarischen und deutschen Intonation in frei produzierten Gesprachen. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr.phil.- Halle (Saale), 1986.- 187 S.
- Wagner K.R. Korpus und Theorie des Spracherwerbs // Kindliche Sprachentwicklung. Konzepte und Empirie/ Hrsg. K.Ehlich. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996. S. 135 — 159.
- Weir R.H. Some Questions on the Child’s Learning of Phonology // Smith F. & Miller G.A. (eds) The genesis of language. Cambridge, MA: MIT, 1966. -p. 153 — 168.
- Weiss A. Syntax spontaner Gesprache. Dusseldorf: Schwann, 1975.
- Whalen D.H., Levitt A.G., Quwang W. Intonational differences between the reduplicative babbling of French- and English-learning infants // Journal of Child Language, 1991. № 18. — p. 501 — 516.
- Winkler Ch. Untersuchungen zur Kadenzbildung indeutscher Rede. Munchen: Hueber Verlag, 1979. -198 S.
- Wodarz H.-W. Uber vergleichende satzmelodische Untersuchungen // Phonetica. 1960. — № 5. — S. 7 5 — 98.
- Wunderlich D. Der Ton macht die Melodie // Intonationsforschungen (Hrsg. von Hans Altmann), 1988. S. 1 — 40.
- Zacharias Chr. Die Intonation des Fragesatzes als Ausdruck seiner kommunikativen Funktion. -Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades doctor philosophiae. Berlin, 1966.